Введение к работе
Вопрос о «стихиях» в творчестве Пушкина далеко не нов О соотношении стихийности и гармонии, хаоса и космоса у Пушкина размышляли Ап Григорьев, А Блок, А Белый, В Ходасевич и др, и само пушкинское творчество нередко описывается посредством метафор природных стихий М О Гершензон отвел господствующую роль в поэтической системе Пушкина гераклитовской стихии огня, Б А Грифцов родиной пушкинских образов называл водную стихию В последнее время тема «стихий» получила новый поворот в мифопоэтических исследованиях; в нашем случае особенно важны работы В Н Топорова, в которых поставлен вопрос не только об изучении «поэтических» комплексов в поэзии, о способах «эксплицирования» тех или иных «внепоэтических» реальностей в поэтическом тексте, но и об изоморфизме трех планов плана выражения, содержания и референтно-денотативной сферы Именно этот поворот в изучении «водного» комплекса мотивов в творчестве Пушкина обусловливает актуальность представленного диссертационного исследования
О том, что одни и те же явления природы у гениальных поэтов оказываются совершенно разными, отчетливо сказал еще А Белый Сравнивая природные картины Пушкина, Тютчева, Баратынского, он увидел «три природы» в их творчестве и предложил метод статистики «существительных, прилагательных и глаголов», а также образов и красок того или иного поэта, в качестве одного из способов войти «в глубочайшие ходы и их душ и в тончайшие нервы творчеств» Поставленная А Белым задача по-настоящему не выполнена до сих пор Но в пушкинистике многое сделано в этом направлении необычайно ценным справочником является «Словарь языка Пушкина», позволяющий делать важные выводы о пушкинской картине мира, исходя из его «суммы слов», водные, а точнее, морские мотивы подробно обсуждались в качестве «байронических» (Б В
Томашевский, О А Проскурин, М Гринлиф, А Долинин и др), пристальное внимание привлек образ наводнения в поэме «Медный всадник» (НВ Измайлов, Л В Пумпянский, В Н Топоров, Ю М Лотман, И Л Альми, М Н Виролайнен и др ), детально описана гидротопика романа «Евгений Онегин» (Ю Н Чумаков, А С Янушкевич), А Д Григорьева охарактеризовала перифрастические наименования реалий водного пространства в поэтической фразеологии Пушкина Однако лирика Пушкина в отношении «водного комплекса» еще не стала предметом монографического изучения - это и определяет научную новизну работы
Объектом исследования выступает поэтический универсум Пушкина, представленный группой мотивов «водного» комплекса Исследование представляет собой анализ лирических текстов, включающих в себя эти мотивы, проявляющиеся на разных уровнях — от фонической организации до композиции Водная образность пушкинской лирики рассматривается в контексте русской поэзии XVIII — XX вв
Предметом исследования является пушкинский «мифологизм» в изображении водной стихии, включая не только образы воды морской, речной и т.п, но и различные ее природные и метафорические преображения (снег, лед, стекло, кристалл и т д ), а также способы репрезентации «водного комплекса», такие, как ритмико-звуковой, композиционный и тд В представленной работе пристальное внимание уделяется и плану содержания в изображении водной стихии, и плану выражения, и референтно-денотативной сфере
Материал исследования - лирика Пушкина южные элегии, кавказские стихотворения, дружеские послания, антологическая лирика, «Осень», некоторые строфы «Евгения Онегина», в которых находит выражение «водный» комплекс
Цель диссертационного исследования - рассмотрение наиболее архетипически нагруженных мотивов пушкинского «водного» комплекса,
включающего в себя множество природных и метафорических преображений «водной» семантики
Цель исследования определяет его задачи:
-
отбор ряда текстов, являющихся наиболее репрезентативными по отношению к «водному» комплексу в творчестве Пушкина;
-
выделение наиболее значимых мотивов «водного» комплекса в лирике Пушкина,
3) всесторонний историко-литературный, интертекстуальный и
«формальный» анализ отобранных текстов, с выявлением сложного
движения и преображения «водной» семантики,
-
выявление основных оппозиций «водного» комплекса, таких, как статика — динамика, твердое - текучее, граница — безбрежность и т д,
-
анализ мотива плавания / морского путешествия / корабля и его связей через психологический параллелизм со сферой поэтического творчества
Методологическая основа диссертационного сочинения определена прежде всего историко-литературным и интертекстуальным подходом, представленным в исследованиях таких пушкинистов, как В.Э. Вацуро, Г А Гуковский, Н В Измайлов, Ю М Лотман, Б В Томашевский, Ю Н Тынянов, Ю Н Чумаков, в анализе особенностей словесного воплощения водной стихии в лирике Пушкина мы опирались на теоретические представления о поэтическом языке, разработанные в трудах тех же ученых, а также АД Григорьевой, Т И Сильман и др В выделении мифопоэтической компоненты творчества Пушкина мы руководствовались работами Г. Башляра, ХЭ Керлота, Ю С Степанова, В Н Топорова, М Элиаде и др
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в изучении мифопоэтического компонента поэзии Пушкина учитываются и развиваются результаты исследований историко-литературного, лингвистического и интертекстуального характера
Практическая значимость Материал диссертации может быть использован в учебно-педагогической практике в вузовском преподавании при проведении занятий по курсу истории русской литературы первой трети ХГХ века, при чтении спецкурсов по творчеству АС. Пушкина, при подготовке практических занятий, развивающих у студентов навыки самостоятельного анализа поэтического текста, а также в школьной практике
Основные положения, выносимые на защиту.
1 Из всех природных стихий вода в лирике Пушкина наиболее полно
представлена как на лексическом, так и на мотивном уровне
-
«Водный» комплекс мотивов включает в себя множество природных и метафорических преображений (память, время, слезы, творчество и т д)
-
«Океаническое чувство» Пушкина зачастую представлено не столько на лексическом уровне, сколько на «языке» таких категорий, как пространство, ритм, фоника
4 Одним из самых значимых мотивов является мотив волны и камня,
восходящий в творчестве Пушкина к архетипу изменчивость / неизменность
5 Не менее значимым является мотив плавания, архетипически
связанный с мотивами жизни, смерти, творчества, вдохновения
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре русской литературы и теории литературы НПТУ Основные положения работы излагались на аспирантском семинаре НГПУ, докладывались на Международной конференции «Изменяющаяся Россия- Новые парадигмы и новые решения в лингвистике» (Кемерово, 2006), на Всероссийской научной конференции «Кормановские чтения - IX» (Ижевск, 2006), конференции молодых ученых (Институт филологии СО РАН, Новосибирск, 2006), на Всероссийской научной конференции «Кормановские чтения - X» (Ижевск, 2007), конференции молодых ученых (Институт филологии СО РАН, Новосибирск, 2007), на Всероссийской научной конференции «Кормановские
чтения -XI» (Ижевск, 2008); конференции молодых ученых (Институт филологии СО РАН, Новосибирск, 2008), на конференции молодых ученых «Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении» (Новосибирск, 2009).
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (253 наименования)