Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии Петрушко Владислав Игоревич

Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии
<
Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петрушко Владислав Игоревич. Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии : Дис. ... канд. ист. наук : 09.00.13 Москва, 2006 222 с. РГБ ОД, 61:06-7/524

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Предпосылки формирования проекта Киевского греко-католического патриархата в середине XX в 22

1. Греко-католическая Церковь в Галиции при митрополите Андрее Шептицком (1901—1944 гг.) 22

2. Ликвидация Греко-католической Церкви в советской Украине во 2-й половине 1940-х гг 28

3. Нелегальная деятельность греко-католиков на Западной Украине в конце 1940-х — начале 1960-х гг 37

4. Греко-католическая Церковь в украинской диаспоре в конце 1940-х — начале 1960-х гг 43

Глава 2. Деятельность украинских униатов диаспоры в период понтификата Иоанна XXIII 51

Глава 3. Развитие идеи Киевского униатского патриархата в период понтификата Павла VI 77

1. Вопрос об Украинском униатском патриархате на II Ватиканском соборе 77

2. Борьба украинских греко-католиков за создание униатского патриархата после II Ватиканского собора (1966—1978 гг.) 118

Глава 4. Вопрос о Киевском униатском патриархате в период понтификата Иоанна Павла II 147

1. Попытки украинских греко-католиков добиться учреждения Киевского униатского патриархата в конце 1970-х— 1980-х гг 147

2. Возрождение Греко-католической Церкви на территории Украины в конце XX в 165

Заключение 195

Список использованных источников и литературы 208

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В период, последовавший за крахом коммунистического режима и распадом Советского Союза, как в России, так и за рубежом значительно усилился интерес к церковной истории нашей страны и республик, возникших на постсоветском пространстве. Причиной этого стало значительное усиление роли Церкви в общественной жизни, расширение ее влияния на формирование молодого поколения, возрождение церковного социального служения.

В то же время в условиях религиозной свободы в России и большинстве стран СНГ заметную активность и стремление к расширению своего присутствия стала проявлять Католическая Церковь. Это привело к тому, что отношения между Ватиканом и Московским Патриархатом, бывшие вполне дружелюбными и бесконфликтными во 2-й половине 1960-х — 1980-х гг., к началу 1990-х гг. значительно обострились. Московский Патриархат и сегодня продолжает воспринимать расширение и укрепление католических структур на своей канонической территории как недружественную по отношению к Православию политику и обвиняет Католическую Церковь в прозелитизме на территории России и стран СНГ.

Наиболее обостренно православно-католические отношения складываются на Украине, где каноническая Православная Церковь, пользуясь правами широкой автономии, продолжает оставаться в юрисдикции Московского Патриархата. Здесь в постсоветский период в связи с возрождением Украинской Греко-католической Церкви (УГКЦ) и раскольнических сообществ, стремящихся к автокефалии Православной Церкви на Украине, в церковной жизни возобновились прежде уже существовавшие проблемы. В результате агрессивных действий униатов Галиции западно-украинские епархии Украинской Православной Церкви Москов ского Патриархата оказались практически полностью разгромленными, что с начала 1990-х гг. стало одной из главных причин ухудшения православно-католических отношений.

Вместе с тем, в условиях достигнутой Украиной в 1991 г. государственной самостоятельности властями страны неоднократно предпринимались и продолжают предприниматься попытки давления на Православную Церковь как наиболее многочисленную и влиятельную конфессию в Украинском государстве с целью ее использования в своих политических интересах. В частности, администрациями президентов Л. Кравчука, Л. Кучмы выдвигалась идея создания единой поместной Православной Церкви Украины, которая включала бы в себя как сторонников канонического Православия, так и приверженцев раскольнических сообществ, а в перспективе — и греко-католиков. С приходом к власти на Украине в результате т.н. «Оранжевой революции» В. Ющенко проект объединения всех христиан страны в единую поместную Украинскую Церковь получил дальнейшее развитие, что закономерно вызвало в 2005 г. новую волну конфликтов на религиозной почве.

Идея единой Поместной Украинской Церкви тесно связана с вопросом о создании Киевского патриархата. Неканонические церковные сообщества, отделившиеся от Православной Церкви,— т. н. «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ) и «Украинская православная церковь — Киевский патриархат» (УПЦ КП) — уже в начале 1990-х гг. объявили о возведении своих лидеров в «патриаршее» достоинство. Одновременно устойчивое устремление к обретению патриаршего статуса проявляет и УГКЦ. Причем, если раскольнические сообщества стремятся использовать патриаршее устроение в целях своей легитимизации, то для греко-католиков патриархат является, прежде всего, средством для распространения униатства за пределы Галиции, по всей территории Украины, а в перспективе — и за ее пределами, прежде всего, в России, Белоруссии и Казахстане, где уже имеется немало греко-католических общин.

Таким образом, исследование истории украинского униатства во 2-й половине XX в. в целом и вопроса о создании униатского Киевского патриархата, в частности, приобретает особую актуальность для характеристики православно-католических взаимоотношений. Помимо церков-но-исторического аспекта, этот вопрос имеет также заметное геополитическое значение, так как затрагивает комплекс взаимоотношений России, как с Украиной, так и с Западным миром.

Степень изученности темы. Несмотря на высокую степень актуальности изучения истории УГКЦ в XX в. и ее современного состояния и, в частности, вопроса о создании греко-католического Киевского патриархата, в российской исторической и религиоведческой литературе этой теме до сих пор уделяется крайне незначительное внимание.

До сих пор по данной тематике не было предпринято систематических исследований православными церковными историками, несмотря на то, что в условиях межрелигиозного противостояния на Украине для Русской Православной Церкви как никогда важно изучение истории украинского униатства в XX столетии и вопроса о создании Киевского греко-католического патриархата. Большая часть посвященных униатству работ, выходящих в церковных изданиях, не выходит за рамки жанра религиозной публицистики. Среди имеющих научную ценность трудов исследователей из Московского Патриархата, прежде всего, следует отметить работу по истории Галицкого униатства в XX в. протоиерея Алексия Добоша1, который использовал не только большое число опубликованных трудов, но и архивные материалы, в том числе из региональных архивов Украины. Однако наибольшее внимание в данной работе уделено истории Униатской Церкви в Галиции в 1-й половине XX в., тогда как ее нелегальная деятельность в СССР во 2-половине XX в. и состояние ее структур в эмиграции в указанный период рассмотрены весьма бегло. Труд протоиерея Владислава Цыпина, посвященный истории Русской Православной Церкви в XX в.1, касается также и новейшей истории украинского униатства, хотя оно и не является в данной работе объектом самостоятельного исследования. Прот. Владиславу Цыпину также при-надлежит очерк, посвященный Львовскому Собору 1946 г . Им же в соавторстве с В. И. Петрушко издан ряд статей «Православной энциклопедии», посвященных Архиерейским Соборам Русской Православной Церкви конца 1980-х — начала 1990-х гг. Тема возрождения и активизации униатства на Украине в конце XX в. также нашла в них заметное от-ражение . Отчасти затрагивает униатскую тему в своей работе по новейшей истории Русской Православной Церкви Д. В. Поспеловский4. В числе работ церковных авторов по униатской тематике следует также отметить статью диакона (ныне - священника) Василия Секачева, посвященную месту украинского униатства в современном католицизме и экуменической политике Ватикана5.

Отечественные светские историки и религиоведы в большей степени, чем церковные, склонны уделять внимание униатской тематике. В советское время был опубликован ряд работ, посвященных новейшей истории униатства в Галиции. Однако почти все они имели ярко выраженный атеистический характер и вписывались в общую концепцию советской пропаганды, в рамках которой Униатская Церковь однозначно рассматривалась в качестве идеологического врага и подлежала не столько объективной критике, сколько огульному порицанию. Среди подобного рода работ выделяется книга К. Е. Дмитрука1, который использовал значительное количество архивных материалов и попытался более аргументированно обосновать традиционный для советской пропагандистской системы взгляд на историю украинского униатства в XX в.

Более объективные, хотя по-прежнему весьма немногочисленные, исследования по новейшей истории Украинской Греко-католической Церкви и православно-католических отношений стали появляться в российской науке в постсоветский период. Среди них следует выделить, прежде всего, труды О. Ю. Васильевой, в которых затрагиваются такие вопросы, как упразднение Униатской Церкви в советской Украине, участие украинских греко-католиков в работе II Ватиканского Собора и уни-атская проблема во взаимоотношениях СССР и Святого Престола . Книга О. Ю. Васильевой, посвященная II Ватиканскому собору, - единственное отечественное исследование, в котором специально затронут вопрос создания греко-католического Киевского патриархата. Особенно важно, что в указанной работе украинское униатство рассматривается в контексте общего комплекса взаимоотношений Ватикана с Московским Патриархатом и руководством Советского Союза.

Значительное внимание истории и современному состоянию УГКЦ уделяется в статьях Н. Митрохина, посвященных религиозной жизни Ук раины в конце XX — начале XXI в.1 Однако, публицистичность этих работ и подчеркнуто обозначаемое автором негативное отношение к Русской Православной Церкви не позволяют отнести их к объективным исследованиям по униатской тематике. То же можно сказать и попытке охарактеризовать религиозную ситуацию на Западной Украине в постсо-ветский период, предпринятой игуменом Иннокентием (Павловым) . Фактический разрыв с Московским Патриархатом этого заштатного клирика, создавшего общину восточного обряда, которая декларирует свое единство с Римской Церковью, обусловил высокую степень тенденциозности этого автора при подходе к униатской тематике.

Тема православно-католических и советско-ватиканских отношений также нашла отражение в сборнике «Второй Ватиканский собор: взгляд из России»3, в котором опубликованы материалы международной научной конференции, проходившей в Москве в 1995 г. Изданные в сборнике доклады А. А. Красикова4, В. П. Гайдука5, В. П. Любина6, Ю. Е. Карлова7, А. Риккарди8 и ряда других авторов посвящены, главным образом, месту и роли II Ватиканского собора в развитии отношений между Святым Престолом и Советским Союзом. Выступления православ ного протоиерея Виталия Борового и ряда католических авторов (кардинала Йоханнеса Виллебрандса2, А. Меллони3 А. Роккуччи4, М. Велати5, Э. Ланн6) касаются перемен, происшедших во взаимоотношениях между Православной и Католической Церквями после II Ватиканского собора, дальнейшего развития экуменического диалога между Московским Патриархатом и Ватиканом и его особенностей во 2-й половине XX в.

Среди зарубежных авторов, уделяющих заметное внимание экуменизму, православно-католическим отношениям и, в их контексте, униат-скому вопросу, следует также отметить Вима Рода (Нидерланды), Вацлава Гриневича8 и Ришарда Тожецкого9 (Польша), Роберта Хотца10 (Швейцария), Антона Хаутепена11 (Нидерланды) и др.

Закономерно, что набольшее внимание истории и современному состоянию Украинской Греко-католической Церкви и ее борьбе за обретение патриаршего статуса уделяется на Украине. Однако большинство посвященных данному вопросу работ современных украинских авторов (особенно греко-католических) принадлежат не к числу исторических или религиоведческих исследований, а являются публицистическими статьями. Как исключение можно назвать труды ряда украинских религиоведов, в частности — В. Еленского, Н. Кочан, А. Доброера и др.1 В то же время большинство указанных авторов далеки от исторического подхода к униатскому вопросу и склонны рассматривать современную религиозную жизнь Украины, главным образом, с точки зрения политологии или в социологическом аспекте. Как глубокое и неподверженное конфессиональной пристрастности историческое исследование, посвященное римскому католицизму и униатству на Украине, можно отметить лишь труд коллектива авторов, возглавляемого П. Яроцким2.

Подавляющее большинство изданных на Украине материалов по униатской тематике опубликовано греко-католическими авторами. Чаще всего их конфессиональная принадлежность становится причиной того, что эти работы отличаются значительной степенью идеологической ангажированности, далеки от объективности и служат, главным образом, апологетическим целям. Среди наиболее серьезных работ общего характера, написанных униатскими исследователями и имеющими научное значение, необходимо отметить труды монахов Базилианского ордена Афанасия Великого3 и Софии Сенык4, священников И. Нагаевского1, Д.

Блажейовского2, Я. Москалика3 и А. Базилевича4. Ряд работ, несмотря на упрощенный подход к истории галицкого униатства в XX в., вызывает определенный интерес богатством приводимого в них фактического материала и цитируемых документов5.

Следует отметить, что лишь в категории работ греко-католических авторов можно встретить труды, специально посвященные проблеме создания Киевского униатского патриархата . Однако представляется, что научная ценность этих работ невысока. Все униатские исследователи стоят на одинаковой позиции, которая заключается в утверждении, что Украинская Греко-католическая Церковь достигла той степени развития, которая требует на современном этапе ее непременного возведения на степень патриархата. Как правило, данный тезис не подкрепляется какими-либо глубокими историческими обоснованиями, но подается почти исключительно в риторическом ключе.

Целью настоящего исследования является комплексное изучение развития идеи Киевского патриархата в УГКЦ во 2-й половине XX столетия. Данная цель исследования позволяет сформулировать его задачи следующим образом:

1) определить предпосылки резкого повышения интереса украинских униатов к проекту создания греко-католического патриархата в период после Второй мировой войны;

2) исследовать отношение к вопросу о создании Киевского униатского патриархата со стороны Римских Пап Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна Павла II;

3) проследить, какое место вопрос об Украинском патриархате занимал на II Ватиканском соборе;

4) рассмотреть позицию первоиерархов УГКЦ кардиналов Иосифа Слипого и Мирослава-Ивана Любачивского по вопросу о создании патриархата для украинских униатов;

5) определить, какое место униатский вопрос в целом и проект Киевского греко-католического патриархата, в частности, занимал во взаимоотношениях между Советским Союзом и Ватиканом во 2-й половине XX столетия;

6) провести источниковедческий анализ основных документов, характеризующих место проекта Киевского патриархата в комплексе советско-ватиканских отношений во 2-й половине XX столетия.

Хронологические рамки работы в целом включают период с 1944 по 1992 г., хотя в исследовании кратко рассматривается история Униатской Церкви в Галиции в 1-й половине XX столетия. В «Заключении» также отмечены важнейшие события, имеющие отношение к развитию идеи Киевского униатского патриархата вплоть до 2005 г. В хронологические рамки работы входят два периода истории украинского униатства. Первый — с 1944 по 1989 г. — можно охарактеризовать как время ликвидации УГКЦ на территории советской Украины, ее последующего нелегального существования в пределах СССР и одновременно — деятельности сохранившихся в эмиграции украинских греко-католических структур, которые при поддержке Ватикана и националистических орга низаций вели борьбу за объединение УГКЦ и возобновление ее деятельности на Украине. Второй период — с 1989 по 1992 г. — время реставрации структур УГКЦ на территории Украины и ее перехода к активной экспансии против Православной Церкви с целью усиления своего влияния в Западно-Украинском регионе и на Украине в целом. За этот небольшой промежуток времени УГКЦ удалось не только восстановить свою структуру в том виде, какой она имела до Второй мировой войны, но и увеличить число епархий и приходов. Процесс этот завершился возвращением в 1992 г. главы украинских униатов кардинала Любачивского из Рима во Львов, который с этого времени вновь стал первопрестольным городом предстоятелей УГКЦ.

Объектом исследования являются как внутренняя жизнь УГКЦ, так и ее отношения со священноначалием Римско-католической Церкви, а также комплекс взаимоотношений Ватикана с Русской Православной Церковью и руководством СССР. Предметом исследования является деятельность украинской греко-католической иерархии, направленная на создание униатского Киевского патриархата.

Методологическая основа исследования. Научной методологической основой исследования являются принципы историзма, объективности и комплексности исторического исследования, а также историко-хронологический подход к изучению развития идеи Киевского патриархата в УГКЦ.

Принцип историзма предполагает рассмотрение отдельных фактов и явлений в их взаимосвязи, в конкретно-исторической ситуации. В данном исследовании это предполагало изучения вопроса о Киевском патриархате не только как внутреннего дела УГКЦ, но обусловило рассмотрение проблемы в контексте церковных православно-католических отношений и государственно-политических отношений между Ватиканом и СССР.

Принцип объективности в данной работе был реализован благодаря учету всех точек зрения и подходов к изучаемому вопросу. Наибольшее значение это имело при оценке диаметрально противоположных позиций Католической и Православной Церквей в вопросе о Киевском патриархате и документов, в которых они отражены.

Источниковая база исследования. Источниковая база исследования по новейшей истории УГКЦ, к сожалению, весьма ограничена. Большая часть документов, способных пролить свет на историю борьбы украинских греко-католиков за создание Киевского униатского патриархата, находится в архивах Ватикана и Львовской митрополичьей курии и по этой причине не доступна для изучения. Попытки соискателя получить для изучения документы из Центрального государственного исторического архива во Львове (ЦГИА) не увенчались успехом. В силу этих обстоятельств диссертационное исследование опирается, прежде всего, на изученные соискателем документы и материалы, которые хранятся в следующих архивах: Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ), Архиве Президента Российской Федерации (АП РФ), Архиве Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Ряд имеющих отношение к теме исследования материалов из ЦГИА во Львове был использован благодаря их публикации. К числу использованных в исследовании изданных материалов также принадлежат официальные документы Русской Православной, Римско-католической и Греко-католической Церквей, опубликованные в официальной периодике этих конфессий или же вышедшие в виде отдельных изданий.

Наиболее обширный комплекс документов, имеющих отношение к истории западно-украинского униатства во 2-й половине XX в. и вопросу создания униатского Киевского патриархата, находится в Фонде Совета по делам религий при Совете министров СССР (до 1965 г. — Совет по делам Русской Православной Церкви) в ГА РФ .

В частности, здесь находятся материалы по подготовке и проведению Львовского собора 1946 г. и другие дела, касающиеся упразднения Униатской Церкви на Западной Украине после Второй мировой войны и позволяющие составить достаточно полное и объективное представление о том, как проходил этот процесс. Весьма важным по своей информативности представляется дело, материалы которого рассказывают о «борьбе с остатками унии» на Западной Украине (1957—1961 гг.)3 и рисуют весьма подробную картину нелегальной деятельности греко-католиков Галиции после официального упразднения Униатской Церкви. Материалы «Об отношении Ватикана к РПЦ и СССР»4 в 1940-е гг. дают возможность конкретизировать политику Папы Пия XII в униатском вопросе, в том числе — в контексте отношения Святого Престола к Советскому Союзу в период данного понтификата. Существенные перемены в православно-католических отношениях в период понтификата Папы Иоанна XXIII и история Украинской Униатской Церкви в диаспоре и подполье на территории СССР отражены в делах, содержащих «переписку с МИД о внешнеполитической деятельности РПЦ» (1961—1964 гг.)5.

Наиболее важный для предпринятого исследования комплекс материалов ГА РФ сосредоточен в делах, посвященных работе II Ватиканского собора Католической Церкви1. В них помимо протоколов соборных заседаний, официальных документов собора и информационных материалов, подготовленных пресс-службой Ватикана и ИТАР-ТАСС, наибольший интерес представляют собой отчеты официальных представителей Московского Патриархата на II Ватиканском соборе. Среди них вы сокой степенью информированности и глубоким аналитическим подходом выделяются материалы, подготовленные протоиереем Виталием Боровым, который в своих отчетах и справках значительное внимание уделяет попыткам украинских греко-католиков добиться учреждения Киевского униатского патриархата.

Большая группа материалов ГА РФ отражает значительно оживившиеся после II Ватиканского собора контакты между Русской Православной и Римско-католической Церквями во 2-половине 1960-х — 1-й половине 1970-х гг.2. Значительное место в них также уделено униатскому вопросу и проблеме учреждения Киевского греко-католического патриархата. Эти же темы неоднократно фигурируют в большой подборке дел, посвященных международным контактам Русской Православной Церкви и пребыванию в СССР зарубежных религиозных делегаций, в том числе — католических, во 2-й половине 1970-х гг.

Из документов, находящихся в собрании Архива Президента РФ, в исследовании были использованы материалы, которые характеризуют положение в Униатской Церкви Галиции в 1940-е гг. и начальный этап процесса ее ликвидации.1

При написании диссертационной работы также был использован ряд документов, ранее находившихся в делопроизводстве Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), впоследствии переданных в Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия». В частности отсюда были получены некоторые материалы официальной переписки между Ватиканом и Московским Патриархатом, аналитические записки, посвященные личности и деятельности кардинала Иосифа Сли-пого, публикации западной прессы, освещающие деятельность и итоги II Ватиканского собора, а также большая подборка биографических мате риалов, касающихся наиболее видных иерархов Католической Церкви. К сожалению, Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия» в настоящее время находится в стадии формирования, и по этой причине собранные в нем материалы еще не систематизированы и не оформлены должным образом (в частности, отсутствует нумерация дел, а в самих делах — пагинация документов). Это создает определенные трудности как при работе с документами, так и с их последующим цитированием при написании исследовательской работы.

Ряд официальных документов Русской Православной Церкви был использован в исследовании по их публикациям в «Журнале Московской Патриархии». Использованные в ходе работы документы Львовского собора 1946 г. были взяты из специального издания, предпринятого Президиумом собора, а также из издания Московского Патриархата, посвя-щенного 35-летию собора . Официальные документы II Ватиканского собора были использованы в русском переводе по специальному изда-нию . Ряд материалов, связанных с православно-католическими отношениями, был использован по специальной хрестоматии4. При характеристике деятельности митрополита Андрея Шептицкого и положения Украинской Греко-католической Церкви под его руководством в 1-й половине XX в. были использованы сборники документов, опубликованные украинскими униатами в последние годы5. Некоторые документы Униатской Церкви приводятся по текстам, опубликованным в приложениях к труду греко-католического историка И. Нагаевского, посвященному истории Римских Пап в XX столетии1.

В связи с тем, что наибольшие трудности в плане поиска источни-ковой базы возникли по объективным причинам при исследовании процесса возобновления Униатской Церкви на Украине в конце 1980-х — 1990-х гг., для характеристики данного периода возникла необходимость в большей степени прибегнуть к материалам периодической печати, как церковной, так и светской.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в отечественной историографии на основе широкого круга источников, включающего ранее не исследованные материалы Совета по делам Русской Православной Церкви и Совета по делам религий, а также документы церковного происхождения, был предпринят комплексный анализ деятельности иерархии Украинской Униатской Церкви, направленной на создание греко-католического Киевского патриархата. Отдельные аспекты темы, представленные в диссертации, впервые стали предметом научной разработки. К их числу относится, прежде всего, комплексный анализ основного содержания политики, проводимой в отношении украинских униатов Римскими Папами Пием XII, Иоанном XXIII, Павлом VI и Иоанном Павлом П. Научную новизну работы также определяет исследование политического аспекта вопроса о создании греко-католического патриархата, тесно связанного с идеологическим противостоянием Западного мира и стран социалистического блока в XX в.

Диссертация вводит в научный оборот значительное число новых документов, что представляется важным для дальнейших исследований в области православно-католических отношений. Работа впервые предос тавляет возможность рассмотреть современную конфликтную ситуацию, сложившуюся в религиозной жизни Украины в последнее десятилетие XX в. и сохраняющуюся до настоящего времени, сквозь призму сложного комплекса отношений, сложившихся во 2-й половине XX в. между Ватиканом, с одной стороны, и Московским Патриархатом и руководством СССР — с другой. Все это позволяет существенно уточнить или даже пересмотреть целый ряд положений, закрепившихся в исторической и религиоведческой литературе, прежде всего - в трудах, посвященных украинскому униатству.

Основные результаты исследования, полученные соискателем, заключаются в том, что:

- исследованы предпосылки начала борьбы украинских униатов за создание Киевского патриархата в середине — 2-й половине XX в., в связи с чем уточнены обстоятельства нелегального существования УГКЦ в СССР и ее деятельности в эмиграции;

- изучена политика Римских Пап Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна Павла II в отношении украинских униатов в целом и вопроса о создании Киевского патриархата - в частности;

- рассмотрено, какой характер носило рассмотрение вопроса об униатском Киевском патриархате на II Ватиканском соборе;

- исследовано отношение лидеров украинских униатов - кардиналов Слипого и Любачивского к вопросу о создании Киевского патриархата;

- рассмотрено место вопроса о Киевском патриархате как части униатской проблемы в церковных взаимоотношениях между Католической и Православной Церквями и межгосударственных отношениях Ватикана и СССР во 2-й половине XX столетия;

- изучены обстоятельства возобновления униатства и автокефали-стских расколов на Украине в конце XX в. и роль проекта Киевского патриархата в этом процессе;

- проведен источниковедческий анализ основных документов, характеризующих место вопроса об униатском Киевском патриархате в комплексе советско-ватиканских отношений во 2-й половине XX столетия.

Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что оно призвано заполнить определенные пробелы в изучении истории как церковных православно-католических отношений, так и межгосударственных отношений Ватикана и СССР. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих и специальных трудов, учебников и методических пособий по истории Русской Православной и Украинской Греко-католической Церквей, православно-католических и советско-ватиканских отношений, а также при преподавании общих и специальных курсов по истории России XX в., истории и источниковедению Русской Православной и Католической Церквей, истории государственно-конфессиональных отношений.

Практическая значимость исследования определяется тем, что рассмотренные в работе проблемы православно-католических отношений в целом до сих пор не нашли своего разрешения и сохраняют свою актуальность. Актуальность затронутых в работе вопросов в настоящее время значительно возросла на фоне сложного комплекса межгосударственных отношений Россией и Украины, в которой в конце XX в. религиозные конфессии все чаще оказываются вовлеченными в политическую жизнь.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите. Основные положения диссертации отражены автором в научных публикациях (монография и 5 статей) общим объемом 22,5 п.л.: Петрушко В. И. Авто-кефалистские расколы на Украине в постсоветский период, 1989—1997. М., 1998; Петрушко В. И. Из истории Украинской греко-католической церкви в годы Великой Отечественной войны // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института: Материалы, 2003. М., 2003. С. 312-316; Петрушко В. И. Василиан-ский орден св. Иосафата // Православная энциклопедия. Т. 7. М, 2004. С. 19-26; Петрушко В. И. Католицизм // Большая Российская энциклопедия: Том «Россия». М., 2004. С. 227-230; Петрушко В. И. Всеукраинский Православный Церковный Собор 1918 г. // Православная энциклопедия. Т. 9. М, 2005. С. 695-704; Петрушко В. И. Московское Патриаршество — мера против униатского патриархата в Речи Посполитой? // Вісник Прес-служби УПЦ. 2005. №4 (43). С. 85-86. Материалы исследования активно используются автором в рамках преподаваемых автором учебных курсов в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (1995—2006 гг.). Основные положения работы неоднократно излагались автором на различных научных и церковных конференциях, в статьях, написанных для Большой Российской и Православной энциклопедий. В дальнейшем предполагаемой сферой научной апробации результатов исследования могут стать документальные публикации, монографические исследования и учебные курсы.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы.

Греко-католическая Церковь в Галиции при митрополите Андрее Шептицком (1901—1944 гг.)

Идея создания униатского патриархата на подвластных Речи Посполитой западно-русских землях впервые была высказана католиками в 1570—1580-е гг., в период подготовки к заключению Брестской унии. Предложенный в это время проект предусматривал перенесение православной Константинопольской Патриаршей кафедры в пределы в Речи Посполитой и переезд Патриарха Иеремии II Траноса из Стамбула в Польско-Литовское государство с последующим переходом греческого первоиерарха в униатство. Таким образом, учреждение патриархата на территории западно-русских земель мыслилось католической стороной как средство вовлечения в унию православного населения Речи Посполитой. Однако реализовать этот проект, к созданию которого был причас-тен ряд видных представителей ордена иезуитов, в то время не удалось1.

Идея Киевского патриархата, подчиненного Риму, вновь привлекла к себе внимание в связи с попытками диалога между православными и униатами Речи Посполитой в 1620—1640-х гг. Переговоры между греко-католиками и православными были обусловлены стремлением обеих сторон достигнуть компромисса в условиях острого межрелигиозного противостояния, причиной которого стала Брестская уния 1596 г. Представители Православной Церкви соглашались на обсуждение вопроса об общем с униатами патриархе, полагая, что таким образом можно будет положить конец гонениям на Православие со стороны римо- и греко- католиков Речи Посполитой. Католики же вновь видели в этом проекте средство вовлечения в унию всего русинского населения Польско-Литовского государства. Тем не менее, попытка создания униатского патриархата в 1-й половине XVII в. также не увенчалась успехом1.

В дальнейшем Греко-католическая Церковь на территории Речи Посполитой все более приходила в упадок. В немалой степени этому способствовало стремление Римской курии и польских властей латини-зировать восточный обряд и полонизировать русинов-униатов . Состояние кризиса, в котором оказались греко-католики в Речи Посполитой во 2-й половине XVII — XVIII вв., не позволяло вернуться к рассмотрению проекта патриаршего устроения Униатской Церкви, в чем, впрочем, не было никакой практической целесообразности.

Еще больший упадок закономерно ожидал Греко-католическую Церковь после разделов Польши. В областях, вошедших в состав Российской империи, униатство было практически полностью ликвидировано уже к концу 1830-х гг. (лишь холмских униатов воссоединили с Православной Церковью во 2-й половине XIX ст.). Униатская Церковь, ведущая свое происхождение от Брестской унии, сохранилась только в Галиции, которая вошла в состав Империи Габсбургов, где, впрочем, ее состояние в продолжение всего XIX века также было далеким от процветания3.

Только в начале XX столетия в украинском униатстве начинается подъем, обусловленный деятельностью митрополита Андрея Шептицкого, который возглавлял Греко-католическую Церковь в Галиции в 1901—1944 гг. Шептицкий предпринял энергичные меры для оздоровления церковной жизни западно-украинских униатов. Не последнюю роль в разработанной им программе преобразования Греко-католической Церкви играли масштабные планы прозелитизма на Православном Востоке. Митрополит Андрей стремился насадить униатство на Восточной Украине и в России, мечтая стать единым главой Униатской Церкви всего восточно-славянского мира. С этой целью он добился от Папы Римского Пия X утверждения своих особых полномочий в качестве главы российских униатов и в дальнейшем широко пользовался этими правами для ведения активной прозелитической работы в России. Даже в период своего интернирования на территории Российской Империи в годы Первой мировой войны Шептицкий вел пропаганду унии, а свободой, полученной им после Февральской революции 1917 г., митрополит Андрей воспользовался для организации в России греко-католического экзархата2.

Разрабатывая стратегию дальнейшего распространения унии на Восток, Андрей Шептицкий старался не афишировать своих патриарших амбиций. Тем не менее, об их существовании можно догадываться. И если в своей официальной переписке с Ватиканом по вопросу миссии на Востоке митрополит Андрей избегал говорить о своем потенциальном патриаршестве, то с политическими партнерами он иногда бывал более откровенен. Так, например, в письме к эрцгерцогу Вильгельму Габсбургу1 глава греко-католиков Галиции, имевший на основании доходивших до него слухов весьма неясные представления о проходившем в Киеве в продолжение 1918 г. Всеукраинском Православном Церковном Соборе , писал: «Яузнал, что часть главного собора украинской Церкви, который должен собраться 21 июня, имеет намерение дать мне достоинство ук раинского патриарха. Это выступление было бы с одной стороны вы ражением протеста против избрания Антония митрополитом Киев ским, а с другой стороны подтвердило бы этим конкретным способом автокефалию украинской Церкви» . Шептицкий отмечал, что принял бы такое избрание на патриаршество не иначе, как «абсолютным, свобод ным, подавляющим большинством, которое в то же время имело бы каноническую силу по правилам Восточной Церкви». Одновременно униатский митрополит подчеркивал: «Нечего и говорить, что такое из брание равнозначно принятию унии. Рим должен подтвердить избрание. Пока что полномочий, которые я получил от Папы Пия X, могло бы быть достаточно. Естественно, на это должен был бы попросить со гласия Его Величества »

Деятельность украинских униатов диаспоры в период понтификата Иоанна XXIII

Вечером 25 октября 1958 г. открылся конклав, который должен был избрать преемника почившему Пию XII. Выборы были недолгими: уже 28 октября новым Римским Папой стал кардинал Ронкалли, принявший имя Иоанна XXIIIі. Уже через четыре месяца после своего избрания на Папский престол новый понтифик объявил о своем намерении собрать XXI (из числа признаваемых Католической Церковью) Вселенский собор. Этот собор, вошедший в историю как II Ватиканский, был призван разработать программу т.н. «аджорнаменто» - обновления церковной жизни, перестройки экуменической и внешнеполитической деятельности Католической Церкви 2.

В отличие от своего антисоветски настроенного предшественника Пия XII Папа Ронкалли стал стремиться установить с Советским Союзом и Русской Православной Церковью более дружественные отношения. Эта перемена во внешнеполитическом курсе Святого Престола не сразу нашла отклик в СССР после долгих лет конфронтации с Ватиканом в период понтификата Пия XII (тем более, что и в Римской курии далеко не все разделяли обозначившиеся при Иоанне XXIII новации). Показательно, что даже в 1962 г. в Совете по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР сомневались в искренности намерения Папы Иоанна XXIII перестроить на конструктивной основе отношения со странами социалистического лагеря.

В докладной записке «К созыву XXI Вселенского (II Ватиканского) Собора Католической Церкви» сотрудник Совета М. Водчиков давал изменениям во внешней политике Ватикана такое объяснение: «По-видимому, в миролюбивых заявлениях Ватикана скрыто что-то другое, чем искреннее оіселание мира. Могучее движение за мир, охватывающее все более широкие слои населения большинства стран, независимо от их политических и религиозных убеждений, в том числе и католиков, становится серьезной силой, которая, опираясь на социалистический лагерь, может помешать западным державам в осуществлении их агрессивных замыслов. Попытки сорвать это движение, предпринимаемые правящими кругами западных держав, ни к чему не приводят. Не является ли миротворческая линия Ватикана еще одной попыткой агрессивных кругов Запада заглушить движение за мир, тем более, что аналогичное явление уже наблюдалось в начале пятидесятых годов, когда буржуазная пропаганда выдвинула в роли «миротворца» папу Пия XII, а сбор паломников в Риме в «святом» 1950 году представила как своего рода плебисцит народов в защиту мира» .

Того, что в восточной политике Святого Престола при Иоанне XXIII наметился поворот, первоначально не осознали не только в советском руководстве, но и в священноначалии Украинской Греко-католической Церкви. Униатские епископы, которые, как уже отмечалось, к концу 1950-х гг. консолидировались и стали проявлять повышенную активность благодаря покровительству Пия XII, поначалу полагали, что новый понтифик продолжит линию своего предшественника в отношении украинской диаспоры. Еще не понимая, что при новом внешнепо- литическом курсе Святого Престола униатский вопрос способен стать серьезной помехой на пути диалога, как с Московским Патриархатом, так и с Советским правительством, украинские греко-католические епископы продемонстрировали новому главе Католической Церкви, что ожидают от него и созываемого им собора логического завершения той структурной реорганизации униатов диаспоры, которую проводил Пий XII. Собравшись 12—16 октября 1959 г. на конференцию в Риме, украинские архиереи составили Соборное послание, в котором впервые было явственно высказано пожелание учреждения униатского Киевского патриархата. Причем, слабое понимание складывающихся новых реалий в восточной политике Иоанна XXIII греко-католики проявили и в том, что амбициозно пригласили православных войти в юрисдикцию своего потенциального патриархата.

В послании, в частности, говорилось: «Идя по следам нашего великого Подвижника церковного единства Слуги Божия Митрополита Андрея, — простираем и мы наши руки к нашим православным Братьям-Владыкам, — и просим их во имя Христа, чтобы для блага нашей Церкви они вместе с нами выступили вместе с нами перед приближающимся Вселенским Собором с покорной просьбой объединить нас в едином Киевском Патриархате украинского народа, в соединении с Апостольским Престолом в Риме...» .

Греко-католические епископы намеревались, прежде всего, подключить к процессу создания своего патриархата православных украинцев из диаспоры, как пребывающих в раскольнических сообществах, так и перешедших в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Один из идеологов Украинского католического патриархата униатский священник Исидор Нагаевский по этому поводу писал: «Украинский Патриархат ныне необходим более, чем когда-либо прежде. Украинский патриарх один может сцементировать все наши Церкви в диаспорах, ибо уже сегодня видна большая опасность того, что без подобного объединения при современных политических отношениях на Родных Землях, Церкви в свободном мире утратят с ними живую связь» .

Вопрос об Украинском униатском патриархате на II Ватиканском соборе

19 июня 1963 г. в Сикстинской капелле собрался конклав, которому предстояло избрать преемника Иоанна XXIII. Выборы были недолгими, и уже 21 июня новым Папой Римским стал кардинал Джованни Бат-тиста Монтини, архиепископ Милана, принявший имя Павла VI .

По случаю коронации нового понтифика, проходившей 30 июня, в Рим прибыла делегация Русской Православной Церкви. Входивший в ее состав прот. Виталий Боровой отмечал, что в Ватикане представителей Московского Патриархата вновь встречали весьма тепло. «Бэа выразил нам свою радость по поводу нашего прибытия. Спрашивал о здоровье Святейшего Патриарха и архиеп. Никодима», — сообщал о. Виталий в Справке о пребывании делегации Русской Церкви в Риме. Прот. Виталий Боровой отмечал: «Тэста очень тепло и сердечно благодарил Сов. Правительство, нашего Патриарха, Русскую Церковь и нас лично за освобождение Слипого. При этом ясно различал сферы компетенции. Правительство благодарил за освобождение, а Церковь и нас за содействие. Говорил, что Слипой должен был сам лично поблагодарить нас, но он (Слипой) сейчас болен и лежит с температурой в кровати. Сначала мы думали, что это своего рода дипломатическая болезнь, но потом из газет мы узнали, что это действительно имело место и был даже снимок посещения новым папой болящего Слипого» .

Впоследствии благодарность за освобождение главы Украинской Греко-католической Церкви выражал и сам новоизбранный Папа Павел VI. Как отмечал митрополит Никодим (Ротов), во время встречи с главой Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата понтифик сказал: «Я не знаю Ваших отношений с правительством, но если это возможно и удобно, то передайте, пожалуйста, что мы храним глубокую благодарность за освобождение монсеньора Слипого» .

Прот. Виталий Боровой отмечал, что в первое время после избрания Павла VI в Ватикане еще выполняли условия договоренности с руководством СССР, при которых стали возможны освобождение митрополита Иосифа Слипого и его переезд в Рим. Вместе с тем представитель Московского Патриархата весьма проницательно уловил, что Святой Престол к освобождению Слипого относится уже не просто, как к гуманному жесту советских властей, но может со временем попытаться использовать униатского первоиерарха в видах восточной политики Ватикана. «О Слипом нам стало известно, что он продолжает быть советским гражданином и считает себя таковым. Посещал наше посольство и остался очень доволен оказанным ему там приемом. Это политика дальнего прицела. Он не оставляет мысли о возможности в будущем вернуться во Львов. Эту его «мечту» разделяет, повидимому, и Вати з кан» .

После своего избрания на Папский престол Павел VI декларировал, что будет продолжать линию Иоанна XXIII. В беседе с митрополитом Никодимом (Ротовым) он говорил: «Я очень почитаю покойного папу Иоанна XXIII. Это был великий человек, как в духовной жизни, так и в своей деятельности. Я хочу действовать так, чтобы продолжить его линию во всем». Но при этом Папа уточнял: «Я должен Вам сказать откровенно, что это бывает иногда очень трудно, но эту линию я хочу и буду продолжать» .

Прот. Виталий Боровой, бывший на аудиенции, которую 1 июля 1963 г. дал делегации Московского Патриархата Павел VI, вновь проявил незаурядную интуицию, очень рано отметив, что Папа Монтини внесет в курс почившего понтифика существенные коррективы. «Линию Иоанна XXIII он будет продолжать, только значительно умереннее, осторожнее, с большей оглядкой в сторону Запада и консервативных сил, чем это делал его предшественник. Улучшения отношений с СССР он, повиди-мому, хочет и будет к этому стремиться, только, возможно, своей дорогой»1, — писал о. Виталий в июле 1963 г.

Прошло всего четыре месяца, и прот. Виталий Боровой мог убедиться в полной справедливости своего предположения о совершенно самостоятельной и отнюдь не тождественной линии Иоанна XXIII политике нового Папы, основные ориентиры которой к ноябрю 1963 г. обозначились уже достаточно четко. В отчете «Основные впечатления и наблюдения от Второй сессии II Ватиканского Собора за период от 29.IX по ЗО.Х 63 г.» прот. Виталий Боровой так говорил о состоянии Католической Церкви на момент начала понтификата Павла VI: «Папа Иоанн XXIII оставил «тяжелое» наследие своему преемнику. Этот «революционер на папском престоле», решительно порвав с реакционной внутри Римско-католической Церкви и «холодно-военной» внешней политикой своего предшественника Пия XII.

Попытки украинских греко-католиков добиться учреждения Киевского униатского патриархата в конце 1970-х— 1980-х гг

Папа Иоанн Павел I за время своего 34-дневного понтификата не успел как-либо обозначить свое отношение к Украинской Греко-католической Церкви. Восшествие на Папский престол Иоанна Павла II в октябре 1978 г. первоначально было воспринято униатами настороженно. Похоже, кардинал Слипый опасался, что новый Папа польского происхождения сможет проявить традиционные для менталитета поляков настроения, неприязненные по отношению к галицким украинцам-униатам. Обращает на себя внимание, что в своем приветственном по-сланий новоизбранному Папе греко-католический первоиерарх ни слова не говорит об Украинском патриархате и, напротив, напоминает понтифику о сложностях в отношениях между римо- и греко-католиками в Польше. В то же время Слипый отмечает наличие общего для украинских и польских католиков опыта церковной жизни в условиях насаждения государственного атеизма и гонений на Церковь со стороны коммунистических режимов1.

В дальнейшем, в конце 1970-х — 1980-х гг., Иоанн Павел II продемонстрировал, что политика Святого Престола в отношении украинских униатов в целом не претерпела существенных изменений и в целом явилась продолжением курса Павла VI. Понтифик в своих выступлениях неоднократно с подчеркнутым уважением отзывался об Украинской Церкви как о Церкви-мученице. Тем не менее, в 1980 г. Иоанн Павел II предпринял меры, которые были неоднозначно восприняты в кругах украинских униатов. Папа решил созвать серию чрезвычайных синодов украинских епископов, но не от имени верховного архиепископа Иосифа Сли-пого, а исходя из собственных полномочий главы Католической Церкви. Одни иерархи выражали по этому поводу удовлетворение, полагая, что на синодах можно будет заняться делами Униатской Церкви без вмешательства Римской курии в лице Конгрегации Восточных Церквей. Другие высказывали опасение по поводу папской инициативы, видя в ней беспрецедентный пример чрезмерного личного вмешательства понтифика в дела греко-католиков: выносимые на синоды вопросы и принимаемые по ним решения в равной степени требовали папского утверждения .

Уже на первом папском синоде Украинской Греко-католической Церкви в 1980 г. был поднят вопрос о преемнике престарелого кардинала Иосифа Слипого в качестве верховного архиепископа. Официальным коадъютором верховного архиепископа (помощником с правом наследования) из трех избранных синодом кандидатов Папа Иоанн Павел II назначил греко-католического митрополита Филадельфии Мирослава-Ивана Любачивского1. Выбор понтифика был неслучаен: Любачивский был архиереем, гораздо более умеренным по своим взглядам, а также более ло-яльным и послушным Папскому престолу, чем Иосиф Слипый . Очевидно, что Иоанн Павел II стремился поставить во главе украинских униатов иерарха, который не доставлял бы Святому Престолу столько хлопот, как самопровозглашенный «патриарх» Иосиф.

С проведением первого чрезвычайного папского синода Украинской Греко-католической Церкви также связан инцидент, который негативно отразился на отношениях между Ватиканом и Московским Патриархатом. По итогам работы синода униатские епископы опубликовали декларацию, в которой вновь осуждался как неканонический Львовский собор 1946 г. В ней также шла речь о грядущем возрождении «Украинской Церкви, которая страдает при атеистическом коммуни-стическом режиме» . Обращало на себя внимание, что впервые после понтификата Пия XII в документе, санкционированном Папой Римским, столь резко выражалось осуждение коммунистического режима. Причем, по времени это совпало с началом оппозиционных выступлений «Солидарности» в Польше. Польское происхождение Иоанна Павла II в еще больше степени придавало униатской декларации характер отклика на происходящие в Польше события.

Резкая тональность заявления униатских иерархов, которая ввиду особой роли Папы Римского в проведении синода украинских епископов воспринималась почти как официальная позиция Святого Престола, вызвала протест со стороны Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). 22 декабря 1980 г. Предстоятель Русской Православной Церкви направил Папе Иоанну Павлу II послание. В нем говорилось:

«С глубокой тревогой и горечью я должен сказать, что Декларация Синода в полном смысле этого слова может перечеркнуть все те большие достижения в сфере братского сближения двух наших Церквей, какие явились результатом наших обоюдных напряженных усилий во время и после Второго Ватиканского собора. Она создает столь опасное напряжение в отношениях между Римско-Католической и Русской Православной Церквами, какое может быть названо не иначе, как трагическим по тем разрушительным последствиям, какое оно может внести во взаимоотношения двух наших братских Церквей.

Содержание и дух Декларации чужды царствующему между нами духу экуменического братства и больше того — делают попытку пересмотреть и нарушить современную структуру Русской Православной Церкви. Я не хотел бы сейчас касаться отдельных положений Декларации и анализировать их, ибо считаю, что это может лишь углубить воспоминания о трагическом характере прошлых взаимоотношений двух наших Церквей, которые тяжким грузом лежат на той и другой сторонах.

Я пишу Вашему Святейшеству с надеждой на возможность изыскать выход из создавшегося опасного для наших двусторонних отношений положения. Преосвященный митрополит Ювеналий сообщил мне, что исходя из понимания Высокопреосвященного кардинала Владислава Рубина и сотрудников Вашего Секретариата по содействию христианскому единству до высказывания Вашим Святейшеством своего отношения к упомянутой Декларации и до ее утверждения Вами, этот документ не имеет юридической и канонической силы для Римско-Католической Церкви. Это обстоятельство вселяет в меня глубокую веру, что Ваше Святейшество пред лицом сложившейся опасной обстановки в это ответственное время успешно начавшегося недавно православно-католического богословского диалога найдете в себе силу и проявите мудрость, дабы не допустить возвращения отношений между двумя нашими Церквами в то печальное состояние, в котором они находились до Понтификата блаженнопочившего Папы Иоанна XXIII.

Похожие диссертации на Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии