Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лирическое пространство поэзии Юрия Кублановского Калинин, Станислав Станиславович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калинин, Станислав Станиславович. Лирическое пространство поэзии Юрия Кублановского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Калинин Станислав Станиславович; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2013.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/526

Введение к работе

Литературное творчество Юрия Михайловича Кублановского (родился в 1947 г.) представляет собой своего рода культурный феномен, свидетелями и современниками которого мы являемся. В 1981 году в предисловии к первому сборнику стихов поэта И.А. Бродский написал, что творчество Кублановского – «событие чрезвычайно значительное, с последствиями которого русской поэзии придется считаться на протяжении многих десятилетий» .

С тех пор прошло более тридцати лет, но лирика Кублановского по-прежнему не стала предметом самостоятельных специальных литературоведческих исследований, его имя пока еще редко упоминается в большинстве литературно-критических трудов о путях развития современной поэзии.

Исследование формирующихся на наших глазах культурных феноменов создает сложную с методологической точки зрения ситуацию: наука чаще всего изучает уже ушедшие в прошлое явления. Однако незавершенный процесс – продолжающийся сегодня творческий путь поэта Ю.М. Кублановского – дает нам уникальную возможность сориентироваться в реальности происходящего на наших глазах, разобраться в тенденциях развития лирики и вообще словесного искусства за последние полвека.

Литературное творчество Кублановского представляет несомненный интерес для филолога, ибо в его поэзии непрерывно происходит процесс осмысления истории России, формирования поэтического языка, образования новых смысловых форм. Не случайно И.А. Бродский отметил тот факт, что Кублановский «обладает, пожалуй, самым насыщенным словарём после Пастернака». Как заметил нобелевский лауреат, стихи Кублановского не поддаются ни тематической, ни жанровой классификации, поскольку для его поэтического мышления характерно преобладание личного начала над какой бы то ни было тенденцией, и он способен «говорить о государственной истории как лирик и о личном смятении тоном гражданина». Личное начало – условие лирической поэзии, оно распространяется и на публицистику.

Неотъемлемыми качествами лирики Кублановского А.И. Солженицын считал «глубинную сроднённость с историей и религиозную насыщенность чувства». В эссе о Кублановском, написанном по поводу вручения поэту литературной премии 2003 года, он назвал отличительной особенностью поэзии своего младшего современника «верность традициям русского стихосложения, ненавязчиво, с большим чувством меры обновлённой метафоричностью». Ценность поэзии Кублановского, по авторитетному мнению эссеиста, в том, что она «сохраняет живую <…> полноту» русского языка в то время, когда «вся литература в целом понесла потери в русскости языка, сужается в лексике».

Кублановский удостоился, как мало кто из современных поэтов, двух столь высоких отзывов от классиков современной русской литературы, весьма далеких друг от друга по мировоззрению и эстетическим принципам.

Однако до сих пор монографий о Кублановском не существует. Настоящая работа – один из первых шагов на пути специального изучения его литературного творчества.

Актуальность темы настоящего исследования определяется необходимостью изучения такого значительного и целостного художественного явления, каким является творчество нашего современника Ю.М. Кублановского. Диссертация посвящена исследованию творческого пути поэта, заметно обогатившего отечественную литературу и повлиявшего на формирование литературного процесса последней четверти ХХ – начала ХХI века.

Научная новизна работы заключается в выборе объекта изучения: ни лирика как целостный художественный мир, ни публицистика Кублановского, ни более или менее развернутые биографические сведения о нем до сих пор не стали предметом обстоятельных литературоведческих исследований. Настоящая диссертация предпринимает попытку провести комплексный анализ образно-эстетической системы Кублановского в литературном, общественном и философском контексте последней трети ХХ – начала ХХI века, а также очертить религиозно-духовный аспект его творчества. В центре пристального изучения – ряд произведений, которые не привлекали до настоящего времени специального внимания исследователей.

Предметом исследования является творчество
Ю.М. Кублановского: его лирика, т.е. стихотворные произведения, включенные в многочисленные авторские книги (сборники стихов), публицистические статьи литературоведческого и общественно-политического характера; интервью, опубликованные в периодической печати, прозвучавшие по радио или показанные по телевидению; дневниковые заметки писателя, опубликованные в журнале «Новый мир» в 2009–2013 гг.

Цель исследования заключается в определении отличительных

особенностей, художественного своеобразия произведений
Ю.М. Кублановского, места и значения их в литературном процессе.

В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

– провести целостный анализ образно-эстетической системы Кублановского;

– определить главные черты художественного мироощущения поэта, нашедшие воплощение в образно-эстетической системе его поэзии;

– определить жанровые особенности произведений поэта в историко-литературном контексте и в связи с индивидуальной эволюцией автора;

– выделить этапы развития, существенные для периодизации творчества поэта;

– проанализировать гражданскую лирику Кублановского, выделив ведущие лейтмотивы, определить особенности восприятия художником образа России, её истории и современного состояния, исследовать эволюцию взглядов поэта на причины национального кризиса;

– раскрыть религиозно-философские аспекты лирики
Кублановского;

– исследовать позицию Кублановского по отношению к духовной природе слова, а также целям и задачам поэтического творчества и места поэта в мире, в том числе на материале его публицистических трудов и интервью журналистам.

Объектом исследования является широко понимаемая проблема лирического пространства поэзии Кублановского (пространства географического, исторического, духовного, тематического, формально-эстетического), своеобразие его художественной системы в целом.

В методологическом отношении настоящая диссертация является историко-литературным исследованием, в основе которого лежит традиционный аналитический подход к динамике литературного процесса. При анализе художественных произведений диссертант применяет метод целостного и выборочного анализа текстов, а также биографический, сравнительный, историко-эстетический, герменевтический и аксиологический методы.

Основные положения, выносимые на защиту:

– творческое развитие Ю.М. Кублановского тесно связано
с основными тенденциями современного литературного процесса и одновременно противостоит им;

– поэзии Кублановского свойственно преобладание лирического начала над публицистическим;

– гражданская лирика Кублановского эволюционирует от его юношеских представлений о «литературе нравственного сопротивления» к убеждению о наступившей эпохе гражданского апокалипсиса;

– Кублановский принадлежит к типу творческой личности, стремящейся реализовать гражданские задачи литературного творчества в возможности прямого воздействия на общество поэтическим словом, которое сродни проповедническому;

– образно-эстетическая система лирики Кублановского основывается на представлениях поэта о «духовной природе слова», соответствует религиозно-философской традиции русской поэзии;

– представление о поэтическом творчестве как о высокой миссии, по мнению Кублановского, требует противостояния идеологии бесконечного потребления, характерной для современной цивилизации;

– поэзия Кублановского включается в современный литературный процесс как оригинальное и глубоко содержательное художественное пространство.

Научно-практическая значимость результатов исследования состоит в возможности применения его положений, выводов и методологических подходов для дальнейшего изучения истории русской литературы. Впервые собранный и систематизированный биографический материал, а также систематизированная библиография, основные выводы диссертации, касающиеся проблематики и тенденций, развиваемых в лирике и публицистике Ю.М. Кублановского, могут быть использованы при подготовке вузовских и школьных учебных курсов по истории русской литературы, истории литературной критики и культурологии XХ в.

В рамках апробации результатов исследования по теме диссертации опубликовано три работы в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РФ, а также одна в сборнике научных статей по итогам международной конференции. Материалы диссертации апробировались в выступлениях на конференциях и на заседаниях кафедры русской литературы ХХ века Московского государственного областного университета.

Структура работы соответствует целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, двенадцати параграфов, заключения, библиографии.

Похожие диссертации на Лирическое пространство поэзии Юрия Кублановского