Введение к работе
Актуальность темы исследования. Зодчество кон. УУ1-нач. ХУЛ в. относится к одному из ярких и своеобразных'этапов развития древнерусской архитектуры. Необходимость всестороннего его исследования определяется важностью данного рубежного, переходного периода для истории искусства Древней Руси. Аккумулировавшее в себе основные достижения зодчества ХУІ в. .л яви- вшееся его завершающим этапом, оно в определенной мере подготавливало стилистические перемены следующего столетия, именно в этот период происходило зарождение как отдельных элементов, так и основных принципов формообразования, свойственных зодчеству ХУЛ в.
,'Інгерес к архитектуре кон.ХУІ-нач.ХУП в. проявился довольно поздно. В книгах А.М.Павлинова, М.Т.Преображенского, М.В. Красовского, Ф.Ф.Горностаева, А.й.Некрасова, Н.И.Брунова и др. можно встретить заметки об отдельных памятниках данного периода, рассматриавемых в контексте зодчества всего ХУІ или ХУПв. За последнее двадцатилетие появились публикации Н.Н.Соболева, Б.Л.Альтшуллера,.В.П.Меркеловой, Л.С.Соболевой, О.Д.Савицкой об отдельных памятниках, связанные в большинстве своем с реставрационными работами. Однако лишь в небольших статьях 1920-?0-х гг. М.А.Ильина и С.С.Чижова были подняты некоторые вопросы стилистики храмов годуновс'кого времени.
Впервые кон.УУІ-нач.ХУП в. как самостоятельный и целостный период развития архитектуры, охватываювдай годы царствования їедора Ивановича /1584-98/ и Бориса Годунова /I5Q8-I605/, был рассмотрен в ІР47 г. в диссертации П.А.Раппопорта о шатровом зодчестве кон.ХУІ в. В этой работе, а также в нескольких статьях автор выявил ряд композиционных, конструктивных и де-
норативных его особенностей, поставил проблему индивидуального почерка зодчего в архитектуре этого времени. В диссертации А.Л.Баталова 1986 г., посвященной изучению роли заказчика в сложении форм культовых сооружений, проведена работа по атрибуции памятников, уточнению их датировок, группировке по заказчикам, исследование средств выражения заказа, идейной и содержательной стороне подобного строительства. В статьях этого автора затронуты более частные проблемы, среди которых особый интерес представляет анализ итальянизмов, а также конструктивных решений, бесстолпвдх храмов рубежа ХУ1-ХУПв.
Таким образом, на сегодняшний день определен основной круг памятников кон.ХУТ-нач.ХУП в., рассмотрен ряд важнейших проблем зодчества этой поры, однако вопросы стилистики архитектуры, общих закономерностей ее сложения и развития исследованы недостаточно. В этой связи особенно важным представлялось вычленить центральную группу построек, которые по совокупности своих.стилистических признаков, выеркому качеству являлись ориентиром для всего зодчества данного времени. Поскольку эти сооружения были возведены преимущественно по заказу Бориса Годунова, мы условно связали их с понятием "году-новской архитектурной школы". Зпервые проблема "годуновской школы" как специфического явления в живописи и лицевом шитье этого периода была поставлена Д..И.Некрасовым и Е.В.Калининой в 1920-е гг. Под "годуновской школой" исследователи понимали локальную группу мастеров, выполнявших заказы семьи Годуновых и создавших своеобразный вариант стиля своего времени.
Объектом исследования являются каменные храмы кон.ХУТ-нач.ХУП в. Стремление вычленить наиболее общие стилистические закономерности, свойственные зодчеству этого времени, по-
-3-требовало привлечения максимально широкого круга памятников, существующих или известных по изображениям. Для поиска исходных форм, характерных для архитектуры исследуемого периода, привлечены памятники предшествующего времени.
Дели и задачи исследования. Целью представляемой к защите диссертации ставится исследование общих стилистических за- кономерностей архитектуры кон.ХУІ-нач.ХУП в., обоснование правомерности выделения "годуновской архитектурной школы" и определение ее роли в зодчестве своего времени и истории русской архитектуры. В связи с этим ставятся следующие задачи:
-
Выявление и систематизация архитектурных форы и методов формообразования, характерных для культового зодчества кон.ХУІ-нач.ХУП в.
-
Определение значения русской традиции и роли конкретного образца в сложении общих композиционных и декоративных принципов архитектуры годуновского времени.
-
Установление стилистических признаков "годуновской школы", вычленение круга памятников, связанных с неп.
-
Группировка памятников, принадлежащих "годуновской школе", по артелям с выявлением индивидуального почерка каждой из них.
Методика исследования. Для наиболее полного и всестороннего исследования поставленных задач представляется необходимым рассмотреть архитектуру кон.ХУІ-нач.ХУП в. в русле общих культурных тенденций эпохи; провести формально-стилистический анализ отдельных памятников, направленный на определение общих закономерностей стиля данного времени; провести сравнительный анализ с привлечением максимально широкого круга памятников, в том числе предшествующего и последующего периодов, для выявления особенностей стиля "годуновской гаколы".
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Выявлены общие закономерности архитектурного стиля кон.ХУІ-
нач.ХУП в, и определены ведущие принципы, положенные в основу
«
его формирования. ;
-
Впервые на основании стилистического анализа обоснована правомерность выделения "годуновской школы" как определенной группы зодчих кон.ХУІ-нач.ХУП в., во многом стимулировавших развитие архитектурного стиля своего времени.
-
Показано своеобразие соотношения традиционного и новаторского в зодчестве годуновского времени /становление общих принципов формообразования, свойственных ХУЛ столетию в рамках ориентированного на традицию архитектурного языка исследуемого периода/.
-
Впервые стилистика архитектуры кон.ХУІ-нач.ХУП в. рассмотрена в контексте общекультурных и эстетических тенденций своего времени.
Практическая ценность работы. Диссертационный материал дает возможность по-новому осмислить основные стилистические закономерности архитектуры кон.ХУІ-нач.ХУП в. Результаты работы могут быть использованы в общих трудах по истории древнерусского зодчества, преподавательских курсах, а также в реставрационной практике для уточнения характера отдельных элементов архитектурной формы и принципов их взаимосвязи.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях сектора Свода памятников художественной культуры народов СССР ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. Основные положения диссертации изложены в четырех публикациях и в выступлении на конференции аспирантов вузов и НИИ /Москва, 1-3 декабря І9Є7 г./.
-5-Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и альбома иллюстраций. ОСНОВЮЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение. На основании обзора литературы, а также анализа общих политических, историко-культурных и художественных процессов, происходивших на протяжении ХУІ в. показано, что централизация государства повлекла за собой объединительные процессы в идеологии и культуре, регламентацию различных сфер общественной жизни и творчества, ослабление местных культурных центров. В связи с увеличением роли центральной власти, подъемом международного престижа России особую роль приобретает придворная культура. Проявление этих общих тенденций чрезвычайно ярко отразилось в живописи и лицевом шитье, где можно отметить стремление к насыщению произведения декоративными элементами, часто разнородными, усиленное внимание' к качеству исполнения, а также повышение значимости детали в структуре художественного произведения. Эта же направленность проявилась в архитектуре кон.ХЛ-нач.ХУП в.