Введение к работе
Актуальность темы обусловлена сладившейся на сегодня ситуацией, когда практически закончен больной период развития отечественной архитектуры и нада современность находится на его границе. Такая пограничная ситуация предоставляет особые возможности для проведения исследования: изучать советскую архитектуру, с стороны, достаточно отстранению, как с исторический материал, с другой - тот "дух времени", который исследователь более давнего прошлого восстанавливать ліЕііь по историческим источникам, хранит :;:изач память наших современников. Это обстоятельство позволяет и, белее того, делает необходимым, рассматривая у::-:е с исторической точки зрения архитектуру близких к нашему настоящего десятилетий, заново вернуться к тем характерный ее чертаїл, которые отражают этот незабытый "дух времени". Самостоятельный интерес в связи с этим предетавляют моменты резкого перелома творческой направленности советской архитектуры, когда система подобного рода значений радикально изменялась.
Среди таких характерных для советской архитектуры язленпй -создававшиеся ею "памятники эпохи". Так называли на протяжении ряда десятилетий архитектурные произведения, выполнявшие особый социальный заказ; Памятник Ш Интернационала, Дворцы Труда и Октябрьской революции, ІЛавзолей и Дворец Советов, станции метро, сооружения каналов Москва-Волга к Волга-Дон, высотные здания, а такт.е многие общественные и ;:;илые здания в практических целей они служили і! целям более внесків, а тш"хе то, что ЕХ щл: знавали! не годы спустя, &%, именно в момент их создания. Величественные образы подобных сооружений дол/хны были передать всю ту историческую значимость ныне происходившего, какую эти события имели с точки зрения современников Образ эпохи, существовавший в представлениях современников, и архитектурная форма, в которой он получал воплощение, составляли две взаимодополняющие, неразделимые части феномена "памятник эпохи". Однако, несмотря на то, что отражение эпохи советские архитекторы полагали CBveii непосредственной профессиональней задачей и прямо говорили о своем стремлении создавать памятники, ее достойные, это понятие оставалось своеобразной метафорой. В таком качестве это понятие и используется в настоящем исследовании: как метафора, как шля, слоглваееся в профессиональном обиходе, к, подобно всякому имени собственному, тесно связанное с сутью явления, но не равнозначное ей.
Своего наибольшего расцвета феномен "памятника эпохи" достиг в послевоенное десятилетие, когда рассказ архитектуры о "величии и могуществе социалистического бытия" сделался максимально подробным и убедительным. Именно в те годы практически исчезло различение мезду "архитектурным памятником социалистической эпохи" и "памятником архитектуры эпохи социализма" - "памятник эпохи" в понимании современников становился равнозначным "памятнику советской архитектуры". После 1954 г., решительно изменившего творческую направленность советской архитектуры, это понятие вместе со многими другими атрибутами послевоенного десятилетия ушло из употребления. Однако сами сооружения аналогичного назначения продолжали создаваться - таковы и Новые Черемушки, и стадион в Лужниках, и Дворец Съездов и многие другие произведения вплоть до Олимпийских объектов. Но если задача отображения эпохи оставалась по-прекнему актуальной, то y:se в последующее за 1954 г. десятий газ сна находила зсплощение в совершенно иных архитектурных ;разЕХ z формах.
Необходимость пзучеыи йен імена "памятника эпохи" в период максимального его расшата Е сопоставления такого рода про-изведения с аналогичным, :с здававшимся в условиях иной творческой направленности, определяет постановку проблемы диссертации. Она заключается в следуксаі: существует ли общность в построении архитектурной формы шіизвецений, которые должны были отразить свою эпоху, и если 013. существует, то каковы те процессы, которые сделали возможные до и после 1954 г. решать одну и ту же задачу по-разному. ДССЗЗЯСВЕЗ. проблемы задает смысловые координаты работы: одну из сей коегдинат составляет изучение архитектурной формы "памятника эп:хия и представлений об эпохе -прежде всего представленії профессиональных, самосознания профессии, реконструируемого zo текстовым материалам соответствуя)-щих лет, другую - изучена указанных аспектов на материале послевоенного и последовавшего за HZM десятилетия.
Разработать эту с:ззолнет материал двух "памят-ников эпохи": послевоенной Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, открытой в 1954 г., и Ьзешірнсй выставки в Москве, проведение которой планировать на 196? г,, рассматриваемых в контексте культурно-историчепгоЭ ситуации двадцати послевоенных лет.
Само функциональное назначение -этих объектов - выставки, тем более столь масштабные - предполагало демонстрацию/не только самих экспонатов, но z достижений страны в целом, в том числе - достижений ее архитзтурк. Однако обе выставки оказались несостоятельны: Всемирная - не состоялась в буквальном смысле, ВСХВ запоздала с открытием, и г годы пересмотра творческой на празленности ее архитектура етаїа SZZ SSH&JIA "излишеств" и "украшательства". Б результате НЕ :а, нг другая "памятниками эпохи признаны не были - оценивать, іасксльк:- эти произведения ее отракаж, не представилось возьп ным. Однако достоинства конкре-тнсго материала этих объектов, гоззсляюцего пронаблюдать процесс того, как разрешалась задача отгагения эпохи в ходе проектирования, оказываются весьма сущеетынными. Реконструкция ВСХЗ растянулась на семь лет (1947-54 гг.), Еа протяжении которых неоднократно уточнялся и замысел вн::тазкн-" памятника", и характер его воплощения Два конкурса Всзжрней зыставки (1961-62 гг.), напротив, были событием практически единовременным, однако отличались масштабностью, участием архитекторов с самыми различными творческими установками, п-разнсілу подходивших к этой задаче.
Характеристику состояния Г7тченн:сти проблемы необходимо начать с работы, написанной в п:зледуэмый нами период - это фрашент монографии А.Г.Габричевского (1945 г.), посвященный пр] роде мемориального зодчества, і контексте которого автор рассматривает советские "памятники эпохи". Весьма точный анализ этого явления, что нужно подчеркнуть особо, проведен здесь современником "изнутри свойственна данному периоду системы мышления Другая работа, сыгравшая столь хе важную роль в проведении настоящего исследования - это с-атья А.Ригля, написанная в 1903д где автор прослеживает историческую эзоявдию осознания ценности памятников искусства и показывает изменения в понимании сущности такого явления как памятник з архитектуре. Теоретические труды А.Г.Габричевского, А.РИГЛЕ, а такие исследования Г.ВелыЗ -лина, Б.Р.Виппера послушіли ОСН;ЗОЁ Д Я некоторых общих построений диссертации. Близок к выбранясй наш теме z zpyr исследований и публикаций по проблемам паїлятншса советсксі архитектуры, среди которых -диссертация Е.А.Шорбан, специальный сборник 1978 г., вклкяащпй статьи ряда историков советской архитектуры, а такке материалы сборника "Проблемы изучения истории советской архитектуры", под-. готовленного по результатам круглого стола, состоявшегося в апреле 1991 г.
В разработке исторических аспектов диссертации существенную помощь оказали сборники "Из истории советской архитектуры. Документы и материалы" - периода 1917-25 гг. и 1926-32 гг. (составитель З.Э.Хазанова) и периода І94І-І945 гг. (составитель Т.Г.Калинина), а такяе богато документированные монографии СО. Хая-Ыагомедова. Сегодня стал уке дсс:аточно широким круг изданий, посвященных архитектуре послевсенног: десятилетия. Это статьи и книги таких авторов как М.ІІ.Аота$ьеЕ -Длугач, Ю.П.Волчок, A.M. Еуравлев, А.В.Иконников, Ю.Л.Косенксьа, А.В.Рябушин, О.А.Швид-ковский, И.И.Шишкина, Г.Н.Яковлева и др. Вместе с тем, надо отметить, что собственно историческое изучение архитектуры этого периода насчитывает всего лишь около десятка лет и, в сущности» только начинается. Что де касается архитектуры конца 50-х начала 60-х гг. t то первые публикации кторяческого характера появились совсем недавно. Это работы Ю.Е-Волчка, A.M.Журавлева, А.В .Иконникова, Е.Й,Клевицкой, Ф.А.Нсзикова.
Архитектура ВСХВ 1954 г. и Веерной выставки да :еиг- додгле становилась предметом специального анализа. Однако по предыстории одного из них (ВСХВ 1923 и 1939 гг.) мзано привести достаточно простращшй список литературы. 7ка&ем здесь лишь на использованные нами диссертации М.И.Аста$Ь€5о2-Длугачэ И.В.Белшздевой, И.Г.Кадпной, а также на книгу И.В.Рязанцева об искусстве совет ннотаьочного ансамбля (1976 г.), где аігор уделяет внимаем Е архитектуре ВСХВ 1954 г. За исключение;: этой книга архитектура ВСХЕ 1954 г, с исторической точки зр ня рассматривалась д; czx zop лишь в общих трудах по истории саетсксй архитектуры. ПуїлизсалиЕ re по Всемирной выставке ограничгьаотся периодикой ві менг ее проектирования, іде она представлена достаточно фраг Делъ исследования: проследить изменение подхода к построена архитектурной формы произведений, призванных отразить свою эпху» zas одну из составляющих процесса разутая советской архитектуры на переломном этапе, середина которого отмечена 1954г. Б ;ЭОТЬЭ?СТЕЗИ с целью сформулированы задачі исследования.
Методика исследования в данной работе СЕЖИЛЕСЬ В сочетании—исторического подхода с форыально-ггклистическим аналн ви ж изысканиями, закояозеряыш для архитек-т ОБЄд=ния, ориентированного на изучение наейшеи истории архи-тзтурк. Это позволяет наиболее полно реконструировать представ-лгая с целостности и ценности произведений архитектуры, харак тг:изущЕХ изучаемое время. 0:-:-?:-:т zzследования: послевоенная Всесоюзная :-зльег.ах0зяЙ-ственна- выставка и Всемирная выставка в Москве, 5лзж5еятушв диску ссз z црофессиональная печать 1940-х - . 60-2 ГГ.
Структура с ответствует намеченной цели и зактаь: исследования и в себя: введение, три главы текста, заключение, СПЕ: .К литературы и приложение.