Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А. С. Пушкина Ян Ен Лан

Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А. С. Пушкина
<
Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А. С. Пушкина Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А. С. Пушкина Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А. С. Пушкина Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А. С. Пушкина Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А. С. Пушкина Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А. С. Пушкина Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А. С. Пушкина Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А. С. Пушкина Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А. С. Пушкина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ян Ен Лан. Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А. С. Пушкина : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 СПб., 2006 192 с. РГБ ОД, 61:06-10/1387

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Нравственные ценности в поэзии пушкинской поры 21

1.1. Нравственные ценности в поэзии В.А. Жуковского 21

1. 2. Нравственные ценности в поэзии К.Н. Батюшкова 48

1. 3. Нравственные ценности в поэзии К.Ф. Рылеева 63

1. 4. Нравственные ценности в поэзии Д.В. Веневитинова 75

1. 5. Нравственные ценности в поэзии Е.А. Баратынского 83

Глава II. Эволюция системы нравственых ценностей в лирике А.С. Пушкина 102

2. 1. Лирика лицейского и петербургского периода 103

2.2. Лирика южного периода 119

2. 3. Лирика Михайловского периода и конца 20-х годов 127

2.4. Лирика 1830-х годов 142

Глава III. Тема нравственсти в произведениях А.С. Пушкина за пределами лирики 156

Заключение 175

Список использованной литературы 180

Введение к работе

Этические и нравственные проблемы А.С. Пушкин затрагивает в своем творчестве достаточно широко и в разных аспектах. Существует немало произведений, в которых авторское отношение к этим проблемам либо открыто декларируется, либо проявляется опосредованно. И многие исследователи поэзии Пушкина обращали на это внимание, выделяли нравственные и духовные доминанты пушкинского творчества. Говоря о поэзии Пушкина, А.Н. Веселовский отмечает, что «это не поэзия для поэзии, а поэзия как проповедь "добрых чувств" ("Памятник", 1836), как служение идеалу, что и делает ее общественною силой» . Современный исследователь творчества Пушкина Митрополит Анастасий считает, что «вместе с художественной правдой Пушкин ищет везде и правду нравственную, ибо одна неотделима от другой»2.

Однако вопрос о формах присутствия и роли нравственной проблематики в лирической поэзии Пушкина изучен мало. Конечно, во многих работах об отдельных стихотворениях Пушкина или о политических, философских, религиозных темах его творчества как-то затрагиваются нравственные аспекты. Но обычно эти аспекты не становятся особыми объектами изучения критиков или литературоведов. Нет и каких-то попыток соотнести их в едином систематическом исследовании, которое дало бы целостное представление о нравственных идеях и ценностях Пушкина-лирика. Между тем нравственные проблемы занимают в его лирике важное место.

Обращаясь к изучению нравственной проблематики русской литературы первой половины XIX века, A.M. Гуревич подчеркивает, что, несомненно, все авторы — не только Пушкин и любомудры, но также и Державин, и декабристы, и поэты-элегики (от Батюшкова до Баратынского) — так или иначе касаются в своем творчестве нравственных проблем. Далее он справедливо отмечает: «Значит ли это, что между всеми ними не было принципиальных- различий? Очевидно, что понятие независимости поэта

1 Веселовский А.Н. Пушкин — национальный поэт // Пушкин: pro et contra. СПб., 2000. С. 342.

2 Митрополит Анастасий. Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви. М., 1991. С. 5.

каждый раз наполнялось новым содержанием»3. В качестве основной нравственной ценности в литературе Гуревич рассматривает позицию поэта; однако не только эта позиция, но и иные составляющие корпуса нравственных идей у разных поэтов рассматривались и проявлялись по-разному.

Мы попытаемся в нашей работе выявить эти различия.

Цель работы — проследить, каким образом нравственные аспекты мировоззрения Пушкина и ряда его предшественников и современников отражаются в их творчестве, каким образом нравственные идеи развиваются и преломляются в творчестве одного писателя и как соотносятся между собой ценностные системы различных авторов. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. найти основания для сравнительной характеристики, показывающей своеобразие решений нравственных проблем в пушкинской лирике;

  2. выявить наиболее существенные моменты в разработке таких проблем у некоторых других поэтов — предшественников и современников Пушкина. Мы рассмотрим несколько наиболее репрезентативных явлений, близких в то же время к творческим поискам Пушкина. Поколение учителей Пушкина будет представлено В.А. Жуковским и К.Н. Батюшковым. Поколение его современников, идущих особыми путями, — Е.А. Баратынским. Круг поэтов-декабристов — К.Ф. Рылеевым, круг поэтов-любомудров — Д.В. Веневитиновым;

  3. сопоставить пушкинскую трактовку нравственной проблематики с трактовкой перечисленных выше авторов и выявить особенности именно пушкинского отношения к данным вопросам;

  4. проследить, как трансформируются нравственные проблемы на различных этапах эволюции пушкинской лирики;

  5. рассмотреть развитие этой темы в прозе, драматических произведениях Пушкина, а также в его поэмах и стихотворном романе и тем самым дополнительно контекстуализировать эволюцию нравственных проблем в лирике, углубив представление о последней. Методологической основой диссертации послужило соединение

историко-типологического и историко-литературного подходов, представленное в работах таких авторов, как С.Г. Бочаров, Л.Я. Гинзбург,

Гуревич A.M. Лирика Пушкина в ее отношении к романтизму (О нравственно-эстетическом идеале поэта) // Проблемы романтизма: Сб. ст. М., 1971. Вып. 2. С. 199.

А.В. Грехнев, A.M. Гуревич, Р.В. Иезуитова, Ю.М. Лотман, Б.С. Мейлах, О.С. Муравьева, И.М. Семенко, Н.Л. Степанов, И.З. Сурат, Б.В. Томашевский, С.А. Фомичев, А.С. Янушкевич и ряда других исследователей.

Актуальность работы. Обращение к данной теме представляется нам актуальным, прежде всего потому, что интерес к творческому наследию Пушкина всегда остается неизменным. Кроме того, в последние годы все чаще проявляются тенденции к переосмыслению именно нравственного содержания произведений многих авторов. Причиной этого является усиление общественного интереса к духовным и нравственным ценностям, к религиозным аспектам жизни.

Научная новизна работы заключается в том, что подобного комплексного исследования нравственных категорий и проблем, появляющихся в лирике Пушкина, не проводилось; существует лишь ряд работ, охватывающих — в интересующем нас аспекте — отдельные периоды пушкинского творчества, или работы, рассматривающее все его творчество, но с других точек зрения. В нашем же исследовании предпринимается попытка взглянуть на различные аспекты пушкинского творчества (и, прежде всего лирики), а также на всю его эволюцию через призму динамической системы его нравственных ценностей.

Структура работы. Работа состоит из Введения, трех глав и Заключения.

Во Введении дано обоснование актуальности и значимости исследования. Для этого представлен обзор работ, так или иначе затрагивающих тему диссертации.

Первая глава посвящена аналитическим характеристикам развития нравственной проблематики в лирической поэзии Жуковского, Батюшкова, Рылеева, Веневитинова, Баратынского.

Во второй главе развернут анализ эволюции нравственной проблематики в лирике Пушкина — от лицейской поры до смерти поэта. Наблюдения и выводы, сделанные в первой главе, здесь использованы в качестве фона и сопутствующего материала для анализа.

В третьей главе наблюдения и выводы второй главы соотнесены с характеристикой разработки нравственных проблем в стихотворных повествованиях, прозе, и драматургии Пушкина. Характеристика эта послужит дополнительным фоном для анализа пушкинской лирики.

В Заключении подведены основные итоги исследования. Они выявляют логику эволюции нравственных идей и проблем в пушкинской лирике. Ставится вопрос о своеобразии этого процесса.

Прежде чем перейти к анализу нравственной проблематики в лирике Пушкина, следует выбрать определенное толкование самого важного из тех терминов, которые используются в диссертационном исследовании в качестве базовых. Необходимо дать краткое рабочее определение того, что же мы понимаем под нравственными и этическими ценностями, признавая при этом, что не существует однозначного определения этих понятий.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово «нравственность» дано в статье о прилагательном нравственный: «Нравственный, противоп. телесному, плотскому — духовный, душевный. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположи. умственному, но составляющий общее с ним духовное начало. Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина» .

В «Словаре языка Пушкина» определение «нравственность» дается следующим образом: «Нравственность 1. Совокупность моральных, этических норм, определяющих поведение человека. 2. Поведение, соответствующее общепринятым моральным нормам; моральные свойства, достоинства человека»5.

В современном «Словаре терминов. Мораль. Нравственность. Этика» 2002 года понятие «нравственность» имеет следующее толкование: «Нравственность — это совокупность духовных качеств человека, хорошо овладевшего всеми видами морали, ясно осознающего истинные моральные ценности и предпочтения, умеющего творчески и искусно применять категории морали к реальным жизненным ситуациям»6.

Эти определения не совпадают, но и не противоречат друг другу, они легко суммируются. На сумму их значений мы и будем ориентироваться, имея в виду прежде всего словоупотребление, характерное для пушкинской эпохи.

4 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2001. Т. 2. С. 918.

5 Словарь языка Пушкина: В 4 т. М., 2000. Т. 2. С. 934.

6 Рождественский Ю.В. Словарь терминов. Мораль. Нравственность. Этика. М., 2002. С. 64.

То есть нравственность определяется через понятие морали. Для нас важна в первую очередь «мораль духовная»: это «правила отношения людей к Богу, миру, друг другу и самим себе, определенные основателями религий и их учениками, требующие особого обучения и воспитания личности за пределами семейно-родового обычая. Духовная мораль обобщает и преобразует народные правила поведения, объединяет людей разного родового, племенного и расового происхождения в рамках цивилизованного общества, члены которого сознательно исповедуют и неуклонно исполняют правила духовной морали»7.

В качестве основных понятий духовной морали выделяются следующие: вера, богопочитание, надежда, любовь и ряд других. В вере, как нам представляется, наиболее важным является принцип (для верующего человека) принимать Божественную волю, в чем бы она ни заключалась, «поэтому если мир в данный момент к данному человеку неблагосклонен, нельзя отчаиваться»8.

Любовь в этой системе подразумевает душевную преданность Богу, его творениям, другим людям, защиту добра от зла. И, кроме того, следует подчеркнуть божественность слова: «Дар слова — важнейший источник духовного творчества. В слове явлено духовное учение и духовная нравственность. От слова исходит надежда и любовь»9. То есть любой акт поэтического творчества сам по себе уже несет некое нравственное значение.

Другой современный исследователь проблем соотношения искусства и нравственности считает, что настоящее искусство всегда нравственно: «Подлинное искусство предоставляет человеческой душе пищу духовную для ее развития, то есть искусство вос-питывает душу как некую возрастающую и потому самосохраняющую в своих неповторимых особенностях живую сущность. Таким воспитанием обязательно укрепляется нрав, нравственность личности. Воспитание всегда нравственно, поскольку предоставляет душе здоровую пищу для возрастания и самосохранения»10.

Выделяются также нормы морали гражданского общества, и среди них — принципиальность, идейность, гражданственность, гуманность,

7 Там же. С. 43.

8 Там же. С. 44.

9 Там же. С. 45.

10 Моторин А.В. Нравственно-воспитательные основы художественного творчества // Нравственно-
воспитательные основы художественного творчества: Сб. ст. Великий Новгород, 2001. С. 6,7.

человечность. Ю.В. Рождественский указывает и на такие аспекты морали, как мораль профессиональная и — мораль народная.

В общем, можно сделать вывод, что существует целая система отдельных аспектов (или ценностей), представляющая собой в сознании людей и в их религии духовную мораль. Однако, во-первых, сама эта система довольно противоречива, так, например, христианская догма духовной морали «не убий» может вступать в противоречие с воинской моралью. А во-вторых, для каждого человека на первом плане в его поведении, в жизненной установке, и для поэта — в его поэтическом творчестве всегда оказываются отдельные аспекты этой целостной системы. Некоторые проявления морали оказываются более важными, более актуальными; а другие — отходят на второй план. Таким образом, можно говорить о формировании нравственности, как об актуализации различных моральных принципов, действующих в обществе, в реальной жизни. И, вероятно, при наличии общих моральных законов у разных людей системы нравственных ценностей и приоритетов будут разными. В творчестве того или иного поэта акцент делается преимущественно на каком-то одном (или нескольких) аспектах морали. Более того, трудно найти однозначный ответ на вопрос, что же в художественном мире того или иного поэта составляет нравственную основу; чаще всего можно лишь указать общее направление нравственных исканий поэта. Л.Л. Алавердова предлагает определение понятия «нравственные искания»: « <...> это ценностно-ориентационная духовная деятельность, направленная на обретение субъектом нравственной истины с целью последующего воплощения ее в жизнь. Источники нравственных исканий сокрыты во всеобщих свойствах человеческого духа: тут и потребность самовыражения, самосовершенствования, стремление к свободе, критичность мышления и, конечно же, чувство неудовлетворенности нравственной ситуацией в обществе и отведенной привычной ролью в нем» .

На изложенные здесь определения нравственности, нравственных ценностей и нравственных исканий мы будем ориентироваться в дальнейшем.

Попутно отметим, что другие исследователи, А.С. Абасов и СМ. Адигезалова, обращают внимание на привязку представлений о нравственности к конкретному историческому периоду, хотя и признают универсальный характер истинных нравственных ценностей: «нравственные

11 Алавердова Л.Л. Нравственные искания и нравственное творчество личности // Нравственные искания: Сб. ст. Баку, 1992. С. 15.

искания всегда исторически конкретны и привязаны к системе национально-культурной самобытности, посредством которой они только и приобретают самоценности; однако их конечная оценка реализуется посредством взаимодействия с системой общечеловеческих ценностей и морали»12.

Если говорить о нравственности применительно к художественному (литературному) творчеству, то всякое творчество так или иначе является выражением нравственной позиции писателя. Как пишет Н.В. Алексеева, «в нравственно-эстетической позиции писателя наиболее полно реализуется ценностно-этическое отношение художника к миру, присущее процессу творчества и являющееся глубинным, специфическим свойством эстетического познания действительности»13.

Наша задача — проследить, как все эти представления реализуются в лирике русских поэтов начала XIX века. Прежде всего — в лирике Пушкина (лирика его учителей и современников, как уже сказано, послужит лишь фоном для основного исследования).

Остановимся кратко на тех работах, которые в большей или меньшей степени затрагивают вопросы нравственной проблематики в произведениях Пушкина. Рассмотрим их в хронологическом порядке и в порядке иерархии тем — от более общих к более частным.

В 1899 году в № 10 «Вестника Европы» впервые было опубликовано исследование А.Ф. Кони, озаглавленное «Нравственный облик Пушкина»14. Особое внимание автор уделяет религии в творчестве Пушкина, а также, будучи юристом, останавливается на некоторых правовых вопросах: «Нравственные начала, черпая свои силы в религии, проникают с разных сторон и в область права. <...> Говоря о правовых воззрениях Пушкина, трудно избежать необходимости ознакомиться с его нравственными воззрениями и его отношением к вопросам веры. Таким образом, сам собою создается нравственный облик Пушкина»,5. Но исследователь ищет и находит нравственные ценности, определяющие мировоззрение поэта, не в творчестве Пушкина, а в его жизни: в отношениях Пушкина к людям («Проповедь благородного альтруизма и нравственной обязательности в

12 Абасов А.С., Адигезалова СМ. Искания нравственные и нравственные искания // Там же. С. 12.

13 Алексеева Н.В. Нравственно-эстетическая позиция писателя: аспекты истории и теории вопроса //
Нравственно-эстетическая позиция писателя: Сб. ст. Ставрополь, 1991. С. 12.

14 Кони А.Ф. Нравственный облик Пушкина: Речь, посвященная 100-летию со дня рождения Пушкина,
прочитанная 26 мая 1899 года на торжественном заседании Академии Наук. Подольск, 1999.

1 Там же. С. 2.

отношениях с окружающими думать о них, об их страданиях и человеческом достоинстве внятно и определенно слышится в произведениях Пушкина, возмущенного высокомерным взглядом на людей, которых "мы почитаем лишь нулями, а единицами — себя"»16), в искренней дружбе, в любви к правде, в любви к России и вера в нее, в отношении к требованиям своей совести.

В более поздней обобщающей монографии «Философско-эстетические взгляды А.С. Пушкина» (1957) ее автор И.В. Гуторов не только не расширяет, но скорее сокращает сферу изучения: он концентрирует внимание на философском материализме в творчестве А.С. Пушкина, выделяя прежде всего его «атеистические» произведения и только их выдвигая на первый план. Он отмечал: «Сам же Пушкин аморальным и безнравственным считал все то, что идет во вред народу, и в этом смысле атеистические произведения Пушкина, преисполненные идеями глубокого гуманизма, следует считать в высшей степени нравственными. Белинский с полным основанием предугадывал, что "придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будет образовывать и развивать не только эстетические, но и нравственные чувства". Атеистический и рационалистический жизненный материализм Пушкина органически включает в себя великий философский принцип движения»17. Автор останавливается на проблемах «обличения самодержавия», «воинствующего атеизма», «материалистического разума», которые он находит в произведениях Пушкина.

На наш взгляд подобная позиция исследователя является односторонней и не вполне обоснованной, так как нельзя делать выводы о характере поэзии Пушкина на основе всего лишь нескольких его ранних текстов. Пушкинская философия намного разнообразнее, намного богаче, и подобный подход к ней недопустим.

Напротив, очень важные наблюдения по этому вопросу сделаны в работе A.M. Гуревича (1966) «Пушкин и русская лирика эпохи романтизма (проблема нравственного идеала)». Гуревич отмечал, что «связь мировоззрения и творчества писателя — одна из аксиом советского литературоведения»18. Нам представляется необходимым уточнить, что это

16 Там же. С. 7.

17 Гуторов И.В. Философско-эстетические взгляды А.С. Пушкина. Минск, 1957. С. 40.

18 Гуревич A.M. Пушкин и русская лирика эпохи романтизма (проблема нравственного идеала). Автореф.
дис.... канд. филолог, наук. M., 1966. С. 3.

правило актуально для литературоведения вообще — мировоззрение писателя неизбежно выражается в его творчестве. Исследователь обращает внимание прежде всего на нравственную проблематику в поэзии современников Пушкина, особо выделяя творчество поэтов-декабристов. Исследователь считает, что «в соответствии с рационалистическими традициями XVIII столетия (в России) декабристы видят в общественном служении высшее назначение человека, а в гражданских доблестях — важнейшее условие нравственного совершенства личности». Далее рассматривая «романтизм и реализм в лирике Пушкина», он утверждает, что «"покой и воля" получают у Пушкина значение нравственной позиции, отнюдь не адекватной его нравственному идеалу»19.

В 1971 году появляется другая статья A.M. Гуревича, которая наиболее близка к интересующей нас проблематике — «Лирика Пушкина в ее отношении к романтизму (О нравственно-эстетическом идеале поэта)». Здесь исследователь справедливо отмечает, что «широта мысли и полнота чувств, многообразие и богатство душевной жизни, обостренная чуткость к различным сторонам действительности — все это было в пушкинской поэзии одним из главных критериев нравственной ценности человека вообще и художника в особенности» . Он рассматривает эти проблемы прежде всего с позиции сопоставления романтизма и реализма. Автор делает акцент на роли поэта и поэзии у Пушкина, у декабристов и у любомудров. Но в нашей работе рассматривается не только данный аспект проблемы, а и другие стороны идейного комплекса, сформировавшего в лирике поэта на протяжении всего его творческого пути.

Нравственной проблематике в драматургии Пушкина особое внимание уделяет Л. Резников в своей статье «Моцарт и Сальери. (Заметки о нравственной природе искусства и позиции художника)» . Можно отметить, что существует целый ряд работ, посвященных нравственной проблематике творчества Пушкина, прослеженной на примерах его произведений нелирических жанров — драматургии, прозы. Нас же в нашей работе интересует прежде всего лирика поэта, хотя, без сомнения, основные выводы относительно нравственной позиции автора и героев произведений других жанров будут нами при этом анализе учитываться.

19 Там же. С. 10.

20 Гуревич A.M. Лирика Пушкина в ее отношении к романтизму. С. 206.

21 См.: Резников Л . Моцарт и Сальери. (Заметки о нравственной природе искусства и позиции художника) //
Резников Л . Гуманизм. Гражданственность. Мастерство: Статьи и исследования. Петрозаводск, 1973.

К исследованию творческих процессов в творчестве Пушкина в болдинский период обращается А.Г. Гукасова. Она выделяет то, что считает нравственной доминантой творчества Пушкина. По мнению исследовательницы, «ему (Пушкину - Е. Л.) чужды жалобы на мир, на судьбу, он не утратил ни надежды, ни страданий любви. Он — страстный и

дерзкий мечтатель» . Именно это и составляет основу нравственной позиции героя пушкинских произведений. Исследовательница останавливается на лирике поэта, а также на его произведениях прозаических и драматических жанров.

Многие из исследователей рассматривают, как уже отмечалось, лишь составные части целостного комплекса нравственных идей, выделяя и выводя на первый план наиболее важные из них. Так, С. Бонди, рассматривая в своей статье стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», затрагивает мотив «свободы», которая является одной из важных нравственных ценностей в лирике Пушкина23. Исследователь считает, что «"свобода" в стихотворении Пушкина обозначает будто бы не столько политическую свободу, сколько главным образом "полноту наслаждения, доставляемого искусством", "проявление высокой духовной раскованности, внутренней человеческой свободы"; ...высокая свобода, приходящая в моменты творчества и созерцания искусства — та свобода, когда человек как будто все может, когда перед его внутренним взором открывается целый мир, когда он властен быть свободным даже в том унижении, которому подвергает его "жестокий век"»24.

Е.А. Маймин исследует пушкинскую «поэзию мысли», рассматривая цикл стихов, посвященных теме поэта (выделяемой многими исследователями). По мнению исследователя, «поэзия Пушкина зрелого периода, в том числе и поэзия трагического содержания, озарена светом вечности — ив этом источник и ее гармоничности, и ее возвышенности, и не в последнюю очередь — ее философского звучания»25.

В своей работе Д.С. Лихачев также обращается к одному определяющему для Пушкина мотиву, мотиву памяти, выявляя эстетическую и нравственную роль памяти на примере поэзии Пушкина26.

22 Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина. М., 1973. С. 34.

23 См.: Бонди СМ. Памятник // Бонди СМ. О Пушкине: Статьи и исследования. М., 1983.

24 Там же. С. 451,453.

25 Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981. С 121.

26 См.: Лихачев Д.С Служение памяти. Эстетическая и нравственная роль памяти на примере поэзии
Пушкина // Наш современник. 1983. № 3.

К анализу нравственного идеала в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» обращался в 1980-е годы Г.Г. Красухин. Исследователь отмечал, что «нравственное чувство, подвигнувшее художника на творческий труд, не просто сродни тому нравственному чувству, какое выказывает воспринимающий этот труд читатель, слушатель, зритель, — оно одно и то же чувство, уравнивающее творца с тем, к кому он обращается, заставляющее обоих проявить свою идеальную — пиитическую сущность. <...> Он (Пушкин - Е. Л.) способен быть пробужденным искусством и будет пробужден им к осознанию себя, своей народной души, к готовности принять ею и выказать ею нравственное чувство — ответить добром на добро — проявить свои пиитические способности — войти таким образом и в бесконечную цепь пиитов ...» . Красухин останавливается на нравственной проблематике в лирике и в других жанрах Пушкина. Отметим особую важность этого исследования для нас, важность двоякую: оно непосредственно касается нашей темы и в то же время затрагивает нравственную проблематику только в творчестве поэта 1830-х годов, требуя продолжения уже приложенных усилий.

Работа Г.П. Макогоненко28 тоже представляет для нас особый интерес, потому что в ней изучается последний период творчества Пушкина, когда нравственные искания поэта были самыми яркими и самыми интенсивными. Макогоненко изучает не только лирику. Его интересуют вопросы нравственности в поэме «Анджело». Он также сравнивает эту поэму с пьесой Шекспира «Мера за меру» и анализирует ряд других произведений: «Песни западных славян», «Пир Петра Первого», «Капитанскую дочку». Ученый обращает внимание на такие особенности творчества Пушкина последнего периода, как субъективность, стремление к свободе и независимости. Однако некоторые суждения исследователя расходятся с нашими представлениями, о чем будет сказано в соответствующем разделе.

Наиболее близки к интересующей нас проблематике статьи Е.М. Черноиваненко, в которых исследователь обращается к «пушкинским суждениям о нравственной пользе поэзии и проблеме смены типов культуры в России 1-й трети XIX в.». Основной вывод, к которому приходит исследователь: «Пушкинские маргиналии в ней (в поэзии Пушкина - Е. Л.) свидетельствуют о том, что для их автора эстетические качества поэзии

27 Красухин Г.Г. Покой и воля. М., 1987. С. 248.

28 См.: Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). Л., 1982.

важнее содержания воплощаемых в ней этических идей. Добродетель и порок, становясь предметами изображения искусством, получают — помимо морального — еще и эстетическое измерение, и именно оно должно интересовать художника: "Какое дело поэту до добродетели и порока? разве одна их поэтическая сторона" /Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: В 10-ти т. -Л.:Наука, 1978. - Т. VII. - С. 381/. <...> Цель ее (поэзии - Е. Л.) не сводится к нравственной пользе, что поначалу воспринимается как отказ от всякой цели вообще. <...> А.С. Пушкин заметил: "Поэзия ... по своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме самой себя..." /VII, 168/. <...> Неприятие идеи нравственной пользы поэзии не означало того, что поэт отказался видеть в содержании произведения его этический

аспект» .

Подобный подход представляется нам особенно интересным, так как он наиболее оригинален. Большинство исследователей лирики Пушкина на первое место ставят все же ее этические, моральные качества, эстетические категории оказываются при этом более второстепенными. Этот «уклон», на наш взгляд, должен быть исправлен.

Б.В. Томашевский основное внимание уделял сравнению поэзии Пушкина с поэтами предшествующих времен и анализу отдельных этапов творческого пути Пушкина. Его статья «Поэтическое наследие Пушкина» дает нам возможность осознать общий характер лирики Пушкина. Однако нравственные проблемы как таковые не выделяются исследователем в качестве отдельного объекта исследования 30 . Главное внимание Томашевский уделяет другим проблемам, например, проблеме народности.

В своей монографии «Пушкин» Б.В. Томашевский затрагивает еще целый ряд важных для нас вопросов. Он особо останавливается на непримиренных противоречиях, толкавших поэта к новым поискам, и в первую очередь изменяющимся впечатлениям действительности 31 . Исследователь указывает на те отличия, которые обретает поэзия Пушкина по сравнению с поэзией Жуковского и Батюшкова; также Б.В. Томашевский подробно анализирует вольнолюбивые стихотворения Пушкина, такие, как «Деревня», «Вольность», но делает акцент только на их «политической»

29 Черноиваненко Е.М. Пушкинские суждения о нравственной пользе поэзии и проблема смены типов
культуры в России 1-й трети XIX в. // Вопросы творчества и биографии А.С. Пушкина: Тез. докл. и сообщ.
обл. науч. конф. Одесса, 1989. С. 117,118.

30 См.: Томашевский Б.В. Поэтическое наследие Пушкина//Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет.
М., 1990.

31 См.: Томашевский Б.В. Пушкин: В 2 т. М., 1990.

направленности, тогда как их универсальное нравственное значение остается за рамками данного исследования. Этот пробел должен быть восполнен.

Линию осмысления нравственных ценностей в лирике Пушкина по-иному продолжает в своей работе митрополит Анастасий. Он анализирует не только нравственные принципы Пушкина-поэта, но и Пушкина-человека и отстаивает точку зрения, что «всепрощающая любовь и искренняя вера, ярко вспыхнувшая в его сердце на смертном одре, озарили ему (Пушкину - Е. Л.) путь в вечность, сделав его неумирающим духовным наставником для всех последующих поколений. Нравственный урок, данный им русскому народу на краю могилы, быть может, превосходит все, что оставлено им в назидание потомству в его бессмертных творениях. Христианская кончина стала лучшим оправданием и венцом его славной жизни»32. Здесь доминирующей оказывается христианская точка зрения на творчество поэта, которая, естественно, многое объясняет, но не исчерпывает, на наш взгляд, всей полноты осмысления поэтом нравственных проблем. Кроме того, следует все-таки делать различие между личностью Пушкина и личностью его лирического героя.

И.В. Немировский особое внимание уделяет идейной и, между прочим, нравственной проблематике стихотворения Пушкина «Кинжал». Автор пишет, что «в образах тираноубийц, выведенных Пушкиным в стихотворении "Кинжал", и произошло слияние "нравственности частной и государственной"»33.

Важную еще в одном отношении для нашей диссертации тему «Этическая концепция творчества позднего Пушкина (1833 - 1836 гг.)» рассматривает в своей новой работе уже упомянутый Г.Г. Красухин. Исследователь считает, что «на том пути, куда вывел русскую литературу Пушкин, целью поэзии может быть только поэзия, в которой растворен идеал. <...> Иначе говоря, творчество было осознано Пушкиным как этическое подвижничество»34. Однако в этой работе Красухина рассматривается уже только позднее творчество Пушкина, без развернутого сопоставления с ранним. Задача систематической разработки нравственных проблем на

Митрополит Анастасий. Указ. соч. С. 61.

33 Немировский И.В. Идейная проблематика стихотворения Пушкина «Кинжал» // Пушкин: Исследования и
материалы. Л., 1991. Т. XIV. С. 203.

34 Красухин Г.Г. Этическая концепция творчества позднего Пушкина (1833-1836 гг.). Автореф. дис.... д-ра
филолог, наук. М., 1993. С. 8.9.

протяжении всего творческого пути Пушкина остается за пределами внимания исследователя.

Работа С. Кибальника 1993 года посвящена художественной философии Пушкина . Автор прежде всего рассматривает оценку, которая дается Пушкину русской философской критикой. Далее исследователь изучает наиболее важные с его точки зрения философские и нравственные проблемы в творчестве поэта; среди них выделяются темы поэта и поэзии, темы случая, судьбы и закономерности, тема смерти и религиозности творчества Пушкина. Автора интересует вопрос о цели искусства, как он понимается Пушкиным, пушкинская концепция поэта-пророка и ряд других проблем. Для нас эта работа представляет существенный интерес, так как здесь анализируются с христианской и общефилософской точек зрения важнейшие нравственные аспекты поэзии Пушкина.

В.А. Грехнев отмечает, что «истина у Пушкина нуждается в добре, добро органически слито с прекрасным, красота предстает как средоточие добра и нравственного совершенства. А все это вкупе воспринимается как свободное волеизъявление творящей личности» 36 . Таким образом исследователь утверждает идею о единстве добра (нравственности) и красоты в поэзии Пушкина.

Христианские традиции связаны с нравственностью, вот почему важно учесть приведенные ниже работы. Их хотелось бы выделить в особый раздел нашего обзора еще и потому, что интерес к интерпретациям поэзии Пушкина с этой точки зрения в последнее время резко возрос.

Духовному пути Пушкина посвящена книга Б.А. Васильева . Особо важен здесь анализ стихотворения «Безверие» (1817). Васильев подчеркивает, что «"Безверие", хотя и агностическое по своим выводам, является не апологией атеизма, а грустным и тяжким раздумьем об утраченной сердцем вере» 8.

Л.В. Жаравина ведет речь о философско-религиозных основах пушкинского реализма. И в этой связи отмечает: «мы имеем в виду выраженный в его творчестве комплекс тем, мотивов, идей, которые так или иначе соотносятся с чудом любви, с торжеством истины, с признанием победы бытия над небытием, с концепцией преображения личности. <...> "В

35 Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. СПб., 1993.

36 Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород, 1994. С. 454.

37 Васильев Б.А. Духовный путь Пушкина. М., 1994.

38 Там же. С. 38.

начале было Слово" — свидетельствует христианское откровение (Ин., 1:1). В самоослеплении собственной гордыней герои "Маленьких трагедий" не слышат Его. Зависть, злоба, ненависть, месть, а не любовь, инстинкт разрушения, а не созидания, апофеоз гибели, а не воскресения — все это неизбежные следствия человеческой самонадеянности, секуляризованного индивидуализма, «окаменевшего нечувствия». Преодолеть свою внутреннюю порочность способен лишь тот, для кого вера — фактор знания и бытия»39.

Так на первый план выдвигаются религиозные ценности, что, конечно, правомерно и вызывает сочувствие, но не исчерпывает всех возможных оттенков пушкинской мысли.

С.Л. Франк, чья давняя работа вернулась в умственную жизнь России в конце 90-х годов XX века, находил нравственные ценности в лирике Пушкина, также прослеживая духовный путь поэта. Автор считает, что «Пушкин, исходя из <...> отправных пунктов своей самобытной религиозности, достигает основных мотивов христианской веры — смирения и любви. Языческий, мятежный, чувственный и героический Пушкин <...> вместе с тем обнаруживается нам как один из глубочайших гениев русского христианского духа»40. Франк выдвигает (ссылаясь на Плетнева) также очень важную для нас мысль о том, что превыше всего Пушкин ценит в человеке «благоволение ко всему».

Интересное наблюдение делает в своей работе «Лицейская поэзия А.С. Пушкина как целостный художественный мир» Л.Г. Пономарева41. Она рассматривает лицейскую лирику, в том числе нравственные проблемы, волновавшие писателя в раннем периоде его творчества. Но опять перед нами исследование, ограниченное одной эпохой: Пономарева останавливается только на лицейской поэзии Пушкина, не затрагивая позднюю поэзию.

Т.Г. Мальчукова отмечает, что в поэзии Пушкина сосуществуют христианские и античные традиции, зачастую совмещаемые в одном тексте. Исследовательница утверждает, что поэт «в религии будет видеть источник

39 Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: Философско-религиозные аспекты
литературного развития 1830-1840-х годов. Волгоград, 1996. С. 78.

40 Франк С.Л. Религиозность Пушкина // Пушкин: Суждения и споры. М., 1997. С. 238.

41 См.: Пономарева Л.Г. Лицейская поэзия А.С. Пушкина как целостный художественный мир. Автореф.
дис.... канд. филолог, наук. Омск, 1998.

нравственности, поэзии и культуры, понимая огромное значение христианства»42.

Наконец своей недавней книге И.З. Сурат и С.Г. Бочаров рассматривают поэзию Пушкина в связи с его биографией. Здесь появляется возможность построить общую характеристику поэзии Пушкина по отдельным ее периодам. Решается целый ряд проблем нравственного характера, таких, как вопрос о патриотическом сознании поэта, мотивы бегства от городской суеты, эпикурейские мотивы, отношение поэта к власти и к свободе, к религии — и целый ряд других43. Однако нравственные ценности в лирике поэта и здесь не являются самостоятельным объектом исследования.

Итак, можно убедиться в том, что существует большое количество работ о Пушкине, освещающих нравственные аспекты его творчества. Различные исследователи, анализируя творчество Пушкина, могут выдвигать на первый план или отдельные жанры, или отдельные периоды, или отдельные наиболее важные мотивы и темы, представляющие основу комплекса нравственных идей. Так, в своих работах митрополит Анастасий, Б.А. Васильев, Л.В. Жаравина, В.И. Афони рассматривали нравственные аспекты с точки зрения религиозных тем44. А Д.С. Лихачев и СМ. Бонди останавливаются на мотивах памяти и свободы, во многом определяющих пушкинскую лирику, но не единственных в ней.

Но единого целостного исследования, где изучалась бы основная нравственная проблематика пушкинской лирики в сопоставлении с его произведениями других жанров и с поэзией его предшественников и современников, да и к тому же прослеживающее эволюцию, — такого исследования пока предпринято не было.

Нет практически ни одной работы, в которой исследователь анализировал бы все стихотворения Пушкина, посвященные нравственной тематике и проблематике. Можно заметить и недостаток аналитических сопоставлений пушкинских стихотворений такого рода. Никем не прослеживается эволюция нравственных ценностей в лирике Пушкина на

Мальчукова Т.Г. Античные и христианские традиции в поэзии А.С. Пушкина. Автореф. дис. ... д-ра филолог, наук. Новгород, 1999. С. 13.

43 См.: Сурат И.З., Бочаров С.Г. Пушкин. Краткий очерк жизни и творчества. М., 2002.

44 См.: Митрополит Анастасий. Указ. соч.; Васильев Б. А. Указ. соч.; Жаравина Л. В. Указ. соч.; Афони В. И.
Религия и А. С. Пушкин. Невинномысск, 1999.

всем протяжении его творческого пути. Восполнение этих двух пробелов и составляет главную нашу задачу.

Нравственные ценности в поэзии В.А. Жуковского

Непосредственным предшественником и наиболее авторитетным для людей искусства современником Пушкина является В.А. Жуковский, поэтому вполне закономерно, что с обращения именно к его творчеству нам предстоит начать анализ явлений, которые послужат фоном для изучения системы нравственных ценностей в лирике Пушкина.

На особую важность именно для Жуковского тем морали и нравственности обращали внимание практически все исследователи его творчества. В качестве одной из доминирующих черт его поэтики А.И Веселовский выделял, в частности, уравнивание в понимании Жуковского таких понятий, как поэзия и добродетель. «Призвание поэта — «любовь к добру переливать в сердце» ... , поэт «святых добра законов толкователь» ... , «поэзия есть добродетель»45, — такие мотивы исследователь считал доминирующими в поэзии Жуковского. Кроме того, в работе Веселовского приводится ряд важных для нас характеристик, данных поэзии Жуковского некоторыми его современниками. Так, Е. Баратынский пишет в одном из писем к Жуковскому: « ... хвала поэзии, поэзия есть добродетель, поэзия есть сила; но в одном только поэте, в вас, соединены все ее великие свойства»46. В письме Кюхельбекера находим такие строки: «Я знавал людей с талантом, людей с гением, но, Бог свидетель! Никто не убедил меня так живо в истине, высказанной вами же, что поэзия есть добродетель...»47.

Говоря о связи этического и эстетического в поэзии Жуковского, А.Н. Веселовский отмечал: «Если в статье Энгеля, переведенной Жуковским («О нравственной пользе поэзии») нравственные и поэтические начала отличны друг от друга по существу, и требование их связи касается лишь личности поэта, то в заметке «О критике» изящное является (по Зульцеру) тождественным с добром, моральной красотою».

Таким образом, мысль о равенстве, о тождестве добродетели и поэзии постепенно превращается в устойчивое общепринятое представление. Ф.З. Канунова отмечает, что «для Жуковского, ... этика и эстетика взаимосвязаны — доброе неотделимо от прекрасного»49. «Добродетель — это развитие и претворение в действие нравственных, природных задатков человека, та основа нравственной позиции, на которой зиждется чувство собственного достоинства и самоуважения»50.

Н.А. Портнова также обращает внимание на особую значимость добродетели в поэзии Жуковского: «"добродетель" (часто она заменяется словами "душа", "сердце") ... — это, прежде всего духовность, вечное стремление к прекрасному ... . Это скромность, простота, неприхотливость человека, довольного уже тем, что он — высшее создание природы. Это достоинство и независимость»51.

Как пишет А.С. Янушкевич, «молодому Жуковскому тесно в рамках классицистической оды и сентименталистской песни, но он мечется между ними в поисках нового содержания. Постепенно доминантой этого поиска становится тема нравственного содержания личности, главное же его направление — формы выражения "внутреннего человека" в поэзии»52.

Исследователь также обращает внимание на влияние на Жуковского масонской идеологии — антикрепостнических высказываний масонов, их проповеди природного равенства людей, когда на первый план выступает программа «морального совершенствования личности»53. По мнению А.С. Янушкевича, «Жуковский, с его обостренным чувством внесословного неравенства и убежденной верой в гармонию человеческих отношений не мог быть чужд общественным идеалам»54.

И.М. Семенко пишет, что «и в своей лирике, и в поэтических эпических жанрах Жуковский ориентирует поэзию на воссоздание духовной жизни человека»55. Р.В. Иезуитова отмечает, что «Жуковский сообщил поэзии особую глубину и содержательность, сделал ее выразительницей ... сокровенных духовных устремлений»56.

Число подобных примеров можно умножить. Но уже приведенных достаточно для вывода: темы нравственности, безусловно, органичны и первостепенны для Жуковского. Это отмечено практически всеми крупнейшими исследователями его поэзии.

Как уже отмечалось, проблемы соотношения нравственности и поэзии интересовали Жуковского в теоретическом аспекте; в частности, он заинтересовался статьей немецкого мыслителя Энгеля «О нравственной пользе поэзии» и перевел ее.

Позиция Энгеля неоднозначна. С одной стороны, исследователь философии Энгеля и поэзии Жуковского П.Н. Сакулин пишет, что «Энгель настолько дорожит самостоятельностью поэзии, как искусства, ... что ни холодный рассудок, ни мораль не в праве нарушать закон искусства»57. Он отмечает, что «Жуковский, уже почувствовавший непосредственную прелесть поэтического труда, пока еще не сумел примирить, подобно своему учителю Карамзину, стремления уйти от "треволнений" света в идиллическую хижину с сознанием, что поэзия может быть орудием общественной сатиры, может утешать и вдохновлять людей, значит выполнять известную общественную функцию» . С другой стороны, тот же Сакулин констатирует, что «это нисколько не исключает возможности применять к произведениям искусства этическую мерку»59.

Таким образом, довершившись одному из авторитетнейших исследователей русской культуры, мы можем закрепить вывод, что для Жуковского одинаково важны как красота поэзии, так и ее моральное содержание. Не менее важны для него и другие нравственные ценности.

Нравственные ценности в поэзии К.Н. Батюшкова

Не менее важной фигурой в русской поэзии начала XIX века является и К.Н. Батюшков; его лирика традиционно воспринимается как нечто противоположное поэзии Жуковского. Но мы попытаемся проследить сходства и различия двух поэтов на уровне неких нравственных критериев, которые актуализируются в их произведениях.

Одна из исследовательниц творчества Батюшкова пишет, что «Батюшков рассматривает поэзию как субъективный отклик на явления объективного мира, не учитывая еще ее социальной направленности»79. Это обобщение иногда конкретизируется в несколько в предвзятое представление о Батюшкове, как о стороннике чистого искусства, не затрагивающем в своем творчестве моральных аспектов.

Многие особенности творческой манеры Батюшкова обусловлены тем, что он жил и создавал свои произведения на рубеже эпох. Л. Озеров подчеркивает эту его особенность: «Творчество его носит явно переходный, переломный характер. Ему не хватает цельности, монолитности, законченности» . Поэтому отнесение Батюшкова к тому или иному литературному направлению представляется достаточно трудной задачей. Между тем решение этой задачи существенно для избранной нами темы. Большинство исследователей относят Батюшкова к поэтам-романтикам.

Еще в статьях Белинского о Пушкине эта точка зрения проведена очень ясно. Определяя здесь романтизм как «внутренний мир души человека», «сокровенную жизнь его сердца», Белинский, естественно, должен был увидеть в психологической лирике Батюшкова явление романтического порядка, и при том близкое к сфере этики , — считает Н.В. Фридман.

Что касается непосредственного проявления в лирике Батюшкова интересующей нас темы, то тот же Н.В. Фридман отмечает, что «как Карамзин, Жуковский настаивает на строгом соблюдении общепринятых моральных норм и видит разрешение конфликта человека и общества в мистическом "там" — в загробном мире. Однако Батюшков идет несколько по другому пути, чем Жуковский или Карамзин. По-своему откликаясь на кризис феодально-крепостнической формации, он тоже выдвинул идею личности, но создал совершенно иной, чем у Карамзина и Жуковского, образ человека. Его человек ставит выше всего земные радости и отвергает общепринятую мораль, основанную на религиозных "истинах"» 82 . Двукратное «но» - «однако», как бы рассекающее надвое тезис исследователя, обозначают главную проблему, с которой сталкивается каждый, кто пытается понять своеобразие нравственной позиции Батюшкова.

В ранней лирике поэта доминирующими оказываются жизненные ценности, диктуемые эпикурейским образом мысли. Белинский «усматривает основу творчества Батюшкова в "изящном эпикуреизме", являющемся "во всей его поэтической обаятельности", в "полном страсти стремлении .. . к наслаждению, к вечному пиру жизни"»83.

На первый взгляд, это далеко от мира романтических устремлений, если судить о нем, основываясь на поэзии Жуковского. Но Лев Озеров не случайно обращает внимание на один из важнейших у Батюшкова мотивов — мотив мечты. И далее исследователь вкратце обрисовывает весь творческий путь поэта, глядя на него через призму этого мотива: ... Но и в мечте нет спасенья: «...прочь уже теперь бежит мечта, что прежде сердцу льстила». Всего два-три года отделяют очарование мечтой от разочарования в ней. Блеск и нищета мечты видны поэту во всей их контрастности. ... Противопоставивший мечту действительности, Батюшков обнаруживает, что сама мечта отражает противоречия жизни. Не найдя «истинного блаженства» в жизни, он не находит ее и в мечте. Где же оно, вопрошает Батюшков, «истинное блаженство»? ... »84. Такова общая канва батюшковского творчества, четко распадающегося на два периода. И каждый из них связан с исходным сочетанием двух категорий — стремления к наслаждению и романтической мечты. Здесь кроется источник противоречия: «здешнее» страдание должно привести к идеалу, который тоже воплощается «здесь», но с «нездешним» совершенством.

Имея в виду развитие этого противоречия, остановимся на лирике первого периода, охватывающего 1802- 1812 годы.

Поэт неоднократно возвращается к мотиву мечты, затрагивая его как в стихотворениях 1802-1803 годов, так и в более поздние годы (в 1817 году). В.И. Коровин пишет, что «традиционный мотив "Мечты" скрашивает бренную, мимолетную и печальную жизнь поэта. Благодаря поэтическому воображению, которое возвращает живую прелесть скоротечным земным радостям, певец утверждает свое счастье. Печаль, сопутствующая мечтанию, не в силах победить радости, которая остается неотменимой и неисчезающей. Эти два настроения станут у Батюшкова господствующими»85.

Наряду с мечтой в системе ценностей Батюшкова акцентируются свобода, спокойствие, довольство малым, забвение; при этом отрицаются такие явления, как суета и даже слава. Таким образом, при помощи мечты герой достигает атараксии — состояния безмятежности духа. Понятие это характерно для философии эпикурейства, которой очень созвучно творчество Батюшкова первого периода.

Что могло привлечь поэта в идеях Эпикура? Очевидно то, что, по мысли Эпикура, удовольствие находится в полном согласии с добродетелью. При этом он подразумевал не физическое удовольствие, а именно состояние безмятежности души. Безмятежное состояние духа Эпикур считал высшим состоянием бытия, дополняя эту мысль девизом — живи уединенно87. И все это вполне соответствует системе ценностей батюшковской лирики, для которой наиболее важно утверждение о том, что удовольствие есть добродетель.

Наиболее важны также для ранней лирики Батюшкова мотивы бегства, ухода из большого мира в мир малый, замкнутый, уединенный, что также соответствует эпикурейскому принципу. Чтобы достичь атараксии, требуется освобождение от любой зависимости, уход от общественной деятельности, отказ от власти, богатства и телесных вожделений. Более всего ценятся умственные удовольствия, прежде всего дружба.

И здесь, при всем внешнем различии мировоззрений Жуковского и Батюшкова, бросается в глаза глубинное сходство их основополагающих идей, касающихся духовных ценностей. Правда, к достижению гармонии поэты идут разными путями, но цели, тем не менее, у них сходные.

Лирика лицейского и петербургского периода

Прежде всего следует подчеркнуть, что ранняя лирика Пушкина (1813-14 годов) носит еще, как уже отмечалось, не вполне самостоятельный характер, хотя этот период и длился совсем не долго. Самые ранние стихотворения не несут в себе и целостной системы нравственных ценностей. Н.Л. Степанов выделяет основное содержание лицейских стихов Пушкина: «Сочетание светлого жизнеутверждающего гуманизма, эпикурейской материалистической влюбленности в радости и наслаждения жизни с мотивами грусти, разочарования»135. Отметим, что эпикурейские мотивы раннего Пушкина достаточно традиционны для этого периода развития русской литературы136. Источники очевидны: уже написано «программное» для русского эпикуреизма стихотворение Батюшкова «Мои пенаты» и ряд других стихотворных дружеских посланий того же типа.

В этот период в лирике Пушкина наиболее сильны антиклерикальные мотивы. Они развиваются в сатирическом ключе. Например, стихотворение 1813 года «Монах», где высмеиваются нравы священнослужителей и их способность поддаваться искушению. Есть тут и нравственный смысл, но особый. Это не провозглашение неких нравственных норм, а скорее их разрушение, опровержение того, что традиционно считается авторитетным.

В 1814 году в стихотворении «К другу стихотворцу» также проявляются некоторые антиклерикальные мотивы (лирический герой сравнивает себя со священником, не исполняющим своих же собственных поучений). В этом контексте возникают и мотивы нищеты, составляющей удел истинного поэта, а, следовательно, его бескорыстия.

Мотив нравственной ценности поэзии проявляется здесь двояко. С одной стороны, все стихотворение — это критика плохой поэзии, «рифмоплетства», бездарных поэтов и т. д. С другой стороны, в некоем скрытом подтексте стихотворения можно найти проповедь поэзии истинной, настоящей, которая, однако, дается не каждому, кто пытается писать. И удел истинного поэта — нищета и безвестность. Сквозь общий иронический тон стихотворения проступают трагические ноты признания как ценности поэзии в мире, так и трудности этого жребия. Соседство с антиклерикальными мотивами дополнительно эти ноты усиливает.

Тема любви в ранней лирике Пушкина развивается преимущественно в рамках античной (эпикурейской) традиции. Это, прежде всего, удовольствие, наслаждение — наряду с другими такими же удовольствиями — едой, вином, сном. Подобные мотивы чаще всего развиваются в дружеских посланиях. Автор не предлагает никаких моральных оценок; единственная точка отсчета здесь — возможность получить удовольствие, учитывая бренность и быстротечность молодости. Самой важной ценностью в этой системе становится не слава, не богатство, а любовь-страсть, наслаждение ею. Некоторые из этих мотивов проявляются уже в одном из самых первых стихотворений, дошедших до нас, «К Наталье» (1813), хотя здесь доминирующей тональностью все-таки оказывается ироничность, шутливость. В этом стихотворении проступают и некоторые антиклерикальные мотивы, тоже решенные в шутливом тоне: ведь влюбленный лирический герой — монах.

Прославление земных радостей, наслаждений, чувственных удовольствий — доминирующая тема в ранней лирике Пушкина. С.А. Фомичев указывает, что «в творчестве Пушкина конца 1810-х гг. эпикурейские мотивы, звучащие ... громче, нежели в ранней лирике, получают свое место в иерархии эстетическо-нравственных ценностей, как ее представляет себе поэт. "Изящный эпикуреизм" воспринимается как маска (так намечается романтический мотив элитарной личности)» .

В ранней пушкинской лирике есть уже заметное приближение к этому. Во всем этом сильно влияние Батюшкова. Говоря о лирике Батюшкова, И.М. Семенко заметила, что в ней «к эпикурейству была сделана прививка чувствительности и нравственности» . И мы в этом убедились, рассматривая эпикурейство лирического героя «Моих пенатов»: отмеченная тенденция продолжилась довольно широко; нравственный смысл лирической утопии воплотился в его дружеских посланиях.

Таково, например, стихотворение 1814 года «Князю А. М. Горчакову». Традиционно — как это зачастую было у Батюшкова — здесь выстраивается две системы ценностей: негативно и позитивно маркированные. С одной стороны, это слава, лавры, богатство, скромная супружеская жизнь — все, чего лирический герой не желает своему другу- Даже если эти элементы и не оценены отрицательно, они кажутся поэту обыденными, нейтральными, общими для всех и, значит, не представляют особой ценности. С другой стороны, здесь присутствует любовь во всех ее проявлениях, духовном и физическом, любовь, переосмысленная даже несколько иронически.

И самому себе лирический герой Пушкина желает именно таких земных благ и наслаждений — веселья: «веселиться - мой закон» («Опытность», 1814, П. I, 53) , винопития; «Выпей чашу - и душой / Будешь так же чист и ясен.» («Блаженство», 1814, П. I, 55). Б.А. Васильев обращает внимание на то, что «учение о блаженстве составляет центральный пункт христианского благовестия, но Пушкин нарочито дает и своей пьесе заглавие "Блаженство"»140. Таким образом, здесь, помимо эпикурейских нравственных ценностей, можно уловить и легкий ироничный антиклерикализм молодого поэта.

Б.В. Томашевский указывает, что «в "Пирующих студентах" Пушкин обретает ту конкретность и вещность слов, которую он не мог найти в мечтательных стихах Батюшкова, самый принцип которых был приблизительность»141. Н.Л. Степанов также отмечает, что «лицейские стихи Пушкина еще ограничены традицией, мотивами и формами антологической и легкой поэзии, однако во многих его произведениях уже явственно проступает реальная жизнь, слышится еще еле уловимая, но уже своя, естественная интонация»142.

Наслаждение и душевный покой лирический герой находит в пирах, дружеских попойках, но отнюдь не в славе и богатстве. («Пирующие студенты», 1814). Многие сходные мотивы и в этом плане сближают раннюю лирику Пушкина с эпикурейской лирикой Батюшкова.

Однако лирика Пушкина не является просто ее копированием или повторением. Дело в том, что унаследованные от Батюшкова ценности (любовь, пирование, леность) на данном этапе развития пушкинского творчества находятся как бы вне нравственных оценок, не подвергаются рефлексии. Указывая на различие между Пушкиным и Батюшковым, А. Гуревич пишет, что «жить в соответствии с непреложными законами бытия — и значит быть свободным. Отсюда — больший оптимизм, большее жизнелюбие юношеской лирики Пушкина в сравнении с традиционной элегической лирикой батюшковского толка ("Городок", 1815; "Роза", 1815; "Кривцову", 1817; "Добрый совет" и др.)»143. С другой стороны, очевидна «большая острота и последовательность в критике ханжеской официальной морали и питающих ее общественных условий (об этом свидетельствуют известные гражданские стихотворения юноши Пушкина)»144.

Система этих условных традиционных ценностей не складывается в лирике Пушкина в некий целостный идеал, к которому устремляется душа поэта; это лишь этап, один из элементов более сложной системы. И сам поэт отдает себе в этом отчет, вновь воспроизводя эту систему в стихотворении «К Батюшкову» (1814). В описании мира эпикурейских радостей Пушкин признает первенство Батюшкова, но точно так же, он признает заслуги его и Жуковского в воспевании военной славы России.

Тема нравственсти в произведениях А.С. Пушкина за пределами лирики

Темы выбора нравственных ценностей входят уже в содержание пушкинских романтических поэм. И здесь, сквозь романтические коллизии проступают вечные нравственные темы свободы и всепрощения. Так, поэма 1824 года «Цыганы» начинается своеобразной декларацией необходимости свободы — подобная тематика была характерна для лирики соответствующего периода; можно вспомнить стихотворение «К морю». Однако здесь идея подвергнута испытанию. Алеко выбирает свободу, оставляя «людей отчизны, города». Звучит столь характерный для романтической литературы мотив бегства — изгнания героя из общества: Земфира говорит отцу о том, что Алеко преследуется законом. Однако цыганы безоговорочно принимают его в свой табор, ибо судить о делах и прегрешениях других они не могут. Алеко обретает свободу, оставляя Неволю душных городов! Там люди в кучах, за оградой, Не дышат утренней прохладой, Ни вешним запахом лугов; Любви стыдятся, мысли гонят, (П. IV, 185) Подобные мотивы тоже вполне традиционны и для всей лирики романтического периода — таковы мотивы проходят через эпикурейскую лирику Батюшкова и самого Пушкина. Алеко обретает все это, так как основной закон существования цыган — мудрое всепрощение, снисхождение, неосуждение ближнего. Но не таков Алеко: Да как же ты не поспешил Тотчас вослед неблагодарной И хищникам и ей, коварной, Кинжала в сердце не вонзил? (П. IV, 195) Им движет месть, тогда как старик мудро и спокойно принимает все, что дается ему судьбой и Богом, не осуждая и не проклиная жену, не стремясь к мести и к наслаждению этой местью. Цыганы более близки к природе, в чем-то наивны, но в этой наивности скрыта глубокая мудрость. Именно подобную близость к природе, наивность, чистоту помыслов ценит Пушкин в своих, казалось бы, таких разных героях, как, например, Татьяна Ларина и — старик цыган и Земфира. Такова система нравственных ценностей этого «дикого народа» — и именно ее старик излагает Алеко, ставшему уже убийцей: «Оставь нас, гордый человек! Мы дики, нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним, Не нужно крови нам и стонов; Но жить с убийцей не хотим. Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли; Ужасен нам твой будет глас: Мы робки и добры душою, Ты зол и смел; — оставь же нас, Прости! да будет мир с тобою». (П. IV, 201,202)

Цыганы до конца следуют своим убеждениям неосуждения и смиренного приятия всего происходящего, даже после того, как Алеко в порыве мести убивает Земфиру. «Дикая доля» цыган оказывается гораздо более гуманной, милосердной, чем принципы «свободного» человека. Алеко стремится к свободе лишь для себя, не оставляя подобного права другим, но это осознается как страшный грех, грех гордыни, за что цыгане и изгоняют его из табора. Так начинает формироваться комплекс мотивов, сгруппировавшихся вокруг темы всеприятия.

Отметим, что мотивы всепрощения и приятия свойственны скорее зрелой пушкинской лирике. Их первое проявление в лирике лицейской — лишь дань традиции. И лишь несколько позднее (уже в 30-е годы) мотивы всепрощения становятся доминантой пушкинского мировосприятия, доминантой его нравственной системы. Поэт в своих лирических стихотворениях проделывает путь от эпикуреизма, — через разочарование во многих идеалах — к приятию всего, отпущенного свыше. Тем интереснее для нас тот факт, что уже в южных поэмах мотивы прощения и приятия обретают такую законченную и совершенную форму.

Несомненно, проблемы поиска нравственных ценностей, истинного героя, обладающего этими качествами, не могли не найти своего отражения в центральном произведении Пушкина.

Главное место в романе занимает тема знания о своем пути, о предначертанное. Все истинные ценности, все представления о должном уже изначально заложены в душе человека. И угадать свой путь, следовать ему — это и есть нравственный выбор человека. Женщина знает об этом гораздо раньше мужчины и без всякого опыта. Мужчине, для того, чтобы прийти к пониманию истинных ценностей, нужен жизненный опыт — убийства, путешествия, разлуки, время. Однако, совершив круг, испытав все это, он приходит к тому же, от чего изначально отрекался: к любви, к желанию быть вместе с любимой женщиной. Но нравственный выбор уже был сделан героями гораздо раньше, и в создавшихся условиях для героев нет такого выхода, когда бы они могли и сохранить честь, самоуважение — и в то же время быть счастливыми. Поэтому героиня выбирает самоуважение и честь, оставаясь при этом несчастной.

Искренность, близость к природе, наивность — и в то же время глубинная мудрость — нравственные качества, столь высоко ценимые поэтом в Татьяне. Ее искренность в признании в любви Онегину в письме сохраняется в ее душе и проявляется в ее признании в любви в последних сценах романа: искренность не противоречит самоуважению и чести; напротив, это составные части одного духовного комплекса. И все это присуще Татьяне изначально — и к пониманию всего этого комплекса идей и чувств Онегин приходит только путем разочарований и ошибок.

Похожие диссертации на Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А. С. Пушкина