Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературное наследие А.Г. Достоевской Андрианова, Ирина Святославовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Андрианова, Ирина Святославовна. Литературное наследие А.Г. Достоевской : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Андрианова Ирина Святославовна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Петрозаводск, 2012.- 290 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1261

Введение к работе

Актуальность исследования. Степень научной разработанности проблемы. В истории русской литературы 2-й половины XIX начала XX в. до сих пор существуют значительные лакуны. Так, исследователи обходят серьезным вниманием литературное творчество и деятельность жен великих писателей. Среди жен литераторов помощниц, вдохновлявших на творчество, содействовавших успеху литературной работы мужей, но при этом сумевших сохранить свою авторскую самобытность, имя Анны Григорьевны Достоевской (18461918) занимает одно из первых мест. В последние 14 лет жизни Ф. М. Достоевского она была его супругой, матерью детей и помощницей в работе как стенографистка, переписчица, соавтор, первый читатель и критик, личный секретарь и бухгалтер. За годы семейной жизни и совместной творческой работы Ф. М. и А. Г. Достоевских талант писателя достиг своего апогея, была создана бльшая часть литературного наследия – роман «Игрок» (1866), 6-я часть и эпилог «Преступления и Наказания» (ноябрь и декабрь 1866), романы «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), статьи, фельетоны и рассказы в еженедельнике «Гражданин» (1873-1874), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-1880) и повременные издания «Дневник Писателя» (1876, 1877, 1880, 1881). После смерти мужа в 1881 г. А. Г. Достоевская стала хранительницей его литературного наследия, архивариусом, биографом, издателем, книгопродавцем, редактором, текстологом, библиографом, комментатором, организатором и попечителем церковно-приходской школы имени Ф. М. Достоевского.

Кроме значительного вклада в творческую работу мужа, А. Г. Достоевская имеет весомые личные заслуги перед русской литературой. Самую ценную часть ее литературного наследия составляет мемуарная проза – дневник и воспоминания. Ни одна крупная научная работа о Достоевском не обходится без них как источника биографических сведений. Судьба дневника и воспоминаний на сегодняшний день сложилась не совсем обычно: оба произведения не только мало исследованы в художественном отношении, но и опубликованы не полностью. До настоящего времени стенографический дневник никто не мог расшифровать, кроме Ц. М. Пошеманской в 1950-1970-е гг., но в ее расшифровках отдельные записи дневника остались разобранными предположительно или не расшифрованными совсем. Что касается воспоминаний А. Г. Достоевской, то они никогда не были в печати в том объеме, в каком существуют в беловой рукописи (за пределами изданий остались 44 главы), не исследованы сохранившиеся рукописные редакции глав и черновые автографы. Литературное значение имеют некоторые из писем А. Г. Достоевской к мужу и современникам. В ее архиве хранятся неопубликованные рукописи с художественными опытами (пьесой, двумя рассказами, шуточными стихами).

Издательская, музейная и библиографическая деятельность А. Г. Достоевской, явившаяся продолжением ее литературной, литературно-критической и литературоведческой работы, не получала специального исследования. Между тем она представляет особый интерес не только для биографов Достоевских, но и для историков русской книги, книжного и музейного дела, архивистов и библиографов.

Написать труд о бабушке собирался А. Ф. Достоевский (1908-1968). Он записывал личные воспоминания и собирал материалы о ней. Но при жизни внук Анны Григорьевны успел издать и подготовить к печати только несколько статей. Единственной на сегодняшний день наиболее полной научной биографией А. Г. Достоевской остается монография С. В. Белова «Жена писателя: Последняя любовь Ф. М. Достоевского», опубликованная в 1986 г. (переиздана в 2010 г.). При подготовке своего труда автор провел значительную работу по исследованию архивных материалов Достоевских, а также внушительного корпуса периодики конца XIX – начала XX вв. и мемуарных источников. Вместе с тем исследователь не учел многие архивные материалы А. Г. Достоевской (записные тетради, бльшую часть переписки, деловые документы, автографы художественных произведений), в результате чего нарушается целостность биографической картины.

Изучением и публикацией мемуарной прозы и эпистолярного наследия А. Г. Достоевской, кроме С. В. Белова, в разные годы занимались Л. П. Гроссман, Ю. И. Айхенвальд, Н. Ф. Бельчиков, В. А. Туниманов, Б. Н. Тихомиров, С. В. Житомирская, В. Н. Абросимова, Э. Гарэтто, но это публикации ее избранных материалов и лишь первые шаги к рассмотрению литературного наследия А. Г Достоевской.

Объектом исследования является литературное наследие А. Г. Достоевской. Предметом исследования стало изучение связи печатного и рукописного наследия Ф. М. Достоевского с мемуарным и эпистолярным наследием А. Г. Достоевской, ее художественные произведения, издательская, музейная и библиографическая деятельность.

Материалом исследования послужили рукописные и печатные источники дневника, воспоминаний, литературных произведений (фарса, двух рассказов, шуточных стихотворений), писем А. Г. Достоевской. Значительная часть рукописных материалов, хранящихся в архивах и отделах рукописей музеев и крупнейших библиотек: научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ), рукописного отдела Института русской литературы (ИРЛИ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), отделов рукописей Российской национальной библиотеки (РНБ) и Государственного литературного музея (ГЛМ), – не была опубликована. В исследовании учитывались все научные публикации произведений А. Г. Достоевской (дневника, воспоминаний и переписки с Ф. М. Достоевским), но цитаты приводятся по последним изданиям.

Источниками для изучения литературного наследия А. Г. Достоевской, а также ее издательской, музейной и библиографической деятельности стал значительный корпус архивных документов, не введенных ранее в научный оборот, это записные тетради и книжки А. Г. Достоевской, ее переписка, переписка Ф. М. Достоевского, различные деловые и хозяйственные документы супругов, материалы А. Ф. Достоевского из архивов РГБ, ИРЛИ, РГАЛИ, РНБ, ГЛМ, ЦГАЛИ СПб, Музея Л. Н. Толстого. Всего в данной работе исследованы 82 единицы хранения. При работе с архивными фондами особое внимание обращалось на документы, которые прежде не становились предметом изучения. Их введение в научный оборот поможет в полной мере оценить значение многосторонней деятельности А. Г. Достоевской и ее заслуги перед русской культурой.

Среди архивных материалов, привлекаемых в данной работе, особо выделим т. н. «альбомы А. И. Калугина», хранящиеся в «Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына» в Москве. В 84 альбомах содержатся вырезки из русских эмигрантских газет («Русская мысль», «Новое русское слово» и др.), посвященные отдельным писателям (Ф. М. Достоевскому, Б. К. Зайцеву, И. С. Шмелеву и др.). Это ценнейший источник для исследователей, т. к. фонды эмигрантских газет и журналов XX века в российских библиотеках далеки от полноты. В альбоме А. И. Калугина «Ф. М. Достоевский» вместе со статьями исследователей-эмигрантов о жизни и творчестве писателя хранятся статья Е. П. Достоевской о Федюше – внуке писателя, публикация стихов мальчика, а также малоизвестные в России воспоминания проф. В. Н. Сперанского об А. Г. Достоевской.

Цель данной работы состоит во всестороннем рассмотрении и описании литературного наследия А. Г. Достоевской с учетом ее издательской, музейной и библиографической деятельности. Основное внимание уделено анализу текстологических проблем литературного наследия и поэтики жанра. Для достижения указанной цели в диссертации решаются следующие основные задачи:

1) изучение архива А. Г. Достоевской;

2) исследование роли А. Г. Достоевской как стенографа, переписчицы, критика, соавтора в творческом процессе Ф. М. Достоевского;

3) освещение малоизученных и неизвестных подробностей биографии А. Г. Достоевской;

4) анализ благотворительной деятельности А. Г. Достоевской;

5) анализ издательской деятельности А. Г. Достоевской, ее деятельности редактора и текстолога;

6) анализ «литературности» стенографического дневника А. Г. Достоевской, исследование его пространственно-временной организации, жанрового содержания, образа автора и образа главного героя, структуры, творческой истории и истории публикации;

7) изучение художественных особенностей и творческой эволюции текста воспоминаний от черновых автографов к окончательному произведению, выполнение текстологического анализа рукописных материалов воспоминаний;

8) исследование художественного своеобразия литературных произведений А. Г. Достоевской;

9) анализ своеобразия эпистолярного наследия А. Г. Достоевской, в частности, ее переписки с мужем как литературного памятника;

10) текстологическое исследование зачеркнутого и исправленного А. Г. Достоевской текста писем Ф. М. Достоевского к ней;

11) анализ библиографической и музейной деятельности А. Г. Достоевской;

12) изучение истории собирания архива Достоевских и его судьбы в настоящее время;

13) исследование истории публикации литературного наследия А. Г. Достоевской;

14) введение в научный оборот большого массива новых архивных материалов, подкрепляющих основные наблюдения и предположения, высказанные в исследовании, а также редких материалов из русской периодики.

Поставленные задачи во многом определяют круг методов, используемых в работе. Методология исследования основана на культурно-историческом, художественно-эстетическом и аксиологическом принципах, которые являются основными для историко-литературной науки. При анализе литературного наследия и исследовании деятельности А. Г. Достоевской продуктивными оказываются метод текстологического анализа (изучение и критический анализ рукописей, истории текста, творческой истории произведения), биографический, герменевтический, сравнительно-исторический, историко-генетический, сравнительно-типологический методы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды представителей советской и российской текстологической науки – Б. В. Томашевского, Г. О. Винокура, С. М. Бонди, Д. С. Лихачева, Б. М. Эйхенбаума, А. Л. Гришунина, Л. Д. Громовой-Опульской, Н. К. Гудзия, В. А. Жданова, С. А. Рейсера. В данной работе учитываются результаты исследований Н. Ф. Бельчикова, А. С. Долинина, Г. И. Чулкова, Г. М. Фридлендера, В. Н. Захарова, Б. Н. Тихомирова, К. А. Баршта, Н. А. Тарасовой, важные в текстологическом изучении творчества Ф. М. Достоевского. В вопросах, связанных с анализом поэтики, привлечены исследования общетеоретического плана М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, в том числе посвященные непосредственно поэтике мемуарной и эпистолярной прозы Ю. Н. Тынянова, В. Б. Шкловского, Л. Я. Гинзбург, Л. М. Розенблюм, А. Г. Тартаковского, М. О. Чудаковой, О. Г. Егорова и ряда исследователей конца XX начала XXI вв. В работе учтены результаты биографических исследований жизненного и творческого пути А. Г. Достоевской Л. П. Гроссмана, Ю. И. Айхенвальда, А. Ф. Достоевского, С. В. Белова, В. А. Туниманова, С. В. Житомирской, И. Л. Волгина, Б. Н. Тихомирова, Д. А. Достоевского.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринято комплексное исследование литературного наследия А. Г. Достоевской. Для этого обобщается, систематизируется, анализируется материал, дающий представление об А. Г. Достоевской как литераторе. В работе впервые вводятся в литературоведческий обиход ее литературные произведения, избранная переписка, материалы записных книжек и деловых документов. С помощью этих материалов устанавливаются не известные ранее факты истории текста и творческой истории дневника и воспоминаний. К области научной новизны можно отнести также и то, что в процессе работы выявлен и атрибутирован автограф Л. Ф. Достоевской из архива РГАЛИ, ранее приписывавшийся авторству А. Г. Достоевской.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Участие А. Г. Достоевской в творческом труде Ф. М. Достоевского стало немаловажным событием в русской литературе: писатель разработал принципиально новую технологию литературного творчества, принесшую ему заслуженный успех; жена стала его незаменимым литературным сотрудником.

2. Мемуарная проза А. Г. Достоевской представляет не только документальный, но и литературный интерес: ее дневник и воспоминания – шедевры мировой мемуаристики. При их создании раскрылся в полной мере литературный дар писательницы, присущий А. Г. Достоевской.

3. А. Г. Достоевская стала создателем новой разновидности жанра личного дневника в русской литературе – личного стенографического дневника.

4. Исследование мемуарных произведений А. Г. Достоевской подтверждает ее стремление к литературному описанию событий семейной и творческой жизни Ф. М. Достоевского.

5. Сопоставительный анализ текстов дневника и воспоминаний свидетельствует о различных жанровых установках в работе над этими произведениями.

6. А. Г. Достоевская обладала незаурядным литературным даром: на это указывают ее свободное владение словом, мастерство в создании произведений комического жанра (юмористического рассказа, фарса, шуточных стихов и пародий), умение в мемуарных произведениях создавать характеры и образы современников, среди которых в первую очередь образ Ф. М. Достоевского, писателя и семьянина.

7. А. Г. Достоевская играла ключевую роль в текстологической подготовке, издании и распространении сочинений Достоевского, во многом благодаря ее целенаправленным усилиям сложилась его посмертная творческая репутация и мировое признание.

8. Личность, литературное творчество и общественная деятельность А. Г. Достоевской являются значительным явлением в истории русской литературы и культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем раскрывается роль А. Г. Достоевской в творческом процессе Ф. М. Достоевского; обосновываются литературное значение и жанровая оригинальность ее личного стенографического дневника, творческая история, история текста и художественное своеобразие ее воспоминаний; даны описание и анализ поэтики ее дневниковой и мемуарной прозы, текстологические рекомендации по публикации ее рукописного наследия.

Практическая значимость работы определяется возможностью введения в научный оборот новых архивных материалов. Результаты и материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по русской литературе, текстологии, издательскому делу и редактированию, архивному делу, музееведению, библиографии, истории стенографии, в спецкурсах и в спецсеминарах по творчеству Ф. М. Достоевского, при подготовке научных изданий сочинений Ф. М. и А. Г. Достоевских, а также М. М., А. М., Л. Ф. Достоевских; в научно-исследовательской работе, посвященной деятельности И. С. Аксакова, Д. В. Аверкиева, С. Н. Булгакова, А. С. Глинки, Д. С. Мережковского, В. В. Розанова, К. К. Случевского, Е. В. Тарле, С. А. Толстой, В. И. Немировича-Данченко, К. С. Станиславского, М. Н. Ермоловой, С. П. Дягилева. Материал, представленный в диссертации, может служить источником для дальнейших исследований как жизни и творчества А. Г. Достоевской, так и творчества других мемуаристок XIX – начала XX вв.

Апробация работы. Отдельные положения диссертации были представлены в виде докладов на международных конференциях: «Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв.: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр» (Петрозаводск, 2005, 2008, 2011), «Достоевский и современность» в Доме-музее писателя в Старой Руссе (2007, 2008, 2010, 2011, 2012), «Достоевский и мировая культура» в Литературно-мемориальном музее писателя в С.-Петербурге (2008, 2009), «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения») (Великий Новгород, 2008, 2009, 2011), «Историко-культурный и экономический потенциал России: наследие и современность» (Великий Новгород, 2010, 2011, 2012); на всероссийских научных конференциях: «Гуманитарные науки в регионах России: состояние, проблемы, перспективы» (Петрозаводск, 2009), «Актуальные проблемы источниковедения и текстологии в контексте современных информационных технологий» (Москва, 2011); на региональной научной конференции «Христианский брак и проблемы семейной жизни» (Великий Новгород, 2008). Автором диссертации, совместно с Б. Н. Тихомировым и Е. Н. Вяль, был подготовлен к изданию текст воспоминаний А. Г. Достоевской, который выпущен Санкт-Петербургским издательством «Азбука» в 2011 году. Отдельные результаты диссертационной работы апробировались в рамках научных проектов РГНФ, где автор диссертации являлся руководителем: «Создание раздела ЭНИ „Достоевский”: Литературное наследие Достоевских» (№04-04-12017в, 2004-2006), «Подготовка к публикации мемуарного и эпистолярного наследия А. Г. Достоевской (текстология, комментарии)» (№07-04-00252а, 2007-2009), «„Музей памяти Ф. М. Достоевского”: концепция, история создания и развития литературного проекта» (№111-34-00314а2, 2011-2013), и исполнителем совместно с сотрудниками Петрозаводского и Новгородского государственных университетов: «Подготовка к изданию собрания сочинений М. М. Достоевского» (№04-04-00200а, 2004-2006), «Автоматизированная система распознавания и дешифровки стенографии XIX – начала XX вв.» (№11-01-12026в, 2011-2013). Результаты диссертационного исследования отражены в 17 публикациях.

Структура диссертации определяется поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, библиографического списка источников и литературы, включающего 382 наименования, приложений с иллюстративным материалом творческой работы А. Г. Достоевской.

Похожие диссертации на Литературное наследие А.Г. Достоевской