Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова Киров Александр Юрьевич

Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова
<
Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Киров Александр Юрьевич. Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Вологда, 2004 209 c. РГБ ОД, 61:04-10/624

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Лирический роман Н. Рубцова в контексте русской литературы 1950-70-х гг 7

1.1. «Лирический герой», «лирический адресат», «лирический повествователь», «лирический персонаж», «лирический цикл», «лирический роман», «эпический сюжет», «лирический сюжет», «сюжетная основа», «фабула» как взаимосвязанные цикловедческие категории 7

1.2. Литературный процесс 1950-70-х гг 19

1.3. «Тихая лирика» как явление литературного процесса 1950-70-х гг 23

1.4. Основные направления творчества Н. Рубцова 28

1.5. Рубцововедение как самостоятельная отрасль литературоведения, основные этапы его становления и развития 31

Глава 2. Лирический роман Н. Рубцова как художественная целостность 47

2.1. Обоснование проблемы 47

2.2. Субъективная биографичность книги стихов «Лирика» (1965) 50

2.3. Экзистенциальность сюжетной ситуации КС «Звезда полей» (1967) 58

2.4. Национально-историческая проблематика КС «Душа хранит» (1969) 81

2.5. Диалог как художественная форма КС «Сосен втум» (1970) 87

2.6. Тема художественного познания и судьбы художника в КС «Зелёные цветы» (1971) 97

2.7. Художественное своеобразие КС «Подорожники» 108

Глава 3. Жанр лирического романа как воплощение творческой эволюции Н. Рубцова 116

3.1. Поэтика лирического романа Н.Рубцова 116

3.2. Место сюжета и фабульной основы различных типов в лирическом романе Н. Рубцова 127

3.3 .Художественный метод Н.Рубцова 148

3.4. Художественный идеал православного христианства как текстообразующая категория и итог духовных исканий в поэзии Н. Рубцова 167

Заключение 186

Библиография 192

Введение к работе

Личность и творчество Н.М. Рубцова, рассмотренные в том плане, в каком их интерпретирует современное культурное сознание, бесспорно, можно считать феноменом. Рубцов не вписывается в полной мере в рамки ни одного литературного течения 1950-70 гг. XX века. Биография Н. Рубцова, которую, пожалуй, можно соотнести только с судьбами романтических героев европейской литературы 19 века, воспринимается в свете различных, противоречивых и субъективных откликов современников. Стихи Н. Рубцова переведены на украинский, белорусский, сербский, румынский, латышский, японский и голландский языки. О поэте созданы телевизионные фильмы, пишутся стихи и пьесы. Его именем названы улицы в Вологде и Санкт-Петербурге, в Москве и на его духовной родине, в посёлке Никольское, открыт мемориальный музей Н. Рубцова, а в городах Тотьма, Вологда и Череповец поставлен памятник. Имя поэта в 1992 году было присвоено малой планете № 4286. В русской литературе была учреждена (1994), а затем получила Всероссийский статус (2002) премия «Звезда полей» имени Н. Рубцова, реализуется программа «Фонд Н. Рубцова», в целях которой популяризация творчества поэта; поддержка литераторов, развивающих традиции русской литературы; помощь детям, оставшимся без попечения родителей (одним из попечителей «фонда» является дочь поэта, Е.Н. Рубцова). В системе интернет существует специальный сайт http: // rubtsov. id. га, посвященный его жизни и творчеству. Поэзия Н. Рубцова прочно и навсегда вошла в читательское сознание как лирика души и сердца. Композиторы, художники, поэты видят в его творчестве источник вдохновения, способствующего высшему проявлению человеческого духа.

Актуальность проблемы определяется всем многообразием творчества Н. Рубцова, а также работ и статей, ему посвященных, что позволяет говорить о развивающемся процессе становления рубцововедения как самостоятельной отрасли литературоведения. Это, в первую очередь, связано с возрастающим интересом к поэзии северного автора. Названная тенденция отражается также в развитии исследовательской работы по изучению биографии Н. Рубцова. О его личности и стихах писали В. Астафьев, В. Бараков, В. Белков, В. Дементьев, В.

Кожинов, Н. Коняев, С. Куняев, В. Коротаев, Л. Лавлинский, А. Ланщиков, А.
Михайлов, В. Оботуров, А. Павловский, А. Пикач, И. Ростовцева, Ю. Селезнёв,
В. Солоухин и др. Поэтическому наследию Н. Рубцова посвящены диссертации В.
Баракова, А. Науменко, Т. Подкорытовой, И. Ефремовой, М. Кудрявцева, Е.
Ивановой. Рубцововедами была сделана попытка воссоздать полную

биографию поэта (В. Оботуров, В. Белков, В. Коротаев, Н. Коняев), дать системное представление о поэтике его стихов (В. Бараков, В. Кожинов), подчеркнуть связь поэзии Н. Рубцова с традициями русской философской лирики XIX века (И. Ефремова), рассмотреть его лирику с точки зрения её народности (А. Павловский, В. Кожинов), дать критический обзор работ о его биографии и стихах (В. Бараков), выявить их влияние на советскую поэзию 1960-80 годов (В. Дементьев, В. Зайцев, В. Кожинов, В. Бараков). Обзор произведений Н. Рубцова и литературы о нём представлен в библиографических указателях. В 2000 году вышло собрание сочинений Н. Рубцова. Однако, при всём многообразии монографий и статей о личности и творчестве поэта, в современном литературоведении ещё не дано на данный момент системного представления об основных проблемах его творчества и идеях, связанных с интерпретацией решения этих проблем. Так, например, практически не ставился вопрос «Н. Рубцов и Православие», проблема «Лирический роман Н. Рубцова». Очевидно, этому препятствовало прочно укоренившееся ещё при жизни поэта представление о нём как о патриоте, чуждом, однако, христианской религии. При этом никто не может отрицать, что Н. Рубцов глубоко понимал красоту духовного подвига, сознательного отречения человечества от узкоэгоистических притязаний ради высокого идеала или нравственного долга — и воспел их. Представляется знаменательным также и тот факт, что поэт, большую часть жизни не будучи лично религиозным человеком, отдал дань глубокого уважения «Святой Руси» с её многочисленными безымянными народными подвижниками и праведниками, увидев в ней глубинное отражение русской национальной сути. Светлые стороны этой высокой духовности Н. Рубцов с удивительной художественной правдой запечатлел в образах своего поэтического мира.

Это определяет основную цель исследования - попытаться рассмотреть понятие «лирический роман» применительно к поэзии Н. Рубцова, проанализировать его содержательное и композиционное своеобразие на различных уровнях поэтики. Выбранная тема предполагает решение следующих задач:

проанализировать и попытаться систематизировать литературно-критические исследования по творчеству Н. Рубцова, изучить биографическую литературу о поэте;

рассмотреть понятия «лирический герой», «лирический цикл», «роман», «лирический роман», «сюжет», «эпический сюжет», «лирический сюжет», «сюжетная основа», «фабула» применительно к поэзии Н. Рубцова;

реконструировать «биографию» лирического героя стихов Н. Рубцова, выявить основные её закономерности, опираясь на данные биографов поэта и интерпретаторов его творчества;

проследить духовную эволюцию творчества Н. Рубцова;

прокомментировать художественное решение вышеупомянутых задач, опираясь на описательный метод, а также методы сравнительного и типологического анализа.

«Лирический герой», «лирический адресат», «лирический повествователь», «лирический персонаж», «лирический цикл», «лирический роман», «эпический сюжет», «лирический сюжет», «сюжетная основа», «фабула» как взаимосвязанные цикловедческие категории

Пути и формы выражения авторского сознания в лирике разнообразны. Достаточно подробную и доказательную их классификацию дал А.М. Микешин в статье «Лирический герой» (178; 27-36).

Лирический герой — авторское лирическое «я», основная форма авторского сознания. Этот образ пронизьгеает весь круг произведений автора, создает целостное представление о творчестве. Внутренний мир лирического героя раскрывается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, переживание определённой жизненной ситуации в конкретный момент времени. Это образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания, художественный двойник автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся лирика в целом) как чётко очерченная фигура или жизненная роль, как «лицо, наделенное определённостью индивидуальной судьбы, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика» (166; 185).

В большинстве случаев говорить о лирическом герое можно только тогда, когда лирика того или иного поэта обладает устойчивыми чертами (биографическими, сюжетными и т.д.). Методы его воплощения многообразны. Один из основных - циклизация с более или менее выраженным сюжетным, повествовательным описанием. Лирический герой не существует в отдельном стихотворении. Это непременно единство если не всего творчества, то периода, цикла, тематического комплекса (32; 155). Лирический герой — основная, но не единственная форма выражения авторского сознания в лирике, т.к. поэтическое «я» может выступать и в других видах.

Лирический адресат - герой лирического произведения, к которому устремлены раздумья и чувства автора (структурно это выражено в форме обращения или послания). Именно таким образом вызваны авторские переживания, запечатленные в произведении. О его взглядах, симпатиях и антипатиях, отношении к окружающему миру мы узнаём по тому, как он оценивает изображаемую личность.

В некоторых случаях автор как рассказчик выступает более отчётливо. Тогда мы вправе говорить о лирическом повествователе. Он не тождествен повествователю эпическому, хотя и. встречается чаще в стихотворениях, где достаточно сильно развито событийное начало. Внимание автора здесь переносится с собственной персоны на описание происшедшего с ним события, разговора с кем-либо, судьбы другого человека, данной сквозь призму авторского восприятия. Лирический повествователь выступает в этом случае как определённое лицо, являясь одним из действующих лиц произведения.

Лирический персонаж - герой ролевой лирики, где автор, подобно актёру, играет ту или иную роль, перевоплощаясь в другого человека. Поэт выступает от лица этого человека, выражая его мысли, чувства, переживания. Объектом лирического изображения становится здесь не автор, а герой, замещающий его и превращающийся в субъекта лирического повествования. Лирический персонаж отделяется от автора, часто не совпадает с его жизненным обликом, хотя иногда и обнаруживает сходные, в редких случаях -двойственные черты (образ-двойник).

Названные формы авторского сознания часто «пересекаются». Одного или нескольких произведений явно не достаточно, чтобы вьшолнить их разграничение на материале творчества конкретного автора. Данное обстоятельство заставляет обратиться к взаимосвязанным терминам «цикл», «цикл художественных произведений», «лирический роман».

Внимание к такому явлению как цикл — факт общенаучного значения. Исследование циклических процессов в различных сферах культуры, общества, природы стало в последние годы устойчивой тенденцией современной науки. Этим подтверждается плодотворность дальнейших исследований данной проблемы в рамках литературоведения. Обращение к проблеме цикла создает новые возможности для более глубокого постижения сущности происходящего как в самой действительности, так и в процессе отражения этой сущности в сознании.

Общепринятой разработанной теории цикла на сегодняшний день не существует. Глубоко цикличной является концепция развития «мирового духа» Гегеля. Цикл присутствует неизбежно во всех системах, признающих развитие (учение К. Маркса об общественно-экономических формациях, теория культуры О. Шпенглера, теории «локальных цивилизаций» А. Тойнби, «типов культуры» П. Сорокина). Применение циклической точки зрения на жизненные процессы является важной чертой научного сознания XX века и должно учитываться при попытках использования элементов циклического метода в литературоведении.

В литературоведческом понимании цикл — это группа текстов, объединённых некими циклообразующими элементами и составляющими определенную надтекстовую художественную целостность (художественное единство). При этом отдельные произведения (элементы) цикла могут рассматриваться читателем или исследователем как в их целостности, так и по отдельности. Именно это понимание цикла явилось основой исследований, посвященных литературной циклизации. «Цикл (греч. - «круг») - группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому (стихотворные сборники романтиков), идейно-тематическому («Записки охотника» И.С. Тургенева) принципу или общностью персонажей («Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси), а чаще всего - по нескольким признакам («Ругон-Маккары» Э. Золя)» (166; 492). Цикл как жанровое образование возникает тогда, когда цикличность воспроизводится как особая художественная возможность: каждое произведение, входящее в состав цикла, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлечённым из него, теряет часть своей эстетической значимости. Одновременно художественный смысл цикла не сводится только к совокупности смыслов отдельных произведений, его составляющих.

Наиболее оригинальным является жанр лирического цикла, возникший в 19 веке (в русской литературе — «Борьба» А. Григорьева) и получивший наиболее широкое распространение в поэтике символизма («Снежная Маска» А. Блока). Лирический цикл, подчиняясь единому субъективно-эмоциональному началу, строится на сложных сюжетно-тематических и ассоциативных связях. «Монтируясь» из отдельных произведений, структура цикла несёт широкие возможности развития художественного смысла и дополняет многообразие принципов построения лирического произведения.

Рубцововедение как самостоятельная отрасль литературоведения, основные этапы его становления и развития

В становлении и развитии рубцововедения как самостоятельной отрасли науки о литературе, на наш взгляд, можно выделить несколько этапов. Выделение их основано на хронологическом принципе, который позволяет проследить эволюцию в исследовании поэзии Н. Рубцова, постепенное выделение основных её аспектов и характеристик.

Первый этап - 1960-70 гг. В это время в печати появляются публикации, посвященные стихотворениям, книгам стихов, отдельным темам лирики Н. Рубцова. Так в 1967 году выходит в свет статья А. Передреева «Мир, отражённый в душе», в 1969 году статьи А. Ланщикова «Много или всё-таки плохо?» и А.А. Михайлова «Посреди очарованных трав: Сельская тема в современной русской поэзии», в 1970-м статьи О. Михайлова «Родное», В. Кожинова «Новое поэтическое поколение», Вал. Дементьева «Хождение за три волока», В. Оботурова «Мир, в капле явленный», в 1971 году - публикации В. Кочеткова «Некрасовская традиция», В. Астафьева «Из слова высекать огонь», Л.И. Лавлинского «О тихой лирике», в 1972 - заметка В. Коротаева «Книга без автографа», в 1973 - Н. Рубцову посвятили главы своих книг Вал. Дементьев «Предвечернее Николая Рубцова» (глава из книги «Дар Севера») и А.А. Михайлов «Если звёзды зажигают...» (книга «Ритмы времени»), в 1974 году - А.А. Ланщиков «Поэт и природа: (Памяти Николая Рубцова)» (из книги «Многообразие искусства»), в 1976 году выходит монография В.-Кожинова «Николай Рубцов: (Заметки о жизни и творчестве поэта» и его же «Самобытность слова: Заметки о поэзии Николая Рубцова», «Сложность и глубина: (Заметки о поэтике Рубцова)», в этом же году о стихах Н. Рубцова писал Ю.И. Селезнёв в статье «Созвучье слов живых», а годом позже - в 1977 году - А. Пикач в статье «Я люблю судьбу свою...», в 1978 году выходит в свет книга А.П. Ланщикова «Славься, Отечество!», в которой Н. Рубцову посвящена глава «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей...», в 1979-м И. Гринберг размышляет о лирике Н. Рубцова в книге «Многоликая и единая советская поэзия».

В 1978 году с появлением работы Д. Витошевича «Поэт крестьянской России» начинается изучение рубцовского наследия за границей. Таким образом, на этапе формирования, становления рубцововедения исследователями были затронуты для анализа ключевые стихотворения Н. Рубцова (статьи А.А. Михайлова, Ю.И. Селезнёва, А. Передреева, В. Кочеткова, В. Коротаева), главные темы его стихов (главы из книг А.А. Михайлова, Вал. Дементьева, А.А. Ланщикова), особенности художественного мира (статьи В. Астафьева, В. Кожинова). Здесь же были заложены основы для системного анализа рубцовской поэзии (главы из книг И. Гринберг, А.А. Михайлова, В. Дементьева, статья Л.И. Лавлинского).

Одним из первых отечественных рубцововедов является В.В. Кожинов, посвятивший творчеству поэта монографию «Николай Рубцов», в которой автор освещает наиболее важные события жизни Н. Рубцова, не избегая размышлений о его сложной и подчас противоречивой личности. При этом он детально точен, не упуская моментов, необходимых для правильного восприятия произведений Н. Рубцова, например, манеры исполнения поэтом собственных стихов. В. Кожинов проникновенно и глубоко анализирует стихотворения «Вечернее происшествие», «Неизвестный», «Утро утраты», выявляя неповторимое содержание произведений, своеобразия образности и ритмики, даёт высокую оценку их художественной значимости. Исследуя феномен Н. Рубцова, критик соотносит его эпоху с периодом промышленной революции в Англии, а лирику - с поэзией У. Вордсворта, С. Колриджа, лироэпикой Дж. Крабба, Р. Бёрнса, Р. Саути.

Опираясь на суждения М.М. Пришвина, В. Кожинов на примере творчества Н. Рубцова показывает основную тенденцию философской лирики 1960-70 -стремление «скорее к открытию природного в человеке, чем человеческого в природе» (133; 27). Автор работы выступает против причисления Н. Рубцова к числу сугубо «деревенских» поэтов, опираясь как на биографические несоответствия (значительную часть жизни поэт прожил в скитаниях и больших городах), так и на несоответствие содержания его лирики (присутствие, так называемых, «городских мотивов» наряду с «деревенской темой»). Однако, при всех достоинствах работы В.В. Кожинова, его нельзя не упрекнуть в отрицании основного идейно-художественного качества лирики Н. Рубцова - её фольклорной основы.

А.П. Пайщиков одним из первых в советской литературной критике обратился к изучению эстетических и философских вопросов творчества Н. Рубцова. Именно об этом он пишет на страницах книг «Чувство пути», «Славься, Отечество!» (глава «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей»), «Многообразие искусства» (глава «Поэт и природа: (Памяти Н. Рубцова)», статье «Много или всё-таки плохо?» (162; 49-50).

В последней автор соотносит творчество Н. Рубцова с общей картиной «переполненности» стихами литературной жизни 1960-х, отмечает качества, которыми это творчество выгодно отличается: умение мастерски использовать «самые простые слова», запас «свежей жизни», освежающее, «преображающее чудо» его поэзии. Эти идеи А. П. Ланщиков развивает в книге «Многообразие искусства», где размышляет о форме и содержании пейзажной лирики Н. Рубцова, характеризует философский конфликт его творчества.

Природа в лирике северного поэта, как утверждает исследователь, даёт «самочувствие вечной жизни», определяет «нравственную меру вещей и явлений». Автор отмечает ещё одну особенность: образ родной природы присутствует почти в каждом стихотворении Н. Рубцова, однако он большей частью подразумевается, а не описывается, «пейзаж как таковой отсутствует в его стихах» (163;143). Философский конфликт лирики Н. Рубцова А.П. Пайщиков понимает как противоречие между стремлением преодолеть время и ощущением возраста мира во всех его подробностях. «Но, возможно, главное, - отмечает автор, - что время для него - категория прежде всего нравственная» (163; 148).

Продолжая анализ философских аспектов, А. Ланщиков обращает внимание на проблему «связи времён», решение которой заключается в том, что поэт видит развитие в постоянном движении, переходе одного качества в другое, и даже там, где всё мертво и неподвижно, он (Н. Рубцов) подозревает скрытое и необходимое движение.

Субъективная биографичность книги стихов «Лирика» (1965)

Книга начинается как взгляд из настоящего в прошлое лирического героя, после долгих лет странствий возвращающегося на родину («Родная деревня»).

Тема родины развивается далее в сборнике через масштабную историческую картину миграции в город деревенских жителей: «Идут, идут обозы в город по всем дорогам без конца, - не слышно праздных разговоров, не видно праздного лица» («Загородил мою дорогу...») Лирический герой, возвратясь на родину после долгой разлуки с ней, становится свидетелем событий эпохальной важности, которые пытается осмыслить, осознать.

Далее события вновь происходят, в настоящем времени - это встреча лирического героя с пожилой женщиной-праведницей в стихотворении «Русский огонёк», наблюдения за трудом и отдыхом сельских жителей на сенокосе («На сенокосе»), осмыслением родного пейзажа.

Вслед за этюдом «Сапоги мои скрип да скрип...» идёт воспоминание героя о юношеской любви («Помню, как тропкой...»), которое сменяется философскими размышлениями о нравственном смысле родины («Звезда полей», «Тихая моя родина»), после чего автор оживляет линию настоящего пейзажно-бытовыми зарисовками «У сгнившей лесной избушки» и «Фальшивая колода», где противопоставляет гармонию героя с родной природой дисгармонии его отношений с обывателями.

Стихотворение «Фальшивая колода» представляет собой одно из проявлений столь любимого Н. Рубцовым приёма интерпретации «подстрочника», творческую обработку лирической новеллы Ш. Бодлера «Сплин». Угадьюаются в произведении также черты неоромантической сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране Чудес» и переводов С. Маршака из английской фольклорной поэзии.

Началом стихотворения является обрывок из бытового разговора «пассажиров» парома: «скорей бы, скорей бы отчалил проклятый паром! Как возятся долго с погрузкой какого-то хлама!..», и это вполне традиционно для творчества Н. Рубцова. Однако уже в первой строфе авторская ремарка «Сердились, галдя, на своих чемоданах с добром четыре туза и четыре изысканных дамы...» переводит произведение в плоскость сатирической стилизации действительности: «Вспомним детей старухи Анны с их зачерствевшими на чужбине сердцами из повести В. Распутина «Последний срок». О людях такого сорта пишет и Н. Рубцов в стихотворении «Фальшивая колода» (123; 85).

Суетности и скаредности маскированных персонажей автор противопоставляет глобально масштабную пейзажную зарисовку: «Меж тем рассветало. И вдруг, озаряя ухабы, взлетел раскалённый, светящийся солнечный шар! В торговый ларёк потянулись с кошёлками бабы, вокруг слободы расклубился таинственный шарф - туман полевой, и по заспанным омутным ямам паром зашумел, выплывая в могучий простор!..»

Созвучно Ш. Бодлеру: «Бьёт колокол. И чёрное полено бормочет в такт простуженным часам. И от колоды карт исходит запах тлена. Прислушайся к зловещим голосам... Сошлись валет червей и дама треф, вздыхая, что навсегда прошла любовь былая...» («Сплин») по мере развития рубцовского текста всё усиливается ощущение инородности, фальшивости этого образа. Это подчёркивается образными средствами, как-то: эпитетами «глухой разговор», «испуганные дамы»; сравнением «как шарманку»; повтором «четыре» и указанием на количество как предельную ограниченность; присутствует в тексте и открытая авторская характеристика: «Терпеть не могу разговоров на общие темы среди молодых, но уже разжиревших людей...»

В четвёртой строфе происходит укрупнение лирического героя, выделение его из всей остальной массы персонажей и его отторжение от «карточных персонажей»: «Сошёл я с парома и сразу направился прямо дорогой лесами, дорогой полями...»

Далее стройности индивидуальной поэтической речи лирического героя, представленной в форме двух- и трёхстопного амфибрахия вновь противопоставляется диструктирующий дольник, разрушающий интонацию эпического движения, однако (это угадывается в подтексте) не способный препятствовать его возобновлению.

Следующее стихотворение - «Старый конь» - подчёркивает лейтмотив лирического романа - образ дороги. Дальнейшая часть книги - это элегия «Видения на холме», глубиной историзма, масштабностью образов и характером лирического сюжета продолжающая русскую идею стихотворений «Русский огонёк» и «Тихая моя родина», и программный цикл, включающий в себя стихотворения «Левитану», «Дуэль», «Приезд Тютчева», «О Пушкине». Не всегда совершенный в плане формы и содержания, он, тем не менее, открывает в лирическом романе диалог лирического героя с русской художественной культурой и литературной традицией. Начало этого диалога носит оценочный характер. Это впечатления автора от сложившихся представлений о личности его кумиров и их произведений.

В стихотворении «Приезд Тютчева» (одного из задуманного автором «цикла о великих людях») проявляется естественная искренность и предельная номинальность, вообще свойственные для раннего творчества Н. Рубцова. Если в рассмотренных стихах движущей силой преображения являются силы природы, воспринимаемые как данность, то здесь называется субъект преобразования: «Он шляпу снял, чтоб поклониться старинным русским каланчам... а после дамы всей столицы о нём судили по ночам. И офицеры в пыльных бурках потом судили меж равнин о том, как в залах Петербурга блистал приезжий дворянин...» Образ Ф.И. Тютчева, в создании которого Н. Рубцов делает акцент на интеллектуальные качества поэта, является своего рода новостью для образа дворянской богемы Петербурга.

Контекстуальная игра омонимическими значениями слова «свет» («явление природы», «проявление эрудиции» - «дворянское общество») создаёт между ними антонимические отношения: «А он блистал, как сьш природы, играя взглядом и умом, блистал, как летом блещут воды, как месяц блещет над холмом! И сны Венеции прекрасной, и грустной родины ответ - всё отражалось в слове ясном и поражало высший свет». Образ искусства, природы и «естественного человека» как её прямого отражения (эта связь выражается при помощи персонифицирующих сравнений) выводит из равновесия статичный мир интриг, пересудов и сплетен, иронически называемый «высшим светом».

Место сюжета и фабульной основы различных типов в лирическом романе Н. Рубцова

В основе лирического романа Н. Рубцова лежат собственно «космические», религиозно-нравственные категории, определяющие сюжетную динамику романа, такие как искупление неоплаченного долга перед близкими и греха неродственности с окружающим миром; в нём встречается и предупреждение о возможности подмены бесконечно осуществляемого нравственного долга какой-либо неосуществимой утопической постановкой. В художественном мире поэта самые сторонние, самые незначительные поступки, детали, вещи, явления, черты характера на самом деле подчинены главной идее произведения и не являются случайными. В этом смысле любая случайность внутри художественного мира Н. Рубцова предусмотрена.

Эпическое начало лирического романа в большинстве случаев усиливается за счёт общей сюжетности лирического наследия и воспроизведения в сжатой и редуцированной форме отдельных сюжетов, что сближает лирический роман с эпическими жанрами новеллы и романа.

Данная работа демонстрирует следующий порядок развертывания эпического сюжета, судьбы лирического героя в лирическом романе: глава I -детские годы героя приобщение к национальной истории и культуре, глава П -отрочество, ранняя юность, скитания, познание жизни, глава Ш — служба первые удары и испытания судьбы, глава IV — новые странствия, определение призвания лирического героя, глава V — кризис осознание социальных, нравственных противоречий жизни, глава VI - окончательное самоопределение героя утверждение нравственного кредо, осознание родины как высшей ценности для человека.

При этом нужно подчеркнуть, что термин «глава» носит в данном контексте достаточно условный характер и вводится в работу для того, чтобы отчётливее подчеркнуть возможность системного подхода к лирике Н. Рубцова. Порядок следования сюжетных событий определяется следующими факторами: 1. сходством с известными фактами биографии Н. Рубцова; 2. хронологией стихотворений; 3. проведением параллелей (это касается духовного «взросления» лирического героя) между содержанием стихотворений и эволюцией эстетических взглядов поэта (в этом аспекте материалом для работы послужили его публицистические и литературно-критические статьи, письма, воспоминания современников). Следует отметить, что для реконструирования основного сюжета лирического романа (собственно биографии лирического героя) были использованы как стихотворения, вошедшие в поэтические КС Н. Рубцова, так и произведения разных лет. Глава I. О детстве лирического героя Н. Рубцова наиболее ярко рассказывают стихотворения «Аленький цветок», «Берёзы», «Далекое», «Детство», «Родная деревня», «Тихая моя родина», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» и др. Сюжетную основу главы лирического романа, рассказывающей об этом этапе жизни лирического героя, можно отобразить следующим образом: смерть матери - потеря отца - переезд в деревню Никола - годы, проведённые в детском доме - разлука с друзьями детства. Данная глава лирического романа характеризуется определённой системой образов: лирический герой, родители лирического героя, люди труда, друзья лирического героя; определенным мироощущением лирического героя: чувство сопричастности истории родной страны, вера в то, что все дороги для него открыты и все лучшее впереди, определённым местом в лирическом романе: здесь закладывается система ценностей героя (любовь к Родине, родной природе, чувство уважения к труду, гуманность, человечность). В самом детстве лирического героя можно выделить несколько этапов: правремя, прасобытия, о которых у лирического героя остались самые общие впечатления, воспоминания; военные годы, проведенные в детском доме; победа и первые послевоенные годы. Правремя, прасобытия противопоставлены годам, проведенным в детдоме: «Но вот однажды все переменилось, за мной пришли, куда-то повезли ...». Годы, проведенные лирическим героем в «деревне Никола» сгладили трагедию его сиротства: «Для нас звучало как-то незнакомо, нас оскорбляло слово «сирота». Большое влияние на формирование его личности оказала природа, одно из главных составляющих нового мира: «Я лучше помню ивы над рекою и запоздалый в поле огонек». Лирической кульминацией данной главы является описание победного салюта 1945 г. как образа победы добра над злом, торжества справедливости. Отсюда - её основной мотив: преодоление горя, вызванного ударами судьбы, ощущение общности собственной судьбы и судьбы родины. В данной части лирического романа точно воссоздана атмосфера военного детства. Мироощущение и мечты героя-ребенка — голос целого поколения, выросшего в годы Великой Отечественной войны. Что касается системы персонажей данной главы, то их количество расширяется от четырёх определенных: «я» (лирический герой), отец, мать героя, соседка злая - до собирательного образа русской деревни периода Великой Отечественной войны.

Эту главу можно считать своего рода прологом к лирическому роману Рубцова. Здесь предваряются его основные сюжетные ходы: преодоление смерти и одиночества через приобщение к национальному, народному, поиск и потеря «обетованной земли», намечается основной конфликт лирического романа: борьба жизни и смерти, отчаяния и надежды в душе лирического героя. Ставится главная проблема: человек и родина, значение малой родины в жизни человека. Намечается фундаментальная для лирического романа Н. Рубцова система образов: лирический герой, его мать, родная деревня. Появляются основные образы-символы: ивы, река, огонь, звезда, гром.

Глава П. Путеводителем по отрочеству лирического героя являются стихотворения «Букет», «В горнице», «Ветер всхлипывал, словно дитя», «Возвращение из рейса», «В океане», «Да! Умру я!», «Желание», «Синенький платочек», «Тот город зеленый», «Фиалки» и др.

Похожие диссертации на Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова