Введение к работе
Актуальность темы исследования. Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945) всегда привлекала к себе внимание исследователей. Историческая необходимость усвоения уроков войны, память о павших на полях боев не давали иссякнуть потоку литературы войны и литературы о войне.
Состояние войны сформировало особое сознание читателя и писателя, когда предельно сокращалась дистанция между литературой и действительностью, читателем и героем произведения, участником событий, автором и его аудиторией, что в сущности привело к размыванию жанровых границ, к синкретизму форм очерка, к исчезновению границ между газетами общеполитическими и ведомственными, каковой поначалу была «Красная Звезда». Этот процесс остался за пределами внимания исследователей истории журналистики.
Фронтовой печати посвящена работа С. Жукова1, в ней автор говорит о печати в целом, отдельные издания охарактеризованы бегло, без учета особенностей деятельности каждого из них. Обзору советской военной печати в целом посвящена работа Н. Попова, Н. Горохова2. Исследователи дают полную картину всех печатных изданий, раскрывают их функции, направленность, но роль каждого из этих изданий с точки зрения их тематики, жанровой специфики не выявлена из-за обширности исследуемого материала.
Жанры печати военных лет, и в частности, художественный очерк рассматриваются в трудах И. Кузьмичева, Л. Рози-на, Т. Казачковой, В. Алексеева1 и других. Названные исследо-
1 Жуков С. Фронтовая печать в годы Великой Отечественной
войны. М.: МГУ, 1968.
2 Попов Н., Горохов Н. Советская военная печать в годы Великой
Отечественной войны 1941-45 гг. М.: Воениздат, 1981.
1 См.: Кузьмнчев И. Жанры русской литературы военных лет (1941-45). Горький: Горьк. ун-т, 1962; Розин Л. Художественный очерк в годы Великой Отечественной войны. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Тбилиси, 1953; Казачкова Т. Художественный очерк периода Великой Отечественной войны. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. М., 1979; Алексеев В. Русский советский очерк. Л.: ЛГУ, 1980.
ватели для анализа отбирают художественные очерки вообще, независимо от того, где они публиковались, газетными или журнальными они являлись, оказывала ли на них влияние специфика издания. Данная работа фактически является первым специальным исследованием центральной военной газеты страны.
Кроме того, преимущественное внимание в работах, посвященных исследованию очерков, уделялось очеркам писательским. Тем самым пласт очерков, авторами которых являлись военные журналисты, профессиональные военные или люди, эпизодически публикующиеся, оказался малоисследованным историками литературы. Впервые подвергается анализу весь массив очерков, опубликованных в газете «Красная Звезда» с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945, с привлечением широкого круга малоизученных произведений.
Особая глава посвящена исследованию художественных очерков названного периода И. Г. Эренбурга и К. М. Симонова не с точки зрения выявления их своеобразия в контексте писательских очерков «Красной Звезды», а в контексте их довоенного творчества, где формировались представления писателей о своей роли в войне. (Помогли нам в этом монографии С. Фрадкиной, Л. Финка, Л. Лазарева, А. Рубашкина, Т. Трифоновой и других).
Ко второй мировой Эренбург и Симонов пришли с четко осознаваемой ролью Художника-Солдата, подписавшего контракт на весь срок всех войн. В рамках рассматриваемой нами газеты эти два имени символизируют собой два совершенно различных подхода к материалу, обусловленных предыдущим опытом, два разных масштаба раскрытия тем, два стиля, два представления о войне, основанных на совершенно разном опыте, наконец, два поколения, стоявших плечом к плечу в этой войне. Но что безусловно объединяет этих писателей, так это высокая степень их духовного родства с героями своих очерков, с аудиторией. Образ Художника-Солдата, так явно проявившийся в литературе XX века, наиболее ярко воплотили собой на страницах «Красной Звезды» И. Эренбург и К. Си-
монов, что и послужило поводом для особого внимания к их творчеству на страницах исследуемой газеты. Выявление особенностей этих двух авторов «Красной Звезды» помогает увидеть процесс изменения очерковых форм в рамках творческих индивидуальностей и процесс возвращения литературы к постмифологическому восприятию действительности. В этом, а также в рассмотрении очерка Великой Отечественной войны не только как художественного документа особой исторической эпохи, но и, и это главное, как системы особой художественной эпохи, и в установлении факта появления синкретичных форм заключается новизна работы.
В процессе историко-литературного анализа такого обширного материала, как публикации за четыре военных года, мы опирались на определения, данные исследователями ранее, пытались применить их к конкретной практике конкретной газеты. Проследить, что представлял из себя художественный очерк на страницах ведомственного издания, как он, менялся вместе с газетой, как возрастала с течением времени роль авторского «я» в художественном очерке, то есть отразить динамику жанровых разновидностей художественного очерка в зависимости от конкретно-исторических условий и своеобразия подходов к материалу у разных авторов, является целью данной работы.
Методологической основой исследования является сочетание историко-генетического и типологического подходов к материалу.
Теоретическую базу диссертации составили работы по проблемам жанра таких ученых как М. Бахтин, И. Кузьмичев, по теории публицистики — В. Ученовой, В. Горохова, Е. Журбиной, М. Черепахова, Т. Беневоленской, по проблемам документального и художественного повествования — И., Янской, Я. Явчуновского, И. Кардина, Л. Оляндэр и других.
За основу типологии очерка периода военных лет (1941-1945 гг.) мы берем классификации, разработанные И. Кузьми-
чевым1, Н. Глушковым2, П. Глинкиным3, И. Рыбинцевым4. Названные исследователи выделили очерк портретный, событийный, путевой и проблемный.
Объектом исследования стали все художественные очерки, опубликованные на страницах, газеты «Красная Звезда» в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года включительно, независимо от известности автора и качественного уровня материала. Это обеспечило возможность полного, целостного анализа написанного и опубликованного в те годы в рассматриваемой нами газете и позволило дать объективную картину характерных для очерков тех лет задач, тем, героев, мотивов, приемов сюжетно-композиционной организации. В своем определении очерка мы опирались на общепринятое его понимание как разновидности малой формы эпической литературы, характеризующейся отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.
Жанровые особенности художественного очерка названного периода и пути их изменения, обусловленные условиями конкретного военного периода и спецификой газеты «Красная Звезда», стали предметом исследования.
Задачи исследования:
изучить художественные очерки, опубликованные в газете «Красная звезда» в полном объеме с точки зрения их жанровых особенностей и выяснить, сохранилось ли в них традиционное членение очерковых произведений по предмету творческого осмысления, по проблематике;
1 Кузьмичев И. Основные проблемы в актуальном освещении. Ро
ды и жанры литературыры. М, 1964.
2 Глушков Н. Очерковые формы в русской литературе. Ростов-на-
Дону, 1966.
3 Глинкин П. Русская проза о Великой Отечественной войне. Ав-
тореф. дисс.на соиск. уч.степ, д.ф.н. М., 1971.
4 Рыбинцев И. Советский художественный очерк. Киев, Одесса,
1976.
выявить направление движения внутри очерковых форм в связи с «внешними» и внутрилитературными факторами и степень сохранения традиционных для жанра очерка приемов;
показать своеобразие художественной позиции, жанра и стиля военных очерков И. Эренбурга и К. Симонова и выявить их роль в процессе возвращения литературы к постмифологическому сознанию.
Практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в исследованиях по истории русской литературы и отечественной журналистики XX века, а также при чтении лекционного курса по истории отечественной литературы и журналистики соответствующего периода.
Апробация работы. По материалам исследования были сделаны доклады и сообщения на заседаниях кафедр русской литературы и журналистики Тюменского госуниверситета, на научных конференциях в Уральском госуниверситете (Екатеринбург, 1996) и в Омском госпедуниверситете (1997)
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения.
Диссертация изложена на 148 страницах, приложение включает 831 наименование, библиография — 392 наименования.