Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура пространства и язык пространственных отношений в поэзии Вячеслава Иванова Каяниди, Леонид Геннадьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каяниди, Леонид Геннадьевич. Структура пространства и язык пространственных отношений в поэзии Вячеслава Иванова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Каяниди Леонид Геннадьевич; [Место защиты: Смол. гос. ун-т].- Смоленск, 2012.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/863

Введение к работе

Творчество Вячеслава Ивановича Иванова (1866 – 1949), ярчайшего представителя русского символизма начала XX века, привлекало и продолжает привлекать пристальное внимание исследователей. За более чем полвека российскими и зарубежными литературоведами, философами, культурологами основательно изучены эстетические, философские и историософские взгляды Иванова, восстановлен его творческий путь, оценен вклад в теорию символизма, выявлены интертекстуальные связи его произведений с западноевропейской литературной традицией (Данте, Гете, Новалис).

Библиография научных работ, посвященных творчеству Иванова, насчитывает сотни статей и десятки монографий. Однако в описании системы поэтических образов-символов Иванова, лежащей в основе его художественного мира и определяющей своеобразие этого мира, остается немало «белых пятен»: «Создание сугубо научного представления о поэтическом мире – главная проблема науки о Вячеславе Иванове». В ходе анализа поэтических произведений Иванова исследователями накоплен обширный материал, позволяющий охарактеризовать отдельные образы, мотивы, темы либо группы образов, мотивов, тем, связанных с той или иной областью художественного мира автора. При этом художественное пространство – параметр, определяющий целостность и своеобразие поэтической картины мира, – до сих пор не становилось предметом сколько-нибудь полного и обстоятельного анализа. Этот «пробел» остро ощутим, поскольку именно пространство доминирует в художественном мире Иванова. Уже первое знакомство с ивановскими текстами оставляет стойкое ощущение тщательной ориентации лирического героя в пространственно-временном континууме. Прежде всего обращает на себя внимание обилие топонимов. Так, чрезвычайно разнообразен итальянский ландшафт лирики Иванова: упоминаются такие города Апеннинского полуострова и примыкающих к нему островов, как Рим, Милан, Флоренция, Венеция, Генуя, Равенна, Сиракузы, Таормина и др.; нередко появляются в текстах Иванова топонимы и с иной географической привязкой – русские, французские, палестинские или греческие. К особенностям географического мышления Иванова можно отнести то, что с определёнными топонимами связаны имена исторических лиц: Умбрия – св. Франциск Ассизский, Субиако – св. Бенедикт, Милан – Леонардо да Винчи, Флоренция – Боттичелли и Микеланджело, Сиракузы – Феокрит, Пиндар и Эсхил и т.д.

Самые сложные мировоззренческие, философские и эстетические идеи автор выражает, прибегая к символике художественного пространства. Топографические категории (верх/низ, поверхность/глубина, небо/земля и т.д.) наполняются в поэтическом мире поэта-символиста новым, далеко выходящим за сугубо пространственные рамки смыслом.

Изучение художественного пространства лирики Иванова – одна из насущных проблем современного литературоведения. Этим определяется актуальность исследования.

В основе нашего исследования лежат два базовых понятия, введенных Ю.М. Лотманом и З.Г. Минц, – структура пространства и язык пространственных отношений. Структура пространства – это система координат, включающая в себя вертикальную и горизонтальную ось, уровни и сферы, т.е. предельно обобщенные характеристики художественного мира. Язык пространственных отношений – это то образно-семантическое наполнение, которое получают абстрактные топографические координаты поэтического мира. Способность структуры пространства приобретать или моделировать непространственные значения является универсальным свойством и дифференцирующим признаком художественного пространства.

Цель нашей работы – описать структуру художественного пространства и язык пространственных отношений в поэзии Иванова.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько задач:

1) с помощью образного и мотивно-тематического анализа всех книг лирики Вячеслава Иванова выявить поэтические произведения, в которых пространственная структура его художественного мира представлена наиболее полно;

2) описать свойства и принципиальные особенности структуры пространства художественного мира Иванова;

3) охарактеризовать взаимоотношения выявленных в ходе анализа элементов структуры пространства художественного мира Иванова;

4) проанализировать специально отобранные частотные образы, с тем чтобы описать, как формируется и функционирует язык пространственных отношений в лирике Иванова;

5) реконструировать пространственную мифологию поэта.

Материалом исследования стали все поэтические произведения (свыше 700 текстов), которые вошли в прижизненные книги лирики Иванова «Кормчие звезды» (1903), «Прозрачность» (1904), «Cor ardens» (1911-1912), «Нежная тайна. – Lepta» (1912). В тексте диссертации подробно изложены наблюдения, полученные при анализе прежде всего тех произведений, в которых, как было установлено, структура художественного пространства представлена наиболее полно. После того, как были проанализированы тексты, отличающиеся максимальной полнотой воспроизведения структуры пространства, стало ясно, что отдельные элементы этой структуры присутствуют в каждом стихотворении Иванова. Данные, полученные при анализе текстов, в которых актуализируются лишь отдельные структурно-пространственные элементы, в текст диссертации включались выборочно, привлекаясь для подтверждения или иллюстрации того или иного общего положения.

Объектом исследования стало художественное пространство лирики Вячеслава Иванова, а предметом – его структура и то образно-семантическое наполнение, которое получают абстрактные пространственные схемы в поэтическом мире поэта.

В ходе исследования в первый раз за всю историю изучения творчества Иванова была воссоздана целостная концепция художественного пространства его лирики; не только описаны отдельные элементы, но и установлен принцип взаимосвязи этих элементов; впервые описана семантика центральных пространственных образов. Этим определяется научная новизна исследования.

Методологическую базу диссертации составляют работы по анализу художественного пространства В.С. Баевского, М.М. Бахтина, М.Л. Гаспарова, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, З.Г. Минц, В.Н. Топорова, Б.А. Успенского, статьи и монографии, посвященные символизму и творчеству Вячеслава Иванова (С.С. Аверинцева, Н.А. Богомолова, П. Дэвидсон, Е.В. Ермиловой, Л.А. Колобаевой, И.В. Корецкой, Н.В. Котрелева, А.В. Лаврова, Д.М. Магомедовой, Л.В. Павловой, А. Пайман, В.Ю. Прокофьевой, Л. Силард, С.Д. Титаренко, В.П. Троицкого, А. Ханзен-Леве, А.Б. Шишкина и др.).

Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что оно углубляет представление о поэтике Вячеслава Иванова и художественном пространстве как эстетическом феномене. Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты можно использовать при изучении поэзии Иванова и символизма в целом, при создании словаря поэтических образов, а также в лекционных курсах по истории русской литературы, на спецкурсах в вузе и гуманитарных классах средней школы.

Соответствие содержания диссертации паспорту специальности, по которой она рекомендуется к защите. Диссертация соответствует паспорту специальности 10.01.01 – русская литература. Диссертационное исследование выполнено в соответствии со следующими пунктами паспорта специальности: пункт 4 – история русской литературы XX-XXI веков; пункт 8 – творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности личности и ее преломлений в художественном творчестве; пункт 9 – индивидуально-писательское и типологическое выражения жанрово-стилевых особенностей в их историческом развитии.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на 14 научных конференциях, состоявшихся в период с 2004 по 2010 гг., и отражены в 14 статьях. Три из них опубликованы в периодических научных изданиях, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией.

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественное пространство Вячеслава Иванова представляет собой универсальную модель, которая в полном объеме проявляется в крупных текстах лиро-эпического характера, тогда как в лирических произведениях обнаруживаются отдельные фрагменты этой универсальной модели.

2. Наличие универсальной модели, которая актуализируется в разных текстах и варьируется в бесконечно разнообразных образно-семантических сочетаниях, становится залогом единства художественного мира Вячеслава Иванова, его системности.

3. Структура пространства в поэзии Вячеслава Иванова определяется мифологической первотриадой, представляя собой сложную систему последовательно соединенных сфер: эмпирической, мистической и метафизической, каждая из которых имеет триадную уровневую структуру: небо, земля, разделяющая пустота.

4. Структура художественного пространства лирики Вячеслава Иванова обладает рядом признаков: сферичность, крестообразность, архетипичность, иерархийность, архитектонизм, изоморфизм, антиномизм, зеркальная инверсионность, объективность, субъектность, физиономизм.

5. Структура художественного пространства лирики Вячеслава Иванова представляет собой инвариантную схему, которая в конкретных произведениях получает разное образно-символическое воплощение.

6. Язык пространственных отношений представляет собой структуру пространства в ее динамическом аспекте. Он проявляется, когда между элементами структуры пространства возникают отношения тождества и различия и они используются для выражения непространственных семантических категорий.

7. Структура пространства и язык пространственных отношений выражают двойственность мировоззрения Вячеслава Иванова – соединенность в нем архаически-мифологического и христианско-средневекового начал.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Структура пространства и язык пространственных отношений в поэзии Вячеслава Иванова