Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Объективные условия активизации влияния исламского фактора на геополитические процессы современности 13
1. Возрастание «мусульманского» вклада в мировую экономику как ключевой фактор усиления позиций ислама в мировом сообществе 13
2.Рост народонаселения в миру ислама и его воздействие на формирование мировой политики 40
З. Географическое расположение мусульманских государств -фактор укрепления позиций ислама в мире 62
ГЛАВА IL Субъективные факторы, способствующие укреплению позиций ислама на мировой арене 82
1 . Симбиозность светского и религиозного в исламской доктрине международных отношений S2
2. Роль мусульманских организаций и объединений в сохранении и укреплении позиций ислама в современном обществе 104
Заключение 129
Библиография 134
- Возрастание «мусульманского» вклада в мировую экономику как ключевой фактор усиления позиций ислама в мировом сообществе
- Географическое расположение мусульманских государств -фактор укрепления позиций ислама в мире
- Симбиозность светского и религиозного в исламской доктрине международных отношений
- Роль мусульманских организаций и объединений в сохранении и укреплении позиций ислама в современном обществе
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Социально-политические процессы, развернувшиеся в ареале распространения мусульманской религии во второй половине XX в. и продолжающиеся по настоящее время, бесспорно, отличаются от аналогичных явлений в других регионах мира именно тем, что в их осуществлении важную роль играет исламский фактор. Данное обстоятельство привлекает внимание всей мировой общественности и особенно в том отношении, что в последние годы исламская религиозная терминология превалирует в экстремистской и террористической лексике.
Общераспространенным явлением стало и то, что для достижения поставленных целей к исламу обращаются как консервативные, так и либеральные силы, прогрессивные и реакционные лидеры партий и иных политических образований, которые стремятся обнаружить в мусульманской религии пути решения всех современных проблем. С учетом этого можно полагать, что «происходит исламизация политики и политизация ислама, и любое политическое действие, если не эксплицитно, то имплицитно соотносится с этим вероучением, а само оно в большей степени превращается в политическую доктрину»',
С другой стороны, в современном мире идет процесс полномасштабного возрождения ислама и его активный выход за пределы своего традиционного распространения. Подлинный исламский бум охватил не только места компактного расселения мусульман в Российской Федерации, но и все ее регионы, где существуют даже незначительные по количеству мусульманские общины.
Интерес к этим процессам диктуется не только стремлением понять их реальные причины, но и к получению объективной научной
1 Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М., 1985. С. 210.
информации о проблемах, связанных с исламским фактором. Усиливается также и внимание к вопросам обеспечения конфессиональной толерантности в условиях активной миграции мусульманского населения в Российскую Федерацию из новых государств, образовавшихся после распада СССР.
Актуальность научного поиска в данной области не вызывает сомнения. Демократические реформы российского общества, бесспорно, создали условия для освобождения религиозной энергии мусульманских народов. Однако приходится еще раз констатировать, что эта энергия не всегда направляется в созидательное русло, поскольку экстремистские силы всеми возможными способами внедряют в сознание общественности идеи конфессионального противостояния и милитаризации, При этом они активно используют исламский фактор, ведут беспрецедентную религиозно-идеологическую обработку населения, особенно молодежи, оказывают материально-финансовую поддержку лицам, организующим незаконные вооруженные формирования.
Очевидно, что общество должно быть ограждено от экстремистских устремлений и опасности конфликтов на религиозной почве, поэтому в настоящее время многократно возрастает необходимость идеологического противодействия религиозно-политическому экстремизму, перехода к оценке реальных факторов, влияющих на складывающуюся ситуацию, изучения и внедрения действенных моделей регулирования конфессиональных процессов,
В связи с этим можно говорить о том, что ислам в его политических и экономических проявлениях, последствия которых все большее представляются значимыми для международного сообщества, еще не в полной мере стал объектом социально-релевантных исследований. Между тем в традиционных мусульманских общинах присутствуют собственные организационные механизмы, мало подверженный резким изменениям культурный уклад, продуктивная система воспроизводства, надежные каналы коммуникации, выраженная тенденция к социальной и
территориальной мобильности. Указанные особенности во многом остаются мало исследованными направлениями современного исламоведения.
Сложность и неоднозначность процессов, происходящих в мусульманском мире, оказывает бесспорное влияние и на выстраивание любых отношений с исламским сообществом, в том числе и на международном уровне. Следует указать также и на то, что роль исламского фактора в мировой политике мало изучена с точки зрения его влияния на различные концепции миропорядка и представления о принципах международной экономической и социальной справедливости. В данной диссертации приводятся результаты научного анализа важнейших процессов адаптации ислама к реалиям современного мира, ключевым аспектам проявлений исламской солидарности на фоне отсутствия собственного религиозного клира.
При относительном многообразии исследований в области научного изучения современного ислама как субъекта мировой политики, их число не в полной мере соответствует степени актуальности проблемы. Существующая литература представлена образцами самопрезентационных и дискуссионных проектов, однако с учетом возрастающей активности мирового ислама как диффузного религиозного и политического феномена современности научных публикаций явно недостаточно. Таким образом, можно сказать, что актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена:
-во-первых, необходимостью дальнейшего всестороннего исследования современных процессов в исламском сообществе, определения наиболее эффективных путей взаимовыгодного межконфессионального сотрудничества, состояния представления самих мусульман об их роли в мировой политике;
-во-вторых, настоятельной потребностью мирового сообщества в научной информации о религиозно-политических аспектах ислама и его
неомодернистских идейных течениях, нравственных мотивациях, ВЛИЯЮЩИХ на межцивилизационный диалог;
-в-третьих, недостаточностью теоретических и методологических разработок, позволяющих выявить внутреннюю динамику ислама как идеологической системы, способной адаптироваться к новым условиям в быстро меняющемся мире, а также форм и методов преодоления конфликтного потенциала, который может войти в противоречие со светскими принципами устройства общества.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе вероучителышх источников ислама, а также трудов отечественных и зарубежных авторов проанализировать объективные условия активизации влияния исламского фактора на геополитические процессы современности, а также субъективные факторы, способствующие укреплению позиций ислама на мировой арене. В соответствии с целью диссертации поставлены следующие задачи:
-проанализировать материалы, указывающие на динамику возрастания «мусульманского» вклада в мировую экономику как ключевой фактор усиления позиций ислама в мировом сообществе;
-изучить особенности роста народонаселения в мире ислама и его воздействие на формирование мировой политики;
-рассмотреть некоторые особенности географического расположение мусульманских государств, как одного из факторов укрепления позиций ислама в мире;
-проследить проявления симбиозности светского и религиозного в социальной доктрине ислама;
-описать роль мусульманских организаций и объединений в сохранении и укреплении позиций ислама в современном обществе;
-рассмотреть некоторые проблемы методологических подходов к научному обоснованию возрастающей активности мирового ислама Kafc диффузного религиозного и политического феномена современности.
Источники, степень разработки и историография проблемы.
Главнейшими источниками, имеющими отношение к проблематике настоящего исследования, являются Коран и обширный хадисный материал1, содержащийся в канонических сборниках мусульманского религиозно-исторического предания. В качестве иллюстративного материала использованы как соответствующие коранические айаты, так и достоверные предания, собранные и систематизированные такими авторитетными хадисоведами, как Мухаммад ал-Бухари (ум, в 870 г.). Муслим ал-Кушайри (ум. в 875 г.), Абу Дауд ас-Сиджистани (ум, в 888 г,), Мухаммад ат-Тирмнзи (ум. в 892 г.), Ахмад ан-Наса'и (ум. в 915 г.), Ибн Маджа (ум. в 886 г.).
Кроме того, к исследованию привлечены классические сочинения средневековых арабо-мусульманских авторов2, в которых с точки зрений исламского вероучения освещены морально-правовые, политические и социальные вопросы, а также проблемы взаимоотношения мусульман и мусульманского теократического государства с окружающим миром.
В диссертации нашли отражение соответствующие идеи, изложенные в трудах признанных отечественных востоковедов -В.В.Бартольда, И.Ю ЛСрачковского, П.А.Грязневича, СМПрозорова3.
Роль исламского фактора в мировой политике многими исследователями признается одной из серьезных проблем современного исламоведения. Этому посвящены монографии и коллективные сборники, научные статьи и богословские сочинения. Наряду с другими проблемами в
Хрестоматия по исламу. Сост. С.МПрозоров. М, 1994; Мухйи-д-Дин ан-Навави. Сады праведных. Пер. с араб.» примеч. и указ, В.М.Нирша, М„ 2002; Абу Йусуф ал-Куфи. Китаб ал-харадж. Пер. с араб, и коммент. А.Э.Шмидта. М., 2001; Ибн Хаджар ал-Аскалани. Булуг ал-марам. Пер. с араб, и коммент, Э.Р.Кулиева; Джалал ад-Дип ас-Суйути. Совершенство в кораїшческих науках. Пер. с араб, и коммент, Д.В.Фролова; Абу Хамид ал-Газали, Воскрешение наук о вере. Пер. с араб,, исслед. И коммент. В.В.Наумкиван М., 1980.
Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. Соч. IV, М, 1966; Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т. 1-6. M.-JL, 1955-1960; Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе. //Ислам: религия, общество, государство. М., 1984; Прозоров СМ. Ислам как идеологическая система. М.,2004.
отечественной исламоведческой литературе данный вопрос, особенно в 70-80 гг. XX в. рассматривали Б.В.Ганкмшош, М.ФХатауллип, Л-В-Валькова, ЯН.Гузеватый, Б.С.Ерасов, ВД Зотов, И.А.Кревылев, В,А.Исаев, Г.М.Керимов, М-В.Вагабов, ЛЛШикольский и др4.
В последующие годы по проблематике ислама и международных отношений особенно заметными стали работы Н.К.Арбатовой, З.С.Арухова, С.Б.Багдасарова, Р.Беккина, В.Е.Донцона, НЛЗОКданона, А.Е Лубова, А.А.Игнатенко, А.В.Коровикова, А.В,Малашенко, Г.В.Милославского, П.А.Цыганкова и некоторых других исследователей, которые, касаясь проблем международного сотрудничества, затрагивали и вопросы взаимоотношений между самими мусульманскими странами, а также
Ганюшкин Б.В. Нейтралитет и неприсоединение. М., 1965; Гатауллин М.Ф. Борьба арабов за экономическую независимость. М.,1971; Валькова Л.В. Саудовская Аравия в международных отношениях. М.,1979; Гузеватый JI.H, Проблемы народонаселения и социально-экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки. М.( 1970; Его же: Дшографо-экономические проблемы Азии. М, 1980; Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М, 1982; Зотов В.Д, Исторический материал о проблемах единства и многообразия общественного развития Запада и Востока. М.„ 1985; Крывелев И.А. Религиозная картина мира и ее богословская модернизация. М,, 1968; Исаев В.А, Внешнеэкономические связи между арабскими странами (1951-1975). М., 1978; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М, 1978; Его же: Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь пародов Ближнего и Среднего Востока. М., 1982; Вагабов М.В. Ислам и семья, М., 1980; Его же: Ислам, женщина, семья. Махачкала, 1994; Никольский Л.Б. Язык в политике и идеологии стран зарубежного Востока. М., 1986.
5 Арбатова Н.К. Средиземноморье: проблема безопасности, М., 1990; Арухов З.С). Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Махачкала, 2002; Багдасаров СБ., Чавушьян А.И, Военный и военно-экономический потенциал стран Ближнего и Среднего Востока. M.s 1998; Беккин Р. Право собственности на природные ресурсы в мусульманском праве (па примере четырех суннитских мазхабов)//Ислам: политика, экономика, право, культура. СПб, 1999; Донцов В.Е, Ислам в международных отношениях,// Дипломатический ежегодник. М.» 1997; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка, М., 2003; Зубов А.Б, Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М-, 1990; Игпатенко А.А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность, М., 1988; Коровнков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990; Малашенко А.В. В поисках альтернативы: арабские концепции путей развития. М., 1991; Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. Очерки исламской цивилизации, М., 1991; Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002.
отдельные аспекты активизации экстремизма и терроризма в ареале распространения ислама.
Достаточно широкое отражение тема ислама в международных отношениях находит в зарубежных научных исследованиях, особенно в США и Великобритании, Это, бесспорно, обусловлено, во-первых* интересами политических институтов этих стран в мусульманских государствах, а во-вторых, наличием на Западе многочисленной исламской диаспоры. В связи с этим, оценки исследователей весьма неоднозначны, и в них превалирует не всегда аргументированная критика исламской практики в мировой политике. Противоречивые взгляды по отношению к ней изложены в работах таких авторов, как Дж.Бхагвати, Р.Бруншвиг, А.Брой, М.Корден, ДжЗспозито, Г.Фуллер, Х.Маисон, И.Нельсен, М.Хаг, М.Ходжсон, ДХопвуд6.
Среди современных мусульманских специалистов, исследующих место исламского фактора в мировой политике, так же нет единого мнения, поскольку идет острая дискуссия между фундаменталистами и модернистами. Наиболее заметные работы принадлежат обвиненному в терроризме и казненному главе экстремистского крыла мусульманской организации «Братья-мусульмане» С.Кутбу, который отличался резким
6 Bhagwati J. The World Trading System at Risk. Princeton, 1991; Bhagwati J., Panagariya A.
Preferential Trading Areas and Multilateralism.// The Economics of Preferential Trade
Agreements. Ed By J.Bhagwati and A.Panagariya. Washington, 1996; Brunschvig R.
Perspectives,// Unity and Variety in Muslim Civilization. Ed, by G.E.von Grunebaum. Chicago,
1955; Brohi A,K. Relative Priority of Ethical and Political Principles for Securing Integration
and Consolidalion of Ummah Islamia.// The Islamic Concept of State, Papers presented at
Symposium of teaching of the Holy Prophet L., 1983; Corden M Trade Policy and Economic
Welfare. Oxford, 1997; Esposito J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality? N,Y„ 1992; Fuller G.
E, The Future of Political Islam. N.Y., 2003; Mimson E Religion and Power in Morocco. New
Haven, 1993; Nielsen Y. Muslims in Western Europe. Edinburgh, 1995; Hag M. Society and
State in Islam.// The Islamic Concept of State. Papers presented at Symposium of teaching of the
Holy Prophet L,, 1983; Hodgson M. The Venture of Islam: Conscience and History in a World
Civilization. V. 2. The Expansion of Islam in the Middle Periods. Chicago & London, 1974;
Hopwood D. The Culture of Modernity in Islam and the Middle East Islam and Modernity:
Muslim Intellectuals Respond. Ed. J. Cooper, R, Nettler and M. Mahmoud. L.,2000,
7 Кутб С. О социальной справедливости на основе Корана.// Россия и мусульманский мир.
М., 1998, №4.
неприятием западных демократических институтов и настаивал на том, чтобы шариат в мусульманском мире был принят в качестве источника власти. А другой непримиримый фундаменталист Са'ид Абу-л-Ала Маудуди , основавший в Индии радикальную организацию «Джама'ат Ислами» и эмигрировавший впоследствии в Пакистан, выступал против разделения мусульманского мира по национальному признаку и призывал к аутентичному исламу, оказавшись, таким образом, у истоков идеи исламской солидарности.
Исламское понятие политики, следовательно, и традиционная теологическая аргументация принципов международных отношений подверглись серьезному пересмотру во взглядах известного мусульманского модерниста Али Абд ар-Разика9, который утверждал, что в учении Мухаммада ставятся исключительно духовно-нравственные цели, а не политические задачи. Тем не менее, он признавал, что в условиях научно-технического прогресса, кардинальных геополитических изменений можно и нужно решать проблемы мусульманского мира на основе международного опыта и новых концепций справедливого мироустройства. Общая тенденция работ этих и других современных мусульманских авторов заключается в стремлении достичь двуединой цели - модернизировать ислам и при этом удержаться на фундаменталистских позициях.
На защиту выносится основные положения работы:
1.Анализ исторического, теологического и современного научного материала, связанного с формированием исламского видения международных отношений и межцивилизационного сотрудничества.
2.Результаты исследования возрастания «мусульманского» вклада в мировую экономику как ключевого фактора усиления позиций ислама в мировом сообществе.
Modernist and Fundamentalist Debates in Islam. Ed by M. Moaddel and K..Talattof, N.Y., 2000. 9 Там же.
З.Результаты анализа темпов роста народонаселения в мире ислама, а также особенностей географического расположение мусульманских государств, воздействующих на формирование мировой политики и укрепление позиций ислама.
4.Результаты анализа особенностей симбиозиости светского и религиозного в социальной доктрине ислама.
5,Оценка роли и степени влияния мусульманских организаций и объединений на сохранение и укрепление позиций ислама в современном обществе,
б.Результаты анализа методологических подходов к научному определению роли исламского фактора в мировой политике и международных отношениях.
Научная новизна. В диссертации с привлечением мусульманских вероучительных источников, официальных документов международных организаций, а также новейших работ отечественных и зарубежных авторов исследована роль исламского фактора в мировой политике, критически рассмотрены отдельные положения мусульманского понимания миропорядка. Прослеживаются эволюционные проявления правовой и социальной оценки современных геополитических процессов в исламе, показан характер их новых интерпретаций, а также выявляются социально-политические предпосылки, объективные и субъективные условия формирования исламской концепции миропорядка.
Теоретическую и методологическую основу работы составляют научно-философские принципы историзма, комплекс общенаучных методов изучения религиозных воззрений и их влияния на внутриполитическую жизнь мусульманских стран и развитие международных связей, В качестве теоретических основополагающих принципов использованы идеи и концепции зарубежных и отечественных ученых по проблемам религиоведения, философской антропологии и политологии. Объект исследования - исламское понимание политики и современных концепций
миропорядка в увязке с основами межцивилизациотшого диалога. Предмет исследования - социально-политические и религиозно-идеологические факторы» влияющие на усиление роли исламского фактора в мировой политике-
Тсорстичсская и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин, как «религиоведение», «философия религии», «социология религии». Они могут найти применение и при подготовке специальных курсов по истории и философии ислама, политологии, международному праву. Выводы диссертации могут представлять интерес и для практических работников дипломатической сферы, специалистов в общественно-политической и государственно-правовой области.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора, докладывались и обсуждались на научных и научно-практических конференциях.
Структура и объем диссертации. Структура исследования соответствует цели и задачам работы. Она состоит из введения, двух глав (пять параграфов), заключения и библиографии. Объем диссертации - 140 страниц компьютерного набора текста (шрифт Times New Roman, размер 14), через полтора интервала, из них библиографический корпус - 7 страниц.
Возрастание «мусульманского» вклада в мировую экономику как ключевой фактор усиления позиций ислама в мировом сообществе
Исламское «пробуждение», обозначившееся в середине XX в. и подстегнутое арабо-израильским противостоянием, в настоящее время, бесспорно, приобрело мировое значение. Более того, ислам постоянно демонстрирует свою исключительную жизнеспособность и активную позицию, которую намерен занять в современных международных процессах- Мусульман всего мира, прежде всего, объединяет духовная и культурная традиция, а в последние десятилетия предпринимаются действенные попытки и к обеспечению экономической солидарности в ареале распространения ислама. С этой точки зрения можно говорить о реальных явлениях, которые подтверждают факт возрастания «мусульманского» вклада в мировую экономику, в силу чего становится ключевым фактором усиления позиций ислама в мировом сообществе.
В мусульманском мире с разной степенью ускорения развиваются процессы исламизации и внутренней и внешней политики. Они во многом определяются продолжающимся выбором моделей социально-экономического развития, значительным влиянием различных экономических теорий и учений на традиционные исламские представления о взаимосвязи религии, политики и экономики. Если в период существования биполярного мироустройства, характеризовавшегося жесткой конкуренцией между капитализмом и социализмом, в мусульманском мире, отвергавшем дух наживы и накопительства, предпринимались попытки внедрения идей так называемого исламского социализма, то в настоящее время наблюдается ярко выраженное стремление убежденных исламских идеологов и политиков придерживаться собственного пути развития, основанного на представлениях об исламской солидарности, т.е. исламском пути социально-экономического развития.
При этом стратегическая линия современной экономической политики многих мусульманских государств, в том числе и образовавшихся после распада СССР, покоится на использовании одного из ключевых возможностей - добыче и экспорте углеводородного сырья. Предполагается, что именно нефть и газ будут способствовать ускоренному развитию экономики. Действительно, некоторые страны, например, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, преуспели в этом направлении. Но факт наличия богатейших запасов углеводородного сырья не стал своеобразным движителем экономики для других государств, таких, как Ирак и Иран. Государства Северной Африки, Центральной Азии, мусульманская зона Азиатско-Тихоокеанского репюна даже при наличии указанных и ряда других природных ресурсов значительно отстают в своем экономическом развитии, более того, подвержены процессам внутренней дестабилизации, в частности ш-за острого внутриконфессионального противостояния и распространения идей религиозно-политического экстремизма и терроризма.
Однако, несмотря на это, курс на экспорт углеводородов, взятый преуспевающими мусульманскими государствами, позволяет им активно участвовать в мировых экономических процессах. Им удается не только создавать значительный экономический потенциал путем валютных накоплений, но и инвестировать нефтяной капитал в западные банки и фирмы, тем самым еще больше увеличивая свои доходы, которые частично направляются на перестройку традиционных моноэкономических структур. Таким образом, экспорт энергоносителей становится главным источником получения валютных средств и одним из ключевых основ формирования государственных бюджетов. Современная нефтегазодобыча в ряде мусульманских государств осуществляется за счет использования новейших технологий и техники, а также повышения производительности труда. Хотя технологии и прогрессивное оборудование и не производится в этих странах, оно активно приобретается за счет реализации соответствующих природных ресурсов.
При этом необходимо заметить, что во внешнеэкономических операциях роль государства имеет решающее значение, но это все же не мешает иностранному капиталу занимать значительный сектор в экономике мусульманского мира через решения, принимаемые влиятельными международными финансово-экономическими организациями, такими, как Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.
По мнению некоторых специалистов, «ликвидация прямой зависимости от иностранного капитала, укрепление государственного сектора порождали представление об автоматически действующих законах выгодности расширения внешнеэкономических связей на деловой основе без глубокого анализа границ такой привязки стран к мировому капиталистическому хозяйству»10. Мусульманские страны, освободившиеся от метрополий, придавали важное значение вопросам регулирования экспорта и импорта, причем дифференциацией таможенных пошлин поощряли ввоз продукции, необходимой для развития национальной экономики и ограничивали импорт товаров, отвлекающих финансовые средства от производственных нужд.
Если это верно для сравнительно успешно развивающихся арабских государств, то постсоветским мусульманским республикам с преимущественно тюркоязычным населением этот путь еще предстоит пройти. Понимая это, отдельные арабские государства, например Египет, инициировали установление с ними дипломатических отношений, признавая в то же время, что «выходить на рынки этих стран необходимо сегодня, пока они не заняты промышленно развитыми странами» . В 1992 г. Египет подписал договора о торгово-экономическом сотрудничестве с Азербайджаном и Узбекистаном, а в 1995 г. - с Туркменистаном. В том же году об установлении дипломатических отношений договорились Марокко и Таджикистан,
Нет достаточных оснований утверждать, что подобные рациональные решения принимались и принимаются исходя исключительно из исламского понимания экономической деятельности в целом, однако, все же нельзя не учитывать то обстоятельство, что возрастающая роль религии оказывает более эффективное воздействие на мышление руководства мусульманских стран и восприятие его решений подавляющим большинством населения, чем светские институты общества. Мечеть и его реальные возможности являются в настоящее время действенными рычагами регулятивного характера и пользуются высоким авторитетом и влиятельностью.
Географическое расположение мусульманских государств -фактор укрепления позиций ислама в мире
Как было отмечено выше, зона распространения ислама охватывает 120 стран мира из 191. В течение 1400 лет с момента своего возникновения мусульманская религия обеспечила свое присутствие на всех континентах и считается одной из динамично развивающихся мировых конфессий. По данным Британской энциклопедии эта зона простирается на площади около 15 млн. кв. км.101 Указанные страны считаются мусульманскими или исламизированными на том основании, что тай основное население исповедует ислам или мусульманским является титульная нация, контролирующая данную территорию как политически оформившееся сообщество.
В связи с этим необходимо отметить, что в мусульманских государствах, в зависимости от конкретных исторических особенностей развития, установились различные политические режимы: например, республиканское правление в Тунисе и Египте, монархическое в Саудовской Аравии и Иордании, эмиратское или султанатское в Объединенных Арабских Эмиратах и Бахрейне. В ряде стран укрепилась форма исламской республики, где законодательство базируется на нормах шариата - Иран и Пакистан.
Непрерывный исламский ареал опоясывает восточное полушарие, начиная от Западной Сахары до Китая, затем через Бангладеш до Малайзии и Индонезии, самого крупного по численности мусульманского государства. В климатическом отношении данному ареалу свойственны характеристики засушливых или полузасушливых зон мира, где возможно развитие скотоводства и в гораздо меньшей степени - земледелия. Согласно данным, приводимым арабским исследователем А.Вали , для эффективного земледелии пригодно около 50% площади мусульманского ареала, однако обрабатывается не более 15%. Пастбища расположены на 16% и леса на 11% указанной территории. В связи с этим все исламские государства испытывают значительную потребность в импортном продовольствии, а в африканских странах, расположенных южнее Сахары, дефицит продуктов питания еще больше.
Подавляющее большинство мусульман являются сельскими жителями, хотя в исламской зоне расположены города с населением более 1 млн. человек: Тегеран, Джакарта, Карачи, Стамбул, Алжир, Касабланка и др. В то же время самый крупный мусульманский город Каир по численности жителей занимает лишь 16-е место в мире.
Мусульманский ареал условно можно разделить на несколько географических зон: исламский запад объединяет мусульман Западной Европы и США; исламский север состоит из мусульман центральноазиатских стран, России и Китая; исламский юго-восток охватывает Индонезию, Бангладеш и некоторые другие страны Южной Азии. Одной из крупных зон является исламский юг с большим количеством африканских стран. Кроме того, можно особо выделить так называемый исламский Восток, куда входит большинство арабских стран, а также Иран.
Таким образом исламский мир простирается от Казахстана на севере до Судана на юге, от Марокко на западе до Индонезии на востоке. Эти многочисленные страны объединяет не культурная, а, прежде всего, религиозная традиция, поэтому даже в исламском Востоке отчетливо выделяются группы стран. Например, одна из них состоит из Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Далее связь продолжается в сторону Туркменистана, Азербайджана и Турции. Следующая группа стран состоит из Ирана, Афганистана и Пакистана. Затем мусульманская линия тянется к
Оману, Йемену, Саудовской Аравии, Объединенным Арабским Эмиратам, Катару, Бахрейну и Кувейту, и через Ирак выходит на Сирию, Ливан,
Иорданию, Египет и Судан. Исламский Восток, объединяющий 23 страиы, ограничивается на севере казахстанско-азербайджанской дугой, а на юге -суданско-аравийской, приобретая, таким образом, конфигурацию эллипсоида, вытянувшегося по направлению с юго-запада на северо-восток.
Подобные географические построения показывают, что мусульманская цивилизация на своих границах контактирует со всеми другими мировыми цивилизациям: православной - на севере, европейской -на западе, индийской - на юго-востоке, китайской или синской - на востоке, африканской - на юге. Такое расположение, бесспорно, предполагает наличие разнообразных контактов между ними, однако, в то же время, выступает в качестве причины разнообразных конфликтов, в том числе этноконфессиональных и территориальных.
Особое выделение исламского Востока связано, в первую очередь с тем, что именно на этой территории расположены исторические центры зарождения мусульманской религии - Мекка и Медина- Здесь же формировались культурные, политические и экономические особенности, позволяющие говорить об исламе, как о самостоятельной цивилизации со всеми присущими ей атрибутами. Здесь сложились традиции арабо-мусульманской, ирано-мусульманской и тюрко-мусульманской государственности, и именно здесь получил распространение арабский язык, выступающий в роли языка религиозного, регионального и международного общения. Вместе с тем, исламскому Востоку свойственны и крупные конфликты, влияющие на международную стабильность: палестино-израильский, пакистанско-индийский, афганский, иракский, суданский. На границах ареала сохраняются очаги напряженности в северо-восточном Китае, Нигерии, Югославии, Закавказье,
Симбиозность светского и религиозного в исламской доктрине международных отношений
Как известно, исламское понимание международных отношений проистекает из коранической формулы о делимости мира на различные группы стран, которые могут быть отнесены либо к миру ислама, где главенствует мусульманская религия, либо к миру договора, где не установлен исламский контроль, а действуют только договоры о покровительствующей роли мусульман, либо на мир войны, «откуда исходит реальная угроза мусульманам или ожидаются враждебные действия» . Основополагающим принципом исламской доктрины международных отношений» в целом, считается кораническая установка; «И ниспослали Мы тебе книгу для разъяснения всего и как прямой путь, милосердие и весть радости для мусульман» . Следовательно, первичным источником регулирования международных отношений в исламском мире является религия, прежде всего, ее фундаментальные требования, зафиксированные в Коране и сунне пророка Мухаммада. Хотя они и не могут быть приведены в соответствие с современной практикой мировой политики, некоторые общегуманитарные принципы, например, заключение договоров, все еще сохраняют свою ценность.
Однако мусульманский мир не собирается отказываться от идеи универсальности ислама и возможности применения его религиозных постулатов в сфере межгосударственных отношений, допуская то, что их можно трактовать в соответствии с современной практикой международного права. В этом смысле религиозная составляющая исламской доктрины
международных отношений не расценивается в качестве барьера, препятствующего процессам симбиоза со светским толкованием ее положений, что просматривается в заявлении бывшего Генерального секретаря Организации Исламская Конференция МШатти; «Ислам для нас больше, чем объективный социологический параметр, больше, чем абстрактное культурное значение, это - опыт существования, способ быть» , Далее он констатирует, что почти весь западный мир усматривает в исламском возрождении приверженность к религиозному возрождению, а попытки объединения в рамках исламской солидарности как проявление ограниченности взглядов в вопросах международного сотрудничества.
Наиболее уязвимым местом исламской доктрины, по-прежнему, является религиозно-политический и военный институт джихада, широко используемый экстремистскими силами во всем мусульманском мире, и направленный преимущественно против неисламских стран, в первую очередь, Израиля и США. В этом отношении весьма характерна так называемая «Декларация войны», подписанная Усамой бен Ладеном и некоторыми другими лидерами экстремистских группировок в Египте, Пакистане и Бангладеш и распространенная в 1996 г. Документ расценивает действия Израиля в Палестине, а также США в Ираке «открытым объявлением войны Аллаху» Его пророку и мусульманам»129, вследствие чего устанавливается, что «правило убивать американцев и их союзников -гражданских и военных - является индивидуальным долгом каждого мусульманина, который может сделать это в любой стране, где это возможно сделать, чтобы их армии убрались со всех земель ислама побежденными и неспособными угрожать любому мусульманину» . В одном из документов ОИК также содержится призыв к джихаду: «Объявить священный джихад как долг каждого мусульманина, мужчины или женщины, предписанный шариатом и славными традициями ислама; призвать всех мусульман-, проживающих в исламских странах или за их пределами, выполнить этот долг, внеся посильный вклад в дело Всемогущего Аллаха, исламского братства и правоты»1 .
В широком смысле джихад как исключительно арабо-мусульманское изобретение, берущее начало от божественного повеления пророку Мухаммаду проповедовать волю Аллаха132, представляется наиболее эффективной формой объединения усилий для достижения определенных целей - идеологических или военных. Как пишет один из радикальных исламских авторов С.Кутб, «сталкиваясь на своем пути с физическим противодействием, ислам не может ограничиваться только проповедью и убеждением, но и считает возможным опираться лишь на силу и принуждение, дабы изменить убеждения и образ мысли простых обывателей»133. Согласно его мнению, было бы правильно и справедливо постоянно использовать в практике отношений исламского мира с неисламскими обществами оба этих направления для достижения главной цели - подвести все человечество к служению единому и единственному Аллаху, являющемуся творцом и владыкой всего сущего.
Роль мусульманских организаций и объединений в сохранении и укреплении позиций ислама в современном обществе
Продолжающийся в настоящее время процесс исламского возрождения предполагает поиск иовых форм выстраивания приоритетов международных отношений. Исламизм, оформившийся в качестве протеста против принудительного распространения западных политических, экономических и культурных ценностей, становится все более влиятельной силой на международной арене, и на этом фоне, как полагает российский исламовед А,Малашенко «представляется допустимым отказ от категоричного отрицания диалога с исламистами, хотя бы во имя того, чтобы не превращать отказ от диалога в вечный резервуар экстремизма» .
В другой своей работе он оценивал исламизм как закономерный феномен для современного этапа развития исламского мира, который одновременно является и политическим действием, и компонентом массового сознания, и идеологией, причем содержащийся в нем религиозный радикализм однозначно отрицает как геополитическую, так и культурную иерархию, что, впрочем, проистекает из основополагающего тезиса о цившшзационном превосходстве ислама, а это, в свою очередь, обосновывает доктрину социальной мобилизации, которую с одинаковой степенью убежденности могут принять «как религиозные деятели, так и светские лица» 57.
Идеями исламизма пронизаны почти все мусульманские организации и объединения, в том числе и международные. Впервые о необходимости создания единой исламской международной организации говорил муфтий Иерусалима Мухаммад ал-Хусайни после окончания Первой мировой войны. Позднее его идея была реализована в 1926 г. в Мекке, где 15 мусульманских страи объявили о создании Конгресса исламского мира, а его постоянно действующий рабочий орган - Исполнительный комитет -сформирован в 1931 г, в Иерусалиме. После образования нового мусульманского государства Пакистан, центр объединительного движения переместился в Карачи, где в 1951 г, при участии 32 государств и мусульманских общин был утвержден Устав Конгресса исламского мира, а также избран его Высший совет, наделенный правом назначения Генерального секретаря этой организации, которая вскоре инициировала выпуск журнала «Мусульманский мир», а также способствовала трансляции радио и телепрограмм на нескольких языках.
Этой, в целом умеренной по религиозно-политическим взглядам организации, резко противопоставила себя ассоциация «Братья-мусульмане», пользовавшаяся тогда поддержкой короля Иордании и объединившая представителей таких государств, как Египет, Иордания, Афганистан, Иран, Марокко, Алжир, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия Индонезия. В 1953 г. представители перечисленных стран учредили международную организацию Всеобщий исламский конгресс для Израиля, с целью решения палестинской проблемы и создания объединенного исламского фронта против Израиля,
В 1962 г. по инициативе короля Саудовской Аравии была образована международная неправительственная исламская организация Лига исламского мира, в уставе которой она объявлена в качестве суннитского международного объединения исключительно религиозного и культурно-просветительского направления, способствующего межисламскому сотрудничеству в сфере политики, экономики и культуры, усилению влияния духовенства в обществе, а также внедрению принципов ислама в конституции мусульманских государств. В настоящее время она имеет исламские советы в Лондоне, Дакаре, Нью-Йорке и Карачи. В 1965 г, был создан Афро-Азиатски и исламский конгресс.
Наиболее крупным и более влиятельным международным объединением является Организация Исламская Конференция, учрежденная в 1969 в Рабате, и в настоящее время она является единственно мусульманской межправительственной организацией- На членство в ней могут претендовать те государства, где большинство населения составляет мусульмане, конституция квалифицирует их как исламское, а глава государства является мусульманином. ОИК объединяет 57 стран мира, в том числе и бывшие мусульманские республики СССР. ОИК имеет рабочие органы - Конференция глав государств и правительств, проводящаяся раз в три года и являющаяся высшим органом ОИК; Конференция министров иностранных дел, собирающаяся один раз в год или при необходимости; Генеральный секретариат, обеспечивающий связь между членами-государствами, а также распространение информации и который возглавляется Генеральным секретарем, избираемым сроком на четыре года с правом избрания еще на один срок, штаб-квартира которого находится в Джидце (Саудовская Аравия), С момента образования Генеральными секретарями ОИК были представители Малайзии, Египта, Сенегала, Туниса, Пакистана, Нигера, Марокко.
Наименования департаментов и служб Генерального секретариата дают представление об основных направлениях деятельности этой самой многочисленной по составу участников исламской международной организации:
-департамент по Иерусалиму и Палестине;
-бюро по исламскому бойкоту Израиля;
-исламское бюро по военной координации с Палестиной;
-департамент по политическим вопросам;
-департамент по делам мусульманских сообществ и меньшинств;
-департамент по юридическим вопросам;
-департамент по экономическим вопросам;
-департамент по науке и технологиям;
-департамент по информации;