Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лиро-эпические новообразования в творчестве севернорусских сказителей 1930-1950-х годов Козлова, Ирина Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Козлова, Ирина Владимировна. Лиро-эпические новообразования в творчестве севернорусских сказителей 1930-1950-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Козлова Ирина Владимировна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 357 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/933

Введение к работе

В последние два десятилетия творчество советских сказителей, как и советская культура в целом, устойчиво привлекают внимание отечественных и зарубежных исследователей. Это внимание кажется закономерным, поскольку в постсоветское время появилась возможность посмотреть на различные феномены советского прошлого, в том числе и на советский фольклор, с определенной временной и идеологической дистанции. Сегодня стало очевидно, что понятие «советский фольклор» является сложным и неоднородным и что творчество советских сказителей занимает в нем особое место, не являясь фольклором ни в традиционном, ни в современном понимании этого термина. Произведения сказителей создавались и функционировали в большей степени по законам литературы, чем фольклора, однако как специфический литературный феномен они до сих пор не изучались. Таким образом, основное внимание в данном исследовании оказалось сосредоточено на произведениях, созданных сказителями в 1930-1950-х гг. и определяемых здесь как лиро-эпические новообразования. Под лиро-эпическими новообразованиями (далее - ЛЭН) понимаются все авторские произведения сказителей, посвященные советским героям и явлениям советской жизни и ориентированные на эпические и лиро- эпические жанры традиционного фольклора (былину, песню, причитание).

Актуальность темы исследования. Лиро-эпические новообразования изначально имели чрезвычайно высокий статус в иерархии фольклорных форм советского периода, однако уже в 1950-е гг. подверглись резкой критике и были забыты исследователями почти на полвека. Повышенное внимание в 1930-е гг. к творчеству сказителей на новые темы было обусловлено тем, что, во-первых, оно наиболее ярко отражало официальную советскую идеологию «устами народа»; во- вторых, отражение этой идеологии облекалось в эпическую (лиро-эпическую) форму, которая считалась самой «престижной» и наиболее созвучной времени среди существующих форм фольклора. Во многом это явление типологически близко другим формам официальной советской культуры (литература, кино, архитектура), однако имеет и свою специфику, поскольку официальная риторика, попадая в «фольклорный» контекст, часто обретала дополнительный смысл и оказывалась наиболее понятной «простому народу». До сих пор ЛЭН ни разу еще не рассматривались комплексно как отдельный предмет исследования и особое дискурсивное образование советской культуры, чем и объясняется актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Для отечественной фольклористики 1930-1940-х гг. творчество сказителей представляло собой живое явление народной культуры, которому был посвящен ряд работ. При этом новые произведения сказителей рассматривались как аутентичный фольклор, являющийся развитием былой традиции, что не соответствует современной точке зрения. Начиная с 1950-х гг., ЛЭН стали считаться конъюнктурными текстами, не достойными внимания. Научный интерес к ЛЭН как к явлению культуры сталинского времени первыми проявили американские ученые: Ф. Ойнас в статье «Фольклор и политика в

Советском Союзе» (1973) и Ф. Миллер в диссертации «Фольклор сталинской эпохи в Советском Союзе» (1976), изданной в виде монографии «Фольклор для Сталина» (1990). Ф. Миллер первым провел серьезный научный анализ определенного корпуса ЛЭН и сопоставил их с аутентичным фольклором. В России чуть позже выходит сборник «Фольклор России в документах советского периода 1933-1941 гг.» (1994), собравший стенограммы докладов фольклористов, часть которых была посвящена методам создания новых произведений на советскую тематику, в том числе ориентированных на эпические и лиро-эпические жанры. Сборник стимулировал последующий ряд статей, посвященных отдельным советским сказителям или «творческим парам» (сказитель и собиратель). К этим вопросам обращались В. С. Бахтин, Т. Г. Иванова, Н. Г. Комелина, Е. В. Марковская, Л. И. Петрова,

  1. Г. Смолицкий.

В 2000-е гг. было опубликовано несколько работ, посвященных общим характеристикам советского фольклора: монография К. А. Богданова «Фольклорные жанры советской культуры» (2009), статьи У. Юстус, А. С. Архиповой и

  1. Ю. Неклюдова; и работы, посвященные отдельным героям советского лиро- эпического фольклора (А. А. Панченко, У. Юстус, Т. Г. Ивановой). Систематизацией текстов сказителей и изучением методов их создания плодотворно занималась Т. Г. Иванова. Представляется важным учесть в работе и анализ материалов, проделанный Т. Г. Ивановой, и наблюдения над социокультурным контекстом, в котором осуществлялось бытование ЛЭН, выявленные К. А. Богдановым, А. А. Панченко и У. Юстус.

Объектом исследования являются тексты, сложенные советскими сказителями в 1930-1950-х гг., определяемые как «лиро-эпические новообразования» (ЛЭН).

Предметом исследования является своеобразие жанрово-видовой специфики ЛЭН и принципов их функционирования в культуре.

Основной целью исследования является анализ соотношения литературной, фольклорной и социокультурной составляющих в творчестве советских сказителей на материале всего доступного нам корпуса ЛЭН.

Задачи исследования определяются поставленной целью:

    1. Собрать, систематизировать и классифицировать весь корпус доступных по опубликованным и архивным материалам ЛЭН по следующим принципам: географическому, хронологическому, по типу авторства, а также по степени близости к фольклору.

    2. Проследить историю возникновения, развития и угасания традиции создания

    ЛЭН.

      1. Определить и описать тип советского сказителя, учитывая его социальный статус, отношение к традиционной культуре, количество сложенных им ЛЭН и популярность его текстов.

      2. Рассмотреть основные принципы и механизмы текстопорождения ЛЭН.

      3. Выявить основные темы, сюжеты и проанализировать систему персонажей

      ЛЭН.

      6. Определить своеобразие поэтики ЛЭН как сочетания элементов поэтики фольклора и языковых клише официальной советской риторики.

      Основным материалом для исследования стали лиро-эпические тексты, выявленные автором исследования и определенные как ЛЭН: это тексты, сложенные советскими сказителями на русском языке в 1930-1950-е гг., опубликованные в сборниках, журналах и газетах того времени, а также хранящиеся в архивах Санкт- Петербурга (Рукописный отдел ИРЛИ РАН) и Архангельска (фонды Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова).

      Методология исследования представляет собой совокупность нескольких подходов, обеспечивающих комплексное исследование объекта. Подготовка материала потребовала обращения к источниковедческому методу и архивным разысканиям. При анализе текстов использовались историко-литературный и сравнительно-исторический методы рассмотрения материала в социокультурном контексте эпохи, что потребовало обращения и к методам культурологического исследования.

      Основные положения, выносимые на защиту

          1. Лиро-эпические новообразования, как и художественное творчество советских сказителей в целом, - это культурное явление, находящееся на стыке фольклора и литературы, которое требует рассмотрения в качестве особого целостного феномена советской культуры. ЛЭН не были и не стали фольклором в современном понимании этого термина, так как создавались и существовали по законам литературы, но, в то же время, не заняли своего места и в литературе, поскольку их создателями были в первую очередь люди традиционной устной культуры, не обладающие должным для профессиональных писателей уровнем литературной рефлексии.

          2. Творчество советских сказителей является неотъемлемой частью культуры своего времени. Оно имеет свои хронологические рамки и свой сюжетно- тематический круг, тесно связанный с тематикой средств массовой информации и массовой культурой эпохи. Несмотря на определенную ограниченность своего тематического круга ЛЭН за 20 лет пережили некоторую эволюцию как на уровне содержания, так и на уровне формы.

          3. Несмотря на то, что возникновение лиро-эпических новообразований было связано с социальным заказом со стороны государства, оно имело свои предпосылки в традиционной культуре и оказалось поддержано инициативой исполнителей.

          4. Лиро-эпические новообразования имеют синтетическую жанровую природу и могут включать в пределах одного текста элементы поэтики былин, причитаний, исторических и лирических песен, а также мотивы сказок и легенд, при этом сочетая используемые традиционные формулы с сюжетами и риторикой советских СМИ.

          5. Лиро-эпические новообразования были формой творчества одного поколения, так как не известно, чтобы кто-либо из создателей ЛЭН передавал их своим детям или учил их складывать подобные произведения.

          Научная новизна исследования. Хотя в постсоветской науке проблематика, связанная с бытованием советского фольклора, привлекала внимание представителей различных дисциплин, обобщающего исследования, рассматривающего лиро- эпические новообразования в качестве особого эстетического феномена, возникшего на стыке фольклора и литературы, идеологии и индивидуального творчества, до настоящего времени не было создано. Данная работа является первым исследованием, в котором творчество сказителей на советскую тематику рассматривается на столь представительном корпусе текстов (449 единиц). Впервые охарактеризован тип советского сказителя с опорой на разные критерии оценки его творчества (включенности в традиционную культуру, количества сложенных им ЛЭН, популярности его текстов), выработана классификация «литературных помощников» сказителей. Впервые дается классификация и характеристика всего известного корпуса ЛЭН по сюжетно-тематическому принципу.

          Теоретическая значимость исследования. В диссертации вводится новый научный термин - лиро-эпические новообразования (ЛЭН), определяется круг текстов, относящихся к этому явлению, задаются характеристики этого типа текстов с точки зрения их формы, содержания и способа создания. Проведен комплексный анализ всего творчества сказителей на советскую тематику как некого единого корпуса текстов. Предложенные методы анализа лиро-эпических новообразований 1930-1950-х гг. могут быть применимы и при анализе более поздних текстов «наивных» поэтов, ориентированных на фольклор.

          Научно-практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, где рассматриваются связь литературы и фольклора, вопросы об авторском начале в фольклоре и фольклорном компоненте в наивной литературе, а также при издании произведений сказителей и составлении к ним комментариев. Материалы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут стать основой новых образовательных программ, а также спецкурсов и учебных пособий по литературе и фольклору советского времени.

          Апробация работы. Основные положения диссертации в виде докладов были представлены на ежегодных всероссийских научных конференциях «Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011), «Мифология и повседневность» (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН, 2007, 2008), ежегодных международных научных конференциях «Славянская традиционная культура и современный мир» (Москва, ГРЦРФ, 2008, 2009, 2010, 2011), международной конференции молодых исследователей «Современные методы исследования в гуманитарных науках» (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН, 2008, 2011), всероссийской научной конференции памяти И. В. Зырянова «Миф. Фольклор. Литература» (Пермь, 2008), всероссийской научной конференции «Общенациональное и региональное в современном фольклоре: тексты и исследования» (Москва, ГРЦРФ, 2008), международной научной конференции к 90- летию со дня рождения К. В. Чистова «Фольклор и этнография» (Санкт-Петербург, Кунсткамера, 2009), II Всероссийском конгрессе фольклористов (Москва, ГРЦРФ, 2010), всероссийских научных семинарах «Соцреализм сегодня: новые подходы к тоталитарной эстетике» (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН, 2007), «Русский политический фольклор» (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН, 2009, 2010), научной конференции «Грозное время: война в зеркале человеческого восприятия» (Санкт- Петербург, РИИИ, 2010), международной научной конференции «Белые чтения» (Москва, РГГУ, 2010), IX конгрессе этнографов и антропологов России (Петрозаводск, 2011), VI научной конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера «Рябининские чтения» (Петрозаводск, 2011), XIX «Лотмановских чтениях» (Москва, РГГУ, 2011).

          По материалам диссертации опубликовано 15 статей общим объемом 11,2 п. л., в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК.

          Объем и структура диссертации. Исследуемый материал, поставленные цель и задачи определили структуру работы. Диссертация (общим объемом 14 п. л.) состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и 10 приложений.

          Похожие диссертации на Лиро-эпические новообразования в творчестве севернорусских сказителей 1930-1950-х годов