Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова (От "Бурыги" до "Русского леса". Историко-литературный и актуальный контекст) Оленский Борис Иванович

Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова (От "Бурыги" до "Русского леса". Историко-литературный и актуальный контекст)
<
Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова (От "Бурыги" до "Русского леса". Историко-литературный и актуальный контекст) Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова (От "Бурыги" до "Русского леса". Историко-литературный и актуальный контекст) Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова (От "Бурыги" до "Русского леса". Историко-литературный и актуальный контекст) Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова (От "Бурыги" до "Русского леса". Историко-литературный и актуальный контекст) Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова (От "Бурыги" до "Русского леса". Историко-литературный и актуальный контекст) Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова (От "Бурыги" до "Русского леса". Историко-литературный и актуальный контекст) Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова (От "Бурыги" до "Русского леса". Историко-литературный и актуальный контекст) Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова (От "Бурыги" до "Русского леса". Историко-литературный и актуальный контекст) Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова (От "Бурыги" до "Русского леса". Историко-литературный и актуальный контекст)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Оленский Борис Иванович. Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова (От "Бурыги" до "Русского леса". Историко-литературный и актуальный контекст) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Краснодар, 2004 232 c. РГБ ОД, 61:04-10/1173

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Реальный и идеальный образ Родины в литературно-художественных исканиях Леонида Леонова 20-30-х годов (Морфология-национально-исторической преемственности и «корневого» самосознания) 10

ГЛАВА 2. Родословная подвига как индивидуально-творческое «поле битвы» Леонида Леонова в роковые сороковые (Духовно-нравственный ренессанс «внутри» и «снаружи») 128

Заключение 205

Библиографический список 222

Введение к работе

Ситуация духовно-нравственного кризиса побуждает исследователей к поиску высоких идеалов, способных побудить общественное сознание к возрождению высокой духовности и нравственной силы.

Анализ литературного наследия выдающихся советских писателей позволяет наглядно проиллюстрировать этапы возрождения и становления новой личности, личности - творческой, ищущей, созидающей. В этом контексте творчество Леонида Максимовича Леонова гармонично вписывается в летопись основных исторических, идейно-нравственных поисков отечественных писателей прошлого столетия.

Для понимания сущности эпохальных событий XX века важнейшую роль играет историко-литературная ретроспектива творчества великого мастера. Выделение в качестве главной исследовательской задачи проблемы народно-патриотического пафоса в произведениях Л. Леонова оказалось необходимо оправданным, т. к. позволяет постичь глубину творческих замыслов эпохи.

У каждого писателя есть свой взгляд на человека, на процессы формирования личности, участие ее в общественной жизни страны. По изменению взглядов писателя на проблему взаимоотношений общества и личности можно судить о содержательной стороне его творческой эволюции.

Уже в 20-е годы Л. Леонов как художник становится продолжателем традиций великих русских классиков - Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. «Леонов не только хочет вписать в жизнь свою авторскую оценку явлений,- писал Д. Горбов, - придать этим явлениям им самим законченного, а потому неизбежного и замкнутого миропонимания, сколько откликнуться на все ее звучания, как чуткая и верная мембрана» (32. С. 168).

Художник редкого дарования, талантливо владеющий мастерством в любом литературном жанре, создал бесценные по философской глубине и своеобразию художественного отображения действительности романы: «Бурыга», «Барсуки», «Вор», «Соть», «Скутаревский», «Дорога на Океан», «Русский лес» и пьесы: «Унтиловск», «Усмирение Бададошкина», «Нашествие», «Ле-нушка», «Золотая карета», «Волк», «Обыкновенный человек», «Половчанские сады», «Метель», повести: «Взятие Великошумска»», «Evgenia Ivanovna» и др. В зависимости от социально-психологической конкретики переживаемого времени аспектами проблемы народно-патриотического пафоса становились такие грани «онтологического бытия» личности в произведениях Леонова, как: личность и время, масса и личность, человек «с личностью» и человек «без личности» («маленький человек»), общественно-актуальное и личностно-востребованное, диалектика духовно устоявшегося и социально-радикального.

Есть некая родословная леоновских героев, писал Олег Михайлов, и она просматривается через все творчество писателя. Идейно-смысловая направленность этой родословной ведет нас от «Вора» к «Соти» и «Скутаревскому», а «Скутаревский» подготавливает рождение романа «Дорога на Океан». Оба последних произведения (уже в обратной, видимой для нас сегодня перспективе) создают дальнейшие предпосылки для возможного появления образов и открытий, угадываемых в «Мироздании по Дымкову». «Жизненный материал, исследуемый Леоновым, - это всегда самые острейшие, самые актуальные и «больные» вопросы современности, которые писатель решает страстно, с большой ответственностью перед человеком, перед будущим» - отмечает Г.Н. Щеглова (204. С. 4).

Примечательной особенностью отображения героев в произведениях Леонова является то, что писатель чутко связывал процесс их духовного роста с эволюцией конкретно-исторического явления, что позволяет прозреть начало непреходящее, обусловленное наличием глубокого в идейном замысле романов Л.Леонова, художественного мировосприятия, которое определяется моментами непрерывности духовной традиции, учетом метафизического уровня исторического бытия.

АКТУАЛЬНОСТЬ предлагаемого исследования определяется тем, что опубликованные в печати критические и историко-литературоведческие иссле дования по проблематике патриотизма в творчестве Л. Леонова основаны на методологии, исключающей учет национальных корней, духовные основы героического начала в творчестве писателя. В современной критике нарочито замалчивается, а порою искажается сущность идейных истоков высокой духовности и культуры народа. Это приводит к тому, что читатель не может представить всей полноты происходящих в XX веке событий, способствующих формированию высоких духовно-нравственных основ личностного начала.

С одной стороны, в критике идет очернение и шельмование всего того, что пережило поколение 20-х - 30-х годов, с другой - наблюдается ностальгия о прошлом, далеко не безупречном опыте. Художественная правда о событиях тех лет всегда занимала и занимает серединное положение в общем философ-ско-публицистическом дискурсе эпохи.

Поиск истины возвращает нас к творчеству выдающихся мастеров отечественной литературы, таких как Леонид Леонов, герои которого ярко и многогранно иллюстрируют духовно-нравственную эволюцию личностного начала героев в масштабе векового диапазона. Герои Леонова символизируют дух своей эпохи, жизненная сила которой была направлена на борьбу и преодоление разрухи, голода, мракобесия, вывела страну из вековой отсталости. Попытка поиска истоков жизненной силы в творчестве великого мастера, национальной идеи, способствующей возрождению духовно-нравственных основ, является исследовательской задачей, связанной с творчеством Л. Леонова.

В настоящее время под воздействием СМИ, искусственно насаждающих чуждую идеологию, происходит крушение традиционных основ общества, рвется нить, связующая поколения. Остро ощущается утрата морально-нравственных ориентиров, способных сплотить народ под знаком объединяющей национально-патриотической идеи. Отсюда жизненно важным является обращение к лучшим произведениям отечественной литературы - источнику народной мудрости, воплощенной в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. М. Горького, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Л. М. Леонова и др.

НОВИЗНА предлагаемого исследования заключается в изучении творческих воззрений Л. Леонова сквозь призму отображения им духовно-нравственного макрокосмоса и установления причины его редукции, в переосмыслении методологических подходов к отображению образа новой России..

ЦЕЛЬЮ диссертационного исследования является изучение истоков народно-патриотического пафоса в художественном мире Леонида Леонова, выявление духовно-нравственных основ личностного начала героев, отображенных сквозь призму таких категорий, как народность, историзм, гуманизм. Для достижения обозначенной цели в работе решаются следующие ЗАДАЧИ:

1. Установление имеющегося многообразия принципов художественного мировидения писателя в их связи с проблемой отображения эпохальной лич ности в литературно-историческом процессе XX столетия;

2. Определение типологических черт личностного характера героев произ ведений Л.Леонова и установление динамики формирования в их сознании зре лых патриотических чувств;

3. Прояснение онтологических основ идейно-психологического замысла леоновскои трагедии, которые мотивируют героическое самоутверждение личности, социальную эволюцию характера и его нравственный статус;

4. Выявление философско-эстетической сущности процесса становления личности в произведениях Леонова, характера связей отдельно взятого героя с народом, путей и форм борьбы с проявлениями мещанства и иждивенчества.

Работа не претендует на полноту аналитического образа всего литературного творчества писателя.

ПРЕДМЕТОМ исследования служит эволюция творческих воззрений Л. Леонова в период с 20-х по 60-е годы XX столетия, пути формирования писателем методологических подходов в раскрытии проблем личности в рамках единого культурно-творческого диалога рассматриваемой эпохи.

МАТЕРИАЛОМ для исследования послужили этапные в концептуальном отношении произведения писателя, такие как: романы «Бурыга», «Барсуки», «Вор», «Соть», «Скутаревский», «Дорога на Океан», частично «Русский лес», пьесы «Половчанские сады», «Унтиловск», «Волк», «Обыкновенный человек», «Нашествие», «Ленушка», повести «Взятие Великошумска», «Конец мелкого человека», «Провинциальная история», а также публицистика автора.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ базой диссертационной работы являются исто-рико-литературоведческие исследования и теоретические труды Грозновой Н. А., Ершова Л. Ф., Зайцева Н. В., Ковалева В .А., Крылова В. П., Лежнева А., Палиевского П. В., Платошина Г. И., Пормана Р. Н., Селивановского А., Стариковой Е. В., Финка Л. А., Чеботарева В. Г., и др.

МЕТОДЫ исследования: сравнительно-типологический, культурно-исторический.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ значимость диссертации заключается в том, что применение аксиологического подхода к исследованию проблемы народно-патриотического пафоса в творчестве Леонова, изучаемого сквозь призму разноплановых личностных черт его героев, позволило проследить эволюцию формирования нравственно-этических черт народного самосознания, установить содержательные свойства общественно-психологического типа эпохи.

ПРАКТИЧЕСКАЯ значимость работы состоит в возможности использования материалов и результатов исследования при чтении курса «Истории русской литературы XX столетия», спецсеминаров по проблемам переосмысления творческого наследия Л. Леонова.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Проблема народно-патриотического пафоса выступает как стихия света в художественном мире Леонида Леонова, определяющая идейно-эстетическое содержание творчества писателя и своеобразие его мировоззренческой эволюции.

В философско-нравственной подоплеке произведений Леонова сконцентрированы важные мысли о духовных поисках и становлении личностного начала, путях единения ее личности и общества, путях и формах борьбы с любыми проявлениями мещанства и иждивенчества. Основными чертами его творческого стиля являются философичность, подтекстовость как средство увеличения содержательного объема мыслей, утонченная психологическая разработка характеров героев.

2. Предметом художественного исследования творчества Л. Леонова является центральный образ Родины. Своеобразие отображения этого образа определено особым качеством творческого мировидения писателя — «русскостью» (В. Распутин). Особый угол зрения автора на эту проблему заключается в открытом им принципе «логарифмирования», который представляет собой емкую «упаковку» событий (Л. Леонов), в результате которых выявляются скрытые до поры исторические тенденции.

Структура образа Родины связана с эволюцией взглядов писателя. С 20-х годов этот образ постоянно эволюционизировал от изображения трущоб «Зарядья» до «Сотьстроя» или «Дороги на Океан», до приобретения новых очертаний, глубины, связанной с новым обликом России. Тем не менее он сохранил в неприкосновенности многие из ранее познанных им характерных черт духовности русского народа.

В начальных творческих опытах писателя Россия представала в сказочном облике («Бурыга», «Гибель Егорушки»). Писатель рассматривал ее неповторимые черты сквозь призму мифологии. Веселая, шумная, озорная и пестрая предстает Россия со страниц ранней прозы писателя. Это, прежде всего Россия простонародная, крестьянская, впитавшая легенды и мифы предков, где отличительной чертой характеристики бурлящей народной жизни является колорит. Любовь к Родине Леонов понимает очень широко, включая в это понятие и уважение к национальным святыням, культуре, любовь ко всему живому на земле, умение трудиться, готовность отдать за нее жизнь. Леонов считает, что «чувство родины в каждом гражданине соразмерно его личному вкладу в общенародное дело».

3. Поиски наиболее удачной формы отображения героико-патриотической темы привели Леонова к драме. Эта форма помогла ему ярко и убедительно отобразить героическую личность - личность сильную, целеустремленную, беспредельно любящую свою Родину, погибающую во имя высокой гражданской цели. Ответом писателя на запросы трагической и одновременно героической эпохи, вскрывающей несгибаемую волю и мужество советских людей в их великой освободительной миссии, стали пьесы «Нашествие», «Ленушка», повесть «Взятие Великошумска».

Народно-патриотический пафос наиболее ярко проявился в творчестве Леонова в годы Великой Отечественной войны, прежде всего в его публицистике. Он поражает современников своей мощью, придает творчеству особую идейную силу, полемичность, объемность и публицистическую страстность. Патриотизм советского человека, провозгласившего свое отечество духовным пристанищем человечества, для Леонова является самым святым чувством.

АПРОБАЦИЯ научных результатов исследования происходила: в процессе выступлений на научных конференциях, посвященных творчеству Л.Леонова. По теме диссертации опубликовано 5 работ.

СТРУКТУРА диссертации включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список, содержащий 198 источников. 

Реальный и идеальный образ Родины в литературно-художественных исканиях Леонида Леонова 20-30-х годов (Морфология-национально-исторической преемственности и «корневого» самосознания)

Леонид Леонов стремительно вошел в литературу в начале 20-х годов XX столетия. После чтения первых рассказов, которое происходило у художника В. Д. Фалилеева в 1922 году, в литературных кругах пошли разговоры о необыкновенном, оригинальном даровании начинающего писателя. Один из современников, присутствующих на этом чтении (А. Яковлев), вспоминал впоследствии: «Леонов читал мастерски, с подъемом. Яркие образы, крепкое слово, вдохновенный голос — все произвело очень сильное впечатление на слушателей. Посыпались похвалы. Леонов сидел красный, опустив глаза. Очень была хороша эта его молодая застенчивость...» (206.С.38).

Спустя некоторое время появился в печати рассказ «Бурыга», а за ним и другие, которыми Леонов открывает собрания своих сочинений.

Хотя сам писатель считает годом вступления в литературу 1922-й, писать он начал значительно раньше. Первые творческие опыты датируются им 1915 годом. Как и многие в его возрасте, увлекался поэзией, пытался выразить свои эмоции и чувства, прибегая к рифме. Тяга к поэзии, вероятно, передалась Леонову по наследству. Его отец — Максим Леонович Леонов — был одним из известных поэтов-суриковцев. В 1900-х годах был создан «Суриковский литературно-музыкальный кружок», который объединял писателей и музыкантов — самоучек, вышедших из народа, трудом и талантом добивавшихся признания публики. Их связывало глубокое сочувствие к человеку из народа, стойко переносящему тяготы и лишения бесправной, нищенской жизни, любовь к русской природе, внимание к укладу деревенской жизни, народно-поэтическому творчеству. Писатели-самоучки развивались, следуя традициям демократической поэзии А. В. Кольцова, Т. Г. Шевченко, Н. А. Некрасова. Деятельность кружка была связана с именами многих известных впоследствии писателей: среди них С. Есенин, П. Орешин, А. Ширяевец, А. Чапыгин и др.

Сочувственно и внимательно следил за творчеством суриковцев Максим Горький. В статье «О писателях-самоучках» (1911) он писал, что в их произведениях «запечатлены живые человечьи души, в них звучит непосредственный голос массы, они дают возможность узнать, о чем думает потревоженный русский человек в долгие ночи шестимесячной зимы» (35. С. 27). Пролетарский писатель, подробнейшим образом разбирая темы, сюжеты, образы, характеры в этих произведениях, находил, что в художественных изданиях писателей из народа «возникает к жизни новый тип человека, это человек, бодрый духом, полный горячей жажды приобщиться к культуре, вылечившийся от фатализма и пессимизма, а потому - дееспособный» (35. С. 28).

М. Л. Леонов был деятельным участником этого кружка. В годы первой русской революции на волне общего демократического подъема усилились «в этой среде революционные настроения. В 1905 году М. Л. Леонов совместно с Ф. С. Шкулевым организовал издательство «Искра», которое печатало агитационную литературу («свободные песни»). Сборник «Под звон кандалов» (1905) был конфискован царской охранкой, а авторы - отданы под суд. За выпуск «недозволенных» книг «крайнего содержания» М. Леонов был арестован и в 1908—1910 годах несколько раз находился в тюремном заключении, а позже был вынужден переехать в Архангельск, куда вместе с ним убыл и сын Леонид, будущий писатель.

В поэзии М. Леонова, посвященной крестьянству, чувствуется искренняя любовь к народу, знание его творчества, умение работать с народным словом. В стихотворении «Завет сыну» (1915), посвященному старшему сыну — буду- щему писателю, отразилось ясное представление о роли поэта в обществе. Возвышенно и трогательно звучит это напутствие сыну:

В своих стихах будь чист, Как светлая росинка, Как гордого орла полет, — высок душой, Забитого нуждой и в жизни сиротинку Благословляй в твоей поэзии святой. Бичуй порок и зло, клейми неправду злую, Обиженным судьбой защитой будь в стихах, Не забывай вовек свою страну родную, Неси свет знания туда, где давит мрак... В какой-то мере поэзия отца, его демократические устремления, народные идеалы влияли на Леонова, некоторые его стихотворения (1915) были написаны в традициях суриковцев. В них угадываются некрасовские интонации: За холмом разливается песня мужицкая.... Коли хочешь услышать тоску, Встань, прохожий, и слушай, как грудь надрывается, Как теперь тяжело мужику! («Песня») В его первых стихотворных произведениях было заметно и влияние символистской поэзии, которая казалась необыкновенно таинственной, привлекательной и новаторской в среде гимназической молодежи. Одноклассник Леонида Леонова (Н. М. Белинкий) вспоминал о читательских пристрастиях учащихся - гимназистов 3-й московской гимназии, где учился Леонов: «Современная поэзия заняла большое место в нашей жизни, помнится, с конца 1915 - начала 1916 г. мы перечитали к этому времени Бальмонта, Брюсова, Белого, Сологуба, Блока. И первой нашей любовью среди них был Блок: 1916 год прошел для нас под знаком его третьей книги, главным образом стихов о России... В 1915 - 1916 гг. мы читали и перечитывали Достоевского, Горького, Андреева...» (С. 21-22).

Родословная подвига как индивидуально-творческое «поле битвы» Леонида Леонова в роковые сороковые (Духовно-нравственный ренессанс «внутри» и «снаружи»)

«Леонов и кино», «Леонов и зарубежная литература», «Театр Леонова», «Леонов-публицист», «Язык Леонида Леонова», «Леонов-гражданин», «Труд в произведениях Леонова», «Традиции Достоевского в произведениях Леонова», «Леонов-художник», «Леонов-литературовед» (его речи-статьи о Гоголе, Чехове, Горьком, Грибоедове, Толстом), «Коренные проблемы современности в произведениях Леонова», «Творческий путь Леонида Леонова», «Леонов как общественный деятель», «Леонов и литературная молодежь»...

Несмотря на то что перечень тем, которые напрашиваются, когда думаешь о Леониде Леонове, огромен и каждая из них годилась бы не только на большую обстоятельную статью, но и на монографию, можно и нужно продолжать исследования наследия великого мастера. Ну, скажем, «Композиционные особенности романов Леонова», «Леонов в годы войны», «Русская природа в произведениях Леонида Леонова», «Родословная подвига как оружие публициста...».

Читая леоновские произведения военной поры, мы видим, что публицистичность - естественное и органическое свойство леоновского дарования.

Если выступления Леонова на страницах прессы в 20-е годы, после ухода из красноармейской печати, были еще эпизодическими, то в 30-е годы Леонов активно включается в многочисленные споры и дискуссии тех лет о реализме, публикует свои впечатления о различных поездках по стране, в которых стремится отразить те черты нового уклада, которым принадлежит будущее.

В годы Великой Отечественной войны мастерство Леонова-публициста значительно выросло, приобрело гневную страстность, историческую глубину, яркую национальную окраску. Его публицистические статьи (как и выступления А. Толстого, М. Шолохова, Н. Тихонова и других писателей) являются одними из самых сильных, ярких и яростных писательских откликов на события военной поры.

Отличительной чертой леоновской публицистики является историческая глубина. Леонов рассматривал события войны в большой исторической ретроспективе, выявляя истоки духовного мужества советских людей, связывая настоящее с днем минувшим. Писатель пытался проникнуть в самые глубокие пласты народного сознания, чтобы понять, почему «самая сталь корчится от боли на полях России, но не русский человек». Военная публицистика писателя проникнута «несокрушимой тысячелетней верой» в свой народ, защищающий свои национальные святыни.

Леонов в годы войны не уставал напоминать сражающимся современникам об ответственности не только перед живущими согражданами, но и перед прошлым. Русская культура (в широком историческом понимании термина), содеянная подвигами предков, являющаяся памятью народа, без которой нет развития нации, требовала решительной защиты. В лирических зарисовках художника «Наша Москва» (1941) и «Слава России» (127. С. 124) возникают величественные образы столицы, русской земли. Леонов подчеркивал ту историческую роль, которую сыграла Москва в становлении национального самосознания: «Москва — громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского». Здесь каждая улица хранит воспоминания истории, сами камни являются свидетелями славных событий, отсюда «народ русский в сопровождении большой и многоименной семьи народов двинулся в светлое будущее». В трудные дни обороны Москвы на вопросы: «Выдюжит ли русская рука?», сумеет ли народ отстоять столицу, Леонов не задумываясь отвечал: «Выдюжит, выдюжит, товарищи!» («Наша Москва») (127. С. 84).

Героический образ Родины возникает и в статье «Голос Родины». И здесь Леонов обращал внимание на историческую связь поколений: «Ты не один в этой огневой буре, русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый мастеровой Петр Первый, и Пересвет с Ослябием, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей!» (127. С. 83).

И теперь, когда чадом застланы дорогие каждому человеку места, когда «завоевательское отребье», «отравители, растлители, коноеды и другие упыри» хозяйничают на родной земле, Леонов призывал оглянуться на «древние гордые кремли», «на молчаливые тени предков», чтобы защитить детей, будущее: «Подымись во весь свой рост, гордый русский человек, и пусть содрогнутся в мире все, кому ненавистны русская речь и нетленная слава России!» (127. С. 84).

Похожие диссертации на Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова (От "Бурыги" до "Русского леса". Историко-литературный и актуальный контекст)