Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-философская концепция русской культуры :На материале работ И. А. Ильина Финько Маргарита Васильевна

Религиозно-философская концепция русской культуры :На материале работ И. А. Ильина
<
Религиозно-философская концепция русской культуры :На материале работ И. А. Ильина Религиозно-философская концепция русской культуры :На материале работ И. А. Ильина Религиозно-философская концепция русской культуры :На материале работ И. А. Ильина Религиозно-философская концепция русской культуры :На материале работ И. А. Ильина Религиозно-философская концепция русской культуры :На материале работ И. А. Ильина Религиозно-философская концепция русской культуры :На материале работ И. А. Ильина Религиозно-философская концепция русской культуры :На материале работ И. А. Ильина Религиозно-философская концепция русской культуры :На материале работ И. А. Ильина Религиозно-философская концепция русской культуры :На материале работ И. А. Ильина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Финько Маргарита Васильевна. Религиозно-философская концепция русской культуры :На материале работ И. А. Ильина : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.13 : Б. м., 2004 303 c. РГБ ОД, 71:05-9/70

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблемы России и традиции культуры Русского Зарубежья 17

1.1. Место И.А.Ильина в философии культуры Русского зарубежья 17

1.2. Эмиграция как часть культурной традиции России 33

1.3. Ключевые проблемы культурологической концепции И.А.Ильина: православие, духовность, "сердечное созерцание" 53

1.4. Русская идея в творчестве Ильина 74

1.5. Феномен русской души по Ильину 86

Глава II. Нравственные проблемы русской культуры: религиозные и этические поиски И.А.Ильина 106

2.1. Идеи православия в книге "Аксиомы религиозного опыта" 106

2.2. Добро и зло как основные категории нравственной концепции И.А.Ильина (в полемике с Л.Н.Толстым) 120

2.3. Нравственно-философская концепция постижения смысла жизни 139

Глава III. И.А.Ильин о путях национального и государственного возрождения России 162

3.1. Национальное самоопределение русского народа 162

3.2. Философия права И.А. Ильина 177

3.3. Национальные традиции русской культуры в воспитании и образовании 188

Глава IV. Проблемы русского национального характера в эстетике и литературной критике И.А.Ильина 204

4.1. Принцип художественности как критерий в анализе литературного материала 204

4.2. Русская литература как способ постижения духа народа, "русской идеи". ("О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин - Ремизов - Шмелев") 215

Глава V. Современная культура и духовный кризис XX века 229

5.1. Духовная культура и мир межличностного общения 229

5.2. Вербальные и невербальные типы общения в философских концепциях XX в 243

5.3. Культура и духовный кризис XX века 256

Заключение 268

Литература 275

Введение к работе

Актуальность исследования. В начале XXI в., насыщенного социальными, экономическими, политическими и вытекающими из них кризисными явлениями в духовной сфере, отечественная философская мысль придает все большее значение разработке проблем культуры. В связи с этим закономерно обращение современных исследователей к творческому наследию представителей русской философско-культурологической мысли, изучению и осмыслению их понимания культуры и ее основных проблем. Среди русских религиозных философов И.А.Ильин (1883-1954) выделяется оригинальностью рассмотрения проблем философии культуры, ее теоретико-культурологической концептуализации.

Идеи концепции русской культуры, сформулированные им более полувека назад актуальны в наши дни. Они представляют как теоретический интерес, так и являются особо значимыми для человека в период духовного кризиса начала XXI в. Актуальность идей И.А. Ильина, его анализа сущности и свойств духовного кризиса XX в. состоит в том, что им не только увидены наиболее существенные признаки его проявления: безверие, девальвация традиционных духовно-нравственных ценностей; духовный разрыв с прошлым; дефицит порядочности, совести, чувства собственного достоинства; стирание критериев добра и зла, но и доказано, что пути выхода из кризиса находятся в культурологической плоскости в обращении к ценностным основаниям жизни человека в обществе.

Однако наряду с наиболее изученными аспектами философии И.А. Ильина, есть проблемы, которые исследователями почти никогда не поднимались, хотя представляются весьма важными для осмысления проблем русской культуры. В частности, это идеи философа о механизме влияния культуры на духовный мир личности, о путях выхода из духовного кризиса в сочетании с общей проблемой христианской культуры, духовной культуры русского народа, его религиозности.

Поставленные философом принципиальные вопросы обозначают основные проблемы формирования религиозного опыта и в XXI в. Они требуют детального анализа, поскольку без их осмысления никакие кардинальные реформы в России не имеют смысла, т.к. не способны оказать влияние на внутреннюю сущность народа, его души. Актуальность исследования религиозно-философской концепции русской культуры И.А.Ильина, обусловлена также тем, что интеграция России в мировое сообщество приводит к ориентации на западную культуру, к идеализации религиозного опыта Запада и призывам к формированию новой антропоцентрической религиозности, что противоречит русским культурным традициям и открывает дорогу различным нетрадиционным религиозным движениям. Таким образом, анализ концепции И.А.Ильина будет способствовать осознанию современных процессов, позволит определить пути противостояния кризисным явлениям, оценить роль духовных сил в развитии общества и необходимости целостного подхода к решению проблем культуры.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализ концепции русской культуры И.А.Ильина и лежащих в ее основе тесно взаимосвязанных явлений, определяющих национальное и историческое своеобразие русской культуры, был бы не полным без ее сравнения с идеями других русских философов, например, Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, Л.П. Карсавина, И.В. Киреевского, Н.И. Костомарова, К.Н. Леонтьева, B.C. Соловьева, Т.П. Федотова, о. П.А. Флоренского, А.С. Хомякова.

Раскрытию основных направлений религиозно-философской концепции русской культуры Ильина способствовали исследования отечественных (B.C. Библер, Н.А. Белик, Ю.В. Бромлей, ПС. Гуревич, М.С. Каган Т.Ф. Кузнецова, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, Ю.М. Резник, А.А. Пелипенко, В.С.Степин, Э.В. Соколов, И.Г. Яковенко) и зарубежных мыслителей (М. Вебер, X. Ортега-и-Гассет, П.А. Сорокин, И. Хей зинга, О. Шпенглер, К. Ясперс), рассматривавших общефилософские проблемы культуры.

Существенное влияние на разработку темы оказали работы культурологов Ростовской школы - В.Е. Давидовича, Г.В. Драча, А.Н. Ерыгина, Ю.А. Жданова, Т.П. Матяш, Е.Е. Несмеянова, Е.Я. Режабека, связанные с решением проблем естественнонаучной, философской теологической антропологии, экзистенционального существования человека, его духовности.

Немаловажное значение имеют труды, в которых определяется проблематика, содержание и отличительные особенности русской религиозной философии (Н.О. Лосский, В.В. Зеньковский, Н.П.Полторацкий), (П.П. Гай-денко, А.А.Галактионов, А.В. Гулыга, И.И. Евлампиев, А.А. Ермичев, А.Ф. Замалеев, А.А.Корольков, М.А.Маслин, Т.П. Матяш, Н.Ф.Никандров, С.А.Нижников, Л.И.Новикова, В.Ш. Сабиров, И.Н.Сиземская, С.С. Хору-жий). В изучении проблем русской культуры необходимо выделить работы современных отечественных исследователей, на различных исторических этапах анализировавших самобытность, специфику и доминирующие особенности развития русской культуры (Д.К.Зеленин, В.К.Кантор, И.В.Кондаков, Е.Н.Некрасова, А.М.Панченко, А.В.Юдин, А.Л.Юрганов).

Идеи И.А.Ильина нашли отражение в книгах главным образом представителей русского зарубежья. В советское время в России сочинения И.А.Ильина не исследовались, как и труды других эмигрантских авторов. Он был мало известен на Родине и только в 1993 г. началась публикация его работ с комментариями. Издание затем расширилось до 30 томов, включая малоизученный Берлинский период творчества Ильина (Издательство "Русская книга").

В 2001 г. появляется Интернет-проект "Иван Ильин" (www.iliin.ru.)., в дальнейшем — форум "Наследие Ивана Ильина и современность" (редакционный совет: А.А. Корольков, В.Б. Исаков, Ю.Т. Лисица, Д.Б. Цыганков, Филипп Т. Грир (США), А.Е.Климов (США). Кроме лучшей работы об Иль Ильине Н.П.Полторацкого ("Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение"), необходимо отметить исследования И.И. Евлампиева, Ю.Т. Лисицы, А.А. Королькова, М.А.Маслина. В них раскрываются и анализируются различные направления творческого наследия философа. И.И.Евлампиев подробно анализирует внутренние связи философской концепции Ильина с философией Гегеля, а также Хайдеггера, Ницше, Фихте, Штирнера. В комментариях Ю.Т.Лисицы представлена не только общая характеристика творчества Ильина, но и собственная позиция, отличающаяся от подхода И.И.Евлампиева в исследовании религиозной, нравственной философии Ильина, а также эстетической концепции философа. В работах А.А. Королькова наиболее четко обозначен стиль и способ философствования Ильина, особенности его миросозерцания ("духовная философия"). Наиболее полно философия И.А.Ильина систематизирована в работах М.А.Маслина, отражающих специфику и назначение философского знания, философию религии, этику, эстетику, антропологию и социальную философию. Формат перечисленных изданий, объем и краткость изложения, определяет направления для дальнейшего изучения философии Ильина.

Особое значение для раскрытия проблемы имеют публикации об И.А.Ильине В.И. Белова, В.Х.Болоткова, Н.К. Гаврюшина, В.И. Кураєва, Ю. Линника, Б.Н. Любимова, И.Н.Смирнова, А.Г. Спиркина, Ю.С. Сохря-кова, Д.Б. Цыганкова, а также работы зарубежных философов В.Офферманса, X. Дамма, К.Шлегеля, М. Тамке, Ф. Грира.

Следует отметить отчасти тенденциозные оценки творчества И.А.Ильина, связанные с его участием в политической жизни, а также обращение исследователей не столько к концептуальной стороне его учения, сколько к его конкретным взглядам на актуальные общественные проблемы. И.А. Ильин упоминается по различным поводам: как представитель коммунистического движения (А.И. Подберезкин), в связи с идейной принадлежностью к национал-фашистским течениям (О.Д. Волкогонова); а также в связи с феноменом морализаторства (О.С. Соина), он даже причис ляется к течению "персоналистского солидаризма" (В.А. Сендеров), а порой его называют "автохтонным троянским конем" (Г.Б. Гавриш).

Анализ исследований, посвященных творчеству этого философа, показал, что в них рассматриваются отдельные направления философии И.А.Ильина. Необходимо отметить особый интерес исследователей к проблемам государственности, политической и социальной философии И.А.Ильина: проблема государственного и политического устройства России (Гусев В.А., Зернов И.Н., Золина М.Б., Ильин А.Ю., Меняйло Л.Н., Постников К.Р., Реньш М.А., Шаронов Д.И., Фомин А.А.), проблема сопротивления злу силой (Демидова Е.В., Крылова Н.В., Лукьянов Е. Сысуев А.Д., Цвык В.А.), особенности социальной философии И.А.Ильина (Булгак И.Б., Ковалевская М.Г., Цыганков Д.Б.). Является очевидным, что в последние годы работы, выполненные в области социально-политической сферы, были приоритетными в исследовании философии Ильина, чего нельзя сказать о философии культуры. Явно недостаточно работ, в которых предметом изучения выступали бы основные направления его философии культуры, за исключением работы А.Г.Лаврова, рассматривавшего специфику подхода мыслителя к философии культуры (1997), а также работы Д.П.Ерисова, в которой частично затрагивается данная проблема в исследовании религиозной философии И.А.Ильина (1997). Отчасти это объясняется обусловленностью временным периодом, когда только обозначилась потребность в более детальном рассмотрении действительно малоизученного направления философского наследия Ильина - его философии культуры. Поэтому и задачи исследователями ставились соответствующие: показать значение философии культуры И.А.Ильина, ввести в научный оборот ряд философско-культурологических работ, ранее не исследованных и т.д. Несмотря на то, что обозначенные работы внесли определенный вклад в исследование философии культуры И.А.Ильина, представляется необходимым рассмотреть религиозно-философскую концепцию русской культуры Ильина на основе системного подхода, предполагающего комплексный анализ всех ее направлений и основных концептов с учетом современных социокультурных реалий.

Целью исследования является системный анализ религиозно-философской концепции русской культуры И.А. Ильина, включая различные ее аспекты.

Достижение указной цели предполагает решение следующих задач:

— определить своеобразие культурологической концепции философа;

— проследить эволюцию его представления об отечественной культуре с точки зрения системного подхода;

— показать, какое значение имеет "русская идея" И.А.Ильина для современной России;

— проанализировать особенность религиозных взглядов Ильина (в контексте проблематики духовного кризиса);

— рассмотреть основные положения теории сопротивления злу силой;

— изучить нравственную концепцию И.А.Ильина постижения смысла жизни;

— дать анализ правовых и государствоведческих идей И.А.Ильина в контексте проблем культуры России;

— соотнести основные идеи педагогической системы И.А.Ильина с современным целеполаганием в образовательной системе России;

— проанализировать базисные основания литературной критики И.А.Ильина, их связь с православной ориентацией философа;

— определить пути преодоления духовного кризиса на современном этапе на основе религиозно-философской концепции русской культуры И.А. Ильина.

Объектом исследования является анализ философии культуры И.А.Ильина

Предмет исследования - религиозно-философская концепция русской культуры И.А.Ильина Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологическую основу работы составили культурологические, философские и исторические концепции русской культуры, через призму которых диссертант рассматривал теоретические положения концепции И.А. Ильина как части духовной культуры России.

В основе исследования лежат основополагающие принципы познания и осмысления общественных явлений: системности, комплексности, единства исторического и логического. В работе использован сравнительный метод, а также системный анализ, методы аналогии, реконструирующие философские взгляды мыслителей на основе анализа их текстов, и др. Реализуется междисциплинарный подход, ориентирующий на изучение культуры как многомерного явления, позволяющий наиболее полно и всесторонне рассмотреть ее феномены (Воронкова Л.П., Маркарян Э.С., Каган М.С., Резник Ю.М., Пелипенко А.А., Яковенко И.Г.).

Методологической базой диссертационного исследования являются произведения русских философов Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковского, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, Н.С.Трубецкого, С.Л.Франка, Г.В.Флоровского О.П.Флоренского. Эти работы, а также положения и выводы современных российских авторов М.А. Маслина, В.И. Кураєва, А.Ф. За-малеева, А.А. Ермичева, Г.Я. Тарле, Е.П. Челышева, Р.М.Шаховского использовались для формирования целостного подхода к изучению феномена русского послеоктябрьского зарубежья и определения роли и места в нем И.А. Ильина.

Основная гипотеза исследования. Теоретико-познавательной гипотезой, которая должна быть доказана является утверждение, что концепция русской культуры И.А.Ильина представляет собой целостное, системное исследование основополагающих проблем культуры России, способствующее определению путей выхода из духовного кризиса.

Научная новизна исследования выражается в следующих положениях:

— выявлены ключевые положения религиозно-философской концепции русской культуры И.А.Ильина, а также ее характерные особенности;

— определены центральные проблемы культурологической концепции И.А.Ильина и ее основные константы ("вера", "сердечное созерцание");

— установлено, что сформулированные И.А.Ильиным положения "русской идеи" Ильина могут выступить одним из вариантов общенациональной идеи для современной России;

— показано, что, согласно концепции Ильина, православие является первоосновой русской культуры, без которой она теряет свой смысл;

— сделан вывод о том, что обоснованные И.А.Ильиным представления о насилии и ненасилии как мере ответственности человека за преображение жизни на гуманных принципах актуальны для человечества XXI в.;

— установлено, что концепция смысла жизни философа представляет собой трехуровневую систему, отражающую сложность его постижения (искусство жизни, сердечное созерцание, духовная очевидность);

— обосновано, что теоретические идеи мыслителя о государственном устройстве России и формировании правосознания, будучи прогностическими по сути, востребованы временем;

— показано, что основные идеи религиозно-философской концепции И.А.Ильина актуальны для современной системы образования в России;

— установлено, что в основе литературной критики И.А.Ильина лежит критерий православного восприятия метода и духовного состава произведения;

— определены пути выхода из духовного кризиса, обусловленные концепцией культуры И.А. Ильина;

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепция русской культуры Ильина органична (в анализе различных пластов мира культуры на первом месте стоит идея созидающей культуры, которая служит объединительным началом всех частей концепции), актуальна (поскольку определяет пути развития русской культуры, основываясь на духовном опыте личности и народа в иерархии смыслов человеческого существования), открыта (лишена элитарности, доступна, т.к. описывает человека во всех сферах его повседневного существования и жизненного пространства). Она включает анализ своеобразия русского религиозного опыта, нравственно-этических основ общества и человека и проблем художественной культуры, или "творческой идеи России", правового государства в России, образования и воспитания.

2. Ключевыми в религиозно-нравственной концепции И.А.Ильина являются понятия "христианская культура", "дух" и "духовность", "предметность", "сердечное созерцание", составляющие ее концептуальную основу и дополняющие друг друга, служащие методологической базой и характеризующие нравственную направленность концепции, они позволяют рассмотреть динамику развития духовного и национального возрождения культуры России.

3. В концепции И.А.Ильина понятие "культура" носит религиозно-нравственный характер и отождествляется с православной христианской культурой, которая в сочетании с уникальным русским духовным опытом является основополагающей в развитии российского общества. Особое место занимает проблема осознания культуры на основе "сердечного созерцания" и чувственного осмысления мира. Установленные им особенности русской культуры (русского православия, духовности, правосознания, а также национального характера) позволяют глубже раскрыть духовный потенциал России.

4. Концепция И.А.Ильина способствует более полному анализу русской культуры, раскрытию ее базисных основ, скрывающихся за вербальной и символической оболочкой. Согласно И.А.Ильину, развитие русской культуры определяется своеобразием ее истории, веры, национального характера, при доминирующей роли уникальность духовного опыта. Базирующаяся на его уникальности и своеобразии, культурологическая концепция философа не только актуализирует хронологию русской истории в контексте духовной культуры, но и акцентирует внимание на таких ее особенностях, как религиозный опыт, правосознание, общение, образование и воспитание.

5. И.А.Ильин, рассматривая в неразрывном единстве и реальном взаимодействии материальные (территория, климат, земля) и духовные предпосылки (вера, русская душа, национальный характер) формулирует свой вариант русской идеи, вносит оригинальные оценки и постулирует ряд направлений ее развития. Русская идея в его трактовке позволяет наиболее четко проследить связь между национальным особенным и всеобщим в жизни русского народа на фоне формирования традиций русской культуры, прежде всего ее нравственных, религиозных основ. Подход Ильина может стать одним из вариантов определения идеологической основы в процессе возрождения национального самосознания в России, т.к. смыслообразую-щим центром его философских построений являются идеи культуры.

6. Анализ нравственных проблем русской культуры и ее кризисных проявлений, сочетающий в себе детальное изучение основ духовного состояния человека, его субъективных переживаний, принятый И.А.Ильиным, убедительно доказывает, что обращение к духовности, придающей человеческой культуре высшую ценность служит непременным условием построения будущего России. Рассматривая духовность внутреннего мира и способы жизнедеятельности личности, а также вечные основы духовного бытия, И.А.Ильин показывает их необходимость в реальной жизни. В его концепции они конкретизируются в определенных формах духовной жизни (любовь, совесть, родина, нация), питаемых верой, идущей от сердца и разумом; духовной любовью, на основе которой постигаются и осмысливают-ся нравственные ценности "совестного акта", высшего предназначения семьи, понятий "родина" и "нация".

7. В концепции правового государства И.А.Ильина органично сочетаются понятия государственности и правосознания. В постановке проблемы природы государственного устройства и сущности правосознания философ обозначает в качестве основных условий гарантии личной свободы человека и его духовной автономии. Он полагает, что государственная форма не является реализацией чисто юридической конструкции, она не учреждается всеобщим сознательно-волевым решением, а вырастает в конкретном единстве "этноса и ландшафта" с иррационально-исторически становящимся правосознанием нации. Поэтому очертания государственной формы в текстах Ильина весьма конкретно привязаны к "земле и крови", а правосознание рассматривается на уровне предпочтений, связанных с национальным темпераментом и наследственно-историческим созерцанием идей власти, справедливости.

8. Педагогическая концепция И.А. Ильина опирается на начала православной духовности и базируется на принципах нравственной педагогики, предполагающих возрождение "религиозного самостояния" на основе "сердечного созерцания" и возрождения чувства собственного достоинства. Проблему образования он тесно связывал с духовной предметностью, которая придает жизни религиозный смысл и ведет к особому состоянию — исканию, ответственности, служению. Представляя образование как своеобразное просветление человека культурой, философ внес значительный вклад в современные теории воспитания.

9. Понимание смысла жизни представлено Ильиным в уникальном материале, содержащим основы "духовного строительства" человеком сво его индивидуального храма, его укорененности в чувственно-духовном опыте совестной интуиции и нравственно-этических правил. Выступая в качестве религиозного философа и духовного писателя, он демонстрирует особое мировидение и обосновывает необходимость сложной работы личности по преобразованию внутренних основ и внешних условий жизни, направленной на совершенствование и одухотворение.

10. И.А.Ильин, заложив основы объективной литературной критики и сформулировав критерии художественного творчества, обосновал закон человеческого существования - трехосновность всех сфер жизни творчества человека (словесный, образный, духовно-предметный состав), обозначив проблему художественности как поиск "духовного слова о духовных об- стояниях". Основные положения эстетической концепции Ильина, согласно которой корни подлинного искусства всегда имеют духовно-религиозный характер, находят подтверждение в анализе литературного творчества классиков века, объединяемых задачей исследования национального опыта. Считая, что православие является религиозным источником, а национальная культура смысловым наполнением "новой" русской идеи, философ соединяет эстетический анализ художественного творчества с анализом духовно-религиозным. Здесь трехосновность человеческого существования, обозначенная философом как непременное условие бытия человека на земле (культуры, религии, государства, общества), находит практическое применение в анализе художественного предмета каждого из писателей.

11. И.А. Ильин раньше других смог почувствовать глубинные тенденции, определяющие развитие кризиса культуры, утраты духовного в жизни людей. Рассматривая эволюцию русской культуры в контексте духовного кризиса человечества XX в., философ приходит к важным выводам, которые способствуют адекватному анализу современных социокультурных явлений с позиций противостояния разрушительным процессам, а также поиску путей преодоления кризиса культуры, осознанию роли духовных сил в развитии общества и необходимости целостного подхода к их решению.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации анализ с точки зрения системного подхода религиозно-философской концепции русской культуры И.А.Ильина позволяет целостно представить проблемы современной культуры России, включая направленность и особенности духовного кризиса.

Результаты диссертационного исследования могут служить основой для создания концептуально целостных курсов культурологии, философии, эстетики, спецкурсов в вузах и других учебных заведениях, поскольку комплексный анализ культурологической концепции И.А.Ильина в общем смысловом и идейном поле русской религиозной философии делает возможным формирование междисциплинарных программ.

Апробация результатов исследования. Различные его аспекты нашли отражение в монографии, статьях, а также выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня (региональные, всероссийские, международные). Результаты исследования использовались в преподавании учебных курсов, прочитанных студентам Ростовского государственного педагогического университета (2002-2003). Диссертация обсуждалась на совместном заседании отдела социальных и гуманитарных наук Государственного научного учреждения "Северо - Кавказский научный центр высшей школы" и кафедры философии и культурологии Ростовского государственного педагогического университета.

Структура диссертации определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и состоит из введения, пяти глав, 16 параграфов, заключения, списка литературы из 395 источников. Общий объем работы — 303 с.

Место И.А.Ильина в философии культуры Русского зарубежья

Современная социокультурная ситуация характеризуется поиском новых ценностей и обращением к философскому потенциалу прошлого. Несмотря на активное изучение и анализ русского культурно-философского наследия, творчество религиозного философа, духовного писателя, литературного критика, правоведа Ивана Александровича Ильина до сих пор не до конца оценено.

Его автобиографические и философские работы говорят о нем как разноплановом философе и разносторонней личности. Современники по-разному оценивали Ивана Александровича Ильина, его личностные качества и проявления характера, нравственную, политическую и гражданскую позиции. Так, князь А.Д. Оболенский считал, что "мысль Ильина не длиннее воробьиного носа". Ф.Степун называл публичные выступления Ильина "религиозным помешательством неверующей души" [132, с. 593], а иногда неправомерно причисляли его к "западникам" [123, с. 32-35] . Однако образная характеристика личности философа, данная П.Б. Струве, опровергает приведенные выше высказывания: "И.А. Ильин есть интересное и крупное явление в истории русской образованности. Формально - юрист, он по существу философ, т.е. мыслитель, а по форме - изумительный оратор или ритор в хорошем античном смысле этого слова. ... Такого, как он, русская культура еще не производила. И он в ее историю войдет со своим лицом, особым и неподражаемым, со своим оригинальным дарованием, сильным и резким. Во всех смыслах" [131, т.5, с. 402].

В современных исследованиях, рассматривающих творчество И.А.Ильина, выделяется несколько направлений: 1) обстоятельный и критический анализ философии Ильина с учетом наслоений, убеждений и заблуждений, преобладавших в ту историческую эпоху (Ю.Т. Лисица, И.И. Евлампиев, И.В. Кондаков, А.А.Корольков, М.А. Маслин, В.И. Кураев, Д.Б. Цыганков и др.); 2) слишком общая, декларативная оценка его творчества. На фоне превосходных степеней и гипертрофированных характеристик Ильин представляется вождем национального движения, а его идеи — базой возрождения давно забытых понятий ("великий" русский философ, творчество которого напоминает "титанов эпохи Возрождения", "глубочайший истолкователь сущности русской цивилизации", "провозвестник Русской идеи", "глашатай систематического проведения национального воспитания граждан" [305, с. 222]; 3) признание авторитетом представителями современного русского национализма самых разных политических "окрасок" - от коричневой до белой". Так, по мнению О.Д. Волкогоновой, творчество И.Ильина "вписало новую страницу в теорию русского национализма". Ссылаясь на якобы излишнее "превознесение Ильиным своего народа", она приходит к неожиданному выводу о том, что национализм у Ильина "тот самый знакомый, противопоставляющий свою нацию другим, прощающий ей то, что ставится в вину другим народам, идеализирующий особенности и черты своей нации и т.д." [54, с. 210 - 217].

Объединяет последние два направления одна особенность - из творческого наследия Ильина "выхватывается" какое-то одно положение, незначительное по своей сути и содержанию и рассматривается вне контекста общей направленности его философии, нещадно эксплуатируется в реализации собственных целей. В целом для такого подхода характерна обращенность не столько к концептуальной и методологической стороне философии Ильина, сколько к конкретным взглядам по актуальным общественно-политическим проблемам. Таким образом, публикации, в которых личность и научная позиция Ильина представлены фрагментарно, искаженно и недостаточно доказательно, вызывают необходимость еще раз обратиться к личности философа и охарактеризовать в общих чертах особенности его творчества. Начнем с того, что обоснование Ильиным предмета философии, а для него это наука, вырастающая из духовного опыта человека, где ни логические аргументы и теоретические обоснования не могут создать условий для понимания бытия и появления экзистенциального опыта, - до сих пор вызывает споры относительно оценки его философских взглядов. Как правило, во многих работах, начиная с В.В.Зеньковского, представляющего Ильина как "покорно следующего за Гегелем" [109, с. 421], завершая статьями современных справочных изданий [277, с. 214-218; 30, с. 215; 284, с. 266-268], его взгляды чаще всего характеризуются как гегельянство, обогащенное идеями новейшей немецкой философии. Эта мысль превалирует в большинстве других справочных изданий, где Ильин характеризуется, прежде всего, как представитель "русского неогегельянства" или как "русский религиозный философ-неогегельянец" [353, с. 173; 306, с. 191].

Более подробную информацию можно найти в современном философском энциклопедическом словаре, где освещаются правоведческие аспекты научной деятельности Ильина, исследование им вопросов государственного управления и регулирования в тоталитарных системах. Но учение об очевидности (о формировании духовного опыта человека), соединяющее в себе вопросы гносеологии, этики, эстетики, религиозного опыта и являющееся для Ильина центральным, некоторыми авторами определялось как его "неогегельянский путь к очевидности" [119, с. 44 - 54]. Лишь сравнительно недавно анализ учения об очевидности довольно полно был представлен авторским коллективом под руководством М.А.Маслина [141, с. 497-508].

Представляется, что многие важные направления деятельности философа в области возрождения духовной культуры России не нашли должного отражения в Новейшем философском словаре. Сказанное мало относится к философу, правоведу, литературному критику, публицисту И.А. Ильину, работы которого отличает образное, глубокое изложение, актуальность, не 20 смотря на время их написания, а также к ряду высказываний, сделанных в различное время в его адрес [230, с. 261].

Приведем лишь некоторые из этих важных суждений: "один из самых цельных русских мыслителей" (А.А. Корольков), "православный христианин, религиозно одаренный и, главное, церковный человек" (Ю.Т. Лисица), "философ волевой идеи" (В.И. Кураев). Н.Н. Полторацкий - автор глубоких работ об Ильине - подчеркивал, что он занимает особое место в плеяде русских мыслителей, создававших современную русскую религиозную философию [247, с. 243 - 478]. Ильина он относил к категории людей по-настоящему избранных, учителей, духовно-идейных и цельных. Полторацкий был прав, подчеркивая, что Ильин не вписывается в характерную для русской философии XX века традицию парности: учитель-ученик и преемственности, присушую научной школе (Н. Бердяев и Л. Шестов; П. Струве и С. Франк и др.). По справедливому наблюдению Б.Н. Любимова, на этом фоне фигура И.А.Ильина стоит одиноко [193, с. 198 - 200]. Однако факт издания основных трудов Ильина вначале за рубежом, затем в России свидетельствует о наступлении того времени, когда становятся очевидными их достоинства, а также то, что у Ильина есть чему поучиться и нынешним поколениям и будущим.

Идеи православия в книге "Аксиомы религиозного опыта"

Одним из основополагающих направлений исследований И.А.Ильина является философия религии. Его научные труды в этой области отличают неординарность, самобытность, глубокое осмысление и развитие идей православия. Какую бы тему он не раскрывал, в его общем подходе к проблеме всегда прямо или косвенно проявлялась религиозная и философская перспектива ("Путь духовного обновления", "Путь к очевидности", "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний", "О сопротивлении злу силою" и др.).

"Вера", "верование" - эти понятия философ подчеркнуто разводил, отмечая, что сам русский язык придает идее "веры" два различных значения: одно связывает веру с потребностью верить, а другое - с потребностью веровать. Верят все люди, но по-разному: сознательно или бессознательно, злобно или добродушно, сильно или слабо. Можно верить в астрологические прогнозы, сны, гадания, в науку. Верят и безбожники все без исключения. "Только они верят не в Бога, как источник всякого духовного совершенства, а в земные "богопокинутые... обстояния...". "Веруют же далеко не все: ибо верование предполагает в человеке прилепиться душою (сердцем и волею и делами) к тому, что действительно заслуживает веры, что дается людям в духовном опыте, что открывает им некий путь к "спасению" (по слову Феофана Затворника)" [131, т. 1, с. 348-349].

Обосновывая причины появления религиозности, Ильин выделяет несколько видов мотивов. По его мнению, один верует, потому, что чего-то хочет и пока хочет; другой — потому что о чем-то думает и что-то понимает; третий - испытывает настоятельную необходимость преодолеть страх между смертью и жизнью; четвертый - потому что сверхчувственно воспринимает мир и в свете этого решает свои задачи; пятый — потому что вера расширяет узкие и жесткие рамки его как личности; шестой - потому что вера, наоборот, скрепляет и замыкает его личностный строй. Размышляя о том, что вера может разъединять людей, верование - объединять, философ в итоге дает свое понятие, в котором "вера", во-первых, является целостным жизненным опытом, во-вторых, выступает в качестве некого миросозерцания и что самое важное - как система действий [131, т.6,кн.З, с. 8 - 9].

Вывод, сделанный Ильиным закономерен т.к. является очевидным, что вера позволяет указать человеку его путь, определить его отношение к самому себе, к людям, к природе и ко всему главному в жизни. Ведь большинству из нас совсем не безразлично верит ли человек в пошлое, уродливое и разъединяющее или он верует в духовно-значительное и соединяющее. Потому верить по Ильину гораздо больше, чем признавать за истину. Такая постановка проблемы - понимания и обретения веры в контексте русской культуры имеет большое значение для рассмотрения ее основных констант.

В связи с этим представляется важными, рассматриваемые Ильиным, вечные вопросы веры, ее основы и пути формирования, а также проявления иррационального, сердечно-эмоционального верования в русской религиозной традиции. Почти во всех сочинениях - небольших статьях, эссе или объемных трудах - он обращается к проблемам души, религии, духовности, используя любую возможность показать их место и особое значение в жизни человека, достаточно убедительно пишет о религиозном кризисе. Называя его кризисом безбожия, философ отмечает, что этот кризис процесс характеризуется воинствующим безверием и подъемом безбожия. Это в полной мере можно отнести к нашему времени, когда утрачивается понимание сути духовной культуры и преобладают лжеценности, истинно важное подменяется развлекательными направлениями индустрии массовой культуры; когда естественная религиозность человека отторгается от истинных духов-ных источников. Характеризуя общую картину современности, о. П.Флоренский пишет: "Люди являются христианами по имени, в лучшем случае по своим убеждениям и своим делам, а на самом деле, как будто лишены мощи, которую дает вера" [356, с. 421 ].

Ильин объясняет религиозную "немощь" человека, рассматривая непосредственные причины религиозного кризиса, подготовленного средневековой эволюцией ума и воли и разразившегося в XVIII - XIX вв. Одной из причин кризиса он называет торжество рассудка над вдохновением, внешнего опыта над внутренним. Вторая причина кроется в том, что человечество расшатало духовные основы своего бытия, заглушило в себе рели-готворящую силу духа - сердечное созерцание, а вследствие этого отмирает сердце культуры, жизнь становится бесцельной, люди становятся "слабыми в добре" и "сильными во зле". Третья причина кризиса религиозности заключается в его масштабах и непосредственно в учении о христианстве.

Описывая последствия кризиса, Ильин определял содержательную сторону задачи, разрешением которой будет занята Россия в будущем: разделение в культуре церковного и религиозного, внесение религиозно-православного духа в новую национально-светскую культуру и национально-светскую цивилизацию. Это отличие церковного от религиозного и церковного от национальной России, по мнению философа, осознавалось на протяжении двух веков после Петра, т.к. церковь и религиозность не одно и то же. Рассматривая пути выхода из религиозного кризиса, философ соединяет их направленность с общей проблемой христианской культуры, духовной культуры русского народа, его религиозности, поскольку она - живая первооснова истинной культуры, так как несет человеку дары, без которых последняя теряет свой смысл и становится просто неосуществимой (чувства пред стояния, задания, призванности и ответственности).

Национальное самоопределение русского народа

Философское осмысление проблемы национального самоопределения русского народа в работах Ильина сконцентрировано на определении национального особенного и всеобщего в тесной связи с историческими особенностями культуры России. Предметом его исследований было определение этнографической, исторической основы национальной культуры, особенностей национального мышления, психологического уклада русского народа, национального самосознания. Анализируя эту проблему, целесообразно обратить внимание на два важных взаимообуславливаю щих момента в концепции Ильина: первый связан со сложностями и историческими особенностями создания государства Российского, второй - с формированием на этом фоне национального самосознания русского народа, его национального характера.

Исходя из мысли из гегелевской мысли о том, что национальная культура не может находиться на высоком уровне, если она не создала самостоятельной религиозно-метафизической картины мира, Ильин утверждает о том, что духовный опыт и философическое созерцание составляет сущность национальной жизни. Сравнивая логику развития общечеловеческой сущности и призвания народа, он формулирует главный принцип его культурного и исторического развития. В его у выводах прослеживается важный тезис, сопоставляющий конкретного человека, представляющего собой индивидуальность, и народа, также выражающего собой неповторимость, проявляющуюся в национально-характерных формах.

Будучи убежденным сторонником целостности России, И.А.Ильин делает акцент на развитии духовных и нравственных начал государственности, единства ценностей русского народа: близости к Богу, вере в духовную силу народа, созданную им культуру. Он не раз подчеркивал, что Россия — единый живой организм: географический, стратегический, религиозный, языковый, культурный, правовой, государственный, хозяйственный и антропологический, и его расчленение может привести ко всеобщему распаду и разорению.

Многие исследователи, независимо от отношения к философскому наследию И.А.Ильина, были вынуждены признать его провидческую способность в отношении будущего национального устройства России (А.А.Корольков, Ю.И.Сохряков, В.И.Кураев, Ф.Грир). Предостережения Ильина оказались пророческими. В своих статьях он предупреждал о трудностях, которые встанут перед Россией в национальной сфере, об опасности превращения бывшего СССР в "Балканы". За много лет до случившегося философ предвидел, что условия жизни в образовавшихся в результате сепаратистских движений новых государствах будут не лучше, а хуже, чем в "имперской России", многие из них станут сателлитами иностранных держав, в результате через несколько лет их будет ждать иноземное рабство вместо всерусского объединения.

Предупреждения о разломе единого государства на осколочные на-ционализмы и возможное доминирование идеалов западной демократии относят Ильина к числу мыслителей, заранее предопределивших необходимость рассматривать нацию не только с точки зрения этноносителя, но и с позиций гражданского общества, несущего в его концепции духовные и нравственные начала государственности. Современность его идей подчеркивает также Ю.И. Сохряков, отмечавший, что рассуждения философа о федеративном политическом устройстве являются на протяжении нескольких лет актуальными для нынешней России. Нельзя не признать четкую определенность и востребованость размышлений Ильина, служащих отправным пунктом и теоретическим основанием для политических выводов в национально-государственном устройстве России, в определении понятия "национальные интересы" [173, с. 413; 320, с.375-383; 270. с.4-5].

Один из зарубежных исследователей творчества И.А.Ильина писал, что возрождение интереса к нему в современной России началось именно с публикации работ по национальному вопросу: читатели были поражены совпадением прогнозов сорокалетней давности и реальных процессов в бывшем СССР [395, с. 165 - 170]. Хотя модель будущей российской государственности у Ильина носит иногда консервативно-утопический характер, особенно в части описания идеального типа правового государства (самодержавная монархия), в котором сильная власть гармонично уживалась бы с признанием свободы личности, социального и духовного творчества народа, некоторые ее положения представляют интерес, хотя бы потому, что сегодня на уровне государства обнаруживается негативное восприятие либеральных идей, демократических реформ. В последнее время, особенно во время выборов россияне демонстрируют приверженность идее сильного государства. В связи с этим позиция И.А.Ильина, предусматривающая конкретные пути экономических и политических преобразований России, непосредственно связанные с укреплением государства, представляет интерес.

Кратко проанализируем пути формирования и укрепления государственного устройства, предложенные Ильиным в рамках разработанной им культурологической концепции. Он полагал, что республиканская форма в России при нормальных обстоятельствах утвердиться не могла и появлялась только в период смуты и революций, а если и удерживалась какое-то время, то только в форме жесткой террористической диктатуры. Этим объясняется, с его точки зрения, тот образ жизни в России, который сложился, начиная с 1917 г. Убежденность в необходимости в России монархической формы правления русского образца, исходящего из православной веры, особенностей русского сознания и установок созерцающего сердца, стала стержнем культурологической концепции И.А.Ильина.

В связи с этим нельзя не отметить особое видение философом проблем духовных и нравственных начал государственности и путей построения духовно обновленной России. Вопросы, связанные с проблемами национального самоопределения, рассматриваются Ильиным в контексте традиций христианской культуры: истории, особенностей русского национального характера, правосознания, миросозерцания, в наибольшей степени определившими лицо России, ее исторический, духовный облик. Культурологический подход Ильина основывается на глубоком анализе развития исто-рии России, национального своеобразия русской культуры, особенностей формирования характера русского народа и его проявления в общей исторической судьбе, где особая роль отводится единству территориальных, климатических, геополитических факторов и условий. Именно это учитывается многими современными исследователями при определении теоретико-методологических основ социокультурных и государственных преобразований в России, их характера и тенденций [175; 192; 151; 234; 388].

Принцип художественности как критерий в анализе литературного материала

В своей работе "Основы художества. О совершенном в искусстве" Ильин изложил свою эстетическую концепцию, согласно которой истоки подлинного искусства всегда имеют духовно-религиозный характер. В рамках этой концепции им определяется критерий художественности и излагаются основы литературной критики, имеющие предметно-феноменологические корни.

Необходимо отметить, что русская литература и философия, отражающие тенденции развития русской культуры, эстетики, связывали понятия нравственности и художественности. В середине XIX - начале XX в., по мнению исследователей на передний план в русской культуре выступает критика, для которой литература была не только предметом литературной рефлексии, но и общественной, политической жизни. В.С.Соловьев характеризовал литературные реакции своего времени как "противоположные крайности", "искусство для искусства" [317, с. 90].

Ильин называл это явление "грехами" русской литературной критики, когда художественное произведение измеряется "нехудожественными мерилами" (партийными, революционными, монархическими, либеральными, конфессиональными и др.), совершенно чуждыми искусству. С точки зрения Ильина, русская литературная критика конца XIX - начала XX в. находилась на уровне, который можно назвать историко-литературной справкой или формально-педантичным анализом, или дилетантским импрессионизмом, являющимся в литературном отношении вполне талантливым, но эстетически бесформенным и духовно слепым отражением содержания жизни. "Искусство имеет свое измерение, - пишет Ильин, обозначая собственную позицию художественного критика, - измерение духовной глубины и художественного строя" [131, т. 6, кн. 1, с. 193]. Постановка и дальнейшая разработка Ильиным проблемы художественности в искусстве адекватно отражала общие тенденции и потребности русской культуры.

Одним из положительных моментов в противостоянии литературной критики и литературы было обозначение одного из спорных направлений в дискуссии представителей эстетической критики и реальной критики - определение художественности. "Художественность, художественная форма произведения искусства, родовые признаки искусства, - описывает И.В. Кондаков точку зрения реалистов, - все это трактовалась как необязательная "внешность" произведения, "прилагаемые" к нему дополнительные "красивости", совершенно случайные и посторонние содержанию" [160, с. 300 -301]. Как бы отвечая на спорные вопросы, поставленные литераторами и критиками конца XIX в., Ильин, утверждая, что художественная критика не может демонстрировать восторг или негодование или пересказ "своими словами" того, что создал художник. Прежде всего, она является аналитическим разложением формы произведения.

И.А.Бунин, негативно отзывавшийся о критиках-эстетах, разбивающих и разделяющих жизнь с позиций литературы, также считал, что вообще мало кто способен понять и оценить такое явление, как художественность [46, с. 90]. Но наиболее остро этот вопрос ставил Ильин т.к. по его мнению, именно этот труднейший вопрос является решающим для всего искусства, но и для культуры. В рассмотрении обозначенной темы, полагал он, исследуется и развертывается не только проблема критерия, но и более глубокие и серьезные вещи - проблема основного состава искусства, его призвания, его цели и власти [131, т. 6, кн. 1, с. 115].

Он считал, что критика только тогда будет способна дать эстетически обоснованное и духовно-углубленное освещение творческого наследия художника, когда сможет выделить в художественном произведении четыре составляющих: акт, материю, образ и предмет. В полной мере их содержание раскрыто в эстетической концепции философа, которая требует пояснения. Так, Ю.Т.Лисица, анализируя различные философские течения, приходит к выводу, что эстетика Ильина имеет совсем иную, чем у других философов, природу. Рассматривая влияние догмата троичности, который осмысливался философами в терминах Добра, Истины и Красоты, а мир и человек понимались как ее отражение (Истина открывалась, Добро делалось, Красота творилась), Лисица проводит интересные параллели между смысловым содержанием эстетических концепций В.Соловьева (символико-модернистской) и концепцией Ильина (предметно-феноменологической), обозначает основные свойства концепции последнего: объективность и религиозность [131, т. 6, кн. 1, с. 542]. Соглашаясь с его подходом, мы полагаем, что эстетическая концепция Ильина религиозна и максимально приближена к Богу в объяснении процесса творчества, духовного смысла и очевидности.

Мы же сосредоточим свое внимание на анализе таких понятий эстетической концепции Ильина как "художественность", "художественный акт", "художественный предмет", которые одновременно являются смысловыми опорами в художественном анализе произведения искусства. Обосновывая принципы художественности, он исходит из сформулированной им концепции духовной очевидности, и полагает, что любое явление и состояние наполнено духовным смыслом, содержит духовный предмет, постижение которых позволяет достичь "очевидности" в его раскрытии.

Перечисленные выше определения можно найти в работе Ильина "Религиозный смысл философии. Три речи. 1914 — 1923". В ней, называя философию "духовным деланием", определяя ее основные задачи и научный предмет, мыслитель как бы очерчивает смысловое и терминологическое поле "основ художественности" и "художественного предмета". В чем заключается обозначенная выше связь двух работ и их общая идейная за-данность? Прежде всего, в центральной точке - главной в обосновании различных по направленности, но общих по предназначению и смыслу, познавательной, творческой деятельности художника-творца и философа. В формулировании своих выводов он опирается на разработанную им концепцию духовной очевидности, синтезирующую рационалистические и феноменологические традиции, философию жизни.

Анализ двух работ с точки зрения определения их логического построения и обоснования центральных положений концепции духовной очевидности, показывает, что ее структурные составляющие служат базой для построения этической и эстетической концепций, выявления основ и принципов художественности. Перечислим смысловые параллели: "научная очевидность" в философии и "духовная очевидность" в эстетике и литературной критике; растворение субъекта в предмете и растворение предмета в субъекте. Орудием философского познания Ильин.называет "живое существо" самого философа, а эстетического предмета - духовный опыт художника. В формировании такого опыта важно наличие "живого центра духовных содержаний", такого же управляемого, как и центр эстетического предмета, имеющий центростремительные и центробежные пути, соединяющие душу художника со зрителем. Ильину во всем: в определении цели философии или критерия художественного совершенства - важно понять духовный смысл. Именно его должна искать философская мысль в содержании всякого явления - не знаковое его проявление (видимое, слышимое, телесное и т.д.), а духовное. И в отношении художественного предмета, для которого знаком служат эстетические образы (чувственные и нечувственные и т.д.), по его мнению, необходим поиск духовного содержания.

Похожие диссертации на Религиозно-философская концепция русской культуры :На материале работ И. А. Ильина