Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стиль поэзии Леонида Сафронова Пиотровская, Елена Павловна

Стиль поэзии Леонида Сафронова
<
Стиль поэзии Леонида Сафронова Стиль поэзии Леонида Сафронова Стиль поэзии Леонида Сафронова Стиль поэзии Леонида Сафронова Стиль поэзии Леонида Сафронова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пиотровская, Елена Павловна. Стиль поэзии Леонида Сафронова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Пиотровская Елена Павловна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/859

Введение к работе

В диссертации рассматривается 20-летний период развития современной духовной поэзии, наследующей традиции русской классической поэзии, поэтов-«почвенников», для которых «главными было ощущение принадлежности к русской истории, осмысление национального характера, ответственности за доставшийся от предков дом». Одним из поэтов этого направления является вятский поэт-священник Л. Сафронов (1955г.р.), творчество которого расширяет представления о жанрово-стилевых исканиях духовной поэзии, но до сих пор еще не становилось предметом специального исследования, что и определяет актуальность работы.

Значительные явления современной поэзии, тем более поэзии провинциальной обнаруживают себя случайным, а, точнее, случайно-закономерным образом. Леонид Сафронов автор тринадцати книг. Лауреат литературных премий журналов «Москва» и «Наш современник». Лауреат двух Всероссийских литературных премий: имени Николая Заболоцкого (2005) и имени Александра Невского (2010). Член союза писателей России с 1989г. Поэзия Леонида Сафронова была замечена мастерами слова с самого начала его творческого пути. Среди писателей и поэтов, поддержавших Сафронова, следует особенно выделить В. Астафьева, Н. Старшинова, В. Фирсова, С. Куняева, Н. Переяслова, критиков М. Лобанова, П. Ульяшова и др.

В 1990 – 2010 годы в отечественной науке «возник серьезный интерес к изучению религиозно-нравственных аспектов творчества русских писателей, к выявлению многообразных связей классической художественной литературы с духовными произведениями христианской письменности (как древней, так и новой)». Периодически издаются сборники научных трудов под названием «Христианство и русская литература» (Санкт-Петербург), «Евангельский текст в русской литературе XVIII–ХХ веков» (Петрозаводск), «Пасхальные чтения» (МПГУ, Москва).

Начинает складываться научное направление, изучающее творчество русских писателей в свете Православия, а также исследующее литературные произведения с позиций духовно-нравственных ценностей – «религиозное литературоведение». Однако мы, признавая несомненную важность объективных представлений о религиозном мировоззрении и его компонентах, полагаем, что главное «это понять законы художественного творчества и способы претворения идеи в художественный образ. <…> объяснить, каким образом воплощен мир православного христианина в произведении <…> в каждом микро – и макроэлементе стиля».

Исследовательский интерес к поэзии с ярко выраженным религиозным, духовно-нравственным компонентом проявился в работах митрополита Иоанна (Снычева), А.М. Васневой, И.В. Гречаник, М.М. Дунаева И.А. Есаулова, Т.А. Кошемчук и др. Творчество различных поэтов, работавших в русле православной традиции рассматривается в работах О.А. Бердниковой, Е.Е. Завьяловой, Л.В. Занковской, Ю.И. Минералова, И.Г. Минераловой, Т.А. Пономаревой и др.; аспекты православной традиции в творчестве поэтов XIX века подробно рассматриваются в работах И.Ю. Барышниковой, Ф.З. Кануновой, Т.Г. Мальчуковой, В.И. Мельника и др.

Современная духовная поэзия и отдельные ее представители не раз становились предметом диссертационных исследований. Так, были успешно защищены кандидатские диссертации И.Ю. Барышниковой, подробно анализирующей стиль лирики иеромонаха Романа (Матюшина); Н.А. Котовой, исследующей духовную поэзию 70-90-х, включающей лирику С. Аверинцева, Ю. Кублановского, З. Миркиной, О. Николаевой, иеромонаха Романа, О. Седаковой, Вениамина Блаженного; Н.Н. Гордиенко, сопоставляющей творчество иеромонаха Романа и поэта-почвенника Ю. Кузнецова; Е.Ю. Перовой и Е.Р. Варакиной, по материалам современной духовной поэзии анализирующим отдельные литературоведческие категории.

При этом до сих пор не было создано ни одной масштабной работы по творчеству современного вятского поэта-священника Леонида Сафронова, а именно в его творчестве художественно полно и выразительно отражается русская жизнь, история и культура, воцерковленное бытие, христианское понимание мира и человека; явлено бытование православия в народе.

Поэтому объектом исследования является творчество Леонида Сафронова, так как в его поэзии в полной мере реализуются черты современной духовной поэзии. На примере его творчества можно выявить особенности литературного процесса, организующего духовно-эстетическую, духовно-нравственную жизнь в провинции. Помимо произведений Леонида Сафронова мы рассматриваем стихи двух других вятских авторов — Андрея и Людмилы Кононовых. Все три поэта принадлежат к одному поколению, в Церковь пришли в зрелом возрасте преимущественно благодаря любви к Слову. Их объединяет общность миропонимания, глубокое православное понимание человека. При этом они, каждый по-своему, отражают разные грани русской жизни и православия, взаимно дополняя друг друга. Это позволяет более четко увидеть черты направления и черты индивидуального стиля поэта Леонида Сафронова.

Цель исследования определить стилевые особенности поэзии Л. Сафронова в контексте литературной традиции и современной лирики с ярко выраженной религиозной составляющей. Для этой цели были поставлены задачи:

выявить жанровое своеобразие творчества Л. Сафронова и проследить опорные для поэта стилевые традиции;

осмыслить способы воплощения идей художественного синтеза;

исследовать метрическую организацию, речевую структуру, приемы поэтики индивидуального стиля автора в соответствии с предшествовавшими поэтическими традициями и другими авторами направления.

Методологической основой диссертации стали труды по теории и истории литературы М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, И.А. Есаулова, В.В. Кожинова; стиховедческие работы М.Л. Гаспарова, В.Е. Холшевникова; труды по теории фольклора и сравнительно-историческому методу В.П. Аникина, Ф.И. Буслаева, по истории фольклора Т.В. Зуевой и Б.П. Кирдана, по изучению духовных стихов Г. П. Федотова. В работе применяются сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, историко-функциональный, биографический методы, а также метод стиховедческого анализа.

Предмет исследования — особенности стиля: книжные и фольклорные традиции, жанр, композиция, характерные приметы синтеза искусств в лирическом наследии поэта в контексте творчества поэтов-современников.

Материал исследования составили книги стихов Л. Сафронова «Далеко за синими лесами» (1993), «Поле Куликово»» (2002), «Затаилась Русь Святая» (2009), «Лесниковая дочь» (2009), «Ходит белый жеребенок» (2009), «Про всех-всех-всех» (2010) и др.; книги Л. Кононовой «Поэтам железного века» (2006), А. Кононова «То есть» (2004), «У Ноя была коровенка» (2009), а также материалы сайтов www. safronov.ru; ; www. antonov@ alfa/Kirov.ru (cайт А. Кононова).

Научная новизна исследования состоит в том, что творчество Л. Сафронова и его единомышленников впервые вводится в литературоведческий и историко-литературный контекст.

Положения, выносимые на защиту:

1. Леонид Сафронов – один из ярких представителей современной духовной поэзии, основополагающей чертой которого является стремление к соблюдению принципов традиционной русской культуры. Поэтическая традиция, реализуемая в творчестве Леонида Сафронова, маркирована обязательным обращением к Священному Писанию, к семантике церковного календаря, к аллюзиям и реминисценциям литургического плана.

2. Поэзия Л. Сафронова представляет собой своеобразный поэтический «летописный свод». Поэт выдвигает в качестве насущной цели «осознанность народом своего бытия». Это отвечает задачам формирования национального самосознания в новых исторических условиях и выражается в соотнесенности жанровой системы его поэзии древнерусским образцам. Внутрилитературный жанровый синтез («жанр-ансамбль», по Д.С.Лихачеву) – одна из важных особенностей стиля поэта, в которой также проявляется наследование традиции древнерусского искусства.

3. На уровне метрической организации стиха выявлена ориентированность поэта на лучшие образцы русской классической поэзии, причем в первую очередь – на поэзию XIX века, стремление сохранить ее ясный строй. Метрические приоритеты Леонида Сафронова являются ярко выраженными: преобладающими метрами являются хорей и амфибрахий. Сходная тенденция находит отражение в поэзии первой половины XIX века, где основным трехсложным метром является амфибрахий, а также в русской народно-песенной поэзии, где процент хореев достаточно высок. Именно это определяет особую напевность, музыкальность сафроновского стиха.

4. Для стиля Сафронова характерен общекультурный синтез, проявляющийся в двух формах: как слияние поэтического, музыкального, живописного начал в художественной ткани его произведений, и как создание им собственно книги как единого художественного целого.

5. Поэтика сафроновского стиля, с ее народно-песенной и сказовой доминантами, ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни.

В инструментальном аспекте поэтики Леонида Сафронова несомненным доминантным приемом оказывается парафразирование широкого диапазона жанров: многочисленные стилизации и варьирование книжных и фольклорных жанров – летописей, сказаний; былин, духовных стихов, сказок, заплачек, баллад, исторических песен.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в разработке обобщающе-систематизирующих теоретических позиций, позволяющих осуществить обзор современной духовной поэзии и определить место Л. Сафронова в русской поэтической традиции в целом, а также в возможности использования полученных результатов в учебных курсах по теории и истории русской литературы ХХ века и курсах по выбору по истории духовной и песенной поэзии, в разработке специальных курсов в средних учебных заведениях с гуманитарным профилем Конкретные выводы и наблюдения могут быть использованы при изучении современной духовной поэзии.

Структура: диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и библиографического списка работ (всего 219 наименований).

Похожие диссертации на Стиль поэзии Леонида Сафронова