Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920-1950-х гг. Вахненко Екатерина Евгеньевна

Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920-1950-х гг.
<
Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920-1950-х гг. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920-1950-х гг. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920-1950-х гг. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920-1950-х гг. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920-1950-х гг. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920-1950-х гг. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920-1950-х гг. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920-1950-х гг. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920-1950-х гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вахненко Екатерина Евгеньевна. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920-1950-х гг. : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Иркутск, 2007 206 с. РГБ ОД, 61:07-10/795

Содержание к диссертации

Глава 1. Авіобиоірафическая про*а начала XX века. 15

1.1. Жанровая специфика автобиографической про $ы рубежа XIX- 15
XX веков.

1.2. Память, время и пространство в автобиографической прозе на- 33
чала XX века.

1.3. Способы моделирования действиїельности в авюбиографиче- д«
ской прозе начала XX века.

Глава 2. Авгобиографический миф A.M. Ремизова: специфика памяти, 60 времени и пространства.

2.1. Авгобиографический миф A.M. Ремиюва как особая жанровая 60 форма.

2.2.1 Іамять как моделирующая основа авгобиографическої о мифа 66 A.M. Ремизова.

  1. Специфика художественной памяти. 66

  2. Мифологемы в автобиографическом наследии A.M. Ре- 78 мизона.

2.3. Оріанизация времени и пространства в автобиографической 102

прозе A.M. Ремизова.

  1. Способы циклизации, замыкания времени и локализации 102 пространства.

  2. Трансформация летописного времени. 117

Глава 3. «Виртуальная реальность» в автобиографическом мифе Реми- 134 зова.

  1. Понятие «виртуальной реальности» и ею преломление в худо- 134 жест венном произведении.

  2. Организация времени и пространства в іраницах игрової о соз- 146 нания A.M. Ремизова.

3.3. Сон как выход за пределы реальною времени и иространсіва. 159
Заключение 184
Список литературы 188

~>

Введение к работе

Данная работа посвящена изучению художественного наследия A.M. Ремиюва периода эмиграции: способам организации времени и пространства в автобиографических произведениях писателя.

Одним из первоочередных вопросов при обращении к автобиографической прозе A.M. Ремизова является определение её специфики относительно существующей мемуарно-авюбиоірафической прозы на рубеже ХІХ-ХХ вв.

Мемуарно-автобиографическая проза в отечественном литераіуроведе-нии рассматривалась с точки зрения жанровой эволюции. Неоднократно предпринимались попытки выделить признаки, позволившие развести два близких жанра - литературные мемуары и художественную автобиографию1. Зачастую они заканчивались сведением мемуарной и автобиотрафической прозы к единому целому. Так, в одной из работ Л.И. Бронская уїверждаеі, что «принадлежность мемуарно-автобиографической прозы к жанру не очевидна... она представляет собой жанрово-видовое образование» [41,21].

Отталкиваясь от возникшей проблемы - разграничить художественные (литературные) мемуары и художественную автобиографию как самостоятельные жанры, выделим криіерии, позволяющие обозначить границы жанров.

Б.В. Томашевский, признавая способность жанра жить своей жизнью в различные эпохи развития литературы, подобные криіерии обозначил так: «Признаки жанра, то есть приемы, организующие композицию произведения, являются приемами доминирующими, ю есть подчиняющими себе все остальные приемы, необходимые в создании художественного целого... Совокупность доминант и является определяющим моментом в образовании жанра» [188, 207]. На наш взгляд, таковыми приемами являются: способ подачи

1 С)таена J V Жанровые особенности автобиографической и мем>арнои прозы (на материале творчества А С Пушкина, II А Иягемсшо, II Г Чернышевского) [184], Ьронская Л И Концепция пичносш к автобио-ірафнческои прозе русского зар>белья И С. ІІІмеїев, В К Зайцев, М А Осорпш [41], Ьоттырева I М Ав-тобиофафпчесміи роман в русской литературе первой трети XX века [38], Никотина И А Поника русскон авшбшнрафическои прозы [134], Савина ЛИ Иробпемашка и нолика авіобиоірафіічески\ повестей о іетстве второй іюіонмньї XIX века [169]

маїериала, особенности памяти, единство или обособленность положений автора, повествователя и героя в тексте и своеобразие хронотопа.

Способ подачи материала. В мемуарах основным является принцип субъективного видения. Нередко в тексте можно встрети іь прямую или косвенно поданную формулу «Я так видел, так запомнил». Подобное видение имеет ценность в повторяемости, когда субъекжвизм граничиї с закономерностью и представляет формулу индивидуальною видения. Принцип факто-графичности может быть использован не только к внешним собьпиям действительности, но и к впечатлениям автора в определенный период времени.

В автобиографии не важен принцип факгографичности, поскольку субъективное видение не предполагает достоверное і и в изображении событий, основным способом подачи маїериала становится принцип художественного осмысления жизненною пути іероя в рамках авторской концепции.

Память - одна из жанроопределяющих категорий как в мемуарах, так и в автобиофафии, но она различна по своему качеству. В мемуарах память факюфафическая (независимо к дате, событию, лицу или чувсіву іероя применяется поняіие «покоіешюй памяти»), в автобиофафии памяіь творческая, художественная, факт здесь имеет место как основа, фундамент, который может быть достроен но законам авторского сошания.

Мемуарист обладает «специальной памятью» [218, 6] фиксатора, создатель автобиофафии может намеренно упустить что-либо и і своей жизни, приукрасить. Автобиографическая память работает на автора, концептуально зависима, функционирует в рамках жизнетворчесіва.

В мемуарах актуальным элементом является воспоминание, которое представляет собой определенный локус, кусок из общей системы памяіи, офаниченный во времени, пространсіве в сознании автора. В авюбиофафии память - система, состоящая и і умелой авюрской компиляции воспоминаний писателя, работающих на создание концепции, мифа об авторе-герое.

Автор - повествователь - герой. В мемуарах автор выступает как свидетель и герой, как объект и субъекг одновременно. В авіобиоірафии - как субъект. Но ею можно назвать и объектом самого себя, то есть объектом субъекта. Причиной этою является авторская иніенция, і о, что хотел написать автор - историю своей жизни или историю современных ему собьпий чере? субъективное восприятие действительное!и.

Л.Н. Савина считает, что граница между авюбиоірафией и мемуарами существуеі «в личных намерениях автора» [169, 134J. В своё время с позиции автора А.Л. Григорьев провел грань между этими жанрами: «Я намерен писать не автобиографию, но историю своих впечатлений... и, стало быть, только то, что характеризует эпоху вообще, должно войти в мои воспоминания; мое же личное войдет только в той степени, в какой оно характеризует эпоху» [67, 15].

Авюр в мемуаристике выступает как фотограф, тогда как в авгобиоіра-фии он демиург, творящий мир художественно. И тої и друтй пишут об одних событиях с разных точек зрения, но едины в суіи происходящею.

Повествователь в мемуарах занимает позицию автора-иовесівователя и предстает в тексте как нерушимое «Я». В автобиографии повесівоваїель может себя обозначить, тогда чувствуется 3-е лицо, может говорить от лица автора, тогда создается ощущение, что повествователь говорит об отвлеченном объекте, о постороннем. Также повествователь может совпадаїь с героем, может находиться над ситуацией; в этом случае прослеживаеіся прием двойного зрения - ребенка и взрослого, когда взрослый взгляд подчиняет взгляд ребенка, в некоторых случаях они моїут существовать параллельно (в автобиографиях II пол. XIX в., в основе которых лежит семейная хроника).

Герой в мемуарах и автобиографии - основная фигура, оріанизующая повествование, придающая ему значимость. В мемуарах герой должен быть идентичен автору, в автобиографии - подобен. Такое подобие зачасіую оп-ределяеіся контекстуально в том случае, если автор прямо не заявляет, чю іерой авюбиографичен: если же автор наделяеі іероя другим именем и пове-

ствует как об отстраненном персонаже, чго выводи і последнего за рамки фактографии, характерного признака мемуаристики. В художественной автобиографии герой и авгор всегда находятся в диалоге.

В мемуарах происхождение іероя не столь важно, так как он интересен для читателя как зрелая личность, отражающая эпоху и имеющая индивидуальный взгляд на неё. Поэтому хронолої ическая канва повествования опуска-еіся, на первый план вьіходиі внутренний мир личносіи и её духовный опыт как концентрация опыта всего поколения. В художественной автобиографии герой может быть идентичен авюру на уровне ею ретроспективного сознания, но в любом случае - это не сам герой вспоминающий, а его подобие из воспоминания, напоминает лирического героя. Это подтверждаем воспроизводимостью героя в ином автобиографическом контексіе втом же образе.

Хронотоп Известно, что «жанр и жанровые разновидности определя-юіся именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе являеіся время» (М.М. Бахіин) [26, 122] поэюму одним из признаков разграничения жанров художественной автобиографии и литературных мемуаров является временной критерий.

Для мемуаристики характерно ретроспективное изображение эпохальных событий, обращенность в прошлое, его оценка с точки зрения наеюяще-ю, которое приобретает особый вес в условиях протекающей жизни авюра. Для автобиографии характерно два способа изображения собьпий: как поступательная динамика (с позиции героя в описываемый период времени) и как ретроспекция в рамках биографии героя (анализ собьпий с ючки зрения автора-повествователя, его оценка, комментарии).

Исходя из сказанного, можно говорить, что «героем» мемуаров становится эпоха, поданная через внутренний мир личносіи, тогда как «героем» автобиографии является личность с её нравсівенными и социальными особенностями, формирующимися с рождения и до полною становления.

В мемуарах объективное, историческое время подчиняет субьекіивное, биографическое время іероя, югда как в автобиографии эти два временных потока могут протекать параллельно или дополняіь друг друга.

Пространство - категория не менее важная в ралраничении рассмаїри-ваемых жанров. В мемуарах приоритетным является просгрансіво эпохи, ло-кус, в котором совершаются события. Выход за пределы зі ого локально ограниченного пространства для героя мемуаров невозможен.

В художественной автобиографии основным являеіся просгрансіво жизни главного іероя. Это происходит за счет введения в произведение временных и пространственных координат, определяющихся исключительно субъективным подходом к изображению событий личного значения.

Итак, мы обозначили главные критерии, позволяющие разграничив лиіературньїе мемуары и художественную автобиоірафию: способ подачи материала, особенности памяти как сисчемы и воспоминания как её функционирующею элемента, позиции автора, повествователя и героя в их единстве, частичном единстве или разъединенности, специфику временной и просі ране і венной организации и их возможную зависимость другої друїа.

Данные критерии относительно разграничения жанров художественной автобиографии и литературных мемуаров позволяют определить специфику прозы A.M. Ремизова периода эмиграции в процессе эволюции мемуарной и автобиографической литературы рубежа XIX-XX веков как особую жанровую форму - автобиографический миф.

Изучение творческого наследия писателя велось с различных позиций.

Большое количество исследований посвящено раннему художественному наследию писателя: работы о поэтике произведений (Е.А. Горный, А.А. Данилевский, СИ. Доценко, И.П. Карпов, М.В. Козьменко, Г.Н. Слобин), о мифолоіических и фольклорных истоках его творчесіва (A.M. Грачева, Е.Р. Обагнина, О.А. Чуйкова, И. Данилова, О.В. Артемьева), об особенностях ав-юбиографического героя, о взаимодействии героя и социальной среды (Секё

Каталин, А.С. Сваровская, О.В. Гущин), о типах и роли снов (Д. Давыдов, О.В. Серіеев, А.Г. Соколов, В.А. Чалмаев), о специфике миропонимания и о парадоксальном сознании Ремизова (A.M. Грачева, И.О. Кукуй, О.В. Сергеев), об интергекстуальносш прош Ремизова (И.Ю. Целовальников) и т.д.

Поздняя автобиографическая проза писателя рассмаїривалась с различных позиций. Следует выделить исследования A.M. Грачевой о субъективной интерпретации действительности героем A.M. Ремизова, в них впервые зашла речь об отличительных свойствах памяти и о возможное і и конструирования различных миров в сознании іероя, и исследования Анюнеллы д'Амелии об автобиографическом пространстве в книіе «Учитель музыки».

Необходимо отметить и книгу Н.Л. Влищ «Автобиографическая проза A.M. Ремизова (проблема мифоіворчесіва)». С одной стороны, монография представляет интерес в плане литературоведческого анализа таких произведений, как «Подстриженными глазами», «Иверень», «Взвихренная Русь», «Учитель музыки», «Мышкина дудочка», «ІІеіербуріский буерак», с друюй - стала объектом критики ремизоведов. 'Гак, в статье «Апофеоз чужого слова» A.M. Грачева указывает на несостоятельное і ь выдвинутой исследовательницей концепции о сущности мифотворчества A.M. Ремизова, основанной на семи ступенях суфия, и указывает на нелогичность, сюжетную невы-строенность монографии.

Мы считаем замечания A.M. Грачевой о содержании книги Н.Л. Блищ обоснованными, однако отдельные положения работы, касающиеся сишеж-ческой природы памяти героя, представляются нам убедиіельньїми.

Особенностям жанровой природы произведений A.M. Ремизова периода эмиграции посвящены работы Антонеллы д'Амелии («"Автобиографическое просіранство" Алексея Ремизова»), А.В. Лаврова («"Взвихренная Русь" Алексея Ремизова: символистский роман-коллаж»), О.В. Раевской-Хыоз («Волшебная сказка в книге А. Ремизова "Иверень"»).

Одной из знаковых работ, посвященных анализу сновидческой реально-

сти, является исследование Н.Л. Нагорной «Виртуальная реальное п. сновидения в творчестве Л.М. Ремизова». Автором впервые вводится понятие «виртуальная реальность сновидений», а также представляется концепция сновидений и онеирическая поэтика на материале произведений доэмигрантского творчества A.M. Ремизова. Наїорная исследует сон как лиіераіурньїй прием, композицию сна, построение текста, хроноюп, но понятие виртуальной реальности в его эволюции не стало предметом пристального анализа лигераіу-роведа. Между тем обращение к понятию «виртуальная реальность» создает предпосылки для создания новых подходов к изучению творчества Ремизова.

Следует признать, что, несмотря на вышеназванные рабоїьі, посвященные творчеству A.M. Ремизова, специфика времени и пространства в эмигрантской прозе писателя не стала предметом специальною исследования.

Актуальность исследования. Обращение к литературе русского зарубежья (первой волны эмиграции), являющейся частью отечественною исю-рико-литера гурною процесса, открывает перед филолотами ряд перспектив: создание монографических работ, общетеоретических исследований, учебно-методических комплексов, способствующих осмыслению специфики творческою наследия писателей-эмигрантов. В частности, изучение поздней эмит-рантской прозы A.M. Ремизова (1920-1950-е гг.), особенностей художественной памяти писателя, ортанизации времени и пространства позволяет создать целостное представление о художественном мире писаіеля. Эюму способствует публикация отдельных произведений Ремизова, коюрые становятся доступными для российского читателя только в начале XXI века. С 2000 по 2002 гг. вышло десятитомное собрание сочинений, в которое впервые вошли «Учитель музыки», «Мышкина дудочка», «Подстриженными глазами», «Иверень» (по парижским изданиям, по авторизованным печаитым текстам из Собрания Резниковых, наборным рукописям с исправлением тексіа по вариантам рукописей в ИРЛИ и РГАЛИ). Частично «Пегербуртский буерак» и «Взвихренная Русь» публиковались в России в 1917-1926 гг., но полностью

они представлены в данном издании но автоірафам и предварительным публикациям, но наборным рукописям РГАЛИ.

Собрание произведений, созданных А.М.Ремизовым за рубежом в 1920-1950-е гг., дает наиболее полное представление о мирово прении писателя и позволяет вывить специфику ею авіобиоірафического повествования в русле мемуарной и автобиографической прозы первой половины XX века.

Эта специфика, на наш взгляд, проявляйся в особой роли авюбиогра-фической памяти писателя, в организации пространственно-временного континуума в іворческом наследии A.M. Ремизова периода эмш рации.

Новизна диссертационного исследования состоит в том, чю специфика автобиографической прозы A.M. Ремизова рассматривается в контексте жанровых модификаций автобиографической и мемуарной прош рубежа веков. Для этою мы обратились к одним из основных криіериев в разграничении жанров художественной автобиографии и мемуаров-особенное і ям памяти и организации пространственно-временного коніинуума. Это позволило выявить специфику художественной памяти писателя и впервые обозначить основные виды мифологем в его автобиоірафическом наследии, определи і ь способы организации времени и пространства в произведениях периода эмиграции. Осмыслено понятие «виртуальная реальность» относительно его возможною применения в художественном произведении и описаны основные способы оріанизации «виртуальной реальности» в авюбиоірафической прозе A.M. Ремизова периода эмиграции, охаракіеризована их значимость оіноси-гелыю временной и пространственной организации произведений.

Объектом работы является автобиографическая проза A.M. Ремиюва периода эмиграции (1920-х - 1950-х гг.).

Предмет исследования: специфика времени и пространсіва в автобиографической прозе A.M. Ремизова эмшрациошюго периода.

Цель работы - представить концепцию времени и пространства в автобиографической прозе A.M. Ремизова эмшрантского периода.

К)

Задачи работы:

  1. обозначить специфику авюбиографической прозы A.M. Ремизова в контексте русской литераіурьі рубежа ХІХ-ХХ веков;

  2. определить особенности авіобиоірафической памяти писателя;

  3. выделить основные способы организации времени и пространства в памяти авгобиоірафического героя;

  4. рассмотреть понятие «виртуальная реальность» с точки зрения ею эволюции и возможного применения в художественной литературе;

  5. выявить способы расширения временных и просі ране і венных координат посредством введения приемов «виртуальной реальности» в автобиографической прозе A.M. Ремизова.

Для решения поставленных задач использованы произведения писаіеля, созданные и опубликованные в эмиграции: «Взвихрённая Русь» (1927 г.), «Учитель музыки» (первая редакция в 1931-1934 гг.), «Ивсрень» (наборная рукопись в 1940-х гг.), «Подстриженными глазами» (1933-1946 гг.), «Мышкина дудочка» (1949 г.), «Петербуріский буерак» (1950 г.). По необходимости к анализу привлекаются произведения, не относящиеся к обозначенному циклу, но способствующие пониманию специфики художественной памяти писателя («Ахру», «Часы», «І Іруд», «Огонь вещей. Сны и предсонье», «Мартын Задека. Сонник»),

Научное и практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что его выводы способствуют пониманию специфики автобиографической прозы A.M. Ремизова периода эмиграции в процессе эволюции мемуарно-автобиографической прозы конца XIX - начала XX века, раскрывают особенности художественной памяти героя и обозначают её роль во временной и пространственной организации произведений. Анализ миропонимания писателя с позиции сознательного «выхода за пределы реальною» (сновидческая и игровая интерпретация действительности) позволяеі говорить о возможном использовании междисциплинарною поняіия «виртуальная реальность» в контексте автобиографической прозы художника, в часі-

пости, об искажении временных и просіранственньїх координаї оі носи іель-но реальной действительности в произведениях A.M. Ремизова.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования её содержания в исследованиях творчества писателя, изучения и анализа общих проблем истории русской литерагуры конца XIX - начала XX вв., а также в вузовском и школьном преподавании.

Теоретической основой исследования стали труды по іеории и исюрии культуры (Д.С. Лихачев, М.М. Бахтин, И. Хёйзинга), по теории и семиотике іек-сга (Ю.М. Лоїман, Б.А. Успенский), но интерпретации мифа и архетипа (Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, В.Н. Топоров, М. Элиаде); рабоїьі о специфике памяти (Поль Рикёр, В.В. Нуркова), труды но проблеме виртуальной реальности (П.И. Браславский, Н.А. Наї орная), работы, посвященные определению жанровой принадлежности авгобиоірафических произведений рубежа ХІХ-ХХ вв. (Б.В. Аверин, Н.А. Николина, Е.М. Болдырева, Л.И. Бронская, Л.І I. Савина), работы по творчеству A.M. Ремизова (A.M. Грачева, Е.Р. Обатнина, Антонелла д'Амелия, О.П. Раевская-Хьюз, А.В. Лавров, Ю.В. Розанов, Г.І I. Слобин, С.Н. Доценко).

Методолоіическая основа исследования. В диссертации используется историко-тииологический метод исследования и метод мифоресіаврации; в отношении ряда произведений применяется етруктурно-семашический метод.

Апробация работы. Основные положения диссеріации излагались на научных конференциях молодых ученых в ИГУ (2004 г., 2006 г.), в НГУ (2005 г.), в ТГУ (2005 г.), на международной конференции в ОмГУ (2005 і.). Содержание рабоїьі отражено в девяти публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка, включающего 227 наименований. Основная часть работы изложена на 186 страницах машинописного текс і а.

Положения, выносимые на защиту:

1. Произведения A.M. Ремизова периода эмиграции с точки зрения жанровой принадлежности можно назвать автобиографическим мифом, ком-

бинированным жанровым образованием, созданным писаіелем по принципам традиционного, архаического мифомоделирования.

  1. Художественная память у Ремизова многоуровневая, синіеіич-ная, она участвует в создании микроуниверсума и предеіавляет сложную сисіему взаимодействующих элементов в сознании писателя, соединенных между собой активной позицией авюра в пространстве русской кулыуры. В отличие ог сложившейся автобиографической традиции XIX века, она не имееі границ, существует над субъектом, подчиняет личную, биографическую, память. Взаимодействуя с мифологической памятью, в основе которой лежит мифологическое мышление, воспоминание функционирует на уровне миромоделирования. Три вида мифологем - личные, общекультурные и комбинированные- как следствие художесі венной памяти писаіеля определяют специфику ею автобиографическою мифа.

  2. Оріанизация времени и пространства в автобиографической прозе A.M. Ремизова представлена как циклическая мифологическая модель. Для аннулирования исторического времени писатель обращается к «неактуальным» для эпохальной действительное і и способам исчисления времени: обращение к народному и православному календарям, ритуализация ежеюдно совершаемых действий в рамках народного праздника, трансформация лето-иисною времени через разрушение календарной канвы событий. Обращение к мифологическому и сказочному хронотопам, где время и пространство воспринимаются в их неразрывности и цельности, позволяеі ювориіь о своеобразной локализации мифологического пространства.

  3. Способы создания виртуальной реальности в художес і венном произведении - попытки расширить границы реального времени и пространства путем создания множесгвенносіи миров, которые, будучи продукюм расщепленного сознания, трансформирую і пространственно-временные координаты, присущие обыденной действительности, способепзуют реализации авторского просіранственно-временною континуума. Эю обусловлено осо-

бенносіями художественной памяти писателя, спецификой его мирово прения. Игра и сон - два основных способа создания виртуальной реальности у A.M. Ремизова. Игра, будучи явлением художественной и бытовой жизни писателя, являясь содержательно замкнутой, в го же время осіается открытой, цикличной, расширяет время и пространство жиши автобиографическою героя по законам авторского миропонимания. Сон у A.M. Ремизова - способ создания виртуальной реальности, котрая обусловлена синтетической памятью писателя и представляет мир, структурированный дневным сознанием сновидца с искаженными временными и пространственными координатами.

Похожие диссертации на Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920-1950-х гг.