Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия) Сафа Эль-Курди

Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия)
<
Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия) Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия) Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия) Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия) Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия) Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия) Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия) Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия) Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия) Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия) Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия) Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сафа Эль-Курди. Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия) : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10.- Москва, 2002.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-10/286-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические и социально-культурные особенности формирования печати ливана .

1.1. Основные этапы развития печати Ливана . 15

1.2. Специфика деятельности печати в условиях конфессионального характера общества и политической нестабильности . 48

1.3. Свобода СМИ в Ливане - проблемы и трудности реализации. 63

Глава 2. Становление и современное положение телевидения ливана .

2.1. Общая характеристика телевидения Ливана . 80

2.2. Программная политика на телевидении в современных условиях. 95

2.3. Реклама на каналах телевидения Ливана. 107

Глава 3. Характер взаимодействия печати и телевидения .

3.1. Освещение в печати деятельности телевидения . 117

3.2.Вопросы и перспективы взаимодействия печати и телевидения Ливана. 135

3.3. Роль печати и телевидения Ливана в вопросах сохранения национальной культуры. 151

Заключение. 168

Библиография. 175

Введение к работе

В то время как европейские страны, США, страны Тихоокеанского региона давно вышли на передовые рубежи технологий и характеризуются развитой системой современных СМИ, в развивающихся государствах Азии и Африки СМИ значительно отстают в этом направлении. Развитая система СМИ в первую очередь связана с демократическими основами развития самого общества, поскольку СМИ стремясь стать "четвертой властью", тесно взаимодействуют с остальными ветвями власти в государстве (законодательной, исполнительной и судебной). Но опыт показывает, что в большинстве арабских стран такое взаимодействие пока очень незначительно. Здесь национальные СМИ сильно зависят от властных структур.

В арабском мире особое место здесь занимает Ливан, который вместе с Египтом, традиционно считают "колыбелью" развития арабской журналистики. С одной стороны, СМИ Ливана несут в себе отдельные черты, характерные для развитых стран мира. С другой, им присущи также общие тенденции развития арабских средств массовой информации.

Актуальность данного исследованияобусловлена необходимостью выявления национального своеобразия СМИ Ливана на примере его телевидения и печати как наиболее важных составных частей ливанской системы СМИ. Каждый из этих видов СМИ характеризуется достаточно высоким для арабского региона уровнем развития, имеет специфические особенности. В значительной степени национальное своеобразие печати и телевидения Ливана обусловлено поликонфессиональным государственным устройством и традиционной для страны многопартийностью. Эти два ведущих фактора отложили свой отпечаток на всей деятельности анализируемых средств массовой информации. Ливанская печать всегда

отличалась своей престижностью и популярностью в арабском мире, наиболее авторитетные ливанские газеты и журналы широко распространялись в других арабских странах, характерные для них высокий уровень информированности и стремление всесторонне и обстоятельно осветить происходящие события всегда вызывали уважение многих арабских читателей. В то же время печать была тесно связана с политическими партиями и конфессиями. Что касается телевидения Ливана, то оно, в отличие от телевидения других арабских стран, изначально создавалось как коммерческое предприятие и много лет находилось вне государственного контроля, в меньшей степени было связано с партиями и конфессиями. Однако с началом гражданской войны в 1975 г. фактически все национальные СМИ, включая телевидение, были поделены между противоборствующими сторонами и стали выражать интересы и идеологию тех или иных конфессий, партий и общественных движений.

По нашему мнению, актуальность исследования определяется также необходимостью слаженного и согласованного взаимодействия между печатью и телевидением Ливана, которое в настоящее время проявляется весьма слабо, но может сыграть важную роль в дальнейшем развитии системы СМИ Ливана и повысить эффективность воздействия СМИ на общественное мнение страны. Деятельность современных СМИ Ливана во многом определяется важными задачами, стоящими перед ними в деле укрепления государственности и единства нации в послевоенный период. Новый импульс для развития национальных СМИ Ливана придало принятие Закона о СМИ 1994 года, в котором были учтены многие актуальные проблемы современных СМИ, включая проблемы информационных технологий, кабельного и спутникового вещания, правовые аспекты деятельности СМИ и т.д. Аналогичного закона в арабском мире пока не существует. Так что принятие и осуществление этого закона на практике

может помочь Ливану вновь стать на ведущие позиции в области информационного обеспечения населения арабского региона.

Важность тесного взаимодействия печати и телевидения обусловлена необходимостью стабилизации политической ситуации в стране, мирного урегулирования конфессиональных конфликтов. Полезная деятельность СМИ может оказать помощь в деле становления и оформления единой нации Ливана, укрепления его государственности, приобретения страной характерных черт именно арабского государства. После обретения страной в 1943 г. политической независимости в Национальном пакте, фактически выполнявшем функции конституции, не было зафиксировано положение о принадлежности Ливана к арабскому миру. И только в 1989 году, после подписания Хартии национального согласия в городе Таифе (Саудовская Аравия), ставшей, по существу, вторым Основным законом страны, было записано, что Ливан - это арабская страна. В данном контексте особую актуальность приобретает взаимосвязанная деятельность СМИ. От печати и телевидения Ливана во многом зависит, сумеет ли ливанский народ окончательно преодолеть свои внутренние конфликты, состоятся ли запланированные в Хартии национального согласия глубокое реформирование системы государственного управления и поэтапный отказ от конфессионализма.

Основной целью настоящего диссертационного исследования является выявление особенностей СМИ Ливана на примере анализа деятельности печати (в частности, ежедневных газет "Ан-Нахар"и "Ас-Сафир") и телевидения страны.

Для решения данной цели был поставлен ряд задач: 1) проследить основные этапы развития ливанской прессы и телевидения; 2) выявить их национальные особенности; 3) исследовать характер взаимодействия между

печатью и телевидением Ливана; 4) провести анализ современного состояния рекламы в национальных СМИ; 5) проанализировать содержание статей в газетах "Ан-Нахар"и "Ас-Сафир", посвященных деятельности телевидения; 6) выявить основные направления в деятельности ливанских СМИ (на примере печати и телевидения) в области развития и сохранения культурной самобытности страны.

Объект исследования. Объектом исследования настоящей работы являются деятельность печати и телевидения Ливана (4-х частных и 1-го государственного каналов).

Предмет исследования- выявление национального своеобразия СМИ Ливана и перспектив их взаимодействия. Особенно тщательно автором диссертации изучены материалы ежедневных газет "Ан-Нахар" ("День") и "Ас-Сафир" ("Посланник").

Хронологические рамки исследования охватывают деятельность СМИ Ливана в период последнего десятилетия. Данный период времени выбран диссертантом неслучайно, поскольку позволяет проследить, каким образом развивались СМИ Ливана после подписания Хартии национального согласия в Таифе в 1989 году и принятия Закона о СМИ 1994 года.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили функциональные положения теории печати и политологии, а также сравнительно-исторический и структурно-функциональный анализы деятельности печати и телевидения Ливана. Исследуя основные этапы исторического развития данных видов СМИ и анализируя их современное положение, диссертант выявил национальное своеобразие печати и

телевидения Ливана. Структурно-функциональный анализ позволил определить основные направления взаимодействия СМИ и оценить его дальнейшие перспективы.

Эмпирическую основу исследования составили материалы национальной печати и телевидения Ливана. Кроме того, диссертантом были изучены Закон о СМИ 1994 г., различные документы и материалы, имеющие отношение к деятельности ливанских СМИ, например Информационный кодекс чести, который был разработан и принят в 1992 году в результате совместных усилий журналистов и министерства информации Ливана.

Степень разработанности темы. Арабскими авторами выпущен ряд работ, посвященных печати и телевидению Ливана в целом. Тем не менее отсутствуют исследования, касающиеся выявления национального своеобразия СМИ страны. Для многих исследований, касающихся средств массовой информации в арабском регионе, характерно рассмотрение их деятельности прежде всего в политическом аспекте. Причем проблема взаимодействия отдельных СМИ также не рассматривается как самостоятельная, а дается в контексте анализа средств массовой информации.

В ходе работы над диссертацией ее автор использовал научно-теоретическую литературу по журналистике, рекламе, социологии. Кроме того, были изучены материалы, посвященные проблемам массовой культуры и ее воздействия на национальную культуру. В данном контексте большой интерес для диссертанта представляли работы социологического и психологического направлений.

С целью исследования своеобразия национальной модели СМИ Ливана был изучен ряд монографических исследований арабских ученых,

посвященных истории развития и становления средств массовой информации в арабских странах, в частности работы А.Р. Шаме, Г. Бустриса, М.А. Аль-Мушаввита, А. Мруэ, Абу Мельхема, Ф. Тарази, М. Аль-Гариба и др. , в которых рассматривалось развитие ливанской печати, а

также А. Хусейна, Ж.Ж. Карама, Р. Мауляуи, Искандера Аль-Дика, М.М. Аль-Асада, Р. Сиккара, касавшихся проблем телевидения Особый интерес

для автора представляла книга Жана Дейе "Ибрагим Туэйни и эпоха развития" (Бейрут, 1994), в которой рассказывается об истории создания и основных вехах развития одной из ведущих газет Ливана - "Ан-Нахар" и ее учредителе - Ибрагиме Туэйни.

Особое внимание диссертанта в ходе работы над диссертацией привлекли монографии и статьи, посвященные свободе печати в Ливане. Одновременно автором были изучены все существовавшие в стране (начиная с времен Османской империи по наши дни) законы о печати, включая Закон

о СМИ Ливана 1994 г. , а также ряд работ арабских авторов, посвященных

данной проблеме. В частности, в монографии Ж. А. Саада "Законы о печати в Ливане" подробно анализируются все существовавшие в стране до 1965 г.

1 Шаме А.Р. История сирийской печати. Каир, 1989; Бустрис Г. Роль ливанской прессы в

арабском мире в настоящем и будущем. Бейрут. 1977; М.А. Аль-Мушаввит. История сирийской и арабской прессы. Дамаск, 1988-1989; Адиб Мруэ. Арабская журналистика, ее возникновение и развитие. Каир, 1984; Абу Мельхем. Свобода журналистики в Ливане от Османской империи до наших дней. Бейрут, 1980; Тарази Ф. История арабской журналистики. Бейрут, 1978; Аль-Гариб М.. Журналистика. История и современность. Бейрут, 1978.

2 Хусейн А. Роль телевидения Ливана в современном арабском мире. Бейрут, 1983; Карам

Ж.Ж. Роль телевидения в развитии детей. Бейрут, 1988; Мауляуи Р. Развитие наших СМИ. Бейрут, 1981; Аль-Дик И. Юридические основы телевещания в Ливане. Бейрут, 1994; Аль-Дик И., Аль-Асад М.М. Роль средств массовой информации в развитии общества. Бейрут, 1993; Сиккар Р. Исследования общественного мнения СМИ и реклама. Триполи, 1991.

3 Закон о СМИ. Бейрут, 1994.

4 Саада Ж. А. Законы о печати в Ливане. Бейрут, 1965.

законы о печати. В данном исследовании можно было найти много интересных фактов и материалов, касающихся содержания законов о печати. Тщательного изучения заслуживает Информационный кодекс чести, который был издан в преддверии выхода в свет Закона о СМИ 1994 года. Текст его после окончательного согласования с министерством информации Ливана вышел в свет 23 декабря 1992 года . Важным моментом в данном Кодексе

стало уточнение положения о свободе СМИ, зафиксированного в одной из статей Конституции (Национального пакта) Ливана 1943 года. Журналистам рекомендовалось прибегать к внутренней цензуре с тем, чтобы не подвергать риску в своих материалах общественную мораль и культурные ценности ливанского общества, а также дружеские связи Ливана с другими арабскими странами. Закон о СМИ 1994 г. рассматривается в работе А. Бутруса . В

указанных исследованиях подчеркивается, что в отличие от многих других арабских стран, в Ливане существуют давно устоявшиеся традиции свободы слова, свободы печати и политического плюрализма. Отметим также работы Эд-Дина Х.С. "Печали и горести свободы печати" (Каир, 1994) и Хамруша А.В. "В поисках демократии" (Бейрут, 1982), в которых исследуются проблемы демократии и правового положения СМИ в арабском обществе. В частности, в работе Хафиза Салаха эд-Дина "Печали и горести свободы печати" делается вывод о том, что в большинстве арабских стран, за исключением Ливана и Египта, свобода печати подвергается различного рода ограничениям.

В процессе работы над диссертацией автор ознакомился также с работами Али Аята "Реклама и общественное мнение" (Бейрут, 1993) и "Психологическая война и журналистика в Ливане в период войны" (Париж,

1 Информационный кодекс чести. Бейрут, 1992.

2 Бутрус А. Закон о СМИ. Бейрут, 1994.

1983), в которых, с одной стороны, обстоятельно рассматриваются проблемы свободы информации в Ливане, а, с другой стороны, анализируется негативная роль ливанских СМИ в разжигании религиозной нетерпимости и развязывании гражданской войны.

Диссертант также изучил монографии и статьи российских ученых, посвященные теоретическим аспектам деятельности печати, телевидения, массовых коммуникационных процессов в целом .

В ходе изучения проблемы конфессионализма в Ливане автор проанализировал монографии ливанских философов, историков, социологов. Среди них особо выделяются работы таких авторов, как Дж. Ильяс, А.А. Каббани, Ф. Закария, К. Салиби и др. Особый интерес представляет сборник

статей под названием "Религиозная пропаганда и оккупация арабских стран" (Сайда, Ливан, 1993), посвященный проблемам конфессионализма и гражданской войны в Ливане. Достаточно обстоятельный анализ данной проблемы в Ливане приводится также в работах Амиля М. "Исследование причин гражданской войны в Ливане" (Бейрут, 1979), "О конфессиональном государстве" (Бейрут, 1986), Джумблата К. "В русле ливанской политики" (Бейрут, 1979); Мруэ К. "Сопротивление" (Бейрут, 1985). Кроме того,

1 Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978; 1987; Березин В.М. Теория массовой

коммуникации. М., 1987; Видео в современном мире. М., 1990; Галушко Р.И. Телевидение в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. М., 1986; Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М, 1996; Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989; Кочеткова А.В. США и глобализация телевидения. М., 1996; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995; Телевизионная журналистика (под ред. Юровского А.Я. ). М., 1994 и др.

2 Ильяс Дж. Действительность конфессионализма в Ливане, Египте, Судане, Бахрейне,

Сирии. Бейрут, 1980; Каббани А. История кровавой борьбы. Каир, 1985; Закария Ф. Современное исламское движение: реальность и иллюзии. Каир, 1986; Салиби, Камаль. История современного Ливана. Бейрут, 1991.

проблема конфессионализма изучалась автором и по программным документам ряда ведущих ливанских партий .

Автор диссертации с большой пользой для себя познакомился с текстом трех диссертаций, которые были подготовлены на кафедре зарубежной печати и литературы МГУ и прошли успешную защиту на диссертационном совете при факультете журналистики МГУ. Эти диссертации касаются тех или иных аспектов деятельности печати Ливана2.

Комплексный характер исследования обусловил необходимость привлечения теоретических и прикладных работ из смежных областей знания. Так, при работе над диссертацией были использованы труды и статьи западных и российских исследователей, рассматривающие вопросы рекламы, социологии СМИ. Особое внимание автора привлекли исследования по политической культуре средств массовой информации, поскольку от состояния последней в определенной степени зависит ситуация и со свободой СМИ. Среди наиболее интересных работ по данной тематике отметим монографию В.А. Сидорова "Политическая культура средств массовой информации" (М., 1995) и работу Е. Тарновского "Четыре свободы" (СПб., 1995).

Особый интерес для автора также представляли теоретические труды российских ученых-культурологов и социологов, посвященные проблемам

1 Дорога обновления - программа Социалистической партии Ливана (Лекция от 16-18 мая

1997 г. ). Бейрут, 1997; Конфессионализм в документах ЛКП. Бейрут, 1980; Ливанское национальное сопротивление (сб. статей). Бейрут, 1985; Маронитское лидерство. Бейрут, 1985 и др.

2 Конбар Зохейр. Газета "Ан-Нахар" в системе современной печати Ливана (1980-1988 гг.),
1989; Аль-Хусейн Амира Мохсен. Ежедневная газета "Ас-Сафир" и ее роль в
общественно-политической жизни Ливана. 70-80 гг., 1993; Аль-Файад Файад Махмуд.
Основные тенденции развития политической прессы Ливана в ходе гражданского
конфликта (середина 70-х - начало 90-х гг.), 1994.

массовой культуры, в частности, работы К. Разлогова, Б.С. Ерасова, А.В. Кукаркина, М.И. Жабского, И.А. Полуэктовой и др.

Помимо этого, в работе над диссертацией использовались различные статистические справочники, в том числе ежегодники ЮНЕСКО.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в данной работе впервые предпринята попытка исследования своеобразия национальной модели СМИ Ливана на примере печати и телевидения, а также выявления перспектив их взаимодействия в современных условиях. Проанализировав материалы газет "Ан-Нахар" и "Ас-Сафир" и программы национального телевидения, диссертант выделил несколько элементов взаимодействия между исследуемыми средствами массовой информации. На примере Ливана выявляется роль СМИ в сохранении национальной идентичности и культуры в условиях глобализации экономики, культуры и информации.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что ее основные положения и результаты позволяют углубить представления о национальных особенностях СМИ, о характере взаимодействия отдельных средств массовой информации. Их можно также использовать при проведении спецкурсов по арабской журналистике в учебной и научной работе на факультетах журналистики университетов.

На защиту выдвигаются следующие положения:

1 Разлогов К. Феномен массовой культурфы //Культура, традиции, образование. М., 1990.

Вып. 1; Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996; Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985; Жабский М.И. Киноаудитория на этапе перехода к рынку. М., 1994; Полуэктова И.А. Американское кино как средство культурной экспансии. М, 1993.

1. Своеобразие национальной модели СМИ Ливана обусловлено
историческими, социально-политическими и культурными факторами.
Специфика печати Ливана связана с тем, что на протяжении длительного
времени она развивалась как конфессиональная и партийная. В отличие от
прессы телевидение Ливана на первых порах создавалось и
функционировало как коммерческое предприятие, однако впоследствии оно
стало испытывать влияние политических партий и государственных
структур.

  1. Важной характеристикой СМИ Ливана является тот факт, что в силу принадлежности к различным конфессиям и партиям они сыграли отрицательную роль в период гражданской войны в Ливане.

  2. В настоящее время наблюдается сближение позиций многих органов печати и телевидения Ливана, несмотря на то, что они выражают интересы различных конфессий, по ряду важнейших для страны вопросов: укреплению государственности Ливана, необходимости упрочения национального согласия и гражданского мира. Общественно полезная роль СМИ проявляется также при обсуждении вопросов сохранения идентичности и национальной самобытности Ливана.

4. Взаимодействие печати и телевидения при освещении важных
общественных проблем пока проявляется в недостаточной степени, что
объясняется сохраняющимися до сих пор конфессиональными
противоречиями и различной партийной принадлежностью газет и
телеканалов страны. В то же время перспективы усиления этого
взаимодействия прослеживаются.

Структура диссертации. Поставленная цель и задачи исследования определили структуру настоящей работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава диссертации посвящена анализу особенностей развития и современных условий деятельности печати Ливана. Во второй главе рассмативаются проблемы становления и современного положения телевидения Ливана. В третьей главе сделана попытка изучить характер взаимодействия печати и телевидения при освещении важных вопросов социально-экономической и культурной жизни страны. В заключении диссертации подводятся основные итоги проведенного исследования.

Основные этапы развития печати Ливана

Состояние и развитие прессы - один из важнейших критериев оценки прогресса нации, степени ее свободы, а также уровня развития сфер общественно-политической и частной жизни. Она представляет собой своеобразное зеркало, в котором отражается все существование того или иного государства.

В отличие от европейских государств, на Арабском Востоке печать появилась только во второй половине XIX столетия. Именно тогда начали закладываться основы новой арабской культуры, литературы и публицистики. Особую роль в зарождении прессы сыграли Ливан и Египет. Именно в этих странах шло становление арабской журналистики, представленной впоследствии двумя ведущими школами - ливанской и египетской. Во времена Османской империи Ливан был одной из ее колониальных провинций. Все ливанские издания, выходившие в Османской империи, подчинялись министерству Просвещения и министерству печатных изданий. Важным фактом развития национальной периодической печати стало появление в Ливане в 1858 г. первой на Арабском Востоке еженедельной политической газеты "Хадикат аль-Ахбар" ("Сады новостей"), основателем которой был Халиль аль-Хури из деревни Аш-Шувейфат. Многие исследователи считают, что появление подлинно арабской прессы связано с выходом в свет "Хадикат аль-Акбар" и называют Халиля аль-Хури первым арабским журналистом, начавшим издавать действительно общенародную газету . Данное издание выходило с разрешения официальных османских властей, имело собственную типографию. Деятельность газеты регулировалась Законом о печати от 1857 г. - первым в истории Османской империи и арабского мира. В частности, в нем определялись условия основания типографий, объявлялась обязательной предварительная цензура любого номера газеты и разрешение властей на выход каждого номера издания .

Газета "Хадикат аль-Ахбар", по замыслу ее основателя, должна была быть подлинно народным изданием, выполняя важную задачу по воспитанию людей и распространению знаний среди ливанцев. Она стала примером реальной практической журналистской деятельности, ибо до ее выхода в свет в Ливане издавались лишь официальные османские газеты на турецком языке, в которых публиковались решения властей, распоряжения и указы правительства .

Вслед за первой национальной газетой появился еще ряд изданий -газета "Нафир Сурия" ("Сирийский горн"), "Аль-Джанна" ("Сад"), журнал "Аль-Джинан" ("Сады"), "Аль-Муктатар" ("Сборник"). Все они были тесно связаны с деятельностью сирийско-ливанских научно-культурных и литературных обществ и клубов, возглавлявшихся такими видными просветителями того времени, как братья Бутрус, Селим аль-Бустами, Ибрагим аль-Языджи, Хадиль-аль-Хури и др. В задачи просветительской 17 прессы входило распространение знаний и возрождение традиций арабской культуры .

Зарождение журналистики в Ливане произошло значительно раньше, чем в других странах Арабского Востока, что было обусловлено рядом объективно-исторических причин. Тот факт, что отечественные журналисты осознали себя именно профессионалами, напрямую связан с более ранним установлением научно-культурных связей со странами Европы. Данное обстоятельство было в первую очередь обусловлено самоуправлением Ливана в рамках Османской империи в соответствии с гарантиями семи ведущих европейских держав. Как отмечает Г. Бустрис, в ходе анализа арабских газет, издававшихся в тот период в разных странах мира, было обнаружено, что большинство издателей исследованных автором периодических изданий оказались ливанцами, имевшими в этой области огромное преимущество по сравнению с другими арабами . Так, например, газета "Буржес Пари" ("Парижский Юпитер") издавалась в Париже Рашидом ад-Даххаком с 1858 г., а газета "аль-Джаваиб" ("Ответы") начала издаваться Ахмедом аш-Шидьяком в 1860 г. в Стамбуле .

С 1860 г. в Ливане стала выходить вторая национальная газета "Нафир Сурия" ("Сирийский горн"), основателем которой был Бутрус аль-Бустани .

Появившаяся на Арабском Востоке печать стала быстро развиваться и оказывать сильное влияние на общественное мнение порабощенных стран 18 региона, что вызвало закономерные опасения у султана Османской империи Абдула Хамида, напуганного мощным воздействием прессы на умы его подданных. Еще до прихода к власти Абдул-Хамида 1 февраля 1865 г. был опубликован Закон о печати, направленный на ограничение влияния печати на массовую аудиторию и просуществовавший до 1909 г.1 При Абдул Хамиде в закон были внесены ужесточающие его поправки.

По существу, до 1865 г. в Ливане, как и в других османских провинциях, не было закона о печати. Все издания, выходившие в Османской империи, подчинялись Министерству просвещения и Министерству печатных изданий в Стамбуле, издававших указы и распоряжения от имени султана. В военный период в стране вводилась цензура на всю печать. Чиновники-цензоры имели неограниченную власть и могли выслать из провинции любого журналиста, статья которого чем-то вызвала их неудовольствие.

Закон о печати 1865 г. отличался значительной жесткостью и суровостью. Он достаточно резко ограничивал свободу прессы. Еще более крайние меры были предприняты султаном Абдулом-Хамидом, прозванным в народе "кровавым султаном". В период его правления свобода прессы была еще больше ограничена. Существовали различью препоны и преграды для полноценной журналистской деятельности. Что, в свою очередь, послужило причиной многочисленной эмиграции ряда известных ливанских публицистов, журналистов, религиозно-политических деятелей, литераторов в другие арабские страны, особенно - в Египет.

Среди ограничений в Законе о печати и в поправках к нему отметим следующие: 1. Запрет на публикацию информации, не получившей одобрения главы государства и министра просвещения. Редактор газеты (журнала) должен был осуществлять контроль за теми или иными материалами, с точки зрения их соответствия существовавшим тогда нормам морали. 2. Запрет на издание материалов, которые не могли быть напечатаны в одном номере газеты и нуждались в продолжении публикации. 3. Обязательная публикация в газетах бюллетеней о состоянии здоровья "дорогого султана" и только после этого следовали сельскохозяйственная хроника, затем новости промышленности, торговли и известия из различных провинций империи1. В первой статье Закона о печати говорилось о необходимости обязательного разрешения властей на право издания газеты. Причем окончательное решение принимало государство, которое могло отказать в данном вопросе. При этом газеты должны были различаться по роду своей деятельности - политические, официально-государственные и т.д..

Специфика деятельности печати в условиях конфессионального характера общества и политической нестабильности

Национальное своеобразие печати Ливана, как уже отмечалось выше, обусловлено поликонфессионализмом и многопартийностью. В условиях существования различных религиозных конфессий и политической нестабильности особый интерес представляет деятельность национальной прессы по обеспечению гражданского мира и укреплению государственности самого Ливана.

Спустя десять лет после подписания мирного договора в Таифе, конфессиональный характер самого ливанского общества не изменился. Сгладились лишь отдельные противоречия, снизилась напряженность в религиозном противостоянии. Но осталась прежней психология большинства граждан страны. С большим трудом стираются в памяти людей воспоминания о прошедших годах гражданской войны, боль от потери близких остается в сердцах и поныне. Очень сложно порой отказаться от ненависти к бывшему врагу.

Одновременно на противоречия в ливанском обществе оказывает сильное негативное влияние нестабильная политическая обстановка. Свой отрицательный вклад вносит напряженная ситуация на юге страны.

В таких сложных и противоречивых условиях перед национальной печатью стоят неимоверно трудные по степени их реализации задачи. Тем не менее первые отчетливые достижения уже есть.

Важным в данной связи становится сближение позиций между печатными органами, выражающими различные религиозные взгляды. Ряд ведущих газет и журналов страны стремится к поиску универсальных решений существующих в ливанском обществе проблем, которые были бы приемлемы для всех и способствовали бы укреплению гражданского мира и снижению религиозной вражды.

Среди таких изданий особое место занимают газеты "Ас-Сафир" и "Ан-Нахар", выражающие религиозные взгляды разных конфессий (мусульман и христиан-маронитов соответственно). Данные издания выбраны нами для анализа неслучайно. Обе газеты пользуются большой популярностью как на территории самого Ливана, так и во всем арабском регионе. Важным также является и то, что эти издания не выражают идеологии каких-либо конкретных партий и движений.

Остановимся вкратце на общей характеристике газет "Ас-Сафир" и "Ан-Нахар". Газета "Ас-Сафир" ("Посланник") была основана в 1974 году Талялем Салманом, выходцем из бедной семьи г. Шместара (Каза Баальбек). Данный район, подобно большинству отдаленных областей Ливана, до сих пор остается вне поля зрения государства. Это и стало основным стимулом в издательской деятельности Таляля Салмана. Вступив на поприще журналистики, он искренне верил в то, что истинный долг журналиста состоит в служении своему народу. С начала 60-х годов до выхода в свет первого номера газеты "Ас-Сафир" Таляль Салман проработал в ряде изданий Ливана и Кувейта (в частности, в журналах "Аль-Ахад" ("Воскресенье"), "Дунья-ль-Урубийя" ("Жизнь арабского мира"), "Аль-Хавадис" ("События"), газетах "Аль-Хуррийя" ("Свобода"), "Дар-ас-Саййяд" ("Издательство "Охотник"). В этот период деятельности большое влияние на его мировоззрение оказали идеи Гамаля Абделя Насера и его сторонников. Все последующие годы Таляль Салман придерживался национально-патриотических позиций, не состоя при этом ни в одном из каких-либо политических движений и партий. Многие идеи насеристов, в частности арабского национализма, впоследствии отразились и на общей линии его газеты.

После того, как в Египте в начале 1970-х годов к власти пришел Анвар Садат и начались преследования бывших сторонников Насера, многие известные журналисты эмигрировали в Ливан. Их сотрудничество с Талялем Салманом привело к общей мысли о создании газеты, через которую они могли бы свободно выражать свои взгляды. О начале их совместной работы в газете "Ас-Сафир" Таляль Салман вспоминал следующее: "Помощь в издании газеты "Ас-Сафир" нам оказал известный палестинский литератор и журналист Басим ас-Саййя, окончивший факультет журналистики в Бейруте. Он вместе с братьями унаследовал от отца частную газету, поэтому не мог ее продать, но передал мне права на нее. Таким образом мечта превратилась в реальность. Вскоре мы приступили к разработке стратегии газеты, ее устава, основных рубрик, методов и т.д." .

Девиз газеты "Ас-Сафир"- "Газета Ливана в арабском отечестве и газета арабского отечества в Ливане". Эмблема издания - летящий голубь (символ первого почтового средства), поднятые крылья которого по форме образуют полумесяц, - символ арабского единства.

Характерной особенностью газеты стала тщательная деятельность по отбору информации, ее обработке в духе арабских национально-патриотических идей. В ее редакции работали известнейшие ливанские журналисты в основном левых политических взглядов, что позволило данному изданию занять ведущее место в ливанской печати. По своему замыслу газета была независимой от каких бы то ни было политических партий и движений. Ее единственная задача состояла в подаче объективной и правдивой информации. Высокий журналистский уровень газеты, помимо наличия профессиональных кадров, связан также с личностью ее главного редактора, с его творческими способностями как организатора работы и отлично пишущего журналиста .

Газета "Ас-Сафир" имеет отделения во всех ливанских районах, пять основных центров во всех мухафазах страны, а также пункты собкорров в Ливане и других арабских странах. Редакция направляет своих сотрудников во все "горячие точки" арабского региона, пытается эффективно участвовать в новой ливанской информационной системе, сложившейся в стране после 1991 года;

Главная особенность издания - финансовая стабильность и независимость, обусловленные тем, что значительные доходы газета получает от рекламы. Определенную финансовую поддержку долгие годы оказывал газете ливийский лидер Муаммар Каддафи. Важным преимуществом издания стало создание банка данных, организованного ею раньше других ливанских газет в 1979 году. Он состоит из четырех отделов: архива, фотодокументов, документов и библиотеки .

Говоря в целом о газете, отметим, что это - ежедневная политическая газета, выходит на 14 полосах, имеет 5 постоянных разделов. Первый посвящен повседневной политике в Ливане, арабских странах и во всем мире. Второй раздел предоставляется для публикаций независимых статей известных ливанских писателей, публицистов, аналитиков, экономистов. В третьем разделе публикуются интервью с известными политическими, общественными деятелями страны, официальными представителями государства.

Общая характеристика телевидения Ливана

Говоря о телевидении Ливана, отметим, что, по сравнению с национальной прессой, это - достаточно молодое средство информации.

Телевидение как средство информации для массовой аудитории пришло в Европу, Латинскую Америку, Австралию, Японию в 50-е годы, в Азии и Африке первые телестанции стали действовать только в 60-е годы. Такое отставание было определено экономическими условиями, поскольку строительство телестанций и введение в строй системы телевещания требовали значительных финансовых средств. Ситуация с телевещанием (как и с другими средствами массовой иформации), всегда зависит от политических, экономических, социальных особенностей каждого исторического этапа, который проходит та или иная страна.

В арабском мире в первое время наиболее мощной производственно-технической базой телевещания обладали Египет и Ливан. В настоящее время весьма развитой телевизионной технологичей обладают страны зоны Персидского залива, Иордания и некоторые другие. Причем, несмотря на экономические трудности, вызванные многолетней гражданской войной, телевидение Ливана продолжает считаться одним из самых высокоразвитых в регионе.

Национальное своеобразие современного телевидения Ливана связано с историей его развития.

Первая национальная телестанция КЛТ - "Компани либаниз де телевизьон" ("Аш-шарика аль-любнанийа ли ат-телефизиюн") вступила в строй в 1959 году в Бейруте. Одновременно это была первая на Ближнем Востоке коммерческая телестанция, которая создавалась при поддержке французского телевидения, что достаточно сильно отразилось на характере ее деятельности, в частности проявлении симпатии ко всему французскому. Передачи в первые годы работы телестанции велись по двум каналам: 7-й канал вещал на арабском языке, а 9-й канал - на французском и английском языках. Время вещания было сильно ограничено - порядка 2-3 часов в день .

Вторая телестанция Ливана "Теле Орьян" ("Шарика телефизиюн Любнан ва аш-Шарк" - "Компания телевещания Ливана и Востока") была введена в строй в 1962 году и также являлась коммерческой телестанцией. Она была построена при финансовой поддержке зарубежных фирм (особенно, компании "Томсон"). В ее деятельности наблюдалась ориентация на международный рынок. Телестанция стала крупной базой по производству телевизионных передач на экспорт в арабские страны, уступая в этой области лишь телевидению Египта, но опережая последнее по жанровому и тематическому разнообразию программ.

Обе телестанции заключили договор с государством, согласно которому получали право на осуществление своей деятельности в течение 15 лет с последующим возможным продлением. Одновременно, по истечении данного периода времени государство могло, при наличии соответствующей необходимости, купить эти компании (согласно ст. 19 договора). Кроме того, оно получало право на полчаса ежедневного эфирного времени, а также на осуществление контроля над программами новостей и политическими комментариями по поводу ряда событий .

Отношения между государством и телекомпаниями долгое время не регулировались законодательными актами, за исключением вышеназванного договора. Цензура за их деятельностью в начале осуществлялась Министерством информации, и лишь с 1972 года эти функции перешли к органам государственной безопасности. Но контроль был поверхностным, что явно отражало недостаточность со стороны властей в понимании роли телевидения и других средств массовой информации в общественно-политической и культурной жизни страны. В то же время наличие благоприятных условий для иностранных инвестиций препятствовало вложению в систему телевидения национального капитала и, соответственно, способствовало развитию телевидения Ливана по западному образцу, без учета специфики менталитета самих жителей страны, их приверженности другим жизненным ценностям. Большое место в ливанских телепрограммах отводилось рекламе, которая прерывала передачи (по образцу США).

Уже в начале шестидесятых годов в стране наблюдается мощное развитие телевещания, обусловленное ростом благосостояния граждан Ливана, особенно в его столице - Бейруте. Если в 1959 году жители Ливана имели всего 6000 телеприемников, то уже в 1960 г. их число возросло до 13753, а еще через год - до 19463. Согласно данным ЮНЕСКО на 1964 год, на каждых 100 жителей Ливана приходилось 1,6 телевизоров (в то время как в тех же странах Юго-Восточной Азии на каждых 100 жителей приходилось всего 0,6 телевизоров; в странах Африки 0 0,77; Южной Америки - 2,0; Северной Америки - 23,4; в странах Европы - 7,4, а в бывшем СССР - 3,2 телевизора) .

К концу шестидесятых годов уже 35% семей Ливана имели телевизоры, из них 49% проживало в Бейруте. Меньше всего телеприемников имели жители юга Ливана и долины р. Бекаа (порядка 18%). Причем, 59% составляли представители класса бизнесменов страны. Меньше всего возможностей иметь телевизор было у сельскохозяйственных труженников - 13%.

К середине 70-х годов на каждых 100 жителей Ливана приходилось по 19 телевизоров, что свидетельствовало о достаточно высоком уровне (для сравнения: во Франции на каждых 100 жителей приходилось 20 телеприемников; в Бельгии - 21,6; в ФРГ - 26,4; в ГДР - 25,2) .

Начавшаяся 13 апреля 1975 года гражданская война резко изменила ситуацию в стране.

Ввиду того, что конфликт носил конфессиональный характер, причем в Западном Бейруте проживало больше мусульман, а в Восточном - христиан, а обе телекомпании были расположены соответственно в двух разных частях столицы, то каждая из них в итоге была конфискована противоборствующими сторонами с целью активного использования в ходе военных действий.

В 1978 году, после относительного урегулирования конфликта, правительство страны стало в срочном порядке решать проблему деятельности национальных СМИ, включая телевидение. В итоге обе телестанции были объединены в смешанную компанию "Теле-Ливан". Теперь каждая из бывших коммерческих телестанций имела по 25% акций, а 50% - было у правительства страны. Совет директоров, состоявший из 12 человек, представлял в равной степени частные и правительственные интересы. Но президент телестанции избирался только из числа директоров, назначенных правительством Ливана. Уставной фонд новообразованной телекомпании составлял 30 миллионов ливанских лир.

На новой телестанции было три канала: ТЛ-1 и ТЛ-2 вещали на арабском и английском языках, ТЛ-3 - на французском.

Несмотря на изменение формы собственности, государство уделяло слишком мало внимания национальному телевидению, так и не осознав до конца важность данного СМИ. С приходом на пост министра информации Мишеля Эддэ ситуация несколько изменилась в лучшую сторону, но ненадолго.

В ходе израильской агрессии в 1982 году национальное телевидение прекратило свою работу. После нового витка гражданской войны единая телевизионная компания вновь была разделена на две в соответствии с интересами противоборствующих в конфесионнальном конфликте сторон.

В 1985 году была образована новая частная компания Эль-Би-Си-Ай, выражавшая идеологию христиан-маронитов и партии фалангистов и вещавшая не только в пределах Бейрута, но и на другие районы страны. Она очень быстро завоевала популярность и стала оказывать большое влияние на ситуацию в целом. Рост популярности Эль-Би-Си-Ай можно объяснить рядом причин. Во-первых, полугосударственная телекомпания в то время уже не могла быть серьезным конкурентом. Во-вторых, новая компания располагала значительными кадровыми, материальными и техническими возможностями. В частности, она использовала большую параболическую антенну, установленную на крыше принадлежащего компании высотного здания, что давало возможность осуществлять связь через американские и французские спутники, а иногда и через европейские сателлиты. Пользуясь полной анархией и безвластием в стране, Эль-Би-Си-Ай передавало через эти спутники в эфир информацию, без должной договоренности с ливанскими властями.

Освещение в печати деятельности телевидения

Телевидение, будучи одним из средств массовой информации и коммуникации, выполняет ряд важнейших функций: информационную, культурно-просветительскую, интегративную, социально-педагогическую, организаторскую, образовательную и рекреативную . Вне сомнения, одной из основополагающих функций является информационная. Телевидение распространяет информацию быстрее и более полно, по сравнению с другими СМИ.

Телевидение, входя в общую структуру СМИ того или иного государства, формирует и направляет развитие политической культуры конкретного общества, зачастую выполняя при этом роль его объединителя, консолидатора. Как справедливо, на наш взгляд, отмечает В.А. Сидоров, особенно значимой становится роль СМИ (включая и телевидение) в переломные периоды общественного развития, когда под влиянием разного рода социально-экономических, политических преобразований, или ужесточения сопротивления им, т.е. при радикальной смене парадигм исторического процесса, уплотняется и ускоряется поток политической информации. "В кризисные периоды исторического развития особую значимость СМИ приобретают в качестве посредника в диалоге между различными социальными и политическими общностями, между властью и обществом в целом. .. Печать, телевидение, радио - в силу творческого характера труда журналистов... становятся субъектом информационных отношений, вырабатывая и тиражируя общественно значимые духовные ценности" .

Будучи своеобразным форпостом на Арабском Востоке в области информации, Ливан долгие годы находился в авангарде свободы слова и печати, что наложило особый отпечаток на развитие ливанского общества и его политической культуры. Прежде всего это было связано с деятельностью ливанской печати. Но затем в процесс политико-идеологического воздействия включились радиовещание и телевидение.

С учетом того, что только немногим блоее десяти лет прошло с момента окончания гражданской войны, в ливанском обществе сложилась очень непростая и противоречивая ситуация. Можно утверждать, что Ливан находится в условиях переходного этапа развития. Поэтому в данный переходный период огромную роль призваны сыграть национальные СМИ, цель которых можно сформулировать следующим образом - способствовать созданию единой ливанской нации, консолидации всех социальных групп и религиозных конфессий страны, укреплению гражданского общества.

Здесь особый интерес представляет анализ ливанской печати в контексте рассмотрения на ее страницах проблем национального телевидения в целом и его информационных и общественно-политических программ в частности. Изучение материалов ведущих ежедневных ливанских газет "Ас-Сафир" и "Ан-Нахар" за последние пять лет позволяет сделать ряд выводов как о характере ливанского телевидения, так и о возможностях влияния печати на деятельность телеканалов.

Необходимо, правда, сразу признать, что публикации, посвященные телевидению, появляются на страницах ливанской печати не очень часто. По всей видимости, такое положение дел обусловлено самой спецификой исторического развития этих двух средств массовой информации. Печать Ливана, как уже отмечалось выше, имеет богатый опыт и традиции, в то время как национальное телевидение существует сравнительно недавно. Если пресса страны всегда играла значительную роль в формировании общественного мнения, то телевидение, изначально организованное на принципах коммерческого предприятия, в большей степени было всегда озабочено получением прибыли. Оба СМИ развивались параллельно, мало взаимодействуя друг с другом.

Кроме того, учитывая поликонфессионализм и многопартийность, свойственные ливанскому обществу, на наш взгляд, ливанским журналистам зачастую не хватает объективности, что, по всей видимости, обусловлено определенной политической ориентацией самих авторов публикаций. Как мы уже указывали раньше, журналистские материалы должны преследовать единую цель - способствовать укреплению политического и национального единства Ливана, а не разжигать религиозную вражду, но пока не все органы печати стоят на этих позициях. При сравнении материалов о телевидении на страницах газет "Ас-Сафир" и "Ан-Нахар" более выигрышной выглядит позиция первой из этих двух газет. Следует отметить независимость в суждениях и объективность при подаче материалов именно газеты "Ас-Сафир", на страницах которой мы встретили ряд серьезных аналитических статей. Хотя нельзя сказать, что материалы "Ан-Нахар" отличаются слишком большой тенденциозностью в данном вопросе, совершенно отчетливо в этой газете проявляется приверженность к телепрограммам одного телеканала страны, а именно Эль-Би-Си-Ай, что, по всей видимости, обусловлено общностью принадлежности руководителей данной газеты и телеканала к одной религиозной общине (христиане-марониты).

Отмечая, что материалов о телевидении не только в этих двух газетах, но и в других ливанских печатных органах публикуется мало, важно указать на положительный опыт в этой сфере российской печати. Во-первых, отметим наличие в России нескольких специализированных изданий, посвященных телевидению (например, еженедельники «ТВ-Парк», "МК-бульвар", "Семь дней", "ТВ-парад", "Антенна" и др.), в которых, помимо программ телепередач, публикуются статьи о тех или иных передачах, фильмах, интервью с известными киноартистами, режиссерами, телеведущими. В Ливане же такого рода издания пока отсутствуют. Как правило, в наиболее крупных газетах публикуются программы телевидения и крайне редко материалы о телепередачах.

Важной особенностью российской печати является наличие постоянных телевизионных отделов в ведущих газетах страны (например, "Известия", "Комсомольская правда", "Московский комсомолец", "Общая газета", "Новая газета", "Труд" и т.д.), где обсуждаются программы телевидения, рассматриваются его проблемы.

Публикации, посвященные проблемам российского телевидения, часто появляются в профессиональном журнале "Журналист". Так, например, в статье Сергея Муратова "Нравственность как аппендикс" достаточно всесторонне и глубоко, на наш взгляд, анализируются некоторые общественно-политические программы российского телевидения. В частности, поднимая вопрос об этике, автор критикует ряд телепередач, указывает на их неэтичность и "стремление заглянуть в замочную скважину". Как пишет С. Муратов, "нравственность - всегда несвобода. В том числе - несвобода слова. Того слова, которое оскорбляет аудиторию. Которое унижает личность, попирает достоинство человека, полоща на публике, как белье, его частную жизнь. Никакой воспитанный человек не позволит себе свободы подобных слов и действий. Никакой, кроме наших "ответственных лиц" и... работников телевидения" . Нам импонирует такой подход автора публикации к проблеме этического характера телепрограмм. Особый интерес в вышеупомянутой статье вызывает наличие не только конструктивной и серьезной критики, но и конкретные предложения автора, считающего необходимым создание попечительских советов, которые бы исследовали наиболее нетерпимые прецеденты в эфире и систематически публиковали свои выводы, а также принятие этического кодекса каждой телекомпанией российского телевидения. На наш взгляд, такого рода этические кодексы не помешало бы ввести и на ливанских телеканалах, особенно частных.

Похожие диссертации на Национальное своеобразие СМИ Ливана (особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия)