Введение к работе
Актуальность темы исследования. Исследование посвящено изучению роли протестантизма в трансформациях российского государства и современных социально-экономических процессах и духовных процессах в России. В работе раскрывается содержаний дискуссий о значении труда Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» в понимании влияния нравственно-религиозных установок протестантизма на становление капитализма. В диссертации даётся оценка социальных учений протестантских объединений России, рассматривается их отношение к финансово-экономическому кризису.
Мировые религии, крупные конфессии играли большую роль в истории народов и государств, в формировании и укреплении государственности, защите национальных интересов. Буддизм, ислам, направления в христианстве (католицизм, православие, протестантизм) и в наши дни занимают существенное место в культуре и менталитете сотен миллионов людей различных стран и континентов. Ведущие конфессии играли важную роль в политической, экономической, духовной жизни европейских государств в переломные исторические периоды. Они активно влияли на перемены в формах хозяйствования, государственном устройстве, системе образования, модели государственно-конфессиональных отношений, сферы общественно-политической жизни, формирование жизненного уклада и психологию различных слоёв населения.
Большое влияние на духовную, общественно-политическую и экономическую жизнь многих стран мира оказал протестантизм. В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).
Существует множество подходов в трактовках вклада протестантизма в «цивилизационный скачок», в формирование буржуазного этоса. Широкое распространение имеет и отрицание позитивного влияния протестантизма на ход истории. Оно исходит не только от конфессий, не разделяющих вероучение протестантизма, но и от политических элит, придерживающихся негативной позиции по иным соображениям, например, геополитическим.
Судьба протестантизма в России сложилась по-иному, чем в Европе. Будучи представленным частью дворянской элиты иностранного происхождения и группами переселенцев из западноевропейских стран, большую часть отечественной истории он существовал в качестве одного из вторичных сегментов религиозно-культурного многообразия российского общества. Не оказывая определяющего влияния на формирование капитализма в России в силу сравнительной малочисленности своих последователей, протестантизм в то же время стимулировал развитие и ход модернизационных процессов, выступая своего рода каналом передачи передового опыта западноевропейских стран в плане новых знаний и технологий, моделей общественного устройства.
Конец советского периода, когда протестантизм, как и все иные конфессии, пережил период репрессий и гонений, привел как к быстрому росту числа последователей протестантских церквей в России, так и к расширению их диапазона. Протестантизм стал значимым явлением в религиозно-духовной и социально-политической жизни российского общества. Заметными явлениями в социально-экономической жизни современной России стали социальная деятельность протестантских организаций и их хозяйственно-предпринимательская активность. Все это привело к усилению влияния протестантизма на жизнь российского общества. Вместе с тем российский протестантизм не однороден. В российском протестантизме происходят процессы поиска идентичности и обновления содержания социальных концепций. Этот срез представляется чрезвычайно актуальным и интересным для современного религиоведения.
Потребность в специальном исследовании роли протестантизма в переломных исторических событиях актуализирует глобальный финансово-экономический кризис, вызвавший широкие дискуссии в общественно-политических, научных, религиозных кругах.
Кризис вновь пробудил интерес к наследию Макса Вебера, прежде всего к его работе «Протестантская этика и дух капитализма». «Веберовский ренессанс» сменился критическим осмыслением учения Макса Вебера о ведущей роли протестантской этики в становлении и развитии капитализма. Кризис стал и поводом переосмысления содержания социальных позиций основных протестантских объединений России, особенно разделов, трактующих отношение протестантизма к обществу и личности, государству, образованию и воспитанию, устройству хозяйственной жизни. Лидерами протестантских организаций, теологами и публицистами были выдвинуты трактовки природы и причин кризиса, предложены пути преодоления кризиса и его недопущения в будущем.
Таким образом, изучение особенностей современного российского протестантизма, новых тенденций в его отношении к современным социально-экономическим и политическим реалиям, а также влияния на процессы трансформации российского общества является научно значимой и актуальной задачей отечественной науки.
Степень научной разработанности проблемы.
Место и роль протестантизма в становлении капитализма отражены во многих публикациях и диссертационных исследованиях, как зарубежных, так и отечественных. Отечественными историками и философами, социологами и религиоведами нескольких поколений исследованы труды Макса Вебера, в том числе его работа «Протестантская этика и дух капитализма». В публикациях академика А.И.Неусыхина, члена-корреспондента РАН П.П.Гайденко, профессора Ю.Н.Давыдова и других ученых обстоятельно и глубоко исследуется содержание основного труда Макса Вебера, показывается влияние религиозно-этических наставлений протестантизма на становление капитализма, раскрывается содержание различных оценок труда «Протестантская этика и дух капитализма».
Н.Н.Зарубина в монографии «Социокультурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации» видит методологическую плодотворность и актуальность «Протестантской этики и духа капитализма» в выявлении роли социокультурных предпосылок в существующей системе хозяйствования. Эти идеи были развиты Н.Н.Зарубиной в докторской диссертации «Хозяйственная культура как фактор модернизации».
Специфика российского протестантизма, его роль в жизни царской, советской и посткоммунистической России получила отражение во многих публикациях и диссертационных исследованиях. В них воссоздана история и обстоятельства появления и распространения протестантизма на территории России, участие протестантов в общественно-политической и экономической жизни, показано отношение властей к различным ответвлениям протестантизма и его последователям. Роль протестантизма в общественно-политической жизни России в XX веке раскрывается в монографии Т.К.Никольской «Русский протестантизм и государственная власть в 1905 -1991 годах» .
Протестантские авторы видят совпадение социальных программ протестантизма с целями проводимых политических реформ. Как считает протестантский пастор, кандидат философских наук С.Э.Лавренов, социальные программы протестантов России по многим параметрам совпадают с целями политических реформ.
Отечественными религиоведами исследованы адаптации протестантских сообществ к изменениям социальных и политических условий из существования. О.А.Боковой анализируются предпосылки для развития теологии российских евангельских христиан-баптистов.
Современный российский протестантизм изучался в ходе полевых исследований, результаты которых были опубликованы в энциклопедии «Современная религиозная жизнь России». Большинство статей в этой публикации принадлежат исследователям протестантизма в России С.Б.Филатову и Р.Н.Лункину.
Предметом исследования отечественных авторов является социальной служение религиозных организаций, в том числе протестантских. Рассматриваются содержание и формы социального служения, специфические особенности этой формы деятельности у различных религиозных объединений .
Ряд работ посвящен исследованию пятидесятничества – одного из наиболее распространённых направлений в современном российском протестантизме. При этом повышенное внимание учёных привлекает деятельность неопятидесятнических объединений, демонстрирующих не только количественный рост последователей, но и активно реагирующих на социальные и политические проблемы российского общества. Особенности вероучения и социальных позиций неопятидесятнических объединений рассматриваются в работах О.В.Куропаткиной и И.В.Скоробогатовой.
В кандидатской диссертации М.В.Рудакова «Протестантизм как феномен культуры XX века» показывается влияние Реформации на европейскую и мировую культуру, рассматривается трансформация идеалов протестантизма в социокультурном пространстве XX века.
В работах российских исследователей раскрывается содержание кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений. Опыт реализации этой модели широко представлен в странах с преобладанием протестантского населения. Некоторые положения этой модели, по мнению профессора Е.М Мирошниковой, могли бы быть успешно использованы в России.
В то же время в отечественной литературе недостаточно исследованы роль и место протестантизма в переломные этапы истории России.
В религиоведении недостаточно внимания уделяется исследованию новых тенденций в социальных учениях и социальной деятельности российского протестантизма. В последнее десятилетие в социальных концепциях и реализуемых социальных проектах протестантских объединений России произошла заметная эволюция, требующая углублённого осмысления.
Отсутствуют работы, исследующие усилия российских протестантских объединений, направленные на придание социальным позициям протестантских организаций большей эффективности, гибкости, преодоления маргинальности, невысокого социального статуса российских протестантов, их незначительного влияния на общественно-политические процессы.
В отечественном религиоведении не нашло также отражения отношение российского протестантизма к финансово-экономическому кризису, его природе, причинам, последствиям и преодолению.
Объектом исследования являются современные российские протестантские объединения, их институциональное взаимодействие с гражданским обществом
Предмет исследования: влияние протестантизма на трансформации российского общества.
Цель исследования – посредством религиоведческого и исторического анализа выявить и концептуализировать роль протестантизма в социально-экономических процессах в современной России.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
- определить базовые характеристики и основные особенности российского протестантизма на разных этапах истории российского государства;
- выявить направленность и содержание основных тенденций в развитии социального учения протестантских организаций России;
- выявить характер участия протестантов в трансформациях российского общества;
- проанализировать поиски идентичности российского протестантизма в историко-культурных условиях России;
- раскрыть место наследия Макса Вебера, его работы «Протестантская этика и дух капитализма» в контексте современного финансово-экономического кризиса;
- рассмотреть отношение протестантских объединений России к современному финансово-экономическому кризису.
- оценить социально-экономический потенциал современного российского протестантизма и возможности его влияния на различные стороны жизни российского общества;
Теоретико - методологическая основа исследования.
Работа носит междисциплинарный характер и опирается на научные подходы, классические положения отечественной и зарубежной исторической, религиоведческой, социологической и культурологической мысли. Изучение динамики трансформаций социокультурных и организационных характеристик российского протестантизма опирается на публикации авторитетных исследователей протестантизма, в том числе и протестантских авторов.
Исследование тенденций развития современного российского протестантизма базируется на достижениях теоретического и практического религиоведения.
В решении сформулированных задач в данном исследовании применялись методы сравнительно–исторического анализа, а также классификация и типологизация.
Научная новизна диссертационного исследования:
- предпринято комплексное исследование роли протестантизма в социально-экономических трансформациях в истории России;
- осуществлен комплексный систематический анализ социальных концепций протестантских организаций современной России, выявлены основные направления и особенности их эволюции на основе собственно протестантских источников, отражающих внутриконфессиональные дискуссии;
- исследованы подходы к поиску идентичности российского протестантизма в изменившихся условиях, выявлены недостатки и вектор развития социальных концепций в части поиска ответов на насущные вопросы современной российской жизни;
- раскрыты основные в отечественном религиоведении направления дискуссий о значении наследия Макса Вебера, в первую очередь его труда «Протестантская этика и дух капитализма» в контексте современного финансово-экономического кризиса;
- проанализировано отношение протестантских организаций России к финансово-экономическому кризису, их понимание причин кризиса, путей его преодоления и предупреждения в дальнейшем.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Работа носит междисциплинарный характер и опирается на научные подходы, классические положения отечественной и зарубежной исторической, религиоведческой, социологической и культурологической мысли. Изучение динамики трансформаций социокультурных и организационных характеристик российского протестантизма опирается на публикации авторитетных исследователей протестантизма, в том числе и протестантских авторов.
Исследование тенденций развития современного российского протестантизма базируется на достижениях теоретического и практического религиоведения.
В решении сформулированных задач в данном исследовании применялись методы сравнительно–исторического анализа, а также классификация и типологизация.
Положения, выносимые на защиту:
1.Протестантизм играл заметную роль в общественных трансформациях, начиная с петровских реформ в России. Это участие в модернизационных процессах продолжилось и в последующем посредством приобщения части российской элиты к протестантизму. Вместе с тем, протестантизм в России не сумел занять той ниши в обществе, которую он занял в Западной Европе в Новое время, где протестанты стали основой формирующегося третьего сословия - буржуазии. В России подобная роль принадлежала в большей степени старообрядчеству, выступавшему в качестве религиозного экономически активного меньшинства. В российских условиях протестанты в силу своей малочисленности и принадлежности к иной религиозно-культурной традиции не могли конкурировать с основными авторами строительства буржуазного общества. Несмотря на малочисленность протестантизм в России был одним из каналов трансляции западноевропейских культурных инноваций в широком смысле этого слова, включая не только собственно духовную, но и политическую и социально-экономическую сферы жизни, тем самым стимулируя процессы дальнейшей трансформации общества. И в этом, как представляется, заключается основная роль протестантизма в развитии российского общества до начала XX в. Претерпев от советской власти репрессии и запреты протестанты, в настоящее время переживают стремительный рост численности, с одной стороны, а с другой, усиливается их влияния на социально-экономическую жизнь современной России.
2. В 2003 году ведущие протестантские организации России приняли и опубликовали «Основы социального учения», содержащие позицию протестантских церквей в отношении большого круга актуальных общественно-экономических проблем. В то же время в российском протестантизме идёт поиск более эффективной модели социального учения, соответствующей современным реалиям жизни общества и отражающей роль протестантских организаций в его развитии. В процессе такого поиска обнаруживаются серьёзные слабости, препятствующие протестантизму оказывать более заметное влияние на общественные процессы.
3.Финансово-экономический кризис актуализировал повышенный интерес к наследию Макса Вебера, особенно к его труду «Протестантская этика и дух капитализма». «Веберовский ренессанс» сменился критическим отношением к его учению о ведущей роли религиозно-нравственных ценностей в становлении и развитии капитализма. Провозглашение протестантизмом богоугодности продуктивного труда и его результатов теперь считается многими исследователями основной причиной, породившей начавшийся в 2008 году финансово-экономический кризис, хотя такой подход, как представляется, не является бесспорным.
4. Как и все крупные конфессии России, российские протестантские организации не остались безучастными к финансово-экономическому кризису, начавшемуся в 2008г. В выступлениях лидеров российских протестантов дается оценка природы и причин кризиса, предлагаются способы преодоления его последствий. Основными путями выхода из кризиса являются, по мнению российских протестантов, глубокое переосмысление духовно-нравственных основ современного общества и более активная включенность протестантов в духовную и социально-экономическую жизнь, расширение форм социального служения.
5. В условиях затянувшегося переходного периода новейшей истории России, на который в последние годы наложился мировой финансово-экономический кризис, российский протестантизм имеет исторический шанс занять более важное место в процессах социально-экономической модернизации страны по сравнению с предшествующими этапами российской истории. Этому способствуют следующие факторы:
- укоренённость в культурно-историческом пространстве России основной части российских протестантов;
- численный рост последователей протестантских церквей в России;
- экономическая активность в сочетании с выраженной идеей социального служения, проявляющаяся на фоне заметной маргинализации части российского общества;
- отсутствие конфликтного измерения со стороны протестантских церквей в отношении к традиционным конфессиям России и государственным институтам.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что российские протестанты, если им удастся выработать эффективную модель внутренней консолидации, могут выступить в качестве социально и экономически активного религиозного меньшинства, способного ускорить развитие страны.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и положения могут быть использованы в качестве методологической и фактологической базы постижения роли протестантизма в переломные периоды истории России. Результаты работы могут быть востребованы при разработке образовательных программ, учебных курсов, предназначенных для студентов вузов, переподготовки и переподготовки специалистов в области религиоведения и государственно- конфессиональных отношений.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.
Основные положения и выводы диссертации изложены в публикациях общим объемом 1,1 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.