Введение к работе
Актуальность исследования. В последнее десятилетие сформировался устойчивый интерес исследователей к проблемам художественной танатологии, в том числе и к танатологии Пушкина. Проблема смерти в его творчестве рассматривается в тематическом ракурсе, в аспекте мотивно-символического ряда и миросозерцания автора; анализируются отдельные произведения и периоды творчества, при этом обнаруживается экстенсивный характер подобного изучения мортальной проблематики.
В сложившейся ситуации обращение к топологии смерти представляется весьма актуальным, ибо до сих пор оно носило спорадический, не системный характер. Между тем топос смерти аккумулирует в себе специфические черты жанра, индивидуально стилевые особенности писателя; в пределах локуса выявляются литературные традиции, культурные интенции, наконец, тип моросферы соотносится с определенной смыслопорож-дающей структурой.
Цель предпринятого исследования- анатиз семиотики топоса смерти как формы выражения художественного самосознания и жизнеотноше-ния поэта; задачи диссертации - установить генезис пушкинской танато-графии, изучить динамику перехода от одного вида пространства к другому, определить традиционные и уникальные черты топологического мышления автора.
Этой стратегии подчинена структура диссертационного сочинения. Первая глава «История изучения феномена смерти в творчестве Пушкина. Итоги, проблемы, спорные вопросы» носит историографический и крити-ко-библиографический характер. В ней систематизируется, получает содержательную оценку танатологический материал; намечаются перспективы изысканий и критически осмысляется проблема «некрофильства» в произведениях поэта.
Вторая глава «Генезис топологии смерти в лирике Пушкина 1810-х годов» является естественным продолжением главы первой: здесь рассматривается процесс образования мортально-пространственного мышления в' лицейских одах, определяются особенности синтеза отдельных элементов классицистической и предромантической танатографий в анакреонтической лирике и оссианических балладах.
Третья глава посвящена изучению филиации топологической образности; при этом эволюция топосов смерти в лирике Пушкина 1820-J 830-х годов осознается, с одной стороны, как манифестация преемственности с предшествующими традициями, с другой стороны, как факт общелитера-
турной эволюции и как саморазвивающаяся структура, обусловленная мировоззренческими и художественными установками писателя.
Новизна исследования состоит в том, что впервые предметом изучения стали не образы смерти, а топосы смерти, имеющие визуально-пластическую, архитектурно-ландшафтную данность. Кроме того, мировоззренческий фундамент феномена смерти в диссертационном сочинении осмысляется как явление творческой экзистенции Пушкина.
Основные положения, выносимые на защиту:
В лирике АС. Пушкина топосы смерти имеют полигенетическую природу; она обнаруживает себя в развивающемся диалоге поэта с классической (античной), классицистической, предромантической и романтической традициями. Весьма значимы в пушкинской танатографии черты ре-нессансного жизнеощущения.
Творческие устремления автора всегда направлены в сторону, противоположную смерти; даже образы мертвой возлюбленной - это не знаки «любви к смерти», а преодоление деструктивной функции Танатоса, потому рассуждения о «некрофильстве» Пушима совершенно беспочвенны.
Важнейшими архитектурно-природными образами пушкинских топосов смерти являются монумент, памятник, урна, могила, сельское и городское кладбище и так называемый «нулевой» локус (отсутствие места захоронения). Каждый из них фокусирует и структурирует неповторимый художественно-идеологический комплекс мышления поэта.
В целом мортально-пространственное мышление писателя лишено трагического диссонанса: топосы смерти в его художественном мире включаются в общее течение жизни.
Методология исследования. При изучении пушкинской танатографии мы исходим из представления о том, что топос - это часть хронотопа, обладающего сгожето- и жанрообразующим, а также аксиологическим значениями. Мортально-пространственные образы рассматриваются нами в преломлении художественного метода и жанра, на пересечении различных культурно-исторических традиций и в русле эволюции художественного сознания Пушкина. При этом смерть трактуется как одно из условий понимания жизни героя, как «форма эстетического завершения личности» (М. Бахтин), а избранный аспект исследования предполагает изучение жизненных смыслов, акцентированных в присутствии смерти, которая, как известно, не имеет собственного бытийного содержания.
Анализ хронотопических особенностей произведений связан с реконструкцией модели мира автора, выраженной на языке его пространст-. венных представлений (Ю. Лотман); диссертационное сочинение обращено как к реальному, так и к идеальному плану данной модели. Реальная
4 .
топология обнаруживается в тексте как множество «физических», эмпирических локусов; в области танатографии это топосы кладбища, памятника, могилы и т.д. Идеальная предстает в качестве топики танатологического мышления поэта. В последнем случае феномен смерти, явленный как мысль или переживание, вступает во взаимоотношение с витальными ценностями, акцентируя или же отрицая их значимость. В диссертации предметом изучения оказываются оба плана топологии смерти в лирике Пушкина: идеальный, то есть экзистенциально-метафизический, и реальный, относящийся к визуально-пластической, а именно - к архитектурно-ландшафтной образности.
Апробация работы. Концептуальные положения диссертации обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры новейшей отечественной литературы и культурологии Омского государственного педагогического университета. Основные положения исследования излагались в ходе выступлений на научной конференции «Славянские чтения» (Омск, 1995, 1998), на региональном симпозиуме «Национальный гений и пути русской культуры: Пушкин, Платонов, Набоков в конце XX века» (Омск, 1999).
Практическая ценность работы. Материалы и результаты диссертационного сочинения могут быть использованы при чтении лекционных курсов, проведении практических занятий и спецсеминаров по русской литературе первой трети XIX века и культурологическим дисциплинам, а также при чтении спецкурсов, посвященных творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии первой трети XIX века.