Содержание к диссертации
Введение
Г л а в а I Возникновение церкви и формирование доктрины саентологии
1 Общественно-исторические условия и идейные предпосылки возникновения саентологии
2 Философское содержание учения саентологии: антропология и этика
Г л а в а II Церковь саентологии:организационное строение, культовая и внекультовая практика
1 Организационное строение церкви саентологии
2 Культовая и внекультовая практика церкви саентологии
3 Общественная деятельность саентологов 82
Г л а в а III Проблемы легитимности церкви саентологии в различных странах мира
Заключение 120
Список использованных источников и литературы
Приложения
- Общественно-исторические условия и идейные предпосылки возникновения саентологии
- Философское содержание учения саентологии: антропология и этика
- Организационное строение церкви саентологии
- Проблемы легитимности церкви саентологии в различных странах мира
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Произошедшие в конце XX века общественно-политические преобразования в России привели к изменению конфессиональной ситуации в стране, оказали существенное влияние на характер отношений государства и религиозных объединений. Демократизация общества, утверждение идеологического и политического плюрализма, переоценка основополагающих ценностей жизни вызвали необходимость осмысления взаимоотношений государства с религиозными образованиями, особенно новыми, имеющими отличные от традиционных религий вероучения и культовые практики. Потребность исследования данной проблемы связана с тем, что в России, как и в странах Западной Европы, в последние годы идут оживленные дискуссии о характере, функциях и социальных позициях новых религиозных движений, влиянии их на общество, безопасность государства и здоровье граждан. В этой связи возникает необходимость комплексного осмысления деятельности каждого конкретного религиозного новообразования и выработки адекватного к ним отношения, как со стороны общества, так и государства.
За последнее десятилетие (с 1991 по 2001 год) в России общее количество зарегистрированных религиозных объединений, представляющих новые религиозные движения (НРД), выросло в 18 раз. Кроме того, большое число религиозных объединений, действует, не имея статуса юридического лица. Количество религиозных организаций Русской Православной Церкви с 1992 года увеличилось в 4 раза, мусульманских - в 2,5 раза, старообрядческих
- в 5,5 раза, римско-католических - в 7 раз, иудейских - в 7,5 раз, буддистских
— в 8 раз 1. Эти данные свидетельствуют, что темпы роста НРД значительно
превышают темпы роста традиционных конфессий .
1 См.: Религия и право: Информационно-аналитический журнал. 2001. №1. С.7.
2 См.: Религия, церковь в России и за рубежом: Информационный бюллетень. № 5. М., РАГС, 1995. С.19.
В течение своего пятидесятилетнего существования Международная Церковь Саентологии (МСЦ) создала 1811 организаций в 129 странах мира. По сведениям МСЦ, число саентологов к концу XX века достигло 8 миллионов человек'. В Российской Федерации их насчитывается около 100 тысяч человек. Функционирует одна церковь и 60 миссий в 42 субъектах Российской Федерации (см. приложение 1). Еженедельно около двух тысяч граждан в Российской Федерации обращаются со своими проблемами в Церковь саентологии и ее миссии . Около 80% последователей саентологии моложе 40 лет, две трети имеют высшее и неоконченное высшее образование, 24% - среднее профессиональное. В числе саентологов руководители высшего и среднего звена организаций, работники здравоохранения, образования, предприниматели.
Актуальность исследованию придает то обстоятельство, что вероучение, культовая и внекультовая деятельность церкви неоднозначно оценивается представителями государственных органов, общественности, учеными, теологами, правоведами как в России, так и в странах Западной Европы. Высказываются мнения о ее деструктивном, тоталитарном характере. Саентологов обвиняют в мошенничестве, коммерческом характере, использовании методов воздействия на психику, финансовых нарушениях, преследовании бывших адептов церкви, угрозе безопасности общества и государства.
В Германии Церковь саентологии относят к психокультам и сектам,3 в Испании 4 и Франции 5 - к религиозным сектам, в Греции - к тоталитарным организациям (деятельность ее в этой стране запрещена)б, в Англии - к
1 См.: Саентология: Справочная работа. Копенгаген: Нью Эра Пабликейшенс, 1998. С.Х.
2 Сведения, представленные Ю.А. Астафьевой, начальником отдела по официальным вопросам
Гуманитарного центра Хаббарда Москвы 15.08.2002. (Архив автора).
3См.: Мирошникова E.M. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. Тула, 1997. С.114; См.: Религия и право: Информационно-аналитический журнал. 2000. №5. С.27.
4 См.: Моран Г. С испанской точки зрения // Религия и права человека: На пути к свободе совести. М.: Наука,
1996. С.92-94.
5 См.: Кравчук В.В. Государство и церковь во Франции: отношение к новым религиозным движениям. //
Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. №2. М.:
РАГС, 1997. С.114-120; Религия и право: Информационно-аналитический журнал. 2000. №4. С.16.
6 См.: Мировой опыт государственно-церковных отношений. М.: РАГС, 1999. С. 153.
коммерческим организациям '. В России с 2000 года вопрос о статусе Саентологической церкви Москвы не определен и остается предметом рассмотрения судебных органов различных инстанций.
Вместе с тем, в США, Швеции, Австралии Церковь саентологии признана религиозной организацией и пользуется налоговыми льготами, предусмотренными законодательствами этих стран.
Принятый в Российской Федерации Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997 г.), вступление России в Совет Европы, признание принципов международного права, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству и другими международными документами по правам человека, обязывает российское государство проводить политику в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. Проблема состоит в том, каким образом российскому государству, обязавшемуся обеспечить право каждому человеку на свободу совести и вероисповедания, одновременно обеспечить безопасность общества и его граждан.
Для того, чтобы сегодня реально ориентироваться в сложном, неоднозначном комплексе новых религиозных движений, следует базироваться на научном, всестороннем, объективном анализе содержания каждого конкретного религиозного новообразования, последствий воздействия их деятельности на сознание людей и влияние на общество.
Степень научной разработанности проблемы.
Вероучение, культовая и внекультовая практика Церкви саентологии с момента ее возникновения привлекают внимание ученых различных отраслей знания: религиоведов, философов, историков, социологов, психологов, юристов как за рубежом, так и в России.
1 См.: Штерин М. Религиозный плюрализм и новые религии в Англии. // Индекс: досье на цензуру. М., 2000. №11.С.132-145.
Вместе с тем, в Российской Федерации, несмотря на широкое обсуждение деятельности Церкви саентологии представителями органов государственной власти, традиционных конфессий, учеными, общественностью, в настоящее время не выработано единого мнения по поводу этого религиозного феномена.
В литературе Церковь саентологии обычно упоминается либо в контексте тоталитарных религиозных организаций, сект, либо в разделе новых религиозных движений, имеющих своеобразное вероучение, культовую и внекультовую практику.
Одни авторы оценивают вышеназванный религиозный феномен негативно, с позиций жесткой и безапелляционной критики, другие стараются анализировать его с учетом международного права.
В определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (1994г.) Церковь саентологии отнесена к псевдорелигиям, разрушающим «традиционный уклад жизни» и угрожающим «целостности национального самосознания и культурной идентичности» !
В итоговом документе Международной научно - практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века», состоявшейся в апреле 2001 года в Нижнем Новгороде и подготовленной Братством св. А. Невского, Нижегородской епархией, Информационно-консультационным центром сщмч. Иринея Лионского, Церковь саентология причислена к наиболее опасным современным деструктивным культам .
Бывший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) сущность саентологии определяет как тотальную деструктивную организацию, опасную для государства \
В «Православной газете», официальном издании Екатеринбургской
1 См.: Прозрение: Православный информационно-просветительский журнал. 2000. №1(4). СЛ0.
2 См.: Тоталитарные секты - угроза XXI века: Материалы международной научно-практической конференции.
Н.Новгород: Братство св. А. Невского, 2001. С.267.
епархии Русской православной Церкви , в статье «Что такое сайентология?» саентология представляется как «крупнейшая финансовая корпорация», вербующая путем обмана новых адептов и стремящаяся подчинить их тотальной дисциплине. Религиозное учение Хаббарда, по мнению авторов этой статьи, на деле способно подавить личность человека, вторгнуться в его личную жизнь» с целью успешного манипулирования человеческим сознанием.
Исследованию вероучения, культовой, внекультовой практики саентологов посвящены работы А.Л. Дворкина , заведующего кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского института, заведующего Информационно-консультативным центром священномученика Иринея, епископа Лионского. Анализ деятельности Церкви саентологии позволил ему сделать вывод, что эта мощная организация и финансовая структура имеет многочисленные финансовые средства и большой опыт беспощадной борьбы со своими идеологическими противниками. «Они ничего не прощают, ничего не забывают и готовы заставить замолчать своих критиков всеми имеющими в их распоряжении средствами». А.Л. Дворкин относит саентологию к тоталитарным деструктивным сектам и считает ее «самой страшной из всех сект».
В работах протестантов, теологов Фредерика Р. Харма4, Э. Грасса5 Церковь саентологии рассматривается как психологически, социально, физиологически и духовно опасный культ, который не несет в себе позитивных этических норм. Г. Чернер, Г.-Х. Дидрих, Г. Штриккер ' Церковь саентологии квалифицируют как мировоззренческо-терапевтическую группу, которая психологически воздействует на адептов и ставит их в финансовую
1 См.: Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Современные ереси и секты в России. СПб.:
Православная Русь, 1995. С.104-110.
2 См.: Православная газета. 1995,7 июля. С.4.
3 См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н.Новгород, 2000. С. 163-206; Капкан безграничной
свободы. М., 1997; Прозрение: Православный информационно-просветительский журнал. 1997. № 5,12; Там
же. 1999. № 1,4, 11,12; Там же. 2000. № 1,2.
4 См.: Харм Фредерик Р. Как противостоять «научным религиям». СПб, 2000. С.41-46.
5 См.: Грасс Э.С. Культы и оккультизм в эпоху Водолея. СПб, 1998. С. 123-124.
зависимость от организации. В работе Дж. Макдауэлла и Д. Стюарта2 авторами делается вывод, что саентология - искусственно созданная религия, представляющая собой синкретическое соединение индуизма, буддизма и современных психотехнологий.
К числу светских российских исследователей, стоящих на позиции критики Церкви саентологии, можно отнести А. Алексеевского , Н.В. Крывельскую 4, С.А. Лукьянова, А.И. Хвылю-Олинтера5, А. Тимошина 6. В работах этих авторов Церковь саентологии оценивается как тоталитарная, деструктивная секта, стремящаяся к мировому господству, контролю сознания людей, жесткой регламентации всех сторон жизни своих адептов.
Известный российский исследователь НРД Е.Г. Балагушкин 7 считает, что саентология по своей структуре напоминает секту, в которой сочетается сильно упрощенный фрейдистский психоанализ с псевдонаучной фантастикой. По его мнению, саентология представляет собой мистифицированную психотерапию с разнообразными методами и техниками воздействия на духовно-психологическую и соматическую сторону индивида.
Негативный взгляд на дианетику изложен в работе американского философа, психолога и социолога Э. Фромма «Дианетика»: искателям сфабрикованного счастья»1. С точки зрения Э.Фромма в воззрениях Хаббарда «трудно найти что-нибудь оригинальное, кроме новых слов для смеси плохо понятого и переваренного фрейдизма и экспериментов по регрессии эпохи гипнотизма», «известных истин, полуправд и явного
1 См.: Чернер Г., Дидрих Г-Х., Штриккер Г. Хорошего держитесь. Харьков: Майдан, 1999. С.307-309.
2 См.: Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. M.: Протестант, 1993. С.145-149.
3 См.: Алексеевский А. Контактеры, оккультисты и прочее...// Миссионерское обозрение. 1997. № 12. С.5-9;
Алексеевский А. 1996 год-год катастрофических потерь для саентологов в Европе и мире // Там же. 1997,
№5, С. 14-15.
4 См.: Крывельская Н.В. Религиозная экспансия против России. М.: Регионы России, 1998; Крывельская Н.В.
Причины распространения в России деструктивных религиозных организаций // Миссионерское обозрение.
2000. №4. С.4 —12; Крывельская Н.В. Тоталитарные секты, свобода совести, здоровье и безопасность //
Безопасность. 1997.№ 1,2. С.113-125.
5 См.: Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996.
6 См.: Тимошин А. Саентология: фантастику в жизнь // Наука и религия. 1985. № 2,4.
7 См.: Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. M.: Московский университет, 1984.
С.9.
абсурда». По мнению Э. Фромма, для Хаббарда человек - это «машина», правильность работы которой достигается «с помощью работы инженера», нажимающего на кнопки компьютера (человеческого разума). Он считает, что работы Хаббарда используют все «составляющие формулы успеха» для удовлетворения потребностей людей, жаждущих «сфабрикованного счастья и чудодейственного исцеления» .
Другую группу публикаций составляют работы религиоведов, которые исследуют религиозное учение Л. Рона Хаббарда на основе сравнения его с доктринами традиционных конфессий. Это К. Флинн3, Б. Уилсон4, Р. Дерикбург , Д. Брайент , А. Фригерио , Ф. Савада . Эти ученые находят целый ряд общих признаков, присущих как традиционным религиям, так и Церкви саентологии. По их мнению, саентология выступает как религия нового времени, синтезирующая в себе некоторые черты существующих более ранних религий и несущая отпечаток эволюционных преобразований общества.
Изучая особенности вероучения, организационного строения, функционирования, тенденций развития саентологии, такие исследователи как А. Баркер 9, А. Блэк 10 Д. Бекфорд '' отмечают также ее своеобразие и неоднозначность. Они считают, что к оценке деятельности новых религиозных движений, в том числе и Церкви саентологии, необходимо подходить с позиций права.
В Российской Федерации изучение Церкви саентологии с научных,
Дианетика — методика духовного исцеления, направленная на облегчение болезненного состояния человека, устранение нежелательных ощущений и эмоций, страхов и психологических заболеваний. См.: Хаббард Л. Рон. Основной словарь по дианетике и саентологии. М.: Нью Эра, 1998. С. 9. 2 См.: Интернет. www://narcom.ru/ideas/socio/23.html J Flinn F. Scientology. The marks of religion. Washington, 1999.
4 Wilson B. Scientology an analysis and ccomparison of its Religions Systems and Doctrines. Washington, 1995.
5 Dericguebourg R. Scientology. 1995.
6 Bryant M. D. Scientology. A new religion. 1994.
7 Frigerio A. Scientology and contemporary definitions of religion in the social sciences. 1996.
8 Sawada F. Scientology and Islam an analogous study. 1996.
9 См.: Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: РХГИ, 1997.
10 Black A. Scientology a Religion London. 1996.
" Beckford J. Scientology Social Science and the Definition of Religion. England. 1980.
религиоведческих позиций осуществлялось Л.И. Григорьевой ',
Н.С. Гордиенко2, И.Я. Кантеровым 3, В.В. Кравчук 4, Е.М. Мирошниковой 5, Ю.В. Тихонравову 6, Н.А. Трофимчуком 7, Б.З. Фаликову8. и другими исследователями. В их публикациях Церковь саентологии рассматривается как один из феноменов НРД с присущими ей характерными особенностями в вероучении и культовой практике. Точка зрения этих авторов состоит в том, что Церковь саентологии является религиозным объединением с присущими ей системой верований и религиозных практик, использующих прагматический характер мышления некоторой части общества и удовлетворяющих их религиозные потребности путем широкого рекламирования религиозных «возможностей» учения Хаббарда.
В работах ученых-философов стран СНГ Е.М. Бабосова 9 (Беларусь) и В. Иванова10 (Республика Казахстан) появление Церкви саентологии рассматривается как результат социально-экономического и духовного кризиса общества, крушения господствующей социалистической системы, потери авторитета традиционных конфессий. Авторы считают, что религиозная доктрина Л. Рона Хаббарда включает элементы, совпадающие с буддистской и индуистской концепцией самосовершенствования, реинкарнации и спасения человека. Они относят Церковь саентологии к
См.: Григорьева Л.И.. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. Красноярск, 1999.
2 См.: Гордиенко Н.С. Религиоведческая характеристика саентологической церкви или церкви саентологии
СПб, 2002.
3 См.: Кантеров И.Я. Новые религии в России и молодежь // «Свеча-97». Архангельск, 1997.
4 См.: Кравчук В.В. Государство и церковь во Франции: отношение к новым религиозным движениям //
Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. №2. М.:
РАГС, 1997. С.114-120.
5 См.: Мирошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. Тула. 1997.
6 См.: Тихонравов Ю.В. Заключение эксперта религиоведа на вероучение и практику Церкви саентологии //
Религия и право: Информационно-аналитический журнал. 2001. № 3. С.20-21.
7 См.: Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник. М.: РАГС,
1997.С.308-312.
8 См.: Фаликов Б.З. НРД: проблемы религиозного статуса (на примере саентологии) // Религия и право:
Информационно-аналитический журнал. 2001. №2. С. 8-11; Фаликов Б.З. В надежде на здравый смысл // М.:
Знамя, 1998. №1. С.233-235; Фаликов Б.З Как относятся к новым религиям на Западе и в России? // Русская
мысль. Париж, 1997. №4157. С. 158.
9См.: Бабосов Е.М. Сущность Дианетики и Саентологии: научно-религиоведческий анализ учения Л.Рона Хаббарда // Право на свободу. M., 1999. № 3. С.7-9.
10 См.: Иванов В. Экспертное заключение по уставным документам и дополнительным источникам «церкви саентологии» в г. Алматы. Справка на запрос Горуправления юстиции г. Алматы. (Архив автора).
религиозным организациям нового времени.
Специальные монографии и статьи, содержащие анализ вероучения, культовой и внекультовой практики саентологов, принадлежат В.А. Богданову , С.С. Соболеву , М.А. Сиверцеву . Эти ученые считают саентологию перспективной для современного человечества программой духовного возрождения, оздоровления, спасения.
Формы и методы религиозного воздействия на сознание верующих
раскрыты в трудах В.Е. Кагана4, М.Б. Эдди5, А.А. Скородумова6,
Л.П. Гримака7, Ф.Е. Василюка8, И.А. Копылова9. Так психолог
АА. Скородумов, усматривает в культовой практике саентологов «элементы релаксационного тренинга,10 методы систематической десенсибилизации» п, которые создают эмоциональную уязвимость адептов, программируют их сознание12. Его оппонент Е.Г. Каган, в медико-юридическом и методологическом заключении делает заключение о том, что культовую практику саентологов нельзя отнести к психотерапии, так как она не отвечает критериям психотерапии ' .
Объектом диссертационного исследования является местная религиозная организация «Саентологическая церковь Москвы».
1 См.: Богданов В.А. Уважение к вере или почему глупо воевать с саентологией? М., 1997; Богданов В.А.
Лисовский В.Г. Новые религиозные движения: отклонение или норма? // Вести. СПб., 1995. С.65-71.
2 См.: Соболев С.С. Экспертная оценка (анализ) учения и деятельности религиозной организации
саентологическая церковь. М., 1996.
3 См.: Сиверцев М.А. Экспертная оценка учения и деятельности Церкви саентологии, M., 1997.
4 См.: Каган В.Е. Саентология и психотерапия: экспертные материалы // Независимый психиатрический
журнал. M., 1999. № 3,4.
5 См.: Эдди М.Б. Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию. Бостон. 1994.
6 См.: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в
Санкт-Петербурге: В кн. Анти - Саентология. СПб., 1999. С. 120-150.
7 См.: Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. M., 1989.
8 См.: Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической терапии // Московский
терапевтический журнал. M., 1992. С. 15-32.
9 См.: Беляев Г.С., Лобзин B.C., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегуляция. Л., 1977.
10 Релаксационный тренинг - расслабление организма, достижение состояния бессознательности. См.:
Скородумов А.А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-
Петербурге. СПб., 1999. С. 135.
11 Десенсибилизация — строгая последовательность воспроизведения ситуаций, вызывающих состояние
тревожности. См.: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности
саентологов в Санкт-Петербурге. СПб, 1999. С. 136.
12 Интернет, www. ideas/socio/22-3.html
13 См.: Каган В.Е. Саентология и психотерапия: экспертные материалы // Независимый психиатрический
журнал. 1999. № 3,4. С.209.
Предмет исследования — социально-религиозная доктрина Церкви саентологии, ее культовая и внекультовая практика.
Актуальность темы, ее сложность и дискуссионность, а также недостаточная комплексная разработанность проблемы обусловливает цель и задачи исследования.
Цель диссертационной работы - осуществить социально-философский анализ вероучения, культовой и внекультовой практики, социальной позиции Церкви саентологии. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
выявить условия, сопутствующие возникновению и распространению Церкви саентологи, и причины ее популярности среди некоторой части населения;
показать процесс развития религиозного учения Л.Рона Хаббарда, переход от дианетики к саентологии;
-осуществить анализ вероучения, культовой практики и внекультовой деятельности, выявить отличительные черты, присущие Церкви саентологии;
рассмотреть устройство и структуру управления Церкви саентологии;
раскрыть социальные позиции Церкви саентологии;
-провести социологический опрос саентологов с целью получения сведений о социально-демографических характеристиках адептов, их ценностных ориентациях, выявить причины, способствующие обращению неофитов к новому религиозному движению;
- обобщить опыт стран Западной Европы по правовому регулированию
деятельности Церкви саентологии.
Источниковую и эмпирическую базу работы составили: -труды Л. Рона Хаббарда, являющиеся Писанием Церкви саентологии, аудио - и видеозаписи, периодические издания саентологов, специальная литература для сотрудников Церкви и прихожан;
- документы и материалы, справочная литература Церкви саентологии,
раскрывающие религиозные воззрения Л. Рона Хаббарда, культовую и внекультовую деятельность саентологов;
-архивные материалы, статистическая информация религиозных изданий;
-интервью, беседы с последователями Церкви саентологии, анкеты социологического опроса;
-материалы государственных и судебных органов стран Западной Европы и Российской Федерации.
Теоретическая и методологическая база исследования.
При изучении проблемы автор опирался на принципы научной объективности, идеологической нейтральности и непредвзятого отношения к социально обусловленному объекту исследования.
В качестве теоретико-методологической основы исследования использованы труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам философии, религиоведения, социологии, правоведения. В зоне изучения проблемы были использованы принципы историзма, объективности, комплексности, структурно-логического моделирования и другие, позволяющие дать объективный анализ исследуемому объекту как сложному социокультурному явлению.
Комплексный характер проблемы обусловил необходимость ее многоуровнего анализа — философского, исторического, социологического, с применением методов дедукции, анализа и синтеза. Основными из них является сравнительный, структурно-функциональный и социологический.
Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. Настоящая работа является первым диссертационным исследованием, посвященным социально-философскому анализу условий появления и распространения «Церкви саентологии» в России и современном мире, основ ее догматики, особенностей культовой деятельности, организационного строения, социальной деятельности.
Научная новизна исследования и его основные результаты заключаются в том, что:
-выявлены социальные условия, способствующие возникновению и распространению Церкви саентологии в зарубежных странах и России, причины ее популярности среди определенных групп населения;
-проанализировано учения Л.Рона Хаббарда, выявлены особенности вероучения, рассмотрено организационное строение Церкви саентологии;
- проанализированы социальные позиции Церкви саентологии;
-осуществлен анализ практики взаимоотношений государственных
органов стран Западной Европы и Церкви саентологии;
- получены на основе проведения социологического опроса социально-
демографические характеристики саентологов, сведения об их ценностных
ориентациях, причинах, побуждающих неофитов обращаться к НРД.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы дают возможность философски осмыслить и определить роль и функции Церкви саентологии в современном обществе, влияние ее на адептов и религиозно-конфессиональную обстановку в России. Результаты исследования могут быть использованы культурологами, религиоведами, философами в учебном процессе при освещении данного религиозного феномена, государственными служащими при дальнейшей разработке концепции государственно-церковных отношений с неорелигиозными организациями, а также юристами при рассмотрении вопросов, связанных с религиозным статусом этой организации и ее социальной деятельности.
Апробация исследования. Основные теоретические положения диссертации изложены на конференциях и в научных публикациях автора общим объемом 1,6 П.Л..
Структура диссертации соответствует поставленной научной задаче, состоит из введения, трех глав, приложений и списка источников используемой литературы.
Общественно-исторические условия и идейные предпосылки возникновения саентологии
Возникновение и распространение новых религиозных движений не является собственно российским явлением - это общемировой процесс. В этом проявляется, с одной стороны, признак идеологического кризиса исторически сложившихся религиозных систем, с другой, - попытка найти в рамках религии адекватные ответы на вызовы современности и предложить их тем, кто утратил мировоззренческие ориентиры и нравственные опоры в жизни.
Точкой отсчета широкого распространения новых религиозных движений в России можно считать 70-80 годы XX века. В это время социологическими исследованиями фиксировалось постепенное изменение отношения к религии со стороны общества, прежде всего творческой интеллигенцией и молодежи .
В справочной литературе в отношении численности последователей Международной Церкви Саентологии (МСЦ) приводится цифра 8 миллионов . Эта цифра согласуется с данными МСЦ . Вместе с тем, в распространяемой этой церковью информации не указывается численность последователей в отдельно взятых странах мира. Приводимые в справочниках МСЦ данные ограничиваются только названиями стран и количеством церквей, миссий и других дочерних организаций, использующих технологии Л. Рона Хаббарда. Так, в публикуемой информации, приводится следующая статистика. Число государств, имеющих саентологические организации, составляло: в 1950 году -1, в 1960 г. - 8, 1970 г. -17, 1980 г. -52, 1990 г. -70, 1997 г. -129 . Численность церквей, миссий и других организаций, связанных с церковью, в 1950г. составляло- 5, в 1960г. - 11, 1970г. -118, 1980г. -328, 1990г. -832, 1997г. -1811 . Вместе с тем, в ходе исследования диссертантом было установлено, что только по 54 государствам приводятся конкретные данные о наименовании действующих организаций саентологов. Кроме того, путем простого арифметического подсчета можно установить, что в этих странах действует только 370 церквей и миссий. Таким образом, очевидно, что заявленное общее количество государств, имеющих саентологические организации, превышает фактические данные на 60 %, а количество миссий и церквей увеличено на 80%. Исследования также показали, что самое большое число организаций саентологов в США и России. Их количество в США и Российской Федерации в 1997 г. составляло -116 и 41 организаций соответственно.
В настоящее время на территории 42 субъектов Российской Федерации действуют одна церковь и 60 саентологических миссий (см. приложение 1). Саентологическая церковь Москвы в качестве религиозной организации впервые была зарегистрирована в январе 1994 года. Кроме того, на территории России действуют такие саентологические организации, как Гуманитарный центр Хаббарда, Дианетические центры, Центры Дианетики, зарегистрированные в виде общественных организаций.
В связи с тем, что в Церкви саентологии не существует строго фиксированного членства, определение общего количества последователей стало возможным на основании информации Гуманитарного центра Хаббарда Москвы о количестве предоставляемых религиозных процедур. Согласно этой информации, количество впервые обратившихся людей в церковь и миссии саентологии в России составляет около 1900 человек в неделю. Из них только пятая часть оплачивает религиозные услуги, т.е приобщается к курсам Хаббарда. В среднем же количество прихожан, использующих религиозные услуги, достигает 1800 человек в неделю. Таким образом, можно предположить, что численность приверженцев Церкви саентологии в России примерно составляет около 90-100 тысяч человек, что составляет примерно 0,07% от общего числа населения (144,8 млн. чел.) Эти цифры подтверждаются справкой, направленной в апреле 2002 года в Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации Президентом Саентологической церкви Москвы А.Ю. Лычкиным. Учитывая активную миссионерскую деятельность саентологов на территории России, можно предположить, что в будущем их число будет возрастать и, прежде всего, за счет неофитов Москвы, Московской области и других субъектов Российской Федерации.
Большинство российских и зарубежных исследователей саентологии 2 в своих работах, как правило, не указывают численность приверженцев этой церкви и ограничиваются сведениями общего характера о числе ее организаций в мировом сообществе. Это связано с тем, что исследователи также не полагаются на достоверность информации, представляемой саентологами. Так, П.И. Пучков и О.Е. Казьмина в работе «Религии современного мира» пишут, что численность саентологов «сильно преувеличена». Такого же мнения придерживаются эксперты из Комитета по спасению молодежи от псевдорелигий. Некоторые источники указывают, что количество адептов Церкви саентологии в мировом сообществе не превышает 100 - 400 тысяч членов, объединенных в 270 церквей и миссий .
Как показывают исследования, численность саентологов в Германии составляет 30 тысяч человек \ В Великобритании количество последователей Церкви саентологии в 1970 году было 10 тысяч человек, в 1999 - 50 тысяч , во Франции - от 2 до 10 тысяч человек3, в Австрии - 8 тысяч 4, в России - 100 тысяч. Таким образом, если предположить, что средняя численность последователей в каждой отдельно взятой стране составляет в среднем 38 тысяч человек, то общее число последователей саентологии в мире составит около 2 миллиона человек, что на 75% меньше числа адептов, публикуемого Международной Церковью Саентологии.
Кроме того, если полагать, что информация Международной Церкви Саентологии - достоверная и количество церквей и миссий составляет 1811 организаций, то общее число саентологов в мире составит 2,9 миллионов человек (предполагая при этом численность каждой организации в 1,6 тысяч, как в России). Таким образом, приблизительный подсчет общей численности саентологов в странах мира показывает, что их количество сильно завышено.
В ходе исследования также установлено, что количество штатных сотрудников в Гуманитарном центре Хаббарда Москвы, Санкт-Петербургском центре «Дианетика», Церкви саентологии Москвы в 2002 году составляло до 200 человек в каждом из них. Повышенную активность саентологи проявляют в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Обнинске, Усолье (Красноярского края), Новгороде, Нижнем Новгороде.
Философское содержание учения саентологии: антропология и этика
Источником вероучения в саентологии является Писание Церкви. Писание саентологической религии состоит из печатных трудов и записанных на пленку лекций Л.Рона Хаббарда. Оно включает в себя более полумиллиона печатных страниц, более 3 тысяч записей лекций и около 100 фильмов .
Имманентный принцип саентологии заключается в том, что только в точности следуя указанному в Писании пути, человечество может достичь духовного спасения. Эта концепция ортодоксальности в религиозной практике является фундаментальной для саентологов. Поэтому всякая попытка изменить или исказить Писание рассматривается как самое тяжкое нарушение церковной этики. Чтобы гарантировать чистоту и ортодоксальность Писания, авторские труды регистрируются.
Многочисленные труды Л. Рона Хаббарда, отражающие различные аспекты учения саентологии, разделяются на книги по дианетике и саентологии.
К первой группе относятся работы: «Дианетика: современная наука душевного здоровья», «Динамики жизни», «Самоанализ», «Дианетика: эволюция науки», «Дианетика -55» и другие.
Точные и эффективные средства для решения проблем разума изложены в первой книге Л. Рона Хаббарда «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Этот труд, как утверждают саентологи, стал поворотным пунктом в осознании человека самого себя. В этой работе Л. Рон Хаббард описывает источник человеческих проблем, заключенных в одной из частей ума (реактивном) и содержащихся в нем инграмм (записей прошлых болезненных переживаний, эмоций). Здесь же предлагается технология, позволяющая избавиться от вредного влияния реактивного разума и прийти к новому состоянию духовного существования.
В работе «Динамики жизни» Л. Рон Хаббард излагает свое видение природной сущности человека, раскрывает содержательный смысл причин нерационального поведения человека и процедур, направленных на устранение источников всех его неприятностей.
«Дианетика - 55» подробно излагает важность принципа общения индивидов для достижения более высокой стадии духовного осознания, нравственного и этического потенциала людей. Это - один из основных текстов Писания, так как описывает «законы», исполнение которых обещает приближение к полной духовной свободе .
К другой группе трудов Л. Рона Хаббарда относятся работы по основам саентологии. К числу книг, представляющих особый интерес, относятся: «Саентология: основы мысли», «Саентология: новый взгляд на жизнь», «Саентология 0-8: книга основ», «Саентология 8-80», «Саентология 8-8008», «Саентология: история человека», «Создание человеческих способностей» и т.д.
Труд «Саентология: основы мысли» Л. Рон Хаббард рассматривал как первую книгу по саентологии. Здесь он впервые описал фундаментальные основы и технологии саентологической религии, применение которых позволяет добиться результатов. В этой работе автор стремился объяснить, как и почему «работает» жизнь. Одна из глав содержит описание технологии по проведению саентологического таинства (одитинга), которую предлагается использовать читателю сразу же после прочтения книги.
Работа Л. Рона Хаббарда «Саентология: новый взгляд на жизнь» излагает взгляд автора на то, какой может стать жизнь при помощи саентологии. В своей работе автор раскрывает природу духовной сущности человека и правила, которым необходимо следовать, чтобы обрести подлинное счастье, величие личности, достичь духовной свободы.
По мнению саентологов, фундаментальные принципы саентологии заложены в работе Л. Рона Хаббарда «Саентология 0-8: книга основ». Эту книгу саентологи называют «квинтэссенцией всего саентологического Писания». В действительности название книги расшифровывается как «Саентология - от нуля до бесконечности», где цифра 8 означает символ бесконечности, поставленный вертикально. В этой книге рассматриваются аксиомы дианетики и саентологии, приводятся «шкалы тонов» \ кодексы и правила поведения саентологов.
Книга «Саентология 8-80» открывает читателям суть роста энергетического баланса человека, взаимодействия его с материальным миром. «Когда духовное существо использует свою энергию не по назначению, оно оказывается в ловушке своих прегрешений и становится следствием физической вселенной», - пишет автор в этой работе. В этой книге Л. Рон Хаббард описывает способность тэтана записывать болезненные переживания, эмоции, фиксировать «картины прошлых лет». «8-80» означает вертикально расположенные символы бесконечности, а «0» - духовное существо. /
Путь к наивысшим способностям человека - действовать как духовное существо, находясь вне своего тела, обрисовывает работа Л. Рона Хаббарда «Создание человеческих способностей». Эта книга, в которой содержится более 80 «мощных процессингов» , является, по словам Рона, исчерпывающим руководством по восстановлению истинных духовных способностей человека. Книга «Создание человеческих способностей» формулирует религиозный кодекс саентологии и содержит записи ряда проповедей Л. Рона Хаббарда.
В настоящее время все работы Л. Рона Хаббарда объединены в справочные тома и специальные курсовые материалы для подготовки одиторов и церковнослужителей.
К Писанию Церкви саентологии также относятся лекции Л. Рона Хаббарда. Наиболее значимые из них называются «Специальный обзорный курс Сент-Хилл». Этот курс прочитан саентологам на усадьбе Сент-Хилла в Англии с 1961 по 1966 год. Курс включает 447 лекций 2.
Другая важная серия лекций называется «Филадельфийский докторский курс», который представляет собой данные о духе относительно физической вселенной и том, чего дух может достичь. Эти лекции исследуют фундаментальные вопросы бытия, включая вопросы об устройстве вселенной, ее возникновении и возможной ее гибели \ «Лекции, прочитанные в Финиксе», освещают религиозные и философские корни религии. В этих работах Л. Рон Хаббард описал технологии, которыми должен пользоваться человек, чтобы достичь желаемых результатов 2.
К Писанию Церкви саентологии также относятся целый ряд кинолент, обучающих саентологов методам очищения реактивного ума - одитинга. Существуют кинематографические работы Л. Рона Хаббарда, которые освещают деятельность саентологов в области решения социальных и личных проблем. Существующая в саентологии церковная программа по сохранению Писания использует специально разработанную книжную бумагу «архивного» качества. Тексты записываются на пластинках из нержавеющей стали. Записи лекций сохраняются на специальных особо прочных компакт-дисках, магнитных лентах. Эти мероприятия гарантируют саентологам, что Писание сохранится на многие тысячелетия в его исконном виде, и не сможет быть так или иначе интерпретировано.
Все религии являются продуктом эволюционного развития. Ни одна из них не возникла в одночасье как полностью сформированная система верований и практик. Саентология в этом не является исключением.
Организационное строение церкви саентологии
Саентология, как и любая другая религия, имеет общинную жизнь и церковную организацию. Структура Церкви саентологии соответствует классическому иерархическому типу церковной организации с присущей ей системой назначения на руководящие посты, градационной формой обучения и духовного просвещения.
Церковь саентологии осуществляет множество различных видов религиозной деятельности, включая одитинг и обучение, миссионерскую, издательскую, рекламную деятельность, церковное управление.
В настоящее время саентологи объединены в мировое иерархическое религиозное сообщество, которое гарантирует своим организациям необходимую поддержку и руководство.
Высшая духовная власть в Церкви саентологии принадлежит Международной Церкви Саентологии (Лос-Анджелес, США). Она представляет собой высший орган управления. Саентологи часто называют ее «Материнской Церковью Саентологии» \
Главной задачей Международной Церкви Саентологии (МЦС) является координация деятельности церквей, миссий, добровольных священников, которые составляют «приход» церкви, и осуществление надзора за публикациями и распространением Писания. МЦС имеет два издательских центра, расположенных в Англии и Дании, и так называемый внутренний отдел «Golden Era Production», который занимается производством фильмов, видеокассет, лазерных дисков на своей собственной киностудии. МЦС стремится к достижению религиозной цели, руководя, поддерживая и координируя деятельность всей иерархии в вопросах, касающихся священнослужителей, распространения веры и церковного управления, общественно-полезной деятельности.
Церкви, в которых проводятся службы, сведены в многоуровневую иерархию. На первом, самом низшем уровне организационной структуры Церкви саентологии находятся внештатные священники (внештатные одиторы), дианетические группы, миссии 2. Многие люди впервые узнают о саентологии благодаря деятельности внештатных священников. В их функции входит предоставление вводных религиозных услуг для своих семей, друзей, соседей. Они проводят одитинг, консультации по вопросам брака, помогают преодолевать зависимость от наркотиков и справляться с повседневными жизненными проблемами. По сведениям саентологов 3, они часто примыкают к деятельности Красного креста и оказывают помощь пострадавшим в районах бедствий. Так, например, в газете «Добровольный священник» указывается, что саентологи оказывали помощь в Грозном (1998г.) пострадавшим после военных действий. В 1995 году после землетрясения в городе Нефтегорске добровольные священники прибыли к месту катастрофы и предоставляли ассисты . В 1999 году добровольные священники выезжали на помощь беженцам Чечни в Ингушетию. Там, как указано в газете, «тысячи людей получили ассисты и научились их делать сами». Этот же источник утверждает, что добровольные священники участвовали в оказании помощи пожарникам, спасателям, пострадавшим во время трагедии во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке в 2001 году.. Журнал Саентологической церкви Москвы «Путь к свободе» в 2002 году опубликовал информацию об участии добровольных священников-саентологов в оказании помощи участникам событий террористического акта в Театральном центре в Москве в октябре 2002 года. «Ночью, в дождь, мы приносили еду и горячий кофе солдатам и милиционерам, стоявшим в оцеплении, поддерживали их силы», «помогали снять стресс родственникам заложников и продолжить ожидание».
В Российской Федерации наибольшую активность добровольные священники - саентологи проявляют в городах: Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Иваново, Ижевске, Калуге, Королеве, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде, Перми, Самаре и Туле \
Внештатные священники могут объединяться в одиторские ассоциации или дианетические группы для организации совместной деятельности по проведению лекций, семинаров и другой общественно-полезной работы и обретению новых последователей.
На этом же уровне структуры находятся саентологические миссии. Цель миссий заключается в предоставлении вводных и начальных услуг2, включая начальные уровни одитинга и обучения. Именно на этом уровне разворачивается широкая миссионерская и просветительская деятельность саентологов. Любой саентолог может получить право открыть миссию. К миссиям в России саентологи относят дианетические центры, которые зарегистрированы в качестве общественно-просветительских объединений. К целям, к которым стремится, например, Гуманитарный центр Хаббарда относятся: содействие популяризации саентологии -прикладной философии, «методологии духовного и нравственного оздоровления людей, различных объединений, коллективов и общества» на основе технологии, «разработанной ученым Л.Роном Хаббардом и апробированной во многих странах мира», а также «доказавшей свою эффективность в различных областях и сферах человеческих взаимоотношений» \ В число задач, перечисленных в Уставе этого центра, входят: создание в России новой системы дополнительного образования, открытие учебных заведений, популяризация трудов Л. Рона Хаббарда и распространение его технологий в области образования, управления, реабилитации алкоголиков, наркоманов, а также применение дианетического метода для решения жизненных проблем человека. Миссии организуют работу по изучению трудов Л. Рона Хаббарда, предоставляет вводные и саентологические услуги. Гуманитарный Центр Хаббарда, кроме того, выполняет роль континентального офиса связи по СНГ, т.е. отвечает за распространение саентологии на территории Стран Независимых Государств и численный рост ее последователей.
Проблемы легитимности церкви саентологии в различных странах мира
Представители государственных органов ряда западно-европейских стран обвиняют Церковь саентологии в психологическом воздействии на адептов, стремлении извлечь максимальную финансовую выгоду за счет предоставления религиозных услуг, мошенничестве, неуплате налогов, угрозе внутренней безопасности государства, незаконной медицинской практике. В Германии Церковь саентологии относят к психокультам и сектам1, в Испании и Франции — к религиозным сектам, в Греции — к тоталитарным организациям (деятельность ее в этой стране запрещена)4, в Австрии — к организациям, не имеющим государственного признания и юридического статуса 5, в Англии - к коммерческим организациям !.
Наиболее резкое, негативное к ней отношение - со стороны правительственных органов Германии, Франции, Греции, Австрии.
Вопрос о необходимости исследования новых религиозных групп впервые был поднят правительством Франции. По инициативе правительства в 1978 году была рассмотрена деятельность семи новых религиозных групп, в том числе и Церкви саентологии.
Государственные органы, общественность Франции были встревожены тем фактом, что адептами Церкви саентологии допускались факты мошенничества.
По публикуемым сведениям известно, что основатель саентологии Л.Рон Хаббард в 1978 году был приговорен во Франции к тюремному заключению и денежному штрафу за мошенничество. Он сумел уклониться от наказания путем бегства из страны . Неприязненное отношение к саентологам усугубилось в 1996 году, когда двадцать три француза, последователи Церкви саентологии и их лидер, предстали перед судом в г. Лионе. Они обвинялись в обманных поступках, целью которых было «получение огромных гонораров за медицинские консультации и лечебные курсы»3. В итоге судебного разбирательства 14 человек были осуждены условно, 8 - оправданы, а лидер лионских саентологов приговорен к 18 месяцам тюрьмы по обвинению в мошенничестве . Адвокаты саентологов называли обстановку вокруг Церкви саентологии «нетерпимой, а сам процесс «гонением на инакомыслящих» 5.
Отношение к НРД, в том числе и к Церкви саентологии, со стороны Французского правительства усугубилось в связи с тем, что 17 декабря 1995 года 16 членов Ордена Храма Солнца были найдены мертвыми во Французских Альпах. Общее число членов этой религиозной организации, которые были убиты и совершили самоубийства в 1994 году, достигло 69 человек. Все члены группы были высокообразованными и состоятельными людьми. Через месяц после этого события, т.е. 6 января 1996 года, французское правительство опубликовало информацию комиссии о деятельности сект, в том числе и саентологии. По мнению комиссии, религия, основанная Л.Роном Хаббардом, является «громадным предприятием транснационального характера», руководство которым осуществляется по «тайным каналам из США». «У них есть четко разработанная стратегия проникновения в правительственные агентства и попытки влияния на государство. Саентологию нельзя назвать одной из лоббирующих групп. Саентология является угрозой внутренней безопасности государства...» !.
В отчете комиссии, представленном Премьер-министру Франции Л.Жоспену, утверждается, что саентология - это «машина по возделыванию денег». Доклад излагает доводы, согласно которым саентологию необходимо запретить 2.
Подобные выводы сделала Парламентская комиссия Франции, которая причислила Церковь саентологии к сектам. К критериям, характеризующим Церковь саентологии, комиссия отнесла: дестабилизацию сознания, огромные финансовые притязания, посягательства на физическую и психическую целостность, незаконную медицинскую практику, вовлечение в свою деятельность детей и другое3.
Опасаясь за жизнь, здоровье и безопасность своих граждан, правительственные органы Франции разработали и ввели в действие в июне 2001 года новый закон. Он позволяет ликвидацию объединения, имеющего своей целью «создание или использование психологической и физической зависимости у людей», участвующих в деятельности религиозных организаций .
Этим же законом предусматривается ликвидация религиозной организации в случаях, если лидерам несколько раз выносились приговоры за правонарушения, связанные с мошенничеством, незаконной медицинской деятельностью, «манипулирование сознанием». За совершение такого рода преступления предусматривается ответственность в виде пяти лет тюремного заключения или штрафа от 300 до 500 франков. Запрещается создание офисов, церквей, рекламной деятельности сект ближе, чем в 200 метрах от больниц, домов престарелых, исправительных учреждений и образовательных учреждений, а также предусматривается уголовная ответственность для лиц, стремящихся воссоздать ликвидированное объединение2. К числу религиозных организаций, которые, по мнению экспертов Национального Собрания, могут угрожать обществу включена Церковь саентологии.
Франция отвергла «шокирующую поддержку саентологов» бывшим президентом США Б.Клинтоном и некоторыми членами Конгресса США, требующих проявить терпимость по отношению к Церкви саентологии. Президент Франции Жак Ширак в свою очередь заявил, что «и впредь отказывается обсуждать религиозную свободу во Франции с американцами»3. По данным газеты «Фигаро», государственный секретарь США Мадлен Олбрайт лично приезжала в Париж, чтобы ходатайствовать за саентологов 4.
Как видно из приведенной информации, деятельность Церкви саентологии во Франции отнесена к организациям, представляющим опасность для общества и государства. Такое отношение к ней со стороны государственных органов вполне оправдано, так как имеет под собой основания в виде решения судебных органов по фактам мошеннической деятельности этой религиозной организации на территории Франции. В связи с этим, Церковь саентологии находится под особым контролем Межминистерской комиссии по борьбе с сектами. В соответствии с действующим законодательством деятельность этой организации будет запрещена в случае допущения фактов нарушения Закона. Очевидно, что французское правительство уверено в правильности своих действий, и будет отстаивать свое право охраны общественного порядка в государстве и свое право ограничения свобод религиозных организаций, несмотря на рекомендации №412 (1999) Парламентской ассамблеи Совета Европы и резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы №1309 (2002) от 18 ноября 2002 года, в которой государства — участники призваны способствовать деятельности религиозных в соответствии с положениями, закрепленными ст.9 Европейской конвенции о правах человек.
Единственная страна в мире, в которой официально запрещена деятельность Церкви саентологии — это Греческая Республика. В январе 1997 года Афинский окружной суд опубликовал решение о запрете деятельности греческого отделения саентологической организации и ее роспуске. Греческий апелляционный суд в январе 1998 года осудил технологию Л.Рона Хаббарда, назвав греческое отделение саентологии «тоталитарной организацией, для которой человеческие жизни являются «материалом» для обретения денег и власти» . Кроме того, проверке подверглась действующая миссия саентологов в Греции. В мае 1999 года Афинский апелляционный суд рассматривал дело об обвинении 15 членов миссии саентологи в совершении действий по ст.361 Уголовного кодекса Греческой Республики.2. Им было предъявлено обвинение в систематическом наблюдении за широко известными людьми в стране и составлении досье на них. Собранные таким образом материалы использовались для создания базы данных на политиков, судьев, священников, журналистов. Несмотря на многочисленные жалобы, поступающие в Комиссию по правам человека ООН, по вопросу ущемления религиозных прав и свобод граждан Греческой Республики, правительство Греции продолжает осуществлять строгий контроль за деятельностью всех религиозных организаций на том основании, что в этой стране Православная церковь Греции является государственной религией, а прозелитизм запрещен.