Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время в России возрастает интерес различных слоев общества к русскому православию, в том числе и к его прошлому, без ознакомления с которым нельзя понять многие аспекты современной жизни и деятельности Русской православной церкви (РПЦ). Одним из важных фрагментов этого прошлого явилось состояние русского православия за пределами России, особенно в 20-30-е гг. XX в., когда произошла массовая эмиграция православных людей за пределы страны в связи с революционными событиями. В изгнании эмигранты оказались вынуждено оторванными от канонических церковных структур Московского патриархата и были поставлены перед необходимостью искать и находить в условиях эмиграции привычные для них формы церковной жизни.
Наглядным примером таких поисков и находок явилась организация церковной деятельности русской эмигрантов, выбравших Западную Европу местом своего проживания, где они и их потомки находятся и поныне, удовлетворяя свои духовные запросы традиционным для себя русским православием. Это важная страница в истории Русской православной церкви, изучение которой значимо, как для религиоведов, так и для Московского Патриархата, добивающегося монолитности русского православия.
Однако деятельность церковной эмиграции в межвоенные десятилетия исследована явно недостаточно. Богословы и религиоведы в советский период отечественной истории не имели возможности объективно проанализировать церковную жизнь русской эмиграции. Сейчас такая возможность появилась, что и обусловило появление данного диссертационного исследования.
При изучении процесса распространения и утверждения православия в Западной Европе, основное внимание было уделено Франции, что вызвано рядом объективных обстоятельств. Большое количество беженцев из России осело в Берлине, Праге и Париже, которые в начале 20-х гг. прошлого века превратились в культурные центры русской диаспоры. Однако основное количество эмигрантов обосновалось именно во Франции, столица которой стала научным, культурным и духовным центром русской эмиграции. В Париже оказались сосредоточенными наиболее значимые светские и духовные организации, оказывавшие доминирующее влияние на развитие русской культуры за рубежом, а также на создание особого духовного климата в эмигрантской среде. Франция стала не только культурным, но и религиозным центром русской эмиграции. Одной из важных причин становления во Франции русского духовного центра, стал переезд из Берлина в Париж в 1922 г. митрополита Евлогия. Там же в 1925 г. в Париже был основан Свято-Сергиевский Богословский институт, в котором продолжили свою деятельность известные русские богословы и философы, в том числе СБулгаков, Н.Бердяев, Г.Федотов, Г.Флоровский, И.Ильин, С.Франк, Н.Лосский,
[ РОС. НАЦИОНАЛ!.
| БИБЛИОТЕКА
В.Зеньковский. Благодаря их научной деятельности была создана школа «Парижского богословия».
Объектом данного диссертационного исследования является Западноевропейская епархия Русской православной церкви, возглавлявшаяся митрополитом Евлогием, ее деятельность по распространению и утверждению православия в Западной Европе в 20-30-е гг. XX в.
Предметом исследования является изучение влияния условий, в которых оказались эмигрировавшие на Запад представители Русской православной церкви в исследуемый период, на формы, методы и направления их работы, на развитие богословия и религиозной философии в трудах русских эмигрантских мыслителей, а также на развитие взаимоотношений православной церковной эмиграции с инославными конфессиями.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы -проанализировать процесс становления организационных структур Русской православной церкви в Западной Европе в 20-30-е гг. XX в., а также ее деятельность в условиях эмиграции. Достижение этой цели осуществлялось посредством решения следующих исследовательских задач:
с современных научных позиций проанализировать последствия раскола Русской православной церкви на ее деятельность в условиях эмиграции, рассмотреть особенности формирования православных приходов, монашеских организаций во Франции, а также направления их работы;
осветить роль Богословского института в деле образования и воспитания православного духовенства, а также в процессе ознакомлении интеллектуальных кругов Запада с православием;
- проанализировать генезис и эволюцию историософских взглядов
православных богословов и их полемику с религиозными философами в условиях
эмиграции;
- определить степень влияния условий эмиграции на дискуссию богословов
и философов о софиологическом учении С.Н.Булгакова, а также на создание
школы «Парижского богословия»;
- изучить особенности взаимоотношений православного духовенства с
эмигрантскими обществами и движениями, с другими христианскими
конфессиями;
- проанализировать влияние условий эмиграции на развитие богословских и
философский идей по поводу места православной церкви в экуменическом
движении.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема церковной эмиграции привлекала и продолжает привлекать к себе внимание исследователей, как на Западе, так и в России (См.: Пронин А.А. Историография российской эмиграции. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000). В связи с этим, вопросы, связанные с религиозно-церковной жизнью эмиграции, в определенной мере нашли отражение в многочисленной литературе. Однако перед тем как дать ее историографический анализ, следует сделать небольшое
замечание, которое в равной мере относится и к источникам. Всю литературу и источники по данной проблематике можно условно разделить на две части: церковную и светскую. В церковной литературе и источниках также можно выделить две группы, в зависимости от того является ли автор священнослужителем - эмигрантом, или российским священником, что позволяет учитывать субъективный подход авторов, особенности их идеологии.
Проблеме раскола русской православной церкви посвящены работы, как богословов, так и светских ученых, в том числе российских и западных (Поспеловского Д.В., Регельсона Л., Одинцова М.И., Митрофанова Ю.Н. и др.). Прежде всего, следует выделить фундаментальный труд канадского ученого Д.В .Поспеловского, в котором он проследил процесс оформления русского православия за рубежом и попытался проанализировать причины раскола церкви. Однако следует отметить, что Поспелове кий, описывая отношения, которые развивались между Московской патриархией и церковной эмиграцией, не исследовал влияние условий эмиграции на становление православных церковных структур в Западной Европе.
Определенный интерес представляют работы Н.М.Зернова, принимавшего активное участие в жизни эмигрантского общества. Особое внимание он уделял причинам раскола Русской православной церкви, кроме того, он рассмотрел ее деятельность по религиозному воспитанию молодежи в условиях эмиграции. Важные сведения об истории русской православной эмиграции можно найти в работе М.В.Назарова «Миссия русской эмиграции». Автор с современных позиций изучает идеологию раскола, анализирует взаимоотношения «трех ветвей зарубежного православия».
Отдельные аспекты истории становления и развития структур русской православной церкви, находившейся в условиях эмиграции, рассмотрены в работах советских исследователей (Куроедов В.А., Корзун М.С.). Однако сугубо негативное отношение к религии и церкви не позволяло им провести объективное исследование
Недостаточно объективный подход характерен и для богословских публикаций по рассматриваемой проблеме (Введенский А., Стратонов И., Граббе Г., Цыпин В.). В трудах данных авторов отсутствует анализ форм и методов работы православной церкви в условиях эмиграции.
Проблемы становления православия в Западной Европе, организация церковной жизни в условиях эмиграции, стали предметом изучения православных священников - эмигрантов. Так в Нью-Йорке в 1968 г. была издана двухтомная книга-альбом «Русская православная церковь за границей. 1918-1968».
Несомненный интерес представляет монография известного исследователя М.Раева «Россия за рубежом». Это одно из первых исследований, посвященных истории русской эмиграции. Свою задачу автор видел в том, чтобы показать общий фон, на котором проходила жизнь православных изгнанников из России.
Отдельные сведения о жизни творческой интеллигенции в Париже можно найти в работе А.Зверева «Повседневная жизнь русского литературного Парижа.
1920-1940». в которой содержатся интересные сведения о тех людях, которые способствовали распространению православия во Франции, в том числе о И.Фондаминском, Е.Скобцовой (в монашестве матери Марии), С.Булгакове, Г.Федотове.
Определенный интерес вызывают работы, посвященные отдельным аспектам деятельности православной церкви во Франции (труды Росса Н., Ковалевского П., Гаккеля С. и др.).
Проблемам создания и развития Русского студенческого христианского движения, имевшего несомненное значение для распространения и утверждения православия в Западной Европе, посвящены работы ряда авторов, в том числе Н.Зернова, Б.Плюханова. Однако в этих трудах отсутствует серьезный научный анализ взаимоотношений православной церкви с этим движением.
На страницах зарубежной периодической печати нашел отражение процесс участия русской православной церкви в экуменическом движении. Отдельные аспекты этой проблемы затронуты в трудах, посвященных истории РПЦ в XX в. Однако вопрос о развитии экуменических взглядов православных богословов и философов, оказавшихся в условиях эмиграции, остался не изученным.
Что касается работ зарубежных авторов (Cayard, W.Wallace, Lelouvier Y. N., Miroglio А.) и работ русских эмигрантов (Klepinine Т., Menegaldo Н.), изданных на иностранных языках, то в большинстве своем они посвящены биографиям эмигрантов, прежде всего философов, оказавших наибольшее влияние на развитие философских идей в Западной Европе. Кроме того, исследователями составлялись библиографии их работ
Резюмируя все вышеизложенное, следует отметить, что пока еще нет обобщающего исследования деятельности церковной эмиграции в 20-30-е гг. ХХв. Кроме того, следует отметить, что авторы публикаций, посвященных рассматриваемой проблеме, не всегда в своих трудах сохраняли объективный, научный и систематизированный подход, порой допускали определенные неточности в изложении материала. К работам светских и церковных авторов надо относиться с некоторой долей осторожности и в связи с тем, что они неизбежно окрашены идеологически, что также снижает уровень объективности.
Анализ научных публикаций по выбранной теме позволяет сделать вывод не только о возможности, но и о необходимости исследования процесса развития православия как духовной основы и объединяющего стержня русской эмиграции в 20-30-е гг. прошлого века.
Основные источники по теме исследования. В основу диссертации положен широкий круг источников, прежде всего, постановления, указы Московской патриархии. Большой научный интерес представляют материалы и документы. отражающие взаимоотношения Московской Патриархии, митрополита Евлогия (Георгиевского) и Карловацкого Синода, возглавлявшегося митрополитом Антонием (Храповицким).
Значительная часть материалов была выявлена в огромной по объему периодической печати, в частности, в «Церковном вестнике Западноевропейской
епархии», в журналах «Православная мысль», издаваемом профессорами Богословского института, «Путь», редактируемом Н.Бердяевым и Б.Вьгшеславцевым; «Новый град», создателями и соредакторами которого были Г.Федотов, Ф.Степун, И.Фондаминский.
Важными источниками для изучения многогранной деятельности православных богословов, находящихся в изгнании, стали недавно найденные и опубликованные протоколы заседаний Братства святой Софии, письма его членов, протоколы семинаров, проводимых С.Н.Булгаковым.
Большой научный и практический интерес представляет такая группа источников, как мемуары митрополитов Евлогия, Елевферия, епископа Вениамина. Несомненный интерес представляют воспоминания эмигрантов об истории создания Свято-Сергиевского подворья и Богословского института. Однако мемуары, как исторический источник, обладают несколькими существенными недостатками, в том числе они не всегда объективны и, к тому же, фрагментарны. Что же касается вопроса о развитии православного богословия и религиозной философии в 20-30-е гг. во Франции, то главными источниками являются труды богословов и философов, которые совмещали преподавательскую и научную деятельность в Богословском институте.
Методы исследования данной диссертационной работы является философско-социологический подход, позволяющий изучить влияние церкви на формирования мировоззрения русских эмигрантов, определить ее место, как социального института, в структуре русского эмигрантского общества. Такой подход позволяет учесть всю совокупность факторов, воздействующих на процесс становления русской православной церкви за границей.
Основные результаты и научная новизна диссертационного исследования состоят в том, что оно является первой попыткой комплексного научного религиоведческого анализа влияния условий эмиграции на процесс становления и развития структур Русской православной церкви в Западной Европе в 20-30-е гг. XX в. Диссертантом впервые:
- изучено влияние раскола церкви на процесс становления и
организационного оформления зарубежных структур Русской православной
церкви под руководством митрополита Евлогия;
проанализирована деятельность церковной эмиграции по созданию приходов, монашеских объединений, обителей, братств, определены и изучены основные формы их работы;
изучено влияние условий эмиграции на эволюцию историософских взглядов богословов и религиозных философов, на их дискуссию о софиологическом учении С.Н.Булгакова в свете необходимости дальнейшего развития православия;
- проанализирован процесс развития взаимоотношений церковной
эмиграции со светскими общественными организациями, создаваемыми русскими
эмигрантами;
на основе анализа периодической печати, мемуаров и воспоминаний выделены основные проблемы во взаимоотношениях православного духовенства с другими христианскими конфессиями;
дан анализ отношения русской церковной эмиграции к экуменическому движению.
Теоретическая значимость результатов диссертационного
исследования состоит в том, что собранный и проанализированный теоретический и фактический материал может быть использован для дальнейшего изучения деятельности церковной эмиграции в другие периоды ее истории, для исследования экуменического движения, а также для анализа русской религиозной философской мысли XX в. Материал данного диссертационного исследования может представлять интерес и для Московского Патриархата, стремящегося к монолитности православия.
Практическая значимость результатов диссертационного
исследования заключается в том, что в целом материал о деятельности церковных структур Русского зарубежья в 20-30-е гг. XX в. может применяться при чтении вузовских курсов по религиоведческим дисциплинам, отечественной истории, политологии, социологии, а также в лекционно-просветительской работе. Внедрение материалов и результатов исследования может быть осуществлено в публикациях учебно-методических и учебных пособий по религиоведению, истории философии для студентов и аспирантов.
Положения, выносимые на защиту:
-
Деятельность православного духовенства, вынужденного покинуть пределы России, в начале 20-х гг. XX в. направлена на создание организационных структур РПЦ: приходов, монашеских организаций, братств, особенности форм и методов работы которых (культурно-просветительская, благотворительная деятельность, создание французского православного прихода) определялись условиями эмиграции;
-
Деятельность Свято-Сергиевского Богословского института обусловила знакомство европейцев с православной культурой и позволила сохранить Дореволюционные традиции православия;
-
Церковная эмиграция, оказавшись за рубежом и освободившись от опеки государства, оказалась не готовой воспользоваться полученной свободой, за исключением отдельных православных богословов и философов;
-
Православное духовенство за рубежом стремится установить тесные взаимоотношения с религиозными, светскими, молодежными эмигрантскими организациями, для решения задач, вставших перед ними в изгнании;
5/ Развитие взаимоотношений церковной эмиграции с представителями других христианских конфессий, с одной стороны, укрепляли позиции русского православия в многоконфессиональной Западной Европе, с другой стороны, показали наличие непримиримых разногласий, время для преодоления которых еще не наступило;
6. Участие православных богословов в экуменическом движении было обусловлено, прежде всего, стремлением к дальнейшему развитию богословской мысли и распространению православия в Западной Европе;
Апробация диссертационной работы. Основные положения и выводы диссертании нашли отражение в выступлениях автора на научных конференциях «Герценовские чтения» (г. Санкт-Петербург, 11 апреля 2003 г., 16 апреля 2004 г.), а также в 7 научных публикациях.
Диссертация была рассмотрена на заседании кафедры религиоведения РГПУ им.А.И.Герцена и рекомендована к защите.
Структура диссертационной работы. Структура диссертации и последовательность изложения материала определяются основной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит по три параграфа, заключения, списка источников и литературы. Объем работы составляет 152 страницы.