Введение к работе
Актуальность темы. XX век - противоречивая эпоха в истории развития человечества. С одной стороны, это столетие принесло миру выдающиеся научные открытия, породило грандиозный прогресс, разрушило жестокие тоталитарные и колониальные режимы, разорвало цепи земного притяжения. С другой- это был век чудовищных войн и геноцида народов, разрушения гармонии природы и культуры. Человек отчетливо предстал как созидатель и разрушитель в одном лице, а его разум в полной мере проявил свою негативную сторону.
Вторая мировая война явилась серьёзным уроком для человечества и неизмеримым тяжким испытанием для всего советского народа, в том числе и таджикского; урок этот никогда не должен быть забыт во имя будущего.
Необходимостью в точных и мужественно-правдивых оценках явлений минувшей войны, нашедших своё отражение в советской публицистике рассматриваемого периода, и определяется актуальность темы настоящего диссертационного исследования.
На сегодняшний день существует значительное количество литературы по истории Великой Отечественной войны. Четко определены этапы в развитии историографии этого периода, каждому из которых свойственны свои особенности и определённые направления. Проблемы и вопросы, связанные с ВОВ и ролью публицистики, стали ещё более глубоко изучаться в годы независимости Республики Таджикистан. Одним из важных направлений в изучении этой темы является освещение военной тематики в СМИ и литературе того периода.
Значимость настоящего исследования на современном историческом этапе возрастает также в силу произошедших изменений во взглядах и оценках относительно событий Великой Отечественной войны, в связи с необходимостью их исторического осмысления через призму таджикской публицистики, комплексного всестороннего исследования вопросов, связанных со своеобразием развития таджикской журналистики и публицистики в период ВОВ, выявления основных тематических и жанрово - структурных изменений публицистики.
Великая Отечественная война, являясь темой различных научных изысканий в период существования Советского Союза, не потеряла своей актуальности и по сей день, когда на мировой арене, особенно на постсоветском пространстве, образовалось много суверенных государств. Однако следует констатировать, что до настоящего времени таджикская публицистика данного периода не стала объектом отдельного, целостного монографического исследования.
Выбор этого периода развития таджикской публицистики (Великая Отечественная война 1941-1945 гг.) в качестве диссертационной темы обусловлен еще и тем, что этому этапу художественно-публицистического исследования действительности таджикского общества присущи новые черты и качественно новые подходы, как это произошло во всей духовной, экономической и общественно-политической жизни страны. Негативные факты, так же как и положительные, находятся в состоянии полемики и дискуссии; положено начало выработке новой концепции публицистики, в связи, с чем выбранная тема приобретает еще более актуальный характер.
Следует отметить, что политика усиления национальной гордости и воскрешения некоторых национальных традиций, получивших развитие в годы войны, не была узконаправленным общественно-политическим и культурным шагом, рассчитанным исключительно на русских. Поэтому таджикские литераторы, как и все другие советские публицисты, всецело аккумулировали свое внимание на этом вопросе.
Многие таджикские литераторы находились в рядах Красной Армии, такие как, например, Х. Юсуфи, Х. Карим, Л. Бузургзаде и А. Пирмухаммедзаде, А. Назаров, Ф. Ниязи, С.Улугзаде, Б.Рахимзаде, М.Рахими, Х.Обиди, Х. Ахрори и многие другие, которые и на фронте не прекращали своей творческой деятельности.
В это тяжелое для всей страны время не прекращалась культурная жизнь Таджикистана. Так, в 1942 г. в Душанбе закончилось строительство здания театра оперы и балета, где были показаны новые спектакли: «Песня гнева», музыкальная комедия «Розия», таджикская опера «Тахир и Зухра». Драматические театры поставили ряд пьес таджикских авторов: «Дар оташ» («В огне») С. Улугзаде, «Хонаи Надир» («Дом Надира»), «Дили модар» («Сердце матери») Дж. Икроми и А.Файко и другие. В 1943 г. был создан фронтовой театр Таджикской ССР. Вместе с наступающей армией театр побывал на пяти фронтах и дал около тысяч концертов. Артисты этого театра завоевали любовь и признание советских воинов.
Особое значение в условиях Великой Отечественной войны приобрело киноискусство. Осенью 1941 г. в Сталинабад была эвакуирована московская киностудия «Союздетфильм», организуется объединённая Душанбинская киностудия, которая выпустила полнометражные ленты - «Бой под Соколом» «Таджикский киноконцерт» и первый фильм об участии воинов - таджиков в Отечественной войне - «Сын Таджикистана» (1943г.).
Таким образом, как следует из вышесказанного, все творческие силы Таджикистана в годы Великой Отечественной войны были ориентированы на военную тематику, внося свой посильный вклад в борьбу с фашизмом.
В годы войны национальная политика советского государства была пересмотрена в пользу укрепления базовых принципов советского патриотизма, в одинаковой мере свойственного всем народам СССР. Поэтому вполне естественно, что в публицистике и литературе появились множество персонажей и героев, отображающих облик советского народа в качестве новой исторической общности.
В нашей работе подробно исследуется вопрос о том, как в таджикской публицистике освещался вклад таджикского народа в дело Победы, как отражалось участие в войне воинов-таджиков, которые, как и представители других народов, боролись с врагом и штыком и пером, как таджикская журналистика стала инициатором различных починов, направленных на сплочение народа. Конечно, если рассматривать этот вопрос в более широком смысле, то может показаться, что роль и степень участия народа Таджикистана в войне на фоне «старшего брата»- русского народа, а также других национальностей не так значительна. Однако в истории и народной памяти увековечено мужество героев-таджиков, совершавших подвиги, как в ратных сражениях, так и в глубоком тылу, а советская литература пополнилась множеством лирических, прозаических и публицистических произведений, написанных таджикскими писателями и поэтами - участниками Великой Отечественной войны.
Многие деятели культуры, публицисты, писатели и поэты Таджикистана, как и все представители многонациональной советской литературы, пером и штыком помогали народу сражаться с ордами немецких захватчиков. Сплочённость и единство советского народа, даже без пафосной окраски, оказались в идеологическом и морально - политическом плане значительной силой. Это, конечно же, не могло не найти отражение в многонациональной советской литературе военных лет, в том числе и в таджикской литературе. В подтверждение сказанному можно сослаться, например, на такие произведения, как «Победа Тани», А.Лахути «Городу Ленина», «Русским братьям», «Дом Тараса будет свободен», сочинения С.Айни «Герой Ленинград», «Семиглавое чудовище»; боевые реалистические стихи М.Турсунзаде - «Памяти капитана», «Железная дорога» и много других.
Цикл исторических очерков С.Айни («Восстание Муканны», «Герой таджикского народа Тимур-Малик» и др.) и ряд публицистических статей на историческую тему отображали героическое прошлое таджикского народа, его традиции, пробуждая тем самым у читателя высокое чувство советского патриотизма.
Вопросы истории и теории таджикской публицистики являются сравнительно новой отраслью научных изысканий. Значимость настоящего исследования также определяется постановкой и теоретическим и практическим решением указанных задач, введением в научный оборот малоизученного материала, касающегося историко-типологической и художественно-теоретической эволюции публицистики периода Великой Отечественной войны.
Исследование жанровой специфики публицистики с позиции современности крайне актуально и представляет научный интерес, поскольку позволяет всесторонне и целостно осмыслить тот опыт, который накоплен таджикской публицистикой на настоящий момент. Посредством исследования таджикской публицистики определенного времени, с точки зрения сегодняшнего дня, в диссертации рассматривается и оценивается состояние журналистики и публицистики периода ВОВ, определяется их своеобразие, выявляются художественно-публицистические и жанрово-тематические особенности.
Степень научной разработанности проблемы. Публицистика, являясь одной из ветвей творческой деятельности в истории различных народов и наций, зародилась одновременно с формированием художественной литературы. Таджикская публицистика, в современном понимании жанра, заложенная Ахмадом Донишем - просветителем второй половины ХIХ века, в дальнейшем получившая свое развитие в творчестве С.Айни, своими корнями уходит в глубокую древность.
Несмотря на то, что многие труды Ахмада Дониша представляют собой своеобразную основу для изучения своеобразия публицистики периода Великой Отечественной войны, целый ряд существенных вопросов все еще остается нерешённым.
Так, недостаточно внимания уделено изучению структурных элементов публицистических произведений и их функций в образной системе творчества того или иного журналиста, писателя-публициста исследуемого периода, влиянию общественно-политической обстановки, партийных установок на идейно-тематическую и жанровую структуры публицистики того времени. Попытки изучения таджикской публицистики на тему войны и мира с точки зрения выявления ее особенностей на этом историческом этапе развития, её связей с традициями прошлого и настоящего до сих пор не предпринимались. В диссертации впервые предпринято исследование этих вопросов в контексте современной журналистской науки и литературоведении.
Комплексному научному изучению отдельных вопросов публицистики, в советское время, уделяли внимание такие видные исследователи, как Ю.А.Щерковин, Е.П.Прохоров, И.П.Лысаков, Г.Я.Слоганик, В.В.Виноградов, Е.О.Осетров, М.С.Черепахов и др. В работах этих ученых с наибольшей точностью и достоверностью проведен всесторонний и объективный анализ публицистики как особого вида творческой деятельности, отображающей действительность. Публицистика, по выражению Е. О. Осетрова, «в процессе развития рождает летопись эпохи, рассказывая о победах, достижениях, трагедиях и неудачах народа, преподаёт исторический, общественный и жизненный урок».
Рассмотрению проблемы жанровой палитры публицистики (эссе, очерка, статьи, заметок и др.) посвящены научные изыскания таких учёных, как Н.И.Глушков, А.Н.Западов, Н.Г.Зорина, Л.Г.Юдкевич, Ю.Б. Бабаев, А.В.Савченков. При этом следует подчеркнуть, что хотя на основе анализа различных аспектов публицистики ими и были изложены весьма ценные мысли и взгляды относительно её развития, однако они так и не пришли к единому мнению в вопросе соотношения публицистики с другими видами литературной деятельности, строгого разграничения жанров, видов и стилей публицистических произведений.
По нашему твердому убеждению, из высказываний ученых о жанрах, видах и стилях публицистических произведений более четкой и убедительной является точка зрения В.В.Ученовой и Е.П.Прохорова, согласно мнению которых предмет публицистики, как вид творчества, существует в единстве с событиями в современной жизни общества.
Учёными, аккумулировавшими свое внимание на исследовании данной проблемы, выделены такие жанры, как путевые заметка, репортаж, фельетон, статья, памфлет, очерк, эссе. Рассматривались вопросы о взаимовлиянии и смешении жанров, что способствовало появлению новых, гибридных жанровых форм. В ряде научных работ уделялось внимание рассмотрению вопроса о направлениях в публицистике, подразделению её, в частности, на дискуссионную, пропагандистскую, аналитическую и сатирическую.
В советскую эпоху достаточное внимание проблемам публицистики уделялось и отечественными учеными, однако некоторые таджикские исследователи (Л.Н.Демидчик, М.Шукуров, А.Сайфуллоев, Дж.Бакозаде, С.Табаров) были склонны рассматривать публицистику в большей степени как разновидность периферийных жанров художественной литературы.
Одним из первых монографических трудов, посвященных вопросам таджикской публицистики, является работа А.Маниязова «Публицистика и поэзия устода Айни», которая посвящена рассмотрению публицистической направленности поэтических произведений основоположника таджикской советской литературы.
Важно отметить, что большинство творческих и научных изысканий в области искусства, литературы и журналистики, вплоть до начала 90-х годов, проводились с опорой на методологию соцреализма, в основе, которой лежала марксистско-ленинская идеология. Она в известной степени ограничивала возможность свободы мыслевыражения и объективной оценки произведений, препятствуя углубленному исследованию вопросов публицистики как особого самостоятельного вида творческой и культурной деятельности.
На рубеже 80-х - 90-х годов 20 века наблюдается процесс оживления интереса к теоретическим и практическим проблемам таджикской публицистики, обусловленный заметным количественным и качественным ростом самой публицистики по сравнению с предыдущими десятилетиями. Так, в связи с исследованием творчества видных таджикских литераторов в аспекте публицистической деятельности, заслуживает внимания работа А.Садулоева «Публицистика М.Турсунзаде», опубликованная в 1988году. В последующих работах этого исследователя («Горизонты публицистики», «Особенности литературы», «Цвета жизни») рассматриваются такие проблемы таджикской публицистики, как история и теория публицистических жанров, документальной прозы, направления публицистики, способы осмысления и отражения социально-политических событий посредством публицистики. Помимо этого, А.Садулоев анализирует творчество известных таджикских литераторов и публицистов.
Говоря об исследовании различных вопросов и проблем таджикской публицистики и журналистики, необходимо особо отметить значение и роль научных работ таких отечественных учёных, как П. Гулмурадзаде («Просветительство и новая мировая система»), А.Нуралиев («Информационные жанры»), И.Усманов («Теория публицистики»), М.Абдуллаев («Проблемы эволюции национальной идентичности в таджикской публицистике конца Х1Х – первой половины ХХ века»), М.Муродов («Из истории становления и развития публицистической сатиры в таджикской периодической печати»), Н.Бозоров («Значение факта в публицистике»), А.Азимов («Публицистика и современность»), М.Касымов («Публицистичность таджикской литературы периода Великой Отечественной войны»), Н.Салихов («Проблемы формирования общественного сознания в таджикской публицистике периода государственного суверенитета») и ряда других, чья научная деятельность способствовала становлению школы исследования теории и истории таджикской публицистики.
Особый интерес в контексте нашего диссертационного исследования представляет работа М.Касымова «Публицистичность таджикской литературы периода Великой Отечественной войны», в которой рассматриваются некоторые особенности публицистики в условиях военного времени, специфика форм и направлений этого рода творческой деятельности. Несомненный интерес представляет также исследование С.Т.Ашраповой «Освещение вклада женщин Таджикистана в победу Великой Отечественной войны на страницах периодической печати», в котором проанализирована деятельность периодических изданий республики, выявлены наиболее действенные и эффективные формы и методы печатной пропаганды в период ВОВ.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на наличие обширного научно-исследовательского материал относительно рассматриваемой нами темы, в области таджикской публицистики периода ВОВ на сегодняшний день еще имеется много нерешённых и неосвёщенных вопросов. На наш взгляд, отдельного исследования с научной точки зрения заслуживает публицистика периода ВОВ в творчестве С.Айни, М.Миршакара, А.Лахути, М.Турсунзаде, Х.Юсуфи, А.Дехоти, С.Улугзаде и других писателей, чьё творчество оказало существенное влияние не только на процесс становления таджикской литературы, но и на развитие публицистики. Требуется новое прочтение, переосмысление и анализ наследия известных таджикских писателей, поэтов и журналистов в эпоху национально-государственной независимости, что позволит раскрыть новые грани их творчества, оказавшиеся вне поля зрения исследователей.
Целью данного исследования является выявление на основе эмпирического материала таджикской публицистики главных особенностей фронтовой печати периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и определение ее роли в победе над фашизмом. Данная работа призвана осветить широкий круг вопросов, связанных с особенностями таджикской публицистики периода Великой Отечественной войны, выявить проблематику жанровых и тематических направленностей, определить место и роль литераторов, поэтов, публицистов в поднятии патриотического духа советских воинов, а также морально-политическую значимость литературных работ публицистического характера.
В соответствии с указанной целью в настоящем исследовании решались следующие задачи:
- выявить особенности тематики фронтовой прессы периода Великой Отечественной войны на примере публикаций таджикских писателей-публицистов в различных отечественных и зарубежных печатных органах;
- раскрыть основные типологические особенности публицистики периода Великой Отечественной войны, ее цели и средства их реализации;
- определить причины и пути взаимодействия литературы и публицистики;
- провести исследование таджикской предвоенной публицистики;
- проследить процесс появления новых тенденций в публицистических произведениях ведущих таджикских писателей-публицистов;
- исследовать публикации фронтовых изданий с точки зрения жанровой и стилистической принадлежности;
- дать характеристику жанрово - тематических особенностей таджикской публицистики периода 1941 -1945 гг.;
- выявить специфику таджикской публицистики на завершающем этапе ВОВ;
- определить морально - политическую и патриотическую значимость публицистики в обстановке фронта.
Методологической основой исследования являются принципы исторического объективного подхода к проблематике жанровых и тематических направленностей таджикской публицистики периода ВОВ, сравнительно - исторический и сопоставительный анализ произведений, объективный анализ конкретной исторической обстановки. При решении поставленных задач автор диссертации опирался на принципы литературно-художественного анализа, сформулированные в трудах известных русских и таджикских литературоведов, теоретиков журналистской науки, к числу которых относятся: М.С.Черепахов, Л.С.Выготский, Ю.А.Щерковин, И.П.Лысаков, Г.Я.Солганик, В.В.Виноградов, Е.Журбина, Е.П.Прохоров, В.В.Ученова, Н.И.Глушков, А.П.Западов, Н.Г.Зорин, А.В.Савченков, М.Шукуров, (М.Шакури), С.Табаров, Л.Н.Демидчик, А. Сайфуллаев, А.Маниязов, И.К.Усманов, А.Садуллаев, Х.Асозода, Ю.Бабаев, О.Тагаев. Кроме этого, были использованы исследования Л.И.Тимофева, Я.Е.Эльцберга, Г.Н.Поспелова, В.П.Неустроева, Е.Хализева и др.
Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в том, что впервые в таджикской журналистской науке:
- произведена периодизация фронтовой печати времен Великой Отечественной войны;
- выявлены типологические особенности республиканской фронтовой печати периода 1941-1945 гг.;
- исследованы основные функции публицистических фронтовых изданий рассматриваемого периода;
- проведен анализ содержания текстов и выявлена основная тематика публицистики рассматриваемого периода;
- выявлены особенности использования жанров в зависимости от темы публикации;
- изучены типичные приемы, к которым прибегали писатели-публицисты и журналисты при создании произведений, посвященных военной тематике;
- раскрыта роль СМИ в морально-политическом воспитании народов, противостоящих германской агрессии, прослежен и освещён эволюционный процесс публицистики в жанрово-тематическом аспекте на разных этапах военного конфликта.
Основными источниками и материалами нашего исследования являются публицистические произведения С.Айни, А.Лахути, М.Турсунзаде, А.Дехоти, Х.Карима, С.Улугзаде, М.Миршакара и других писателей - публицистов периода Великой Отечественной войны, публицистические материалы периодической печати. Исследование обозначенных в диссертации проблем основано также на привлечении малоизвестного журналистского материала, очерков, заметок, политических стихотворений, корреспонденций, социальной лирики, фронтовых писем и воспоминаний.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют проследить поэтапное развитие таджикских СМИ в условиях социалистического режима, оценить их роль в процессе реализации социально-политических задач культурной революции 30-х годов; определить роль и место публицистики в творчестве таджикских прозаиков и поэтов во время ВОВ. Приоритетная теоретическая значимость исследования заключается во введении в научный оборот малоизученных материалов, касающихся жанрово-стилистических, тематических и идейно-художественных особенностей таджикской публицистики в период ВОВ.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования результатов работы в дальнейшем изучении истории и теории таджикской журналистики, в проведении исследований жанровых, идейных и тематических специфик таджикской публицистики 20 века с учётом новых научных положений. В практическом плане основные положения и выводы настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при изучении истории таджикской публицистики конкретного периода, а также жанрово-тематических особенностей публицистических произведений таджикских авторов. Материалы, основные теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий, методических указаний, программ; при чтении цикла лекций на факультетах филологии и журналистики, проведении спецкурсов и спецсеминаров, а также в дальнейших научных изысканиях по проблемам истории жанров журналистики и литературы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Создание СМИ обладало рядом позитивных особенностей, так как публикация литературных произведений на страницах периодической печати способствовала появлению новой современной формы творчества - советской таджикской публицистики.
2. Ориентированность писателей на пропаганду нового строя, порицание и критику прошлой жизни и негативных явлений современности является фундаментальной основой публицистики, оказавшейся наиболее подходящим и эффективным средством освещения комплекса противоречий и проблем нового общества. Поэтому творческая элита акцентировала своё внимание именно на этих проблемах, создавая произведения, соответствующие духу и специфике коммунистической эпохи.
3. Приход к власти большевиков, целенаправленное насаждение коммунистической идеологии и ведение классовой борьбы обусловили политизированность литературы: писатели и публицисты были вынуждены ориентировать своё творчество в соответствии с требованиями политики времени и неукоснительно следовать идейно - эстетическим установкам новой эпохи. С другой стороны, надо признать, что, хотя режим правления большевиков и имел все признаки диктатуры, тем не менее во всех аспектах социальной жизни партия активно способствовала развитию средств массовой информации, прессы, литературы и публицистики во всех братских республиках.
4. Таджикские писатели и публицисты старались внести достойный вклад в выполнение поставленных задач партии по очищению общества от чуждых антисоветских элементов и искоренению негативных социальных явлений. Особая роль на этом поприще принадлежала таким известным таджикским писателям и публицистам, как С.Айни, Б. Азизи, К.Бахлулзаде, Сухайли Джавхаризаде, Одилзаде, С.Ализаде, Ахмаджон Хамди и др.
5. Особенно ярко в предвоенные годы проявился талант основоположника таджикской советской литературы С.Айни, для которого было характерно мастерское, правдивое, точное отображение действительности со всеми недостатками и изъянами.
6. В предвоенные годы жанры и жанровые разновидности публицистики ещё не полностью сформировались, а некоторые из них только начинали использоваться в литературе и публицистике.
7. Такие жанры, как памфлет, эпиграмма, пародия, очерк, имели свои традиции в классической литературе, но они пока ещё не полностью отвечали жанровым требованиям и специфике публицистики в рамках современной советской литературы. А некоторые другие жанры, такие, как фельетон и реплика, вообще находились на стадии формирования и только начинали входить в круг интересов публицистики.
Хронологические рамки исследования. Рассмотрение вопросов таджикской публицистики в комплексном аспекте предусматривает также освещение периода, предшествующего Великой Отечественной войне, на протяжении которого закладывались основы таджикской советской публицистики и литературы. Исследование особенностей таджикской публицистики периода Великой Отечественной войны было бы неполным, если бы была обойдена вниманием таджикская предвоенная публицистика 30-х годов, - того периода, когда происходило зарождение таджикских средств массовой информации (СМИ), журналистики как новой отрасли знаний и культуры.
Апробация работы. Содержание диссертации изложено в форме научных докладов и сообщений на различных межвузовских, республиканских и международных научно-теоретических и научно-практических конференциях, в форме отдельных статей, опубликованных на страницах научных сборников и журналов, монографий и брошюр.
Диссертация обсуждена на расширенном совместном заседании кафедры печати и PR и кафедры истории и теории журналистики и электронных СМИ отделения журналистики филологического факультета Российско-Таджикского (славянского) университета (протокол № 4 от 9 ноября 2012 года).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, разбитых на разделы, заключения и списка использованной литературы.