Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века Корсакова Любовь Евгеньевна

Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века
<
Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Корсакова Любовь Евгеньевна. Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Чебоксары, 2000.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/438-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Художественный импрессионизм: постановка вопроса 13

1.1. Основные аспекты поэтики импрессионистического стиля в искусстве и литературе 13

1.2. Национально-историческая специфика русского импрессионизма 30

Глава 2. Особенности импрессионистической поэтики русской прозы первой трети XX века 46

2.1. Лиризм как импрессионистическая доминанта в автобиографических произведениях И.Бунина и О.Мандельштама 46

2.2. Импрессионистическая функция пейзажа и цветовой палитры в ранней прозе Б.Зайцева 75

2.3. Импрессионистическая образность в орнаментальной прозе А.Белого 99

2.4. Импрессионистический хронотоп романа Б.Пильняка «Голый год» і 28

Заключение 151

Библиография 157

Введение к работе

Русская литература XX века обладает художественным многообразием. За последнее десятилетие много нового материала вошло в теорию и практику литературного образования, в духовную культуру общества.

Предметом нашего диссертационного исследования является изучение импрессионистической поэтики, восходящей к рубежу веков и развивающейся в последующие десятилетия. В качестве объекта исследования соответственно выбрана русская литература первой трети XX века.

Несмотря на огромное количество критической литературы по этой проблеме, отечественный импрессионизм, проявивший себя не только в живописи (К.Коровин, В.Серов, И.Грабарь и др.), в музыке (А.Лядов), но также в литературе (И.Анненский, К.Бальмонт, Б.Зайцев, О.Дымов, Б.Пильняк и др.) практически не изучен. Остается открытым и вопрос о статусе литературного импрессионизма. Современными исследователями он определяется как творческий метод (Л.Андреев, М.Голубков), как художественное течение (Л.Усенко), как стилевая тенденция (Ю.Драгунова), как своеобразное мировосприятие, тип сознания (В.Захарова). Импрессионистическая поэтика рассматривается этими учеными лишь в тех аспектах, которые необходимы для подтверждения выдвинутой ими той или иной гипотезы. Целостного исследования поэтики импрессионизма в словесном искусстве еще не появилось. Существенно и то, что импрессионистические тенденции рассматриваются на примерах лишь реалистической прозы. Хотя Л.Усенко и отмечает в своей книге, что «пограничные явления в русской прозе начала XX века возникали как особый процесс «наложения» принципов импрессионистической поэтики на такие творческие методы, как реализм и романтизм» [50, 226], тема импрессионизма как стилевой сферы модернизма в науке фактически не затрагивается. В данной диссертации большое внимание уделено импрессионистической прозе русского модернизма первой трети XX века. Причем реалистические и модернистские произведения рассматриваются вместе с точки зрения общих черт поэтики.

Все это определяет актуальность данного диссертационного труда.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые реалистические и модернистские произведения одновременно становятся предметом специального рассмотрения в связи с исследованием диссертантом импрессионистической поэтики, ее сущности и содержания. Во множестве работ, посвященных изучению творчества И.Бунина, О.Мандельштама, Б.Зайцева, А.Белого, Б.Пильняка, как в начале века, так и в наше время, встречаются указания на присутствие в художественной системе авторов отдельных элементов импрессионистического стиля.

Однако работ, в которых бы во главу угла ставилась задача исследования функционирования тех или иных устойчивых компонентов импрессионистической поэтики в зависимости от индивидуального мирочувствования художника, до настоящего времени не было. Данное диссертационное исследование - попытка восполнить этот пробел.

Основной целью нашего исследования является определение сущности и своеобразия поэтики импрессионистической прозы первой трети XX века. Материал, положенный в основу диссертации, известная его фрагментарность обусловлены непосредственно предметом анализа. Логику нашего исследования определяет не категория творческого пути того или иного писателя, а значит, и не целостность его творческой индивидуальности, но определенные слагаемые импрессионистической поэтики, которые в той или иной степени проявляются в отдельных произведениях и характеризуют разные типы мироощущения их авторов. По этой же причине работа не претендует на всеохватность явления в силу его практической неизученности. Нам приходится касаться проблем стиля, поэтики, метода, как категорий литературоведения, намечать пути и обозначать темы дальнейшего изучения.

В диссертации ставятся и решаются следующие задачи :

1)раскрыть стилевое своеобразие импрессионистической прозы первой трети XX века со стороны ее важнейших структурных признаков;

2)осмыслить причины активизации импрессионистической поэтики на этом этапе литературного процесса в России в контексте философско-эстетических проблем эпохи;

3)показать национальную самобытность эстетического проявления импрессионизма, ввести в контекст русской художественной жизни начала века;

4)обозначить импрессионистические доминанты построения текста, проявляющиеся в разных компонентах поэтики;

5)выявить импрессионистический характер хронотопической протяженности художественной конструкции;

6)определить импрессионистическую форму выражения авторского сознания как организующего центра произведения;

7)определить роль и место импрессионистической поэтики в обогащении художественной формы русской прозы первой трети XX века.

Достоверность исследования обеспечена тем, что выводы, к которым мы приходим, получены в результате непосредственной аналитической работы над художественными текстами Б. Зайцева, А. Белого, О. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бунина. По возможности полно охвачена критическая литература, а также изучены теоретические и философские труды, касающиеся темы диссертации.

В качестве метода исследования используется комплексный подход, сочетающий в себе элементы историко-генетического, сравнительно-типологического, структурного, а также конкретно-текстуального сквозного анализа в зависимости от задач, стоящих перед автором работы. Преломление методов исследования в методику определяется идеей единства содержания и формы, пониманием литературно-художественного

6произведения как самоценной «поэтической реальности», как t «художественного мира».

В основу «философского фундамента» диссертации легли работы Вл. Соловьева, А.Белого, Н.Бердяева, А.Лосева.

Методологической основой работы являются труды исследователей исторической и теоретической поэтики, культорологические концепции М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, Ю.Н.Тынянова.

Историко-литературный подход к рассмотрению поэтики импрессионистической прозы первой трети XX века определил обращение к обобщающим трудам Е.Ермиловой, В.Келдыша, И.Корецкой, Л.Крутиковой, Л.Смирновой, А.Соколова, Э.Шубина.

Задачи, поставленные нами в диссертации, предполагают ознакомление с проблемой импрессионизма в искусствоведении и литературоведении. С этой целью в качестве базовых работ использовались исследования Л.Андреева, Е.Евниной, В.Захаровой, И.Корецкой, Р.Кулиевой, Л.Усенко, Я.Чегодаева, В.Шора.

В современном литературоведении наблюдается неоднозначность подхода к пониманию таких терминов, как поэтика и стиль. Поскольку в диссертации речь идет об импрессионистическом стиле и поэтике импрессионистических произведений, представляется необходимым уточнить, что мы вкладываем в указанные понятия.

Так, несмотря на пристальное внимание, которое приковывает к себе, особенно в последнее десятилетие, категория поэтики, в науке единого мнения о ней еще не сложилось. Трудности в ее изучении связаны с универсальностью, всеобъемлемостью этого эстетического феномена, с тем, что поэтика постоянно присутствует во всех элементах художественного целого, но, между тем, не может быть локализована ни в одном из них.

Самую широкую и подробную характеристику предмета поэтики в свое время попытался дать академик В.В. Виноградов. Определив поэтику как науку «о формах, видах, средствах и способах организации произведений словесно-художественного творчества, о структурных типах и жанрах литературных сочинений» и отметив при этом, что она «стремится охватить ... не только явления поэтической речи, но и самые разнообразные стороны строя произведений литературы и устной народной словесности», ученый конкретизировал вопрос о предмете поэтики с помощью такого подробного перечисления: «Вопросы о мотивах ... и сюжетах, об их источниках и формах сцеплений, о структурных вариациях их, о разных приемах и принципах развертывания или развития сюжета, о законах сюжетосложения, о художественном времени как категории построения и движения действий в литературных произведениях, о композиции как системе сочетаний, взаимодействия, движения и объединения речевого, функционально-стилистического и идейно-тематического планов словесно-художественного произведения, вопросы о средствах и приемах сюжетно-динамической и собственно речевой характеристики персонажей в разных жанрах и видах литературы, о жанровых и структурных различиях в соотношениях и связях монологической и диалогической речи в разные эпохи литературного развития и в разных типах словесно-художественных структур, о влиянии идейного замысла и тематического плана произведения на его стилистически-речевой строй, о связи публицистического и образно-повествовательных аспектов композиции литературных сочинений...» [84,184].

Нужно учесть и ту разномасштабность объемов, которые изучаются исследователями поэтики. Достаточно присмотреться к заглавиям книг, отдельных глав, статей, в которых фигурирует этот термин. Вот только некоторые из них: «Поэтика Льва Толстого», «Поэтика Чехова» (подобные конструкции можно перечислять долго), «Поэтика древнерусской литературы», «Поэтика древнегреческой литературы», «Поэтика русского романтизма», «Поэтика метафоры», «Поэтика художественного времени», «Поэтика художественного пространства», «Поэтика художественного обобщения», «Поэтика слова», «Поэтика жанра», «Поэтика стиля», «Поэтика заглавий» и т.д.

Прав М.Поляков, заметив, что нет «ясного и неоспоримо-убедительного общего ответа на вопрос: «Что такое поэтика?» [167, 4].

В плоскости теории литературы - это общая поэтика, то есть наука о структуре любого произведения. В плоскости истории литературы - это описательная поэтика, описывающая структуру определенных произведений или творчества данного писателя. На скрещении истории и теории литературы развивается историческая поэтика, исследующая судьбу художественных компонентов (жанров, сюжетов, стилистических изобразительных средств и т.д.).

Некоторые исследователи сводят поэтику только к форме художественного произведения, другие включают элементы содержания в поэтическую систему. В диссертации опора делается на то положительное, что было внесено в решение проблемы поэтики М.Бахтиным, Д.Лихачевым, В.Жирмунским, М.Гиршманом, В.Гусевым,

Н.Драгомирецкой, В.Кожиновым, П.Палиевским, Г.Поспеловым, А.Соколовым, А.Федоровым, А.Чичериным и другими.

Наша точка зрения сближается с пониманием поэтики М.Храпченко, который выразил современные представления о ней, указав, что поэтика изучает «способы и средства художественного претворения, образного раскрытия жизни» [205, 399]. Поэтика принимается нами как содержательная форма. Иначе говоря, мы стремимся описать смысловые значения элементов импрессионистической поэтики и те функции, которые они выполняют. «В каждом мельчайшем элементе поэтической структуры, -писал М.Бахтин, - в каждой метафоре, в каждом эпитете мы найдем химическое соединение познавательного определения, этической оценки и художественно-завершающего оформления» [Цит. по: 151, 156-157].

В работе разделяются системные представления о литературном произведении, поэтому мы используем такие поэтологические категории, как компоненты и элементы художественного текста, в отличие от исследователей, находящихся под влиянием структурной поэтики, для которых произведение состоит из «уровней» и «слоев». Кстати, опора на системный подход к миру литературного произведении делается и в современном учебнике Хализева В.Е. «Теория литературы», где выделены три группы взаимосвязанных компонентов (предметные, речевые, композиционные), характеризующие поэтическую систему произведения [См. 203, 143-294].

Оглядывая поле современных исследований по поэтике, видный литературовед Ю.Манн отмечает, что все они «сконцентрированы главным образом на проблемах общей или описательной поэтики, или же - в плоскости исторической поэтики - на отдельных ее элементах (развитие одного жанра, принципов сюжетосложения и т.д.). У нас не изучается - или почти не изучается — развитие целых художественных структур, целых художественных комплексов, каковыми являются литературная эпоха или литературное направление» [148,4]. Предлагаемая диссертация концентрируется именно на аспектах поэтики целой художественной структуры, каковой, на наш взгляд, является русский импрессионизм.

В данной диссертации рассматриваются языковые и ритмические * изобразительно-выразительные, композиционные и сюжетные компоненты импрессионистической поэтики русской прозы первой трети XX века. Особое внимание уделяется музыкальности (звукописи) и живописности (цветописи) в организации повествования, импрессионистическому хронотопу, а также лиризму как основополагающему элементу импрессионистической поэтики.

Что касается стиля, то часто его литературоведческая концепция тяготеет или к лингвистическому, или к искусствоведческому пониманию. Значительным шагом вперед в осмыслении категории стиля является его признание как «закона формы», как «доминанты», которая организует форму в целостное образование. Концепция стиля как конструктивного, систематизирующего принципа является последним словом науки о стиле [См.: 215, 168-171]. Она, в основном, поддерживается и разрабатывается в книгах серии «Теория литературных стилей» [Типология стилевого развития нового времени. - М., 1976; Типология стилевого развития XIX века. М, 1977; Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. -М., 1978; Современные аспекты изучения стиля. - М., 1982]. А.Есин дает такое общее определение стиля: «Это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание... Слагаясь в стиль, все элементы формы подчиняются единой художественной закономерности, обнаруживают наличие организующего принципа. Он как бы пронизывает структуру формы, определяя характер и функции любого ее элемента» [109, 352-353].

Целостность стиля с наибольшей отчетливостью проявляется в системе стилевых доминант - качественных характеристик стиля, в которых выражается его художественное своеобразие. Для импрессионизма как художественного стиля такими доминантами являются, во-первых, акцент на непосредственность мгновенного чувственного восприятия; во-вторых, преломление чувственно-зрительного впечатления от действительности в глубоко субъективных образах. Ими определяются и перечисленные выше основные черты компонентов импрессионистической поэтики. Обобщенно говоря, стиль проявляется в поэтике произведения.

Культурологическая концепция категории стиля позволяет сопоставить в рамках одной художественной эпохи произведения разных искусств, а также поставить в один ряд произведения писателей различных художественных направлений и вычленить в них общие стилевые начала. На этом основании нами рассматриваются некоторые прозаические произведения Б.Зайцева и А.Белого, И.Бунина и О.Мандельштама, Б.Пильняка, как содержащие характерные приметы импрессионистического стиля.

Таким образом, в нашей работе импрессионизм характеризуется как стилевое явление, которое проявляется в основных элементах поэтики литературного произведения.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она способствует уточнению представлений об особенностях импрессионистической поэтики в литературе; основные положения работы могут быть использованы при дальнейшем исследовании художественного мира перечисленных писателей, особенностей функционирования и в других их текстах компонентов импрессионистической поэтики, а также при исследовании элементов импрессионистического стиля в произведениях других писателей. Обобщенный в диссертации материал может способствовать развитию нового взгляда на литературу рубежа веков.

Полученные в процессе диссертационного исследования результаты имеют практическую ценность. Основные положения и выводы работы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по литературе начала XX века, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Б.Зайцева, А.Белого, И.Бунина, О.Мандельштама, Б.Пильняка, по проблеме импрессионизма как явления в русской литературе начала века, а также по проблеме художественного стиля. Анализ художественных произведений, встречающийся в исследовании, носит и методический характер. Он может оказать помощь учителям-практикам и преподавателям филологических дисциплин при проведении занятий в общеобразовательной и высшей школе.

Апробация работы прошла в процессе лекционного курса «Русская литература начала XX века» в Чувашском государственном педагогическом университете, в выступлениях на межвузовских и вузовских конференциях в г.Чебоксары.

Основные положения работы отражены диссертантом в следующих публикациях:

Проблема литературного импрессионизма // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и докторантов. - Чебоксары: ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, 1998. -Вып.З.-Т.1.-С.71-75.

Система образных средств в романе А. Белого «Москва» // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и докторантов. - Чебоксары: ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, 1998. - Вып.4. - С.67-72.

К вопросу о поэтике орнаментальной прозы // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и докторантов. - Чебоксары: ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, 1999.-Вып.5.-С.85-88.

Роль цветописи в прозе Б. К. Зайцева 1901-1922 гг. // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и докторантов. - Чебоксары: ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, 1999. - Вып.6. - С.239-241.

Своеобразие русского импрессионизма // XX век в истории литературы и культуры: Доклады и тезисы. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Чебоксары: ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, 2000. -С.71-75.

6) Импрессионистический тип личности в романе И.Бунина «Жизнь Арсеньева» (в печати).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава включает в себя два параграфа, вторая - четыре параграфа. Такое построение глав способствует наиболее полному обоснованию и раскрытию проблем, поднимаемых в исследовании. Библиография включает 226 наименований.

Основные аспекты поэтики импрессионистического стиля в искусстве и литературе

История изучения импрессионизма уже отметила свой вековой юбилей. За прошедшее столетие появилось бесчисленное количество самых разнообразных работ об этом крупном художественном течении: монографии и статьи, обширные труды, посвященные как импрессионизму в целом, так и отдельным его представителям, большие главы в историях искусств, подробнейшим образом прокомментированные каталоги выставок и собраний. Но, тем не менее, в искусствоведческой литературе, и в русской, и в зарубежной, сегодня существует множество различных, подчас противоречивых толкований этого явления.

Что такое импрессионизм? Где его границы? Являлся ли он концом большого периода искусства или началом нового? Отражал ли импрессионизм объективную реальную действительность или это было явление чисто субъективного порядка? Каковы его отношения с реализмом и символизмом? Наконец, ставится вопрос: а существовал ли вообще импрессионизм, правомочно ли употребление этого термина?

В задачу данного исследования не входит освещение всех этих спорных вопросов искусствоведения, однако, представляется необходимым определить общие типологические свойства импрессионистического стиля, проявляющиеся в разных видах искусства.

Импрессионизм - очень специфическое живописное течение, и проблемы импрессионизма в большинстве случаев решаются искусствоведами на материале живописи, чаще всего французской живописи второй половины XIX века, поскольку именно у Э.Мане, К.Моне, Базиля, Ренуара, Сислея, Писсаро, Дега импрессионизм нашел не только свои истоки, но и наиболее яркое проявление как целостное художественное образование. В творчестве этих художников выявились отмечаемые специфические черты импрессионистического стиля, которые наложили отпечаток впоследствии и на поэтику других видов искусства.

Давно известен факт, что термины «импрессионизм», «импрессионисты» родились под пером французского критика Л.Леруа, поместившего на страницах «Charivari» шутливый обзор экспозиции группы французских живописцев. Именно на анализируемой им выставке 1874 года была представлена и программная картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», давшая название всему течению (по-французски слово «впечатление» - impression). С тех пор это наименование на протяжении столетия прилагается к разнообразным явлениям в искусстве.

На самом деле, термин оказался очень емким. Клод Моне еще в 1880 году говорил: «Я импрессионист и остаюсь им... В слово «впечатление» вкладывалось многое: и непосредственное восприятие, и лирический аспект видимого мира, выраженный посредством многокрасочности, и единое, слитное изображение, где человек, природа и все подвижные изменчивые ее явления схватываются одним взглядом и подчиняются сложному и разнообразному ритму» [Цит. по:44, 7]. Более лаконично точного определения импрессионизму не смогла дать до сих пор ни одна энциклопедия по искусству.

Импрессионизм стал качественно новым этапом в живописи и искусстве в целом. Общность принципов формального выражения - вот что важно, когда мы говорим об этом художественном явлении. Все то, что в живописи понимается под словом «живописное» в противоположность пластически-линейному - неопределенность и расплывчивость форм, отсутствие контуров, плоскостная трактовка - эти и подобные им моменты характерны для импрессионистического стиля.

Национально-историческая специфика русского импрессионизма

Необычайная интенсивность духовной жизни русского общества рубежа двух столетий и в первые десятиления нового, двадцатого века вызвала блестящий расцвет самых различных областей художественного творчества: литературы (поэзия и проза Блока, Андрея Белого, Брюсова, Чехова, Леонида Андреева, Бунина), музыки (Римский-Корсаков, Глазунов, Рахманинов, Скрябин, Стравинский), театрального искусства - оперного (Шаляпин, Собинов) и балетного (Анна Павлова, Карсавина, Фокин, Нижинский), а также драматического, связанного с деятельностью В.Коммисаржевской, Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда, Ермоловной и др. Общая картина состояния русского искусства в период конца XIX - первой трети XX века была тем более сложной, внутренне противоречивой, даже пестрой, что в ней многое развивалось синхронно, взаимно воздействуя или противоборствуя. «Это была удивительная по яркости и оригинальности, невиданная ранее «мозаика», составленная из материалов самых разнородных, то бесценных по своей художественности, то не сразу определимых, подобно некоему причудливому сплаву...» [39, 37]. Возникали очень сложные и противоречивые «переходные», «пограничные» или «промежуточные явления», сочетающие в себе не только разные стилевые черты, но и разные типы сознания. Одним из явлений такого рода был импрессионизм.

Историография, связанная с появлением и развитием импрессионизма в русском искусстве, прослеживается в статье В.Филиппова. Опираясь на известные труды по истории русского искусства А.Бенуа (1904), И.Грабаря (1909), С.Маковского (1922) и других, исследователь приходит к выводу: «В начале XX века, когда импрессионизм был еще достаточно актуальным явлением художественной жизни, сомнений в том, что он проявился в русском искусстве, не возникало». Далее он дает обзор искусствоведческой литературы, пытается сам проследить особенности русского импрессионизма. Итоговый вывод искусствоведа бесспорен: «Импрессионизм составил значительный этап, отличающийся ярким национальным своеобразием, и явился важной страницей в истории русской культуры конца XIX - начала XX века» [51,200].

Надо сказать, импрессионизм на русской почве имел свою, особую судьбу. Поэтому нам представляется необходимым в той или иной мере коснуться общих исторически-объективных и эстетико-философских моментов, лежавших в основе такого сложного явления, как импрессионизм, поскольку в нем достаточно отчетливо проявились новые социально-психологические и эстетические тенденции, возникшие в России в начале нашего столетия.

Само возникновение импрессионистического стиля в русском искусстве было реакцией части творческой интеллигенции на состояние социального и политического кризиса, переживаемого Россией на рубеже веков. В вихре революционных событий первой трети XX века типичным стало ощущение социальной и политической неустойчивости, а вслед за этим - изменчивости, текучести вообще всех явлений бытия, в чем своеобразно преломилось и осмысление новых научных открытий - делимости атома. «Когда зашатался в своих основах материальный мир, зашатался и образ человека. Дематериализующийся мир проникает в человека и потерявший духовную устойчивость человек растворяется в разжиженном материальном мире» [18, 10], - так характеризует свое время русский философ начала века Н.Бердяев.

Лиризм как импрессионистическая доминанта в автобиографических произведениях И.Бунина и О.Мандельштама

Импрессионизм сосредоточен на передаче переживаний обыкновенных людей, однако, он их не описывает и не создает «типажи», а передает их индивидуальное мироощущение в общем потоке жизненных впечатлений, новых, свежих, красочных, рождающихся в данный неповторимый миг бытия. «Впечатление» - ключевое понятие для импрессионизма. Субъективность возводится в художественный принцип. Внутренний мир - это «поток мгновенных движений», в котором предмет расчленяется на сумму впечатлений, производимых цветом, запахом, самим веществом. А философские раздумья о неумолимом ходе времени, природе, вечных законах рождения, жизни, смерти, любви, искусства создают особый медитативный стиль, что, вместе с поэтикой недосказанности, вызывает у читателя чувство глубинной сущности происходящего. Вместо определяющей для реализма «эстетики тождества предмета и изображения» (Алпатов) импрессионистическому произведению свойственно единство изображаемого и изобразителя. По замечанию И. В. Корецкой, «внешнее, внеличное предстает здесь лишь преломленным сквозь личное, возникает уже претворенным во впечатление - эту первооснову импрессионистического письма. Впечатление лирически прочувствовано, эмоционально окрашено; оно слито с настроением, им вызываемым» [34, 211]. Поэтому указанные черты литературного импрессионизма наиболее ярко проявились в лирической прозе первой трети XX века.

Особенно широкое развитие в первой трети XX века поэтическая проза получила в жанре лирической автобиографии. Лирическую автобиографическую прозу пишут в 20-30-е г.г. Б.К.Зайцев, И.С.Шмелев, М.И.Цветаева, О.Э.Мандельштам, Б.Л.Пастернак, И.А.Бунин.

В нашей работе остановимся на автобиографических романах «Жизнь Арсеньева. Юность» (1927-1929, 1933) И.Бунина и «Египетская марка» (1928) О.Мандельштама.

Оговоримся, что автобиографизм данных произведений понимается нами не в смысле равенства характера, обстоятельств жизни героя и писателя (свойство мемуарной литературы), а в том смысле, что «писатель наделил героя своим типом сознания, комплексом своих переживаний, овладевал собою, создавая «упрощенный и понятный образ» собственного человеческого, бытового и творческого «я» [123, 90].

В обоих романах, несмотря на существенное различие в философско- художественной концепции, доминирующее значение принадлежит импрессионистическому лирическому началу, в основе которого лежит воспринимающее авторское сознание, направленное на окружающий мир, творчество и себя самого. Следует отметить, что в прозе импрессионистов изложение в 1-м лице, от лица рассказчика, имеет целью не выявление характера последнего, но «внесение личного, субъективного отношения к излагаемому» [36, 488]. Только такой прозе были доступны первоэлементы душевного мира автора-творца.

Похожие диссертации на Импрессионистическая поэтика в русской прозе первой трети XX века