Введение к работе
Актуальность поставленной проблемы обусловлена прежде всего неизученностью творчества Воейкова, загадкой его личности и определяется вниманием литературоведческой мысли к изучению литературы так называемого "второго ряда". Исследование "фона" историко-литературного процесса позволяет выявить закономерности жанрово-сталевого развития русской литературы на примере творчества Л.Ф.Воейкова. С другой стороны, актуальность выдвигаемой проблемы определяется необходимостью рассмотрения литературно-критической деятельности Воейкова как органического этапа русского историко-литературного процесса.
Предметом исследования (в теоретическом смысле) является творческая личность Воейкова , проявляющая себя в разнообразных сферах духовной деятельности и создающая оригинальные художественные ценности. Исходя из того, что деятельность есть живая реальность времени, в которой равно функциональны нравственно-этические, мировоззренческие, эстетические установки личности и проявления множества культурных и общественных факторов, смысл самого понятия "деятельность" предполагает изучение взаимоотношений творческой личности Воейкова с его эпохой; критическая и литературная продукция Воейкова осмысляется в общекультурном контексте, во взаимосвязи с эстетикой и философией карамзинизма, предромантизма и романтизма. Вошедший в тему комплекс общетеоретических и историко-культурных вопросов связан с актуализацией j..-горичсской поэтики в аспекте индивидуального творчества русского лит* ратора Воейкова как части совокупного метатскста.
Объектом исследования стала творческая биография Воейкова в деятельном критическом и литературном проявлении (от начала творческого пути в 1798 году до 1839 года - года смерти Воейкова), рассмотренная на фоне жаирово-стилевого движения эпохи. Опираясь на мемуарные свидетельства, архивные материалы и публикации в повременных изданиях первой трети XIX века, автор стремится реконструировать объективную картину бытования творческой личности Воейкова в общекультурном контексте эпохи.
Источниковедческий и архивный материал подчинен определению места и роли типа сознания, творческой деятельности и модели поведения Воейкова в культурном строительстве предромантической и романтической эпохи. Особое внимание привлекает закономерность появления парадоксальной фигуры
f !
Воейкова на сломе эстетических эпох, а также формы и способы пародийной интерпретации особенностей эволюционнго развития русской литературы и творческой деятелыюсти в архетипе личности Воейкова.
Сама постановка диссертационной проблемы во многом стала возможной, с одной стороны, благодаря активизации интереса к творчеству писателей так называемого "второго ряда", к литературному "фону", понимаемому широко, как историко-культурный контекст эпохи, тенденции рассматривать литературу и жизнь как совокупный метатекст и основывается на восприятии романтизма как мстакультурного явления русской жизни2.
С другой стороны, интерес к личности н творчеству Воейкова проявился на фоне проделанной в последние десятилетия работе по историко-литературному воскрешению ВА.Жуковского. Здесь следует назвать коллективную монографию томских ученых "Библиотека В.Л.Жуковского в Томске" (Т.1-Ш, 1978-1988) и новейшие исследования Э.М.Жиляковои, Р.В.Пезуитоаой, Ф.З.Кануиовой, О.БЛебсдевой, Н.Б.Реморовой, А.СЯнушкевича. Монографическое изучение жизни и литературно-критической деятельности Воейкова находится в русле этих тисканий и расширяет контекст, восприятия личности и творчества В.Л.Жуковского в литературе и культуре первой трети XIX века.
Принцип "в совокупности единого текста", единства жизни и литературы, осмысление творческой деятелыюсти Воейкова как. функционирования художественной системы, определили и методику исследования. Ее можно определить как метод гипотетической реконструцин материала, системно-функциональнй метод и типолого-текстологическьй анализ, обьедииснные в рамках проблемы исследования в единый комплексный подход. Принципиальными ориентирами в работе стали названные выше литературоведческие исследования В.Э.Вацуро, Д.СЛнхачева, Ю.МЛотмана, Н.И.Михайловой, сочетающие научные приемы анализа с размышлениями о судьбах культуры вообще. Единый комплексный подход дает возможность рассмотреть факты биографии Воейкова, архивные, источники и литературно-Подобный тип исследования намечен работами: Вацуро В.Э. Из истории литературного быта пушкинской поры.-М.,1989; Гиллельсон М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство.-Л.,1974; Его же. От арзамасского братства к пушкинскому кругу писателей.-Л.,1977; Лихачев Д С. Поэзия садов.-СПб.,1991; Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Литературное наследие дскаГ>рнетов.-Л.,1975.-С.25-70; Михайлова 11.11. "Парнасский мой orenVM.,1983
критические произведения в целом; в таком случае любой эмпирический материал получаст толкование на уровне кода эпохи, ее знаков, мотивов и сюжетов, в работе выстраиваются типологические модели, в которых текст, критический и собственно художественный осмысливается и анализируется на основе конкретно-исторического материала эпохи, художественных стереотипов.
Научная новизна исследования определяется его основной установкой -изучением впервые тпорческого наследия Посйкопа, критической и собственно литературной деятельности как оригинального воплощения русского романтизма в историко-литературном контексте эпохи, В этом отношении научные результаты работы могут быть сформулированы следующим образом:
1) В повременных изданиях первой трети XIX века ("Пестике Европы",
"Сыне отечества", "Соревнователе просвещения и благотворения", "Новостях
литературы", "Славянине", "Русском инвалиде", "Литературных прибавлениях к
"Русскому инвалиду") и архивохранилищах найден, по возможности
атрибутирован и реконструирован фактический материал, т.е.
систематизированы разножанровые критические и литературные произведения
Воейкова, тексты его полемических выступлении в печати,
2) Своеобразие поэтического мира, философии и эстетики Воейкова
вписано в мировоззренческий и эстетический контекст переходной эпохи.
-
Изучены тенденции художественного развития Воейкова, рассмотрены особенности воплощения его эстетики в живой писательской практике на фоне жанрового движения русской литературы XIX века.
-
Раскрыты н проанализированы уровни и принципы взаимодействия критического и литературного творчества Воейкова с критикой, прозой и поэзией П.М.Карамзина, В.Л.Жуковского, А.С.Пушкина, П.А.Вяземского, О.И.Сенковского, Н.Л.Полевого и других литературных деятелен.
-
Предложено определение места и значения архетипа Воейкова "жизнь-игра" в создании основного достижения переходной эпохи - типа человеческой личности.
Практическое значение диссертации дает возможность использовать ее основные результаты и выводы в дальнейших исследованиях историко-литературного процесса первой трети XIX века, им можно найти применение, в вузовских курсах лекций, в учебных пособиях, программах спецсеминаров и спецкурсов. В более широком плане диссертация призвана способствовать оживлению интереса к изучению "фона"' русской литературы XIX века. Представленная в приложении библиографии произведений Воейкова может быть использована в издательской практике.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры русской и зарубежной литературы Томского государственного университета. Огдельныс разделы се в виде сообщений были представлены на заседаниях аспирантского семинара кафедры. Определенные положения и выводы диссертационного исследования изложены в тезисах докладов на: межвузовских конференциях "Проблемы метода и жанра" в Томске (1988, 19992 гг,), вторых и третьих Варзобскчх чтениях "Проблемы писательской критики" в Душанбе (1990, 1992 гг.), конференции Традиции в контексте русской культуры" в Великом Устюге (1992 г.). Содержание диссертации отражено в 9 публикациях, четыре из которых находятся в печати.
Структура и обьем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы, включающего 280 наименований. Основной текст работы без примечаний и списка литературы занимает 226 машинописных страниц. Диссертация имеет приложение, представляющее собой библиографию сохранившихся в повременных изданиях первой трети XIX века критических и литературных текстов Поейкова.