Введение к работе
Актуальность данной работы определяется несколькими факторами. Прежде всего важностью анализа ранее неизученного образа Музы как одной из базовых категорий поэтики А.С. Пушкина. Тщательный анализ контекстов, содержащих этот образ, позволяет выявить особенности его модификаций и функционирования, что, в свою очередь, имеет значение для цельного изучения поэтики соответствующих произведений поэта. В перспективе намечен единый системный анализ образа Музы во всем творчестве поэта, что даст новый материал для построения цельной картины пушкинской поэтики. Кроме того, результаты исследований образа Музы, как проявления авторской личности в границах художественного произведения, могут иметь значение для изучения психологии творчества. Также несомненна важность изучения лейтмотивной функции образа Музы в русле актуального в современном литературоведении мотивного анализа.
Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является выявление системы вариантов образа Музы в поэтике А.С. Пушкина, описание специфики различных уровней образа, его особенностей художественного воплощения в рамках каждого уровня, и определение этапов творческой
эволюции поэта через анализ данной системы. Из этого вытекают следующие задачи:
-
Представить фронтальную картину контекстов, в которых реализуется образ Музы, по линии рассмотрения лирики, поэм и романа «Евгений Онегин».
-
Дифференцировать материал, получешоый при анализе лирики, и на его основе выстроить систему уровней реализации образа Музы.
-
Применить получетгую систему к материалу поэм и романа «Евгений Онегин» для подтверждения фуіпсциоїшрования системы вариантов жанрового среза лирики.
-
Наметить этапы не хронологической, а системной творческой эволюции А.С. Пушкина.
Методы исследовании. Социально-генетический, сравнительно-исторический и системно-типологический. Теоретическая основа - работы В.В. Виноградова, Б.В. Томашевского, Д.Д. Благого, Б.С. Мейлаха, Г.П. Макогоненко и других.
Новизна исследования может быть обозначена следующим образом.
-
Впервые предпринят детальный анализ всех коїггекстов, содержащих образ Музы, на материале лирики А.С. Пушкина, поэм и романа «Евгений Онегин», включая не только печатные вариант, но и черновые варианты, варианты из беловых рукописей, вылущенные строфы и незаконченные стихи.
-
Благодаря выявлению системы вариантов образа Музы на материале лирики и последующему подтверждению ее реализации в поэмах и в романе «Евгений Онегин», был обоснован тезис о статусе образа Музы в поэтике А.С. Пушкина как одном из ее базовых образов.
-
Намечены этапы системной творческой эволюции А.С. Пушкина через образ Музы.
Практическое применение работы. Основные материалы и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях творчества А.С. Пушкина, а также общего процесса развития русской литературы XIX века. Результати исследования могут быть также использованы при разработке вузовских лекционных и специальных курсов, связанных с углубленным изучением творчества А.С. Пушкина и при проведении спецсеминаров.
Апробация основных положеімй и результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались да Международных научных студенческих конференциях в Новосибирском государственном университете (1996, 1998, 1999, 2000), на Конференциях молодых ученых в Институте филологии СО РАН (Новосибирск) (1998, 1999), на научной конференции в ГПНТБ СО РАН (1999), на конференции на Пушкинских днях в НГУ (1999), на Международной конференции, посвященной 40-летию НГУ (1999).
Основные положения диссертации отражены в одиннадцати публикациях (1 - 1997,1 -1998, 5- 1999, 2-2000, 2-в печати).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.