Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный мир М. Осоргина Лапаева, Наталья Борисовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лапаева, Наталья Борисовна. Художественный мир М. Осоргина : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Пермский ун-т.- Тюмень, 1998.- 23 с.

Введение к работе

Обращение к творчеству М.А.Осоргина (1878-1942), самобытного писателя-эмигранта первой волны, продиктовано необходимостью серьезного и фундаментального изучения литературы русского зарубежья, без знания которой не может быть сколько-нибудь полным и объективным представление о путях развития русской литературы XX века.

"Неброский", но по-своему оригинальный талант М.Осоргина совершенно закономерно попадает в фокус внимания современных историков литературы. М.Осоргин интересен не только как "типичный представитель" русской зарубежной литературы, но и как ее яркая и значительная "персоналия". Многое "приковывает" к Осоргину: его судьба (писатель, родившийся в Перми, завершает свой путь во Франции; является "свидетелем истории", полной драматических коллизий); его мировоззрение (он разделял взгляды эсеров-радикалов, был членом масонских лож) и, конечно же, его произведения, его творчество в целом.

Несмотря на уже имеющиеся достижения в осоргиноведении, нельзя сказать, что творчество писателя изучено исчерпывающе и системно. Сегодня научная актуальность исследования творчества М.А.Осоргина представляется очевидной. В результате обращения к литературному наследию Осоргина восстанавливается и обновляется прерванная в отечественном литературоведении традиция изучения литературы русского зарубежья. Введение в научный оборот творчества писателя, относительно недавно возвращенного в литературу и мало изученного наукой, расширяет поле русской литературы XX века, углубляет наши представления о ее развитии. Пристальное внимание к уникальным текстам М.Осоргина позволит увидеть их глубину, выявить специфические черты их художественного своеобразия.

Материалом исследования стали произведения М.Осоргина - романы, мемуарная проза, философско-публицистические работы, - в которых

предсгает индивидуальное видение писателем своей эпохи и содержится ее художественное воплощение.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении романов, мемуаристики и философско-публицистических произведений Осоргина как единой, законченной эстетической системы. Для этого нами введена категория "художественный мир" как оптимальная при целостном рассмотрении духовно-эстетической реальности литературы в ее неповторимом своеобразии и помогающая исследовать многообразные и многочисленные аспекты творчества Осоргина. Предложенная в работе направленность осмысления художественного феномена Осоргина дает возможность преодолеть "фрагментарно-локальный" характер изучения произведений писателя и проанализировать его творчество системно и многоаспектно.

Цель исследования - определить особенности художественного мышления Осоргина; осмыслить творческое наследие Осоргина в аксиологическом аспекте, выявив художественно-ценностные ориентиры писателя.

Достижение цели может быть осуществлено через решение следующих задач:

рассмотреть, как переходная эпоха с ее катаклизмами, разрывами и диссонансами в сознании, а, вместе с тем, с надеждой человека обрести свое место в растревоженном, усложнившемся мире обретает возможность своего духовно-эстетического "инобытия" в оригинальном художественном мире писателя;

обобщить и дополнить имеющийся в литературоведении исследовательский материал об осоргинской концепции мира и человека и о способах ее художественного воплощения, сосредоточив внимание на проблеме героя и мотивно-тематических оппозициях в произведениях писателя;

выявить особенности изображения героя в романной и мемуарной прозе Осоргина;

определить специфику содержательных, аксиологических, структурно-пластических аспектов фундаментальных мотивно-тематических оппозиций, лежащих в основании художественного мира Осоргина.

Решение поставленных задач достигается сочетанием различных методов исследования. Методологическую основу работы составляют труды В.В.Виноградова, Д.С.Лихачева, ЛЛ.Гинзбург и др., в которых разработан историко-типологический метод изучения творчества писателя, и работы Р.Якобсона, Ю.М.Лотмана, А.К.Жолковского и др., в которых реализуется поэтико-структурный подход к исследованию художественных текстов. Важными для данной диссертации явились теоретические работы М.М.Гиршмана, В.И.Тюпа, выявляющие общие и локальные элементы художественной целостности. Автором диссертации учтены работы Е.М.Мелетинского, В.Н.Топорова, Л.В.Карасева и др., демонстрирующие принципы мифопоэтического и философского подходов к анализу художественных произведений.

Практическая значимость работы связана с возможностью использования ее материалов и результатов в вузовском и школьном преподавании: в общих лекционных курсах по истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах по истории литературы русского зарубежья и литературы первой трети XX века.

Апробация работы. Главные положения работы докладывались на международных, всероссийских и региональных межвузовских научных конференциях (международная научная конференция "Осоргинские чтения" - Пермь, 1993 г.; всероссийская научная конференция "Духовная культура: проблемы и тенденции развития" - Сыктывкар, 1994 г.; республиканская научная конференция "Экватор" 90-х. Гуманитарные проблемы России" - Пермь, 1995 г.; научно-практическая конференция "Короленковские чтения" - Глазов, 1996 г.; международная научная конференция "Филология на рубеже XX - XXI веков" - Пермь, 1996 г.; республиканская научно-практическая конференция "Человек в мире культуры" - Пермь, 1997 г.).

Основные положения диссертации изложены в 10 опубликованных статьях и тезисах.

Материалы диссертационного исследования и разработанный подход использовались в лекционных курсах по истории русской литературы XX века, в спецкурсах по проблемам литературы Урала, в спецсеминарах по истории литературы русского зарубежья в ПГПУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, который включает 383 наименования.

Похожие диссертации на Художественный мир М. Осоргина