Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозные аспекты социально-экономического развития арабских стран Барковский, Анатолий Леонидович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Барковский, Анатолий Леонидович. Религиозные аспекты социально-экономического развития арабских стран : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Барковский Анатолий Леонидович; [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2013.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/211

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется тем, что судьбы арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки все в большей степени попадают в прямую зависимость не только от демократизации их политической системы и ускоренного экономического роста, но также от выстраивания соответствующей социокультурной инфраструктуры.

Осуществление таких преобразований осложняется нерешенностью проблемы отставания этих стран от уровня и темпов развития европейских (западных) государств. Но ранее попытки ее решения увязывались с ориентацией на пример индустриально развитого Запада. В настоящее время в качестве лидера набирающей темпы глобализации утверждается наиболее продвинутая группа западноевропейских государств и США, где на основе инноваций в области науки, техники и образования сформировалось постиндустриальное общество. Соответственно увеличивается дистанция между этой группой государств и арабскими странами, где все еще значительная масса мусульманского населения сохраняет приверженность исламским стереотипам традиционно-средневекового мировосприятия, миропонимания и образа жизни.

Особую озабоченность в арабском мире вызывает то, что проблема отставания не решена даже небольшой группой стран, чье нынешнее благосостояние построено на солидных запасах углеводородного сырья и колоссальных валютных накоплений от его продажи. Модернизация многочисленных «бедных» стран сдерживается не только нехваткой финансовых средств, продовольствия, природных богатств, сырьевых ресурсов, зачастую остротой демографической проблемы и т.д. Именно там бытует воспроизводство отсталых форм хозяйствования и поддерживается особая психологическая субкультура, характеризующаяся сложным сочетанием неприятия нововведений и непредсказуемым взрывом протеста против безысходной нищеты и обездоленности. Именно там велика отзывчивость бедного и бедствующего люда на пропаганду воинствующих исламистов.

Сравнительно недавние события «арабской весны», связанные с падением ряда авторитарных правящих режимов, вспышками массовых протестных движений, со всей очевидностью высветили не только опасность воинствующего исламизма.

Бурную активность развили Саудовская Аравия, Катар и иные аравийские монархии, вознамерившиеся «развернуть процесс «переформатирования» арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки по своему сценарию, в соответствии с которым на месте светских учреждаются религиозно-ориентированные режимы», чьи идеологические и политические установки были бы близки правящим аравийским режимам.

Со всей очевидностью обнаружилось намерение правящих кругов США и их союзников напрямую или же опосредованно использовать массовые мусульманские антиправительственные и иные протестные выступления в выгодном для себя направлении, сочетая прямое вмешательство в жизнь отдельных стран с разворачиванием мощных информационных кампаний под девизом защиты прав человека и т.п.

В свете «арабской весны» и последующих событий вполне закономерен интерес к усиливающемуся накалу идейно-политической борьбы в арабском мире, различные участники которой существенно расходятся в планах относительно обустройства политической системы и социально-экономической структуры, но не приемлют (хотя и с разных позиций) навязываемых извне моделей модернизации и глобализации. Выдвигая неоднозначные проекты модификации арабского общества и экономики, они тем или иным образом связывают данный процесс с опорой на достояние духовной и материальной культуры, исторически сложившейся в мире исламской цивилизации.

За сложнейшими перипетиями такой борьбы просматривается комплекс причинно-следственных связей, преломляющих собой действие общих закономерностей мирового развития, а также проявление региональной (локальной) специфики, в том числе и той, которая связана с исламом.

Позволяя приблизиться к пониманию характера и глубинных истоков таких взаимосвязей, философско-религиоведческий анализ исламских аспектов современного социально-экономического развития арабских стран включает в себя постижение специфики, обусловленной их многовековым пребыванием в мире традиционного распространения ислама.

Проблематика диссертационного исследования весьма актуальна для России. Поскольку в ряде российских регионов с мусульманским населением сохраняется необходимость учета «роли социально-экономического фактора в политизации ислама», имеет смысл принимать во внимание арабский опыт применения и силовых, и религиозно-политических методов борьбы с воинствующими исламистскими группировками. России как субъекту мирохозяйственных связей, чья деятельность связана с конъюнктурой глобальных рынков энергоресурсов и углеводородного сырья, важно иметь должную осведомленность в том, что касается действия рыночных сил в арабских нефтедобывающих странах, а также динамики перемен в духовно-религиозной, интеллектуальной и социально-политической жизни в арабском регионе. Тем более что Российская Федерация активно участвует в деятельности ряда международных организаций, в которых представлены арабские государства Ближнего Востока и Северной Африки.

Объект диссертационного исследования – духовно-культурная составляющая современного процесса модернизации общества и экономики в ареале традиционного бытования исламской цивилизации.

Предмет исследования – исламские аспекты современного социально-экономического развития арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Цель исследования – формирование системно-целостного представления о той роли, которая отводится исламу и духовно-культурному достоянию исламской цивилизации в политике арабских государств, направленной на модернизацию экономики и общественного устройства, а также в тех проектах социально-экономических реформ, которые разрабатываются современными арабскими теоретиками; наконец, в реализации практических рекомендаций, выдвинутых создателями данных проектов.

Достижению поставленной цели служит решение комплекса задач, касающихся:

- определения роли ислама и наследия исламской цивилизации на разных этапах официальной разработки стратегии модернизации общества и экономики арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки;

- выявления основных философско-методологических расхождений в подходе западных и арабских теоретиков к проблеме ислама в контексте социально-экономического развития этих стран;

- раскрытия логико-смыслового содержания тех проектов перевода экономики арабских стран на рельсы рыночного хозяйствования и соответственного обустройства социокультурной инфраструктуры, которые отмечены печатью преемственности с духовной и материальной культурой исламской цивилизации;

- установления степени и характера воздействия на государственную (региональную) политику арабских теоретических разработок по социально-экономической модернизации государств арабского региона;

- анализа теории и практики модернизации исламской культуры экономической и предпринимательской деятельности в условиях глобализации.

Соответствие темы и содержания диссертации паспорту специальности. Формуле специальности 09.00.14 «Философия религии и религиоведение» соответствует осуществленный диссертантом анализ той роли, которую представители различных направлений арабской мысли отводят исламу и культурному достоянию исламской цивилизации в современном социально-экономическом развитии арабских стран (п. 2). В точном соответствии с паспортом данной специальности находится рассмотрение проблематики, касающейся изучения того направления арабской мысли, в рамках которого складывался новый философско-методологический подход к проблеме такого развития (п. 1); осуществлялась критика западных теорий модернизации, а также традиционалистских и исламистских концепций; выдвигались рекомендации и меры, которые тем или иным образом находили практическое применение в сфере государственной и региональной политики, в области исламской финансовой деятельности (п. 8), в модернизации исламской экономической и предпринимательской культуры (п. 14).

Хронологические рамки диссертации охватывают собой вторую половину ХХ в. – первое десятилетие XXI века, т.е. период становления и последующего развития арабских стран в условиях современной государственности. Освещение некоторых особенностей социально-экономической модернизации этих государств требовало отсылок к событиям далекого и сравнительно недавнего прошлого.

Методологические и теоретические основания диссертационного исследования. В основу диссертации положены общенаучные методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа. При изучении исламских аспектов современного социально-экономического развития арабских стран применялся также феноменологический метод, что дало возможность приблизиться к пониманию логико-смыслового содержания современных арабских проектов переустройства общества и системы хозяйствования, тем или иным образом связанных с исламом. С помощью метода категориального анализа определялась природа и область использования исламских терминов и категорий, предельно обобщающих и классифицирующих результаты арабской познавательной деятельности в эпоху средневековья и в последующие времена. Герменевтический метод имел место при работе с кораническими и иными исламскими текстами, при выявлении особенностей их интерпретации в прошлом и в настоящем.

Принимая во внимание то, что «одной из важных проблем методологии религиоведения является проблема форм и типов рациональности и возможности их реализации в ходе религиоведческих исследований», диссертант обращался к научным публикациям, в которых нашла отражение разработка проблемы генезиса и эволюции новоевропейского типа рационализма и его роли в становлении европейской техногенной цивилизации. Среди авторов этих трудов К.Х. Делокаров, П.П. Гайденко, В.И. Гараджа, А.А. Микешина, А.В. Панин, М.В. Силантьева, В.С. Степин, В.К. Шохин, И.Н. Яблоков и др.

Особенности зарождения и последующего развития рационалистического течения в арабской средневековой философии получили освещение в работах Н.В. Ефремовой, Т.К. Ибрагима, А.А. Игнатенко, Н.С. Кирабаева, А.В. Сагадеева, А.В. Смирнова, Е.А. Фроловой.

Для раскрытия темы диссертационного исследования принципиальное значение имела методология подхода к процессу общемирового развития как явлению целостному, но не однолинейному, различные направления которого отмечены цивилизационно-культурной спецификой. Одним из первых к такому осмыслению данного процесса подступился В.С. Соловьев. В очерке об учении Мухаммада, «сохраненном Кораном» (1896 г.), он поставил вопрос об изучении ислама в контексте философии и истории религии, и не исключил перспективу грядущего участия народов мусульманского Востока в «историческом действии». Подобная постановка вопроса шла вразрез с доминировавшими в западноевропейской научной среде европоцентристскими воззрениями на мировую историю, согласно которым единственным и абсолютным двигателем прогресса признавались культурные и научно-технические достижения Европы.

Теоретическая постановка «проблемы нового типа целостного, многоаспектного изучения исторического движения человечества» состоялась в нашей стране в первой половине 80-х годов ХХ века. Последующие годы явились временем активного исследования характерных черт исламской цивилизации как одного из потоков этого «исторического движения», как интегральной части мировой цивилизации. Свой вклад в постижение специфики цивилизации, генетически связанной с исламом, внесли философы: Т.К. Ибрагим, А.А. Игнатенко, Н.С. Кирабаев, А.В. Сагадеев, А.В. Смирнов, М.Т. Степанянц, Е.А. Фролова, Г.Б. Шаймухамбетова; историки: Е.Ю. Барковская, А.Б. Борисов, А.М. Васильев, А.А. Грязневич, Н.А. Иванов, Ю.М. Кобищанов, Г.Г. Косач, Р.Г. Ланда, З.И. Левин, А.В. Малашенко, М.С. Мейер, Г.В. Милославский, В.В. Наумкин, В.В. Орлов, М.Б. Пиотровский, С.М. Прозоров, Е.А. Резван, И.М. Смилянская, А.И. Яковлев; правоведы Р.И. Беккин, Г.М. Керимов, Л.Р. Сюкияйнен; политологи и социологи: Л.А. Баширов, М.Ф.Видясова, В.А. Исаев, Д.Б. Малышева, Е.С. Мелкумян, Г.И. Мирский, М.А. Сапронова, С.А. Семедов, Б.Г. Сейранян; экономисты: В.А. Мельянцев, С.Л. Стоклицкий, А.А. Ткаченко, А.О. Филоник, Л.А. Фридман; филологи и лингвисты: С.Х. Кямилев, Д.В. Микульский, И.М. Фильштинский, Д.В. Фролов, В.Э. Шагаль и др.

Методологически значимыми явились доказательства того, что специфика исламской цивилизации способна проявлять себя в виде логико-смысловой и содержательной «инаковости» процессов и явлений, в принципе имеющих аналоги в европейской цивилизации.

При изучении роли, которая отводилась государством исламу в социальном развитии арабских стран, диссертант опирался на отечественные теоретико-методологические наработки, касавшиеся философско-правового и историко-религиоведческого анализа государственно-конфессиональных отношений. Речь идет об исследованиях, осуществленных О.Ю. Васильевой, Ю.П. Зуевым, В.В. Кравчук, Р.А. Лопаткиным, Е.М. Мирошниковой, Ф.Г. Овсиенко, В.К. Пинкевичем, Е.С. Сафроновой, С.А. Семедовым, В.М. Сторчаком, Н.А. Трофимчуком, М.О. Шаховым, В.В. Шмидтом и др.

Источниковая база диссертации включает в себя три основные группы источников. Первую группу составляют первоисточники ислама – Коран и Сунна. Вторая группа источников представлена официальными документами, а также текстами выступлений арабских государственных и мусульманских религиозных деятелей, в которых получили освещение исламские аспекты модернизации арабо-мусульманского мира. Особую ценность представляли: Устав Организации исламская конференция (ОИК); тексты Каирской декларации по правам человека и «Заявления относительно процесса развития и модернизации в арабском мире», принятого во время встречи министров иностранных дел арабских стран (Тунис, май 2004 г.); материалы конференции по теме «Истинный ислам и его роль в современном обществе» (июнь 2005 г., Амман); книга видного иорданского государственного деятеля Марвана Муашера под названием «Арабский центризм. Надежда на умеренность». Третья группа источников включает в себя работы арабских мыслителей, непосредственно занимавшихся проблемами социально-экономической модернизации арабских стран.

При выборе главных объектов научного анализа диссертант учитывал не только вклад, внесенный тем или иным теоретиком в осмысление данной проблематики, но и степень воздействия его идей на современную арабскую интеллектуальную и идейно-политическую жизнь. С этих позиций изучались труды Малека Беннаби, Мухаммада Абида аль-Джабири, Абдуллахи Ахмеда ан-Наима, Фуада Закария, Мохамеда Шарфи, Али А. Алави, Мохамеда Умера Чапры, а также Анри Т. Аззама, Фейсала Махмуда аш-Шавауры, Абдер-Рахмана Усри Ахмада, Али Амджида, Сами Бен Насера, Шираза Лабиди и др.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования характеризуется отсутствием отечественных и зарубежных научных публикаций, посвященных философско-религиоведческому анализу исламских аспектов современного социально-экономического развития арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки с позиций определения той роли, которая отводилась исламу в данном процессе государством, с одной стороны, с другой стороны - различными представителями арабской мысли как светской, так и религиозной ориентации.

В поле зрения некоторых отечественных, а также зарубежных исследователей попадали, в основном, социально-политические идеи отдельных арабских теоретиков модернизации, значительно реже их философские воззрения и мировоззренческие установки.

На этом фоне особое значение имело обращение к многочисленным и обстоятельным трудам Е.А. Фроловой, что позволило составить представление о развитии арабской философии в прошлом и настоящем, о современном арабском философском дискурсе.

Исследованию отклика исламской правовой мысли на современные проблемы социокультурной организации арабских стран способствовало изучение ряда публикаций Л.Р. Сюкияйнена. Важные сведения относительно традиционно-исламского механизма социального регулирования и регламентации хозяйственной деятельности были почерпнуты из трудов Р.И. Беккина, Г.М. Керимова, Л.Р. Сюкияйнена, Н.Е. Торнау.

Значительный интерес представляли исследования Р.И. Беккина, Е.В. Кузьмичевой и Р.М. Шариповой, касавшиеся концепций «исламской экономики».

Формированию представления об исламской этике бизнеса и арабского делового этикета способствовали работы С.В. Жданова, В.Э. Шагаля, Г. Нуруллиной, а также английского ученого Ч. Триппа.

Изучение трудов А.В. Акимова, Р.И. Беккина, А.Ю. Журавлева, В.В. Павлова, А.О. Филоника содействовало ознакомлению с историей становления исламского банковского дела, с его организационно-технологическими первоосновами. Проблематика, касавшаяся участия арабских стран в межгосударственном сотрудничестве под девизом «исламской солидарности», постигалась при опоре на работы Н.В. Жданова, Т.П. Милославской, Г.В. Милославского и Р.М. Шариповой.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые:

- осуществлен философско-религиоведческий анализ исламских аспектов современного социально-экономического развития арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки;

- проанализирована динамика поэтапных перемен в определении той роли, которая отводилась государством исламу в процессе модернизации арабских стран со времени начала данного процесса и до наших дней;

- сформировано целостное представление о том направлении современной арабской мысли, в рамках которого на протяжении последних пяти - шести десятилетий осуществлялся поиск новой модели социально-экономического развития арабских стран в условиях одновременной критики эпистемологических, гносеологических, аксиологических, онтологических основ западных теорий модернизации стран Востока, а также традиционалистских и исламистских концепций;

- раскрыт механизм перевода отдельных наработок арабских теоретиков модернизации на язык практически значимых мер в сфере государственной (региональной) политики, в сфере преобразования на современный лад исламской экономической, в том числе предпринимательской культуры;

- в научный оборот введен комплекс новых источников, среди которых первоочередную ценность имеют труды ведущих арабских теоретиков модернизации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В качестве движущей силы современной социально-экономической модернизации арабских развивающихся стран диссертант рассматривает не только государство, как это принято считать в отечественной науке, но также деятельность той когорты арабских мыслителей, чьи представители за истекшие пять - шесть десятилетий прошли путь, отмеченный знаменательными вехами. Таковы - философское осмысление проблем преодоления отсталости арабо-мусульманского мира, формирование нового методологического подхода к решению данной проблематики, поиск способов вхождения арабо-мусульманского мира в современные глобальные процессы со своей духовно-культурной составляющей, в основе которой находится сочетание общезначимых для выживания всего человечества гуманитарно-рационалистических начал с духовно-культурным и этико-ценностным достоянием исламской цивилизации.

2. Становление и последующее развитие этого нового направления арабской мысли происходило на триединой основе, заложенной его первооснователями из числа видных философов. Она включает в себя:

- поддержание преемственности с рационалистическим течением в арабской средневековой философии, в том числе – по линии «различения» сферы религиозного знания и сферы знания, основанного на апелляции к человеческому разуму в качестве важнейшего инструмента познания окружающего мира и совершенствования жизни человеческого сообщества;

- отстаивание того типа рациональности, когда признается ценностное значение не только научно-познавательной деятельности, но также вненаучных, в том числе религиозных способов духовно-практического постижения мира;

- отмежевание от той модернизационной парадигмы, в рамках которой мусульманскому Востоку надлежало следовать курсом «догоняющего» Запад развития.

3. К исходу ХХ века поначалу разрозненные усилия отдельных арабских философов стали получать поддержку со стороны специалистов в области юриспруденции, коранических исследований, теоретической и практической экономики и т.д. Новое поколение арабских теоретиков приняло от своих предшественников эстафету критического рассмотрения западных теорий модернизации, а также идейного противостояния «антимодернистким» выступлениям в его традиционно-исламском и в исламистском воплощении. Поиск решений, стратегически значимых для модернизации арабских стран, приобретал, таким образом, междисциплинарный характер, становился более основательным и более приближенным к переводу теоретических наработок на язык практических действий. Переход от теории к практике наиболее динамично осуществляется теми арабскими теоретиками, которые переключаются на формирование новой экономической, в том числе предпринимательской культуры, не порывающей с многовековыми традициями и этикой хозяйствования, сложившимися в мире исламской цивилизации.

4. Рассмотрение роли, которая отводилась государством исламу в социально-экономической модернизации арабских стран, дает основания отметить, что эта роль претерпевала немаловажные изменения на этапе приоритетной ориентации на пример Европы (Запада), на последующем этапе, когда наметилась тенденция поиска национальной стратегии развития. Во всем том давало себя знать сложное переплетение разнообразных и неоднозначных факторов, многие из которых исторически нисходят к предшествующим эпохам и связаны со спецификой исламской цивилизации.

5. В оценке перспектив социально-экономического развития арабских стран и роли в том исламского фактора диссертант придерживается мнения, что развертывание данного процесса в решающей степени будет зависеть от позиции государства как политического института, определяющего цели, выбор направления развития, а также курс в религиозном вопросе, от характера перемен в политике правящих кругов.

Есть основания полагать, что арабские теоретики модернизации будут наращивать активность по линии усиления своего идейно-политического влияния на правящие режимы, деловую и интеллектуальную элиту в масштабах арабского региона. Будет продолжен курс на поиск понимания и поддержки со стороны научной среды и «мыслящей публики» и в этом регионе, и за его пределами.

Научно-теоретическое и практическое значение исследования определяется тем, что оно подводит к глубинному проникновению в суть процессов, происходящих в самом арабском обществе, в его духовной (религиозной) жизни, через ту оценку, которую дают им видные арабские ученые - философы, правоведы, историки, экономисты и т.д. Тем самым открываются новые возможности для более основательного и многостороннего понимания проблематики, касающейся арабо-мусульманского мира. Некоторые из выводов диссертационного исследования с необходимыми корректировками могут быть спроецированы на процессы, которые происходят в религиозно-политической и интеллектуальной жизни других государств с мусульманским населением. Выдвинутые в диссертации теоретические положения могут представлять практический интерес для российских государственных и частных структур, чья деятельность связана с развитием экономических и культурных отношений с арабскими и иными развивающимися странами.

Научная апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в статьях, которые опубликованы в ведущих рецензируемых научных изданиях ВАК, в иных научных публикациях, в выступлении на конференции, проведенной Центром изучения стран Ближнего и Среднего Востока (Институт востоковедения РАН, ноябрь 2010 г.). Общий объем публикаций по теме диссертации – 4 п.л.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Похожие диссертации на Религиозные аспекты социально-экономического развития арабских стран