Введение к работе
Творчество Елены Шварц – одно из наиболее значительных явлений русской литературы конца ХХ – начала ХХI в. Ее поэзии присущи парадоксальность и яркость образов, особая музыкальность и выразительная полиметрия стихотворений, странное сплетение различных метафизических и геокультурных мотивов.
Самобытная поэзия Елены Шварц не раз привлекала внимание критики. Публикация последних стихов, дневников, писем поэтессы после ее смерти в 2010 г. вызвала новую волну интереса к ее личности и произведениям. В настоящее время начинается новый этап осмысления творческого пути поэта. Художественный мир Елены Шварц осознается в его целостности и эволюции. Вместе с тем на сегодняшний день нет научных изданий произведений поэта, литературоведческое осмысление наследия Шварц находится в самом начале: защищена одна кандидатская диссертация, есть отдельные научные статьи о ее творчестве, в основном – за рубежом.
Не случайно избран аспект исследования творческого наследия Елены Шварц. В образном строе ее произведений доминирует пространственное начало, именно оно формирует систему художественных моделей, в которых актуализируется образ лирической героини.
Таким образом, изучение творчества Елены Шварц через систему пространственных моделей в ее поэзии – актуальная задача современного литературоведения.
Объектом изучения являются поэтические произведения Елены Шварц, написанные с 1970-х гг. по 2010 г.
Предмет исследования – система пространственных образов и моделей в поэзии Елены Шварц.
Материалом исследования послужили стихотворные и прозаические произведения Елены Шварц, дневники и интервью, мемуары друзей, ее эпистолярное наследие, включая фрагменты переписки с автором диссертации, вынесенные в приложение к работе.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы выявить семантику и художественную специфику основных пространственных моделей в поэзии Елены Шварц.
Поставленная цель предполагала решение ряда конкретных задач:
1. Проанализировать геокультурную модель «идеального мира» в поэзии Е. Шварц, основанную на диалоге Востока и Запада.
2. Рассмотреть интертекстуальную модель пространства у Е. Шварц, сформированную в русле эстетики и поэтики постмодернизма и основанную на «пространственногенном» (Д.Н. Замятин) потенциале культурной цитации.
3. Выявить и охарактеризовать особенности антропологической модели пространства в поэзии Елены Шварц.
4. Исследовать мифопоэтическую основу системы пространственных моделей в поэзии Елены Шварц.
В работе применялись различные методы исследования: биографический метод, методы интертекстуального и традиционного историко-литературного, мотивного анализа, сравнительно-сопоставительный метод, а также системный метод, включающий целостный анализ лирического стихотворения.
Методологическую базу настоящей работы составили фундаментальные исследования в области теории лирики (М.Л. Гаспаров, Л.Я. Гинзбург, В.М. Жирмунский, Н.Д. Тамарченко, Ю.Н. Тынянов, В.Е. Хализев), работы по проблемам художественного пространства и сверхтекста (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, В.В. Иванов, В.Н. Топоров, Т.В. Цивьян, Н.Е. Меднис), труды по теории постмодернизма (Р. Барт, Ф.Ж. Делез, Ж. Деррида, В.Н. Курицын, Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий, И.С. Скоропанова, М.Н. Эпштейн). Особое место в свете современного интегративного подхода к гуманитарному знанию занимают методология моделирования культурно-географических образов (Д.Н. Замятин, В.Л. Каганский, И.Т. Касавин), труды по проблемам антропологического пространства в современной русской поэзии (Н.Е. Тропкина, Н.Е. Рябцева). Пространство в творчестве Е. Шварц строится по законам мифопоэтики, поэтому нами были использованы классические исследования по теории мифа (М. Элиаде, К.Г. Юнг, А.Ф. Лосев, Е.М. Мелетинский и др.).
Научная новизна работы состоит в том, что впервые в литературоведении рассматриваются типология пространственных образов и система моделей пространства в поэзии Елены Шварц. В научный оборот вводятся новые материалы, связанные с жизнью и творчеством поэта: ее переписка, неизданные воспоминания современников о ней.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории художественного пространства в лирическом тексте; углублении представления о типологии образов пространства и пространственных моделях в поэзии; разработке актуальной для современного литературоведения проблемы антропологического пространства.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее важнейшие положения могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории русской литературы, спецкурсов по русской поэзии конца ХХ – начала ХХI в., элективных курсов по современной русской поэзии для профильных классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Представленные в диссертации материалы могут применяться в эдиционной практике при подготовке текстов Елены Шварц к научному изданию.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Геокультурная модель «Восток – Запад» рассматривается Еленой Шварц как фундамент для построения «идеального мира» с единой культурой, религией и литературой. Попытка снятия устойчивой оппозиции между двумя типами человеческой цивилизации осуществляется в границах традиционных лирических жанров и на основе культурных парагеографических образов, однако главенствующей для формирования единого пространства остается авторская экуменическая концепция. Культурологические парадигмы Востока и Запада представлены «пространственногенными» стереотипными образами.
2. Художественная природа творчества Елены Шварц обусловлена эстетикой постмодернизма, поэтому межтекстовый диалог как основное свойство произведений поэтессы позволяет сформироваться интертекстуальной пространственной модели. Эта модель актуализируется в культурной цитации, которая предполагает использование и переосмысление уже имеющихся в русской литературе сверхтекстов: локальных текстов и биографических мифов.
3. В позднем творчестве Елены Шварц ключевой является антропологическая модель пространства. Семантический фокус картины мира в ее последнем сборнике составляют такие явления, как старость, болезнь, а также умирание как физиологический процесс. Категория телесности становится значимой для поэтического сознания поэтессы в силу биографических обстоятельств.
4. Все пространственные модели в творчестве Елены Шварц носят четко выраженный мифопоэтический характер, который определяет структуру и культурологическую семантику образов пространства.
Апробация результатов. Основные положения диссертации были изложены в докладах на международных конференциях: V и VI научных конференциях «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» (Волгоград, 2009, 2011 гг.); III научной конференции «Восток – Запад в пространстве русской литературы и фольклора» (Волгоград, 2009 г.); IV научной конференции «Восток – Запад: пространство природы и пространство культуры в русской литературе и фольклоре» (Волгоград, 2010 г.); V научной конференции «Восток – Запад: типология пространства в русской литературе и фольклоре» (Волгоград, 2012 г.); IV виртуальной научно-практической конференции по русистике, литературе и культуре «Образовательные технологии в виртуальном лингвокоммуникативном пространстве» (США, 2011 г.); II научно-практической конференции «Актуальные вопросы востоковедения: проблемы и перспективы» (Уссурийск, 2011 г.); научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. X юбилейные Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, 2009 г.); научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XII Кирилло-Мефодиевские чтения. Диалог культур: Россия – Запад – Восток» (Москва, 2011 г.); научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIV Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, 2013 г.); на всероссийских конференциях: научно-практической конференции с международным участием «Филология и культурология в информационном обществе» (Хабаровск, 2010 г.); научно-практической конференции «Вопросы духовности и нравственности в российском обществе, культуре и литературе» (Михайловка, 2007 г.); научно-практической конференции «Особенности духовно-нравственного формирования личности в современной цивилизации» (Михайловка, 2009, 2010 гг.); I научно-практической интернет-конференции «Проблемы межлитературного взаимодействия» (Якутск, 2012 г.); III научной конференции молодых ученых «Актуальные вопросы филологической науки XXI века» (Екатеринбург, 2013 г.); на региональных конференциях: XII, ХIII, XV конференциях молодых исследователей Волгоградской области (2007, 2008, 2010 гг.); LIX–LXIII научных конференциях студентов ВГПУ (2006–2010 гг.).
Основные положения диссертации нашли отражение в 20 публикациях, в том числе в 3 публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (426 источников) и приложений, которые включают переписку автора диссертационной работы с Е. Шварц, иконографические материалы.