Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

СМИ Республики Чад на современном этапе : особенности функционирования, проблемы, перспективы Адум Чере

СМИ Республики Чад на современном этапе : особенности функционирования, проблемы, перспективы
<
СМИ Республики Чад на современном этапе : особенности функционирования, проблемы, перспективы СМИ Республики Чад на современном этапе : особенности функционирования, проблемы, перспективы СМИ Республики Чад на современном этапе : особенности функционирования, проблемы, перспективы СМИ Республики Чад на современном этапе : особенности функционирования, проблемы, перспективы СМИ Республики Чад на современном этапе : особенности функционирования, проблемы, перспективы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Адум Чере. СМИ Республики Чад на современном этапе : особенности функционирования, проблемы, перспективы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Адум Чере; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2011.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/38

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Геополитические особенности республики чад и их влияние на условия развития СМИ 15

1.1. Этноязыковая и географическая характеристика Чада 15

1.2. Чад в доколониальный период 27

1.3. Колониальный период Чада 33

1.4. Период независимости Чада 42

1.5. Чад в международных отношениях ;..55

Выводы главы 1 61

Глава 2. Особенности развития и функционирования прессы чада 63

2.1. Пресса Чада в контексте многоязычной и поликультурной страны 63

2.2. Пресса Чада периода колониального господства Франции 68

2.3. Пресса и журналистика в независимой Республике Чад 77

2.4. Особенности функционирования современной прессы Чада: периодические издания и их взаимоотношенияс государством и законодательством 86

2.5. Влияние Запада на прессу Чада: демократизация или информационный неоколониализм? 97

Выводы главы 2 108

Глава 3. Аудиовизуальные сми чада: проблемы и перспективы 109

3.1. Общие характеристики аудиовизуальной среды Африки и Чада 109

3.2. История радиовещания во франкоязычной Африке и в Чаде 113

3.3. Особенности функционирования телевидения и кинематографа в Чаде и перспективы его развития 135

Выводы главы 3 142

Заключение 145

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего насущной потребностью для средства массовой информации Чада осмысления пути, пройденного ими более, чем за пятьдесят лет независимости, их роли и места в обществе. Возникшие в сложных внутри- и внешнеполитических условиях, осуществляющие свою деятельность на фоне противоречий, как типичных для всех освободившихся африканских государств, так и специфичных для данной страны, СМИ Чада должны отвечать требованиям современного общества.

Изучение средств массовой информации Республики Чад также, на наш взгляд, необходимо для формирующейся образованной социальной группы населения, чьи интересы связаны с устойчивым экономическим, политическим и социально-культурным развитием страны. Формирующийся в течение последних двух десятилетий политический дискурс вызывает положительный отклик в среде образованной молодежи, других социальных слоев городского и сельского населения. В связи с этим следует исследовать роль и место средств массовой информации Чада в исторической ретроспективе, в современных условиях, а также наметить их историческую перспективу.

Политическое руководство Чада, взявшее курс на стабилизацию и демократизацию политической и общественной жизни, также заинтересовано в изучении роли и места средств массовой информации страны с целью выработки эффективной политики в области информации.

Степень разработанности проблемы. Средства массовой информации Чада не становились предметом специального исследования западных, африканских и российских авторов. Вместе с тем проблемы развития системы средств массовой информации Африки затрагиваются в ряде трудов общеполитического и общеисторического характера, в разные годы опубликованные африканскими исследователями, международными организациями, в странах Запада, в СССР и России. Среди африканских работ, прежде всего, следует упомянуть У.С. Уче, М. Трабера, Ф. Ньямнджо, С.Л. Джеймса освещающие вопросы профессионализма, проблемы и перспективы развития африканских СМИ. Среди трудов ученых-африканцев, вышедших на Западе, необходимо отметить работу шейха А. Диопа «Культурное единство черной Африки», а также монографию А.Ж. Тюдеска «Африканские страницы. Исследование прессы Африки к югу от Сахары».

В западных научных центрах среди обилия работ на африканскую тематику практически отсутствуют специальные труды по СМИ Чада. При этом отметим работы М.-С. Фрер, Т. Лемуана, Т. Перре, Р. Баутенхауса, К. Рюэлль, Д, Зиглера, М. Асанте, посвященные либо СМИ в общеафриканском контексте, либо отдельным каналам африканских СМИ.

Специальных исследований по СМИ Чада нет и в советской и российской африканистике. Однако автор опирается на труды СМ. Виноградовой, Т.Ю. Лебедевой, А.Х-Г. Ибрагимова, В.Н. Шилова, ГЛ. Пашкова и В.В. Сбруева, Е.Г. Коренчука, которые определили наш научный подход и методологию

диссертации.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение особенностей функционирования средств массовой информации Республики Чад на протяжении периода независимости, определение перспектив их развития.

Для достижения сформулированной цели ставятся следующие задачи:

  1. Охарактеризовать исторические, экономические, социально-политические условия современного Чада.

  2. Выявить своеобразие этнолингвистической ситуации в стране, показать ее влияние на условия формирования и развитие средств массовой информации.

З.Дать периодизацию истории средств массовой информации Чада, подвергнуть анализу составные элементы системы СМИ во взаимосвязи с проблемами становления государственности и зарождения демократических институтов общества.

4. Наметить перспективы развития средств массовой информации Республики Чад.

Объектом исследования служат средства массовой информации Республики Чад.

Предметом исследования СМИ периода колониальной зависимости страны от Франции, а также различные этапы средств массовой информации Республики Чад периода независимости.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды российских, африканских и ряда западных африканистов, специалистов в области средств массовой информации по избранной тематике, справочные материалы, правительственные источники, а также документы и материалы международных организаций.

Задачи диссертационного исследования решаются на материалах современной периодической печати Чада, африканских и мировых научных периодических изданий, имеющихся чадских интернет-источниках.

Основными методами исследования являются описательный, сопоставительный, логический, контекстологический, некоторые приемы классификации содержательных характеристик текста. Общий подход к исследованию - индуктивно-дедуктивный (т.е. от анализа конкретных материалов к обобщениям).

Научная новизна диссертации состоит в систематизации имеющейся научной информации знаний по истории и современному состоянию средств массовой информации Чада, их периодизации, рассмотрению динамики их развития в этнолингвистическом и общеисторическом контексте.

Наиболее важные научные результаты, полученные автором:

  1. изучены исторические, этнолингвистические и общественно-политические условия возникновения и развития средств массовой информации Чада;

  2. исследованы особенности функционирования прессы Чада; 3) рассмотрено развитие радиовещания, телевидения и кинематографа современного Чада в его

взаимосвязи с общественно-политической ситуацией и традиционными способами коммуникации.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно призвано внести вклад в изучение особенностей функционирования, роли и места средств массовой информации в чадском обществе.

Практическое применение. Результаты диссертационного исследования, а также собранный материал могут заложить традицию исследовательской журналистики Чада, стать основой для разработки учебных пособий для высших учебных заведений Чада, использоваться в практической деятельности чадских журналистов. Данное исследование может также стать подспорьем при разработке лекционных и практических курсов российских университетов по специальности «международная журналистика», использоваться в профессиональной деятельности российских журналистов-международников.

На защиту выносятся следующие положения.

1.В силу своего географического положения, полиэтнического и поликонфессионалыюго состава населения, тяжелых последствий колониального периода в Чаде сложились объективно трудные условия для развития национальных СМИ после достижения независимости.

2. Политические силы, которые пришли к власти после достижения независимости в 1960 г. на протяжении первого тридцатилетия независимости, не были способны выработать курс на устойчивое экономическое и политическое развитие, при котором средства массовой информации обрели бы присущие им роль и функции. Начиная с 1990 г. в Чаде наметилась тенденция к стабилизации и демократизации государства, что, в свою очередь, начало влиять положительно на условия функционирования СМИ.

З.С конца 1980-х гг. по настоящее время оживляется деятельность государственных и частных СМИ Чада. Пресса распространяется на ряд регионов страны, появляются новые радиостанции, возникает телевидение.

4. Для СМИ Чада характерна зависимость от французских и других мировых СМИ экономически и ментально. Перед национальными СМИ стоит задача: выработать национальную модель прессы, радиовещания, телевидения, сетевых СМИ с целью завоевания доверия аудитории, ведения общенационального диалога, укоренения демократических институтов общества.

Апробация работы. Данная диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук выполнена в русле проблем, обозначенном планом научно-исследовательской работы кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов. Исследование составило часть теоретического материала, использованного в ходе лекций и семинаров по истории зарубежкой журналистики, прочитанных и проведенных автором. По теме диссертационного исследования опубликованы 3 статьи, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК, - 1 статья.

Структура и объем диссертации определяются логикой проведенного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. В заключении подводятся основные итоги и формулируются общие выводы.

Колониальный период Чада

Но чадцы - настойчивый народ, который был вынужден приспособиться ко всем тяготам и неожиданностям жизни в условиях постоянной угрозы войны и военных действий. Одним из парадоксов военного времени является возможность для беженцев-эмигрантов, вернувшихся на родину, получить доступ к иностранной гуманитарной помощи, как материальной, так и в сфере образования".

Традиционно консервативное (патриархальное) чадское общество также стало сильно меняться в положительном направлении: из-за того, что многие мужчины стали беженцами или солдатами и не были в состоянии содержать дом, роль кормильцев взяли на себя женщины. Если раньше их деятельность ограничивалась домашним хозяйством, то в новых условиях им пришлось зарабатывать деньги, так или иначе, включаясь в трудовую деятельность и общественную жизнь. Новые функции способствовали повышению уровня личной свободы женщин, и даже после того, как их мужчины вернулись, многие женщины отказались возвращаться к прежнему порядку вещей3.

Подробный анализ этнического разнообразия Чада, его традиций и культур составил бы серьезный научный труд, выходящий за рамки этой работы, поэтому в дальнейшем мы остановимся только на тех этнических группах, которые играют самую важную роль в сегодняшней ситуации в Чаде и в его средствах массовой информации.1

На севере Республики Чад находится Сахара — одно из самых сложных мест для выживания в мире. Но и в этой пустынной среде люди нашли себе место: это кочевники из связанных с берберами племен тубу («Люди камней»). Тубу разделяются на две группы: теда, живущие в горах Тибести, и даза (gora-пе), в горах Борку и Эннеди . По данным 1981 г., тубу составляли 18% населения Чада . На сегодняшний день более точные данные недоступны, так как длительные войны в стране препятствуют переписи, даже если бы держащиеся обособленно тубу захотели в ней участвовать.

Точное происхождение тубу неизвестно, но, опираясь на археологические находки, исследователи утверждают, что в районе Тибести люди жили беспрерывно в течение 8000 лет. Восемь тысяч лет назад климат сегодняшней пустыни был значительно благоприятнее, и жители этих земель занимались скотоводством и охотой. На сегодняшних песчаных пустынных территориях некогда обитали слоны, носороги, львы и множество других животных, которые в сегодняшних условиях Сахары существовать не могут. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки, найденные в пещерах Тибести (а также Атласа). Помимо чаще всего встречающихся изображений животных на рисунках видны местные жители и даже пришельцы из соседних стран: египтяне, ливийцы, а также греки . Уточнить этнические связи тубу сложно, так как они в силу своей традиционной подчеркнутой обособленности крайне неохотно идут на контакты с чужестранцами. При этом тубу удалось сохранить часть древней, живой Сахары в долинах и оазисах Тибести. Там до сегодняшнего дня разводят скот, порода которого очень похожа на ту, что изображена на наскальных рисунках2.

Тубу являются смесью рас - черной и белой. Черты лица их не негритянские, волосы прямые, а тело смуглое, что больше напоминает изображения древних египтян. Но их язык — арабский, а вероисповедание — ислам. Кроме того, еще с доколониальных времен тубу тесно связаны с мусульманским орденом Сенусийя, к которому принадлежали ливийские монархи в XX в.3.

Но откуда бы ни пришли тубу, именно они всегда контролировали Сахару и собирали дань с караванов, которые с юга на север перевозили драгоценные камни, добытые на копях южного Чада., а также совершали,набеги на соседей: Веками обживая труднодоступные пустынные горные районы, тубу легко укрывались от преследователей в безжизненных на первый взгляд уголках своего сурового края. Такой образ жизни выработал у тубу сильные военные традиции и независимое поведение, существующие до сегодняшнего дня.

О стойкости этих кочевников рассказывает французский офицер, капитан Бейиф (Captain Baillif1). Так, в ходе нападения на городок Аир в 1912 г. из отряда тубу выжил лишь один воин. Этот единственный выживший в сражении боец вернулся домой пешком, пройдя более 1000 км, питаясь сырым мясом козы, убитой им по дороге, и водой, собранной в ее кожу .

Для правительства Чада фанатически независимые, не признающие никакой власти над собой тубу всегда представляли собой проблему. Даже французам долгое время не удавалось сколько-нибудь подчинить кочевников, и только в 20-х гг. XX в. они смогли установить номинальную власть, которая заключалась в том, что тубу согласились не нападать на караваны и соблюдать элементарные законы, а французская администрация взамен- на это не вмешивалась в их дела

Необходимо упомянуть об одном племени, тесно связанном с тубу -загава (zaghawa). Они тоже принадлежат к берберам, но у них есть и значительная часть негритянской крови. Их территории располагаются на юго-восток от гор Эннеди (смотри карту в Приложении 1). В Чаде проживает около 130 000 загава, в Судане еще около 200 0004. Более привязанные к земле, чем тубу, эти полукочевники занимаются земледелием, скотоводством и торговлей

Чад в международных отношениях

В колониальный период обучение французскому было весьма ограничено из-за отсутствия школ и социального неравенства, но положение местных языков было еще сложнее, так как колониальная власть не поддерживала обучения на местных языках1.

К сожалению, независимость не принесла в этом смысле сколько-нибудь значительных перемен. Обучение на местных языках не получило распространения, и, по данным UNESCO на 2004 г.", в Чаде предпринимаются только первые попытки ввести местные языки в школах на начальном этапе обучения. Но даже такие попытки в Чаде являются прогрессивными по сравнению с некоторыми другими странами Африки, где не предпринимается даже минимальных усилий в этом направлении, а между тем, именно -этот путь ведет к эмансипации африканских языков.

Как пишет нигерийский автор Айо Бамгбозе, только обучение на родном языке способно охватить широкие массы африканского населения и придать знаниям практический характер, который позволит найти им применение не только в сфере образования и государственных структур, но и вне их . Мы полностью поддерживаем такой подход и считаем его необходимым для самостоятельного развития континента, возможного лишь в случае активизации большинства населения и включения как можно большего количества жителей в общегосударственный, а затем и всемирный дискурс.

В этой связи нигерийская исследовательница Сибил Л. Джеймс, говоря о прессе и СМИ в целом, отмечает, что для равномерного развития африканской журналистики необходима программа изучения местных языков, а подтверждение знания хотя бы одного местного языка должно быть необходимом условием для получения диплома журналиста1. Это предложение тем более верно, что главное орудие работы журналиста — язык и коммуникативные способности. Без необходимой подготовки журналисты не смогут преодолеть языковой барьер, а значит, не смогут собрать объективные данные, представить спектр мнений всего населения многоязычного Чада.

Задача развития местных языков Африки до такого уровня, который обеспечит им равноправное участие в глобальном дискурсе (а часто и существование — многие из языков Чада находятся на грани исчезновения) настолько сложная, длительная и трудоемкая, что для ее решения Чад, несомненно, будет нуждаться в помощи международного сообщества.

С пришествием французской колониальной администрации техническое развитие Чада ускорилось. Но не все возможности этого цивилизационного скачка были использованы. Дело в том, что из-за географических и климатических условий Чад как был, так и остается до сегодняшнего дня территорией очень сложной для управления и развития. Кроме того, французская метрополия была в основном заинтересована в односторонней эксплуатации страны и ее жителей — страны, в которой до колониальных времен традиция прессы отсутствовала полностью1.

Особый характер прессы в Чаде до независимости 1960 г. основывался на колониальной политике, которая была сосредоточена на развитии узкого круга элиты, говорящей по-французски и воспринимающей французскую культуру. Пресса была предназначена для чиновников администрации, представителей торговых компаний и других европейцев, которые работали в Чаде, а также для ассимилировавшихся африканцев". Таким образом, чадская пресса изначально не основывалась на местных традициях и не защищала интересов большинства граждан. Она сводилась в основном к пропагандистскому представлению информации, в котором если и отражались африканские события, то были освещены с точки зрения европейцев.

Печатные издания на других языках (не на французском) не поддерживались. В этом смысле ситуация в Чаде немногим- отличалась от ситуации в других французских колониях, где власти активно сопротивлялись развитию местной-прессы, предпочитая ей прессу метрополии. Если издания на местных языках и появлялись, то встречали на своем пути запреты, как это, например, имело место в Тунисе, где вплоть до самой независимости 1956 г. арабская пресса подвергалась ограничениям .

Такая политика ассимиляции была одним из главных инструментов колониальных стран, ведущих к разрушению культурного слоя молодых становящихся государств. Пресса не способствовала развитию общества, а была внедрена как часть имперской махины и выполняла функцию пропагандистского рупора.

На территории всех бывших французских колоний пресса моложе ста лет. Для сравнения, возраст самых первых газетных публикаций в соседних британских колониях — почти 180 лет . Такая сильная традиция СМИ в этих обществах дает им мощную базу, которой не хватает в Чаде, где пресса была только колониальной, «импортной», и локальная преемственность не развивалась.

Отсутствие традиции прессы в Чаде связано таюке с географической изоляцией, из-за чего до- и не-колониальные (торговые, миссионерские, военные и др.) контакты с европейцами были очень редки (даже путешественники в Чад почти не попадали, за исключением одного случая, когда немецкий путешественник Густав Нахтигаль попал в султанат Вадай в 1873 г."). Даже миссионеры, которые в других странах Африки создавали религиозную прессу (которая больше ориентировалась на местного читателя и даже иногда издавалась на местных языках), в Чаде практически не появлялись.

Причиной внутрикультурной изоляции в колониальный период являлась элитарная модель прессы (и культурной жизни в целом), где и адресант (журналист) и адресат (читатель) культурного сообщения находились в одном и том же контексте французскоязычной элиты, которая игнорировала местную традицию и культуру . Те, кто был лишен возможности участвовать в официальном культурном процессе (в основном из-за недостатка образования), были ограничены рамками традиционных видов устной коммуникации и культуры, где новые технологии не находят применения.

Для более точного понимания влияния колониального прошлого на развитие стран Африки необходимо учитывать, что любое техническое заимствование предполагает также и заимствование культурное. Помимо прогресса общечеловеческой и технической мысли, такое заимствование опосредованно и подсознательно влияет и на самого человека, так как определенная технология создается в определенной культуре, и для понимания и усвоения ее необходимо усвоить и саму культуру". Поэтому нельзя забывать, что колониальные СМИ оказывали на своих адресатов влияние не только своим содержанием, но и самим фактом их существования в контексте колонизаторов как власти, как дарящих - даже большой ценой — новый, лучший мир. Как сказал Маршал Маклюэн, «The medium is the message («посланник есть послание»)3.

Пресса Чада периода колониального господства Франции

С концом колониальной эпохи в Африке влияние бывших метрополий не прекратилось полностью, а лишь приобрело новые, скрытые и косвенные формы. Так, одним из проявлений такого влияния была подготовка к передаче власти, при которой колонизаторы во многом воспитали мелкую буржуазию, в руки которой затем перешла страна и ее основные структуры, в том числе СМИ . Таким образом, бывшим метрополиям удалось сохранить хотя бы частичный контроль над политикой и обществом молодых стран.

Соотношение сил в новой ситуации изменилось, так как помимо бывших колонизаторов на Африку обратили свое внимание и другие крупнейшие державы: США и Япония стали соперничать с Англией, Францией, Испанией и Португалией1. В последнее время все большее влияние в регионе оказывает также Китай. Однако политическая борьба происходит вне поля зрения обычных граждан, так как финансовая экспансия и эксплуатация, оправдывающиеся идеологией неолиберализма, ведутся через гигантские международные корпорации ".

Пресса и другие СМИ, которые могли бы показать африканцам настоящее положение вещей, стали одним из ключевых инструментов неоколониализма, который при их помощи маскирует свои действия. Эта стратегия касается различных уровней СМИ. Основная проблема заключается в том, что в большинстве стран Африки до сих пор не была проведена полная деколонизация СМИ, которые продолжают поддерживать герметичную (ориентированную на элиту) модель средств массовой коммуникации3.

Под предлогом помощи молодым демократиям метрополии запустили программы по поддержке близкого им мировоззрения и« ценностей в африканской прессе. Особенно значимыми в этой связи оказались все образовательные программы для специалистов по печати, теле- и радиовещанию, а также программы технического оснащения, опять же оборачивающиеся зависимостью бедных и слабо развитых стран от Запада4.

В таких условиях создать инфраструктуру для независимых СМИ в Африке невозможно, хотя в случае прессы, как технически наименее сложного вида СМИ, эта проблема более разрешима. Но здесь возникает еще и третья сила, а именно Всемирный банк и Международный валютный фонд, которые вынудили молодые государства утвердить программы резкой структурной перестройки, в результате которых роль государства должна уменьшиться, а роль свободного рынка возрасти. Предполагается, что в итоге экономика сама обеспечит равновесие. Однако, как показывает опыт, подобные действия уже неоднократно лишь усугубляли ситуацию в нестабильных странах1. В обществах, не привыкших функционировать в условиях неолиберализма и незнакомых со многими опасностями этой экономической парадигмы, существует реальная угроза повторной потери независимости и контроля над государственными, народными благами. Поэтому в Чаде, как и во многих других африканских странах, есть серьезная опасность того, что свободная пресса и печать могут оказаться полностью подвластны международным корпорациям2.

Еще одно современное явление, связанное с неоколониализмом, это так называемый «афропессимизм» . Так можно определить актуальную тенденцию в западных СМИ, которые освещают почти исключительно негативные события в Африке и тем самым создают отрицательный образ континента в глазах мирового сообщества. Из-за этого создается впечатление, что у Африки нет будущего, а африканским СМИ очень сложно изменить эту картину и создать положительный имидж своих стран . Этот фактор вдвойне важен, так как материалы из западных СМИ часто перепечатываются или используются в СМИ африканских, и таким образом африканцы вынуждены смотреть на себя глазами западных обозревателей.

Только сильная, независимая, построенная на основе собственных общественных ценностей и традиций африканская пресса сможет противостоять этому «информационному империализму», сможет положительно влиять на качество информации западных информационных агентств и преобразовать имидж Африки в мире . Безусловно, немаловажная роль в процессе становления информационных структур должна уделяться государственной поддержке.

Значительным шагом в направлении такого становления стало основание в 1970 г. Международной высшей школы журнализма в Яунде (L ecole Superieure Internationale de Journalisme de Yaounde, ESJIY, Камерун). Эта школа была создана совместными усилиями Центрально-африканской Республики, Руанды, Того и- Чада . Таким образом, был заложен фундамент для создания традиции профессиональных независимых журналистов, которые будут развивать африканскую прессу.

История радиовещания во франкоязычной Африке и в Чаде

Еще одна популярная радиостанция в Шари-Багирми — FM-Harmonie, основанная и финансируемая Посольством Франции в Чаде. В программах французская тематика сочетается с тематикой культурного наследия Чада (см. Приложение 10). Вслед за FM-Liberte идет по популярности молодежная радиостанция Dja с целевой аудиторией молодежь и домохозяйки (см. Приложение- И). Dja транслирует музыку: французскую, англоязычную поп-музыку, а также чадскую поп-музыку, в программу включены ток-шоу. В Шари-Багирми также работают еще две коммерческие радиостанции: А1 Nassour и La Voix de l Esperance.

Говоря о других префектурах южного региона страны, необходимо отметить, что в префектуре Средний Шари-наибольшая аудитория существует у FM-станции Radio Lotiko, которая охватывает 2 города этой провинции — Сарх и Кумра. В префектуре Западный Логон аналогичной популярностью пользуется FM-станция Duji Lokar (см. Приложение 12). На соседней территории, Восточный Логон, лидирующую позицию занимает FM-радиостанция La Voix du Paysan — католическая радиостанция, транслирующая пердачи как на французском, так и на ряде местных языков (см. Приложение 13). Аналогичная картина складывается также и в префектуре Танджиле.

Таким образом, мы видим, что данный регион страны насыщен радиостанциями, и публика явно предпочитает коммерческое направление наряду с неправительственными радиостанциями, чья. политическая позиция часто может не совпадать с точкой зрения президента и правительства страны. Причем процент слушателей альтернативных FM-станций варьируется в диапазоне 30-45% (см. Приложения 4-13).

Чём привлекают радиослушателей южных районов передачи FM-станций? Сочетанием качества и содержанием трансляций. Более половины эфирного времени коммерческой FM-станции занимает, как уже упоминалось, популярная музыка. Радиостанции южного региона передают также интерактивные ток-шоу, взаимодействуя с местной аудиторией, что вносит разнообразие по сравнению с правительственным радио, которое покрывает всю территорию страны, поэтому находится «вдали» от слушателей по сравнению с местными FM-стан-циями.

Иная картина наблюдается в восточном регионе Чада (см. Приложение 14). Во-первых, он менее населен по сравнению с югом страны, во-вторых, в силу географического положения и политических событий 2000-х гг. в данном регионе скопилось около 270 тыс. беженцев из суданской провинции Дарфур, около 81 тыс. беженцев из Центральноафриканской Республики, а также находится приблизительно 170 тыс. чадцев, ведущих кочевой образ жизни1. Жителей этого региона прежде всего беспокоят- проблемы безопасности, международного положения, внутри- и внешнеполитических конфликтов. В этом регионе преобладает RNT, поскольку оно является координатором и информатором по интересующим слушателей вопросам. Аудитория национального радио в этом районе по трем префектурам варьируется от 54 до 78% (см. Приложение 15).

С 2005 г. в восточном регионе возникли 3 местные радиостанции, вещающие на местных языках, передающие информацию, обращенную к беженцам из Дарфура, перемещенным лицам из числа граждан Чада. Радиостанции Radio Absoun, Radio Sila и La Voix du Ouadda i, расположены в районах неподалеку от границы с Суданом, передают жизненно важную информацию о пунктах распределения гуманитарной помощи, медпунктах, источниках воду и местонахождения лагерей беженцев 1. Упомянутые радиостанции осуществляют вещание на средних и коротких волнах, ввиду отдаленности данного региона.

На средних коротких волнах идет радиовещание и в центральном регионе Чада (см. Приложения 16 и 17). В этой части страны особое значение имеют программы, посвященные условиям ведения сельского хозяйства, преимущественно скотоводства. Как упоминалось в гл. 1, засушливые районы Сахеля и Сахары предопределяют суровые климатические и природные условия проживания и ведения хозяйства, поэтому абсолютно логично, что радиовещание обращено, прежде всего, к данным проблемам. Вещание на центральный регион осуществляется на арабском языке.

Северные районы Чада труднодоступны, небезопасны для исследования, поэтому точные или даже приблизительные данные по охвату этих территорий радиовещанием еще предстоит собрать.

Как видно из выше перечисленного, в настоящий момент в Чаде происходит бурный подъем радио, что обеспечивает жителям страны доступ к информации и культуре на качественно новом уровне. Правда, ситуация с радио в Чаде не так уж проста. Встречаются, к сожалению, примеры цензуры и влияния власти на независимые СМИ.

Похожие диссертации на СМИ Республики Чад на современном этапе : особенности функционирования, проблемы, перспективы