Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Социокультурные аспекты экуменического движения на территории современной России 15
1.1. Философско-исторические и политические предпосылки формирования экуменизма в России 15
1.2. Религиозно-мировоззренческие и идеологические аспекты экуменизма 35
1.3. Экуменические движения в России в конце XX — в начале XXI века 54
1.4. Формы и методы экуменической деятельности конфессий в России в начале XXI века 65
ГЛАВА 2 . Проблемы взаимодействия традиционных конфессий и экуменического движения в России 78
2.1. Социокультурные факторы сохранения различий религиозных мировоззрений 78
2.2. Использование религиозного фактора в геополитике и этнических взаимоотношениях 92
2.3. Роль межконфессионального диалога в достижении толерантности 107
Заключение 122
Список используемой литературы
- Религиозно-мировоззренческие и идеологические аспекты экуменизма
- Экуменические движения в России в конце XX — в начале XXI века
- Использование религиозного фактора в геополитике и этнических взаимоотношениях
- Роль межконфессионального диалога в достижении толерантности
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что современное состояние идеологической и духовной сферы российского общества характеризуется некоторыми проблемными аспектами, связанными с экуменической деятельностью религиозных организаций. После распада СССР период структурных преобразований затронул все сферы общества, в том числе идеологическую и религиозную. В условиях духовного вакуума и потери основных культурных ценностей одновременно с активным проникновением миссионеров различных религиозных обществ в Россию в очередной раз актуальным стал вопрос определения роли и места экуменического движения в геополитике и достижении межконфессиональной и межрелигиозной толерантности.
Экуменические движения являются носителями идеологии, способствующей возникновению единой религии, основанной всемирной религиозной организацией. Экуменизм, возникший ранее как религиозное движение объединения христианских конфессий в Единую церковь, сегодня имеет совершенно иную форму и назначение. В своем развитии экуменизм перешел на новый этап, т.е. трансформировался, и в новом мире играет другие роли и решает другие задачи. В работе экуменизм рассматривается как движение, которое носит идеологический характер, т.е. более светский, нежели религиозный. В связи с этим актуальным является исследование социокультурных и философско-мировоззренческих аспектов экуменизма в новом глобальном пространстве культур и цивилизаций. Актуальным остается выявление участия представителей Римского клуба и лидеров транснациональных корпораций в развитии экуменического движения, в политических ситуациях, происходящих в России от начала ХХ в. до сегодняшнего дня, а также их влияние на изменение религиозного сознания российского общества. Обращает на себя внимание и тот факт, что существует несоответствие между основными принципами, провозглашаемыми экуменистами на съездах и конференциях Всемирного совета церквей (ВСЦ) и их фактическими действиями.
Вызывает интерес исследование экуменического движения как проводника политики в религиозную сферу. Актуальным является анализ модернизированного экуменизма, который представляет собой одно из звеньев формирования идеологического аппарата, предназначенного контролировать все сферы деятельности человека (вплоть до ментальной и духовной) и управлять (манипулировать) его сознанием для «всеобщего блага», оказывать влияние на экуменическую трансформацию религиозных учений.
Отсутствие фундаментальных исследований экуменизма как идеологической составляющей глобализации мирового сообщества, использования религиозного фактора в геополитике и этнических взаимоотношениях, а также неисследованность параллельных внеэкуменических методов решения проблемы взаимодействия различных религий способствует развитию и сохранению нестабильных ситуаций в поликонфессиональных регионах российского государства. Поэтому выявление особенностей экуменического движения на территории современной России, его роль в геополитике и этнических взаимоотношениях, перспективы его развития, разработка теоретической модели альтернативной экуменизму представляют для науки значительный интерес. Не меньший интерес вызывают факторы, способствующие сохранению различий религиозных мировоззрений в глобализирующемся мире. Вместе с тем, весьма актуальным остается исследование роли и места экуменизма в геополитических планах Запада, существующей поливариантности экуменизма, его внутренних противоречий, а также анализ методов, применяемых религиозными организациями, содействующих государству в решении вышеперечисленных проблем.
Степень научной разработанности темы. Религиозно-мировоззренческие и идеологические аспекты экуменизма в современной России сегодня стали предметом исследования богословов и философов, социологов, историков, политологов и др.
Развитие экуменической мысли на фоне духовного кризиса Европы и России, а впоследствии и проблемы религиозных взаимоотношений в рамках экуменического движения находились в центре внимания зарубежных и русских философов и богословов Серебряного века. К ним относятся В.С. Соловьев – основоположник идеи Всеединства, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин. Свои суждения об экуменизме высказывали представители РПЦ, в их числе Иоанн Кронштадский. Среди современных авторов, исследующих развитие экуменизма зарубежом и в России, его трансформацию в религию «нового века», работы Т.М. Горичевой, иеромонаха Серафима (Роуза), Патриарха Кирилла (Гундяева), Ю.В. Крянева, диакона А. Кураева, Ф. Марсиля, А. Меня, А.А. Опарина, А.И. Осипова, протоиерея А. Шмемана и др. Работы авторов содержат подробный анализ основных понятий экуменизма и всестороннее исследование участия РПЦ в рамках экуменического движения. Имеются диссертационные работы авторов-философов В. Отрубовой, Н.Г. Тайгачевой, историков А.В. Лепилина, В.И. Филонова, посвященные изучению экуменизма и экуменического движения.
Исследование русского космизма и его роли в формировании феномена глобальности, вошедшего в основу идеологии экуменизма, в своих работах проводили П.П. Гайденко, С.Г. Семенова, А.Г. Грачева, Н.В. Исакова, Тахтамышев В.Г. и др. Формированию нового религиозного сознания на пороге тысячелетий уделяется серьезное внимание такими учеными, как Г.В. Вернадским, М.П. Мчедловым и др. Ученые провели анализ различных аспектов возникновения новой религии, который содержит не только исследование исторических предпосылок, но и подробное рассмотрение состояния современного религиозного сознания. В связи с тем, что процесс экуменизации религиозного сознания является производным от общего процесса формирования глобального общества, то остаются актуальными многосторонние исследования места религии в глобализирующемся обществе, осуществляемые зарубежными учеными Ф. Фукуяма, К. Доббелере, У. Макбрайд, К.М. Брайен. Эти работы характерны тем, что отражают экуменическое представление роли объединенной религии в общем процессе формирования религиозного сознания в глобальном обществе.
Среди российских ученых, изучающих глобализацию культуры, основные ее понятия, специфику ее проявления в России, проблемы, связанные с глобализацией духовной сферы, такие как А.Н. Чумаков, Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев, В.И. Толстых, Аствацатуров А.Е. и др. Так, немалый интерес представляют работы Панарина А.С., среди которых «Искушение глобализмом». В ней рассмотрены основные идеологические и политические аспекты, скрывающиеся под «маской» глобализации. На сегодняшний день выполнен ряд диссертационных работ, авторы которых – Н.А. Зима, Н.В. Падалка, И.М. Подзигун и др., осуществили значительный вклад в научное исследование глобализационных процессов в социокультурной сфере общества.
Исследования экуменизма как религиозно-мировоззренческой и идеологической основы глобализации затрагивают проблемы сохранения религиозных и этнических различий в поликонфессиональном и многонациональном обществе. Вопросы взаимоотношения различных этнических групп и роль религиозной составляющей этих отношений рассматривали еще Б. Спиноза, Т. Гоббс, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, В.И. Ленин. М. Вебер первым рассмотрел религию как фактор, способствующий образованию нации, основанной на нравственных ценностях.
Проблема идеологии экуменизма основывается на религиозном плюрализме. Разносторонние точки зрения представлены зарубежными и отечественными исследователями, в числе которых Х. Бюркле, О.Й. фон Виртц с работой «Один Бог и много религий: критические заметки к некоторым аргументам в пользу плюралистической теологии религии», книга В.С. Глаголева «Религия в изменяющейся России», научные статьи А.Ю. Григоренко, Н.С. Гордиенко, Б.С. Ерасова, Патриарха Кирилла (Гундяева) «Интеграция и многообразие», работы Н.С. Капустина, А.В. Смирнова «Существует ли «всемирная философия», или проблема преодоления чуждости чужого», а также диссертационное исследование В.В. Семенова «Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама» и др. Исследованию корней мусульманства, его социальной сущности и историческому формированию духовного плюрализма в первоисточниках ислама посвящена научная работа И.П. Добаева «Эволюция исламского движения на юге России в контексте социальных трансформаций в конце XX века – начале XXI», которая отражает формы и противоречия ислама на Северном Кавказе. Были исследованы основные причины, провоцирующие религиозные конфликты.
Рассматривая экуменизм как инструмент формирования нового массового религиозного сознания, диссертационное исследование тем самым раскрывает геополитический характер этого феномена. Выводы и обобщения, сделанные автором, опираются на ранее предложенную Э. Хантингтоном теорию неизбежного «столкновения цивилизаций», на работы аналитического характера ученых Е.Я. Режабека, А.Г. Дугина, Дж. Колемана, Н.А. Трофимчука, М. Лебедевой и др. Изучению геополитических императивов глобальной безопасности посвящено диссертационное исследование В.Н. Купина. Среди наиболее известных работ, посвященных вопросам создания толерантного общества на основе межрелигиозного диалога, фундаментальный труд «Толерантность» коллектива ученых (Т.И. Ойзерман, Патриарх Кирилл, А.В. Логинов, Ж.Т. Тощенко, Ю.А. Гаврилов и др.), всесторонне исследующих феномен толерантности.
На сегодняшний день, тем не менее, наблюдается недостаток философских работ, посвященных проблемам взаимодействия традиционных религий и экуменического движения в России, а именно, отношению представителей ислама к экуменизму в целом, формированию межконфессионального и межрелигиозного диалога под давлением экуменической экспансии. В отечественной науке доминирует в основном философско-религиоведческий анализ взаимоотношений РПЦ и РКЦ с экуменическим движением ХХ в. Недостаточность наблюдается в исследованиях, отражающих необходимость сохранения различий религиозных мировоззрений, выявляющих социокультурные и геополитические аспекты экуменизма, рассматривающих системно его современные формы, модификации, перспективы развития.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что современный трансформированный экуменизм – явление мирового масштаба, выполняющее роль мировоззренческого фактора в процессе глобализации культуры и общества, для развития которого одним из главных препятствий является разнородность религиозных мировоззрений.
Объектом диссертационного исследования является экуменическое движение на рубеже веков в современном российском обществе и отношение к ним наиболее многочисленных и традиционных для страны религиозных организаций, таких как православие, мусульманство, буддизм.
Предметом исследования является культурологические, мировоззренческие и идеологические аспекты социокультурного и религиозного движения экуменизма на территории современной России.
Цель и задачи работы. Исходя из состояния исследованности проблемы и ее научно-практической ценности, основной целью настоящей диссертационной работы является выявление и анализ основных факторов идеологии экуменизма в России и влияния их на религиозное сознание современного общества.
В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены следующие задачи:
– проанализировать специфику предпосылок и условий зарождения идеологии экуменического движения в России и провести комплексный научный анализ религиозно-мировоззренческих и идеологических аспектов современного экуменизма;
– установить роль экуменического движения в формировании отношения современного российского общества к религии;
– провести комплексный анализ форм экуменического движения и проанализировать практическую деятельность экуменических организаций;
– проанализировать взаимодействие традиционных религий и современного экуменического движения в России;
– установить влияние экуменического движения на формирование толерантности и сохранение национальной самоидентификации общества в новом глобальном пространстве культур и цивилизаций;
– рассмотреть перспективы и пути вероятного решения проблемы современного экуменического движения в России.
Теоретико-методологические основания исследования. Теоретическую базу исследования составляют общефилософские принципы и методы исследования: принцип всесторонности, историзма, преемственности и дополнительности, системности. К методам, используемым в исследовании, относятся: анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнительный, структурно-функциональный и другие. Исследование опирается на научное наследие философов, богословов, классиков религиоведения, историков, политиков, а также на труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам экуменизма и толерантности.
Научная новизна исследования:
1. Научная новизна исследования заключается в самой постановке проблемы сущности мировоззрения, идеологических установок и ценностей современных экуменических движений в России. Уточнено концептуальное содержание философско-исторических и политических предпосылок, способствующих формированию идеологии экуменизма, и обосновано непосредственное участие в этом процессе различных мистических обществ. Проанализированы культурологические аспекты идеологии современного экуменизма.
2. Сделана попытка на основе анализа деятельности экуменических движений установить роль современного экуменизма как идеологического инструмента процесса глобализации религиозного мирового сообщества.
3. К экуменическому движению в современной России применен системный анализ. На основе сопоставления различных фактов проведен комплексный анализ его форм и модификаций, выявлены внутренние противоречия современного экуменизма.
4. В данной диссертации рассмотрено отношение к экуменическому движению не только представителей православия, но и мусульманства, буддизма и иудаизма. Исследованы способы современного экуменического движения на религиозное сознание российского общества.
5. В работе проведен анализ участия современного экуменического движения в формировании толерантного общества и установлены направления экспансии экуменической идеологии.
6. На основе анализа событий последних лет, в том числе и 2008 г., предложен новый подход для решения проблемы формирования религиозного толерантного общества; научно обоснована необходимость религиозной грамотности общества, особенно молодежи, выявлена форма религиозных взаимоотношений, способных противостоять распространению экуменического движения как явления, не имеющего перспективы.
Тезисы, выносимые на защиту:
1. Современный экуменизм, сформировавшийся в конце ХIХ – начале ХХ в. под влиянием неоплатонизма, масонства, восточных учений и других мистических теорий, тем самым противоречащий мировоззрению традиционных религий, особенно христианства, утратил свое первоначальное религиозное значение, но вместе с тем приобрел светский социально-культурный и политический характер.
2. Современный экуменизм представляет собой идеологическую систему, направляющую мировоззрение общества в сторону непротивления созданию мировой империи и глобализации мировых религий.
3. Существующее противоречие между основными принципами экуменического движения и реализацией в виде «интеркоммуниона» полностью раскрывает трансформацию экуменизма в синкретическое явление, что свидетельствует о том, что экуменизм как феномен потерял свою суть.
4. Основная цель современного экуменизма как движения, стремящегося разрешить межрелигиозные конфликты путем объединения всех религий в единую церковь, оказалась не только формальной, но и невыполнимой. В таком виде современный экуменизм потерял свою актуальность.
5. Сохранение традиционных религий в России, являясь средством национальной и религиозной самоидентификации, способствует сохранению национальной безопасности страны. Современный экуменизм размывает религиозные мировоззрения, тем самым препятствует сохранению специфики не только религий, но и российского общества и государства в целом.
6. Альтернативой экуменическому движению на территории России является разумная интеграция традиционных религиозных религий для совместного решения проблемы воспитания религиозно-грамотной молодежи в духе толерантности, социально-политических, экологических и других проблем страны.
Практическая значимость и апробация результатов исследования. Основные выводы, обобщения и результаты, полученные в процессе проведенного исследования, могут быть использованы для дальнейших научных исследований поставленной проблемы, а также в учебном процессе в вузах при преподавании курсов религиоведения, культурологии, политологии, истории и при разработке специальных и факультативных курсов. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы представителями органов государственной власти в процессе развития отношений с религиозными и общественными организациями, а также при формировании политики национальной безопасности страны.
Результаты исследования отражены в научных публикациях автора.
Структура работы. Диссертация состоит из списка терминов, условных обозначений и сокращений, введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка литературы, включающего 280 названий. Общий объем диссертационной работы 151 стр.
Религиозно-мировоззренческие и идеологические аспекты экуменизма
Ранее мы говорили о том, что экуменизм является инструментом процессов мирового масштаба - глобализации общества, результатом которой является создание Всемирной империи со всеми вытекающими последствиями. Структурно верхушку империи представляет монополия, на место которой может претендовать наиболее развитая страна, либо организации из числа транснациональных корпораций. Роль колоний предоставляется остальному миру. У доктора философских наук Режабека Е.Я. мы читаем: «Идеологи транснационализма утверждают, что люди, управляющие глобальными корпорациями, являются первыми людьми в истории, которые могут организацию, технику, деньги и идеологию, чтобы сделать заслуживающую доверия попытку управлять миром как единым целым».2
Автор монографии «Религии мира и Библия» А.А. Опарин пишет: «Идея по созданию тройственного союза язычества, протестантизма и католичества обретает законченные формы в конце 90-х годов XX века... разрабатывается устав Организации Объединённых Религий (OOP), имеющий целью объединить все вероисповедания в одну общую церковь «мирового архитектора вселенной». Далее он пишет, что в основе идеи «лежат представления об установлении «нового мирового порядка» единой «глобальной цивилизации», мирового правительства и общей церкви...» Проект OOP разрабатывался в американской резиденции Фонда Горбачёва, «на территории бывшей военной базы США Президио», и был одобрен, как ни странно, такими видными политическими и общественными деятелями как Дж. Буш, М. Тэтчер, Дж. Бейкер, Т. Теннер (руководитель компании CNN), Б. Гейтс и др. Здесь и масоны, и члены Римского клуба и другие представители «избранного братства», в основной своей массе - собственники транснациональных корпораций.
Созданию империи предшествует Идея. Об этом также говорит проф. И. Яковенко: «Империя возникает в тот момент, когда массы людей уверуют в некую идею, притязающую на статус универсальной истины, и принимают решение создать праведное и справедливое общество. А дальше они несут эту идею до краёв Вселенной, навязывая её всем тем, кто ещё пребывает в косности неведения. В этой диспозиции силовая компонента имперского организма мыслится как подчинённая божественной Истине. Идея универсальной империи трактуется её адептами как всемирная. Цель империи — приобщение народов, спасение душ подданных. ...универсальная, или традиционная империя структурируется религиозно переживаемой большой Идеей (религией или идеологией). Она преследует цель построить государство по законам обретённой истины и подчинить этой истине жизнь подданных».1
По нашему мнению, на сегодняшний день невозможно не только экуменическое единение всех религий, но даже создание Единой Церкви. Объединение христианских конфессий нереально в виду имеющихся различий в догматике учения; разногласий в трактовке Писания и др. К концу XX века многие религиозные деятели потеряли интерес к экуменизму, понимая, что дальнейший диалог в рамках ВСЦ результатов не даёт, процесс зашёл в тупик, сама экуменическая деятельность претерпевает застой, а массовое сознание об экуменизме не имеет никакого представления.
У Маркса мы читаем: «... Всякий новый класс, который ставит себя на место класса, господствовавшего до него, уже для достижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества... придать своим мыслям форму всеобщности, изобразить их как единственно разумные, общезначимые»,2 что вполне актуально и сегодня. Чтобы экуменическое движение получило массовый характер, его двигателем должна стать привлекательная и правильно подготовленная Идея, которая может заинтересовать общество и заставить его пойти по предложенному
мировыми организациями пути, т.е. поможет объявить частный интерес всеобщим. В связи, с чем необходимо рассмотреть характер идеологии экуменического движения.
От начала развития экуменизм поддерживается либерально-настроенной интеллигенцией и их представлениями о демократии - формы народовластия. Либерализм предполагает терпимое отношение к инакомыслящим и расширение политических (и иных) свобод. Но, есть разница между религиозной веротерпимостью и либерализмом. Веротерпимость — это уважительное, терпимое отношение к представителям иной веры, при твёрдом убеждении в правоте своих религиозных принципов и намерении их отстоять. Терпимое отношение либерала заключается в отсутствии твёрдых догматических устоев, более того, оно предполагает всевозможную поливариантность религиозных (политических и иных) взглядов, размах которой ограничивается идеей гуманизма, основанной на вере в безграничные возможности человеческого разума и научно-технического прогресса. Перетекая от варианта к варианту, либеральный подход способен,,принять тот облик, который ему будет продиктован формой государственной власти и условиями его существования.
Демократия имеет формальные принципы, на деле же она беспринципна, к народной воле, её направлению и содержанию. О демократии мы читает у Н.Бердяева: «Демократия не знает истины, и поэтому она предоставляет раскрытие истины решению большинства голосов... В основе демократии лежит оптимистическая предпосылка о естественной доброте и благости человеческой природы».1 Но, при таком безынициативном характере демократия не может быть двигателем идеи, тем более общества. Демократия играет роль кумира, во имя которого приносятся немалые жертвы.
Экуменические движения в России в конце XX — в начале XXI века
Одно из новшеств, предлагаемых экуменическими деятелями, которое рассматривается на встречах ВСЦ, это замена «старого непонятного» языка ведения церковных служб современным языком, доступным пониманию для всех. Непонятна такая заинтересованность удобством церковного языка для россиян, в то время когда самих россиян такое языковое «неудобство» не беспокоит. В" действительности же косвенно предлагается оборвать духовную связь с прошлым, как внутри самой религиозной традиции, так и в сознании человека.
Обыденная речь - это не самое чистоплотное отражение сути человека. Её используют, когда выражают чувства, страсти, эмоции, положительные и отрицательные, её используют для поддержки других или для их уничижения. Но, обращаясь к Богу, верующий переходит на «иной» язык, отличный от обыденного, и, отражающий некую интимность и сердечность, отношения. Иной язык даёт ощущение не одинокого предстояния пред Богом, но совместно с теми, кто тысячелетиями обращался к Творцу на этом языке. Язык есть символ - характеристика мировой религии, и на наш взгляд подмена языка есть один из этапов её разрушения. Сохранения языковой традиции в богослужении один из факторов сохранения особенностей религиозных конфессий.
То, что Россия является территориально огромной и аграрной страной тоже играет роль в сохранении религиозных особенностей общества. В России сельская местность начинается уже за пределами города, а двести километров от столицы — это уже глубинка. Условия жизни в сельской местности гораздо сложнее, чем в городе: заработки низкие; кормит, в основном, земля и хозяйство; социальный уровень жизнеобеспечения очень мал. Информационная оснащённость жителей сёл не имеет такого масштаба как- в городе, не говоря? уже о технике и технологиях. Село живёт своей сезонной жизнью - от весны до осени, независимо от политических и религиозных настроев города. В сельской местности сильнее сохраняются родственные связи и отношения. Традиционное представление о религии сохранено в большей степени с обрядовой стороны. Уровень понимания религиозных догматов здесь полностью зависит от уровня богословской образованности священника и его умения донести их до разума прихожан. Следовательно, обучение и подготовка священнослужителей в духе фундаментального богословия имеет место, как один из главных факторов сохранения религиозных традиций.
Главным условием, смыслом и целью сохранения общества является сохранение семьи. Сюда относится создание социальных условий и здорового климата для создания семьи и рождения детей, участие общества в их воспитании и образовании, это предотвращение пьянства и наркомании и т.д. Как показала практика, современное манипулирование определениями доводит до абсурда самые догматические понятия и представления. Кара-Мурза С. приводит один из таких примеров, когда Шендорович заявил: «нравственность. - личное дело каждого, поэтому никакого права, давать нравственную оценку делам индивида народ, общество и государство не имеют. Такая оценка есть тоталитаризм и цензура».1 «Удобная» трактовка нравственности даёт лазейку для недобросовестных политических игр, а также является оправданием для преступного умысла.
Современное извращение морали — веяние либерального происхождения. Устранение понятия, греха создаёт почву для безнаказанности. Разрушение моральных ценностей общества является средством манипулирования им. К примеру, «в производство и распространение наркотиков вовлечены миллионы человек. Более того, средствами культуры, и авторитетом науки общество готовят к легитимизации этого бизнеса. В октябре 1994 г. в Испании состоялся Второй, международный конгресс по модифицированным состояниям сознания, собравший учёных из 20 стран. Речь идёт о галлюциногенах... Главный докладчик из- США пообещал, что появление новых наркотиков будет для всемирной истории более важным событием; нежели Реформация Лютера.
Вот где истинный смысл модернизации религиозных традиций и переоценки культурных ценностей. До тех пор, пока не размыты традиционные представления общества, складывающиеся из религиозного культурного многообразия, подобные «предложения» не найдут в нём поддержки. Но «обработка сознания» одного-двух-трёх поколений создаст условия беспрепятственного их внедрения. Это является ещё одним доводом в пользу того, что государство совместно с представителями ведущих религий России должны осуществлять контроль вопросов образования и воспитания молодёжи в рамках традиционных нравственных и моральных ценностей.
В чём общество черпает ориентиры нравственности и морали? В религиозной культуре, конечно. По теории «золотого миллиарда» выживут и устоят только народы, в традициях которого сохраняются крепкие родовые ,и семейные связи. И, тут есть чему поучиться друг у друга. Например, нравственный уровень мусульманских семей может послужить примером христианскому населению. Традиционная семья, состоящая из нескольких поколений — это крепкая зашита, устойчивая в тех случаях, когда молодому поколению нужен опыт и поддержка старших, а старшему поколению -обеспеченная и безбедная старость.
Использование религиозного фактора в геополитике и этнических взаимоотношениях
Правительство страны, светское по своему характеру, в течение ста лет не было способно достойно оценить роль религиозных организаций в развитии общества, т.к. не видело цели их реального применения. Однако, сегодня ситуация коренным образом изменилась. И РГЩ, и СМР смогли привлечь внимание правительства к себе, как к организациям способным наравне с государственной властью к активному участию в восстановлении межрелигиозной толерантности общества.
Религиозная- идентичность формируется с детства среди верующих в семье или в личном контакте с человеком, проповедующим религию. Решение проблемы межрелигиозных конфликтов с помощью компромисса, светскими методами должного результата не принесёт. Следовательно, переоценка возможностей религиозных организаций в решении проблем подобного характера маловероятна.
Мусульманская- Умма на территории России в постсоветский период претерпевала расхождения во мнениях, многочисленные расколы и преобразования, воздействия импортируемого радикализма: Неустойчивость в настроениях создали атмосферу разобщённости, благодаря которой вновь созданные мусульманские общины получали автономный статус, и по сути, вели неконтролируемую деятельность. Против такой разобщённости в Республике Татарстан был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», подписанный М. Шаймиевым 21 июля 1999 г., в соответствии с которым все мечети республики были перерегистрированы только в составе ДУМ РТ. Таким образом, была сформулирована правовая основа стабилизации «ситуации в мусульманских организациях, обеспечивая возможности для реализации защиты прав на свободу совести»1 путем интеграции всех мусульманских приходов под единое управление-республики.
Следующим интеграционным шагом было создание Объединенного совета духовных управлений мусульман России, в который вошли КЦМСК, Совет муфтиев России и ЦДУМ. Целью создания Объединённого совета стало противодействие совместными усилиями экстремизму и терроризму, от имени которого был провозглашён отказ от объявления джихада и призывов гражданского неповиновения. Этот серьёзный шаг показал действительную готовность лидеров мусульманской Уммы к конструктивному сотрудничеству с государственной властью для сохранения толерантности.
С начала 90-х годов происходило формирование института традиционного ислама России, который и по масштабам, и по статусу, и по возможностям вполне может противостоять распространению радикальных идей исламизма. Положительным образом сказалось взаимодействие Совета Муфтиев России с Московским Патриархатом в рамках Межрелигиозного совета России.
В общей? системе противостояния натиску религиозной агрессии большое значение должно быть, уделено исламскому просвещению людей, .особенно молодёжи в духе толерантности, реализовать которое возможно при наличии. грамотных преподавателей в этой области. Следовательно, существует необходимость создания собственной религиозной системы мусульманского образования. Сходные проблемы имеют место и в православном образовании.
Сегодня назрел вопрос массовости религиозного знания. Притом, что границы между культурами всё больше становятся условными и прозрачными, необходимо введение в общее образование преподавания курса, изучающего традиционные для России религий, отражающих специфику и самобытность каждой.
Определение государственного статуса православным и мусульманским образовательным учреждениям является первым шагом в решении этого вопроса. Важным является и то,, что изучение исламской культуры разрядит напряжённость разросшейся до мирового уровня исламофобии.
На наш взгляд, со стороны Межрелигиозного совета России и государственной власти необходимо осуществление контроля над содержанием религиозного образования. Функцию контроля может осуществлять независимая комиссия, представленная членами МСР и правительства России, для- проведения анализа, образовательной деятельности религиозных учреждений на предмет разжигания межнациональной и религиозной розни.
Несмотря на то, что Межрелигиозный совет неоднократно обращался к правительству по поводу введения В программу общего образования- изучение религиозных основ, вопрос этот до сих пор остаётся не решённым. К тому же, члены МСР не пришли к единому консенсусу по этому поводу. Тем не менее, мы считаем, что именно неграмотность и невежество населения в религиозном вопросе создаёт благоприятные условия для-распространения экстремистского настроения.
Одним из вопросов, регулярно обсуждаемых участниками МСР - это ограничение деятельности деструктивных и тоталитарных сект на территории России, в виду нарушения их- адептами правовых и нравственных норм, воздействия их различными методами- на психику людей. Председатель Совета муфтиев PI Гайнутдин от имени МСР вынес этот вопрос на обсуждение в Госдуму. Также обращает на себя, внимание миссионерская деятельность протестантских и католических церквей на территории России, которая носит явно прозелитический характер.
«Веротерпимость» означает терпимое отношение к чужим понятиям и верованиям, готовность к уважительному диалогу и сотрудничеству. Атмосфера толерантности не предполагает безразличие, мягкотелость и потворство всякой системе религиозных взглядов. Достижение и сохранение толерантности возможно лишь при планомерной и повсеместной деятельности различных структур политической и религиозной сфер общества.
Роль межконфессионального диалога в достижении толерантности
РПЦ МП получило большой опыт совместной работы с международными организациями, наладить контакты с представителями других христианских конфессий, в процессе которых нарабатывался опыт достижения понимания в столь конфликтной сфере, как богословские дискуссии и приобретение необходимого опыта в более глубоком исследовании богословских трудов, повышение собственной богословской грамотности.
Положительной стороной участия Московского Патриархата в экуменическом движении является и то, что священноначалие Православной Церкви получило колоссальный опыт ведения современного межконфессионального и межрелигиозного диалога. РПЦ преобразовалась. в институт, принимающий активное участие в различных сферах жизни общества. Однако в решении проблемы возросшей религиозной нетерпимости: Православная Церковь одна не справится. Необходимо) наличие поддержки со стороны государственной власти и равноценное участие всех традиционных религий страны.
Однако, как показывают результаты исследований отечественных учёных, на толерантность российского общества в регионах оказывают влияние социокультурные и геополитические факторы. В качестве примера рассмотрена религиозная обстановка в Республике Татарстан и на Северном Кавказе.
Рассматривать религиозный фактор отдельно от национального в полиэтническом государстве сложно. В» национальном сознании есть внутренняя взаимосвязь общества. Если государство даёт возможность развиваться народностям, сохраняя свою историю,- культуру и религиозное мировоззрение, быть полноценными гражданами.
Использовать национальную и религиозную идентичность, манипулирование ими в вопросах исхода того или иного исторического конфликта — это продукт модернистской эпохи. Взамен традиционных культурных ценностей может быть предложена идеологическая идентичность, целиком сформированная политическими, общественными и религиозными лидерами. На наш взгляд там, где знание традиций, религиозных основ, национальной культуры слабы, происходит подмена традиционного сознания искусственным. Создание условий для обострения религиозных и этнических конфликтов, по сути, есть борьба за право «владения сознанием», за право им управлять в решении геополитических вопросов.
На основании сказанного можно предложить следующие преобразования: - искусственное (насильственное) приведение народов к религиозному единению может привести к развязыванию межнациональных и межрелигиозных конфликтов и росту экстремизма; $ - для мирного сосуществования религий и народов нет необходимости их объединения в OOP, достаточно обратиться к историческому опыту , общечеловеческих основ межрелигиозного общения — к взаимопониманию и веротерпимости; - в отношениях религиозных организаций должно прослеживаться их равенство перед законом; - со стороны государства назрела необходимость пересмотра «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» в области духовного, общественного, политического, национального и религиозного развития страны; необходима консолидация государственных, общественно-политических и религиозных сил - для разработки проекта, позволяющего противостоять «религиозной экспансии» из других стран; - необходимо помнить, что активность экуменической деятельности религиозных общин в России зависит от финансовой поддержки из-за рубежа; - осуществлять контроль за деятельность религиозных сект; - экуменические взаимодействия представителей различных религиозных общин в России должны вытесняться межрелигиозным диалогом, целью которого является создание внутри страны толерантного пространства; - толерантность общества в регионах зависит от социокультурных и геополитических факторов; - необходимо обратить- внимание на роль и качество религиозного образования в стране, целью которого является качественное повышение уровня- воспитания, молодёжи в духе веротерпимости, на содержание религиозной литературы; - интеграция религиозных и политических сил страны даёт возможность эффективно вести борьбу не только с терроризмом и радикальным исламом, но ис проявлениями нацизма; - наряду с вышеперечисленными-задачами, необходимо создать правовую базу ш организации борьбы с наркомафией и уничтожить инфраструктуру материальной поддержки террористов в России.
Помимо естественных факторов сохранения __ своего поликонфессионального содержания, российская- государственная власть должна обеспечить условия для последующего сохранения религиозного и традиционного многообразия, используя для этого нормативно-регулирующие, социально-политические, эколого-экономические инструменты, а также положительный исторический опыт России решения подобных вопросов.
Между двумя крайностями - экуменизмом и религиозным экстремизмом Россия должна предложить свой вектор, определить своё направление, соответствующее её идеалам и представлениям будущего. В связи с этим, помимо естественных факторов сохранения своего поликонфессионального содержания, российская государственная власть должна обеспечить условия для-последующего сохранения религиозного и традиционного многообразия, используя для этого нормативно-регулирующие,- социально-политические, эколого-экономические инструменты, а также положительный исторический опыт России решения подобных вопросов. Среди вопросов политического и экономического характера серьёзное значение должно придаваться межрелигиозной составляющей, делающей возможным двусторонний диалог между православием и-исламом на международном уровне.