Введение к работе
/J
Актуальность темы. В последние годы в современном литературоведении все более заметным становится стремление выйти из узкого круга імен, в котором до недавнего времени замыкалось изучение истории русской литературы конца ХУШ- начала XIX века. Расширение фактического материала и пересмотр устоявшихся точек зрения на литературный процесс той эпохи выдвигает ряд
писателей, на творчество которых прежде" не обращалось вни
мания. _ „_
Невнимание к творчеству Ф.В.?оотспчина(1763-1&26гг.) можно объяснить з какой-то степени объективной причиной - его литературное наследие на должном уровне в XIX веке в Россиииздано не было, единственное, далеко не полное ж небрежно изданное собрание сочинений Ростопчина в одном томе вышло в 1853 году /СПб./....
Русское дореволюционное литературоведение творчеством Ростопчина почти не занималось, В основном историки литературы обращались ж «го прожзведвнжжм оря изучения патриотического движения в русском обществе в период Отечественной войны 1812 г. Отсюда и односторонность их подхода к Ростопчину} в нем видели только публициста, а не оригинального художника слова. Односторонность и предвзятость дореволюционных авторов, как апологетов Ростопчина, так и его ниспровергателей, не способствовали объективной оценке творчества писателя. Игнорирование литературного наследия Ростопчина не может быть истолковано линь как результат некой случайности. Интерес и его спад < л:г-жсстя Рс^толчина следует искать прежде всего в эволюция литературно-общественных процессов Россиж ИХ вежа*
В советский период до недавнего времени не было ни одной
—публикации о. литературном наследии Ростопчина, не упоминается его имя и в обзорных статьях, посвященных русской прозе и драматургии'конца ХУИ1- начала XIX века.
Таким образом, актуальность предпринятого исследования обусловлена отсутствием специальных и монографических работ о творчестве писателя. Изучение литературного наследия Ростопчина может способствовать более четкому выявлению тенденций развития допушкинского периода литературы в их сложном взаимодействии.
Цель и задачи исследования - собрать и осмыслить разрозненное литературное наследие писателя и определить его место и роль в истории русской литературы.
Научная новизна работы. Это первое целостное исследование темы, заявленной в заглавии. Работа основывается на пересмотре устоявшихся представлений о литературном наследстве Ростопчина. В ходе работы над диссертацией была составлена библиогра^ фия русских и французских произведений Ростопчина и литературы о нем. В работе использован архивный материал Рукописных отделов Института русской литературы(ПупхшскйДоа), Государственной Публичной, библиотеки им.М.Е.Салтыкова-ЛЦедрина, Государственной библиотеки им.В.И.Ленина, Казанского государственного университета им.Н.И.Лобачевского, Центрального государственного архива литературы и искусств и Центрального государственного архива Октябрьской революции.
Методологической и теоретической базой работы являются разработанные современной литературоведческой наукой принципы источниковедческого, историко-литературного, сравнительно-типологического и текстологического исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы использовались при подготовке издания избранных произведений Ростопчина "Ох, французы!" (М.; Русская книга. - 1992. - 336 с./.. Материалы диссертации могут быть также использованы в общих курсах истории литературы, в спецкурсах и семинарах, посвященных русской литературе конца ХУЛ— -начала XIX века.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании Отдела пушкиноведения ИРЛИ РАН.; Основные положения диссертации излояены в статьях, опубликованных по теме, а также в выступления!
на конференции в Ивановском государственном университете /1969/ и на конференции молодых ученых ИРЖ РАН (I99QJ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, _трех_глав и^ заключения. В приложении дается библиЬграфия_про-. изведений Ф.В.Роотопчива я литературы о нем(і8І2-І992гт,).