Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Военная культура российского общества : философско-культурологическая концепция Гребеньков, Валерий Николаевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гребеньков, Валерий Николаевич. Военная культура российского общества : философско-культурологическая концепция : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.13 / Гребеньков Валерий Николаевич; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ставрополь, 2011.- 307 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-9/77

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Военная проблематика в российском обществе существовала всегда то, угасая в период мирного развития общества и государства, то разгораясь в период великих национальных испытаний войной. Синхронно с этой амплитудой колебался и интерес ученых к военной проблематике, однако сегодня внимание исследователей к осмыслению сущности и содержания военной культуры российского общества заметно возросло, и это обусловлено несколькими взаимосвязанными причинами и обстоятельствами.

Во-первых, интенсивные современные трансформации культурного поля России породили наукоемкую задачу исследования проблем общества с различных культурных позиций, и сегодня становится ясным, что частичная потеря государственного управления и элементы социального хаоса связаны отчасти с недооценкой мировоззренческого, аксиологического и праксеологического потенциалов военной культуры российского общества.

Во-вторых, современные процессы глобализации затронули организацию военной силы в современном мире, которая приобретает все более коалиционный характер, что актуализирует проблему совмещения и гармонизации военных культур, возникших на различных цивилизационных матрицах при выполнении единых задач в структуре военной организации общества.

В-третьих, разрыв между российской военной культурой и воинской культурой достиг критических значений, и сегодня вооруженные силы уже не воспринимаются большинством россиян «как плоть от плоти» народа. Устранение этого разрыва требует продуманных в теоретическом отношении и просчитанных в практическом отношении шагов, что находит отражение в концептуализации военной культуры российского общества.

В-четвертых, военная культура российского общества как феномен охватывает не только прошлое и настоящее, но и определяет контуры будущего. В этой связи возникает необходимость определить более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании, а также предложить вариант построения целостной системы военной культуры российского общества в соответствии с новыми вызовами XXI века.

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования.

Степень научной разработанности. Следует отметить, что анализ проблем военной культуры общества тесно связан с рассмотрением войн. Войне как феномену культуры, связям войны с различными пластами культуры посвящено немало фундаментальных исследований начала XXI века. В этих работах исследуется как сама идея войны (Б.А. Калинин), так и ее образ в культуре (В.И. Гамов). Не прекращается анализ современных концепций войны (Г.В. Люткене). Однако анализ проблем войны не исчерпывает содержание военной культуры общества.

Существующее ныне многообразие исследований по проблеме военной культуры общества можно свести к нескольким основным направлениям.

Первое направление представляют труды российских и зарубежных ученых, в которых предметом изучения является культура как сложное социальное явление (П.С. Гуревич, В.Е. Давидович, Н.Я. Данилевский, Л.Е. Кертман, К. Леви-Стросс, П.А. Сорокин, Э.Б. Тейлор, О. Шпенглер и др.). В границах этого направления с необходимостью затрагиваются и некоторые аспекты военной культуры.

Второе направление – это труды военных ученых, занимавшихся и занимающихся исследованием различных аспектов культуры военнослужащих (Г.А. Гужва, В.В. Дибижев, В.В. Чебан и др.).

Третье направление – это работы, посвященные военной проблематике и содержащие ее философский, этический анализ, а также научные труды, в которых осуществлен анализ воинской деятельности (В.В. Барабин, В.С. Волков, О.В. Золотарев, А.В. Кулаков, В.В. Серебрянников, В.И. Шерпаев и др.).

Четвертое направление – это работы, в которых фиксируются различные связи и отношения мира воинской и военной культуры общества. Так, Е.С. Сенявская показала историю армии не как три истории – России Царской, Советской и Федеративной, а как историю одной армии – русской, которой двигали очень похожие нравственные мотивы. О.В. Дружбой доказано, что знания и представления о войне, оценки ее основных событий и итогов, образ войны в общественном сознании не были неизменными на протяжении всего послевоенного времени. Все это в совокупности позволяет проследить некоторые линии взаимодействия воинской и военной культуры общества.

Большое значение для анализа военной культуры общества имеют также работы, в которых непосредственно исследуются связи войны и военной культуры. В числе этих работ следует отметить: сборник С.Е. Благоволина, Д.М. Проэктора, С.Ю. Казеннова «Военная сила: Размышления о ее свойствах в современном мире»; двухтомник А.П. Першица, Ю.А. Семенова, В.А. Шнирельмана «Война и мир в ранней истории человечества»; коллективный труд Л.Г. Лаптева, Р.В. Маркитана, А.В. Саркисяна «Воинский труд: наука, искусство, призвание»; работу В.В. Серебрянникова «Социология войны».

Определенную ценность для исследования военной культуры общества представляет изучение быта и нравов русской армии, моральных оценок войны в русском обществе. В этом отношении важны работы Н.Л. Охлябина, Л.Г. Бескровного, А.Н. Кирпичникова, Г.П. Мешерякова.

На необходимости обязательного учета взаимосвязей военной культуры общества и воинской культуры настаивал Е.Э. Месснер в своих работах, посвященных проблематике «мятежевойн». Именно он связывал фазы человеческой культуры и морали со стилями войны и показал, что в XX веке народ перестал быть пассивным зрителем или безмолвной жертвой единоборства войск.

К четвертому же направлению следует также отнести исследования, выполненные на уровне докторских диссертаций. В их числе: диссертация С.Н. Климова «Военная культура Франции ХХ века (социально-философский анализ) 2002 года; работа П.В. Петрия «Духовные ценности российского общества и армия (социально-философский анализ)» 2002 года; диссертация Ю.В. Гуськова «Армия в системе отношений государства и гражданского общества» 2005 года; работа В.И. Бажукова «Эвристические возможности антропологического подхода к исследованию военной культуры» 2009 года; диссертация В.В. Колотуши «Силовое принуждение в социальном процессе и его особенности в пограничной сфере» 2009 года; работа П.А. Денисенко «Парадигмы образования в социокультурном пространстве современного российского общества и армии (социально-философский анализ)» 2009 года. Следует заметить, что вышеперечисленные диссертации выполнены по разным научным специальностям: теория и история культуры; философская антропология, философия культуры; социальная философия; политические науки.

Несмотря на то, что в вышеперечисленных работах затрагиваются различные аспекты военной культуры российского общества, тем не менее, концептуального философского осмысления не наблюдается.

Таким образом, актуальность, степень научной разработанности и значение проблемы определили содержание исследования, его структуру, объект, предмет, цель и задачи работы.

Исходя из степени научной разработанности проблемы, в качестве объекта исследования заявляется военная культура общества, а предметом исследования определяется военная культура российского общества.

Цель диссертации – создать концепцию военной культуры российского общества и на этой основе определить противоречия ей присущие, сформулировать принципы и определить условия ее гармонизации.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

  1. проанализировать теоретические разработки в области исследования военной культуры общества и оценить их эвристические возможности в выстраивании философско-культурологической концепции военной культуры российского общества;

  2. сформировать корпус методологических средств для исследования военной культуры общества;

  3. определить место военной культуры в системе культуры;

  4. раскрыть философско-культурологические аспекты онтологии вооруженного насилия;

  5. проследить логику и процесс автономизации военной культуры общества;

  6. выявить факторы эволюции военной культуры российского общества;

  7. показать особенности взаимодействия социокультурных детерминант в военной культуре российского общества;

  8. вскрыть противоречия военной культуры в современной России;

  9. сформулировать принципы гармонизации ВКО;

  10. обосновать условия гармонизации военной культуры российского общества в современных условиях.

Теоретико-методологические основы исследования. При построении концепции военной культуры российского общества использован теоретический и методологический потенциал деятельностного подхода к анализу явлений культуры. Этот же подход использован и в определении основных социокультурных детерминант человеческой деятельности в военной сфере.

При формировании методологии исследования ВКО использованы идеи философско-культурологического толка (идеи культурной трансмиссии, культурного шока) в сочетании с идеями и подходами синергетики и культурно-исторической школы «Анналов».

В определении места военной культуры в системе культуры использованы: принцип культурного соответствия, метод сходства и различия, а также структурно-функциональный метод.

В раскрытии философско-культурологических аспектов онтологии вооруженного насилия использована диалектика материальных и духовных элементов культуры. Диалектика общего, особенного и единичного применена к анализу процесса автономизации военной культуры общества, диалектика возможности и действительности при выявлении факторов эволюции военной культуры российского общества.

Использование системного подхода позволило представить военную культуру общества как целостность.

Для определения противоречий военной культуры российского общества и показа наличия культурных разрывов использованы: идея М.К.Петрова о разрыве между биологическими и культурными процессами и идея Ю.М. Лотмана о разрыве между человеком и миром в форме противоречия между гармонией и дисгармонией.

Сравнительно-сопоставительный анализ применен при раскрытии условий гармонизации военной культуры российского общества.

Для конкретизации теоретических положений, касающихся военной культуры в части ее влияния на культуру общества, использован потенциал этнографии (работы Г.В. Вилинбахова, О.В. Гефнер, Д.Я. Резуна).

При выстраивании логики научного исследования военной культуры общества применены аналитические возможности философской антропологии, феноменологии, герменевтики, социальной психологии, психолингвистики, социологии. В исследовательских целях для решения локальных задач применялись также принципы и методы истории, психологии и других областей научного знания, которые способствовали достижению поставленных исследовательских целей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Предложена авторская философско-культурологическая концепция военной культуры, в которой военная культура представлена в качестве специфического способа организации национальной жизнедеятельности и исторически развивающейся системы культурных установок и ценностей, выражающей в себе дух эпохи и направляющей деятельность человека, общества и государства на организацию вооруженной защиты Отечества.

  2. Разработана методология исследования военной культуры общества, в основу которого положены идея об эмерджентных свойствах и концепция ментальности, что позволило выявить латентную и явную формы функционирования военной культуры российского общества и представить военную культуру общества как целостность.

  3. Предложена авторская трактовка военной культуры как формы культуры и показано, что ее значимость определяется содержанием и динамикой задач, решаемых обществом и государством на каждом конкретном этапе их функционирования, и что сегодня по причине существенного разрыва между военной культурой общества и воинской (корпоративной) культурой, деятельность государства и общества по защите Отечества недостаточно эффективна.

  4. Доказано, что процесс автономизации военной культуры общества начинается одновременно с процессом разделения труда, в ходе так называемых «древних войн», и по завершению своего полного оформления (в отсутствии войны) военная культура общества переходит в латентную форму существования.

  5. Выявлены факторы эволюции военной культуры и обосновано, что ее функционирование зависит от наличной модели модернизации. В случае либеральной модели модернизации развитие военной сферы предполагает активное участие граждан в построении военной организации общества. В случае консервативной модели модернизации такого участия граждан не предполагается.

  6. Переосмыслены особенности взаимодействия детерминант в военной культуре и показано, что если на начальном этапе функционирования ВКО ведущую роль играли природно-географические особенности страны, специфика экономики и политики, то сегодня на первый план выходят факторы, связанные с культурно-образовательными качествами населения, с динамикой его количественного состава, реального физического и нравственного состояния.

  7. Выявлены реальные противоречия военной культуры в современной России: между объективной необходимостью вооруженной защиты Отечества и невнятной политикой государства в области военного строительства и, как следствие, неготовностью части населения участвовать в такой защите; между уровнем сознания населения и постулатами российской государственной идеологии, в части военной политики и практики; между должным и сущим в моральных и правовых нормах сознания и мировоззрения населения в отношении защиты Отечества.

  8. Доказано наличие дисгармонии в функционировании военной культуры современного российского общества и предложены принципы ее гармонизации – принцип культурного соответствия и принцип преемственности.

  9. Показаны условия гармонизации военной культуры российского общества. К таковым относятся: приведение мышления и сознания гражданского населения и военнослужащих в соответствие с целями и задачами этапа культурно-исторического развития страны на базе культурной трансмиссии и эффективный гражданский контроль над силовыми структурами.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Военная культура общества возникает как эмерджентное свойство культуры и далее существует в двух формах: латентной и явной. В латентной форме военная культура «растворена» в экономической, политической, правовой, нравственной, религиозной и других формах культуры, в силу чего ее целостность трудно зафиксировать, так как она предстает перед нами в явном виде в мирное время как воинская культура (культура военнослужащих). В явной форме военная культура общества проявляется во время войны, приобретая свои четкие очертания и содержательные характеристики по причине резкой ее активизации в борьбе за выживание. И в первом и во втором случае война (потенциальная или реальная) выступает в роли аттрактора (в первом случае странного аттрактора). Философско-культурологическая концепция позволяет представить военную культуру общества, военную сферу и воинскую культуру как целостность в социокультурном пространстве современного российского общества, а также дает возможность связать воедино теорию и практику по проблеме ВКО, аккумулировав усилия индивида, общества и государства в деле надежной защиты Отечества.

  2. В исследовании военной культуры российского общества, при всем богатстве методологических средств философии культуры, акцент делается, с одной стороны, на менталистике, так как в ментальности фиксируются глубинные, связанные с архетипами российского национального сознания взгляды, установки и ценности, нацеленные на защиту своего Отечества, которые мало подвержены трансформации и не учёт которых на практике приводит к существенному снижению уровня военной культуры общества. А с другой стороны, акцент делается на синергетике, которая позволяет представить военную культуру общества как эмерджентное свойство культуры, выявить формы ее существования в явной и латентной формах и воссоздать целостную модель ее функционирования.

  3. При определении места военной культуры в системе культуры автор исходит из методологической установки соотношения части и целого. Военная культура в этом случае выступает как одна из форм культуры наряду с политической, экономической, правовой и др. На этапе сложного процесса становления современного российского общества главная теоретическая сложность и практическая задача заключаются в том, чтобы «вписать» военную культуру в социокультурную парадигму современной цивилизации, в лучшие гуманистические традиции российского государства и его вооруженной организации, критически соизмерив ее с позитивным мировым опытом.

  4. В состав факторов, приводящих к возникновению военной культуры общества и последующей ее автономизации, как правило, включают экономический, политический, этнический, демографический и ряд других факторов. Однако, самым существенным фактором автономизации военной культуры общества является разделение труда и, как следствие, наличие противоречий между различными социокультурными автономиями. Деятельность людей конфликтогенна и в силу этого она сопровождается борьбой на всех уровнях социальной иерархии. По мере автономизации военной культуры общества (появления воинской субкультуры) меняется и ее содержание и форма ее объективации. Это выражается как в тенденции откровенно агрессивного подхода к формулировке установок по отношению к целям вооруженного насилия («стереть с лица земли»), так и в более мягкой формулировке установок, опирающихся на нравственно-правовые категории («принуждение к миру»). В этом контексте автономизация военной культуры общества идет синхронно с эволюцией силового принуждения и особую роль в этом процессе играет личностный фактор (А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков, С.П. Королев).

  5. Автономизация военной культуры достигает своего апогея с формированием воинской (корпоративной) культуры. Трактовка ратного труда, как разновидности труда с последующей его дифференциацией по мере развития культуры, приводит к выделению этого вида труда в относительно самостоятельную область, при этом связь этой субкультуры с культурой общества не теряется. Несмотря на известную герметичность субкультуры военных, ее существование обусловлено отношением общества, государства к армии в целом, и по этой причине воинская культура тысячами нитей связана с культурой общества, а точнее с той ее частью, в которой аккумулируются традиции вооруженной защиты Отечества. Исходя их этого, военная культура – это часть общей культуры общества, а воинская культура – это субстрат военной культуры, которая предстает в идеях, образах и поведенческих традициях, прежде всего военных.

  6. Контуры военной культуры российского общества в своих главных очертаниях формируются особенностями цивилизационного развития страны. В настоящее время военная культура российского общества самым тесным образом связана с модернизацией страны, в том числе и с политической. Из многообразия факторов влияющих на бытие военной культуры современного российского общества важное место занимают фактор культурного заимствования и религиозный фактор. К процессу копирования следует относиться критически по причине наличия собственной национальной ментальной матрицы, в том числе и в области военной культуры. Не следует переоценивать сегодня и влияние религиозного фактора на функционирование военной культуры российского общества по причине поликонфессиональности, а также специфики самой религиозной веры в современной России.

  7. Особенности взаимодействия социокультурных детерминант в военной культуре современного российского общества проистекают из того обстоятельства, что в стране происходят существенные изменения в носителях собственности на средства производства, и военная организация в этом случае может выступать как гарантом стабильности, так и орудием общественных изменений. В России выбран путь «быстрой» модернизации, и по этой причине экономика, политика, социальная и духовная сфера развиваются крайне неравномерно, что приводит в свою очередь к гипертрофированному развитию составляющих военной культуры и, особенно, социальной и духовной сфер, и концептуализация военной культуры российского общества позволит увидеть и устранить разрывы в ее функционировании.

  8. Противоречия военной культуры современного российского общества формируются в условиях модернизации страны, которая проходит при одновременном решении двух задач: изменении политической системы и проведении экономической реформы. В перечень противоречий входят, прежде всего, противоречия между государственным, общественным и индивидуальным уровнями ее функционирования, а также противоречие между режимами функционирования военной культуры общества в мирное и военное время. На функционирование военной культуры влияет и противоречие между уровнем сознательности населения и российской государственной идеологией и военной политикой; между тем, что должно быть и тем, что реально происходит в деле организации защиты Отечества. Обозначенные противоречия военной культуры российского общества не являются исчерпывающими, но они являются достаточными, чтобы утверждать следующее: пока не станет ясно, какая политическая система сложится в России, вектор военной политики и культуры выстроить не представляется возможным.

  9. Накопившиеся противоречия в военной культуре российского общества привели не только к серьезному дисбалансу внутри ее, но и к дисгармонии культурного развития, и это обстоятельство приводит к выводу о необходимости гармонизации военной культуры российского общества. В качестве принципов, опираясь на которые возможна гармонизация военной культуры российского общества, отмечаются: принцип культурного соответствия, суть которого состоит в том, что любые формы культуры (политическая, экономическая, правовая, военная и т.д.) должны в своих базовых характеристиках соответствовать исходным (ментальным) характеристикам культуры российского общества и опираться на них; принцип преемственности, который в нашем случае означает передачу и усвоение культурных ценностей защиты Отечества от поколения к поколению на основе традиций. Необходимо также иметь в виду, что в современных условиях гармонизация военной культуры без должного участия в этом процессе всего общества является нереальной задачей.

  10. В качестве основных условий гармонизации военной культуры современного российского общества предлагаются следующие: приведение мышления и сознания гражданского населения и военнослужащих в соответствие с целями и задачами полосы (момента) исторического развития на базе культурной трансмиссии; гражданский контроль над силовыми структурами. В процессе гармонизации военной культуры современного российского общества возможно создание и других условий: соответствие военной культуры демократическому правовому государству с рыночной экономикой, ценностям и традициям российской культуры и др. Однако эти условия являются производными от первых двух. Осмысление сложных военно-политических проблем XXI века значительной частью военнослужащих и населения сегодня осуществляется преимущественно на обыденно-психологическом уровне и, исходя из этого, концептуализация проблем военной культуры российского общества, а не только проблем воинской (корпоративной) культуры армии, позволит осмыслить во всей полноте противоречие между реальным сознанием военнослужащих и населения страны и проводимой, а также планируемой к проведению российской государственной военной политикой. Лишь при условии понятности военной политики населению и самим военнослужащим она будет поддержана народом, а значит, будет иметь шанс на успех.

Теоретическое и практическое значение работы. Предложенная философско-культурологическая концепция военной культуры российского общества может способствовать расширению предметного поля философии культуры, приращению нового знания о военной культуре в целом и военной культуре российского общества в частности.

Концептуализация военной культуры общества может помочь системному анализу российской действительности, поскольку военная культура относится к одному из значительных системообразующих культурных факторов.

Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности органов государственной власти, общественных организаций, средств массовой информации при формировании положительного образа российского воина и организации патриотического воспитания среди различных групп населения.

Отдельные положения и выводы работы могут использоваться в учебно-воспитательном процессе в высших учебных заведениях, в том числе и в военных вузах. Содержание диссертации может быть использовано в преподавании философии, культурологи, философии культуры, а также спецкурсов, в которых изучаются проблемы насилия вообще, и политического и вооруженного насилия, в частности.

В контексте оценки значимости военной культуры общества и направлений ее развития возможны некоторые меры субъективного характера, меры, которые могут выступать в качестве своеобразной программы ее дальнейшего исследования, а именно:

изучение содержания и форм военной культуры российского общества на различных исторических этапах ее существования;

коррекция военной культуры общества с целью достижения гармонизации совместной жизни социумов;

прогноз влияния военной культуры общества на характер и эффективность принимаемых государственных политических и управленческих решений.

Наряду с этими проблемами, возможно определение дополнительного круга проблем в рамках исследования военной культуры российского общества: место и роль военной культуры общества в системе национальной безопасности российского государства в современных условиях; взаимосвязь западной и российской военных культур.

Исследование военной культуры общества в условиях интенсивных общественных трансформаций может способствовать укреплению российского общества и государства. Обращение к проблемам военной культуры общества позволяет глубже понять смысл отечественной истории, истоки российской государственности, духовности, патриотизма, что имеет огромное значение для процесса возрождения России и устойчивого ее развития.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к представлению в диссертационный совет для публичной защиты по специальности 09.00.13 – Философская антропология, философия культуры.

Основное содержание и результаты исследования прошли апробацию в выступлениях и докладах автора на следующих форумах:

IX Международной научной конференции «Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты, г. Ульяновск, 13-16 мая 2009 года;

Международной конференции «Трансформация образов и смыслов действительности в контексте глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы», г. Невинномысск, Ставропольский край, 24 апреля 2009 года;

Международной конференции «Кавказ наш общий дом», г. Ростов-на-Дону, 18-19 сентября 2009 года;

V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество», г. Новосибирск, 25-28 августа 2009 года;

Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы исторического и обществоведческого образования в школе и вузе», г. Армавир, Краснодарский край, 28-29 марта 2008 года;

Межрегиональной научной конференции «Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ», г. Ставрополь, апрель 2006 года;

Межвузовской научно-практической конференции «Право и политика на современном этапе», г. Ростов-на-Дону, 27-28 октября 2006 года;

Межвузовской научно-практической конференции «Женщина в российской армии». – Ставрополь, 1 марта 2007 года;

Научно-практической конференции «Вектор идентичности на постсоветском пространстве», г. Ставрополь, 2 октября 2006 года;

52 научно-методической конференция преподавателей и студентов Ставропольского государственного университета «Университетская наука – региону», г. Ставрополь, апрель 2007 года;

53 научно-методической конференции преподавателей и студентов Ставропольского государственного университета «Университетская наука – региону», г. Ставрополь, апрель 2008 года;

Научно-практической конференции «Принцип гуманизма в перспективе XXI века», г. Голицино, Московская обл., 2002 год;

Круглом столе «Патриотизм и гражданственность в структуре жизненного мира молодых россиян», г. Каменск-Шахтинский Ростовской области, июнь 2009 года.

Основные положения и выводы диссертации отражены в 35 публикациях общим объемом 33,66 п.л. По теме диссертации издано три монографии, опубликовано 13 статей в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих 10 параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 443 наименования.

Похожие диссертации на Военная культура российского общества : философско-культурологическая концепция