Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-этическая роль мусульманского права (фикх) в общественно-политической жизни Чечни : конец XX - начало XXI вв. Одаев, Хамзат Магомедович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Одаев, Хамзат Магомедович. Социально-этическая роль мусульманского права (фикх) в общественно-политической жизни Чечни : конец XX - начало XXI вв. : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Одаев Хамзат Магомедович; [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2012.- 132 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/434

Введение к работе

з І.

Актуальность темы исследования обусловлена комплексом проблем политического, социально-экономического, этнонационального и конфессионального характера, крайне обострившихся в последние десятилетия в северокавказском регионе, в частности в Чеченской Республике. Причем каждая из этих проблем, так или иначе, связана с исламом, исламским правом, традициями и реалиями правовой жизни чеченского народа, неоднозначной ролью государства - федерального центра и местного управления в их постановке и разрешении.

На современном этапе развития российского общества особую значимость приобретают проблемы связи права и нравственности, правового идеала и правовой реальности, законности и справедливости, социальной ценности права и правосознания. Разрешение этих проблем предполагает дальнейшее исследование адатного (обычного) и мусульманского права и, прежде всего, преодоления распространённых стереотипов в их понимании как исключительно религиозных или морально устаревших, за которыми остаётся недооцененной социально-регулятивная ориентированность этого феномена.

Слабое теоретическое осмысление и соответствующее практическое разрешение проблем межнациональной и конфессиональной жизни российских народов оборачиваются тяжелыми военно-политическими конфликтами, ещё более углубляющими эти проблемы. Чтобы эти конфликты не переходили в вооруженные столкновения, необходимо знать мусульманские правовые нормы, национальные обычаи и традиции, формирующие мировоззрение мусульманина.

Знание и понимание традиционных этноправовых систем могло бы предостеречь российское общество и российские СМИ от разжигания этнофобии и исламофобии.

Адатное и мусульманское право в чеченском обществе имеет многовековую историю и не исчерпало себя до настоящего времени. И сегодня адат и шариат сохраняют роль вектора, формирующего правосознание, правоотношения и этические ценности в этномусуль-манском социуме. Более того, в последние десятилетия внимание к адатному и мусульманскому праву заметно возросло.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена и качественно новой ситуацией, в которой находится Российское государство и российское право после развала Советского Союза. Новый геополитический статус Российской Федерации требует комплексных исследований правового строя России как целостного, самостоятельного явления, отражением которого в науке выступает категория правовой системы.

Важно определить, каковы роль и значимость правовых систем российских народов, в частности, адатно-шариатских ценностей чеченцев в общегосударственной правовой системе: выступают ли они в качестве подсистем единой российской системы права или ограничиваются некоторым влиянием на таковую; как формируется единое правовое пространство в условиях многонационального и многоконфессионального государства?

Особую актуальность имеет изучение этноправовых систем Северного Кавказа, где стабильность правового порядка всегда поддерживалась юридическими, нормативно-регулятивными (адатно-шариатскими) системами горских народов. Актуальность мусульманской правовой традиции для современной России и современного мира,

известный российский ученый Л.Р. Сюкияйнен в своей статье «Найдётся ли шариату место в российской правовой системе?» обосновывает рядом факторов. В качестве важнейших он выдвигает два: природа и сущность самого ислама - его универсальность как религии и образа жизни; особенности состояния ислама в современной России.

Современная трактовка адата и шариата требует переосмысления их содержания и сущности как факторов правовой культуры мусульманских этносов России. Распространённые с советских времён субъективные представления об этих правовых образованиях как «тормозе» общественного развития сознательно опровергают неоспоримые и очевидные их достоинства - способность к творческому обновлению в ответ на запросы реальной жизни и неизменную верность духовно-нравственной (ментальной) основе народа.

Исследование правовой культуры традиционно-мусульманских народов Российской Федерации, в том числе чеченского, актуально не только с позиций историко-правоведческой науки - необходимости восполнения «белых пятен» в истории правовой культуры вайнахских народов как части истории отечественного права, что, безусловно, важно для объективной оценки традиционных правовых систем и перспектив обогащения их позитивным опытом российского государственного законодательства.

Такие исследования актуальны и для совершенствования современной юридической практики в республиках Российской Федерации. По мнению российских ученых, традиционные системы права, в частности адат и шариат, и сегодня сохраняют мощный регулятивный потенциал, проявляющий себя зачастую не только наряду, но и в противовес нормативно-правовым актам государства. При этом следует иметь в виду, что неформальное, вне русла официальной правовой

б политики, применение в Чеченской Республике адатного и мусульманского права неоднозначно влияло на общее состояние правового порядка.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование традиционного права северокавказских народов началось в середине XIX века в рамках «этнографической юриспруденции», общей и военной истории и религиоведения (религиозной философии). В исторической и этнографической литературе тех лет освещались отдельные стороны и аспекты горского обычного права и шариата. Однако их юридические характеристики, институционная, нормативно-регулятивная значимость не изучены в полной мере.

Мотивацией активного развития этой области знаний в то время были прагматичные цели империи, связанные с завоёванными народами: обстоятельное знакомство с системами их внутреннего управления и нрава предполагалось использовать как необходимую информацию для работы колониальной администрации. В то же время, объективно, работа российских ученых имела огромную научную ценность, положив начало новой области знания о кавказоведении.

Тема обычаев и обычного права вайнахов привлекала внимание многих известных кавказоведов, среди которых А.П. Берже, СМ. Броневский, П.И. Головинский, Б.К. Далгат, Н.С. Иваненко, М.М. Ковалевский, Е.И. Крупное, Ф.И. Леонтович, Л.Ю. Маргошвили, К.Г. Мартиросян, Б.В. Скитский, А.В. Фадеев, Н.Ф. Яковлев и др.

Солидный вклад в эту область знания внёс известный русский юрист и социолог М.М. Ковалевский - родоначальник нового научного метода -сравнительного правоведения. Он был убеждён, что глубокое понимание системы права горских народов имеет не только научное, но и важное практическое значение: «кавказское право» (этот термин ввёл в научный оборот М.М. Ковалевский), осмысленное с позиций Европы и России,

поможет последней выработать позитивную внутреннюю политику на Кавказе. Труды М.М. Ковалевского по своему качеству (глубине анализа и богатству собранного материала) до настоящего времени являются образцом научной добросовестности исследователя в изучении северокавказского традиционного права.

Не потеряли своей ценности для современников и научные исследования другого русского ученого XIX века - Ф.И. Леонтовича, в частности его обширный труд «Адаты кавказских горцев», в котором систематизированы сведения об обычном праве и шариате. С целью выяснения общих коренных законов развития правовых идей и институтов» ученый искал и описывал доказательства взаимодействия норм адата, шариата и российского права. Свод адатов кавказских горцев, изданный Ф.И. Леонтовичем, содержит богатые материалы и комментарии автора по обычному семейному праву горцев, представляющие интерес и для современных исследователей обычного права-адата.

Сохранили свою научную значимость и работы русских этнографов М.О. Косвена, В.Б. Миллера, Н.Н. Харузина, Г.Ф. Чурсина, исследовавших различные аспекты обычного права российских народов. Среди авторов, публиковавшихся в известных сборниках («Сборнике сведений о кавказских горцах», «Сборнике сведений о Терской области», «Терском сборнике» и «Сборнике материалов по этнографии» Дашковского музея) следует отметить очерки о вайнахах Г. Вертепова, Е. Максимова, У. Лауда-ева, Ч.Э. Ахриева, Н.Н. Харузина.

Нормы обычного права (адата) оказывали огромное влияние на общество в различные этапы исторического развития северокавказских народов. Поэтому глубокое и всестороннее изучение этого феномена как одного из основных социальных институтов горского общества всегда было важным и актуальным в научном и политическом смысле. В

последнее время возрос интерес к юридической области кавказской этнографии, представленной такими именами, как В.К. Гарданов, М.О. Косвен, A.M. Ладыженский.

Монография A.M. Ладыженского «Адаты горцев Северного Кавказа»1, изданная в Москве в 1947 году и переизданная в Ростове-на-Дону в 2003г., и сегодня продолжает представлять научный интерес историков, юристов, этнографов, политологов и политиков-практиков, занимающихся проблемами современного Северного Кавказа, которые трудно понять и, тем более, принять по ним верные решения без осмысления сущности традиционной системы права горских народов. Заслуга автора состоит в том, что, взяв за объект своего исследования традиционное право всех народов Северного Кавказа, опираясь на богатый конкретный историко-этнографический материал, он проследил зарождение и формирование обычного права как социального феномена.

A.M. Ладыженский считал, что зарождение правовых норм происходило уже в условиях родового строя. Именно A.M. Ладыженский выдвинул и обосновал гипотезу о том, что в условиях родового строя и в ранний период его разложения главным фактором упорядочения внутренней жизни северокавказских этносов был так называемый «неправовой обычай». И только в период становления феодализма, основанного на имущественном и классовом расслоении горского общества, сформировалось обычное право - адат. Из этой гипотезы следовал очень важный вывод: «у народов Северного Кавказа к моменту завоевания их Российской империей первобытно-общинный строй уже перерос в классовое общество и адаты из норм чисто бытовых становились

1 См.: Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. М., 1947; Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. Подготовка текста и комментарии И.Л. Бабич. -Ростов-на-Дону, 2003.

в значительной степени правовыми»1. Он также отмечает, что «горские адаты превратились в юридические нормы, защищающие интересы привилегированных классов»2. По его мнению, превращение родовых норм в юридические есть одно из проявлений превращения родового общества в классовое и теснейшим образом связано с постепенным образованием органов государственной власти .

Вопросы взаимоотношений горских народов с российской властью (государственным правом), а также положение мусульманских народов в православном государстве, организация государственного управления и судопроизводства нашли отражение в работе С. Эсадзе «Историческая записка об управлении Кавказом», построенной на материале и официальных документах Кавказского наместничества «Собственной его императорского величества канцелярии» и Государственного Совета, которые не только собраны, но и прокомментированы автором.

Важную методологическую роль в исследовании догматики и истории распространения ислама и исламского права сыграли труды отечественных и зарубежных исламоведов, историков и этнографов: В.В. Бартольда, П.А. Головинского, И. Гольдциера, Н.Ф. Грабовского, Г.Э. фон Грюнебаума, Н.Ф. Дубровина, И.Ю. Крачковского, У. Лаудаева, А. Массэ, А. Меца, Н.И. Покровского, Н.А. Смирнова, У.М. Уотта, Р.А. Фадеева, А.Э. Шмидта и др.

В советский период нашей истории была впервые предпринята попытка комплексного рассмотрения феномена адатного и мусульманского права на Северном Кавказе. Важную роль в концептуальном осмыслении этой проблемы сыграли работы Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф.

1 См.: Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. Подготовка текста и
комментарии И.Л. Бабич. - Ростов-на-Дону, 2003. - С. 120.

2 Там же.-С. 132-133.

3 Там же.-С. 133.

Болтенковой, В.О. Бобровникова, А.Б. Веягерова, Ф.А. Гантемирова, Г.Н. Генко, Н.П. Гриценко, Л.Е. Кубеля, Ф.И. Кудузовой, Е.Н. Кушевой, М.А. Мамакаева, А.И. Першица, И.М. Саидова, Я.С. Смирновой, Г.Ф. Чурсина, Д.Ю. Шапсугова и других.

Значительный вклад в исследование мусульманского права и шариата внесли отечественные ученые Е.Ю. Барковская, Г.М. Керимов, З.Х. Мисроков, Л.Р. Сюкияйнен и др. В современном российском исламоведении вопросы общественно-политической и правовой жизни мусульманских народов Северного Кавказа наиболее полное освещение получили в работах В.Х. Акаева, А.В. Авксентьева, И.Ю. Алероева, А.К. Аликберова, Л.И. Бабич, Л.А. Баширова, А.О. Булатова, Х.М. Думанова, А.А. Игнатенко, А.В. Малашенко, Д.Д. Межидова, Т.С. Саидбаева, С.А.Семедова, А.И. Шамилева, А.Д. Яндарова и др.

Среди современных авторов, работающих в сфере исторического, философского, этнографического и религиоведческого осмысления духовной жизни вайнахов, нельзя не отметить особую роль плеяды грузинских ученых, обогативших не только исследовательскую, но и источниковую базу знаний о чеченском и ингушском народах. Многие важные исторические сведения о распространении среди вайнахов ислама и формировании адатно-шариатской (традиционной) системы права представлены в грузинских источниках, введённых в научный оборот грузинскими исследователями: В.Д. Итониашвили, Г.А. Меликишвили, А.И. Робакидзе, Г.Д. Тогошвили, Р.Л. Харадзе, А.Ж. Шавхелишвили.

Цель диссертационного исследования. Изучение сущности и генезиса современного правосознания чеченского народа, связанных со специфическими особенностями его исторического развития, процесса исламизации и формирования этнического менталитета.

11 В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены и

решены следующие задачи:

  1. Изучить и определить сущность понятий «мусульманское право», «обычное право», теорию соотношения шариата, фикха и адата.

  2. Исследовать и охарактеризовать теоретические источники мусульманского права и особенности религиозно-правовых школ (мазхабов), получивших распространение в ЧР.

  3. Определить качественные характеристики социокультурного и социопсихологического феномена - национального менталитета чеченцев.

  4. Выяснить характер влияния национального менталитета на процесс формирования правовой и духовной культуры чеченского этноса.

  5. Исследовать причины правового синкретизма и современные проблемы правовой жизни в Чеченской Республике.

  6. Проанализировать возможность легализации некоторых норм традиционного права мусульманских народов в контексте государственного права Российской Федерации.

  7. Исследовать проблемы создания единого правового пространства РФ и учёта специфики национальных традиционных систем права.

Объект диссертационного исследования - современное правосознание чеченского народа, его сущность и генезис: обычное право (адат), шариат, позитивное право (мусульманское право, шариат и обычное право, и их влияние на формирование правосознания чеченцев).

Предмет диссертационного исследования - влияние ислама и исламского права на формирование современного правосознания чеченского народа в условиях послевоенной Чеченской Республики.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые проведено комплексное (историко-религиоведческое,

юридико-этнографическое, социологическое, социопсихологическое) исследование проблем правовой жизни в современной Чеченской Республике, значительно осложнённой последствиями двух войн. В этой связи по-новому осмыслены многие вопросы, в частности:

раскрыто влияние на чеченское общество и его правовую культуру суфийского (традиционного) ислама и радикального крыла фундаменталистского ислама, получившего распространение в годы последних войн. Именно радикальный «ваххабизм», привнесённый на Северный Кавказ извне, идейно питал сепаратизм и экстремизм, хотя их причины обусловлены социально-экономическими и политическими условиями, сложившимися в постсоветской России;

выявлены особенности чеченского национального менталитета и его связь (взаимовлияние, взаимодействие) с традиционным правом и шариатом;

рассмотрена перспектива применения мусульманского права (фикх) и адата в чеченской и общероссийской правовых системах;

проанализированы взаимосвязь и взаимовлияние адата как феномена правовой культуры вайнахов с шариатом и мусульманским правом;

- устанавливается необходимость инкорпорирования в российское
законодательство некоторых норм традиционного права народов России, в
том числе и чеченцев

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мусульманское право (фикх) в Чечне не получило своего классического оформления. Фикх в Чечне не сформировался и не практиковался ни в прошлом, ни в настоящем.

2. Традиционное право чеченцев представляет собой взаимосвязь
народного права (адата) и шариата. Причем адат в общественном
поведении и сознании доминирует над шариатом.

  1. Современное правосознание чеченского народа - это синтез адата, шариата и государственного (российского) права, где последнее по возможности игнорируется.

  2. Правовой нигилизм современных чеченцев - это следствие игнорирования центральной властью (царской, советской, демократизирующейся российской) традиционного чеченского права (адата).

  3. Правовой нигилизм в современной Чечне является моральной подпиткой экстремизма.

  4. Чеченский этно-национальный менталитет выступал и выступает сегодня активным субъективным фактором политической истории Чеченской республики.

  5. Игнорирование Федеральным центром значимости этно-национального менталитета чеченского народа как самостоятельного фактора внутренней политики негативно влияет на политическую обстановку в северокавказском регионе.

8. Модернизация правовой жизни в современной Чеченской
республике должка основываться на обогащении единого общерос
сийского правового поля нормами-извлечениями из традиционного
чеченского права, расширяющими права всех граждан Российской
Федерации.

Теоретико-методологической основой исследования является диалектический метод познания, включающий в себя принципы объективности, историзма и системности.

Теоретико-философской основой исследования является положение о том, что общероссийская правовая культура — понятая и принятая

всеми народами России, не провозглашенная номинально, а действующая реально на всей территории страны, может сформироваться только как система взаимодействия этнических правовых культур. А это невозможно без понимания механизма самоорганизации жизнедеятельности каждого отдельного российского этноса. Причем не только понимания механизма внутреннего развития, но и создания необходимых условий для раскрытия его творческого потенциала через всемерное (моральное, материальное) поощрение национальных инициатив, опирающихся на опыт следования образцам, ценностям и обычаям, отвечающим интересам сохранения этнической самобытности.

Современное правосознание чеченского народа, формировавшееся из трёх основных источников (адат, шариат и позитивное право) требует историко-философского осмысления этих феноменов с позиций историзма, то есть историко-хронологического подхода к изучению социокультурных явлений, к каковым относятся система доисламских верований, традиций, обычаев, обычного права (адата), ислама и исламского права.

Исходя из этих методологических требований, в настоящем диссертационном исследовании рассматривается система чеченского традиционного права именно как составной части национальной духовной жизни чеченского народа, важными факторами которой выступали и продолжают выступать адат, шариат, мусульманское право, мусульманский образ жизни и этнический менталитет чеченцев.

Источниковая база исследования. В качестве теоретических источников по исламу и мусульманскому праву диссертант использовал не только доктринальные источники ислама - Коран, Сунну, труды западноевропейских и отечественных исламоведов, а также известных исламских теологов, таких как Ибн аль-Араби «Мекканские откровения», Сайд Мухаммад Накыб аль-Атас «Введение в метафизику ислама. Изложение

основополагающих элементов мусульманского мировоззрения», Абдул-лаха Ахмеда Ан-Наима «На пути исламской реформации» и др.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что её положения и выводы могут быть использованы государственными органами власти, политиками и общественными деятелями, причастными к выработке национальной, религиозной и правовой политики на Северном Кавказе. Рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, могут помочь более глубокому пониманию проблем чеченского общества, восстанавливающего мирную жизнь, права и свободы граждан Чеченской Республики.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации изложены в ходе выступлений диссертанта на различных научных форумах, проходивших в Грозном, Махачкале, Пятигорске, посвященных проблемам взаимоотношения традиционного ислама и радикалистских течений в исламе, противодействию религиозно-политическому экстремизму, роли суфизма в становлении и развитии этнической культуры народов Северного Кавказа, в том числе и чеченцев.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Основные положения исследования содержатся в опубликованных автором статьях общим объёмом 1,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Социально-этическая роль мусульманского права (фикх) в общественно-политической жизни Чечни : конец XX - начало XXI вв.