Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин Вагабов Нариман Михайлович

Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин
<
Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вагабов Нариман Михайлович. Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.13.- Махачкала, 2005.- 433 с.: ил. РГБ ОД, 71 06-9/58

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические проблемы глобализации . 13

1.1. Некоторые теоретические и методологические аспекты научного анализа концепции глобализации

1.2. Определение глобализации 47

ГЛАВА II. Мировые религии и цивилизации в современном глобализационном процессе 68

2.1. Ключевые положения теорий религиозного и цивилиза-ционного противоборства

2.2. Универсализм ислама как мировой религии 96

2.3. Место и роль религий на современном этапе глобализации 127

ГЛАВА III. Характер и формы влияния глобализации на ислам и мусульманский мир 157

3.1. Глобализация и проблемы сохранения культурной и этнической идентичности мусульманских народов 157

3.2. Религиозное возрождение в мусульманском мире как альтернатива и следствие глобализации 177

3.3. Влияние модернизации и глобализации на интеграционные процессы в исламском мире 207

ГЛАВА IV. Ключевые аспекты трансформации религиозно-правовых доктрин ислама в эпоху глобализации 232

4.1. Транслокальность ислама и изменяющиеся границы мусульманского мира 232

4.2. Эволюция мусульманской концепции хиджры в эпоху национальных государств 253

4.3. Трансформация доктрины джихада и глобализационные основания распространения религиозно-политического экстре-мизма в исламе

4.4. «Информационная революция» и ее влияние на миссионерскую деятельность в современном исламе 292

ГЛАВА V. Проблемы взаимоотношений ислама и запада в эпоху глобализации 318

5.1. Ислам и проблемы мусульманских диаспор в контексте современных миграционных процессов 318

5.2. Некоторые аспекты религиозной адаптации и трансформации исламской идентичности вне мусульманского мира 352

5.3. Проблемы межконфессиональной толерантности в условиях глобализации

Заключение 405

Библиография 410

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Понятие глобализации в 90-е годы XX века стало важной составляющей процесса развития человечества. Это многомерное явление материализовалось как следствие слияния в единый поток разнообразных новейших тенденций в сфере управления и организации производства, множественных факторов, революционизировавших функционирование воспроизводственных систем и стимулировавших интеллектуальные достижения, давших жизнь высоким технологиям, прежде всего в информационной сфере.

В последней четверти XX века в значительной степени возросла также роль религии в общественной жизни народов мусульманского мира, произошли крупномасштабные социально-экономические изменения, которые получили непосредственное отражение в духовной жизни общества. Конечно, аналогичные процессы происходят также и в других регионах планеты, однако события в мусульманском мире, отличаются от всех аналогичных тем, что в них важную роль играет религия. Влияние религии здесь проявляется в сложных сплетениях, обусловленных многоликостью содержания и форм самих социально-политических движений, в зависимости от того, какие проблемы ставятся и каким образом они реализуются.

В начале XXI века и третьего тысячелетия мусульманский мир находится в полосе кардинальных изменений, вызываемых влиянием процессов глобализации. На ее нынешнем этапе происходит существенное расширение сферы деятельности международных исламских организаций, ставшее возможным в результате технологического прогресса в области новых средств коммуникации. Многие религиозные центры и движения, ориентировавшиеся раньше только на местные общины, расширили свои возможности, выйдя на глобальный уровень. В условиях глобализации экономически развитыми странами, причем нередко путем теологической подмены религиозных ценностей, а также посредством вестернизации и секуляризации в ряде слабых в экономическом отношении исламских стран предпринимаются попытки достижения глобального единомыслия в сфере ценностных ориентации, распространения в мусульманском мире иных норм и традиций. Поэтому глобализация может вызывать не только экономические, но и политические, социальные, культурные, религиозные и иные изменения, в результате которых усиливаются разногласия в пределах общества, между отдельными группами, получающими пользу от глобализации больше, чем другие.

В силу ряда изменений, вызываемых процессом глобализации, могут ухудшаться этнические разногласия, активизироваться сепаратистские движения, подрываться социальное единство в обществе. Практически все последние годы в мусульманском мире не прекращаются споры между исламистами и атеистами, между правящими режимами и их противниками, время от времени меняется интенсивность идейного противоборства между исламской и западной цивилизациями. Существует немало угроз, как внутренних, так и внешних. Политическое будущее нескольких десятков стран, в которых проживают мусульмане, неопределенно. Обращает на себя внимание не только то, ислам является самой молодой из мировых религий, но и то, что более половины населения мусульманских стран имеет возраст до тридцати лет. Именно на молодых поколениях мусульман могут отразиться последствия глобализации, и необходимо сделать все, чтобы они не были негативными и антигуманными.

Между тем глобализация имеет объективные источники и, следовательно, является естественным историческим процессом. В ее основе — прогресс науки и техники, революционизирующие факторы функционирования и развития материального производства. Глобализация является объективной закономерностью развития современного мира. Она несет в себе как пози тивные, так и негативные последствия для всех включенных в нее народов, стран и регионов. В частности, современные информационные технологии прорывают национальные границы и превращают современный мир в «глобальную информационную деревню». Движение капиталов, финансовых потоков, миграция людей и их социальная мобильность, массовая культура влечет за собой интенсивную интернационализацию общественной жизни поверх национальных границ и требует растущей экономической, социальной и политической интеграции. И хотя немногие рассматривают глобализацию как исключительно опасное и вредное явление, возможность обратной реакции мусульманского мира, прежде всего, против американской политики в этой области пока остается вполне реальной. В этих условиях, необходима новая «великая сделка» между Западом и миром ислама. По существу, дискуссия по проблемам глобализации в настоящее время переходит в практическую плоскость поиска адекватных линий поведения в условиях глобализации. При всех своих издержках, глобализация может принести исламским странам несомненную выгоду, но в выигрыше при этом будут только те из них, которые смогут сформировать адекватную стратегию взаимодействия с другими субъектами глобализации. В рамках такого подхода Запад должен признать оправданность беспокойства мусульманского мира относительно разрушения ценностей и социального единства, в то время как мир ислама должен прекратить демонизировать Запад из-за его роли в поощрении процессов глобализации, так как никакая нация не гарантирована от вызовов и возможностей, которые эти процессы с собой несут.

В соответствии с ростом влияния религиозного фактора увеличилось и число исследований в различных отраслях науки, прилагаются усилия, призванные оживить интерес к философии, религии. Однако определение сущности и проявлений глобализации в сфере религий, рассмотрение методологических вопросов, связанных с этим, определение места и роли ислама в глобализационных процессах все еще не нашли достаточного отражения в

научных исследованиях, причем не только в отечественной, но в определенной степени и в зарубежной науке. Между тем исследование данных проблем представляется более чем актуальным с точки зрения состояния и перспектив взаимоотношений между мировыми религиями, определения главных направлений развития мирового сообщества в XXI веке. Анализу комплекса проблем, возникающих в мусульманском мире и в исламских диаспорах в странах Запада в условиях глобализации, и посвящена настоящая диссертация.

Теоретическая значимость исследования определяется необходимостью уточнить состав и характеристики факторов, определяющих параметры изменений в исламе и мусульманском мире в эпоху глобализации, а также причины активизации роли религиозного фактора в современных условиях. Некоторые процессы и явления, характерные для последнего времени - такие как транслокальность ислама, эволюция его отдельных религиозно-правовых доктрин вне исламского мира, трансформация мусульманской концепции хиджры, да вы и джихада, а также соответствующие социокультурные сдвиги в мире ислама в условиях глобализации - в современной науке пока достаточно не исследованы. Представляет ли ислам угрозу для западных обществ, каковы концептуальные основы теорий религиозного и цивилизационного противоборства, как рассматривается «исламский фактор» в контексте широкомасштабных миграционных процессов, насколько в современном мире важны проблемы налаживания диалога цивилизаций и межконфессиональной толерантности? От того, как на эти вопросы ответят ученые и правительства исламских и западных стран, во многом будет зависеть характер дальнейшего развития глобального общества в третьем тысячелетии.

Предметом исследования являются место и роль ислама в условиях глобализации и факторы, определяющие параметры эволюции и трансформации его религиозно-правовых доктрин, а также характер воздействия гло бализации на формы религиозной адаптации мусульманских общин в условиях трансграничности идей и мировоззренческих ценностей.

Цель диссертационного исследования: выработать методологические основы анализа процесса эволюции и трансформации исламской идеологии и практики в условиях глобализации. Для реализации данной цели в диссертационной работе были решены следующие задачи:

? определена сущность глобализации как нового этапа развития мирового сообщества, обозначены методологические подходы к определению данного явления, дано авторское понимание этого процесса;

? определены ключевые признаки глобализации религий и даны основные характеристики глобализационных процессов в мусульманском мире;

? выявлены позитивные и негативные последствия глобализации религий, в частности, глобализационные основания распространения религиозного и политического экстремизма в исламе;

? произведена классификация факторов, определяющих интеграционные процессы в исламском мире и выбор моделей развития мусульманских государств в условиях глобализации;

? исследована значимость религиозной составляющей в контексте современных миграционных процессов, а также влияние ислама на формирование иммигрантских общин в западных обществах;

? изучен феномен транслокальности религиозных идей в условиях глобализации, смещения границ религиозного пространства и взаимовлияния религиозных традиций;

? проведен анализ социально-политической, этнической и религиозной адаптации мусульман в западных обществах, а также характера трансформации исламской идеологии и практики в условиях диаспор;

? исследованы направления поиска партикуляристских идентичностей, основанных на расе, религиозной и этнической принадлежности в рамках формирования этно-религиозной идентичности вне границ мусульманского

мира, а также эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин в эпоху национальных государств;

на основе критического переосмысления основных положений теорий религиозного и цивилизационного противоборства обоснована необходимость налаживания диалога религий, культур и цивилизаций, укрепления в условиях глобализации основ межконфессиональной толерантности, сформулированы ключевые принципы в этой области;

Научная новизна диссертационного исследования. Научные обобщения и принципиально новые выводы, сделанные автором, состоят в:

? уточнении понятия глобализации и систематизации представлений о ее сущности как длительного исторического процесса преобразования мира в единое международное социально-экономическое, политико-правовое, культурно-информационное пространство на основе взаимосвязи всех стран и усиления их взаимозависимости и взаимодействия в сфере экономики, политики, религии и т.д.;

? определении сущности глобализации религий, которая в условиях наивысшей стадии интернационализации имеет следующие характеристики:

- дальнейшее развитие религиозных общин, действующих вне традиционных религиозных институтов, приобщение верующих к другим формам духовности, пересмотр и трансформация старых религиозных традиций, синкретических или гибридных движений, появление и рост совершенно новых религий и сект;

- стимулирование процесса религиозного плюрализма, активная идентификация религий друг относительно друга и по отношению к глобальному целому, снижение степени обособленности религий в рамках отдельных территорий и регионов благодаря расширению диаспор и деятельности транснациональных религиозных организаций;

активизация религиозного фундаментализма в рамках христианства, иудаизма, ислама и индуизма, появление новых тенденций в буддизме, уси ление проявлений религиозного экстремизма в качестве реакции религиозных институтов на процессы вестернизации, модернизации и секуляризации, а также появление новой волны религиозности как формы и способа защиты от негативных последствий глобализации;

- разнообразие религиозных ориентации и идейно-мировоззренческих приоритетов среди представителей различных религий, в том числе в результате роста активности нетрадиционных сект и зарубежных миссионерских организаций, появления и интенсивного использования в миссионерских целях глобальных компьютерных технологий;

- абсолютное видение представителями различных конфессий глобальных проблем современности и осознание на этой основе необходимости налаживания межконфессионального диалога и основ толерантности в отношениях между представителями различных религий;

? обосновании новой формы религиозной интеграции мусульман в странах западного полушария, способных освоить западные политические ценности и инициировать кардинальные реформы во всем мусульманском мире;

? разработке критериев эволюционного развития ряда мусульманских религиозно-правовых концепций в эпоху национальных государств и определении глобализационных оснований распространения фундаментальных идей в современном исламе;

? разработке принципов и методологии анализа процесса глобализации в традиционных мусульманских обществах, интерпретации ее вызовов по отношению к отдельным странам и национальным культурам, исследованию характера восприятия политическими и религиозными элитами негативных последствий глобализации и поиска адекватных ответов на них.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Проведенное исследование может служить базой для научно достоверного системного восприятия процесса глобализации и его воздействия на ислам и его догматику, в том числе вне мусульманского мира, примени тельно к которому, по мнению диссертанта, не изжиты устарелые штампы и стереотипные оценки.

Практический интерес представляют результаты рассмотрения вопросов, связанных с ростом активности политизированного ислама, изучением менталитета мусульманских диаспор, проблемами эмиграции религии, стремлением диаспорных мусульман к критическому анализу исламской догматики, открывающей возможности для нового осмысления и повторного формулирования ключевых основ исламской мысли в транслокальных пространствах.

Анализ исламской составляющей вне мусульманского мира нацелен в том числе на выявление политического характера его воздействия на общественном и государственном уровнях, что призвано в условиях конфессиональной самоидентификации мусульманских народов России содействовать формированию объективного видения виртуальных последствий политизации ислама и его расширяющегося участия в практических делах.

Содержащиеся в диссертации теоретические разработки, аналитические оценки и предложения могут быть использованы в качестве научно-исследовательского материала и информационного источника при изучении проблем глобализации, при составлении учебных пособий, в преподавательской работе. В частности, они могут найти применение в процессе преподавания таких дисциплин как «основы религиоведения», «философия религии», «социология религии», при подготовке специальных курсов по новейшей истории ислама.

Практическая значимость данной работы видится также в возможности использования некоторых ее положений, выводов и рекомендаций при подготовке аналитических материалов, связанных с составляющей предмет диссертации проблематикой, для дальнейшего аналитического изучения рассматриваемой в работе и смежных с ней тем.

Выводы диссертации могут оказаться востребованными при проработке соответствующих вопросов в целях реализации практических задач по про тиводействию проявлениям религиозно-политического экстремизма в исламе. Результаты исследования, как хотелось бы надеяться, могут быть полезными для выработки оптимальных, взвешенных подходов в сфере государственно-церковных отношений. Возможно использование результатов исследования в работе соответствующих министерств и ведомств, а также различных организаций в сфере правовой регламентации деятельности религиозных организаций.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Диссертант опирался на апробированный отечественной наукой и практикой принцип историзма, позволяющий проследить эволюцию общественно-политических явлений в их причинно-следственной взаимозависимости. Вместе с тем многомерность происходящих трансформаций и изменений, вызванных процессом глобализации, потребовали использования более широкого набора методологических приемов из арсенала структурно-проблемного, системного, сравнительного и функционального анализа.

При разработке темы диссертационного исследования автор опирался на труды российских ученых-исламоведов и религиоведов Бартольда В.В, Гряз-невича П. А., Добаева И.П., Жданова Н.В., Игнатенко А.А., Кудрявцева А.В., Ланды Р.Г., Левина З.И., Малашенко А.В., Малышевой Д.Б., Надирадзе Л.И., Полякова К. И., Степанянц М. Т., Филоника А.О., Фроловой Е. А., Хасянова А.Ж., Яблокова И. Н. и др.; на исследования отечественных ученых в области анализа глобальных процессов современности Бандурина В.В., Белокрениц-кого В.Я., Буряковского А.Л., Гаджиева К.С., Делягина М, Долгова Б.В., Иванова Д.В., Матвеева Р. Ф., Панарина А. С, Панкратова С. А. и др.; на работы западных исследователей проблем глобализации и цивилизационных процессов А. Аппадураи, М. Арчера, П.Бейера, У. Бека, Э. Гидденса, Л. Ж.Гоффа, Р.Д.Каплана, Н.Луманна, Г.-П.Мартина, Р. Робертсона, Э.Сайда, С.Сассен, Л. Склэра, А.А.Тейта, Б. Тернера, А.Дж.Тойнби, И. Уоллерстайна, М. Уотерса, Р.Фалька, М. Фезерстоуна, Ф.Фукуямы, С.Хантингтона,

Х.Шуманна и др.; на работы зарубежных ориенталистов Х.Х.Бильгами, П.Р.Брасса, Н.Дениэла, Б.Льюиса, Дж.Миллер, С.Насра, Л.А.Постона, Л. Т.Хадара, Т.Ш.Хантера, И.Р.Фаруки, Дж.Л.Эспозито; а также на книги и статьи мусульманских авторов М.Аммары, С.Амина, А.М.Анвара, П.Бильгина, М.Р.Бути, С.Р.Буубейда, А.С.Даджани, М.А.Джабери, С.Джамила, А.Х.Ибрахима, Й.Карадави, С.Кутба, А.Машани, А.Махджуба, М.Моншипури, Ч.Музаффара, Н.С.Саби и, Н.Тиназа, Х.Ханафи, А.Хафаджи, М.Х.Хайкала, М.Фаика и др.

Диссертант при разработке данной темы также опирался на основные положения ранее опубликованных исследований: монографий «Мусульманский конфессионализм», «Ислам и Запад: транслокальность религиозных идей в эпоху глобализации», «Ислам и глобализация современного мира», «Ислам как мировая религия» (в соавторстве), «Ислам: история и современность» (в соавторстве), курсов лекций «Глобализация и религия», «Глобализация и исламская идентичность».

Структура диссертации. Исходя из поставленных перед исследованием задач, текст диссертации объемом в 432 страницы состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Библиографический список насчитывает в общей сложности 285 наименований.

Некоторые теоретические и методологические аспекты научного анализа концепции глобализации

На протяжении практически всего XX столетия человечество постоянно сталкивалось с различными глобальными проблемами. Достаточно вспомнить две мировые войны, возникновение угрозы фашизма и национализма, ядерное оружие и угрозу уничтожения жизни на Земле, и многое другое. Однако, к сожалению, сегодня мало оснований утверждать, что сделаны все необходимые выводы из сложившихся обстоятельств и условий, так как человечество по-прежнему не освободилось от узкого взгляда на действительность. В настоящее время пять мощных сил ведут мировое сообщество к новому состоянию. Первая - фиксация однополярности. Вторая - глобализация мировой экономики. Третья - ослабление государств-наций. Четвертая - поиски цивилизационной идентичности. Пятая сила - восстание бедного большинства мирового сообщества. Речь идет о воздействии на мир пяти ключевых факторов - мощи, богатства, хаоса, идентичности и справедливости. Результатом влияния этих факторов, как считает известный российский ученый Анатолий Уткин, будет «новая конфигурация миропорядка, новая геополитическая, экономическая, цивилизационная картина мира»1.

В результате появления «новой конфигурации миропорядка» складываются серьезные предпосылки для коренного преобразования всей схемы нынешнего мирового хозяйственного устройства на основе всеохватной консолидации национальных воспроизводственных механизмов и сведения их в пространственное целое. По существу, столь объемные сдвиги в реорганизации мирового производства с необходимостью могут повлечь.за собой колоссальные изменения в перераспределении хозяйственных полномочий, в перестановке приоритетов, в конструировании новых прерогатив, способных видоизменить привычную картину мирохозяйственных связей и взаимодействий. Другими словами, в процессе глобализации возникает новый тип мировых связей, при которых имеет место преобразование мирового пространства в единую зону. Глобализация, таким образом, подразумевает «образование международного правового и культурно-информационного поля, своего рода инфраструктуры межрегиональных, в том числе информационных, обменов. Глобализация призвана придать мировому сообществу новое качество, а осмысление этого процесса позволит человеку лучше ориентироваться в эпоху смены миропредставлений»2.

Глобализация на современном этапе, прежде всего, касается характера нынешних международных экономических отношений и уровня развития производительных сил, обеспечивших внушительный технический прогресс, в частности, в таких областях, как транспорт, средства связи, спутниковое телевидение, развитие всемирной компьютерной сети. Эта грандиозная научно-техническая революция коренным образом изменила мир, и сделала глобализацию, сближение различных народов насущной необходимостью, объективно историческим процессом. Тем не менее, современная глобализация имеет далеко неоднозначный характер. Сосредоточение огромных производственно-финансовых ресурсов в руках транснациональных корпораций делает их поистине всемогущими властителями мира, в результате чего национальные правительства постепенно теряют свой суверенитет и утрачивают контроль над развитием финансово-экономической ситуации на рынках своих стран3.

Обсуждая проблему глобализации, полезно поставить и решить ряд важных теоретических и методологических вопросов. Прежде всего, стоит подумать, действительно ли это - совершенно новое явление, не имеющее аналогий в истории человечества, или оно в какой-то степени отражает некоторые устойчивые тенденции, конкретные проявления которых уже неоднократно имели место. Действительно, если такие тенденции уже проявлялись в прошлом, то некоторые уроки могут быть полезными для нас и сегодня. Французский историк Фернан Бродель в третьем томе своей книги, которая называется «Время мира», «Материальная цивилизация. Экономика и капитализм, XV-XVIII века» (1979) выделяет в истории несколько глобализаций: древняя Финикия, Карфаген, Рим, христианская Европа, Ислам, Московия, Китай и Индия. Глобализации этого типа принимают форму империй, что ставит проблему для исторического анализа4.

На разных уровнях развития человеческой цивилизации попытки глобализации имели место как в древней и новой, так и в новейшей истории. В древней истории таким примером является «создание Римской империи, объединившей значительные, даже по сегодняшним представлениям, территории, на которых проживали различные в этноконфессиональном отношении народы. В Древнем Риме существовала единая административно - политическая система, унифицированные законы (римское право), регулировавшие хозяйственную деятельность, и был единый государственный язык5.

Ключевые положения теорий религиозного и цивилиза-ционного противоборства

Вступление человечества в XXI век характеризуется невиданным усилением глобальных процессов и обострением ряда проблем развития. В основе этих процессов лежит научно-техническая революция, быстрое совершенствование всех видов коммуникаций и информационных технологий. Как было показано выше, весьма популярным к концу XX столетия стал термин «глобализация». Как в отечественной, так и в зарубежной науке он стал все чаще употребляться в исследованиях по экономическим, политическим, социальным и иным проблемам, он используется в дебатах по проблемам управления в сфере многостороннего сотрудничества. Как мы убедились на основе проведенного выше анализа теоретических и методологических подходов, смысл этого понятия в каждом случае разный, однако появление экономических, политических, культурных и даже теологических концепций глобализации сводит его к тому, что сегодня население во всем мире в большей степени, чем когда-либо прежде, объединено рамками глобальных параметров. Теперь мировое сообщество все активнее и все чаще затрагивает контекст местных социальных единиц. В этом плане в основном дебаты о глобализации сосредоточены вокруг характера отношений, складывающихся на разных уровнях в условиях глобализации, и даже вокруг полярности мнений о понятиях «глобального» и «локального».

Глобальные процессы в разное время и с разных точек зрения рассматривались отечественными и зарубежными авторами. Еще с середины - конца 80-х годов в мире отмечалось возрастание интереса к информационному (постиндустриальному) обществу, который можно объяснить тем, что его формирование вступило в видимую фазу своего развития. Наиболее зримым проявлением данного процесса является глобализация. Общие подходы к осмыслению понятия «глобализация» начали формироваться лишь к концу 90-х годов XX века.

Научный интерес к проблеме глобализации не случаен, так как он ставит под вопрос исходные ценности современного мира. Ведь глобализация может привести к значительным ценностно-мировоззренческим сдвигам: переосмыслению статуса национальных государств в мире, норм международного права, содержания демократии, будущего культурных традиций.

Необходимо подчеркнуть, что существует огромное разночтение в понимании сущности глобализации. Это касается практически всех аспектов глобализации, начиная от самого факта ее признания, позитивного, либо негативного восприятия, истории, а тем более конкретных, специфических процессов глобализации. Между тем в связи с зарождением и стремительным развитием нового типа экономических, политических, культурных, религиозных и информационных отношений необходим именно системный взгляд на суть данного явления. Причем значимость проблемы глобализации определяется не только изменением взаимоотношений внутри стран и между странами, но и тем, что в условиях глобализации неизбежно меняется тип индивидуального и общественного сознания.

Глобализация рассматривается, с одной стороны, в качестве важного источника новых возможностей, с другой - как причина многих бед и даже конфликтов внутри отдельных государств, а также между странами. Реалии современного мира показывают, что важным фактором активизации этих противоречий является тенденция глобализации, так как нации-государства, несмотря на рост их численности, постепенно отходят на задний план. В силу того, что глобализация несет с собой тенденции размывания государственных границ, многие отечественные и зарубежные ученые даже стали говорить о «закате нации-государства» .

Существует много подходов в анализу процесса глобализации, и соответственно в современной научной литературе встречается большое количество ее определений. Проблемы, связанные с процессами глобализации, мало изучены, соответствующие понятия и термины еще не получили всеобщего признания. Чаще всего в науке глобализация трактуется как расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей значительное влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а с другой стороны, действия местных общин могут иметь важные глобальные последствия. Если делать упор на информационной составляющей нового общества, то можно дать следующее определение: глобализация - стремительное формирование на базе современных, преимущественно компьютерных, технологий единого общемирового финансово-информационного пространства

Кратко глобализацию можно определить также как высшую степень интернационализации. В более широком представлении под ней следует понимать совокупность таких процессов и явлений, как трансграничные потоки товаров, услуг, капитала, технологии, информации и межстрановое перемещение людей, преобладание ориентации на мировой рынок в торговле и инвестировании, территориальная и институциональная интеграция рынков.

В подходах различных авторов к проблемам глобализации много общего, однако само понятие «глобализация» трактуется по-разному, не всегда те или иные авторы вкладывают в него одинаковое содержание. Проблема глобализации пока еще не нашла полного отражения в трудах экономистов-международников, хотя, надо сказать, что текущая публицистика изобилует темами, связанными с глобализацией. Специалисты по международным финансам считают, что глобализационные процессы ярче всего проявляется именно в финансовой сфере. В то же время исследователи геополитических проблем , относят к глобализации «расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени», когда на повседневную деятельность людей все возрастающее влияние оказывают события, происходящие в других частях мира, а действия местных общин могут иметь важные глобальные последствия.

Глобализация и проблемы сохранения культурной и этнической идентичности мусульманских народов

Глобализация охватила разные сферы жизни, экономические и политические последствия глобализации сегодня стали предметом научных исследований и публичных дискуссий. В то же время влияние глобализации на культуру и этносы остается пока мало изученным вопросом. В современных условиях глобальными становятся культуры и идеи, хотя их интерпретация и претворение в жизнь могу быть весьма разными. Вместе с тем культурные изменения и тенденции развития в разных областях жизни сегодня значительно сложнее, чем предполагаемые исследователями и учеными, что не дает возможности ответить на вопрос о значимости новейших изменений для людей каждой культуры. При этом, очевидно, что люди, с одной стороны, хотят сохранять свою культуру, с другой -интересуются другими культурами.1

Финансовые и товарные рынки, средства информации и миграционные потоки привели к бурному росту культурных обметов, в процессе которого «исчезает множество традиционных форм жизни и способов культуры и образов жизни»2. Согласно уже сложившемуся сценарию слияния культур, общества, будучи самостоятельными, в культурном отношении, наполняются потребляемыми во всем мире товарами и информацией, что, по мнению Е.Романовой, «быстрее создает унифицированные формы культуры, имеющие признаки американизации» . Но возможен и другой сценарий, согласно которому происходит фрагментация культур, в результате чего имеет место самоизоляция и рост числа этнических и религиозных конфликтов.

Следовательно, мы можем говорить о том, что экономическое измерение глобализации не единственный фактор, требующий переосмысления. По мнению Чандры Музаффара, «культура должна основываться на универсальных моральных ценностях, в соответствии с которыми сильная этика самообладания в рамках одной культуры применяется для предотвращения господства другой культуры. Интернационализация этических ценностей в сознании, как личности, так и общества, является единственной реальной надеждой для человечества»4.

При этом мы должны исходить из того,что с культурологической точки зрения глобализация - диалектический процесс. Интеграция, дифференциация, конфликты, унификация - не взаимоисключающие, а взаимодополняющие тенденции развития, так как в ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни распространяются по всему миру. В то же время, как отмечает Е.Романова, «культурные особенности на фоне глобальных структур приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как таковые. Глобализация - не автоматический процесс, конец которого видится в бесконфликтном существовании мира, здесь таятся как новые возможности, так и новые риски»5.

В этом смысле достаточно сказать, что глобализационные процессы оказывают также и негативное воздействие на права человека в сфере культуры. Глобализация популяризировала потребительскую культуру, порожденную материализмом. Глобальный потребительский культ теперь формирует гомогенную глобальную культуру, где местные культуры Юга заменяются культурами западными. Глобальная индустрия развлечений размножает поверхностную американскую массовую культуру. Формальные системы образования подчеркивают технические и организаторские навыки, отвечающие рыночным требованиям, и оставляют в стороне традиционные академические области науки. Это означает, что образование не ничто иное, как приобретение определенных навыков и методов при минимальном акценте на моральной стороне образования.

Общеизвестно, что каждый человек имеет право на свою идентичность, правом пользоваться своим языком, исповедовать свою религию, разделять культурные ценности страны, региона, цивилизации. Однако в данной области ощущается доминирование американского влияния, причем не только в мусульманских странах, но и в странах Западной Европы. В результате посредством американских книг, фильмов, музыки, телевизионных программ и даже компьютерного программного обеспечения в мире распространяются американские стандарты и ценностные ориентации. Например, в ряде арабских стран за последние годы резко снизилась доля собственных телепрограмм в национальном эфире. Так, в Сирии и Египте западные телепрограммы составляют одну треть, в Тунисе и Алжире - 50%, в Ливане программы иностранного производства составляют 58,5% всего эфирного времени и 69% программ в сфере культуры и искусства. Причем в ситуации с Ливаном большинство программ транслируется без перевода, а треть программ для детей также выходит в эфир на иностранных языках.

Как отмечает в связи с этим египетский ученый Абдель Фатах ал-Фауви, «культура глобализации основана не на книгах и письменности, а на видеоизображении, так как в условиях глобализации именно изображение призвано сыграть ту же роль, которую в истории человечества сыграло слово и письменная культура6». Подобное культурное разрушение путем массового распространения изображения он называет «колониализмом сознания», который осуществляется посредством фильмов и современных средств коммуникаций .

Хотя в условиях глобализации информационное пространство расширилось, распространяется много бесполезной и бессмысленной информации. Двойные стандарты довлеют над правами человека, эта область используется как часть внешней политики западных правительств, но только тогда, когда это отвечает их интересам. Вместе с тем в самих мусульманских странах к проблеме прав человека подходят с двух противоположных позиций. Некоторые признают необходимость соблюдения международных документов по этой проблеме, с другой стороны, есть противники такого подхода, которые считают, что эти документы не учитывают религиозных, культурных и цивилизованных особенностей мусульманских стран, рассматривая это несоответствие в контексте различий между секуляристской и исламской ориентацией в политике.

Транслокальность ислама и изменяющиеся границы мусульманского мира

Исследование широкого круга проблем, касающихся изменений в исламе в рамках процесса глобализации, выявляет наличие ряда факторов взаимовлияния. Процесс глобализации имеет многочисленные эффекты воздействия на ислам, на его культ и догматику. Вместе с тем сама исламская религия также может воспользоваться положительными сторонами глобализации. Прежде всего, в условиях глобализации позитивный эффект может иметь распространение в ряде стран мусульманского мира демократических норм и принципов, кроме того, открывающиеся возможности могут благотворно отразиться на состоянии прав человека, затронуть ряд сфер экономической, политической и социальной действительности. Причем в процессе глобализации не только мусульманские общины по всему миру могли бы с пользой для себя вновь обратиться к классическим компонентам ислама. Многие другие народы, религии и культуры, благодаря интенсивности связей на глобальном и региональном уровне, также получают уникальную возможность отказаться от негативных стереотипов об исламе и мусульманах, созданных в предыдущие исторические эпохи.

В рамках развития широкого диалога западный мир может лучше понять идеалы ислама, которые в силу ряда исторических особенностей во взаимоотношениях между миром ислама и Западом нередко рассматриваются с предубеждением. Фактически, сам ислам, как мировая религия, может оказать положительное воздействие на текущий процесс глобализации с учетом развитости гуманистических компонентов исламской религии. Ведь исламская вера исторически пропагандирует развитые концепции мира, равенства и прав человека, которые в рамках процесса глобализации могут и должны рассматриваться с учетом новых экономических и технологических факторов. Если полагаться на исторические аналогии, то необходимо сказать, что в цивилизационном становлении Европы ислам сыграл исключительно важную роль. В свою очередь мусульманские меньшинства в странах европейского континента должны признать, что Европа также является частью ислама и многие европейские ценности не противоречат ценностям классического ислама, более того, необходимо исходить из того, что без Европы современный ислам, возможно, не мог бы существовать.

Интеграция мусульман в странах Европы зависит от распространения формы ислама, способной впитать в себя западные политические ценности, типа плюрализма, толерантности, принципа разделения церкви и государства, гражданского общества и индивидуальных прав человека. Профессор факультета международных отношений Геттингенского университета Бассам Тиби, который впервые ввел в научный оборот термин «евроислам», утверждает, что выбор для европейских мусульман предопределен, так как «нет иного пути между евроисламом и «геттоизацией» мусульманских меньшинств» .

В Англии такое представление разделяет известный мусульманский теоретик пакистанского происхождения Зияуддин Сардар. По его мнению, любое социологическое изменение будет отражаться на изменениях в области теологии, так как в исламе право и этика взаимосвязаны: если изменяется этика, то меняется и право, появится новое истолкование ислама»2.

Подобное новое истолкование зависит от условий в той или иной стране, и процесс этот из-за этих же различий протекает с различной интенсивностью. Можно обратить внимание, что и в самом мусульманском мире ислам как религию невозможно рассматривать в качестве некоего монолитного блока, так как исламская религия характеризуется большим разнообразием с учетом, например, шиитско-суннитских традиций, теории и практики религиозно-правовых школ и т.д. Поэтому можно сказать, что мусульманская община (умма) долго была категорией философского плана, нежели демографической реальностью. В настоящее время данное обстоятельство весьма характерно для Европы, где мусульмане в той или иной стране проживания разделены между собой настолько, насколько и страной выезда. В этих условиях эффективное воздействие институтов демократии и религиозной толерантности становится возможным при совпадении их ценностных ориентации. Поэтому в современных условиях мусульмане на Западе чаще всего хотят получить ответ на вопрос, который часто ставился перед исламом в течение XX века: как примирить традицию и модернизм, так как ислам, подобно религии в любом другом обществе, оспаривает приемлемость модернизма, обращаясь к своим фундаментальным корням.

В связи с этим руководитель Совета имамов мечетей Великобритании Заки Бадави считает, что хотя это испытание более остро ощущается в развивающемся мире, интеллектуалы именно в этих странах «не имеют свободы, чтобы анализировать проблемы и находить эффективные решения». Поэтому, считает он, «напряженность между исламом и модернизмом могут снять мусульманские мыслители на Западе», которые впоследствии распространят приемлемое решение и в странах исхода3.

Некоторые мусульманские лидеры, проживающие в странах Западной Европы, действительно, полагают, что в историческом смысле это оправданно, поэтому следующая крупная реформа ислама должна начаться именно в мусульманской диаспоре на Западе. Делая такой вывод, они исходят из того, что мусульманское летоисчисление началось не с года рождения Мухаммада, а со дня его переселения вместе со своими последователями из Мекки в новую религиозную общину Медины. Таким образом, как подчеркивает Зияуддин Сардар, «сама основа исламской цивилизации была построена на диаспоре, на переселении из Мекки в Медину, что говорит о важности диаспоры в исламе и его роли в создании истинной и умеренной традиции в будущем»4.

Похожие диссертации на Ислам и глобализация современного мира : Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин