Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 1
Теосис как фундаментальная составляющая
православного богословия 2
Определение терминов 4
Основные различия между восточной и западной
сотериологией 7
Предыстория проблемы 14
Краткий биографический очерк 18
Основная проблема исследования 22
Цель исследования 23
Обоснование исследования 24
Пределы исследования 26
Метод 26
Историографический обзор литературы 27
Литература по теосису 28
Обзор основных сочинений В.Н. Лосского 31
Структура исследования 36
I. УЧЕНИЕ О %ОСИСЕ В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ 38
. Святоотеческое наследие 38
Теосис в учении отцов доникейского периода 39
Ириней 41
Климент Александрийский 44
Ориген 47
Афанасий 51
Теосис в учении отцов посленикейского периода ... 60
Каппадокийцы 60
Василий 61
Григорий Богослов 62
Григорий Нисский 66
Антиохийцы 70
Псевдо-Дионисий 72
Максим исповедник 76
Иоанн Дамаскин 80
Симеон Новый Богослов 83
Григорий Палама 85
Теосис в русской религиозной мысли 100
Философская традиция 101
«Церковная» традиция 117
Теосис в западной традиции 123
Заключение к первой главе 136
II. АНАЛИЗ УЧЕНИЯ ЛОССКОГО О \ЕОСИСЕ 141
Эпистемологический аспект теосиса 142
Богословие и мистицизм 143
Эпистеме и гносис 145
Апофатизм - путь к теосису 149
«Теологический» аспект теосиса 154
«Троица в Себе Самой» 155
Различие между Ousia и Hypostasis 159
Происхождение Лиц 165
Единоначалие Отца 167
Различие между сущностью и энергиями 169
Икономический аспект проблемы теосиса 173
Сотворение ex nihilo 173
Сотворение человека 175
Образ и подобие Божие 178
Воплощение Сына 184
Искупление и теосис 191
Экклесиологический аспект проблемы теосиса 194
Нравственный аспект проблемы теосиса 201
Некоторые итоги второй главы 206
III. КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕНИЯ ЛОССКОГО О \ОСИСЕ 210
Библейские корни теосиса 212
Идея Богочеловечества и теосис 224
Основные предпосылки 229
Апофатический подход 230
Сущностно-энергийное различение 236
Проблема с преданием 237
Проблема с онтологией 239
Разрыв между теологией и икономией 248
Проблема с Богом откровения 251
Идея личности и теосис 254
Некоторые итоги третьей главы 269
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 274
БИБЛИОГРАФИЯ 292
Список сокращений
Введение к работе
Настоящая диссертация посвящена проблеме теосиса в тех очертаниях ее, в каких предстает она перед нами в сочинениях Владимира Лосского, одного из главных представителей православного богословия XX столетия. В соответствии с академической традицией мы начинаем с того, что называется постановкой проблемы. Для этого уже во Введении нам приходится дать предварительную характеристику сотериологической1 позиции Лосского в соотнесении ее с основополагающими идеями и образами св. Писания, а также опытом толкования Его западными и восточными богословами.
Говоря об опыте богословов, мы имеем ввиду отнюдь не только некие древние накопления. Для нас наследие В. Лосского ни в коей мере не архивное достояние. Оно заслуживает глубокого изучения как нечто очень живое, способное активно участвовать в современных богословских исканиях, дискуссиях по остро злободневным проблемам жизни христианских Церквей в условиях напряженных межконфессиональных конфронтации, которыми отмечено наше время. Уроки толерантности, обязывающей к конструктивности даже и в принципиальной полемике, такие уроки, содержащиеся в трудах Лосского, должны быть осмыслены и усвоены во имя торжества духа сотрудничества, солидарности в отношениях между христианами разных ориентации.
«Сотериология» буквально означает учение о спасении. (С греч. soteria - спасение, logos -учение).
Своеобразие материала, с которым нам придется иметь дело, обязывает нас предварить прямое освещение предмета определением основных терминов, употребляемых в нашем исследовании.
После краткого обозначения основных различий между восточным и западным пониманием пути спасения, уже во Введении мы должны будем обрисовать исторический фон, являющийся общим смысловым контекстом, без учета которого невозможно адекватное понимание взглядов Лосского на теосис.
За этим следует собственно определение и обоснование целей исследования. При этом будут оговорены границы и масштаб исследования, а также его методология.
Все положения Введения будут обеспечены обзором литературы, посвященной нашей проблематике, а также специальным историографическим итогом, который должен оправдать факт появления нашего исследования и помочь уяснению пафоса его.