Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Локальный агиографический текст в историко-литературном контексте XVII - середины XVIII столетий : Житие Иродиона Илоезерского Лифшиц, Александр Львович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лифшиц, Александр Львович. Локальный агиографический текст в историко-литературном контексте XVII - середины XVIII столетий : Житие Иродиона Илоезерского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Лифшиц Александр Львович; [Место защиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т].- Томск, 2012.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1283

Введение к работе

Диссертационное сочинение посвящено исследованию поздней русской агиографической традиции на примере ранее не исследованного локального текста Жития преподобного Иродиона Илоезерского, которое традиционно датируется серединой XVII в. и является типичным примером житийной литературы Белозерского края.

Актуальность исследования. Изучение локальных особенностей агиографии связано в современном литературоведении с общим интересом к локальным текстам, в том числе и провинциальным . Этот интерес обусловлен пониманием того, что любой текст является порождением определенной историко-культурной ситуации, важным компонентом в описании которой может являться географическое положение того региона, где он возник. Это обстоятельство приобретает особое значение, когда речь идет о поздних житиях местночти- мых святых (см. об этом работы Л.А. Дмитриева, С.А. Семячко и др).

В XVII-XVIII столетиях осознание локальной обособленности ряда агиографических текстов нередко вызывало появление своеобразных «тематических» рукописей, например, содержащих жития новгородских или ростовских святых. Известен рукописный сборник- конволют, включающий в себя жития святых Белозерского края (Музей-усадьба «Архангельское», инв. № 18405).

Наличие локальной агиографической традиции позволяет говорить о региональном менталитете, который, в свою очередь, является вариантом общенационального культурного архетипа. Житиям, происходящим из одного культурно-географического ареала, с XIX в. стали посвящаться и отдельные исследовательские работы. Так, например, был выделен цикл вологодских житийных текстов (Н.А. Коноплев, С.А. Семячко).

Локальный агиографический текст - это одновременно текст пространственный и поведенческий . С одной стороны, здесь создается «образ места» во всем богатстве и уникальности его локальных смыслов и взаимосвязей между ними, а с другой, - житие всегда мыслится как пример устроения жизни человека в соответствии с каноном и небесным образцом, о чем пишут в своих исследованиях В.Н. Топоров, Ю.М. Лотман и др.

История изучения вопроса. Житийные тексты, как отметил еще 150 лет назад замечательный филолог, искусствовед и тончайший исследователь русской культуры Ф.И. Буслаев, «составляют самый любопытный наставительный, а вместе и в высшей степени занимательный отдел в нашей древней словесности». По словам ученого, в них, «с одной стороны, предлагаются важнейшие данные для истории православия в России, с другой - любопытнейшие подробности для истории частной жизни, как духовной, так и светской, для истории нравов, обычаев, образа мыслей и т. п.» . Важнейший труд В.О. Ключевского , вышедший спустя десять лет после данной работы Ф.И. Буслаева, на долгое время предопределил научный подход к агиографическим текстам. Исследователь обратился к житиям для ответа на вопрос об участии монастырей в колонизации северовосточной Руси и пришел к выводу о «небогатом историческом содержании» этого источника, качество которого зависело от литературных целей, поставленных перед собою автором. Тем не менее труд В. О. Ключевского породил значительную исследовательскую традицию, продолжающуюся до настоящего времени .

Но, далеко не всегда однозначно отражая действительность, зачастую пренебрегая фактами или в той или иной степени искажая их, жития нередко гораздо точнее, чем какие-либо иные памятники русской книжности, фиксируют существовавшие в обществе морально- нравственные идеалы и понимание того, как должна быть устроена жизнь в соответствии с представлениями о христианстве, актуальными в тот или иной период времени. Именно жития с их избирательно направленной рефлексией гораздо объективнее повествуют об этой скрытой, как правило, от глаз исследователя стороне жизни человека. Не всегда являясь ценными источниками с точки зрения хронологии и фактографии, они непременно остаются хранилищем ценнейших сведений о состоянии коллективного сознания, коллективной памяти определенной области, территории. Они больше, пожалуй, чем многие иные исторические свидетельства, способны придать человеческое измерение изучаемым историческим и культурным процессам.

В последние десятилетия заметно возрос интерес исследователей, в том числе и историков литературы, к средневековым литературным памятникам вообще и к памятникам восточнославянской агиографии в частности. Причины этих изменений, вероятно, во многом лежат в области идеологии и не в последнюю очередь связаны с тем, что в два последних десятилетия были сняты явственно ощутимые ранее ограничения на изучение произведений, связанных с религиозной жизнью древнерусского общества. В результате возникает потребность, с одной стороны, в новом осмыслении уже накопленного наукой материала, с другой - в своеобразной «новой каталогизации», без которой по-настоящему научное осмысление материала невозможно. Среди значительных работ в этой области - труды О.В. Творогова. Характерно также, что разного рода «учету» памятников древнерусской литературы и книжности были посвящены сразу несколько докладов на состоявшейся в мае 2010 года в Санкт- Петербурге представительной международной конференции «Современные проблемы археографии».

В программной статье, посвященной современному состоянию исследований в области русской агиографии и актуальным задачам, стоящим перед учеными, О. В. Творогов указал на то, что жанр жития оказался текстологически наименее изученным по сравнению, например, с повестями или летописями) . Одновременно было указано на крайнюю неполноту сведений о русской агиографии и на необходимость создания современного Свода памятников русской агиографии, который бы учитывал известные списки каждого жития и их особенности. По мнению О.В. Творогова, «непременным требованием к своду должны стать предшествующее выявление и изучение максимально доступного числа списков <...>, текстологическое и историко- литературное исследование и критическое издание всех основных редакций жития, а также и других памятников, входящих в агиографический цикл: похвальных слов, сказаний о чудесах и т. д.» Среди прочих житийных памятников, нуждающихся в текстологическом изучении, упомянуто и Житие Иродиона Илоезерского.

Во многом слова О.В. Творогова формулируют тот тренд, который складывается сегодня в науке о древнерусской литературе и, в частности, в работах, посвященных древнерусской агиографии.

Постановка проблемы. Одним из важнейших вопросов, связанных с изучением поздних житий становится вопрос об историческом контексте. В свое время Е.К. Ромодановская, говоря о сибирских агиографических памятниках, отмечала тесную связь «повествований XVII в. о «новых» святых с документом . Именно документ становится специфическим доказательством подлинности рассказа о святом и его чудесах.

Появление в последнее время значительного числа отечественных исторических работ в духе «Школы анналов», с одной стороны, и активно возрождающееся в постсоветское время краеведение с его естественным вниманием к повседневной жизни человека, с другой, породили большое количество исследований, посвященных житийной литературе. С начала 1990-х годов внимание исследователей оказывается все больше и больше обращено к рукописной традиции, к изменению текста во времени, а осуществление работы стало требовать использования научного аппарата не одного лишь литературоведения, но и иных филологических наук, и даже смежных гуманитарных дисциплин. Можно сказать, что современное филологическое исследование по необходимости становится все более синтетическим, привлекает методики иных дисциплин и одновременно предлагает историкам или лингвистам ранее невостребованный материал, который может и должен быть использован в их научных разысканиях. Иными словами, часто декларируемое знание о нераздельности и непрерывности культуры получает возможность претвориться в научные исследования.

Поздние агиографические сочинения, занимая промежуточное положение между «высокими» и «низкими» жанрами книжности, демонстрируют «внимание к исторической событийной стороне и одновременное дистанцирование от нее в ходе <.. .> размышлений на библейские и богословские темы» '. То же наблюдение о двойной природе житийного текста, в котором событие существует сразу на двух уровнях («историческом уровне» и на уровне «духовной реальности»), делает выдающийся итальянский исследователь Р. Пиккио . Таким образом, агиографические сочинения становятся теми самыми текстами, в которых соединены бытовая история с ее богословским осмыслением. А тот факт, что «житийный жанр получил на Руси особенное развитие и достиг особого литературного совершенства, а потому более прочих находил отклик у всех слоев народа» , делает непереводные агиографические сочинения одним из важнейших объектов изучения при исследовании духовной культуры Древней Руси и ее отдельных регионов.

Среди агиографических произведений, созданных в Древней Руси, особое место занимают жития, происходящие из Северной Руси, а среди них - относящиеся к периоду XVI-XVII веков. Многие из христианских подвижников этих обширных территорий в настоящее время почти забыты. Почитаемые при жизни и после смерти не слишком многочисленными окрестными жителями, одни из подвижников не были удостоены ни житий, ни служб, жития других в силу разного рода обстоятельств, среди которых, вероятно, не последнее место занимают события Смутного времени и всех остальных смутных времен нашего отечества, не сохранились. Жития третьих представляют собой чрезвычайную редкость и известны едва ли по десяти сохранившимся до наших дней спискам.

Объектом исследования является Житие преподобного Иро- диона Илоезерского. Канонизированный в середине XVII в. преподобный Иродион был одним из тех многочисленных подвижников, которые в XVI столетии обитали на Русском Севере, в «пределах града Белаозера».

Предмет исследования состоит в выявлении взаимосвязи текстов поздних житий местночтимых святых с локальной историей края.

Житие преподобного Иродиона Илоезерского никогда не становилось объектом научного исследования. Даже в авторитетном «Словаре книжников и книжности Древней Руси» оно не заслужило отдельной статьи и ошибочно упоминается в статье, посвященной архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Митрофану. Житие сохранилось в одиннадцати списках, но в научной литературе встречаются сведения только о четырех из них.

Житие преподобного Иродиона Илоезерского удовлетворяет всем условиям исследования, посвященного поздней локальной агиографической традиции: созданное вдалеке от признанных литературных центров Древней Руси, адресованное прежде всего тем людям, которые оказывались в месте почитания святого, оно окружено значительным комплексом документальных источников, современных созданию по крайней мере одной из существующих версий этого литературного памятника.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является многоаспектное исследование текста Жития преподобного Иро- диона Илоезерского как произведения белозерской агиографической традиции. Житие исследуется в синхронии и диахронии, в связи с меняющейся исторической и социокультурной ситуацией в одном из самых интересных, с точки зрения эволюции культуры, регионов России. Поставленная цель определяет и задачи диссертационного исследования, которые сводятся к следующему:

Задачами, которые ставились нами в диссертационном сочинении, были:

выявление максимального количества сохранившихся списков Жития преподобного Иродиона Илоезерского;

определение круга документальных текстов, которые относятся к событиям, описываемым в тексте Жития;

раскрытие механизмов порождения и культурно-исторических обстоятельств текста Жития, определение существующих в нем разновременных напластований;

установление возможного автора (составителя) или авторов (составителей) сочинения;

осмысление основных принципов отражения событий в тексте изучаемого агиографического произведения, включая выявление иерархии отдельных событий в коллективной памяти местного населения и особенностей их отражения;

реконструкция культурной среды, в которой изучаемый текст находил своих адресатов;

установление обстоятельств, влиявших на бытование Жития в XVII-XVIII столетиях, определение характера этого бытования, включая способы распространения списков;

выявление тех особенностей текста, которые позволили бы говорить о существовании локальной белозерской агиографии и о Житии преподобного Иродиона Илоезерского как о репрезентанте белозерского локального текста.

Методология исследования. Для реализации поставленных задач нами были использованы историко-литературный, сравнительно-исторический, семиотический, семантический, историко- функциональный и текстологический методы. Также были использованы методы и подходы, выработанные историческим источниковедением и исторической лингвистикой, включая методы камеральной археографии, такие как археографическое описание письменных документов, кодикологическое, филигранологическое и палеографическое исследования списков жития и сопутствующих документов, семантический и грамматический анализ текстов.

Новизна исследования определяется тем, что в научный оборот впервые вводится ранее не являвшийся объектом научной рефлексии агиографический текст, который рассматривается в непосредственной связи с иными письменными источниками. Совокупный анализ значительного комплекса документов, касающихся локальной истории Белозерья, «окружающих» Житие преподобного Иродиона Илоезерского, резко повышает информативность исследования, позволяет делать заключения, невозможные при анализе только самого агиографического сочинения. Разработана методология и методика исследования поздних житийных текстов местночтимых святых как произведений локальной агиографической традиции.

Практическая и теоретическая ценность работы определяется возможностью широкого использования ее материалов в разнообразных лекционных курсах и практических занятиях, как по истории древнерусской литературы, так и по истории России второй половины XVI - XVIII вв. Подходы и методы, примененные в нашей работе, могут быть использованы при обращении к иным, до настоящего времени не востребованным наукой агиографическим источникам, а также в краеведении.

Апробация результатов исследования. Общая концепция и конкретные выводы были представлены на обсуждение на ряде научных чтений и конференций, важнейшие из которых следующие:

Тихомировские чтения. 2002 г.: «Русские рукописные книги Музея-усадьбы "Архангельское": некоторые аспекты описания и изучения»;

Ежегодная отчетная конференция Государственного музея- усадьбы «Архангельское», ноябрь, 2003 г.: «Белозерская агиографическая традиция в сборнике из библиотеки Голицыных»;

Первые Всероссийские краеведческие чтения. Москва, 1618 апреля 2007 г. Секция IX: Церковное краеведение: «К истории местной агиографической традиции: Об авторстве жития Иродиона Илоезерского»;

Международная научная конференция «Редкие книги и рукописи в собраниях научных библиотек высших учебных заведений». Одесса (Украина), 14-16 сентября 2009 г.: «Житие Иродиона Илое- зерского в собрании Одесской государственной научной библиотеки».

По отдельным проблемам, рассматриваемым в диссертации, нами опубликованы 19 работ, в том числе статьи в ведущих научных журналах. Две статьи написаны по заказу авторитетного энциклопедического издания «Православная энциклопедия», одна из них в настоящее время находится в печати. Многие из опубликованных работ доступны и цитируются в сети Интернет. Ссылки на опубликованные работы достаточно широко представлены в научных статьях русских и зарубежных исследователей. Также был опубликован комментированный перевод текста Жития преподобного Иродиона Илоезерского на современный русский язык.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы и Приложения, в котором представлены тексты всех редакций Жития преподобного Иродиона Илоезерского с разночтениями; текст церковного следствия 1653 г. о чудесах преподобного, с дополнениями третьей четверти XVII в.; сочинения Кириака Ястребенского; также опубликованы архивные материалы, касающиеся Междуозерской Иродионовой пустыни и перевод Жития на современный русский язык.

Положения, выносимые на защиту:

    1. Поздние жития - специфический тип текстов, существующих на стыке литературы и исторического факта.

    2. Житие преподобного Иродиона Илоезерского - типичный пример поздней локальной агиографической традиции Бело- зерья.

    3. Комплексный анализ поздних житий требует обязательного привлечения максимально широкого документального материала локальной истории.

    4. Принцип отражения исторического события в тексте изучаемого агиографического произведения есть способ выявления иерархии отдельных фактов в коллективной памяти местного населения и механизмов порождения текстов поздних житийных произведений.

    5. Формальная простота агиографических текстов Белозерья есть отражение крестьянской региональной литературной традиции.

    6. Собор белозерских святых, в который входили Кирилл, Фера- понт и Мариниан Белозерские, Кирилл Новоезерский, Филипп Ирапский, Даниил Шужгорский, Иродион Илоезерский и др., представляет ответвление духовной школы преподобного Сергия Радонежского. Сохранившиеся жития этих святых имеют определенную структурную общность, а локальные особенности почитания святых во многом связаны с традиционным укладом жизни Белозерского уезда.

    Похожие диссертации на Локальный агиографический текст в историко-литературном контексте XVII - середины XVIII столетий : Житие Иродиона Илоезерского