Введение к работе
Актуальность исследования заключается, в первую очередь, в
гом, что в диссертации' впервые систематически описаны и
фоанализированы взгляды П. П. Перцова (1868-1947) на развитие
>усскоЙ литературы 19 века. В середине 1890-х - начале 1900-х гг.
Іерцов был одним из видных деятелей модернистского движения в
'оссий. В течение четверти века он был заметной фигурой в русской
ублицистике, сотни его статей были опубликованы на страницах
іоссийских дореволюционных периодических изданий. Личные и
еловые отношения связывали его с крупнейшими творцами
їеребряного века. Работы Перцова заслужили высокую оценку И. Ф.
лненского и Н. М. Минского; ему посвящали стихи В. Я. Брюсов и 3. Н.
иппиус; как издатель и редактор он способствовал вступлению в
итературу А. А. Блока и В. В. Розанова. Однако современники не
ассматривали его как фигуру .первого ряда". Современная волна
убликаций, посвященных культуре Серебряного века, также
рактически обошла его стороной. Одна из важнейших причин этого
остоит в том, что основные труды Перцова были завершены уже
осле революции, когда возможности для их публикации полностью
гсутствовали. Многие из них не опубликованы до сих пор. Таким
бразом, важнейшие работы Перцова оказались сегодня вне сферы
jk читательского, так и исследовательского внимания. Между тем,
ерцов является одним из последних представителей Серебряного
*ка в русской культуре. Заслонённый в сегодняшнем историко-
(тературном восприятии фигурами своих великих современников,
ерцов, на наш взгляд, заслуживает, тем не менее, самого
остального внимания как литературоведов, так и представителей
дежных специальностей (в первую очередь, философов и
:кусствоведов). Нами предпринята попытка реконструкции той
ютемы идей и представлений, которая позволила критику создать
іигинальную концепцию эволюции русской литературы. В связи с этим,
ітературно-критические работы Перцова анализируются в контексте
2 его философского, искусствоведческого и т. д. наследия.
Тексты Перцева рассматриваются на широком фоне литературно критических и - шире идеологических представлений конца 19 первых десятилетий 20 века. Таким образом, они оказываются вписаны 8 контекст гуманитарной мысли его эпохи. Диссертаци. находится в русле современной историко-литературной проблематики связанной с заполнением пробелов в изучении русской литературы 2 века, в частности, в изучении истории русской литературной критику остающейся, в целом, одним из наименее исследованных видо, литературного творчества.
Научная новизна исследования обусловлена широким крутої источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, диссертации использованы многочисленные архивные материалы, также материалы, опубликованные в периодической печати конца 19 первых десятилетий 20 века и с тех пор не переиздававшиеся.
Цель исследования состоит в разностороннем анализе созданно Перцовым концепции развития русской литературы 19 века экспликации её системного основания.
Сформулированной цели соответствуют следующие важнейши задачи:
исследование генезиса созданной Перцовым концепции;
исследование механизмов порождения созданной Перцовы концепции;
исследование структуры созданной Перцовым концепции;
исследование механизмов внутреннего развития созданно Перцовым концепции;
исследование связи созданной Перцовым концепции с ег общефилософскими представлениями, а также с соответствующий концепциями его предшественников и современников;
исследование взаимодействия различных методов анализа литературно-критических работах Перцова.
Теоретической основой исследования являются, в первую очередь, работы В. М. Паперного1 и В. М. Марковича2, в которых предпринят анализ, соответственно, гоголевского и лермонтовского мифов в культуро Серебряного века. Нам представляется, что именно методология, примененная этими исследователями (в первую очередь, 3. М. Паперным), в максимальной степени способствует адекватной «нтерпретации литературно-критического текста Серебряного века. 1ри решении более общих проблем, связанных с анализом литературной іритики как особого вида литературного творчества, мы «риентировались, прежде всего, на исследования Б. Ф. Егорова3 и М. 1. Гаспарова4.
Методологической основой исследования является, в первую ічередь, сравнительно-исторический метод, дополненный элементами труктурного анализа.
Практическая значимость исследования состоит в возможности спользования достигнутых нами результатов при издании работ Іерцова и их комментировании. Материалы диссертации могут ривлекаться при составлении научной биографии Перцова, а также при оздании истории русской литературной критики 20 века. Іредставленньїй в диссертации материал может использоваться в роцессе преподавания истории русской критики и русской литературы ачала 20 века в высших учебных заведениях, а также при одготовке спецкурсов.
Основные положения диссертации апробированы на Третьих альмонтовско-Цветаевских чтениях - международной научной )нференции на тему .Константин Бальмонт, Марина Цветаева и
Паперный В. М. В поисках нового Гоголя // Связь времён. Проблемы преемственности в русской
тературе конца 19 - начала 20 в. М., 1992. С. 21-47.
Маркович В. М. Миф о Лермонтове на рубеже 19-20 веков // Имя - сюжет - миф. СПб., С. 115-139.
Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. Л., 19В0. Гаспаров М. Л. Критика как самоцепь // Новое литературное обозрение. 1994. № 6. С. 6-9.
4 художественные искания 20 века" (Иваново, 10-14 сентября 1S96 года); на международной научной конференции .Русская литературная критика серебряного века" (Новгород, 7-9 октября 1996 года); на международной научной конференции „Литературный текст: проблемы и методы исследования" (Тверь, 20-23 февраля 1997 года); на аспирантских семинарах при кафедре теории литературы и русской литературы 20 века Ивановского государственного университета. По теме диссертации опубликованы три работы, перечень которых дан в конце автореферата.
Структура диссертации основана на наиболее закономерных принципах раскрытия темы и решения поставленных проблем. Диссертация состоит из трёх глав, введения и заключения. К диссертации прилагается список использованной литературы. Основной текст диссертации изложен на 172 страницах компьютерного набора. Список использованной литературы включает 204 наименования.