Введение к работе
Актуальность темы исследования. Зодчество кон. УУ1-нач. ХУЛ в. относится к одному из ярких и своеобразных"этапов развития древнерусской архитектуры. Необходимость всестороннего его исследования, определяется важностью даннбго рубежного, переходного периода для истории искусства Древней Руси. Аккумулировавшее в себе основные достижения зодчества ХУІ в. « яви- вшееся его завершающим этапом, оно в определенной мере подготавливало стилистические перемены следующего столетия, именно в этот период происходило зарождение как отдельных элементов, так и основных принципов формообразования, свойственных зодчеству ХУЛ в.
Интерес к архитектуре кон.ХУІ-нач.ХУП в. проявился довольно поздно. В книгах А.М.Павлинова, М.Т.Преображенского, М.В. Красовского, Ф.Ф.Горностаева, А.И.Некрасова, Н.И.Брунова и др. можно встретить заметки об отдельных памятниках данного периода, рассматриавемых в контексте зодчества всего ХУІ или ХУПв. За последнее двадцатилетие появились публикации Н.Н.Соболева, Б.Л.Альтшуллера, В.П.Меркеловой, Л.С.Соболевой, О.Д.Савицкой об отдельных памятниках, связанные в большинстве своем с реставрационными работами. Однако лишь в небольших статьях 1920-30-х гг. М.А.Ильина и С.С.Чижова были подняты некоторые вопросы стилистики храмов годуновс'кого времени.
Впервые кон.ХУІ-нач.ХУП в. как самостоятельный и целост-
ный период развития архитектуры, охватывающий годы царствования еедора Ивановича /1584-98/ и Бориса Годунова /1598-1605/, был рассмотрен в 1947 г. в диссертации П.А.Раппопорта о шатровом зодчестве кон.ХУІ в. В этой работе, а также в нескольких статьях автор выявил ряд композиционных, конструктивных и де-
коративных его особенностей, поставил проблему индивидуального почерка зодчего в архитектуре этого времени. В диссертации А.Л.Баталова 1986 г., посвященной изучению роли заказчика в сложении форм культовых сооружений, проведена работа по атрибуции памятников, уточнению их датировок, группировке по заказчикам, исследованию средств выражения заказа, идейной и содержательной стороне подобного строительства. В статьях этого автора затронуты более частные проблемы, среди которых особый интерес представляет анализ итальянизмов, а такие конструктивных решений бесстолпных храмов рубежа ХУІ-ХУПв.
Таким образом, на сегодняшний день определен основной круг памятников кон.ХУІ-нач.ХУП в., рассмотрен ряд важнейших проблем зодчества этой поры, однако вопросы стилистики архитектуры, общих закономерностей ее сложения и развития исследованы недостаточно. В этой связи особенно важным представлялось вычленить центральную группу построек, которые по совокупности своих.стилистических признаков, высокому качеству являлись ориентиром для всего зодчества данного времени. По-скЬльку эти сооружения были возведены преимущественно по заказу Бориса Годунова, мы условно связали их с понятием "году-новской архитектурной школы". Зпервые проблема "годуновской школы" как специфического явления в живописи и лицевом шитье этого периода была поставлена А.И.Некрасовым и Е.В.Калининой в 1920-е гг. Под "годуновской школой" исследователи понимали локальную группу мастеров, выполнявших заказы семьи Годуновых и создавших своеобразный вариант стиля своего времени.
Объектом исследования являются каменные храмы кон.ХУІ-нач.ХУП в. Стремление вычленить наиболее общие стилистические закономерности, свойственные зодчеству этого времени, по-
-3-требовало привлечения максимально широкого круга памятников, существующих или известных по изображениям. Для поиска исходных форм, характерных для архитектуры исследуемого периода, привлечены памятники предшествующего времени.
Пели и задачи исследования. Целы» представляемой к защите диссертации ставится исследование общих стилистических за- кономерностей архитектуры кон.ХУІ-нач.ХУП в., обоснование правомерности выделения "годуновской архитектурной школы" и определение ее роли в зодчестве своего времени и истории русской архитектуры. В связи с этим ставятся следующие задачи:
-
Выявление и систематизация архитектурных форы и методов формообразования, характерных для культового зодчества кон.ХУІ-нач.ХУП в.
-
Определение значения русской традиции и роли конкретного образца в сложении общих композиционных и декоративных принципов архитектуры годуновского времени.
-
Установление стилистических признаков "годуновской школы", вычленение круга памятников, связанных с нею.
-
Группировка памятников, принадлежащих "годуновской школе", по артелям с выявлением индивидуального почерка каждой из них.
Методика исследования. Для наиболее полного и всестороннего исследования поставленных задач представляется необходимым рассмотреть архитектуру кон.ХУІ-нач.ХУП в. в русле общих культурных тенденций эпохи; провести формально-стилистический анализ отдельных памятников, направленный на определение общих закономерностей стиля данного времени; провести сравнительный анализ с привлечением максимально широкого круга памятников, в том числе предшествующего и последующего периодов, для выявления особенностей стиля "годуновской гаколы".
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Выявлены общие закономерности архитектурного стиля кон.ХУІ-
нач.ХУП в. и определены ведущие принципы, положенные в основу
его формирования. і
-
Впервые на основании стилистического анализа обоснована правомерность выделения "годуновской школы" как определенной группы зодчих кон.ХУІ-нач.ХУП в., во многой стимулировавших развитие архитектурного стиля своего времени.
-
Показано своеобразие соотношения традиционного и новаторского в зодчестве годуновского времени /становление общих принципов формообразования, свойственных ХУЛ столетию в рамках ориентированного на традицию архитектурного языка исследуемого периода/.
-
Впервые стилистика архитектуры кон.ХУІ-нач.ХУП в. рассмотрена в контексте общекультуриых и эстетических тенденций своего времени.
Практическая ценность работы. Диссертационный материал дает возможность по-новому осмыслить основные стилистические закономерности архитектуры кон.ХУІ-нач.ХУП в. Результаты работы могут быть использованы в общих трудах по истории древнерусского зодчества, преподавательских курсах, а также в реставрационной практике для уточнения характера отдельных элементов архитектурной формы и принципов их взаимосвязи.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях сектора Свода памятников художественной культуры народов СССР ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. Основные положения диссертации изложены в четырех публикациях и в выступлении на конференции аспирантов вузов и НИИ /Москва, 1-3 декабря 1967 г./.