Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Философско-методологические проблемы религиозного и религиоведческого образования 11
1. Знания о религии как отрасль гуманитарного знания 11
2. Сущность и специфика религиоведческого и религиозного образования: линии разграничения 52
Глава П. Проблемы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации 75
1. Правовые основы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации 75
2. Практика преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации 93
Глава III. Мировой опыт преподавания знаний о религии и возможность его использования в условиях Российской Федерации 129
Заключение 154
Список использованных источников 161
- Знания о религии как отрасль гуманитарного знания
- Сущность и специфика религиоведческого и религиозного образования: линии разграничения
- Правовые основы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации
- Практика преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к активизации религии, усилению ее влияния на различные стороны общественной жизни, в том числе и на сферу образования. Проникновение религии в светскую школу, которая до недавнего времени была предельно секуляризованной, породило и обострило проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие и не всегда конструктивные споры. Решение данной проблемы находится не столько в образовательной сфере, сколько в социальном, политическом, историческом и других аспектах. Тем не менее, необходима разработка и экспериментальное внедрение новой дифференцированной стратегии образования с учетом сложившихся исторических реалий. С этой целью представляется целесообразным проанализировать исторический опыт, учесть образовательную практику соперничающих между собой позиций, но фактически утверждающих различные варианты единой стратегии общего религиоведческого образования: конфессионально ориентированного и секулярно ориентированного.
Построение философской концепции изучения религиозного и религиоведческого образования в настоящее время представляется весьма актуальным, поскольку такая концепция не только позволит рассмотреть его состояние в современной России, но и предоставит возможность определить статус и значение религиозного и религиоведческого образования для нашего общества, а также в определенной мере дать прогноз тенденций его изменения в дальнейшем. Теоретический философский анализ может послужить базой для изменения взгляда на религию и ее роль в общественном сознании, для формирования модели государственно-конфессиональных отношений в данной сфере.
До настоящего времени развитие религиоведческого и религиозного образования существенно опережало принятие управленческих решений в обозначенной области социальной реальности, что оказывало влияние на государственную систему образования, тем самым приводя к конфликтам на существующем правовом поле. Необходимо подчеркнуть, что затяжной конфликт интерпретаций, происходящий в данной сфере, обусловлен исторически.
Во-первых, длительный процесс секуляризации науки сформировал огромный перевес «безрелигиозной» светской культуры над религиозными традициями, в результате чего даже сам интерес к религии и потребность в ней сформировались под влиянием социокультурных процессов. Сейчас происходит обратный процесс, и образование здесь выступает основным каналом, определяющим процесс и результаты освоения религиозной системы ценностей светским сознанием сейчас и в перспективе.
Во-вторых, формы преподнесения знаний о религии можно на сегодняшний день признать неадекватными, поскольку возникает социально-когнитивный конфликт, приводящий либо к утрате доверия к школе, либо к нравственно-мировоззренческому кризису личности, усиленного подростково-юношеским максимализмом.
Сложившиеся в российской образовательной практике способы освоения религиозных ценностей сводятся либо к либерально-секулярной модели, ориентированной на сохранение «чистоты» светской культуры при постулировании мировоззренчески нейтрального академического религиоведения, либо к модели, культивирующей религиозные смыслы и ценности, которая в культурно-интерактивном плане предполагает интеграцию светских и религиозных культурных паттернов при приоритете религиозных ценностей. Такая поляризация на практике приводит к тому, что побеждает либо одна, либо другая точка зрения.
Сегодня необходима иная постановка вопроса, предполагающая устранение конфронтации.
В настоящее время практика изучения религии в российских государственных и муниципальных образовательных учреждениях выглядит по-разному. Существующие проблемы и противоречия порождены, с одной стороны, несовершенством законодательства, а с другой стороны, активизацией образовательной деятельности религиозных объединений. В результате государственные и муниципальные образовательные учреждения Российской Федерации оказались вовлеченными в процесс переоценки ценностей в отношении религии. В этой связи актуальным является научное осмысление процессов внедрения знаний о религии в светское (академическое) образование; анализ правовой базы, регулирующей деятельность образовательных учреждений; обобщение опыта религиозного и религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях РФ.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ современного состояния религиозного и религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России, рассмотрение тенденций его развития, специфических особенностей и институтов, регулирующих религиозно-образовательную деятельность, сегодня являются предметом специального теоретического и эмпирического изучения. Недостаточная разработанность данной проблемы обусловлена, во-первых, спецификой самого объекта изучения; во-вторых, тенденциозным отношением со стороны представителей общественных наук к проблеме возрождения религиозного образования, ставшей актуальной лишь в последнее время; в-третьих, непроработанностью теоретико-методологических и эмпирических основ, необходимых для изучения данной проблематики.
Определенным научным вкладом в изучении феномена религиозного и религиоведческого образования являются идеи, разработанные в рамках философии образования, педагогики и психологии, а также социальной философии в контексте изучения отношения разных групп населения к религии.
Вопросы взаимодействия религии и общества и связанные с этим проблемы духовности, культуры, национальной и конфессиональной самоидентификации, религиозного и религиоведческого воспитания и обучения рассматриваются в работах Е.А. Андреева, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, К.Н. Леонтьева, Д.С. Лихачева, Н.Д. Никандрова, М.Г. Писманика, И.Н. Яблокова и др. В своих работах авторы рассматривают проблемы взаимодействия системы образования с обществом (прежде всего, с его социальной культурой); влияние систем образования на изменение социальной однородности общественной структуры. Они также решают основополагающие для общества задачи: становление личности как гражданина, организация профессиональной ориентации учащихся и студентов и т.д.1
К непосредственному изучению отдельных аспектов религиозного и религиоведческого образования обращались религиоведы и правоведы: Т.Ю. Абдуллина, Ю.Р. Галимова, В.И. Гараджа, Ю.П. Зуев, М.Н. Костикова, Т.А. Кудрина, А.И. Кудрявцев, Р.А. Лопаткин, В.В. Луховицкий, Л.Н. Митрохин, Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцов, И.В. Понкин, А.В. Пчелинцев, А.Е. Себенцов, Н.А. Трофимчук, Н.В. Шабуров, М.О. Шахов, Е.С. Элбакян, И.Н. Яблоков, автор этих строк и др.1
Проблема взаимодействия светской школы и религиозного образования в конфессиональной школе отражена в работах, докладах и выступлениях ряда религиозных деятелей: Патриарха Московского и всея Руси Алексия И, архимандрита Иоанна (Экономцева), протоиерея Александра Меня, протоиерея Бориса Пивоварова, священника Алексея Сысоева, протоиерея Владимира Воробьева, диакона Андрея Кураєва и ДР.2
Объектом исследования выступает проблема преподавания знаний о религии в системе среднего и высшего образования.
Предметом исследования является реализация принципов свободы совести в сфере образования, различные аспекты религиозного и религиоведческого образования в современной России: его состояние, тенденции, отражение в общественном сознании; практика реализации религиозного и религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России.
Цель исследования заключается в изучении современного состояния и проблемы религиозного и религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях РФ, выявлении тенденций развития религиозного и религиоведческого образования и средств оптимизации этого направления гуманитарного образования, в уточнении его содержания и методологических принципов. Достижение этой цели требует решения следующих задач:
• анализ правовой базы религиоведческого и религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации;
• разграничение понятий, существа, сфер реализации и субъектов религиоведческого и религиозного образования для обеспечения неуклонного соблюдения законодательно утвержденного принципа светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• изучение особенностей взаимосвязи религиозного и религиоведческого образования в современной России для определения основных направлений взаимодействия государства и религиозных объединений в реализации возможности давать учащимся и студентам знания о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательной программы;
• определение соотношения религиозного образования с религиоведческим просвещением и образованием для обеспечения права учащихся и студентов на получение знаний о религии в негосударственных образовательных учреждениях;
• обобщение мирового опыта школьного и вузовского преподавания знаний о религии и возможности его использования в условиях нашей страны.
Методологическими основаниями философского исследования сущности религиоведческого и религиозного образования и реализации его в процессе преподавания послужили исторический, философский, педагогический, психологический и культурологический подходы к изучению этого социального феномена. Теоретико-методологической основой для рассмотрения религиозного и религиоведческого образования выступают деятельностный и системный подходы, с позиции которых оно рассматривается как определенная образовательная система и как деятельность включенных в нее субъектов.
Основные научные результаты, полученные соискателем, и научная новизна диссертации заключаются в том, что в ней осуществлено теоретическое осмысление проблемы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации с учетом ее правовых, философских, религиоведческих аспектов. Работа является комплексным исследованием, выявляющим «узкие места» в преподавании знаний о религии в отечественных школах и вузах, содержит конкретные предложения по оптимизации этого процесса. Системный подход к изучению религиозного и религиоведческого образования показал, что и в законодательстве, и особенно в правоприменительной практике имеют место существенные недостатки и противоречия. Их преодоление возможно через изменение отношения государства, органов управления образованием, а также школьников, студентов и преподавателей к знаниям о религии, к обучению, которое не сводится к усвоению и принятию истин того или иного вероучения или мировоззрения, а носит характер общекультурного познавательного процесса.
Основные результаты исследования, определяющие его научную значимость и выносимые на защиту, заключаются в следующем.
1. Обосновывается необходимость разработки единой государственной концепции религиозного и религиоведческого образования в рамках философского и культурологического подходов.
2. Осуществляется понятийный анализ религиозного и религиоведческого образования в контексте образовательной деятельности. Религиозное и религиоведческое образование определяется как деятельность по трансляции специфических видов знания, ценностей, образа жизни и мироощущения, осуществляемые профессионально подготовленными людьми в отношении учащихся.
3. Выявляется специфика религиозного и религиоведческого образования, которая проявляется:
- в содержании транслируемого знания;
- в результате образовательной деятельности, выражающейся в воспроизводстве особого типа личности, способной осуществить осознанный выбор мировоззренческой установки;
в качественных характеристиках религиозного и религиоведческого образования (консервативности, стабильности, низком уровне динамики и инновационности, наличии иррационального компонента);
- в характере соотношения элементов обучения и воспитания в учебном процессе.
4. Предлагается трактовка соотношения религиозного и религиоведческого обучения и воспитания, доказывается, что первое реализуется в рамках формального образования, второе - неформального, т.е. осуществляется в процессе социализации человека через институты культуры, СМИ, воспитания, семьи и др. Показывается, что религиозное и религиоведческое образование взаимно дополняют друг друга.
5. Рассматривается соотношение религиозного и религиоведческого образования, выявляются принципиальные различия между ними в целях, содержании образования, субъектах его реализации. Обосновывается, что в условиях становления религиозного образования возрастает значимость дальнейшего развития религиоведческого образования как фактора формирования мировоззренческой, религиозной, национальной толерантности.
6. Доказывается, что внутренние нормативные регуляторы религиозного и религиоведческого образования характеризуются наличием принципиальных противоречий, которые могут быть преодолены ради стабильности функционирования государственной системы образования; устанавливается наличие несоответствия между внешними нормами, регулирующими религиозное образование, и внутренним содержанием, определяющим связь между религиозным образованием и религиоведческим, религиозным и светским образованием. Внешние формы нормативной регуляции не вполне соответствуют современным реалиям и будут претерпевать дальнейшие изменения в процессе развития государственно-конфессиональных отношений.
7. Обосновывается существование трех основных тенденций трансформации религиозного и религиоведческого образования в России: взаимодействие светского и религиозного образования, формирование новых государственно-конфессиональных отношений в сфере религиозного, светского и религиоведческого образования, появление инновационных процессов в религиозном и религиоведческом образовании.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработка проблемы преподавания знаний о религии дает возможность в перспективе создать развернутую целостную государственную концепцию религиозного и религиоведческого образования, которая может быть использована в качестве основания для проведения дальнейшего теоретического и эмпирического исследования выявленных тенденций трансформации религиозного и религиоведческого образования. Материалы данной работы могут способствовать принятию оптимальных управленческих решений по вопросам регулирования взаимодействия социальных общностей и органов государственной власти в сфере религиозного и религиоведческого образования.
Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в 9 публикациях общим объемом 8 п.л. Автор принимал участие в работе «круглого стола» на тему «Место религии в системе государственного образования», состоявшегося 29 февраля 2000 г. на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в IV, V и VI Международных Рождественских образовательных чтениях и т.д.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.
Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Объем текста 182 страницы, список литературы содержит 212 наименований.
Знания о религии как отрасль гуманитарного знания
Новая общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России в 1990-х гг., вызвала кардинальные изменения места и роли религии в жизни российского общества. Значительно возросшее воздействие религиозных объединений на различные стороны общественной жизни привело к необходимости изменения их юридического статуса. Законодательно были сняты действовавшие десятилетиями неоправданные ограничения на деятельность религиозных организаций по распространению вероучений и религиозному просвещению детей, молодежи и взрослых. В результате за короткий срок в несколько раз выросло количество и численность религиозных объединений, число последователей различных деноминаций. Значительную часть их составляли неофиты, имевшие лишь отрывочные и поверхностные знания о вероучении и культовой практике конфессий, к которым они приобщались. Удовлетворяя их потребность в восполнении недостатка знаний о религии, церковные власти создавали сеть собственных религиозных образовательных учреждений, а также стремились использовать для этой цели существующую государственную систему образования. В учебный процесс стали вводиться дисциплины, имевшие религиозную направленность в содержании и методах воспитания. Во-первых, потому, что преподаватели государственных и муниципальных образовательных учреждений, еще сохранившие прежние представления о религии как части государственной атеистической идеологии, не смогли принять новой образовательной парадигмы, а во-вторых, религиозные объединении стремились занять свое место в учебно-воспитательном процессе. Это и послужило причиной появления проблемы «школа и религия».
Мнения сторон расходились в вопросе о том, какие знания о религии следует считать частью общего гуманитарного образования, а какие признать конфессиональными. Острота вопроса во многом объяснялась устоявшимися представлениями о религии как идеологически вредном мировоззрении, уводящим от решения насущных задач и затрудняющим реализацию свободы совести в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Поскольку государственной концепции стратегии образования не было, религиозные организации и объединения выдавали свои концепции в качестве государственных. Конфессии были заинтересованы в государственной аккредитации своих учебных заведений, что не только уравнивало их выпускников с выпускниками государственных и муниципальных образовательных учреждений, но и меняло статус самого образовательного учреждения, давало определенные права на финансовую поддержку со стороны государства. Однако государственная аккредитация означала и контроль за уровнем и содержанием образования в конфессиональных образовательных учреждениях, что вызывало определенную тревогу у церковных властей. К тому же, все более определенно проявлялось пренебрежение к требованиям закона со стороны конфессий, попытки оценивать правовые нормы с точки зрения религиозной нравственности, церковных канонов, традиций и морали. Поэтому появились основания строго очерчивать круг вопросов из сферы образования, которые входят в компетенцию церкви, а какие - в компетенцию государства. При этом если вначале представители клира категорически отвергали предложения светских религиоведов о сотрудничестве, то в дальнейшем готовы были приглашать их на работу и настойчиво добиваться права для лиц, имеющих духовное звание, вести в школах уроки по религиоведению.
«...Мы понимаем, что задачу воспитания будущего поколения России через наши школы мы не решим - неоднократно утверждал руководитель Отдела катехизации Московского патриархата игумен Иоанн (Экономцев). - Необходимо сотрудничество с государственной школой. ... Нужен ли вообще этот предмет - религиоведение? Информационные знания о религиях можно дать при преподавании других дисциплин, например, истории культуры и т.д. Специально создавать такую дисциплину нет никакой необходимости... Речь идет не об информации о религии, которую можно дать через другие дисциплины, речь идет о воспитательной работе... Я не вижу никаких проблем в том, что в школе будут преподавать православный священник, раввин или мулла».1
В этой цитате можно усмотреть модель религиозного образования, которую претворяет в жизнь Русская православная церковь. Спорным является утверждение, что воспитательную работу в школе могут проводить только представители религиозных объединений, и что при этом достаточно ограничиться вопросами нравственности. Потому что надо было учесть унаследованное в общественном сознании россиян атеистическое отношение к религиозной тематике и представителям клира. К тому же, у священника много других забот, кроме школы, а государственную школу не нужно было автоматически приписывать к приходу. В качестве иллюстрации можно привести пример.
В одном из крупных московских приходов в дни Великого поста был проведен небольшой опрос среди постоянных, активных прихожан. На вопрос, память каких святых праздновалось в прошедшее воскресенье, из 25 опрошенных ответил только один человек. Тему воскресного Евангелия также вспомнил лишь один прихожанин. Содержания, хотя бы примерно, одного из изменяемых песнопений субботнего всенощного бдения не раскрыл никто. Те же самые вопросы -о памяти святых, тема евангельского чтения и содержание хотя бы одного тропаря, кондака, стихиры, - были заданы 22 прихожанам, бывшим в день опроса за литургией, а накануне - за великим повечерием и утреней. Празднуемых в этот день святых правильно назвали два человека, тему евангельского чтения - семь. Что же касается вечернего богослужения, то никто из опрошенных не только не мог сказать, что за ним пелось или читалось, но попросту не знал, как оно называется.1
Сущность и специфика религиоведческого и религиозного образования: линии разграничения
Сегодня объективно существуют разные виды образования: религиозное и религиоведческое. Между ними есть сходство. Оно заключается, прежде всего, в том, что есть общий объект изучения -религия, проявление в жизни ее свойств, наложивших отпечаток на исторические события, традиции народа, обряды и обычаи. Религиозное сознание нашло отражение в явлениях культуры, о которых невозможно судить без определенной суммы знаний о религии, если учесть, что в них нашли отражение религиозные представления их авторов. Но методологически верным подходом в изучении религии как культурно-исторического феномена остается все-таки признание того факта, что религия опирается на веру в сверхъестественное, а светское религиоведение это «сверхъестественное» изучает доступными ей методами и средствами.
Отсюда и основное различие между религиозным и светским религиоведческим образованием. Для религиозного образования знания играют вспомогательную роль, в его основе лежит, прежде всего, воспитание при помощи культовых действий и создания определенного образа жизни. Приобщение к вере предполагает охват всех сторон жизни человека, его чувств и разума, воли и сознания. Религиоведение как одна из форм гуманитарного образования делает религию предметом научного исследования наряду с другими сферами жизни общества - политикой, правом, экономикой и т.д. Религия здесь рассматривается как составная часть культуры в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека. Во многом из того, что происходило в прошлом и происходит в наши дни, невозможно до конца разобраться, не учитывая влияния религии и не располагая для этого соответствующими знаниями о ней, получаемыми с помощью применения научных методов ее изучения. Дать эти знания - дело школы, и в этом деле ее никто не заменит. Без этих знаний образование оказывается урезанным, неполным.
Религиоведческое образование в России опирается на традицию и богатое наследие в области истории религии, в том числе и церковной истории, религиозной философии, этнографии и культурологии. Оно привлекает к себе не только научный, но и более широкий общественный интерес, имеющий в виду запросы образования, культурной политики, развития демократических начал жизни. Преподавание религиоведения в школе, если его оценивать под этим углом зрения, может способствовать утверждению в российском обществе нравственных ценностей, признанию прав человека, толерантности не только как правовой нормы, но и этической добродетели. В этом смысле преподавание религиоведения в школе - не только одна из актуальных задач, но и проба на гражданскую зрелость и состоятельность общества, власти и религиозных организаций.
Религиозное образование должно осуществляться в негосударственных учебных заведениях. Преподавание предмета «Основы православной культуры» в государственной школе в качестве обязательного предмета нарушает принцип светскости образования, т.к. его сегодня преподают либо учителя, прошедшие православные катехизаторские курсы, либо священнослужители. Однако все еще не является очевидным, что для решения проблем полного и многогранного информирования населения России о мировых религиях именно религиоведческое образование является наиболее оптимальным, не ущемляющим права граждан на свободу совести, направленным на формирование толерантности в обществе.
Неустранимых препятствий к тому, чтобы общество, государство и конфессии, религиозные объединения могли найти общий язык в вопросах образования, нет. Конечно, сотрудничество такого рода предполагает определенные компромиссы со стороны его участников. В чем-то эти интересы не совпадают, а в чем-то являются общими. Это -интеграция общества с учетом его многоконфессиональности, проблема общественного согласия и толерантности, компетентности общества и власти в оценке религиозного фактора.
Усилившаяся вестернизация российского образования может привести к его разрушению, что вызывает у многих естественное отторжение зарубежного опыта. Отсюда попытки (чаще практические, нежели философско-методологические) создания различных моделей национальной школы. Эта тенденция вполне оправданна. Хотя бы потому, что в ситуации кризиса российского общества национальное начало может стать (но может и не стать) тем фундаментом, опираясь на который возможно преодоление и государственного кризиса.
Поэтому одной из наиболее важных задач государственных и муниципальных образовательных учреждений является привитие ученикам религиозной терпимости на фоне глубоких знаний об истории своей страны, ее культуры и религии как составной части и истории, и культуры. В процессе преподавания таких знаний школа реализует цели общественную, или социальную (она формирует толерантность в обществе), культурную (поскольку обеспечивает диалог религий и культур, ценностей, норм и обычаев разных народов), удовлетворяет духовные и психические потребности учащихся, не стремясь при этом обратить их в ту или иную веру, или вызывать негативное отношение к какой-либо из них.
Правовые основы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации
Возросший интерес к религии породил массовую потребность в объективных научных знаниях о ней. Данную потребность призвана удовлетворить система религиоведческого образования в структуре государственной и муниципальной школы, а также религиоведческое просвещение, осуществляемое культурно-просветительскими учреждениями и средствами массовой информации. Все это требует постоянного учета религиозного фактора в государственном строительстве, в деятельности государственных и муниципальных органов власти, направленной на консолидацию общества, достижение социального, межэтнического, межконфессионального мира и согласия. Однако сегодня преподавание научных знаний о религии в школах и вузах либо вообще отсутствует, либо носит неупорядоченный характер. Наблюдается большой разброс концептуальных и идеологических подходов: от поисков современных новых форм преподавания религиоведения вплоть до попыток внедрения в светскую школу преподавания «Закона Божьего» и других форм обучения религии.
Реализация общественной потребности в распространении научных знаний о религии затрудняется отсутствием необходимого количества квалифицированных кадров, учебников и учебных пособий. Положение усугубляется тем, что частично из-за отсутствия в общественном сознании четкого различения содержания, функций и задач религиоведческого и религиозного образования, частично в результате целенаправленных шагов в сторону клерикализации государственной и муниципальной школы наблюдается тенденция к подмене, к вытеснению религиоведческого образования религиозным. Предпринимаются попытки поставить под сомнение или обойти принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Полномочия государства по отношению к религиозному образованию различаются в зависимости от факторов, главным из которых является то, в каком сегменте образовательной системы страны такая деятельность религиозных организаций проводится. Для многих религиозных структур принципиальным является религиозное обучение не только внутри своих организаций или в созданных ими школах, но и в системе государственного (общественного, публичного) образования. Национальные интересы нашей страны состоят в том, чтобы нейтрализовать попытки размывания менталитета российского народа, не допустить распространения религиозного экстремизма, национализма, укрепить нравственные ценности общества, сохранить культурный потенциал страны.
Религиозное образование в России получило юридическую базу в виде ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). Данный Закон не был свободен от противоречий и двусмысленности отдельных положений, дал возможность использовать его в интересах религиозных объединений и организаций, а не в интересах поступательного развития отношений государства и конфессий. Перечисление в преамбуле Закона традиционных религий и конфессий было воспринято на местах как основание считать все иные конфессиональные образования «сектами», со всеми вытекающими отсюда негативными для них последствиями. Во многом Закон вместо укрепления правовых начал внес смуту в общество, привел к укреплению прав только верующих, вызвал недоверие граждан к власти.
Хотя традиционные религиозные институты не получили каких-то ощутимых выгод и льгот, однако отсутствие четкого контроля за исполнением Закона позволило часто подменять его требования соображениями «целесообразности» в интересах той или иной религиозной организации. Очень часто в качестве экспертов, консультантов по вопросам государственно-конфессиональных отношений местные органы власти привлекали представителей религиозных организаций, которые вряд ли могли быть беспристрастными в решении проблем. Но государство фактически самоустранялось от контроля за теми вопросами в деятельности религиозных организаций, которые должны находиться в сфере его интересов (например, расходование бюджетных и иных государственных средств, выделяемых на нужды религиозных организаций, сохранность движимого и недвижимого имущества и т.п.).
Политика государства в сфере образования всегда была и остается одним из наиболее эффективных средств воздействия на общественные процессы. Ставить образование вне политики можно только гипотетически. Деполитизация образовательной сферы, провозглашенная в конце 1980-х гг., привела к потере нравственных ориентиров, к идеологическому вакууму, который стал активно заполняться самыми разнообразными идеями, в том числе религиозными, а стереотип сознания, идентифицирующий религию с идеологией и политикой, и сегодня затрудняет положительное решение религиозного вопроса путем воспитания взаимного уважения к позициям каждой из сторон, поиском взаимных компромиссов. В немалой степени этому должно способствовать законодательство.
Законодательные основы Российской Федерации в области образования состоят из норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними, иных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Федерации. Определенную роль в правоприменительной практике играют соглашения, заключаемые федеральными органами исполнительной власти с отдельными религиозными организациями.
Основными направлениями взаимодействия государства и религиозных объединений в области образования являются:
- обеспечение государством светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; государственная поддержка преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными объединениями;
- предоставление возможности обучать учащихся и студентов религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательной программы;
Практика преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации
Закон «Об образовании» не был детализирован и соответствующим образом профинансирован, в результате чего в школу стали проникать миссионеры, чья проповедь не сопровождалась молитвами и богослужениями. В школу проникали люди с Библией в руках и с добрым словом пастора, но преследовали совсем не добрые цели. Преподавание знаний о религии без приобщения к культовой практике открыло дорогу в школу представителям религиозных учений, которые наносили вред физическому и моральному здоровью учащихся. Это создало предпосылки к массовому нарушению конституционного принципа светского характера в содержании образования.
В 1992-1996 гг. была осуществлена реорганизация гуманитарного, в том числе религиоведческого, образования, обновлена его нормативно-правовая база. В Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования введены направления «Теология» и «Религиоведение» (уровни бакалавра и магистра) и специальность «Религиоведение»; разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты по этим направлениям и специальностям. Религиоведческая тематика введена также в специальные для всех курсов дисциплины гуманитарного цикла - философию, культурологию и т.д. Учебным заведениям рекомендовано вводить религиоведческие и религиозно-философские курсы, факультативы по выбору, призванные способствовать нравственному становлению и самоопределению личности, ее самоутверждению, а также преодолению экстремизма и дискриминации по религиозным мотивам, утверждению в обществе терпимости к инакомыслию.
При содействии Министерства образования Российской Федерации была организована работа по созданию и выпуску учебной литературы нового поколения. Так, по Целевой программе «Обновление гуманитарного образования в России» для профессиональной школы (вузов и техникумов) было подготовлено свыше 200 наименований учебников и учебных пособий. Примерно такое же количество литературы было издано для общеобразовательной школы. Среди них свыше 20 изданий религиоведческого характера. Почти столько же учебных пособий вышло в свет помимо Программы, т.е. на инициативной основе. Разработаны и нашли применение программы факультативных занятий по религиоведению в полной средней школе («Религия и памятники», «Из истории религий», «Религии мира» и т.д.). Авторами пособий и программ выступили известные ученые: В.И. Гараджа, Н.С. Капустин, Л.Н. Митрохин, М.В. Вагабов, М.Г. Писманик, И.Н. Яблоков и др. Кроме пособий, учебных программ и курсов были изданы словари и справочники, призванные помочь учащимся в самообразовании. Особый раздел составляют документы (законы и подзаконные акты), без которых невозможно было бы организовать изучение в образовательных учреждениях религиоведческих дисциплин.1
Однако процессу изучения истории религий и вероучений мешал недостаток добросовестно разработанных учебных пособий, их полное отсутствие в школьных библиотеках, невозможность для учащихся изучать систематически и самостоятельно данный предмет, а для администрации школы - сделать его обязательной дисциплиной. Но как бы сочувственно ни относились к этой проблеме директор или педагог, это невозможно было потому, что менее усидчивые и прилежные ученики воспринимали религиоведческое образование как дело исключительно учебное, не относящееся к прочим сторонам жизни, аналогично большинству учебных предметов. Однако преподавание религии всегда будет отличаться от комплекса учебных дисциплин тем, что оно обращено к интимной сфере ценностей, приоритетов, идеалов и моральных норм. Здесь педагогам многое приходилось начинать «с нуля», хотя внедряемая и имеющая некоторое распространение форма учебного религиоведческого или этического факультатива все же позволяла перейти к систематической общешкольной (а кое-где даже общегородской) воспитательной работе. Но педагоги утверждали, что ограничиваться учебно-факультативной работой для достижения полноценного воспитательного эффекта нельзя.
Основным препятствием здесь служило то, что преподавание знаний о религии не воспринималось как целостная, личностно ориентированная система воспитания. В личностно ориентированной светской педагогике, обозначившей гуманитарное направление в качестве приоритетного, религиоведческие дисциплины не всегда воспринимались как гуманитарные, потому что это якобы не способствует гуманизации межличностных отношений.
В создавшейся ситуации по инициативе Московского патриархата были организованы Рождественские образовательные чтения, которые изначально носили характер политической акции. В них принимали участие известные ученые, министры образования и культуры, преподаватели светских и духовных образовательных учреждений.1