Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России : на примере Санкт-Петербурга Устиненко Валерий Борисович

Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России : на примере Санкт-Петербурга
<
Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России : на примере Санкт-Петербурга Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России : на примере Санкт-Петербурга Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России : на примере Санкт-Петербурга Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России : на примере Санкт-Петербурга Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России : на примере Санкт-Петербурга
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Устиненко Валерий Борисович. Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России : на примере Санкт-Петербурга : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Устиненко Валерий Борисович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2008.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/227

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Доктринальные обоснования социального служения религиозных организаций в современной России 11

Раздел 2. Основные направления социальной деятельности российских религиозных организаций и опыт их взаимодействия с государством 41

Раздел 3. Опыт и проблемы взаимодействия религиозных организаций в сфере социального служения 78

Раздел 4. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы социальной деятельности религиозных организаций в современной России 99

Заключение 121

Список использованных источников и литературы 126

Приложения 141

Доктринальные обоснования социального служения религиозных организаций в современной России

Термин «социальное служение» применительно к российским религиозным организациям вошел в религиозно-богословский лексикон совсем недавно - в начале 1990-х годов, когда они получили возможность, гарантированную законом, заниматься благотворительной деятельностью. Точного аналога этому термину в светском (научном, политическом, юридическом и т. д.) лексиконе, пожалуй, не существует. Ближайшее к нему по смыслу - понятие «социальное обслуживание», означающее собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.10. Однако, социальное служение религиозных организаций, во многом совпадая с ним в содержательном плане, отличается своей внутренней мотивацией, исходящей из религиозных мировоззренческих оснований.

Теме социального служения религиозных организаций было посвящено за последнее время значительное количество диссертационных работ.

Так в работе Н.А. Дойниковой11, сделан глубокий исторический анализ социального служения Русской Православной Церкви. При этом наибольшее внимание уделено социальной и культурной деятельности Вологодской епархии РПЦ во второй половине ХГХ-начале XX веков. Отмечая резкое падение уровня жизни большей части населения и серьезные мировоззренческие сдвиги в обществе конца XX — начала XXI веков, Н.А. Дойникова считает насущной потребностью объединение усилий государства с общественными институтами, в том числе и религиозными, на основе национальных благотворительных традиций, прежде всего Русской Православной церкви, стоявшей у истоков становления отечественных социальных институтов.

Работа С.Г. Зубановой строится на анализе государственно-церковных отношений в XIX веке. Церковь с ее опытом и традициями рассматривается ею как социальный компенсатор и авторитетный регулятор поведения не только отдельных людей, но и целых масс. Церковь способна определять линию развития событий в том или ином регионе, в межнациональных конфликтах и т.п. В работе исследуется философская и историческая проблема о сущностной роли религии в современных условиях: это - благотворительные социальные деяния в различных формах и методах, или это установочная ценность как исходная критериальная основа жизненных идеалов. Значительное внимание уделяется деятельности Русской Православной Церкви в области призрения и в частности ее духовной деятельности в сфере воспитания и образования.

В.В. Реутов13, в своей работе обращается к опыту Русской православной церкви в деле служения народу в XX веке. Отмечая, что Русская православная церковь проводит наиболее активную по своим формам и масштабам социальную работу, автор рассматривает три периода ее деятельности на примере Курской епархии: 1900-1917 гг. — социальное служение, 1918-1940 -взаимоотношения руководства Курской епархии и властных структур губернии, 1941-2000 гг. - эволюция церковно-государственных отношений в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

О.Н. Субаева обращается к историческим урокам социального участия религиозных организаций в заботе об обществе. В условиях поиска эффективной модели общественно-государственного отношения к вопросам социальной защиты населения в современной России, такое исследование становится востребованной социальной и научно-исследовательской задачей.

Феномен социального служения исследуется О.Н. Субаевой в связи с тем, что в современной России идет поиск национальной идеологии, которому могут способствовать исторические факты. Их анализ позволяет выявить и описать определенные формы взаимодействия государств и общества, по вопросам социальной защиты населения. В работе история христианского социального служения в России рассматривается начиная со средних веков до начала XXI века.

А.В. Штепа15 основное внимание уделяет благотворительному направлению в социальном служении Русской Православной Церкви, и политике РПЦ в области организации начального народного образования. Хронологические рамки его исследования определены в границах от 60-х гг. XIX в. до 1917 г на примере Калужской епархии. Социальное служение как общественное явление рассмотрено в работах Н.Б. Ажнакинои, В.А. Гавриловой, Т.А. Костылевой.

Н.Б. Ажнакина16 рассматривает вопрос сотрудничества светских и религиозных организаций с целью поиска новых подходов к решению проблем социальной защищенности нуждающихся слоев населения. В диссертации Н.Б. Ажнакинои уделяется внимание таким аспектам как поиск сферы пересечения светской социальной работы и социального служения религиозных организаций; категории милосердия и благотворительности, разработанные в русской религиозной философии; наличие признаков сближения социальных доктрин религиозных объединений и теоретических основ светской социальной работы; выявление специфики и особенностей социального служения религиозных организаций с целью возможности соотнесения и учета опыта их работы в деятельности государственных структур; социально-футурологический вектор возможной координации государственных и конфессиональных отношений в сфере организации социальной помощи. Анализ конкретных видов социального служения строится на примере г. Пензы.

Основные направления социальной деятельности российских религиозных организаций и опыт их взаимодействия с государством

Благотворительная деятельность религиозных организаций после более чем семидесяти лет ее запрета советской властью начала в конце 1980-х — начале 1990-х годов постепенно возрождаться, точнее, возрождаться в ее легальном виде. Нелегально, в пределах общин верующих и в ограниченных размерах она велась и в советский период, главным образом, в виде материальной и бытовой поддержки нуждающихся единоверцев на индивидуальной основе.

Первые шаги к возрождению религиозной благотворительности были сделаны отдельными инициативными группами верующих, которые пошли в больницы, дома престарелых, детские дома, где помогали персоналу в уходе за их подопечными. Стали проводиться сбор и распределение нуждающимся одежды и обуви, продуктов питания, организовываться благотворительные столовые. Правовую (и моральную) поддержку благотворителям оказали законы «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990г. (ст. 17) и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г.

Постепенно накапливавшийся опыт благотворительной деятельности религиозных организаций, развитие их социальной активности, выстраивание конструктивных отношений с государством в этой сфере создали предпосылки к осмыслению и выработке основных направлений социального служения, которые и были сформулированы в их официальных документах — в социальных концепциях.

Представляет определенный интерес то, как наиболее крупные религиозные организации в России выстраивают структуру направлений (сфер) своего социального служения. Причем, рассматривается это в контексте сотрудничества («соработничества») с государством.

Русская Православная Церковь, как это очевидно из Основ социальной концепции, на первые места ставит проблемы, имеющие общесоциальный (общегосударственный) масштаб: миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; забота о сохранении нравственности в обществе; патриотическое воспитание; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия... Лишь дела милосердия оказались впереди патриотического воспитания, хотя это и несколько нарушило стройность логической последовательности движения от общего к частному. Попечение о воинах, о лицах, находящихся в местах лишения свободы, поддержка института семьи, материнства и детства находятся, что логично, в середине и в конце этого перечня.

Протестанты в своем официальном документе на первые места ставят (начиная, правда, с заботы о духовно-нравственном здоровье общества) поддержку института семьи, материнства и детства; служение милосердия и благотворительность; содействие толерантности, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми... Содействие социально-экономическому развитию занимает в этом перечне последнее место .

В Основах социального учения Церкви Адвентистов седьмого дня первостепенное внимание уделяется теме семьи. Адвентисты убеждены, что семья является сердцем общества. Благополучие общества и успех Церкви зависят от состояния семьи . Эта тема предшествует другим разделам, рассматривающим отношение человека с обществом и государством.

Церковь Адвентистов считает здоровье одной из важнейших ценностей человеческого бытия. Под здоровьем понимают оптимальное состояние единства психических, физических и духовных составляющих человека, обеспечивающее трудовую и социальную активность59. При этом на первое место ставится профилактика и здоровый образ жизни. В связи с этим адвентисты осуждают такие вредные привычки как табакокурение, пьянство, употребление наркотиков. К алкоголю адвентисты относятся как к медленно действующему наркотику.

Объект особой заботы Церкви Адвентистов Седьмого Дня, как следует из документа , являются лица, принадлежащие к так называемым «группам риска»: люди без определенного места жительства, наркоманы, беспризорные дети и подростки.

Российские мусульмане, если исходить из документа Совета муфтиев России, на первое место ставят защиту прав и свобод человека, затем идут поддержка неимущих, семьи, предупреждение алкоголизма и наркомании.

Описанные различия в выстраивании религиозными организациями последовательности сфер своего социального служения, разумеется, не отражают реальную расстановку их приоритетов. То есть первое место, отводимое миротворчеству, и предпоследнее — поддержке семьи в социальной концепции РПЦ, не означает, что Церковь в действительности таким образом выстраивает свои приоритеты. Точно таким же образом дело обстоит и в позициях других рассматриваемых здесь религиозных организациях. Отмеченные различия есть отражение, во-первых, специфики их оценки основ социального мироустройства, того, что первично - социум или индивид и, во-вторых, - своей роли в жизни и общества и индивида.

Опыт и проблемы взаимодействия религиозных организаций в сфере социального служения

Духовные лидеры и руководящие центры практически всех религиозных организаций в России выступают за взаимодействие и сотрудничество в социальной деятельности во имя решения переживаемых обществом социальных и духовных проблем, моральной, физической и материальной поддержки находящихся в трудных условиях жизни людей.

В принятых Архиерейским собором РПЦ в 2000 г. «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию» говорится: "Важным направлением развития отношений с инославием является совместная работа в сфере служения обществу (п. 4.10)", в связи с чем "Русская Православная Церковь поддерживает рабочие отношения на уровне членства или кооперации с самыми различными международными христианскими организациями, а также региональными и национальными советами церквей и христианскими организациями, специализирующимися в области диаконии, молодежной работы или миротворчества (п. 5.б.)".

Совет муфтиев России в своем официальном документе констатирует активное участие мусульман «в миротворческих акциях и межрелигиозных форумах, проходящих в нашей стране».

Союзы наиболее крупных протестантских церквей, в свою очередь, заявляют о том, что они, «основываясь на принципах открытости и толерантности, преисполнены решимости способствовать преодолению всякого рода отчуждения и вражды, в том числе, на религиозной почве», они «осуществляют совместные проекты по социальному служению»97. Руководство Церкви христиан адвентистов седьмого дня в России высказывается на этот счет более обстоятельно. Поскольку социальные проблемы требуют нередко больших материальных и человеческих ресурсов, комплексности (системности) в их решении, «служение человеку должно объединить Церковь и государственные, общественные и религиозные организации в их деятельности в социальной сфере... Церковь АСД, признавая и уважая миссию и цели этих организаций, заявляет о своей готовности совместно с ними осуществлять данное благородное служение».

Католическая благотворительная организация Каритас — Россия, учрежденная в 1993г., объявляет себя открытой для совместной работы с другими Церквами, особенно с Русской Православной Церковью.

В декабре 1998г. в религиозной жизни России произошло знаковое событие - был создан Межрелигиозный совет России (МСР). Его учредителями явились (перечень дан в алфавитном порядке): Буддийская традиционная сангха России; Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России; Русская православная церковь, Совет муфтиев России; Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ.

Как определено Положением о МСР, его целью, в частности, является координация совместной деятельности традиционных религиозных организаций в обеспечении и поддержании межрелигиозного и межнационального мира, достижении согласия и стабильности в обществе, предотвращении возможных конфликтов на этноконфессиональной почве, утверждение в обществе традиционных духовных ценностей .

В Положении особо оговаривается, что МСР не ставит своей целью сближение вероучений и доктрин, т.е. не является форумом для ведения богословского диалога, его внимание обращено исключительно к сфере социальной жизни и защите интересов представляемых ими религиозных организаций.

Год спустя, в ходе подготовки Юбилейной конференции, посвященной двухтысячелетию христианства, был создан Христианский межконфессиональный консультативный комитет (ХМКК) с целями, аналогичными МСР. В его состав вошло представители всех крупных, законно действующих христианских церквей и религиозных объединений. И хотя в период острого кризиса-- в отношениях между Московским патриархатом и Ватиканом в 2002-2004 гг. деятельность Комитета была приостановлена, впоследствии, начиная с 2006г., он возобновил свою работу.

В последующие годы, провозглашенные религиозными лидерами намерения реализовались в различных совместных акциях. В рамках МСР были сделаны совместные заявления от имени входящих в него религиозных организаций по ряду проблем жизни российского общества.

Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы социальной деятельности религиозных организаций в современной России

До 1990г. религиозные организации в СССР не имели права заниматься благотворительностью. Принятый 1 октября 1990 года Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» наделил религиозные организации правом учреждать благотворительные заведения, такие как приюты, интернаты, больницы и другие, обладающие правами юридического лица (ст. 19). Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»123 от 25 октября 1990 г., закрепил право религиозных объединений на осуществление благотворительной деятельности (ст.24). Однако действовавшее в начале 90-х годов законодательство уже не соответствовало расширяющемуся сотрудничеству государства и религиозных организаций. Это стало одной из причин того, что в дальнейшем в Государственной Думе Российской Федерации неоднократно предпринимались попытки расширить законодательную базу социального служения религиозных организаций.

В 1994 г. в Госдуму был внесен проект Закона «Об имущественных правах и хозяйственной деятельности религиозных организаций, их предприятий и учреждений в Российской Федерации»124. В законопроекте оговаривались формы взаимодействия государства и религиозных организаций в области пенсионного обеспечения священнослужителей (ст. 23), страхования их жизни и имущества религиозных организаций (ст. 24), медицинского обслуживания (ст. 25). Однако законопроект принят не был.

В настоящее время социальное служение религиозных организаций законодательно регламентируется двумя основными документами: Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»125 и Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» . Данные законы предоставляют религиозным организациям возможность благотворительной деятельности и оказания социальных услуг. С этой целью религиозные организации либо непосредственно осуществляют такую деятельность, опираясь на активную часть своих членов, либо опосредованно, учреждая специально для этого некоммерческую общественную благотворительную организацию127. Последнее обычно делается при ведении социальной работы, связанной с необходимостью обширной хозяйственной деятельности, подготовки и найма кадров. Значительный объем социальной работы выполняется без регистрации юридического лица волонтерами из числа верующих.

Однако постепенно стала ощущаться недостаточность и неполнота этого законодательства, в том числе, и в части, касающейся государственно-конфессиональных отношений в социальной сфере.

В этой связи заслуживает внимания ряд предложений и законодательных инициатив, направленных на более четкую регламентацию государственно-конфессиональных отношений в сферах миротворчества, социальной работы, охраны памятников истории и культуры, науки и образования, а также предоставления налоговых льгот для религиозных организаций.

Так, на парламентских слушаниях на тему: «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения», состоявшихся 27 мая 2004г., отмечалось, что рост религиозного самосознания граждан, активное участие верующих разных конфессий в различных сферах жизнедеятельности общества требуют от государственных органов и религиозных объединений сотрудничества и созидательных действий во имя возрождения Отечества.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) в своем выступлении указал на ряд вопросов церковно-государственных отношений, которые до сих пор не разрешены, прежде всего, в области налогового и земельного законодательств, что ведет к ограничению сфер социального служения религиозных организаций .

Похожие диссертации на Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России : на примере Санкт-Петербурга