Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Бытие взрослого в мире: философский анализ Игнатова Нина Юрьевна

Бытие взрослого в мире: философский анализ
<
Бытие взрослого в мире: философский анализ Бытие взрослого в мире: философский анализ Бытие взрослого в мире: философский анализ Бытие взрослого в мире: философский анализ Бытие взрослого в мире: философский анализ Бытие взрослого в мире: философский анализ Бытие взрослого в мире: философский анализ Бытие взрослого в мире: философский анализ Бытие взрослого в мире: философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Игнатова Нина Юрьевна. Бытие взрослого в мире: философский анализ : философский анализ : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.13 Екатеринбург, 2005 251 с. РГБ ОД, 71:07-9/68

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Взрослый и взрослость как проблема философско-культурологического анализа 19

1. Горизонты осмысления взрослого и взрослости 19

2. Философско-культурологическая интерпретация феномена взрослости 44

3 Природа взрослого человека в классической философии: поиски совершенства 77

4. Природа взрослости в неклассической философии: поиски уникальности 92

Глава 2. Универсальность способов бытия взрослого и воспроизводства взрослости в культуре и обществе 108

1. Воспроизводство способов бытия взрослого 108

2. Культурно-исторические типы взрослого 127

3. Динамика взрослости: социокультурные основания 151

Глава 3. Онтология взрослого человека в современном обществе 166

1. Вызов современности: трансформация или «смерть» взрослости 166

2. Динамика взрослости в современном обществе 176

3. Образование как основной способ бытия взрослого человека в современном мире 210

Заключение 224

Список используемой литературы 229

Введение к работе

Актуальность исследования связана, прежде всего, с новой ситуацией жизни людей. Современное общество принято называть информационным обществом. В нем темпы культурных изменений, творчества новых культурных и социальных форм многократно возрастают. Это означает, что предельные основания деятельности человека, познания и оценки трансформируются гораздо чаще, чем это происходило в прошлом. Природа глобального кризиса антропологическая, и его истоки надо искать на антропологическом уровне, в процессах, происходящих с человеком. Эти процессы в мировой ситуации и динамике приняли характер резких и радикальных перемен, и уже не могут считаться вторичными следствиями социальных или исторических процессов.

Современное информационное общество принципиально ставит вновь вопрос о бесконечной пластичности не отдельных атрибутов, но самой природы человека. По утверждению некоторых ученых, происходящая в настоящее время информационная революция открывает беспрецедентные возможности, способные вызвать кардинальные изменения в природе человека. Эти изменения могут быть столь глубоки, что возникает вопрос, какое будущее нас ждет - человеческое или постчеловеческое (Фукуяма)? Из опыта современности проступает некий новый облик человека, новая антропологическая реальность, лишенная неизменяемого сущностного ядра.

Подобная постановка вопроса проблематизирует явления, прежде не находившиеся в фокусе философского исследования, в частности, феномен взрослости. Современное общество постоянно пытается подвергнуть сомнению онтологическую самодостаточность взрослости. В современном потоке многообразных изменений возникла угроза самому существованию взрослости - многие авторы говорят о возможном растворении, размывании бытийных оснований взрослости перед вызовом массовой культуры - культуры инфантильных, незрелых людей. Появление «самодовольного недоросля»,

«массового человека», нового культурного героя (Гарри Поттера) вызвано множеством причин.

Представляется, что современное информационное общество создает уникальную ситуацию для философского осмысления взрослости, так как экономические, социальные и герменевтические процессы, происходящие в нем, переопределяют взрослость как таковую, очень ярко высвечивая ее место, роль и значение в человеческом бытии.

Степень разработанности проблемы. Взрослый человек давно является предметом медицинских, психологических, педагогических, культурно-антропологических, социологических, экономических исследований. Политическая философия и философия права еще в XVIII веке, ставя вопрос о субъекте политических и правовых отношений, обязательно затрагивала проблему дееспособности и совершеннолетия. Исторически концептуализация взрослого совершалась нефилософскими средствами на языке психологии и социологии. Особенностью литературы, затрагивающей отдельные стороны бытия взрослого человека, является конкретная предметная ангажированность. В этих работах содержится обширный эмпирический материал, включая феноменологические описания и наблюдения, которые представляют интерес для осмысления взрослости в различных концептуальных планах. Особый интерес представляют системные исследования взрослости, которые ведутся в рамках психоаналитической школы: 3. Фрейд, Э. Эриксон, К. Юнг, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Берн, В. Райх, К. Хорни, Дж. Кемпбелл и др. Собственно философская рефлексия взрослости стала складываться только в XX веке в культурной антропологии (Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Малиновский).

В теоретическом осмыслении взрослости можно выделить следующие тенденции:

1) взрослость полностью тождественна сущности человека и представляет собой ядро, его глубинную сущность. Эта сущность позволяет взрослому человеку выступать субъектом процесса преемственности и смены поколений (Л. С. Выготский, И. С. Кон, К. Линч, У. Огборн, Г. Шельски, П. Соро-

кин, П. Штомпка); или важнейшим социальным фактором, обеспечивающим стабильность общества (К. Маркс, М. Вебер, Б. Г. Ананьев, А. Н. и А. А. Леонтьевы, Л. Ионин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Эриксон, Л. Н. Коган). Взрослый обладает особыми психофизиологическими свойствами (А. Бандура, Д. Боулби, У. Брофенбреннер, А. Валлон, А. Бергсон, А. А. Реан, Б. и Р. Скин-неры, 3. Фрейд, В. Райх, X. Ремшмидт). Отсюда стремление подходить к взрослому с биологическими или социологическими мерками, основанными на понятиях «развитие», «созревание», «рост»;

2) взрослость обладает собственной сущностью, собственной онтологией. Используемое нами понятия «культурная онтология» опирается на работы Л. М. Баткина, М. М. Бахтина, Н. К. Бонецкой, Е. А. Богатыревой, П. А. Флоренского, В. С. Библера, А. Я. Гуревича, Ю. М. Лотмана. Введение понятия «взрослость» в философский контекст позволяет исследовать жизненные пространства бытия взрослого как универсальный феномен культуры. Взрослость - это отклик человека на необходимость порождения, конструирования, творчества пространства бытия смыслов. Он может проявляться и реа-лизовываться в разных способах бытия взрослого, например, в труде или образовании.

Проблематизация взрослости в в философии возможна под разными углами зрения: с позиций антропологического подхода (А. Гелен, Дж. Гуди, К. Келли, X. Плеснер, Э. Хэйвлок, М. Шелер, П. С. Гуревич), в рамках философии возраста (С. Хедрикс, Дж. Хендрикс, Д. Хант, М. А. Елютина, А. Г. Кислов, Е. Н. Косилова, Э. Е. Чеканова) и философии здоровья (А. Н. Огурцов, И. А. Серова).

Философской базой работы служат исследования онтологии человека, модусов, способов его бытия, экстазисов, экзистенциалов, модальностей (И. Витаньи, Л. Витгенштейн, Г. Гадамер, Г. Гегель, Ж. Делез, Г. Лейбниц, Д. Лукач, К. Маркс, К. Поппер, Г. Райл, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, М. Эп-штейн, П. П. Гайденко, В. Е. Кемеров, Т. X. Керимов, К. Н. Любутин, Ф. Т. Михайлов, Н. С. Розов, В. С. Степин).

Второй пласт литературы составляют работы по общей антропологической проблематике (А. Гелен, Г. Буркхардт, Л. П. Буева, Б. Т. Григорьян, А. Г. Мысливченко, В. Б. Куликов, В. И. Плотников, Л. А. Мясникова). Наша философская позиция находится в русле антропологических представлений о том, что сущность человека способна трансформироваться при условии его пространственно-временной адаптации в определенное время и определенном месте (А. Сервера Эспиноза) в ракурсе всеобщей герменевтики (М. Ше-лер, X. Плеснер) или культуры (Л. Фарре, Г. Хенгстенберг).

Философские поиски взрослости предполагают описание различных способов бытия взрослого в пространстве и времени. Отсюда наше обращение к исследованиям времени и темпоральное человека в работах Г. Зим-меля, X. Инниса, Т. Лукмана, Дж. Мида, А. Шюца, М. Хайдеггера, И. А. Ак-чурина, А. Я. Гуревича, В. А. Кутырева, Д. В. Пивоварова, С. С. Хоружего, а также к работам П. Бурдье, А. Кребера, П. Сорокина, А. Тойнби, М. Хальб-вакса, Я. Ассмана, И. Т. Касавина, в которых анализируются особенности социокультурных процессов и феноменов.

Анализ работ, использующих понятия «культура», «культурное бытие», «культурный мир» необходим для концептуального осмысления полимодальной онтологии взрослого и взрослости как способа бытия человека в культуре. Взрослый получает возможность быть понятым не только как культурно-исторический тип, соответствующий различным культурным эпохам, но и как феномен, обладающий гетерогенной и гетерохронной онтологией. Вследствие вышесказанного для нас важны теории, общим для которых является рассмотрение культуры и человека как системы смысловых ориентации (Я. Ассман, Р. Барт, Г. Гадамер, Ж. Делез, К. Кассирер, М. Шелер, М. М. Бахтин, А. Я. Гуревич, П. С. Гуревич, М. Мамардашвили, В. С. Степин).

Отсюда третий пласт литературы, его составляют работы по собственно герменевтическим проблемам в ракурсе онтологии понимания и онтологии смысла. Здесь уже кристаллизовался некоторый «классический» инвариант, включающий работы П. А. Флоренского, М. Хайдеггера, Г. Гадамера, П.

Рикера, Ж. Делеза. Наиболее подробно анализируют герменевтические горизонты культурно означенного бытия взрослого человека М. Хайдеггер и Г. Гадамер. Но вне пристально внимания остаются смысложизненные реалии мира взрослых. Изменение масштаба приводит к дегерменевтизации горизонта рассмотрения, а содержательные проработки приобретают иллюстративно фрагментарный характер. Особый интерес для нас представляют исследования базовых антропологических моделей герменевтики П. Рикера, Ю. Хабермаса, М. Эпштейна, Ю. М. Лотмана.

Философия взрослости рассматривается через описание смыслов взрослости с позиций различных культур в исторической перспективе (Ж. Вернан, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич, М. Коул, К. Леви-Стросс, Г. Маклюэн, Б. Малиновский, М. Мид, И. Онг, Ч. Тайлор, У. Уорнер, М. Фуко, И. Хейзинга). Отсюда привлечение результатов исследований исторических типов культуры (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Л. М. Баткин, А. П. Огурцов). Обращение к такому анализу с необходимостью предполагает философскую реконструкцию различных способов осмысления жизненных миров и практик взрослого человека. Разнообразие возможных методологических подходов и группировок эмпирического материала о «жизни взрослых людей» традиционных и современных культур демонстрируют работы Я. Ассмана, Р. Бенедикт, Ф. Броделя, Ж. Ле Гоффа, Дж. Кемпбелла, М. Мид, К. Ламберг-Карловски, Н. Лумана, Дж. Саблова, В. И. Бакштановского, В. О. Ключевского, И. С. Кона, Ю. В. Согомонова.

Философия взрослости имеет прямые связи с большинством социальных наук. Культурная антропология и психология исследует ментальность взрослых в различных эпохах, исторические проявления психических процессов и состояний, свойственных психике взрослого (Ж. Вернан, Л. С. Выготский, А. Н. Лурия, М. Коул). Работы Г. Ван Гулика, Д. Гуди, К. Леви-Стросса, В. Он-га, Г. Маклюэна, М. Фуко, Э. Хэйвлока, М. Ф. Владимирского-Буданова, И. С. Кона, Б. А. Успенского посвящены кросскультурным, сравнительным аналитическим исследованиям сексуальности и брачным обрядам взрослых, от-

куда можно также эксплицировать феноменологические описания способов их бытия.

Глубокие изменения в современном обществе вызвали ряд принципиальных последствий для бытия человека (X. Арендт, Е. Иригари, М. Фуко, Д. Харвей, И. С. Кон, В. А. Кутырев, А. П. Назаретян, Е. Г. Трубина). Непосредственно в контексте нашей темы интерес представляют работы, выполненные в русле демографии (Ю. Бромлей, Д. И. Валентей, К. Манхейм, С. Шноль), экономической теории (Б. Гейтс, Дж. Гэлбрейт, П. Друкер, Д. Норт, К. Пола-ньи, А. Туроу, В. А. Зуев, В. Л. Иноземцев, С. И. Кирдина, Л. А. Мясникова), экономической биологии (Дж. Комлос, Б. Н. Миронов), экономической социологии (Е. А. Данилова, Г. Г. Дилигенский, В. А. Ядов), социологии образования (М. Арчер, Дж. Фильд, Б. 3. Мильнер), которые позволили сделать выводы о динамике способов бытия взрослого в современную эпоху.

При анализе особенностей современной информационной эпохи мы опирались на работы М. Кастельса, Н. Биггар, С. Коэна, П. Дэниэльса, Дж. Хендрикса, С. Линкера, Дж. Реддинга, Р. Уитли, Б. Гейтса, Н. Винера, П. Друкера, К. Имаи, И. Масуды, И. Нонаки, В. Л. Иноземцева, Н. Н. Моисеева. Неоднозначность статуса и роли взрослого в информационном обществе побуждают исследователей рассматривать роли и функции современного взрослого с позиций различных подходов. В работах 3. Баумана, Р. Эллен, П. Друкера, С. Лэша, Ф. Фукуямы, К. Джерджена, А. Гидденса, К. Келли, Т. И. Заславской, В. А. Дцова, М. Кастельса, Г. Л. Тульчинского, Ю. В. Громыко, В. А. Кутырева, П. Штомпки, С. С. Хоружего остро ставится задача по выявлению оснований разных форм деятельности взрослого, исследованию способов его бытия и формулированию механизмов и способов их возможных изменений. Различные связи и отношения взрослого как субъекта деятельности, политики, права, культуры, образования получили развернутое освещение в трудах вышеупомянутых авторов. С точки зрения проблематики нашей диссертации все вышеперечисленные работы содержат значительный потенциал эмпирических наблюдений и теоретических концептуализации.

Ознакомление с указанными подходами показало со всей очевидностью, что целостное и эксплицитное философское исследование взрослости становится сегодня остро востребованным и возможным. Антропологическая проблема культурной сущности человека, актуализирующего себя в определенном пространстве и времени, обозначенная А. Сервера Эспинозой, Л. Фарре и Г. Хенгстенбергом, не привлекла внимания исследователей. В целом проблемы бытия взрослого в ракурсе онтологии понимания и смысла поглощаются и «закрываются» психологическими и социологическими интерпретациями и культурологическими экспликациями. Взрослость как универсальный культурный феномен не стала предметом специального исследования ни в философии, ни в конкретных науках. Сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, имеется категориальный аппарат, разработанный в классической философии, который может быть использован для исследования взрослости, с другой - такое исследование до настоящего времени не проводилось. Необходим философский анализ существования и воспроизводства взрослости в современной культуре, пределов ее динамики и трансформации. Необходима рабочая модель онтологии взрослого, которая позволила бы понять, каким образом саморазвитие универсального культурно означенного человеческого феномена - взрослости может и должно обеспечить существование человеческого в человеке в условиях глубокой общественной трансформации.

Настоящая работа представляет собой попытку обоснования и использования философского анализа универсальных способов бытия взрослого и взрослости как феноменов культуры.

Цель работы - осмыслить феномен человека и взрослость как способ культурно означенного бытия человека в пространственно-временном смыс-лонаполненном континууме человеческого мира.

Задачи исследования:

вычленить методологические основания построения концепции человеческой взрослости с помощью философской реконструкции и экспликации философских и нефилософских источников;

выделить и описать системные характерологические признаки взрослого в онтологических координатах;

исследовать феноменологические координаты, артикулирующие горизонты бытия взрослого;

раскрыть универсальность способов бытия взрослого, одновременно показав динамику взрослости как процесс усложнения, диверсификации способов бытия при изменении связей между ними;

реконструировать границы жизненных миров взрослого в различные культурно-исторические эпохи (культурно-исторический тип взрослого);

дать интерпретацию взрослости в современном обществе, как развертывание пространственно-временных характеристик, способов бытия, состояний взрослого.

Предмет исследования - философское осмысление способов бытия взрослого человека в культуре и обществе.

Методология исследования.

Особенность феномена взрослости и поставленная цель диктовали и своеобразие избранной методологии. Знание о бытии взрослого человека в современном обществе не исчерпывается возможностями философского познания, но предполагает учет результатов междисциплинарных исследований. Здесь необходима интеграция не только знаний из различных наук (психологии, социологии, культурной антропологии, экономики), но и вариантов философских подходов и философского осмысления этого феномена (классическая философия, философская антропология, экзистенциализм, герменевтика, философия языка). Философско-антропологический анализ универсальных способов бытия взрослого человека, выявление многообразия связей и отношений между элементами исследуемого объекта дает возможность

привлечь результаты концептуализации взрослого, полученные нефилософскими средствами (философско-рефлексивная методология).

Философско-антропологическая методология позволяет осмыслить феномен взрослого человека как одновременное сочетание универсальности бытия и множественности исторически изменчивых способов воспроизводства и конструирования взрослости в обществе и культуре. Введение понятий «взрослость» и «культурно-исторический тип взрослого» призвано охватить важнейшие параметры бытия взрослого человека (структуру, процесс, основополагающие качества).

Философско-культурологический подход к феномену взрослости опирается на феноменологический анализ многообразия актуализированной взрослости. Философско-культурологический подход к взрослости не отменяет и не подменяет собой основные парадигмы философского мышления. Для данного подхода характерно рассмотрение взрослости как исторического понятия, динамика которого, как историческая, так и логическая, задана и культурой, и социумом. С его помощью можно исследовать взрослого не только как условие человеческого существования и элемент культуры, но как субъекта культуры определенного исторического типа. Данная методология позволяет осмыслить феномен взрослого человека как одновременное сочетание универсальности бытия и множественности исторически изменчивых способов воспроизводства и конструирования взрослости в культуре.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту: Научная новизна диссертации заключается в разработке концепции человеческой взрослости как универсального феномена культуры. Диссертация является первой работой, в которой специально и последовательно исследован феномен человеческой взрослости, ее воспроизводство, способы, типы, динамика культурно-исторического бытия взрослого человека, а также особенности взрослых в современную эпоху. В содержательном аспекте новизна исследования состоит в том, что:

  1. Дано философское понятие человека взрослого как существа, определяющего себя, прежде всего в пространстве-времени, в отличие от других существ, для которых пространственно-временная воплощенность не имеет значения. Взрослость - философское понятие, обозначающее характерные свойства человека, важнейшим из которых является способность к порождению, владению, преобразованию смыслонаполненного пространственно-временного континуума человеческого мира.

  2. Показано, что совокупность компонентов способа бытия человека в культуре, выраженная в понятии взрослость, обладает возрастодифференци-рующим признаком. Различие проявляется в целостном способе бытия, предполагающем носителя взрослости: и отдельного взрослого, и сообщество взрослых, и самосознание взрослого. Актуализация взрослости в человеке предполагает необходимый и достаточный набор характерологических признаков (модусов и экзистенциалов) взрослого: зрелая телесность, проецирование себя в мир в чадородии, культурных смыслах, связанное с манифестацией ответственности и долга, конструктивная материальная и духовная деятельность, конструирование социальной реальности.

  1. Показано, что взрослость как особый способ бытия человека в культуре обеспечивает не только биологическое, но социальное и культурное воспроизводство человека и общества в системе других универсалий культуры. Взрослость характеризует человека как воплощение культурных норм через совокупность специфических и общечеловеческих компонентов. Исследованы универсальные способы и конкретно-исторические формы бытия взрослого, сущность динамики и воспроизводства взрослости.

  2. Использованы элементы системного подхода для осмысления сути взрослого и взрослости. Обосновано, что взрослый обладает собственной полимодальной культурной онтологией, атрибутами, реализуется в модусах (способах бытия), культурно-исторических типах. Сформулировано понятие «культурная онтология взрослого». Разработана модель «культурной онтологии взрослого» как сложной, многоуровневой системы культурно означен-

ных связей и отношений взрослого человека, каждый из которых, а также вся система в целом обладают особой внутренней динамикой, способностью к культурному воспроизводству и трансформации.

  1. Сделан вывод о существовании нескольких способов воспроизводства взрослости: 1) матричном воспроизводстве базовых и дополнительных способов бытия взрослого; 2) воспроизводстве культурных смыслов через традиции (канон) и инновации (новации) в сообществе взрослых, обладающих культурной общностью. Матричный принцип воспроизводства способов бытия взрослого основан на ковариантной репликации доминирующих (базовых) и комплементарных (дополнительных) способов бытия - модусов, составляющих соответственно доминирующие (базовые) и комплементарные (дополнительные) модусные матрицы. Выделены три исторических типа доминирующих модусных матриц: естественного взрослого традиционного общества, где доминирующим способом бытия выступает чадородие; рационального взрослого индустриального общества, когда доминирующим способом бытия выступает труд; пострационального взрослого современного общества, когда доминирующим способом бытия является образование. Сформулировано представление об исторической зависимости смыслов образования взрослого от культурной изменчивости доминирующих (базовых) способов бытия в разные эпохи.

  2. Показано, что последовательное развертывание способов бытия в доминирующих модусных матрицах определяют сущностные характеристики культурно-исторических типов естественного взрослого, рационального взрослого, пострационального взрослого. Сформулировано понятие «культурно-исторический тип взрослого», который может быть понят как исторически определенные способы проживания, деятельности взрослого, производства, трансляции и восприятия культурных смыслов, феноменов, знаков, символов данной культуры. Культурно-исторический тип взрослого определяется контекстом, социальными функциями взрослого, его социальной значимостью в конкретную эпоху, его местом в структуре социальных связей.

7. Показано, что изменения в онтологии современного взрослого: нелинейность, самоорганизация, неопределенность, гомологичность, - определены сущностными изменениями в обществе и культуре (сетевая экономика, информационное общество). Обосновано, что направленная трансформация онтологии взрослого в сетевом обществе предполагает целенаправленное строительство различных социальных и образовательных практик. Образование современного взрослого выступает для него специфическим способом преобразования способностей и возможностей, т.е. механизмом преобразования себя в любой сфере и способе бытия.

Теоретическое значение исследования

состоит во введении в философский контекст проблемы взрослости как универсального феномена культуры;

в реконструкции методологических оснований понимания феномена взрослости с помощью экспликации философских и нефилософских источников;

в разработке модели культурной онтологии взрослого;

осуществленный философско-культурологический анализ взрослости ориентирует междисциплинарные исследования на выявление специфики взрослости в разнообразных конкретно-исторических обстоятельствах.

Практическое значение исследования. Практическая ценность исследования вытекает из того, что разработанная в нем концепция культурно означенной взрослости может быть использована в решении экономических и социальных проблем, образовательных задач. Результаты исследования дают возможность использовать знание о специфике взрослости в возможных образовательных практиках взрослых, в социальных и социально-политических технологиях, в духовном саморазвитии и индивидуальной самоидентификации людей. Кроме того, выводы диссертации использованы в образовательном процессе и педагогической деятельности автора в высших учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации, а также при чтении курсов, подготовленных на основе материалов диссертации.

Апробация работы

Основные идеи исследования представлены в двух монографиях, в ряде научных и философско-публицистических статей. Основные положения диссертации обсуждались на Втором российском философском конгрессе (1999), международных и Всероссийских научных конференциях в Днепропетровске (2003), Новгороде (2003, 2004), Тюмени (2004), Кирове (2003), Челябинске (1996, 2002, 2003, 2004, 2005), Екатеринбурге (1995, 1997, 1998, 1998, 2003, 2004, 2005), на семинаре докторантов при ИППК при Уральском госуниверситете (2003-2005гт.), на кафедре философии ИППК при УрГУ, на кафедре гуманитарного образования Нижнетагильского технологического института (филиала) УГТУ-УПИ и представлены в следующих публикациях:

  1. Горизонты теоретической концептуализации понятия «взрослый» в философии взрослости // Вестник УПИ. 2005. № 18. С. 94-99.

  2. Проблемы образования взрослых в информационном обществе // Вестник УПИ. 2004. № 16. С. 90-96.

  3. Образование взрослых в современном мире // Вестник высшего образования. Alma mater. 2005. № 9.

  4. Человек взрослый: философия образования. - Нижний Тагил: изд-во УГТУ-УПИ, 2004. - 7 п.л.

  5. Человек взрослый: философско-антропологический анализ. -Нижний Тагил: изд-во УГТУ-УПИ, 2005. - 8 п.л.

  6. Классическая, неклассическая и постнеклассическая парадигмы в философии образования взрослых // Дополнительное профессиональное образование педагога: опыт и тенденции развития. - Екатеринбург, 1998, с. 50-56. - 0,3 п.л.

  7. Метод проектов в педагогическом колледже // Проблемы профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа: Сб. ст. -Н. Тагил, 1999. С. 36-45. - 0,5 п.л.

  8. Взрослость в мире культуры // Человек в мире культуры: Сб. ст., вып. № 3, УрГПУ. - Екатеринбург, 2003. С. 62-70. - 0,4 п.л.

  1. Культура информационного общества и образование взрослых // Человек в мире культуры: сб., вып. № 4, УрГПУ. - Екатеринбург, 2004. - 0, 6 п.л.

  2. Методы изучения ценностных ориентация преподавателей и студентов вуза // Профессиональное образование в России: Межвузовский сборник РГППУ. - Екатеринбург, 2004. - 0,7 п.л.

  3. Использование метода проектов при изучении курса «Культурология» // Человек в мире культуры: сб., вып. № 5, УрГПУ. - Екатеринбург, 2005.-0,4п.л.

  4. Метод проектов в процессе преподавания юридических дисциплин // Экономика и право в современной России: межвузовский сборник. -Екатеринбург, 2005. С. 52-57. - 0,4 п.л.

  5. Рецепции Канта в современной философии образования // Кант и современная философия: Сб. ст. и докладов Международной конференции, Днепропетровск, 2004. - 0, 8 п.л.

  6. Взрослость как онтологическая основа конкурентоспособного человеческого капитала в информационном обществе // Человеческий капитал в современном обществе: Материалы Международной НПК. - Челябинск, 2005. - 0,6 п.л.

  7. Образование взрослых как открытая социокультурная система // Открытое образование. Бизнес и образование: доклады российско-американской конференции. - Екатеринбург, 1997. С. 41-44. - 0,2 п.л.

  8. Взрослость как проблема философского дискурса (в соавторстве) // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса. - Екатеринбург, 1999, с. 154-156. - 0,1 п.л.

  9. Универсальное и полимодальное в онтологии взрослости // Там же, с. 156.-0.1.п.л.

  10. Взрослость как темпоральный феномен//Бренное и вечное: Материалы Всероссийской конференции. - Новгород, 2003. С. 58-65. - 0,5 п.л.

  1. Многообразие образовательных практик взрослого // Гуманитарное образование в информационном обществе: Материалы Всероссийской конференции. - Екатеринбург, 2003. - 0,4 п.л.

  2. Негосударственное образование взрослых: гуманистический выбор // Состояние и проблемы негосударственного образования в России: Материалы Всероссийской конференции. - Екатеринбург, 2002. С. 28-34. - 0,3 п.л.

  3. Типы стратегий негосударственных высших учебных заведений на рынке образовательных услуг (в соавторстве) // Негосударственное образование в России: Материалы Всероссийской конференции. - Омск, 2003. С. 120-122.-0,1п.л.

  4. Философские основания развития системы повышения квалификации кадров в информационную эпоху // Система повышения кадров в современной России: Материалы Всероссийской НПК. - Челябинск, 2003. Т. 5. С. 5-7. - 0,1 п.л.

  5. Рефлексивные модели обучения взрослых // Социально-гуманитарные проблемы реформирования России: Материалы республиканской НПК. Челябинск. 1996. С. 38-41. - 0,2 п.л.

  6. Философские основания развития системы высшего образования // Наука и производство: опыт и перспективы развития: Материалы НТПК. -Н. Тагил, 2004. С. 76-83. - 0,3 п.л.

  7. Взрослый человек в информационном обществе: мифы «смерти» или трансформации // Бренное и вечное: Материалы Всероссийской конференции. - Новгород, 2004. С. 32-37. - 0,3 п.л.

  8. Философия права в эпоху постмодернизма // Проблемы реформирования юриспруденции в России: Материалы Всероссийской конференции. - Киров, 2003. С. 3-16. - 0,8 п.л.

  9. Тендерные различия и право // Там же. С. 56-80. - 1 п.л.

28. Профессиональное образование как социальная ценность // Платное образование в вузах Нижнего Тагила: сайт администрации Нижнего Тагила / http: //

Структура и объем исследования

Работа состоит из введения, трех глав и десяти параграфов, заключения и списка литературы. Содержание диссертации изложено на 250 страницах, список литературы включает 370 наименований.

Горизонты осмысления взрослого и взрослости

Древние представления о взрослом человеке весьма конкретны и связаны с процессами функционирования семьи и воспроизводства людей. В традиционных культурах взрослый - это человек, переживший инициацию, способный к заключению брака и зачатию детей. Взрослый человек обладает взрослостью, которой предшествует взросление. Взросление и взрослость -две соприкасающиеся стадии, два возраста человеческой жизни. Человек, «сущий на возрасте», «вошедший в полные года», - это особое состояние человеческого тела и души.

Размышляя о взрослом человеке, мы с неизбежностью касаемся его отношений как субъекта деятельности (труда), экономики, политики, права, образования, творчества, то есть так или иначе описываем его онтологию. Любое выстраивание структуры отношений, системы ценностей взрослого человека - это взгляд на него в рамках онтологического подхода. Выстраивание отношений, связей, ценностей человека в понятиях и категориях социальной философии, экономики, политики и права предполагает исследование его онтологии, описание его модусов, экстазисов (состояний), темпорально-сти и топоса, изучение отдельных сфер бытия. Онтология всегда имманентно предполагает какое-либо строение, иерархию, архитектонику связей и отношений. Многомерность понятия «отношение» требует пояснений. В философском словаре «отношение» - это ценностно-нормативный компонент действительности, выражено в описательной форме и, как правило, не совпадает с фактологическим описанием1. Отношения взрослого человека в современном обществе сложны и многообразны и представляют собой сложную структуру. Они могут быть поняты, во-первых, как мировоззренческие ценности, то есть отношения с субъектами разного уровня: группа, профессия, нация, и фиксироваться в понятиях «гносеологический субъект», «праксео логический субъект» и «эмпирический субъект». Во-вторых, «отношения» в онтологии взрослости - это логические связи, выстраиваемые взрослым индивидом как субъектом экономики, политики и права, результат познания действительности. В-третьих, «отношения» взрослого индивида - это его эмоциональные связи с реальными «эмпирическими субъектами». Используемое в неклассической философии отношение Я - Другой постулирует онтологию понимания, аккумулирует в себе бытийную и ценностную основу мира одновременно (М. Бубер, Э. Левинас, М. М. Бахтин). В феноменологии «отношение» - это описание бытия как события (Г. Гадамер, М. Хайдеггер). В-четвертых, «отношения» современного взрослого - это всегда результат центрации Я, отношение его к самому себе. Кроме того, в философии XX века понятие «отношение» связано с обозначением топоса, места (Ж. Делез). При этом неявно имеется в виду, что это «место» имеет какое-либо значение для человека, находится с ним в связи и указывает на «отношение» мира к Я. И, наконец, «отношения» в классическом философском смысле - это понимание взрослого человека как трансцендентального субъекта (Г. Лейбниц).

Вектор философского анализа взрослости может быть направлен на раскрытие ее сути через осмысление связей и отношений взрослого человека, его онтологии, способов бытия, экстазисов и экзистеницалов. Возможности такого анализа обеспечиваются классическим категориальным аппаратом (Гегель). Применение этой методологии в конкретно-научных исследованиях взрослости в XIX-XX вв. было успешным. В психологии, психоанализе и социологии были разработаны различные концепции взрослого и взрослости, которые можно считать шагами на пути постижения онтологии взрослого, поскольку они явно или неявно указывают на тот или иной модус либо экста-зисы онтологии, либо атрибуты взрослого.

В современной картине мира противоположность детства и взрослости обнаруживается и в этимологии самих понятий. В толковых словарях современных европейских языков связь детства и взрослости, с одной стороны, и взрослости и созревания, с другой, всегда отчетливо прослеживается, причем взрослость определяется как не-детство, а детство - как не-взрослость. Замкнутый круг затрудняет поиски смысла взрослости.

Представляется, что для исследования взрослости возможно использовать разработанный А. Вержбицкой подход к анализу социокультурных феноменов, который основан на принципах взаимосвязи лексического состава языка и культуры народа. Эти принципы сводятся к анализу «культурной разработанности» слова-концепта, исследованию «частотности» использования концепта в языке и поиску «ключевых слов» культуры2.

В. И. Даль помещает слово взрослый в гнездо глагола взрастать. Взрослый - это достигший полного роста, величины, силы, возмужавший, полностью развитый человек, «достигший полного телесного развития, вошедший во все года, возмужалый, зрелый, полнолетний»3. В. И. Даль определяет слово через однокоренные слова рост, взращивать», возраст и невзрослый, приводя примеры биологического созревания деревьев, животных. Апофатическое определение слова взрослый через указание на то, какие качества отсутствуют в невзрослом человеке, соседствует в словаре Даля с ка-тафатическим определением, обозначением качественных состояний, сил, умений, способностей взрослого существа. Итак, взрослый человек обладает следующими качествами, признаками, атрибутами:

1) способен «пещись о потребностях молодого, невзрослого существа», его «вспоя и вскармливая, воспитывая и научая»;

2) «распложать, плодить, рожать и воспитывать»;

3) «поселять в ком нравственные качества, развивать и укреплять их». Взрослый человек, согласно этимологии слова, соотносим:

1) со временем («достигший высшей меры возраста»);

2) пространством (имеет «полное телесное развитие»);

3) способностью и знанием, как «плодить и рожать», творить, зачинать новую жизнь;

4) заботой об этой новой «невзрослой жизни», воспитанием;

5) способностью воздействовать на окружающий мир, отношения с людьми, в том числе и на самого себя - «поселять в ком нравственные качества»;

6) знанием как обеспечивать «увеличение, прибыль, рост» того, о чем или о ком необходимо заботиться.

Природа взрослости в неклассической философии: поиски уникальности

Практически весь XX век философия представляет собой процесс отказа от гомогенной онтологии и переход к плюралистическому, многомерному видению мира и человека. Ключевой пункт неклассической философии состоит в том, что она «всегда имеет в виду возможного человека, который никогда не есть какое-то предшествующее или будущее состояние, а всегда актуальное состояние, хотя и несводимое ни к какому из сущих»74.

Центральным понятием неклассической философии становится понятие «становление». Становление понимается как движение мысли, не имеющей своего «места», не признающей границы, но имеющей направление. «Неместность» мысли, «не-алиби-в-бытии», «поп place» существует как становящееся и никогда не бывает ставшим, как бытие всегда в состоянии рождения (М. Бахтин, Ж. Лакан, М. Мамардашвили, В. Подорога). Становление события так же связано с осознанием его «не-места», мгновенно охватывающем все телесные и не телесные измерения как свои источники. Становление - это постоянное усилие преодоления границы. В рамках неклассического философского подхода взрослость теряет телеологичность, взросление помещается в границы всей человеческой жизни, а не одного какого-либо хронологического возраста или периода в жизни человека. Становление понимается не как движение к взрослости, а ее, взрослости, способ бытия, т.е. способ человека овладеть взрослостью как проблемой сущего, как способ заявления себя в культуре. Наиболее четко это выразил М. Мамардашвили, описывая взрослого, как человека, который может становиться и быть все время «в состоянии постоянного зановорождения». Бытие, понятное как становление, предполагает иную диалогическую онтологию взрослого, где Другой возможен через признание Я, а Я возможен через признание Другого в событии. В событии Я не могу быть Другим, поскольку Я всегда Другой, инаковость суть основание моего существования (М. Бланшо). Облик взрос лого не предопределен, но заведомо известно, что взрослый сложен, многомерен, полифоничен, и его проявления разнообразны.

Если у Лейбница время есть последовательность вещей: «Я рассматриваю пространство как нечто чисто относительное, подобно времени: пространство есть порядок со-чувствования, а время есть порядок следований... Мгновения отдельно от вещей суть ничто, и они состоят только в последовательном порядке вещей»75, то в неклассической философии время человека (его темпоральность) определяет пространство. Временение, доение становится фундирующим основанием становления. Время и пространство неразрывно связаны, «время, понятое как среда... есть не что иное, как пространство» (А.Бергсон).

Темпоральность, по Хайдеггеру, это «смысловая определенность бытия... из времени76». Экстазисы времени служат отправной точкой для исследования онтологии человека. Взрослый человек обладает темпоральной диф-ференцией, но сам по себе он существует в единой темпоральное. Хайдег-гер показывает, что способом бытия сущего может быть только озабоченное отношение. Бытие зовет о заботе, требует от человека озабоченного отношения к миру. Dasein как временное осуществление бытия-в-мире, имеет особую оптическую структуру, изначальную открытость, участность, скрытое стремление, небезразличие. Темпоральность связана с топосом близости, с просветом в темпоральном горизонте «бытия-ради-чего». Присутствие присутствующего мыслится как растянутость топоса, а не как отдельность субъекта от объекта в классическом или экзистенциальном дискурсе, даже обладающего полнотой интенциональности. Экстазис прошлого, настоящего и будущего объясняется участностью Dasein, первичным озабоченным отношением к сущему, радением и самопроектированием Dasein, изначальным самонабрасыванием здесь-бытия «в направлении чего». Темпоральность как таковая возможна только как усилие Dasein, как единство всех «экстазисов временности». Однако озабоченное отношение остается незамеченным, забытым. На первый план выступает ответственность.

Поэтому от взрослого требуется не только соответствие зову бытия, но и проявление ясного озабоченного отношения к сущему. Взрослый может быть понят как принятое на себя и проводимое человеком соответствие озабоченному состоянию, как ответ на зов Бытия. Как заботящееся и озабоченное взрослый различает прошлое, настоящее и будущее. Взрослый способен удерживать у себя свершившееся, проецировать себя в «направлении чего», т.е. иметь будущее. Кроме того, настоящее взрослого - это система отсылов о смыслах. Различение экстазисов прошлого, настоящего и будущего времени позволяет Хайдеггеру объяснить онтологию взрослого человека как онтологию заботы.

Культурно-исторические типы взрослого

Определение взрослости на обыденном уровне восприятия не может быть дано, впрочем, как не могут быть определены и другие базисные ценности культуры. Но любой ребенок мечтает о наступлении взрослости, а взрослый человек легко приведет примеры поведения «настоящего взрослого». Взрослость переживают именно потому, что она является ценностью. Взрослость проявляет себя в обыденном сознании, языке, искусстве значительно чаще, чем в науке. По оценкам составителей «Частотного словаря русского языка» в художественной литературе слова «взрослый» и «взрослость» встречаются в 30 раз чаще, чем в публицистике и научной литературе20.

Взрослость - не только способность человека к преобразованию пространства и времени, но и способ бытия человека в культуре. В этом смысле взрослость обладает для человека мировоззренческой ценностью, выступая предельным основанием его жизнедеятельности. Взрослость может быть осмыслена как мировоззренческая универсалия культуры. Любая универсалия культуры представляет собой систему жизненных смыслов, которые заключены в особом понимании человека, его деятельности, природы, свободы, добра и зла и т.д. Взрослость как культурная универсалия чрезвычайно значима. Взрослость выступает, как и другие универсалии, своеобразным системообразующим фактором культуры. Она способна выполнять некоторые функции в культуре и социальной жизни:

1). Взрослость селективно формирует способы отбора, включения в поток культуры, а также трансляции опыта социальной жизни (отношения между полами и отношения к детям).

2). Взрослость во многом способна повлиять на структуру сознания человека, определяя его способы оценки, когнитивные, эмоциональные и личностные структуры сознания. Сопряжение взрослости с другими универсалиями культуры в этом аспекте предстает как базисные ценности культуры.

3). Взрослость сопрягается и взаимодействует с другими универсалиями культуры: ответственностью, мужеством, рациональностью, толерантностью настолько, что зачастую «чувство взрослости» определяет самовосприятие и самопрезентацию человека. С другой стороны, взрослого человека заранее полагают ответственным, мужественным, рациональным, толерантным. Следовательно, взрослость задает некий целостный образ человеческого мира, который называется мировоззрением. Она содержится в духовном ценностно-мировоззренческом мире человека в виде пословиц и поговорок. Как обобщенные формулы житейского опыта фольклор лаконичен, однозначно оценивает ситуации с позиций этических норм, нравственного идеала, императивно постулирует определенный образ жизни и действий взрослого.

Во взрослости как универсальной ценности культуры есть несколько уровней смыслов, она обладает сложной содержательно-смысловой структурой. Глубинный общечеловеческий уровень смыслов фиксирует природные основания любого человеческого сообщества: необходимость и неизбежность воспроизводства населения. Следующий уровень смыслов выражает особенности взрослых в основные культурные эпохи человечества: допись-менную, письменную, информационную. Наконец, верхний уровень, репрезентирующий личностные и социально-групповые интерпретации взрослости, выражает мировоззренческие установки личности и социальных групп (например, рыцарь и буржуа).

Взрослость в этом смысле представляет собой предельно обобщенную программу социальной жизни. На ее основе возникают и с нею согласуются огромный массив конкретных программ конкретных взрослых людей. Эти конкретные программы составляют «тело» культуры - знания, нормы, эталоны поведения и коммуникаций, ритуалы, установки и т.п. Именно поэтому можно говорить о том, что взрослость определяет границы семиозиса человека как границы человеческого в человеке. Взрослость обеспечивает не только биологическое, но и социальное и культурное воспроизводство того или иного типа общества в системе других универсалий культуры. Про взрослость как культурную универсалию можно сказать, что она инструмен-тальна, контекстуальна, апостериорна и в этом смысле выступает стержнем устойчивости, стабильности культурных систем и социальной адаптации акторов. Но для конкретного человека данной эпохи взрослость всегда априорна, предзадана, обладает качествами трансцендирующей системы ценностей. Бытие взрослости оказывается суммарным итогом творческой деятельности взрослого человека, по целям и масштабам превосходящей просто его приспособление к окружающей среде.

Содержательно взрослость может быть раскрыта с точки зрения общей социокультурной эволюции (Т. де Шарден, А. Тойнби). Уместно, обозревая различные исторические типы культурной означенности взрослости, говорить не о монолинейности, «эстафетном прогрессе», не об одном общем стволе древа эволюции или о единой шкале эволюции, но о разных «стволах» и шкалах. Только упрощенное понимание культурной эволюции в применении к взрослости позволяет взрослых людей одной эпохи рассматривать в качестве «передовых», «лидирующих» по части приближения к некоему современному абстрактному идеалу, тогда как других - в качестве «отставших», или же сбившихся с «единственно верного пути». Возможны не только разные векторы и шкалы эволюции, но и смещения на иные пути социокультурного развития, хаотично расположенные на бескрайнем изменяющемся поле, на огромном пространстве исторически-культурных возможностей. А. Тойнби для описания культурной эволюции использовал образ бамбуковой рощи: стадии развития фиксируются не на одном, а на разных цивилизаци-онных стволах и разных маршрутах истории. При этом переход к новой стадии не имеет свойства неотвратимости, а может произойти случайно, без фиксации законченных институальных и культурных форм.

Представляется, что опора на глубинные основания человеческой взрослости позволила В. С. Степину и Ф. Кессиди сформулировать понимание культуры как генетического типа общества. Вместе с тем, в каждой конкретной культуре границы самой взрослости по-разному означены. Здесь речь идет о границах семиозиса самой взрослости. При этом существует понимание избыточности культурных горизонтов экзистенции человека (Р. Бенедикт, Ф. Боас, М. Мид).

Динамика взрослости в современном обществе

Динамика взрослости в современном обществе Онтология взрослого человека в современном обществе не может быть обозначена в параметрах гомогенности или универсальности; она - множественная. Конвергенция всех процессов в сети приводит к тому, что человеческие технологии, практики, процессы и траектории деятельности становятся буквально неразличимыми, слитыми, напоминают синкретичные процессы в доиндустриальную эпоху. Однако неразличимость сетевых процессов обозначается понятием complexity - «сложностность», в отличие от первичной слитности модусов онтологии взрослого человека в прежние эпохи. Понятие «сложностность» напоминает о нелинейных сверхсложных процессах в синергетике, в которых рост сложности приводит к простоте, и порядок рождается из хаоса. Нелинейным сверхсложным системам свойственна самоорганизация, которая действует не только на мегауровне (уровне сообщества взрослых), но и на микроуровне (уровне отдельного взрослого в информационном обществе). Следует признать, что существует самоорганизация взрослости на разных онтологических уровнях, которая реализуется не только как обычное функционирование и воспроизводство взрослости, но и как особые способы самоорганизации взрослого, заданные онтологией информации и сети. Complexity - «сложностность», многоуровневость онтологии взрослого актуализирована в последовательном возрастании сложности типа самоорганизации в зависимости от масштаба и глобальности системы, в которой участвует взрослый. Так, можно обозначить последовательно возрастающую сложность самоорганизации от уровня отдельного взрослого индивида до уровня сетевого предприятия, далее - сетевой экономики как части экономической подсистемы общества, национальной экономики как конгломерата различных культурно-исторических типов отношений и связей и, наконец, -глобальной экономики. При этом взрослый как участник всех этих отношений будет обладать все более возрастающей неравновесной сложностью собственных параметров (свойств, способностей). Неравновесная сложность свойств, иррациональность экономического поведения взрослых сегодня осмысляется как привходящий или дополнительный момент устойчивости / неустойчивости экономики. Попытки осмыслить неравновесность онтологии взрослого реализуются в экономических теориях рационального выбора (А. Смит), институциональной экономики (Д. Норт), минимизации властных издержек (Д. Бьюкенен), условной ге-тероскедастичности (Р. Энгл и К. Гренджер). Р. Энгл и К. Гренджер исследуют нестабильность (instability) экономического поведения современных взрослых людей15. Нестабильная, неопределенная, неравновесная система связей и отношений взрослого не может быть представлена как набор случайных ошибок. В пространственно-временном бытовании современного взрослого существует изменяющаяся во времени «волатильность» (volatility), когда периоды повышенной изменчивости сменяются относительной стабильностью поведения участников рынка. Речь идет о корреляции между несколькими слабостационарными, случайными процессами в параллельных временных рядах. К. Гренджер использует для обозначения таких состояний термин «коинтегрированные процессы». Неопределенность, неравновесность онтологии взрослого в современном обществе делает призрачными либеральные иллюзии равенства субъектов экономического действия (Парето, Вальрас).

Выстраивая онтологию взрослого в современном обществе, мы опирались на разработанную нами концепцию, которая предполагает последовательный анализ модусов и экстазисов. При этом мы использовали по аналогии с уже введенными в исследовательский контекст терминами «сетевая логика» (Н. Биггарт), «сетевое общество» (М. Кастельс) понятие «сетевая онтология взрослого человека».

Следует указать, что все современное общество нельзя обозначать только как информационное. Информационное общество - это одна из ста новящихся, неопределенно фрагментированных частей современного общества. Экономисты и философы настаивают на понятиях «переход», «трансформация» от индустриального общества к информационному обществу (П. Друкер, И. Масуда, М. Кастельс, В. А. Лекторский, Н. Н. Моисеев). Человеческое общество в эпоху современности сложно, обладает снятыми и реальными характеристиками доиндустриальных и индустриальных эпох. Кроме того, следует помнить и о многоуровневости, многоукладности, сочетании элементов разных экономик в социальной онтологии любой из самых развитых стран. В отношении нашей страны, например, используется термин «модернизация», который Дж. Олгуд и Н. Смелзер применяли для описания процессов перехода от общества традиционного типа к индустриальному типу. Социологи отмечают противоречивые, взаимоисключающие тенденции в современной трудовой деятельности и сферах занятости в экономике. Часто упоминая термины «глобальное общество», «глобальная экономика», предполагают, что существует и «глобальная рабочая сила». Однако это утверждение, взятое в буквальном смысле, эмпирически неверно и аналитически обманчиво. Если информация по определению свободна, то труд и в обозримом будущем будет ограничен культурными границами и ксенофобией. Не существует единого процесса образования взрослых в любом конкретном регионе земного шара.

Похожие диссертации на Бытие взрослого в мире: философский анализ