Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В переломные моменты исторического развития возникает потребность в четких нравственных, духовных, идейных ориентирах. Именно тогда, когда прежние идеалы оказываются развенчанными, тормозящими поступательное движение общества, возникает опасность потери человеком морального "стержня", и, как страшное и необратимое следствие этого, сокрушительный распад личности. С помощью определенных форм выражения, например, фантастики, литература, обладая огромным оценочным потенциалом, помогает человеку выработать индивидуальное отношение к глубинным проблемам бытия, прежде всего, через эстетический идеал. Эстетический идеал писателя служит интегратором потенциального смысла художественного произведения, в котором представление о прекрасном воплощается в эмоционально-образной форме. Актуальность нашего исследования обуславливается мыслью о том, что эстетический идеал является самым чутким художественным инструментом познания смысла человеческого предназначения. А форма фантастического произведения позволяет усилить эффект "постижения истины" с помощью воссоздания многочисленных вариантов развития моделей действительности.
Фантастика продолжает оставаться малоисследованной областью литературы и культуры. Несмотря на выявленные в последние десятилетий некоторые важные Функции фантастических произведений /например, прогностическая, воспитательная, оценочная и др./, все еще не до конца понятен механизм психологической притягательности фантастики в общественном-сознании, пути воздействия содержания и Формы ее на личность. Кроме того, не найдено еще и достойное место фантастики в современном искусстве.
Вместе с тем, современная эпоха с ее активными методами ана-
4 лиза и систематизации Фактов накопила к настоящему времени внушительный комплекс знаний о Фантастической литературе. В частности, сформировались критика и литературоведение фантастики,-получившие в последнее время название фантастоведения1 как комплексной науки,, исследующей историю и теорию этого явления в их неразрывном единстве.
Фантастике посвящено значительное количество работ критиков, публицистов, писателей-фантастов, исследователей. В многочисленных дискуссиях ученые пытаются выявить сущность фантастики, ее
Функции, дают различные классификации, намечают перспективы раз-
вития .
Новая волна интереса к Фантастике возникает в критике и литературоведении в середине 1980-х гг.,- когда социально-политические изменения в нашем обществе открыли благоприятную перспективу для публикации огромного пласта фантастических произведений, прежде всего, написанных в острой социально-критической манере .
ЦЕЛЬЮ данного исследования является определение специфики и эволюции Фантастики в произведениях А. и Б. Стругацких в периг-од конца 195С - начала 1990-х годов.
Осипов А..Н. Гиблиография ф: чтастики: Опыт историко-аналитичес-кой и методико-теоретической характеристики.-М.: Изд-во МПИ, 1990.-с. 6. . '
См., например, В мире фантастики: Сб. статей и очерков о йантас-тике/Сост. А. Кузнецов.-М.: Молодая гвардия, 1990.-238 с; Чернышева Т. А. Надоевшие сказки ХХвека//Вопросн литературы.-1990.-№5.-с. 62-82.
См. об этом: Чаликова В. Идеологии не'нужны фантазеры//3автра. Фантастический альманах.-1991.-Вып. 2.-е. 206-211.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих ЗАДАЧ: 1/ выявить-критерии исследования фантастических произведений А. и Б. Стругацких; 2/ воссоздать ретроспективную модель творчества братьев Стругацких в историко-литературном контексте современной отечественной фантастики; 3/ дать типологию Фантастических произведений братьев Стругацких на основе-взаимодействия концепции "возможных миров" и эстетического идеала писателей; 4/ показать особое место писателей-фантастов А. и Б. Стругацких, их вклад в формирование и развитие российской Фантастической ли-, тературы в 1960-1980-е годы.
Предлагаемая работа представляет собой форму монографического исследования, поэтому все задачи будут решаться на основе художественного анализа произведений братьев Стругацких различных творческих этапов: "Стажеры"/1962/, "Попытка к бегству"/1962/, "Трудно быть богом"/1963/, "Улитка на склоне"/1965/; "Гадкие лебеди"/! 966/, "Второе нашествие марсиан"/1966/, "Сказка о тройке" /1967/, "Пикник на обочине"/1971/, "За миллиард лет до конца све-та"/1974/, "Волны гасят ветер"/1982/, "Хромая судьба"/1982/, "Град обреченный"/!972, 1975, 1987/, "Отягощенные злом"/1988/, "Жиды города Питера...", или Невеселые беседы при свечах"/1990/.
А. и Б. Стругацкие принадлежат к поколению писателей-фантас
тов 1960-х годов. Ныне произведения А. Громовой, В. Куравлевой,
0. Ларионовой, К. Булычева, В. Михайлова, И. Варшавского и др.
известны далеко за пределами Отечества. Как писатели, все они, в
том числе и братья Стругацкие, воспитывались на традициях Фантас
тики И. Ефремова. Именно в его творчестве были отточены, проде
монстрированы и утверждены новые принципы Фантастики как литера
туры по преимуществу социальной, философской литературы больших
идей. . -.
Последнее поколение, пришедшее на смену писателям 1960-х годов,> этолуже несколько* десятков имен'писателей, чьи произве-дения "ворвались" обновленным "потоком" в- российскую фантастику в конце 1980 - 1990-х годах.-"Четвертая волна" взяла на вооружение многие приемы своих предшественников, прежде всего А, и Б. Стругацких, освоила'-вее без исключения разновидности фантастики. Это и фантастика социальная, философская /В. Рыбаков,-А. Зинчук, А. Лазарчук/, современная сказка /Б. Романовский/, историческая фантастика /С. Логинов/, притчевая фантастика /А. Столяров, Н. Некитайская," А. Измайлов/. Бледнее на нынешнем этане /1990-е году/ представлена разновидность научной фантастики /самой, известной, во все предыдущие Периоды/. Именно научная фантастика в ее классическом, "чистом" варианте отошла на' периферию творческих интересов четвертого поколения фантастов в России. Характерными же чертами "молодой" фантастики можно назвать ее повышенную психологичность; пристальный интерес к своему герою как личности особой и неповторимой; усложнение стиля и Формы произведений. Кроме того, в произведениях этих писателей заметно лорой нарочитое стремление уйти от пост роения приключенческого сюжета во избежание хрестоматийных штампов.
Творчество писателей-фантастов А. и Б. Стругацких интересно по нескольким причинам. Эти авторы - признанные мастера отечест.-венной фантастики, первые лауреаты премии "Аэлита" /1981. год, по-' весть "Жук в муравейнике"/. Их творчество отражает традиционные черты, характерные для лучшей части отечественной фантастики третьего поколения: тяготение к решению сложных социально-философских проблем, стремление к изучению психологии человека в особых обстоятельствах, сопряжение научно-Фантастической' концепции с насущ-: ными проблемами действительности.
7 *
Одновременно, у критиков и исследователей сложилось мнение' ' об их произведениях как особом мире, где всегда присутствует новизна подхода к каждой проблеме, непредсказуемость в 'решениях. Такие яркие индивидуальное черты произведений А. и Б. Стругацких как способность.социального предвидения, тесная взаимосвязь духовных- и нравственных ориентиров, критический социальный пафос, четко выраженйая оценочная позиция проявились в творчестве этих авторов многообразно. В художественной эволюции авторов можно отметить изменение-формы материала.и стиля, жанровой доминянты в сочетании с различными жанрами /роман, повесть, сценарий, пьеса/.
Критики /В. Гопман, В. Пискунов, Вл. Гаков/ соотносят индивидуальные бсобенности произведений братьев Стругацких с общими принципами, формирущими круг фантастической литературы. Ведь именно с появлением в отечественной фантастике лучших произведений А. и. Б. Стругацких стало возможным всерьез, не прибегая к методологическим натяжкам, говорить о поэтике, о художественных образах, о-первичности нравственной проблематики, о своеобразии конфликта, вытекающего из особенностей самой фантастики. Исследо-ватель А. Генис выделяет А. и Б. Стругацких как одних из очень немногих авторов, переживших кризиссоветской литературы в
например: Амусин М. В зеркалах будущего//Литературное обозрение. -1989.-№6.-с. 37-39.; Арбитман Р. '"Вернуть людям духовное содержание..."//Проблемы истории культуры, литературы, социально-экономической мысли.-Саратов: Изд-во Саратовского ун-та,1989.-с. 127-144.; Геллер Л. Вселенная за пределом догмы: Размышления о советской фантастике.-Лондон, 1985.-443 с. ^енис А. Лук и капуст"а//Знамя.-1994.-№8.-с. 188-200.
1960-1970-е гг., отмечая их лучшую книгу - Фантастическую повесть, "Улитка на склоне", написанную еще в 1965 году.
ОБЪЕКТОМ исследования служат произведения А. и Б. Стругацких. ПРЕДМЕТОМ же является динамика этих произведений в эстетическом и логико-семантическом аспектах. Выделение данных координат обусловлено следующим предположением. Специфику и эволюцию произведений братьев Стругацких, необходимо рассматривать как особую систему, включающую "постоянный" /"возможные миры"/ ич "переменный" /эстетический идеал/ компоненты.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются концепции: 1/ "возможных миров" /разработанная финским философом Я. Хинтик-кой/; 2/ Н. А. Ястребовой о содержании эстетического идеала ; 3/ Ю. Г. Нигматуллиной о,структурных принципах эстетического идеала0.
АСПЕКТ предлагаемой работы - историко-теоретический.
МЕТОДЫ исследования - историко-типологический, системно-структурный и системно-функциональный.
МЕТОДИКА данной работы предполагает -применение' сравнительно-типологического анализа; системного анализа произведений; метода "ретроспективного анализа творчества писателей.
Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования.-М.: Прогресс,
1980.- 445 с.
7 '
Ястребова Н. А. Формирование эстетического идеала и искусство. -М.: Наука, 1976.- 294 с.
Чіигматуллина'Ю. Г. Национальное своеобразие эстетического идеала.-Казань:-Изд-во Казанского ун-та, 1970,«- 211 с.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА предлагаемой работы заключается в том, что она представляет собой первый опыт монографического исследования творчества писателей-фантастов А. и Б. Стругацких.Здесь впервые: а/ дан системно-структурный анализ большинства значительных про- . изведений братьев Стругацких; б/ в отношении фантастики А. и Б. Стругацких применяется концепция "возможных миров"; в/ на ее основе выделяется классификация фантастических произведений писателей; г/ творчество братьев Стругацких рассматривается с точки зрения идейно-художественных функций эстетического идеала; д/ воссоздается ретроспективная модель творчества А. и Б. Стругацких; в/ представление об эволюции фантастики братьев Стругацких становится наиболее полным благодаря включению в ретроспективный обзор произведений конца 1980-х - начала 1990-х годов.
В связи с тем, что,помимо историко-^твратурных целей, перед нами стояла задача поиска теоретических критериев, представляется-возможным использование в работе следующего композиционного приема. Изучение фантастических произведений А. и Б. Стругацких ведется поэтапно, в нескольких планах. В плане взаимодействия с концепцией "возможных миров" и в плане функционирования эстетического идеала /первая глава/. Во второй главе все аспекты рассматриваются на примере одного произведения /повесть "Хромая судьба"/, выступающего в качестве отправной точки для дальнейшего исследования. В заключительной главе проводится ретроспективный анализ творчества А. и Е. Стругацких в историко- литературном контексте 1960-1990-х годов /в плане взаимодействия двух координат - концепция "возможных миров" и эстетического идеала писателей/.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЯГЛЗ работы заключается в тем, что наблюдения и выводы, полученные в ходе тюследования, могут быть исполь-
10 зованы в лекционных курсах и практических"занятиях по русской литературе двадцатого века*.а также в спецкурсах и спецсеминарах по теоретическим проблемам современной русской литературы,
СТРУКТУРА диссертации определена целью и задачами исследования. Она'включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы и источников.