Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эпическое мышление И. А. Гончарова Ермолаева, Нина Леонидовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ермолаева, Нина Леонидовна. Эпическое мышление И. А. Гончарова : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Ермолаева Нина Леонидовна; [Место защиты: ГОУВПО "Ивановский государственный университет"].- Иваново, 2011.- 360 с.: ил.

Введение к работе

В письмах и статьях, посвящённых собственному творчеству, склонный к глубокому самоанализу И.А. Гончаров не раз говорил о своей способности к широчайшим обобщениям, к созданию художественных образов, в которых отражается целая эпоха. Писатель хорошо понимал, что его дар – это дар эпический, дар романиста, но при этом признавался, что «мыслит образами», любит только «рисовать и шутить». Казалось бы, в этих его представлениях о себе соединилось несоединимое, и закономерно, что современный исследователь называет Гончарова одним из «неразгаданных русских классиков» (Д.П. Бак). Выявление своеобразия художественного мышления писателя позволяет по-новому осмыслить особенности его дарования и место его творческого наследия в литературном процессе эпохи.

Актуальность исследования определяется назревшей в науке о Гончарове необходимостью осмысления различных форм проявления эпической природы его таланта в контексте современного писателю литературного процесса.

Степень разработанности проблемы. Проблема «эпического мышления» в исследованиях о Гончарове наиболее изученной является лишь в отношении жанрово-родовой природы его романов, образов их главных героев (работы А.Г. Цейтлина, Н.И. Пруцкова, Е.А. Краснощёковой, В.А. Недзвецкого, В.И. Мельника, М.В. Отрадина, Е.И. Ляпушкиной, А. Молнар, диссертации М.Б. Юдиной, Н.В. Богомоловой и др.) Литературный контекст, в который включается творчество Гончарова, достаточно широк, однако среди писателей-современников неизменное предпочтение всегда отдавалось И.С. Тургеневу. Работы, посвящённые связям творчества Гончарова с творческим наследием других писателей (А.Н. Островский, В.И. Даль, А.Ф. Писемский, Л.Н. Толстой и др.), в большинстве своём можно рассматривать лишь как заявки на разработку проблемы.

В качестве объекта изучения в диссертационном сочинении избраны малоисследованные аспекты эпического мышления Гончарова, представление об особенностях которого определило и отбор материала для контекстуального изучения творчества писателя.

Предметом диссертационного исследования является 1) осмысление своеобразия эпического дарования Гончарова, выразившегося в видении эпохи через личностную культуру героя, в приобщении автора к сознанию народа, в эпическом образе природы, в «мироприемлющем» юморе писателя, в его мифологическом мышлении, проявившемся в использовании мифологических сюжетов и архетипических образов; 2) рассмотрение творческой эволюции писателя на фоне литературного процесса эпохи, путей формирования в его творчестве литературных архетипов ленивца и халата.

Цель исследования – раскрыть своеобразие эпического дарования художника и место его творчества в литературном процессе эпохи.

Структура и логика исследования обусловлена решением следующих задач:

– рассмотреть особенности изображения личностной культуры героя как один из основных способов создания эпического типа в романах и очерках Гончарова;

– показать пути обретения писателем масштабности художественного мышления в результате его приобщения к общенациональному бытию во «Фрегате “Паллада”»;

– уяснить своеобразие способов создания эпической картины природы в очерках писателя;

– осмыслить эпическую природу юмора И.А. Гончарова;

– проанализировать особенности литературных архетипов в творчестве писателя, значение для их формирования широкого литературного контекста;

– охарактеризовать функционирование в произведениях Гончарова мифологических сюжетов и образов, своеобразие осмысления писателем понятия «судьба»;

– проследить эволюцию эпического мышления Гончарова на фоне литературного процесса его времени.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды по теории и истории литературы ведущих представителей отечественной и зарубежной гуманитарной науки. Среди них работы Г.В.Ф. Гегеля, К.С. Аксакова, В.Г. Белинского, А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, М.М. Бахтина, К.Г. Юнга, Р. Генона, М. Элиаде, О.М. Фрейденберг, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, Л.Я. Гинзбург, Е.М. Мелетинского, С.С. Аверинцева, А.М. Панченко, Г.Д. Гачева, В.Е. Хализева, С.Г. Бочарова, А.Ю. Большаковой и др.

Методы исследования определяются поставленными задачами. В качестве основных использованы методы историко-генетический, типологический, историко-функциональ-ный, системный, мифопоэтический.

Материалом исследования является всё творчество Гончарова, при этом большое внимание уделяется его очеркам, прежде всего тем из них, которые, как правило, выпадали из поля зрения исследователей («Два случая из морской жизни», «Через двадцать лет»). В связи с проблемами личностной культуры героя, формирования и функционирования литературных архетипов, своеобразия юмора писателя привлекаются произведения Д.В. Давыдова, К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского, Н.М. Языкова, А.С. Пушкина, В.И. Даля, А.Ф. Писемского, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.И. Герцена, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова и др.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней 1) впервые в центре исследовательского внимания малоизученные аспекты эпического мышления Гончарова; 2) заявлена проблема значимости для писателя и его современников (в частности, А.Н. Островского) личностной культуры героя; 3) найдены новые пути для разрешения проблемы отношения писателя к народу, постижения им особенностей национальной жизни и национального характера; 4) углублены представления об аксиологии Гончарова, о его этических и эстетических ценностях; 5) выявлены мифологические обертоны образа природы в очерках путешествия на фрегате «Паллада»; 6) расширены представления об эпической природе юмора писателя; 7) по-новому освещается вопрос о функционировании мифологических сюжетов и образов в художественной системе романов Гончарова; 8) впервые показаны в широкой историко-литературной перспективе пути формирования литературных архетипов в творчестве писателя; 9) уточнены представления об эволюции его художественного мышления на фоне литературного процесса второй половины XIX века.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке представлений 1) о многообразии форм прояв-ления эпического мышления в художественном произведе-нии; 2) о принципах использования мифологического и фольклорного материала в произведениях писателей середи-ны XIX века; 3) о процессах формирования литературных архетипов; 4) о формах взаимодействия в литературном процессе писателей с разными жанровыми пристрастиями.

Практическая ценность работы заключается в возможности применения её основных положений, конкретных наблюдений и обобщающих выводов в подготовке лекционных курсов по истории и теории литературы XIX века, для учителя – в подготовке уроков по творчеству А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, факультативов на тему: «Русская литература и мифология».

Соответствие содержания диссертации паспорту специальности, по которой она рекомендуется к защите. Диссертация соответствует специальности 10.01.01. «Русская литература». Диссертационное сочинение выполнено в соответствии со следующими пунктами паспорта специальности: п. 3 – История русской литературы XIX века; п. 8 – Творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности его личности и её преломление в художественном творчестве; п. 9 – Индивидуально-писательское и типологическое выражения жанрово-стилевых особенностей в их историческом развитии; п. 11 – Взаимодействие творческих индивидуальностей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эпическое дарование И.А. Гончарова выразилось во всём строе его художественного мышления: в его жанрово-родовых пристрастиях и связанном с ними внимании к эпическим типам, отражающим культурное сознание эпохи. Свойственная писателю мифологизированность сознания отразилась на понимании истории и человека.

2. Гончаров сосредоточен на вечных проблемах общности или различия нравственных и культурных понятий между представителями разных классов и сословий. В отличие от большинства писателей 1860-х годов, культурные различия между дворянством и народом он считает непреодолимой преградой для их сближения.

3. Симпатии писателя к патриархальности выразились в образе русского мира в «очерках путешествия» «Фрегат “Паллада”». В героях этого цикла, офицерах фрегата, Гончаров видит воплощённым свой идеал человека и гражданина.

4. В юморе Гончарова проявилась оптимистическая, эпически спокойная, уравновешенная позиция гармоничного приятия мира, стремление к объективности, к созданию объёмного и многоцветного его образа. Эти качества юмора писателя сближают его с А.Н. Островским.

5. Мифологизированность сознания Гончарова проявляется в создании им образа морской стихии в очерках путешествия, архетипических образов в романах. Образ Обломова несёт в себе многие приметы «сверхтипа житийно-идиллического героя» (В.Е. Хализев), который разрабаты-вался в русской литературе XIX–XX веков. В образе «халата Обломова» фокусируются все те значения образа халата, которые появляются в произведениях предшественников и современников писателя в русской литературе и живописи.

6. Привлечение широкого контекста современной Гончарову литературы позволяет утверждать, что архетипические образы писатель делает «опорными точками повествования» (Н.И. Пруцков). В его произведениях раскрываются значения архетипа как известные народной культуре, так и новые, порождаемые сознанием приобщённых к книжной культуре автора и героев.

7. Слово «судьба» Гончаров и Островский используют в пародийных и комических целях, в качестве средства характеристики героя, одного из факторов построения сюжета. В романах Гончарова слово «судьба», как и другие архетипические образы, становится одной из «опорных точек повествования».

8. Творческий путь Гончарова совпадает с эпохой формирования и распада русского эпоса, в творческой эволюции писателя отражается эволюция русского литературного процесса второй половины XIX века.

Апробация работы. Концепция работы и её основные положения апробированы на международных научных конференциях: посвящённой 195-летию со дня рождения И.А. Гончарова (Ульяновск, 2007); «Духовно-нравственные основы русской литературы» (Кострома, 2011), «Актуальные проблемы теории и истории литературной критики» (Кострома, 2010), «Малые жанры (теория и история)» (Иваново, 2001, 2006), «А.П. Чехов и его герои в пространстве провинции и столицы: социокультурные и художественные аспекты» (Плёс, 2009), «А.Н. Островский в новом тысячелетии» (Кострома, 2003); «Щелыковские чтения» (2003, 2004, 2006, 2007, 2008, 2010), ХХХII Некрасовской конференции (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН, 2004), «Художественный текст и культура» (Владимир, 2003); всероссийской (2006) и международных (2008, 2010) конференциях по творчеству А.Н. Островского в Шуе; I–V всероссийских научных конференциях, посвящённых творчеству В.И. Даля (Иваново, 2001–2011); региональных и всероссийских «Методических чтениях памяти В.П. Медведева» (Иваново, 2002–2010) и др.

Похожие диссертации на Эпическое мышление И. А. Гончарова