Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Понятие "Свобода воли" в христианстве и исламе Низаев Михаил Александрович

Понятие
<
Понятие Понятие Понятие Понятие Понятие
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Низаев Михаил Александрович. Понятие "Свобода воли" в христианстве и исламе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Низаев Михаил Александрович; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Москва, 2009.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/14

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Свобода воли как философская категория 15-82

1.1. Философские концепции и учения о свободе воли 15-56

1.2. Особенности структуры свободы воли 56-82

Глава вторая. Особенности проявления свободы воли в христианстве и исламе 83-165

2.1. Особенности христианского понимания свободы воли 83-105

2.2. Концепция свободы воли в исламе 105-137

2.3. Соотношение понятия «свобода воли» в христианстве и исламе, пути диалога

Заключение 166-172

Список использованной

Литературы 173-188

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие XX века и начало XXI века отмечены существенным оживлением религиозной жизни в России и усилением влияния религии на разные сферы жизнедеятельности общества. Были возвращены многие экспроприированные в советское время культовые здания, увеличилось число священников. Не только в средствах массовой информации, но и в общественной жизни стало модным говорить о вере, о своей религиозной принадлежности, посещать религиозные службы, приглашать священников на открытие офисов, банков, магазинов. С принятием федерального закона о свободе совести и о религиозных объединениях, религиозные организации стали активно исполнять не только мессионерско-благотворительную, но и образовательную, воспитательную, хозяйственно-предпринимательскую функции. Даже в каждодневной жизни священнослужители всё чаще оказываются рядом с политическими деятелями.

В связи с этим последнее десятилетие в России порой называют периодом «религиозного возрождения». Это отражается в следующих моментах: во-первых, в усилившихся попытках влиять на некоторые формы общественных взаимоотношений, включая бизнес, мораль, политическое сознание; во-вторых, религия, заполняя духовный вакуум, образовавшийся после крушения советской идеологии, стремится привнести свои ценностные ориентации в духовную жизнь общества; в-третьих, отношения между российским государством и религиозными объединениями (как религиозными организациями, так и религиозными группами) переходят в режим активного сотрудничества.

Религиозный ренессанс в России обусловлен не только внутренними процессами. Возникновение информационного общества и глобализация обусловили быструю трансформацию существовавших систем ценностей, при этом изменяется не столько структура ценностей, но и происходит поиск новых ценностей и смыслов. Сами понятия смысл и ценность становятся объектами рефлексии. Размывание ценностей и утрата смыслов поставили человека в ситуацию кризиса духовности. В условиях кризиса духовности и поиска новой системы ценностей существенно обостряется проблема нравственного выбора. Современная духовная ситуация характеризуется крайним плюрализмом ценностей. В условиях современного плюрализма возрастает количество мотивов и критериев, которые влияют на свободный выбор. Нарастание плюрализма усложняет выбор человека между добром и злом, истиной и ложью. В условиях многообразия духовных идей и мнений жизненно-важной становится проблема ценностных оснований свободного выбора. В связи с этим обращают на себя внимание значения и функции религии в современном обществе, - религия предлагает свои системы ценностей. Особенность систем ценностей рассматриваемых религий состоит в том, что они являются элементами религиозного мировоззрения и связаны со всей системой не только аксиологических но и онтологических, гносеологических положений религии.

Одной из главных ценностей любой мировоззренческой системы является свобода. Собственно свобода - это фундаментальная ценность, без неё

никакая этическая система не возможна. Понятие свободы в религиозной системе мировых монотеистических религий является центральным, так как оно связано с таким понятием, как ответственность. Религия имеет свои запреты и дозволения, и человек, живущий в соответствии с религиозными законами данной конкретной религии, всегда ставится в ситуацию выбора, зная и принимая, что он несёт за этот выбор полную ответственность.

В исследовании анализируется понятие свободы воли на примере христианства (православия) и традиционного ислама. Значение этих религиозных конфессий в России определяется следующим: во-первых, данные религии имеют общие исторические корни, но разные пути формирования, а это обусловило наличие как общих, так и особенных религиозно-мировоззренческих положений; во-вторых, они имеют наибольшее число приверженцев и прочные культурно-исторические корни на территории России и, следовательно, им принадлежит ведущая роль в религиозной жизни современного российского общества; в-третьих, православие и ислам играют наиболее заметную роль в религиозно-духовной жизни современного глобализирующегося мира, отличительной чертой которого является трансформация ценностных ориентации людей, их нравственного выбора.

Актуальность темы исследования определяется также тем, что среди новых угроз для социальной стабильности, таких как экологические проблемы, техногенные катастрофы международный наркобизнес и т.д., на одно из первых мест выдвинулся воинствующий религиозный фанатизм. Так, в современном обществе обращает на себя внимание «террористический ваххабизм». Особую озабоченность вызывает то, что под его влияние легко попадают молодые люди, не имеющие базовых знаний об исламе. Ислам - это религия терпимости и взаимоуважения. Тогда как ваххабизм противоречит традиционным исламским законам и ценностям. В то же время он апеллирует к религиозным чувствам людей, которые основаны на вере в высшие духовные ценности. Воинствующий религиозный фанатизм не имеет четко выраженной национальной принадлежности, он может «заразить» представителей любой национальности.

Другой ярко выраженной проблемой в современных условиях глобализации и трансформации ценностных ориентации людей стала проблема совместного сосуществования мировых религий, прежде всего православия и ислама. Краеугольными темами современного общества, особенно в космополитичных социальных центрах, таких как, например, мегаполисы стал комплекс межконфессиональных проблем и связанных с ним межэтнических проблем. Основной проблемой в этом конфликте Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершенно справедливо считает тот факт, что традиционная мораль, общая для всех авраамистических религий, очень часто не совпадает или входит в противоречие с той секулярной системой ценностей, которая пропагандируется некоторыми международными организациями.

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси. Проблемы духовного образования в контексте современных вызовов Церкви // Вестник высшей школы. 2006. №2. С. 33-34.

Помимо таких явных и актуальнейших проблем, как религиозная нетерпимость и воинствующий религиозный фанатизм, существует более общая философская проблема, косвенно связанная с проблемой свободы воли в современном обществе, - это проблема человеческой свободы как основания современного бытия. Эта вечная проблема, попадая в быстро меняющийся контекст современности, оборачивается новыми сторонами. Суть проблемы заключается в том, что человечество все больше и больше эмансипируется от Бога (по выражению Н. Бердяева). Бог перестает быть нужным - начинается игра в самосознание. Эта проблема широко изучалась в контексте научно-технического прогресса. Известна мысль Ж.П. Сартра в данном контексте, ставшая крылатой, о том, что после Хиросимы человечество осознало, наконец, что оно свободно. Но сейчас на первый план вышла новая реальность - глобализация, которая проявляется не только в сферах экономики, политики, материально-технических технологий, но и приводит к засилью массовой культуры, порождающей «массовидного» человека с примитивной системой ценностных ориентации. В современных условиях основные традиционные религиозные конфессии, могли бы вносить свой вклад в духовную жизнь общества исходя из общечеловеческих ценностей, оставаясь незыблемыми векторными ориентирами развития общественной морали и духовности.

Анализируя свободу воли, можно убедится, что и ислам, и христианство проповедуют проверенные веками общечеловеческие ценности: уважение человека человеком, уважение к старости, уважение к неповторимому дару жизни и осмысленность пребывания в нём и др. Более того, понятие «свобода воли» является центральным в этической системе обеих религий, связанным с нравственными концептами «добра» и «зла».

Степень научной разработанности проблемы. Начиная с античной эпохи, данная проблема трактовалась с трёх позиций: классический детерминизм (стоики, Демокрит, М. Лютер, Ж. Кальвин, Б. Спиноза, Т. Гоббс и др.); индетерминизм (Эпикур, Платон, Августин, Э. Роттердамский, И.Г. Фихте и др.); телеология (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В. Шеллинг др.).

Стоит отметить, что данное разделение довольно-таки условно, потому как не совсем корректно относить определенного автора строго к одному течению; как правило, в концепции одного определенного автора зачастую встречаются и «нотки» противоположной концепции.

Исследование проблемы свободы воли также осуществлялось в следующих основных подходах: интеллектуализм (Б. Спиноза, Т. Гоббс и др.); чувственно-практический (Ж.Ж. Руссо и др.); диалектико-объективно-идеалистический (Г.В.Ф. Гегель); антиномистский (И. Кант, Ф.В. Шеллинг и др.); волюнтаристский (А. Шопенгауэр и др.); экзистенциальный (Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер и др.); деятельностно-материалистический (К. Маркс, Ф. Энгельс, И.Т. Фролов и др.); интуитивистский (А. Бергсон, Н.О. Лосский и др.) и др.

В русской религиозной философии проблема свободы воли разрабатывалась в трудах: Н. Бердяева, И. Ильина, В. Соловьёва, С. Булгакова и др.

Проблема взаимосвязи свободы воли с нравственными чувствами (долг, ответственность, обязанность) нашла отражение в трудах НА. Бердяева, СМ. Зарина, Архимандрита Платона, Г. Нефёдова, АА. Гусейнова и др.

Анализу структурных особенностей свободы воли посвящены работы: С А. Левицкого, B.C. Соловьёва, А. Шопенгауэра, Н.О. Лосского, Г. Нефёдова, Р.Б. Калмыкова и др.

При рассмотрении видов свободы воли и её проявления в жизни человека использовались исследования, представленные в трудах Г.В.Ф. Гегеля, АД. Пуни, С.Л. Рубинштейна, Л.М. Лопатина, НА. Бердяева, С. Булгакова, В. Виндельбанта, И.А. Ильина, И. Дамаскина, В. Давидовича, Архимандрита Платона и др.

Анализу волевого акта как целостного процесса посвящены работы: А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейна, И. Дамаскина и др.

Изучение трудов, посвященных свободе воли, позволяет выделить и такие, в которых есть идеи о том, что, несмотря на величайшие достижения человечества, конкретный человек не только не освобождается, а, наоборот, закрепощается в современном мире. Это работы К. Маркса, НА. Бердяева, А.И. Осипова, П. Калиновского, Э. Фромма и др.

Вопросам соотношения свободы воли и предопределения посвящены работы: B.C. Васильева, СМ. Зарина, Л. Соколова, К. Прохорова, П. Игумнова,

B. Свеницкого и др., а так же теологов: А. Аврелия, Пелагия, Ж. Кальвина,
М. Лютера и др.

Проблеме свободы воли в христианстве уделяли значительное внимание в своих работах: В.Н. Лосский, Г.Л. Андреев, О. Николаев, Э.А. Малашкин,

C. Хоружий, НА. Бердяев, И. Дамаскин и др., а так же теологи: Василий Вели
кий, Симеон Новый Богослов, И. Златоуст, Т. Задонский и др.

Для понимания специфики свободы воли в исламе большое значение имеют труды следующих теологов: Мухаммад ибн Салих аль Усеймин, Ризаутдин ибн Фахруддин, Джавами' Кялим Шархэ, Абдулла Аль-Харарий, Аль-Фараби, Аль-Газали и др. Также проблема свободы воли в исламе освещалась в трудах: А.В. Малашенко, СН. Абашина, А. Массэ, И. Магомедова, Ш. Аляутдинова, Д.В. Еремеева и др.

Особый интерес представляют исследования, посвященные раскрытию причин, приводящих к противоречиям между свободой воли человека и религиозными законами. Это работы: О. Николаевой, М.Ю. Ширманова, Е. Перистого, А.И. Осипова, И.А. Ильина и др.

Сравнительному анализу евангельского понимания свободы воли с её современным пониманием посвящены работы: Л.Ф. Шеховцовой, Ю.М. Зенько, И.А. Ильина, А.И. Осипова, Г. Нефёдова и др.

Анализу специфики религиозных конфликтов посвящены работы: М. Вебера, Э. Дюркгейма, С. Хантингтона, Ю.Ф. Борункова, В.И. Гараджы, Н.С Гордиенко, Ю.П. Зуева, И.Я. Кантерова, Л.Н. Митрохина, А.А. Нуруллаева, Ф.Г. Овсиенко, А.С Попова, Н.А. Трофимчук, И.Н. Яблокова, Абдуллы Аль-Харарий и др.

Анализ роли религиозного фактора в этнических конфликтах нашёл отражение в работах: Л. А. Баширова, М.П. Мчедлова, А. А. Нуруллаева, В.Н. Рагузина, М.Е. Орлова, Д.Б. Малышева и др.

Новые религиозные движения, обладающие конфликтогенным характером, рассматриваются в работах: Е. Баркер; Е.Г. Балагушкина, Л.И. Григорьевой, Л.С. Ембулаевой, Л.Н. Митрохина и др.

К проблеме свободы воли обращались также русские писатели: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Тоетой, С.Н. Булгаков, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов и др.

Объектом исследования является свобода воли как философская категория.

Предмет исследования - особенности понимания и проявления свободы воли в христианстве и исламе. При этом особый упор сделан на рассмотрение традиционного российского ислама и русской православной христианской церкви, так как данные религии имеют общие исторические корни - авраамистиче-ские; и, что немаловажно они являются традиционными на территории России и, следовательно, им принадлежит ведущая роль в религиозной жизни современного российского общества.

Своеобразием исследования является то, что проблема рассматривается как на общефилософской основе, так и на материалах соответствующей религиозной философии и религиозных первоисточниках (священных книгах, теологических трудах и прочее).

Цель исследования - изучить особенности проявления свободы воли в мировых монотеистических религиях. Данная цель определяет следующие задачи исследования:

проанализировать основные философские подходы к рассмотрению свободы воли;

рассмотреть структуру свободы воли и её виды;

показать особенности христианского понимания свободы воли;

раскрыть специфику свободы воли в исламе;

- выявить общие и специфические черты понятия «свобода воли» в исла
ме и христианстве.

Методологическая основа исследования. Научный анализ свободы воли в понимании христианства и ислама опирается в проведенном исследовании на наиболее эффективные для него методы. Герменевтический метод, который в первую очередь используется как религиозно-герменевтический подход. Данный метод помогает адекватно понять священные писания, которые лежат в основе христианства и ислама, а также установить общие понятия в диалоге философской науки и богословия. Герменевтический метод также используется при анализе различных видов свобод, помогая раскрыть смысл той или иной свободы, который сформулировал автор (данного определения или концепции), и в итоге классифицировать виды свобод. Нельзя забывать, что свобода сама по себе является свойством исследователя, который, познавая свободу, рефлексирует ее на себя и свой жизненный опыт.

В исследовании также используется компаративный анализ, позволяющий выделить общие и специфические черты различных религиозных традиций, в частности ислама (традиционного для России) и христианства (православия), а, кроме того, общее и специфическое в религии и научно-ориентированном знании. Обращение к компаративному анализу диктуется внутренними потребностями развития диалога между христианством и исламом, толерантных межконфессиональных отношений. Будучи неотъемлемым элементом соответствующих национальных культур, христианство и ислам всегда активизировали философскую и теологическую рефлексию, формировали общественное и индивидуальное сознание и ценности.

В диссертации использованы адекватные поставленным задачам приемы структурно-функционального, аксиологического, деятельностного и диалектического подходов. Особое внимание в работе также уделено соотношению общего и особенного в процессе становления и развития предмета исследования.

Структурно-функциональный подход состоит в рассмотрении ислама и христианства как сложных органических систем и направлен на раскрытие их структурных элементов и принципов функционирования.

Аксиологический подход позволил обосновать особую важность того, что свобода воли человека реализуется в выборе ценностей.

Деятельностный подход акцентирует внимание на связи свободы воли с нравственным выбором и активностью субъекта по отношению к окружающему миру.

Диалектический подход, ориентирующий на рассмотрение изучаемых процессов и явлений во всех их многообразных взаимосвязях и развитии способствовал раскрытию причинно-следственных закономерностей, а также проявлению свободы воли.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) Сравнительный анализ понятия «свобода воли» в исламе и христи
анстве (православии) показал, что данное понятие и в той, и в другой религии
имеет больше общих моментов, чем различий. Причем эти общие моменты вос
создают схожую картину реализации свободы воли в обеих религиях: Бог сотво
рил человека свободным, установив определения греховного и дозволенного.
При этом человек каждым выбором реализует свою свободную волю. У человека
есть всегда возможность проанализировать свои реализованные выборы с точки
зрения религии и, если нужно, «скорректировать» свой путь такими религиоз
ными практиками, как пост, молитва и покаяние. Сравнительный анализ также
выявил специфические моменты: в исламе свобода воли Бога стоит априори над
свободой воли человека, в то время как в христианстве (православии) основопо
лагающим звеном во взаимосвязи «Бог - Человек» все-таки является свобода во
ли человека.

Так как ислам менее изучен российскими философами, то часть работы, посвященная исламу, обладает большей научной новизной.

2) В ходе анализа определено, что в современном российском мусуль
манском обществе преобладает неадекватное (искаженное по сравнению с изна
чальным смыслом) понимание предопределения (одного из столпов веры), что

приводит ко многим негативным явлениям в современном исламском обществе, связанным с подавлением человеческого своеволия и способности влиять на ту или иную жизненную ситуацию. (Так, явление террористического ваххабизма напрямую связано с искажённой интерпретацией данного столпа веры).

  1. Проанализировано и более четко сформулировано понимание предопределения в исламе и показана его взаимосвязь со свободой воли. Свобода воли человека и предопределение Аллаха сопоставляются следующим образом: человек свободен в своих действиях и поступках, а предопределение всевышнего основано на его всезнании. Всевышний предопределил и человека, и этот мир, и свободу человека, дав возможность ему самому распоряжаться своей жизнью, но воля человека под волей всевышнего. Всезнание творца ни в коей мере не является причиной действия человека. Анализ свободы воли человека в исламе выявил специфику ее корреляции с предопределением. Показано, как человек может влиять на план творца.

  2. Явление ваххабизма рассмотрено с двух сторон: внешней (поведенческой), более доступной для непосредственного наблюдения, и внутренней (мо-тивационной), которая характеризует верующего как субъекта свободной воли. Показано, что значительную роль в мотивации агрессивно настроенных группировок ваххабитов играют манипулятивные факторы политического и экономического характера, а также искажённое толкование Корана и Хадисов, зачастую связанное с низкой образованностью (как общей, так и религиозной) и искаженным пониманием свободы воли и предопределения в исламе.

  3. В работе проанализированы трудности, существующие в диалоге мировых монотеистических религий в современной России, и показан наиболее компромиссный и мирный вариант его построения - это умение воспринимать и уважать позицию, отличную от своей, ведение диалога вокруг определенной общей цели, а также построение диалога на точках соприкосновения конфессий, таких как общие ценности и общие корни. Выявлено что, не смотря на все существующие проблемы в рамках сосуществования религий в России, диалог и образование - залог успешного развития и сосуществования религий, а также их взаимосвязей с обществом в целом.

Основные положения, выносимые на защиту. В результате проведенного диссертационного исследования сформулированы выводы, которые представлены в положениях, выносимых на защиту.

  1. Свобода воли, как в христианстве, так и в исламе понимается, как важнейшая способность человека сделать сознательный выбор из различных стремлений, способность принимать решение с точки зрения критерия добра и зла. Свобода воли в исследуемых религиях видится как сложное диалектическое явление, которое объективнее всего трактуется с позиций неодетерминизма.

  2. В современном обществе преобладает искаженное понимание предопределения и свободы воли в исламе в целом и в ваххабизме. Неадекватное понимание заключается в умалении способности человека влиять на ту или иную ситуацию и фатализировании жизни. Данное понимание приводит к негативным социальным последствиям таким как: пассивность, низкий уровень образования и экономического развития.

  1. Согласно исламу, существует знание всевышнего об определенном человеке, которое очень часто понимается как предрешенность, предопределяющая его (человека) выбор. Однако анализ данного явления показал, что предопределение не является причиной действий человека: человек свободен в своих действиях и поступках, а предопределение всевышнего основано на его всезнании. В христианстве тоже существует идея предопределения, носящее название «предвидение Бога». Обосновано, что и в христианстве (православии) предвидение творца не ограничивает свободу воли человека: Бог предвидит, знает потенциальные свободные действия человеческой воли и допускает им свершаться.

  2. Человеку, согласно исламу, подвластно менять план творца следующими действиями: молитвами, правильными выборами (которые резонируют с нормами морали и этики), покаянием и неустанной работой над собой. Таким образом, между человеком и Богом существует духовная связь и своеобразный диалог, посредством которого осуществляется непрерывное сотворчество в мире.

  3. В исследовании показано, что основой межконфессионального диалога является система универсальных ценностей, которые выступают как фундаментальная предпосылка взаимного понимания участников диалога. Общего в понимании свободы воли в обеих конфессиях больше чем специфичного; рассматриваемые конфессии построены на одинаковых общечеловеческих ценностях, таких как ценность жизни, святость семьи, уважительное отношение к людям и т.д.

  4. Современному межконфессиональному диалогу нужен более толерантный, ценностно-ориентированный язык, учитывающий современные разработки в этике, герменевтике и других областях гуманитарного знания. Кроме того, в современном диалоге культур и религий нужна трансформация самого понятия «диалог религий»: какие вопросы задаются, как задаются и для чего задаются; на какой платформе строится диалог и т.д.

  5. Ключевую роль в диалоге может и должно играть образование. В работе обоснована целесообразность включения религиоведения в программу школьных и университетских курсов на основе добровольного выбора. Показано, что многие проблемы в диалоге, или в самой религии (например, религиозный терроризм) идут от незнания или еще хуже — «лжезнания».

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические идеи и выводы, практические рекомендации будут способствовать дальнейшему исследованию проблемы свободы воли, также будут способствовать изучению феномена религиозного сознания, изучению процессов общественного развития в свете ценностных ориентации как отдельных групп, так и конкретных людей. Особую ценность в исследовании имеет фактор диалога двух конфессий в условиях глобализации, который может послужить толчком для более глубокого изучения соответствующих проблем в современном научном мире. Так, в работе в результате проведенного компаративного анализа понятий свободы воли в двух конфессиях показано, что обе религии воспитывают сходные духовные ценности в человеке.

Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что её выводы могут найти своё применение в различных областях философии рели-

гии, психологии. В работе показано и доказано что большинство проблем, связанных с религиозным терроризмом, устраняются в большой мере благодаря образованию, поэтому материалы данной работы могут быть положены в основы программы религиоведения. Позитивный опыт диалога религий, описанный в работе на примере республики Татарстан, а самое главное «содержательный рецепт» бесконфликтного диалога религий может быть положен в основу новой модели политического диалога культур и религий.

Кроме того работа имеет теоретико-методологическое значение для провидения прикладных, философско-правовых, социокультурных и социологических исследований по проблемам, связанным со свободным волеизъявлением как отдельных личностей так и социальных групп.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научных и научно-практических конференциях, в том числе: на межрегиональной научно-практической конференции «Роль дореволюционных учебных заведений в просветительстве народа», посвященная 100-летию медресе «Галлия» (Уфа, 2006), международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание: теория и практика» (Уфа, 2007), XV международных Рождественских образовательных чтениях «Вера и образование: общество - школа - семья в XXI веке» (Москва, 2007), международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей «Молодёжь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2007), всероссийской научно-практической конференции «Поликультурное воспитание молодёжи в системе общего и профессионального образования» (Уфа, 2007), на V славянском научном соборе «Урал в диалоге культур» (Челябинск, 2007), на 4-ой международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2007) а также в 6 научных публикациях общим объёмом 2,0 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, содержащих пять параграфов, Заключения и Списка использованной литературы.

Философские концепции и учения о свободе воли

Внутренняя и внешняя свобода не могут существовать одна без другой, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Внешняя свобода служит условием для достижения внутренней, а условием для проявления внешней свободы является свобода внутренняя. Внешняя свобода не всегда даёт свободу внутреннюю, т.к. только внутренне свободный человек способен воспринимать новое. Очень часто внешняя свобода является соблазном, стремясь к которому человек теряет свою внутреннюю свободу.

Специфику данной ситуации, на наш взгляд, очень точно уловил П. Калиновский. В своей книге «Переход» он пишет: «Повсюду в мире умирает свобода — политическая, экономическая, личная...без свободы жить легче. Всё больше людей охотно отдают свою свободу в обмен на удобную и спокойную жизнь. Не нужно принимать какие - либо решения. Меньше ответственности».

В силу специфики проблематики данного исследования нами будут рассмотрены особенности только внутренней свободы человека, т.е. свободы воли.

Начиная анализ теоретических традиций рассмотрения свободы воли, мы считаем, что вся совокупность теоретических концепций рассмотрения свободы воли может быть представлена двумя направлениями исследования: религиозно-философским и сциентистски-философским. Первое направление принимает свободу как трансцендентное, как факт бытия, переживаемый человеком. Здесь разум не способен приблизиться к пониманию свободы, она дана сознанию непосредственно, до всякого рационализирования. В данном случае вопрос о свободе воли - не предмет отвлеченного рассуждения, а проблема религиозно-нравственная, включающая отношения между Богом и человеком.

Второе направление пытается познать феномен свободы воли при помощи человеческого разума: путем логических умозаключений (рационализм), полагаясь на творческое озарение (интуитивизм) или положительное знание (позитивизм).

Прежде чем начать анализ выделенных теоретических традиций рассмотрения проблемы свободы воли следует сказать, что в истории философии она разрабатывалась с четырёх основных позиций: 1) классический детерминизм, 2) индетерминизм, 3) телеология, 4) неодетерминизм.

Детерминизм - философская позиция, сторонники которой отрицают. свободу воли и утверждают всецелую обусловленность поступков человека внешними или внутренними причинами (наследственными задатками, окружающей средой, социокультурными нормами и т.п.). «Судьба человека, пишет Н.О. Лосский, - зависит отчасти от поведения самого человека, но это поведение в каждом из его проявлений не свободно, оно необходимо обусловлено природою тела человека или его характером, влиянием среды, наследственности и т.п.)».1 Для детерминиста «настоящее определено прошлым, но это прошлое не находится ни в нашей, ни в чей либо власти; следовательно, мои сегодняшние мысли, чувства сомнения, колебания, хотения и решения неотвратимо были предопределены уже вчера, год тому назад, сотни лет тому . назад, прошлым строением мира». В зависимости от факторов, обусловливающих поведение человека, учёные разграничивают следующие подвиды детерминизма: «материалистический», «психологический» и «супра-натуралистический». Индетерминизм - философская позиция, сторонники которой отвергают причинную зависимость воли. Следует отметить, что, по мнению А. Шопенгауэра, индетерминизм проявляется и в теологических концепциях, соединяясь, при этом, с одним из вариантов теодицеи2.

В современной философии получили распространение различные формы индетерминизма. Одним из которых является психологический индетерминизм - учение о том, что воля зависит от внутренних мотивов, вытекающих из личных свойств человека.

Неодетерминизм - новая версия интерпретации феномена детерминизма в современной культуре, фундированная презумпциями нелинейности, отсутствия феномена внешней причины и отказа от принудительной каузальности. Он опирается на следующие принципы: 1) процесс развития мыслится не в качестве преемственно последовательного перехода от одной стадии (состояния) системы к другой, а как непредсказуемая смена состояний системы, каждое из которых не является ни следствием по отношению к предшествующему, ни причиной по отношению к последующему состояниям: идея ветвления событийных серий, концепция «слова-бумажника»; 2) нелинейная динамика не позволяет интерпретировать то или иное состояние системы как результат прогресса или регресса ее исходного состояния, что означает отказ от идеи филиации и невозможность трактовки процесса в качестве эволюционного: презумпция «пустого знака», «тела без органов»,

Особенности структуры свободы воли

Одну часть всего множества мотивов человеческой деятельности следует трактовать как обусловленную внутренними интересами — это мотивы внутренние, а другую — как инициированную внешними обстоятельствами -мотивы внешние. Таким образом, посредством мотивов происходит борьба за управление поступками человека между внутренними и внешними началами. В результате человек поступает то сугубо в своих личных интересах, то в интересах других людей, общественных групп, государства, предметов окружающей природы, то вступает в компромисс между внутренним и внешним. Например, экономическая деятельность человека сопряжена с производством благ для других людей и в то же время подразумевает в ответ на это получение соответствующего набора и объёма благ для него самого.

В первом параграфе мы говорили о том, что проблема свободы воли в истории философии разрабатывалась с четырех основных позиций: детерминизм; индетерминизм; неодетерминизм и телеологические доктрины свободы воли, сочетающие противоположные позиции.

Соответственно существуют и различные взгляды на борьбу мотивов за и против предстоящего действия. Индетерминисты утверждают, что при наличии абсолютно равных мотивов человек был бы обречен на пассивность, и приводят в связи с этим знаменитый пример Буриданова осла, поставленного между двумя равными стогами сена, который, не имея повода предпочесть один стог способностью к самопроизвольному выбору. Сторонники детерминизма обычно возражают, что невозможно подыскать в природе двух абсолютно равных величин, в частности абсолютно равных стогов сена, и привести при этом осла в такое положение, чтобы он стоял абсолютно посредине этих стогов, не говоря уже о дуновениях ветра, большем или меньшем свете с правой или левой стороны, каковые факторы, несмотря на их маловесомость, могут оказаться решающими при «решении» осла съесть тот или иной стог сена.2

Фактически детерминисты правы: абсолютная равность в мире конкретностей не существует. Точнее, она маловероятна. Но, возводя этот вопрос на принципиальную, чисто теоретическую высоту, детерминисты должны были бы признать, что пресловутый осел, действительно, умер бы с голоду, так как у него не нашлось бы мотива предпочесть один стог другому. С.А. Левицкий иронизирует по этому поводу: «Осел умер бы с голоду, если бы детерминисты оказались правыми. Другой вопрос: захотел ли бы осел пожертвовать собой, чтобы доказать правоту детерминизма. Но, может быть, он просто сбежит со своего места, чтобы найти третий стог».

Наше я объединяет все эти голоса и силы, руководствуясь не только побуждениями как общей причиной, но и высоким назначением человека. Борьба мотивов обычно заканчивается принятием определенного решения по данному вопросу. И, наконец, волевой акт заканчивается возникновением решимости провести это решение в жизнь, закончив его реальным делом.

С.Л. Рубинштейн так же считает, что в структуре волевого акта можно выделить четыре стадии : 1) возникновение потребности и побуждения к её удовлетворению; 2) обсуждение и борьба мотивов; 3) принятие решения; 4) исполнение решения.

А вот А.Ц. Пуни выделяет в волевом акте три компонента: 1) познавательный (поиск правильного решения, самооценка результатов волевых действий; 2)эмоциональный (самомотивация, усиление); 3) исполнительский (физическая регуляция посредством сознательного принуждения).1

И. Дамаскин описывает волевой акт как некую целостность, включающую в себя и когнитивный, и эмоциональный, и действенный компоненты. В приведённом же выше описании волевого акта С.Л. Рубинштейном, эмоциональная составляющая не упоминается. В описании же волевого акта преп. Иоанном Дамаскиным эмоциональный компонент выделен особо. Это выделение, на наш взгляд, подчёркивает большое значение эмоций и чувств в жизни человека.

По учению преп. Иоанна Дамаскина, со свободой воли непосредственно связана и разумно-словесная способность человека. Познавательная и волевая способности соединены в человеке. Человек как разумное существо независим и является господином своих действий."" Разум и свобода воли представляют собой важнейшие свойства Образа Божия в человеке: «Выражение по образу, — говорит И. Дамаскин, — обозначает разумное и самовластное; выражение же по подобию означает возможность уподобление Богу через добродетель»

Концепция свободы воли в исламе

Другой источник даёт следующее определение: «Аль-Кадар — это абсолютное соответствие фактически происходящего в реальном времени изначальным знаниям творца».

Очень важно знать тонкость перевода, потому как неправильное его понимание приводит к логическим проблемам: Аль-Кадар — это полная осведомлённость творца, но не предопределение в его традиционном понимании. Конечно, в знании творца есть момент предопределённости, о котором речь пойдёт ниже, но понимать под кадаром следует осведомлённость. Далее в работе под предопределением в исламе понимается аль-кадар, т.е. осведомлённость Творца.

Высказывания пророка Муххамада также дают понимание предопределения: «Воистину, создание каждого из вас происходит в животе его матери: сорок дней в виде семени, затем такой же срок в виде сгустка крови, затем такой же срок в виде куска плоти; затем к нему посылается ангел, который вдыхает в него жизнь и которому отдано четыре приказания: записать его средства существования, (они обозначаются арабским словом «ризк»),2 продолжительность жизни, его действия, и будет ли он счастлив или несчастлив. Клянусь Аллахом, кроме которого нет Бога, воистину поступки одного из вас порою подобны поступкам попавших в рай, так что ему до него рукой подать, как предначертанное берет власть над ним, и его поступки становятся подобными поступкам попавших в геенну, и он попадает туда; а поступки другого из вас порою подобны поступкам попавших в геенну, так что ему до нее рукой подать, как предначертанное берет власть над ним, и его поступки становятся подобными поступкам попавших в рай, и он попадает туда».3

Из выше приведенного высказывания интересным является то, что человеку уже при рождении определяется судьба: «Каждому человеку мы надели на шею его судьбу, и в день воскресения мы представим книгу, которую раскроют перед ним: «Читай свою книгу! Твоя душа достаточна ныне для расчёта с тобой», - читаем в Св. Коране. (Св.Коран, 17:13-21). Помимо судьбы, человеку при рождении определяются средства к существованию. А вот способ добывания этих средств человек может выбирать по собственной воле. Аллах даёт те средства, которые человек выбрал по собственной воле. Поэтому люди, не желающие добывать себе на пропитание дозволенным способом и предпочитающие жить за счёт того, что запрещено, сами несут ответственность за свои стремления и волю, согласно которым они недозволенным способом добывали средства к существованию.1

Но человек, согласно исламу, имеет некоторые рычаги для изменения своей судьбы, о которых речь пойдет ниже. Вера в предопределение неразрывно связана с признанием господства только за Аллахом. Приверженцы исламского права разделили «предопределение» на четыре стадии: Первая стадия: Знание. Вера в то, что знание Аллаха охватывает собой абсолютно всё сущее, что он знал обо всех людях ещё до того, как сотворил их, а также в то, что он заранее знал обо всех их поступках, их уделе, сроке жизни каждого из них, их благих делах, их прегрешениях и т.д: «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять его своим знанием». (Св. Коран 20:110).

Вторая стадия: предписание. Вера в то, что Аллах записал всё это в хранимых скрижалях. Указанием на эти две составные части являются слова всевышнего, который сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небе и на земле? Поистине, это есть в Писании, и, поистине, это не составляет труда для Аллаха» (Св. Коран 22: 70). По словам пророка Муххамеда, Аллах записал судьбы всего сотворенного за 50 тысяч лет до того, как он сотворил небо и землю. Третья стадия: соизволение.

Вера в то, что воля Аллаха всегда исполняется, что могуществу его нет предела, что происходит лишь то, чего желает Аллах, а то, чего он не пожелает, не произойдёт, в то, что лишь по воле Аллаха совершается или не совершается всё как на небесах, так и на земле, что во владениях его ничто не происходит против воли его и что он может всё. Итак, все, что происходит, происходит по воле Аллаха. Это ясно из аятов священного Корана. Из них следует, что Аллах, делая все по своей воле, в тоже время ряд деяний реализует через свои творения. Другими словами, люди совершают дела только при условии соизволения Аллаха.

Четвёртая стадия: сотворение.

Вера в то, что всё, что существует в небесах и на земле, сотворено Аллахом, даже смерть, несмотря на то, что она приносит с собой отсутствие жизни. Люди обладают реальной способностью к действиям, как обладают они и определёнными возможностями и волей, но творцом их самих, их возможностей и их воли является Аллах

Итак, с одной стороны, согласно исламскому богословию, у всевышнего есть некий план, в котором всё прописано и вечно, но, с другой стороны, человек располагает свободой, располагает разумом, с помощью которого он может судить о жизненно важных вопросах и отличать добро от зла, благочестие от нечестия. Он располагает волей, с помощью которой может совершить доброе или злое деяние.1 За выполнение добрых дел будет вознаграждение и стирание грехов.

Соотношение понятия «свобода воли» в христианстве и исламе, пути диалога

Резюмируя, очень важно понять, причем понять всем, кто строит диалог с мусульманами, а мусульманам донести до представителей иных религий, что неверно связывать ислам с терроризмом. Терроризм стал самодостаточным, наднациональным, надгосударственным явлением. А ислам - это религия добра и созидания, имеющая общие ценности с христианством.

Анализируя и свободу воли, и проявления радикального насилия, и отношение к женщине в обеих религиях, мы приходим к выводу, что анализируемые конфессии построены на одинаковых общечеловеческих ценностях, таких как ценность жизни, святость семьи, уважительное отношение к людям и так далее.

Теперь обратимся к очень важному выводу работы, который имеет актуальнейшее значение в современной России — к межконфессиональному диалогу. Актуальность продиктована следующей статистикой: Так по данным Института социально-политических исследований РАН, доля молодежи до 20-летнего возраста в Москве, испытывающих неприязнь к людям других национальностей, достигает 58%.

Стоит отметить, что эта неприязнь направлена на людей нехристианской религии. Буквально десять лет назад эта цифра была на уровне 10%.

В 2004 году в начале октября 2004 года, радиостанция «Эхо Москвы» провела блиц-опрос слушателей. На вопрос: «Представляет ли угрозу России распространение в ней ислама?» 79% ответили: «представляет»! Угрозы ксенофобии становятся все актуальнее.

Другим фактором, определяющим актуальность, является глобализация и новые ценности, связанные с культурой потребления. Ислам и христианство должны взаимодействовать для того, чтобы продолжать быть воспитателями традиционных ценностей.

В последнее время, очень часто в СМИ проходят статьи представителей либо христианского, либо исламского вероучений с попыткой сравнить данные религии, но суть их в конечном итоге сводится к умалению или чаще оскорблению одной религии и возвеличиванию другой. Так в 2005г. в гостинице «Россия» прошла конференция, организованная г-ном Сысоевым и г-ном Полосиным, по такой теме: «Библия или Коран являются откровением Бога?». Суть конференции свелась к тому, что священнослужители хорошо подготовились и представили противной стороне доказательства несостоятельности учения друг друга. Например, представитель христианства определил, по его взгляду, «уязвимые места» в исламе, дополнил их доказательствами из Корана и построил определенную логику атаки на «уязвимые места». Также поступил представитель ислама. Хотелось бы высказать наше мнение по поводу этой конференции: Во-первых, если священнослужители не задают корректных вопросов, то вряд ли стоит надеяться на диалог. Получился не диалог, а конфликтная непримиримая полемика. Поэтому в наше неспокойное время, когда существуют проблемы религиозного терроризма и расовой неприязни, очень важно правильно ставить вопросы и задавать доброжелательный тон диалога.

Во-вторых, анализируя подобные конференции и статьи, можно прийти к выводу что «тон» у них радикально полемичный и даже агрессивный. Зачастую главное внимание обращено на существенные различия, такие как единство Бога или триединство, акты поклонения, на которых и строятся полемики. (То есть упор делается на специфичное). Но при более тщательном рассмотрении приходишь к выводу, что логика диалога Бога и человека в обеих религиях равнозначна и строится на стержневых осях общечеловеческих ценностей, таких, как ценность человеческой жизни или уважение к родителям. Именно вокруг этих осей и существуют категории «дозволенное» и «запретное» в религии.

На наш взгляд, на всех подобных конференциях у нас нет единого взаимоприемлемого и адекватного обсуждаемым проблемам языка общения. А ведь подобный язык и есть основа понимания и доброжелательности. Очень важно в эпоху глобализации чтобы этот язык развивался, причем основой его должны стать общечеловеческие ценности, выработанные в наиболее универсальных и фундаментальных этических учениях. Как более частный, локальный пример, можно привести дипломатическую этику, которая строится на базовой максиме: «Не делай так, чтобы твоему собеседнику было неприятно». То есть в диалоге стран и дипломатических работников это самое важное правило, которое основано опять же на уважении, не говоря уже о том, что дипломатическим работникам преподают основы этикета, принятые в той или иной стране.

Если речь идет о триединстве или единстве Бога, то подобная дискуссия сама по себе не может привести к согласию. Ведь здесь царит только вера в то или иное положение, которое невозможно проверить...

Но, если диалог ведется на межрелигиозном языке, основанном на общих ценностях, то мы всегда то или иное религиозное положение сможем спроектировать на собственную жизнь, а также учесть интересы собеседника. Так например, если речь идет о человеческой жизни, то представители обоих конфессий всегда смогут примерить ту или иную жизненную ситуацию на религиозный закон и установить, что обе религии говорят об одном и том же: «не убий» или «убивший одного человека подобен тому, кто убил все человечество»).

Итак, современному межконфессиональному диалогу нужен новый ценностно-ориентированный язык, опирающийся на общекультурные этические принципы. Ведь язык определяет понимание, понимание которое и должно быть залогом успеха в диалоге. «Чтобы понять во всей полноте и глубине, важно вслушаться не только в слова, но в саму жизнь другого

Похожие диссертации на Понятие "Свобода воли" в христианстве и исламе