Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея прекрасного и ее художественное выражение в творчестве Вл.С. Соловьева Заболотская Альбина Равилевна

Идея прекрасного и ее художественное выражение в творчестве Вл.С. Соловьева
<
Идея прекрасного и ее художественное выражение в творчестве Вл.С. Соловьева Идея прекрасного и ее художественное выражение в творчестве Вл.С. Соловьева Идея прекрасного и ее художественное выражение в творчестве Вл.С. Соловьева Идея прекрасного и ее художественное выражение в творчестве Вл.С. Соловьева Идея прекрасного и ее художественное выражение в творчестве Вл.С. Соловьева
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Заболотская Альбина Равилевна. Идея прекрасного и ее художественное выражение в творчестве Вл.С. Соловьева : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Заболотская Альбина Равилевна; [Место защиты: Сам. гос. пед. ун-т].- Самара, 2007.- 215 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/1469

Введение к работе

Творческое наследие Вл Соловьева, выдающегося русского философа, поэта, литературного критика, публициста, продолжает привлекать внимание исследователей и в XXI веке

Предлагаемая диссертационная работа посвящена осмыслению идеи прекрасного как художественной и мировоззренческой составляющей творчества Вл Соловьева Слово «идея», укорененное в философии со времен античности, имеет два значения во-первых, идеей называют умопостигаемую сущность предметов, которая находится за гранью реальности, прообраз вещи (Платон и последующая его средневековая мысль), синтез понятия и объекта (Гегель); во вторых, на протяжении последних трех столетий мыслители стали связывать идеи со сферой субъективного опыта, с познанием бытия1 Применительно к искусству и литературе используются оба значения. Следовательно, говоря об идее прекрасного, мы рассматриваем прежде всего сущность и содержание прекрасного Но вместе с тем, идея (концепция автора) включает в себя как направленную интерпретацию и оценку автором определенных жизненных явлений (что подчеркивали просветители от Дидро и Лессинга до Белинского и Чернышевского), так и воплощение философического взгляда на мир в его целостности, которое сопряжено с духовным самораскрытием автора (об этом настойчиво говорили теоретики романтизма) Поэтому поскольку идея в искусстве относится и к сфере авторской субъективности, то и поставленная нами проблема требует изучения и восприятия всего творчества Соловьева как единой системы философских, эстетических, религиозных представлений, нашедших свое выражение в виде художественных образов в лирике Э С Радлов одним из первых указал на необходимость целостного изучения творчества Вл Соловьева при рассмотрении вопросов красоты и прекрасного2 Можно выделить три группы произведений, в которых затрагиваются эти вопросы 1) теоретические сочинения («Философские начала цельного знания», «Красота в природе», «Общий смысл искусства», «О лирической поэзии», «Первый шаг к

'ХализевВЕ Теория литературы — М Высш. шк, 2002 —С 71.

2 См Радлов Э С Владимир Соловьев Жизнь и учение — СПб Образование,

1913.-С 256-257

положительной эстетике» и др ), 2) статьи литературно-критического характера, 3) стихотворения, в которых автор воплощает свои отвлеченные принципы и придает им конкретную поэтическую форму.

Несомненно, при решении поставленной проблемы значимыми оказываются работы современников Вл Соловьева, посвященные изучению его наследия Так, исчерпывающие биографические данные и основной, достаточно полный анализ творчества В С Соловьева, представлен в работах В Л Величко, С М Лукьянова, А А Никольского, Э С.Радлова, С М Соловьева, Е Н Трубецкого Ценными являются воспоминания современников Вл Соловьева М.С Безобразовой, К.М.Ельцовой, В.А Пыпиной-Ляцкой и других, а также А Белого, А А Блока

Огромный вклад в изучение творческого наследия Вл Соловьева сделан таким крупным философом как А Ф Лосев, работы которого во многом предопределили дальнейшие исследования Значительное место изложению философско-эстетических взглядов Вл Соловьева в контексте всей истории русской философии отводится в работе В В Зеньковского

С 90-х годов XX века усилился интерес к творчеству Вл Соловьева Исследователей продолжает интересовать личность (К В Фараджев), философия (П.П.Гайденко, В В Сербинен-ко), эстетика (В В Бычков, Н А Кормин), софиология (А П Козырев, П Кудрявцев), лирика (В Б.Микушевич, Л.Д Перепелкина, И Роднянская, С.В Севастьянов, Пак Чжонг-Со) Вл Соловьева.

Поэзия Соловьева представляет особую, самостоятельную часть его творческого наследия. Важно иметь в виду, что идея «духовных основ жизни», обоснованная в трудах по философии и эстетике, остается основополагающей и в лирике С одной стороны, поэтическое творчество Вл.Соловьева тесно связано с русской классической традицией, представляет закономерный итог целой эпохи русской поэзии, начатой Жуковским, продолженной Тютчевым и получившей свое завершение в лирике позднего Фета С другой стороны оно сыграло большую роль в истории русской поэзии рубежа веков и начала ХХ-го столетия, связывая классическую традицию русской поэзии с творчеством А Блока, А.Белого, Вяч Иванова, с художественной культурой начала века Как пишет А Б Муратов, симптоматично, «что русские символисты, оставшиеся равнодушными к «Чтениям о Богочстовечестве» или «Оправданию добра» (А Блок, В Брюсов, А. Белый), очень точно и глубоко поняли эту идею

через поэзию Соловьева»3 Поэтому без упоминания имени Вл Соловьева не обходилась и не обходится ни одна работа, посвященная исследованию русского символизма (А Белый, А Пайман, Ж.Нива) При анализе лирики А Блока к творчеству Соловьева обращались З.Г.Минц, В П Жирмунский, М Ф Мурьянов, И С.Приходько Поэтическое наследие Вл Соловьева, безусловно, символично Именно этим оно привлекало к себе символистов, хотя отношение Соловьева к ним было далеко неоднозначным (статья «Русские символисты»)

При всем многообразии и широте проблематики работ по творчеству Соловьева, до сих пор не выделена взаимосвязь теоретических представлений Соловьева о прекрасном и художественных образов, которые служат раскрытию идеи прекрасного. Именно в лирике оформляется столь значимый для творчества Вл Соловьева символический образ образ Софии, олицетворяющий идею всеединства. Образ этот является не только доминантным, но и сквозным, проходящим через все творчество поэта. В поэзии подобные образы вьшолняютне только номинативную, но и символическую функцию Объясняется это тем, что поэтический текст структурирован типологически и генетически, соотнесен с мифологическим и символическим Как писал Вл Соловьев «конкретное и вечное, деталь и мироздание сливаются в нем воедино»4. «Ключевой» для лирики и философии Вл Соловьева символический образ Софии связан с эстетическими представлениями поэта о прекрасном и играет важнейшую роль в процессе борьбы созидательно-упорядочивающего начала с хаотическим, в божественном творении мира и в творческой деятельности. Поэтому софиология заняла видное место в философии русского мыслителя, и именно в ее эстетической части Вл.Соловьева считают родоначальником этого учения, истоки которого уходят в глубокую древность (В В Бычков, А П Козырев, С С Хоружий) Мифологема Софии, по мнению исследователей, становится концепцией многоплановой и многофункциональной, сообщая системе Соловьева «некое недосказанное, невыразимое до конца присутствие женственного начала»5.

3 Муратов А Б Смысл человека есть он сам - Соловьев В С. Чтения о
Богочеловечестве, Статьи, Стихотворения и поэма, Из «Трех разговоров»
Краткая повесть об Антихристе -СПб-Худож лит, 1994 -С 5

4 Соловьев В С Философия искусства и литературная критика/В С Соловьев
-М Искусство, 1991 -С 186

5 Хоружий С С Наследие Вл Соловьева сто лет спустя//Соловьевский сборник
-М Издательство «Феноменология-Герменевтика», 2001 -С 4

Важным моментом в творчестве Вл Соловьева является взаимосвязь образов Софии и Души Мира6 В своих теоретических работах Вл Соловьев неоднократно к ним обращается, но нам важно рассмотреть, как они находят свое художественное воплощение в его лирике При осмыслении соловьевского понятия Вечной Женственности нами рассмотрена динамика развития этих образов на разных этапах его творчества

Софийные интуиции, с ранней юности пробудившиеся в душе Соловьева, постепенно вылились в многомерную художественно-философскую концепцию Вслед за В В Бычковым мы выделяем три этапа становления этой концепции

1) романтико-поэтический, относящийся к написанию
философского трактата «София» (1875-1876 гг ),

  1. философско-космогонический, нашедший наиболее полное изложение в «Чтениях о Богочеловечестве» (1877-1881);

  2. космоэсхатологический, подробно прописанный в работе «Россия и Вселенская Церковь» (1889 г)

Каждый последующий этап не отрицал предшествовавший, но накладывался на него, в результате чего и «сформировалось некое достаточно сложное и неоднозначное философско-поэтическо-богословское образование»7. Изменения, происходившие в осмыслении образа Софии, повлияли и на лирику поэта

Прекрасное, рассматриваемое Соловьевым в контексте нравственнсьэтическихихудожественно-эстетических реалий, безусловно, значимо для осмысления всего его творчества Идея прекрасного позволяет раскрыть глубинную сущность, художественные особенности лирики Вл Соловьева, а также ее взаимосвязь с философскими представлениями мыслителя Эта проблема еще не была объектом серьезного научного внимания и потому представляется актуальной.

Объектом исследования выступает лирика, философские труды, литературно-критические и эстетические статьи, а также письма Вл Соловьева

6 Безусловно, Вл Соловьев опирается на платоновское понимание Души Мира, берущего начало в диалоге «Тимей»

7БычковВВ 2000летхристиансшйк>оіьтурн8иЬ5ресіеае5ІіеЙисав2т-М-СПб, 1999 -2 х-Славянскиймир, древняя Русь Россия -С 333

Предметом данного исследования являются представления Вл Соловьева о прекрасном, рассматриваемые как в системе его философских и эстетических взглядов, так и в их художественном выражении в лирике.

Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть в свете идеи прекрасного особенности художественного мышления и мировоззрения Вл Соловьева, повлиявшие на жанровое своеобразие и мотивно-образную структуру его лирики

Цель определяет следующие задачи исследования

  1. Изучить взгляды Вл.Соловьева на прекрасное и красоту, отразившиеся в теоретических работах Эта задача предполагает обращение к истории учения о прекрасном, что дает возможность, с одной стороны, обнаружения той общей основы, на которой базируется все представления о прекрасном, с другой —той глубины мысли Соловьева, которая сделала его не только художником, вобравшим в себя опыт всего человечества, но и уникальным мыслителем

  2. Проанализировать сущность соловьевского символа Вечной Женственности в рамках представлений о прекрасном;

  3. Проследить эволюцию образов Софии и ее земной ипостаси Души Мира в художественно-философской системе Вл.Соловьева, что позволяет выявить динамику представлений о прекрасном и красоте, соотнести столь значимый для творчества Вл. Соловьева образ Софии с другими типологически родственными ему образами в мировой культуре с целью объяснения глубинных основ фунционирования любовного образа в поэзии Вл.Соловьева,

4) Рассмотреть влияние идеи прекрасного на мотивно-образную
структуру лирики Вл Соловьева

Методологической базой работы стали работы М М Бахтина, МЛГаспарова, В.М Жирмунского, ЮМЛотмана, ЗГМинц, А.Ханзен-Леве как теоретиков анализа художественного текста, в том числе символистского Ценными в областиэстетикиявляются работы ЮБ Борева, В В Бычкова, А В Гулыги, А.Ф Лосева, Н И Крюковского, Ю.ГНигматул-линой, Д Д Среднего, В П Шестакова. Основополагающими для данного исследования является восприятие символизма самими символистами-теоретиками этого направления В Я.Брюсова, А Белого, Вяч Иванова

Ведущие методы исследования определяющим методом нашего исследования выступает системный, в пределах которого реализуются методы фавнительно-типологический и галорико-функциональный

Научная новизна работы состоит в рассмотрении художественного и художественно-критического наследия Вл Соловьева как целостной системы в свете одной из ведущих для писателя идеи прекрасного Философско-эстетическая концепция идеала Соловьева, воплощаемая через идею всеединства в образе Софии и определяющая художественный мир поэта, становится основополагающей для данного исследования

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации представлений Вл Соловьева о красоте и прекрасном и в изучении влияния идеи прекрасного на мотивно-образную структуру его лирики

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на курсах русской литературы и специальных семинарах, а также нагфактическихзанятияхпо анализу художественного произведения

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Эстетическое наследие Вл.Соловьева представляет синтез восточных и западных представлений о прекрасном

  2. Образ Софии, являющийся олицетворением Вечной Женственности и воплощением идеи всеединства, рассматривается в рамках категории прекрасного, а ее ипостась Душа Мира - в рамках категории возвышенного, как становление прекрасного.

  3. Изучение доминантного для творчества Вл-Соловьева образа Софии в его эволюции позволяет проследить изменения в творческом сознании Вл Соловьева

Апробация работы

Результаты работы обсуждались на научно-практических конференциях- «Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века» (Ульяновск, 2002 г ), «Русская литература и вне-литературная реальность» (Санкт-Петербург, 2003), «Литература. Миф и реальность» (Казань, 2003), «Актуальные проблемы современной филологии Литературоведение» (Киров, 2003), «Язык и методика его преподавания» (Казань, 2004), в Московском педагогическом государственном университете: «Русская литература XX века. Типологический аспект изучения» (2004), «Филологическая наука в XXI веке» (2005) Материалы диссертации служили основой для публикации статей в изданиях ВАК Министерства образования и науки РФ «Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины» (2006) и «Вестнта Чувашского университета» (2007)

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний в виде постраничных сносок и списка литературы. Каждая глава содержит внутри себя разделы Общий объем исследования - 215 страниц Библиографический список включает в себя 220 наименований.

Похожие диссертации на Идея прекрасного и ее художественное выражение в творчестве Вл.С. Соловьева