Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Социально-философские основы футурологической публицистики в аспекте научного и публицистического творчества Д.БеллаДБжезинского, Тоффлера 13
1.1 Основные подходы к прогнозированию 14
1.2 Идеологический аспект прогнозирования иСМИ 21
1.3 Концепции постиндустриального развития 26
1.4 Показатели нового исторического состояния общества в зеркале научно-популярной литературы 30
1.5 Общность утопического мышления и футурологического прогноза 40
ГЛАВА 2. Футурологическая публицистика - развитие утопических традиций культуры 58
2.1 Утопия как одна из форм осмысления действительности и тенденций развития 61
2.2 Утопическая литературная традиция
и прогностические элементы в художественной литературе и публицистике...75
ГЛАВА 3. Писательская футурологическая публицистика. Эссе Станислава Лема 89
3.1 «Абсолютная пустота» и «Мнимая величина» циклы «псевдорецензий» и «псевдопредисловий» С. Лема: подходы к пониманию метода 89
3.2 Футурологическая проблематика в эссе С.Лема 98
3.2.1 Анализ тенденций развития культуры...99
3.2.2 Тема технологии в публицистике С.Лема 112
3.2.3 Публицистическое осмысление С.Лемом тенденций в искусстве будущего 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 141
СПИСОК СНОСОК 160
- Основные подходы к прогнозированию
- Утопия как одна из форм осмысления действительности и тенденций развития
- «Абсолютная пустота» и «Мнимая величина» циклы «псевдорецензий» и «псевдопредисловий» С. Лема: подходы к пониманию метода
Введение к работе
Актуальность исследования. Процессы глобальной интеграции, характерные для последних десятилетий XX века, декларируемый отход от политики и идеологии противостояния различных общественных систем, существенные трансформации в политической, экономической и культурной сферах, а также сопровождающие их социокультурные явления в настоящее время являются показателем того, что человечество в настоящее время переживает ключевой момент развития, находится на рубеже, за гранью которого новые широкие перспективы и возможности. Эта тенденция имеет глобальный характер, затрагивает большинство аспектов человеческой деятельности, и прежде всего трансформирует социокультурный пласт действительности. Существенную роль, которую в данном процессе играет информация, и прежде всего общественная информация, распространяемая по каналам СМИ, трудно переоценить.
Средства массовой коммуникации в данном аспекте представляют собой многомерный комплекс, поскольку, с одной стороны, их возможности воздействия на аудиторию находятся в непосредственной зависимости от технологических, а, следовательно, - социокультурных параметров цивилизации; с другой стороны характер и объем поставляемой ими информации, а кроме того, характер коммуникации оказывают несомненное влияние на развитие культуры.
Исследование феномена публицистического осмысления тенденций развития культуры и цивилизации, таким образом, позволяет осознать значительный пласт социокультурной действительности, поскольку в силу объективных причин затрагивает множество сфер общественной деятельности: науку, технологию, искусство, коммуникацию. Это чрезвычайно важно для осознания потенциала определенных направлений развития человечества.
Футурологическая публицистика, тексты, смысловым центром которых является размышление о будущем человеческого общества, охватывают большинство из названных выше сфер общественной жизни. Это характерно для исследуемых в работе статей, эссе и исследований ведущих западных прогнозистов, а также для писательской публицистики , изученной на примере циклов футурологических эссе Станислава Лема, рассматривающих тенденции развития, наполненных футурологической проблематикой. Прогностическая публицистика являет собой также ценнейший пример самоанализа культуры, путей ее дальнейшего движения, что крайне важно именно в эпоху кардинальных социокультурных трансформаций, когда особенно актуально стоит вопрос об осмысленном выборе альтернатив и приоритетов. Именно поэтому важно отметить, что философский характер публицистических текстов, изучающих будущее, являет собой существенную особенность изучаемого типа текстов.
Объектом настоящего исследования является публицистика с элементами прогностики на примере публицистических и научно-популярных текстов авторитетных западных публицистов и прогнозистов (Алвин Тоффлер, Дэниел Белл и др.) , а также на материале «писательской» футурологической публицистики, то есть циклов эссе Станислава Лема «Абсолютная пустота» и «Мнимая величина». Футурологические эссе, которые можно отнести к категории научно-популярных публицистических текстов , на наш взгляд, представляют значительный интерес для исследователя футурологической публицистики в силу того, что феномен публицистического прогнозирования на материале названных текстов раскрывается с необычной полнотой, что позволяет проанализировать его в сложном комплексе взаимосвязей и взаимозависимостей с иными сложными социокультурными факторами: наукой, искусством и т.д. Ценность представляет также образцы писательской публицистики ( футурологические эссе польского писателя Станислава Лема), которые дают возможность соотнести два типа публицистического размышления о будущем.
Предметом исследования является тематика, социокультурная проблематика, футурологический вектор публицистических текстов с элементами прогностики, представленных в данной работе научно-популярными публицистическими произведениями А.Тоффлера и Д.Белла, а также эссеистическими произведениями Станислава Лема, которые объединены в циклы «Абсолютная пустота» и «Мнимая величина». Изучается социокультурный контекст их функционирования, связанный с особенностями кардинальной смены подхода к пониманию необходимости прогностических исследований и неизбежности создания многочисленных футурологических концепций. Также в работе изучены особенности публицистического метода Станислава Лема, который доминировал при создании текстов, относимых к образцам футурологической публицистики.
Состояние научной разработки темы. В настоящее время в отечественной науке окончательно сложилось понимание того, что нынешняя эпоха "представляет собой сложное единство некоторых принципиально новых проблем и ситуаций, характерных для современного этапа всеобъемлющих глобальных трансформаций" (1)*. Это обстоятельство обусловливает повышенный интерес к осознанию комплекса тенденций развития культуры, а также подразумевает пересмотр сформировавшихся *Сноски и примечания см. в конце работы. ранее традиций оценки социокультурной динамики современности.
Современной наукой накоплен значительный потенциал в осмыслении феноменов развития культуры (2). Однако представляется необходимым отметить, что в силу известных причин в течение длительного времени в трудах большинства отечественных исследователей не признавался глобальный характер социокультурных трансформаций, происходящих в мире. Лишь в последние десятилетия настало время осмысления принципиального единства вектора социокультурных изменений , которые характеризуют процесс развития общества.
Вместе с тем, отечественные исследователи не могли не признать необходимости функционирования прогностических текстов на страницах СМИ. В теории отечественной журналистики наработаны подходы к рассмотрению феномена публицистического прогнозирования. В частности, в работах М.Т.Мезенцева и Р.Р.Талышинского намечены основные черты и функции прогноза в публицистике. Данные исследователи анализировали тексты отечественных СМИ 1970-80-х годов. Вместе с тем, нельзя согласиться со многими оценками и принципиальными подходами к изучению прогноза в СМИ, как в силу их явной идеологической окрашенности, так и по причине необходимости более полного изучения публицистического прогноза, по праву обратив особое внимание на зарубежную футурологическую публицистику, где в полном объеме наличествуют основные существенные параметры современного прогностического мышления. Такой существенный пробел в отечественной теории публицистического прогноза представляет возможность более полно рассмотреть предвидение в СМИ, обратившись к творчеству ведущих западных прогнозистов конца XX века (3).
Актуальность темы и состояние ее изученности определили цель и задачи, стоящие перед автором исследования.
Цель диссертации заключается в том, чтобы изучить на уровне современных знаний предпосылки становления, особенности зарождения и функционирования публицистики с элементами футурологии на примере циклов эссе Станислава Лема «Абсолютная пустота» и «Мнимая величина» в контексте основных тенденций развития культуры 1970 - 1990 гг.
Цель диссертации раскрывается в следующих задачах: изучить ключевые этапы развития футурологии как научной дисциплины, исследующей комплекс вопросов, связанных с будущим, в 1970-е - 1990-е гг., для осмысления адекватности идейно-проблемного комплекса текстов футурологической публицистики; исследовать научные подходы к решению основных проблем, связанных с прогнозированием и их связь с публицистическими подходами, а также выделить таким образом существенный проблемно-тематический комплекс, связанный с динамикой социокультурного развития; - обозначить непосредственную взаимосвязь научного и художественно- публицистического изучения будущего; - проанализировать существенные особенности, футурологическую проблематику циклов эссе Станислава Лема «Абсолютная пустота» и «Мнимая величина».
Структура диссертации и ее хронологические рамки определены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В соответствие с задачами диссертации, первая глава содержит анализ существенных футурологических теорий, разработанных ведущими зарубежными и отечественными исследователями в 1970-е - 1990-е гг., также выявляется комплекс важнейших факторов современности, оказывающих непосредственное воздействие на динамику и вектор социокультурных и экономико-технологических трансформаций, здесь же рассматривается информационная составляющая культуры и цивилизации как важнейший фактор изменений; неразрывно связанная с этим проблема эволюции теории массовой коммуникации и перспектив развития СМИ также исследована в первой главе диссертации. Вторая глава исследования посвящена осмыслению особенностей художественно-публицистических размышлений о будущем, которые являются сущностью многочисленных произведений литературы, объединенных утопическими жанрами; также здесь наличествует анализ феномена утопического творчества как особой деятельности в области «социального фантазирования». Третья глава содержит анализ футурологической проблематики, которая содержится в циклах эссе Станислава Лема «Абсолютная пустота» и «Мнимая величина». Здесь же кратко даны некоторые замечания, касающиеся публицистического метода Станислава Лема, который при осмыслении тенденций развития сочетает элементы общекультурного социально-утопического подхода к пониманию общественной динамики и научного футурологического подхода при анализе конкретного идейно-проблемного материала. Положения, выносимые на защиту: значение футурологической публицистики заключается в том, что она во многих случаях, упреждая современную ей научно-философскую мысль, предвосхищает многие социокультурные разработки, обращая внимание на проблемы отвественности личности за глобальные процессы; достоинство футурологической публицистики заключается в том, что она формулирует идеи, существующие в обществе неявно, тем самым позволяя обществу расширить границы познания мира; футурологическая публицистика помогает осуществить прорыв «нереального» в реальный мир, то есть воплотить в реальности черты утопического идеала.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые исследуется группа публицистических текстов авторитетных западных авторов, объединенных проблематикой будущего развития цивилизации. Впервые проанализированы особенности западной научно-популярной и писательской футурологической публицистики на примере публицистических и научно-популярных работ А.Тоффлера и Д.Белла. Кроме того, впервые изучены циклы эссе С.Лема, насыщенных футурологической проблематикой. В данной работе анализируется специфика идейно-проблемного комплекса футурологических эссе Станислава Лема, объединенных в циклы "Абсолютная пустота" и "Мнимая величина". Этот обширный материал впервые вводится нами в научный оборот, анализируется с историко-культурной точки зрения, изучаются специфические особенности публицистических текстов, насыщенных прогностической проблематикой, кроме того, становление этой разновидности жанра эссе в работе рассматривается в контексте развития футурологических идей XX века.
Методологической базой и методической основой исследования служат труды отечественных теоретиков журналистики С.М.Гуревича, Е.П.Прохорова, В.В.Ученовой, М.И.Черепахова, С.Г.Корконосенко, исследовавших сложный комплекс взаимосвязей между сферами науки, искусства и публицистики, что чрезвычайно важно при соотнесении публицистического прогностического творчества с футурологией (научным прогнозированием) и литературной утопией, которая, находясь в поле тяготения искусства, имеет непосредственное отношение к прогнозированию, поскольку осмысливает идеал и пути его достижения. Особое значение для данного исследования имели труды Л.М.Земляновой, обобщившей мировой опыт исследований в области коммуникативистики, а также изучившей ряд новейших феноменов, проливающих свет на перспективы развития сферы коммуникации в свете непрерывных социокультурных трансформаций. Особо следует указать на работы М.Т.Мезенцева и Р.Р.Талышинского, впервые в отечественной теории наметивших подходы к исследованию феномена прогнозирования в средствах массовой коммуникации. В их исследованиях, посвященных публицистическому прогнозу, изучается большой массив отечественной периодики с точки зрения становления, развития и перспектив прогноза в СМИ. М.Т.Мезенцев указывает на некоторые практические аспекты прогностической деятельности современных средств массовой информации, связывает их с повседневной деятельностью редакций СМИ. (4). Особое внимание в контексте проблематики данной диссертации имели работы российских ученых в области исследования различных аспектов прогнозирования, в частности, труды Э.А.Араб-Оглы и Г.Х.Шахназарова (научный и технологический аспекты; академик Г.Х.Шахназаров является также автором нескольких научно-фантастических романов), И.В.Бестужева-Лады (экологический), П.С.Гуревича и В.М.Лейбина (социально-философский аспект), А.И.Ракитова (информационный аспект; особо следует указать на пристальный интерес А.И.Ракитова к динамике развития информационной сферы современного российского общества как составляющей глобальной информационной сферы (5), труды исследователей культуры Ю.В.Борева, Ю.М.Лотмана, Я.Н.Засурского, осмысливших ряд важнейших явлений социокультурного плана, а также проанализировавших соотношение "традиционной" и "массовой" составляющих культуры (6), обобщивших мировой опыт в области исследования проблем развития и трансформации социокультурного аспекта цивилизации.
Особенности изучаемого материала, необходимость его рассмотрения на современном теоретическом уровне обусловили применение историко-культурологического метода анализа, базирующегося на принципах системности и историзма. Сущность данного метода исследования заключается в выделении глубинных фундаментальных факторов социально-исторических изменений и соответствующих им социокультурных сдвигов, которые вторичны по своей природе.
Кроме того, в диссертации используются общенаучные методы: функциональный, структурный, метод анализа и синтеза результатов.
Эмпирическую базу исследования составляют тексты научно-популярных и публицистических произведений ведущих современных западных футурологов ( А.Тоффлер, Д.Белл и др.), опубликованные в обозначенный период, а также циклы эссе Станислава Лема "Абсолютная пустота" и "Мнимая величина" (включают по 16 и 6 эссе соответственно), впервые опубликованные в России в полном объеме в 1995 году.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в выступлениях и тезисах докладов на межвузовских научно-практических конференциях в Московском, Санкт-Петербургском и Воронежском государственных университетах, а также в научном журнале Воронежского университета "Акценты: новое в массовой коммуникации" (7).
Теоретическая значимость работы определяется тем, что осуществленное в ней исследование футурологических публицистических текстов, а также циклов футурологических эссе не только способствует осмыслению неизученных и недостаточно изученных тенденций в современном публицистическом творчестве, но и предоставляет возможность соотнести функционирование публицистического текста с конкретным социокультурным контекстом.
Практическая ценность диссертации заключается в том, что использованные в ней подходы могут быть применены для изучения социокультурных аспектов публицистического творчества, а выводы и материалы, полученные в ходе исследования, могут быть включены в лекционные курсы по теории и истории мировой публицистики.
Основные подходы к прогнозированию
Основные подходы к прогнозированию. Глубокие потрясения, которые постигли западное общество во 2-й половине XX века - экономические кризисы, экологические бедствия, войны, студенческие волнения и расовые беспорядки, валютные кризисы и политические убийства, террористические акты, СПИД - заставили мировое сообщество заняться проблемой предотвращения подобных кризисов в будущем, то есть на практике привели к систематическому исследованию динамики общественного развития в плане прогнозирования последствий некоторых важнейших тенденций сегодняшнего дня. Это привело в 60-е годы к значительному сближению футурологии и социологии.
Именно в этот период берет свое начало глобалистика, то есть масштабный подход к прогнозированию. Как представляется, становление глобалистики является закономерным результатом усложнения взаимосвязей между различными государствами, странами, регионами, с одной стороны, и использованием методов моделирования сложных систем в различных областях социально-экономической, военно-политической деятельности, с другой стороны.
Процесс становления глобалистики тесно связан с развитием системного анализа и других методов моделирования, которые, хотя и применялись уже в послевоенный период при решении сложных проблем странового и регионального характера, именно в начале 60-х годов нашли широкое применение для изучения процессов, протекающих на глобальном уровне.
1960-е годы, начальный период развития прогностики, в настоящее время считают временем «технологического детерминизма». Под этим понимают прямую зависимость основных показателей общества (уровня жизни, культуры и так далее.) от степени развития технологии: «с бурным развитием науки и техники, с техническим перевооружением капиталистического производства ... Теоретики все чаще стали обращать внимание на раскрытие социального смысла и содержания науки, техники, технологии» (2). В исследованиях западных авторов (Д.Белла, Х.Саймонса и др.) достижения в области автоматизации, кибернетики и энергетики трактуются как важнейшая предпосылка не только приближения общества «всеобщего благосостояния», но, в частности, и разрешения социальных конфликтов. Таким образом, технологические достижения, нынешние и будущие, возведены в ранг единственной движущей силы развития цивилизации. Данную теорию дополняет доктрина конвергенции основных показателей двух ведущих общественных систем: «социалистической» и «капиталистической». В принципе, одним из первых неожиданную идею об интегрированном обществе будущего, синтезирующем лучшие стороны обеих общественных моделей высказал П.Сорокин в работе «Россия и Америка» в начале 40-х годов. Однако позднее эта идея органично вписалась в парадигму «технологического детерминизма», и была неоднократно воспроизведена многими ведущими социологами (3).
Утопия как одна из форм осмысления действительности и тенденций развития
Понятие утопии в историко-философской литературе зачастую противоречиво. По справедливому замечанию Э.Я.Баталова «основная причина разнобоя в трактовке понятия «утопия» заключается в том, что его анализ ведется с различных позиций и на основе различных методологий. Одни исследователи сосредоточивают внимание на генетических особенностях утопии и выводят сущность последней из ее происхождения; другие (они составляют большинство) определяют утопию исходя из ее социальных функций, которые опять-таки трактуются далеко не однозначно; третьи рассматривают утопию, отталкиваясь от ее структурных особенностей и формальных признаков. В итоге в современной социологии и философии отсутствует общепризнанная концепция утопии, а ее генезис, структура и функции по-прежнему остаются предметом разногласий и дискуссий» (6). Американский историк Л.Мэмфорд также полагает, что всякие попытки дать законченное определение понятия утопии лишены смысла и бесплодны, ибо утопия вовсе не является чем-то строго очерченным, что можно точно определить и изучить (7). Представляется, что в аспекте нашего исследования необходимо иметь в виду следующие сущностные черты утопии: философский подход к осмыслению феноменов социальной действительности; идеологизация, то есть ценностное восприятие бытия, что напрямую связано с представлением об идеале; историчность как понимание нетождественности наличного сущего и идеальной модели, а также необходимости движения от первого ко второму.
Возможно, это связано с тем, что в своем историческом развитии утопия проделала длительную эволюцию. Представления о наилучшем устройстве государства возникли задолго до выхода в свет книги Т.Мора: в фольклоре всех народов широко распространялась тема идеального государства. Альберто Петруччани в книге «Вымысел и поучение» (1983 г.) прямо указывает на то, что «никоим образом не следует считать Томаса Мора родоначальником сложившегося жанра; скорее всего «Утопия» (известная также и по сокращенным изданиям только ее второй части) была архетипом, открытым изменениям , последующее закрепление и узаконивание которого сопровождалось постепенной утратой отдельных элементов или перегруппировкой их в рамках целостной структуры текста» (8). Позднее утопические образы воображаемого общества получили воплощение в самых различных философских, социологических, экономических и политических трудах, в программах общественного переустройства, в социально-прогностических трактатах, а также в литературно-художественных произведениях. Таким образом, с самого начала и на протяжении всей истории развития утопия была представлена множеством форм и направлений. Наработана значительная понятийная дифференциация, позволяющая отделить утопию от того, что ею не является (9). Вводится разграничение утопического сознания от утопии в собственном смысле слова, а также определяются понятия позитивной и негативной утопии, антиутопии, дистопии и т.д. Зарубежные исследователи дают достаточно оригинальные противопоставления утопии и мифа (Ж.Сорель), утопии и идеологии (К.Мангейм). Существует точка зрения, согласно которой «понятие "утопия"» не может быть определено, по крайней мере, на современном уровне познания, на основе уже сложившегося понятийного аппарата, с каким-то одним понятием, требуется целая система таких соотнесений» (10). Сторонники данной точки зрения предлагают в качестве исходного соотнесение понятий «утопия» и «действительность».
«Абсолютная пустота» и «Мнимая величина» циклы «псевдорецензий» и «псевдопредисловий» С. Лема: подходы к пониманию метода
Станислав Лем - уникальное явление в культуре XX века. Популярнейший писатель, социолог, философ; сказочник и одновременно - ученый с математическим складом мышления. Автор фантастической прозы и дотошный прогнозист, аналитик, Станислав Лем одним из первых предсказал широчайшее распространение компьютерной техники, ее вторжение в жизнь современного человека, ее неисчерпаемый потенциал. По сути он предвидел «кибернетическую революцию», один из поворотных моментов в развитии человеческой цивилизации. Уже только это ставит Станислава Лема в один ряд с выдающимися мыслителями нашего времени.
Творчество Станислава Лема связано с огромным пластом мировой культуры, с трудами философов, социологов, светил точных наук, с современной инженерией и литературой. Именно поэтому в его книгах читатель находит широчайшую культурологическую перспективу, и одновременно это делает Лема автором, чрезвычайно сложным для исследования, автором многогранным, неоднозначным. Его логика парадоксальна, его аргументация эмоциональна, его выводы неожиданны, и подчас спорны - и благодаря этому художественные, публицистические и философские тексты Лема десятилетиями остаются в центре внимания читательской аудитории. И несмотря на это для отечественного исследователя литературного и публицистического процесса современности творчество Станислава Лема во многом остается загадкой. Писателю и его творчеству посвящен ряд журнальных статей, например, интересная статья Дмитрия Бака «Биография непрожитого, или Хроника "жестоких чудес"». Эссе Станислава Лема, созданные в начале 1970-х годов, до 1995 года публиковались разрозненно, с нарушением логики авторского циклического членения.
Предметом нашего дальнейшего рассмотрения станут циклы эссе «Абсолютная пустота» и «Мнимая величина». Особенность этих публицистических текстов - в необычной авторской позиции. Эссе созданы в жанре «предисловий к ненаписанным книгам» и «рецензий на ненаписанные книги». Об особенностях эссе как жанра, о специфической связи этой разновидности публицистических текстов с литературно-критической деятельностью по сей день продолжается дискуссия, однако дальнейшее исследование этой проблемы, хотя и представляется достаточно плодотворным, все же не входит непосредственно в задачи нашей работы . Вместе с тем, необходимо согласиться с современными исследователями в том, что «парадигматический характер эссеистического мышления придает эссе особый статус среди жанров публицистики: эссе - это жанр поиска, ставящего под сомнение всю систему сложившихся норм и правил, поиска метафизической истины через тотальное отрицание не-истины» (1). В аспекте футурологического творчества С. Лема его эссе представляют достаточно богатый материал для исследователя, во-первых, в силу того, что прогностическая направленность была основной задачей, которая доминировала при создании этих текстов. Вот как пишет о своих циклах Лем в автобиографии «Моя жизнь» : «Я как бы окружаю себя литературой будущего, литературой иного мира, иной цивилизации. Литературой, которая представляет собой его продукт, его отражение и отображение. Словом, я пишу для себя самого краткие изложения или опять-таки «критические рецензии» на социологические трактаты, естественнонаучные труды, технические пособия, описываю технологические нововведения, которые придут на смену самой литературе после того, как она окончательно отомрет (как телевидение в конце концов заменило «биоскоп» Люмьера, а стереовидение, наверное, заменит нынешнее телевидение)» (2).