Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Понятие национального образа, его сущность и место в национальной культуре 16
1.1. Национальный образ: понятие и основные черты. Типология национальных образов 16
1.2. Национальный образ в контексте проблемы этнокультурной идентичности 38
Глава 2. Национальный образ России 50
2.1. Историко-культурные предпосылки становления национального образа России 50
2.2. Проблема формирования национального образа современной России 70
Глава 3. Национальный образ России и западных стран в контексте проблемы взаимовосприятия и взаимопознания культур 84
3.1. Россия и Запад: проблема взаимовосприятия и взаимопонимания культур 85
3.2. Особенности национального образа Великобритании 96
3.3. Национальные образы стран в системе межкультурного
взаимодействия мировых цивилизаций в современный период 103
Заключение 120
Библиография 122
- Национальный образ: понятие и основные черты. Типология национальных образов
- Национальный образ в контексте проблемы этнокультурной идентичности
- Историко-культурные предпосылки становления национального образа России
- Россия и Запад: проблема взаимовосприятия и взаимопонимания культур
Введение к работе
Актуальность темы исследования
В настоящее время интерес к исследованию сложного и многогранного понятия «национальный образ страны» обретает особую значимость. Это обусловлено целым комплексом историко-этнических, политико-экономических, социально-психологических и религиозно-культурных факторов, определяющих характер и суть взаимоотношений стран и народов на современной политической и культурной арене. В нынешней геополитической ситуации военных столкновений, религиозных конфликтов, межэтнической напряженности, проявлений этноцентризма в различных формах, ксенофобий и т.д. возрастает проблема формирования положительного образа страны, который оказывает значительное влияние на ее статус в мировой политико-правовой системе взаимосвязей, взаимоотношений и взаимодействий стран и регионов.
Проблема национальной и цивилизационной идентичности — одна из самых актуальных в современной отечественной науке. Национальный образ служит определенной знаковой формой для выражения национально-цивилизационной идентичности. Необходимо осмыслить исторический путь российской нации, определить ее место в общемировом историко-культурном процессе. Современный национальный образ России находится в стадии формирования, что связано с глобальными трансформациями нашего общества, происходящими в результате экономических, политических, правовых, социальных и культурных реформ с конца 80-х гг. XX века и до настоящего дня. Значимость темы диссертационного исследования особенно явно проявляется в контексте тех злободневных проблем, с которыми сталкивается Россия как на внутринациональном уровне, так и на уровне взаимоотношений с другими странами. Обращение к изучению образа России и русских в восприятии
представителей других культур позволяет приблизиться к познанию специфики разных культур.
В современную эпоху, благодаря расширению информационных каналов и технических средств возникает возможность для искусственного формирования национального образа. Определенная интеллектуальная элита в случае социально-экономического заказа способна создать ряд знаково-символических текстов, воплощенных в контекст политических, социальных, культурных, религиозных и иных практик. Отсюда и формируется непростая научно-исследовательская задача — исследовать историко-культурные традиции формирования национальных образов современных стран и их народов, выявить основные тенденции динамики национальных образов в современном мире. Особенно эта проблематика актуальна для отечественной науки, поскольку Россия - страна многонациональная и поликонфессиональная. В данной социокультурной ситуации чрезвычайно важно выявить те характерные компоненты национального образа, которые могли бы служить идеалам и ценностям, основополагающим для прогрессивного развития российской культуры.
Вопрос о национальном образе России - предмет дискуссий на самых разных уровнях. Актуальность темы исследования состоит также в том, что анализ образа страны подразумевает обращение к исследованию тех глубинных идей развития культуры, которые всегда предполагаются в ее основе, рефлексия на которые делает возможным ее понимание. Проблема изучения сущности и механизмов формирования как «внутреннего», так и «внешнего» образа России формулируется как одна из приоритетных в современной гуманитарной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что тема «Образ России в изменяющемся мире» на протяжении последних несколько лет заявляется РГНФ как специальная тема конкурса.
Степень разработанности темы
Понятие «национальный образ» в теоретико-концептуальном плане еще не получило достаточной полной и четкой проработки. Вместе с тем в настоящее время это понятие оказалось в эпицентре внимания самых разных специалистов - философов, политологов, историков, культурологов, психологов и этнологов.
В наиболее полном виде понятие «национальный образ» представлено в работах философско-культурологического характера Г.Д. Гачева. С точки зрения этнологии понятие «национальный образ», его сущность и типы рассматривает ЯЗ. Чеснов. С политологической точки зрения его анализируют Д.Н. Замятин, Е.В. Дмитрова, Е.В. Зазыкина, Э.Я. Баталов, Э.А. Галумов. Взаимосвязь понятий «национального образа» и «национального имиджа» анализируют И.Л. Рожков, В.Г. Кисмерешкин, Г.Г. Почепцов. С.Г. Тер-Минасова обращается к анализу национального образа с позиций лингвокультурологического подхода. Отдельные культурологические аспекты понятия национального образа раскрывают О.Д. Волкогонова, Н.Н. Рубцов, М.Ю. Лотман, А.П. Гуревич, О. Шпенглер и др.
Вместе с тем в современной литературе можно найти немало работ, посвященных анализу непосредственного социокультурного «наполнения» понятия национальный образ страны. Особо следует подчеркнуть вклад отечественного исследователя Э.А. Галумова, который в своем труде «Международный имидж России: стратегия формирования» (2003 г.) создает оригинальную концепцию национального образа, рассматривает проблему типологии национальных образов и раскрывает роль этого понятие в общей системе национальной культуры.
Для более четкого прояснения понятия «национальный образ» необходимо обратиться к работам по проблеме этнокультурных стереотипов Н.М. Лебедевой, А.А. Налчаджяна, А.П. Садохина, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатовой, Г.Т. Тавадова, М.А. Хевеши и др.
Национальный образ является производным феноменом национальной культуры. Поэтому для прояснения этого момента мы обращаемся к исследованиям этнических аспектов культуры, представленных в работах Ю.В. Арутюняна, С.А. Арутюнова, С. Лурье, Ф.С. Эфендеева, Е.Ю. Бабиной, Л.Н. Гумилева и т.д.
На материале российской культуры понятие национального образа нашей страны изучают Ю.С. Борисов, А.В. Голубев, А.Н. Сахаров, Е.П. Челышев. Безусловно, особо важный вклад в разработку этой проблемы внесли Н.А. Бердяев, М.О. Меньшиков, Г.П. Федотов, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, П.Я. Чаадаев, Б.А. Рыбаков, а также современные ученые - И.В. Кондаков, Н.И. Лапин, В.А. Тонких, А.А. Нежадин и др. В плане проблемы культурного архетипа русской культуры и раскрытия ментальных характеристик нации интересны работы А.В. Лубского, И.К. Пантина, А.П. Бутенко и др.
Н.О. Лосский, К.А. Касьянова, Б.П. Вышеславцев рассматривают сложную и многогранную проблему русского национального характера с опорой на богатый эмпирический материал русской культуры.
А.Н. Ерыгин проводит реконструкцию образа традиционной и модернизирующейся России в философии истории русского либерализма.
Р. Гальцева размышляет над метафизическим вопросом о месте и предназначении России в истории человечества посредством попытки выявить выражения национального лица России среди других национальных ликов.
Е.В. Дмитрова анализирует публикации английской газеты «The Guardian» для того, чтобы изучить образ современной России на страницах этой газеты и выяснить, изменилось ли отношение граждан Великобритании к России со времен окончания «холодной войны», какими будут наши дальнейшие отношения, и что нужно сделать России для их улучшения и максимального сближения двух стран.
И.В. Следзевский анализирует историю и способы построения национального образа современной России.
Д.Н. Замятин разрабатывает понятие «образ региона» в географо-культурном контексте.
В плане сравнительно-сопоставительного анализа образов России Европы необходимо обратиться к фундаментальным трудам В. Шубарта, О. Шпенглера, А. Тойнби.
Образ России, как он осознавался и исторически менялся в России -одна из ключевых тем современных размышлений философов и культурологов, политологов и историков. О.Д. Волкогонова предприняла фундаментальное исследование по проблеме восприятия России в философии русского зарубежья. Как Россия, россияне воспринимаются за рубежом исследуют Л.В. Белгородская, С.А. Белковский, М.Г. Носов, Л.С. Рубан, О.В. Рябов, О.М. Здравомыслова. Насколько мифы о России адекватны, каковы барьеры для межкультурного взаимпонимания России и Запада - эти непростые вопросы решает в своих работах В.Ф. Шаповалов.
Л.В. Белгородская анализирует образы россиян в англоамериканских справочно-энциклопедических изданиях. Как формируется образ России в массовом сознании латиноамериканских народов постигают Б.И. Коваль, Л.Д. Дьякова.
А. Яковенко, С. Белгородский, С. Миронова, Ю. Иванов, Д. Рогозин, Р. Абдулатипов, М. Сорокин на страницах отечественных периодических изданий рассуждают на тему международного имиджа России и проблемы его улучшения.
Для более глубоко постижения тех глобальных процессов, которые меняют «лицо» нашего общества и его внутреннюю суть, необходимо обратиться к современным научным публикациям Э.А. Баграмова, Э.Я. Баталова, К. Экштайна.
Как иностранцы воспринимаются в России - эту проблему анализируют И.Н. Белобородова, Ю.С. Борисов, А.В. Голубев, А.Н. Сахаров, Т.В. Киреев, В.Г. Кисмерешкин, Г.Г. Почепцов, Л.С. Мамут, СВ. Оболенская.
Как создать позитивный имидж России, современный образ России интересует таких ученых, как А.Х. Вафа, Б. Дубин, Е.В. Дмитрова, Д.Н. Замятин, О.М. Здравомыслова, И. Семененко, И.В. Следзевский, Е.П. Челышев.
Э.А. Галумов, Б.С. Ерасов указывают на то, что необходимы серьезные научные проработки вопросов формирования имиджа России. Отсюда и конкретные предложения таких специалистов, как В. Кононеко, Н.В. Лайдинен, В. Михайлова, А. Яковенко, И.Л. Рожков, Е.Н. Карцева, А.П. Назаретян. Как считает Г.Д. Гачев, «разработка проблемы национальных образов мира могла бы иметь прямо практическое значение для взаимопонимания народов»1.
В целом анализ научной литературы по теме исследования свидетельствует, что проблема национального образа России не получила целостной и детальной проработки в современной отечественной науке. Отсюда мы формулируем цель исследования, которая состоит в том, чтобы осуществить философско-культурологический анализ
национального образа современной России.
Для достижения этой цели в исследовании ставятся следующие задачи:
- прояснить содержание понятия «национальный образ», раскрыть основные его черты и выявить его типы;
- выявить роль понятия «национальный образ» в структурировании этнокультурной идентичности;
- изучить основные историко-культурные предпосылки становления национального образа России и содержание этого явления в контексте формирования национальной идеи;
- провести кросс-культурный анализ проблемы взаимовосприятия и взаимопонимания России и Запада;
- исследовать национальные образы стран в системе межкультурного взаимодействия мировых цивилизаций в современный период.
Объектом исследования выступает национальный образ как историко-культурный феномен.
Предметом исследования является национальный образ России.
Теоретико-методологическая основа исследования
Постижение проблемы национального образа страны проводится сквозь призму единства культурологического и философского подходов. Диссертационное исследование имеет компаративистский характер и предполагает интеграцию понятийно-категориального аппарата и методик из культурологии, социологии, философской антропологии, социальной философии и психологии. Используются общенаучные методы сравнения, аналогии, системного подхода.
Основные теоретико-методологические подходы к познанию диссертационной проблемы - исторический, аксиологический (ценностный) и семиотический (знаковый). Благодаря их синтезу, мы можем не только реконструировать национальный образ страны в различные историко-культурные эпохи, но и вскрыть за его внешней знаково-символической формой определенное идейно-ценностное содержание.
В своей диссертационной работе мы опираемся на концепцию культурных архетипов, имеющую в своей основе идеи и понятия аналитической психологии К.Г. Юнга, культурно-исторической теории Л.С. Выготского и символического интеракционизма Дж. Кули. Архетипы, имея архаический характер, проявляются в результате бессознательной деятельности на «поверхности» сознания в форме различного рода глубинных первообразов-символов.
Теоретико-методологической базой исследования выступают труды таких ученых, как Г.Г. Гадамер, Р. Барт, А.Д. Тойнби, К. Ясперс, Н.А. Бердяев, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, П.С. Гуревич, Н.Я. Данилевский, Н.О. Лосский, Ю.М. Лотман, Г.Г. Почепцов, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, И. Хейзинга и др.
Автор систематизировал информацию, представленную в различных аналитических материалах российских и иностранных авторов, и сформулировал основные направления, в контексте которых должен формироваться позитивный образ России.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих положениях:
- выявлено, что в историческом процессе формирования национального образа специфическую роль играют этнические образы различных этнических групп, входящих как неотъемлемый элемент в состав образующейся нации и вносящих свою лепту в создание национальной культуры;
- национальный образ рассмотрен как форма этнокультурной идентификации определенной национально-государственной общности;
- раскрыта историко-культурная роль национальной идеи в формировании национального образа России;
— выявлено, что Запад (западная цивилизация) выступает как один из важных факторов национально-государственной идентификации России;
— показано, что в современную эпоху создаются различного рода информационно-психологические механизмы искусственного формирования национального образа той или иной страны и вычленены основные «инструменты» национального «бренд-имиджа».
Положения, выносимые на защиту:
1. Национальный образ - идеальное конструирование этнической общностью как носительницей культуры определенных представлений о себе, о своих типических чертах, особенностях национального характера, а также о своей стране. Национальный образ - одна из важнейших составляющих национального самосознания. Суждения о характерных чертах и особенностях своего народа непременно соотносятся с представлениями о характерных свойствах других народов и их представителей.
В историческом процессе формирования национального образа свою специфическую роль играют этнические образы этнических групп, входящих как неотъемлемый элемент в состав образующейся нации и вносящих свою лепту в создание национальной культуры. Национальный образ воплощает в себе единство всеобщего (универсального) и единичного (уникального). Ядром национального образа выступает культурные архетипы - первичные идеи и представления, заложенные в основе национальной культуры, и достаточно устойчивые по отношению к динамике культуры.
2. Национальный образ может рассматриваться как знаковое выражение представлений нации о своей сущности и роли в истории. Именно постижение и принятие национального образа в рамках определенной национальной культуры позволяет индивиду как члену национально-государственного образования постичь базовые понятия и ценности своей культуры, осознать свою принадлежность к национально-государственному целому, идентифицировать себя с определенной нацией и культурой. Таким образом, национальный образ служит определенной формой для этнокультурной идентификации людей, принадлежащих к данной культуре.
3. Национальная идея - это обобщенные представления, идеалы и ценности, которые отражают сущностные ориентиры и интересы той или иной национальной общности. Содержание национальной идеи раскрывают вопросы об исторической судьбе этнической общности, его исторической миссии, места в мире, отношение к соседям, особенности национального характера и т.д. Большую роль в формировании образа России в тот или иной многовековой период играли различные варианты национальной идеи. В период после Крещения Руси большое значение имел сам факт распространения христианской веры. Русь становилась христианским государством, равноправным с другими государствами христианского мира. В период княжеских междоусобиц, территориальной раздробленности колоссальную роль в образовании Великорусского государства сыграла идея «Москва - Третий Рим». В период расширения и сплочения различных социальных и этнических групп в контексте Российской империи особое значение имела концепция «Православие. Самодержавие. Народность». Мысль о Москве как о центре, которому предназначено совершить мировую революцию сыграла значимую роль в период образования Советского Союза. Также идеалы братства и дружбы советских народов помогли идеологам советской эпохи сплотить различные народы между собой. В истории развития отечественного общества с древних времен мы можем выделить три главных концептуальных идеи в плане создания единого государства, консолидации различных этнических и социальных групп: этнический фактор, религиозный фактор и политический фактор.
4. В постсоветскую эпоху Россия находится на переломном этапе в национально-культурном развитии. Если в дореволюционную эпоху в плане идентичности огромная роль принадлежала христианской религии и идеи монархического строя, то в настоящее время Россия строит свою жизнь на основе либерально-демократических принципов. Российская Федерация признается полиэтническим и поликонфессиональным государством. Национальный образ постсоветской России «созревает» в недрах национального самосознания и находит свое выражение в различных вербальных и невербальных формах (произведениях литературы, живописи, политических текстах и т.д.). При этом национальный образ России призван стать выражением национальной идеи объединения представителей этнических групп и диаспор, политических и конфессиональных групп.
5. Историко-культурный анализ национального образа России позволяет выявить тот факт, что Запад (западная цивилизация) может рассматриваться как один из важных факторов национально- государственной самоидентификации России. Отсюда и формулируется проблема географо-цивилизационной принадлежности России к Западу или, напротив, дистанцирование России от Запада. При этом на Западе Россия воспринимается как нечто отличное, как особый мир, обладающий собственными уникальными чертами, образом жизни, психологическим складом характера и культурой. Высокая степень различия культур и особенности религиозных традиций, вековые политические разногласия и военные конфликты между Западом и Россией способствовали формированию различного рода барьеров, которые мешают достижению адекватного взаимовосприятия и взаимопонимания двух цивилизаций. В современный период для более полного и ясного взаимопостижения национальных образов актуализируется проблема преодоления различного рода коммуникационных барьеров в общении Запада и России. При этом основными инструментами формирования «национального образа» выступают реклама и паблик-рилейшенз. Этот тезис может быть проиллюстрирован на примере оформления национального образа Великобритании. С 90-х гг. XX в. в Великобритании началась рекламная компания по формированию и трансляции положительного образа страны с самых разных позиций - экономической, политико-правовой, социокультурной и научно-образовательной. Благодаря этому в настоящее время национальный образ Великобритании репрезентирует такие понятия, как стабильность, прогресс, высокий уровень жизни, научные технологии, качественное образование и т.д. Отсюда и вырисовывается понятие «бренд-имиджа страны». Устойчивый положительный «бренд-имидж» важен для поддержания национальной идентификации не только в культурном, но и коммерческом смыслах.
Апробация работы
Материалы диссертации докладывались на научных и научно-практических конференциях. Результаты исследования опубликованы в трех научных публикациях. Полученные результаты исследования были апробированы автором при чтении спецкурсов для студентов.
Диссертация обсуждалась на заседании отдела социальных и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета и кафедры философии, культурологии и философии науки в Педагогическом институте Южного федерального университета.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее положения могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы взаимодействия и взаимовосприятия культур. Комплексный, междисциплинарный подход к анализу проблемы национального образа и позволит не только обобщить имеющиеся материалы, но и наметить новые направления ее решения в свете современных политических и культурных реалий. Теоретическая значимость работы заключается в восполнении пробела в постижении проблемы современного национального образа России и его восприятия западными странами. Результаты исследования также могут быть использованы при чтении курсов по культурологии, социальной философии, политологии и истории.
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 184 наименований источников. Общий объем работы составляет 136 машинописных страниц.
Национальный образ: понятие и основные черты. Типология национальных образов
Поскольку одним из центральных понятий нашего исследования является понятие «образ», то нам необходимо специально рассмотреть вопрос о дефиниции этого понятия. Согласно толковому словарю Владимира Даля, «образ» - «вид, внешность, фигура, очертание, подобие предмета, изображение его; род, вид, дух, направление, сущность, образец, пример, портрет, подобье чье, писанное лицо» . В русском языке термин «образ» полисемантичен. В одном из вариантов «Современного толкового словаря русского языка» слово «образ» означает: 1) внешний вид, облик, наружность, внешность; 2) живое наглядное представление о ком-либо, чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо, 3) форма восприятия сознанием явлений объективной действительности; отпечаток, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира; 4) обобщенное художественное восприятие действительности, облаченное в форму конкретного индивидуального явления // тип, характер, созданный писателем, художником, артистом // художественное изображение явлений или предметов окружающего мира через другое, более конкретное явление, путем их сравнения, уподобления; 5) характер, склад, направление чего-либо4.
Многозначность понятия «образ» порождает разнообразие однокоренных слов и производных словосочетаний и выражений разного смыслового и эмоционально-оценочного характера — от положительного (образцовый, образный, образованный) до отрицательного (образина, образчик, безобразный). В этой связи следует отметить, что понятие «образ» широко используется в эстетике как специфическая форма отражения действительности в формах художественной культуры. Однако в рамках нашего диссертационного исследования нас интересует прежде всего философско-культурологический аспект анализа категории «образ».
В русском языке понятие «образ» в этимологическом плане тесно связано с древнегреческим понятием «ейкон» (eikon) — «изображение», «подобие», «образ мысленный», «представление о чем-либо». Именно в рамках древнегреческой культуры были заложены два фундаментальных понятия, которые в наиболее законченной понятийно-логической форме нашли свое выражение в философии Платона. Это понятие «идея» и понятие «образ». Ученик Планона Аристотель, систематизируя взгляды своего учителя и предшественников, выразил концептуальные откровения в более рационалистической форме взаимосвязанных понятий «формы» и «содержания». Понятие образа помогает человеку выразить непознанное в узнаваемое посредством символов и ассоциаций, которые выражают уже имеющееся знание или формируют знание нового качества на основе сочетания известных форм. Так еще в глубокой древности возникли образы различных фантастических существ, которые были созданы на основе имеющихся у данного первобытно-общинного коллектива представления о свойствах и формах различных явлений окружающей действительности. Например, образ древнеегипетского мифического символа загадки и тайны Сфинкс изображался в виде получеловека, полульва. Сегодня этот механизм человеческой психики в плане формирования образов сохраняется: когда авторы киноэпопеи «Звездные войны» (США) придумывали различного рода инопланетных существ, то они обращались к методу сочетания различных элементов разных животных или насекомых в одном персонаже.
Образ - то понятие, которое может воплощаться в самые разнообразные формы. Так, каждый народ, нация как носительница определенной культуры, формирует определенный свой национальный образ. Прежде чем дать определение понятию «национальный образ», рассмотрим вопрос о том, что мы понимаем под словом «нация». Мы исходим из следующего определения нации.
Национальный образ в контексте проблемы этнокультурной идентичности
Национальное самосознание не может существовать автономно, без соотнесения, сравнения «себя» с «другим». Ощущение национальной идентичности - это фиксация различения «свои - чужие», «наши - не наши». Отсюда важнейшим компонентом национального самосознания является национальный образ страны. Образ страны представляет собой совокупность представлений о данной стране конкретных людей, социальных групп, вырабатываемый как в культуре данной социальной общности как носительнице национальной государственности, так и у социальных общностей, представляющих иные национально-государственные образования. В данном образе выражаются основные представления национальной общности об истории своей страны (в том числе и мифологические сюжеты, как например, итальянцы связывают рождение римского государства с легендой о Ромуле и Реме), значимых исторических событиях (к примеру, для русского самосознания огромную роль сыграла Куликовская битва), о природном и человеческом потенциале страны (например, представление о бескрайних просторах и несметных богатствах русской земли), о высших духовных и материальных ценностях страны (например, древнеегипетские пирамиды выступают главным национальным достоянием современного Египта), а также о ее потенциальных достижениях в мире (например, идея американского господства в мире).
Национальное сознание - «часть общественного сознания, отражающая национальное бытие, совокупность экономических, социальных, политических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, представлений, характеризующих уровень и особенности духовного развития нации» . Национальное сознание — совокупность ментальных представлений этнической общности о своем месте в мире, включающая социально-психологические установки и стереотипы. Ядром национального сознания является национальное самосознание. Национальное самосознание - сознание и чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при соотношении с другими этническими общностями. Национальное самосознание формируется в процессе взаимодействия наций друг с другом, возникает из понимания ими общих и различительных черт, различий культуры, религиозных воззрений, языка, особенности ведения хозяйства, специфики характера и психологии и т.д. Чтобы познать и оценить себя, необходимо увидеть себя в зеркале другого народа. Осознание своей этнической принадлежности, идентификация себя со своей группой, пробуждают весь спектр чувств: сопричастность к судьбам своего народа, любовь к исторической родине, к своему народу, его культуре, чувство гордости за его достижения и т.д.
Представления человека о себе, о своей связи с другими людьми (группой, общностью) формируют модели индивидуального и группового поведения. Эти представления формируются через соотнесение с выработанными в определенной социальной группе ценностями и ориентирами, которые либо принимаются как «свои», либо отвергаются как «чужие». В целом расширение сфер межкультурного взаимодействия приводит к взаимопроникновению культур и актуализирует проблему идентичности. «Идентичность несет в себе ответ на вопрос о сущности своего народа, нации, ее месте, роли и задачах в мировой истории и идеальных формах ее существования», - пишет В.Н. Бадмаев30.
Представители символического интеракционизма31 (Г, Блумер, Дж. Мид, Э. Гофман и другие) полагают, что идентификация выступает результатом социального взаимодействия (интеракции), когда в процессе общения с другими людьми человек сравнивает себя с ними и как бы начинает видеть себя со стороны. Идентификация со «своими» группами или общностями одновременно предполагает определенное отделение от «других» или «чужих», выбор соответствующих моделей и норм поведения. Психологи считают, что потребность в идентичности входит в число важнейших универсальных человеческих потребностей. Проблема смены и поиска идентичности свойственна для многих многонациональных государств. Особенно она остра в свете современных перипетий многонационального российского общества. Сегодня наиболее ярко выражена тенденция популиризации этнической идентичности.
Этническая идентичность - осознание человеком или социальной группой своей этнической принадлежности, т.е. родства с определенной этнической общностью (народом). Этническая идентичность состоит в субъективном символическом использовании некоторых сторон культуры с тем, чтобы отличать себя от других групп.
В наши дни в многонациональном обществе многие люди сталкиваются с проблемой этнической идентификации.
Детерминирующими факторами этнической идентификации выступают территория проживания, язык, религия и т.д., которые воспринимаются как культурные символы, позволяющие людям выделить свою этническую общность («мы») из других («они») и одновременно ощущать свою принадлежность к данной общности. Большую роль здесь играет национальная память. Национальная память — свойство национального самосознания народа и определяющей характеристикой его ментальности. Национальная память весьма избирательна.
Историко-культурные предпосылки становления национального образа России
Изучение национального образа России предполагает рассмотрение этой проблемы в двух основных направлениях: историко-временном и пространственно-географическом. С точки зрения этих направлений на формирование отечественной культуры оказали наиболее существенное влияние три фактора - географический, религиозный и политический. Этот тезис может быть проиллюстрирован на основе анализа конкретного материала из истории культуры России. В разные исторические периоды происходило расширение (а порой и сужение) географического пространства Российского государства, что находило свое отражение в конструировании нового национального образа страны. В России с древних времен религиозному фактору принадлежит особо важная роль в национальной идентификации.
Как заметил Г.П. Федотов: «Каждая нация проходит через глубокие кризисы, которые радикально меняют ее лицо» . Для русской истории такими переломными моментами были: крещение Руси, начало татарско-московского ига, создание Московского царства и утверждение самодержавия, религиозный раскол и начало Петровских реформ, крестьянская реформа 1861 г., великая октябрьская социалистическая революция 1917 г., начало либерально-демократических реформ в конце 80-х гг. прошлого века.
Обратимся к анализу ранних истоков оформления образа Древней Руси. Идейно-символические основы для возникновения и оформления образа восходят к дохристианским временам и связаны с древними мифологическими и религиозными воззрениями древних славян, которые мы можем реконструировать на основе анализа памятников художественной культуры (памятники религиозного культура, обряды, праздники, пословицы, сказки и т.д.). Отсюда и понимание этнического ядра национального образа русской культуры многие историки, ученые и философы (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, А.С. Хомяков, Б.А. Рыбаков, Ф. Буслаев и многие др.) видят именно в славянстве. В славянских сказках и эпосе, что одно из центральных мест здесь занимает фигура богатыря сильного, доброго и смелого воина. По сути эта архетипическая фигура, служащая выражению архетипа Отца. Также наидревнейшие истоки имеет и персонификация Руси в женском облике (героини русских сказок Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья-царевна и т.д.). Эта тенденция проявилась и в русском языке, в котором понятия «мать», «родина», «земля», «родня», «страна» - женского рода. Здесь налицо архетип Матери, который на протяжении тысячелетий имел важное значение в русском национальном сознании43.
Отечественный ученый О.В. Рябов исследует тендерный аспект образа России в западной историософии. Его вывод заключается в том, что в западном сознании в плане национальной репрезентации Россия выступает как «Матушка-Русь». Семантика этого образа раскрывается через такие понятия, как нравственная сила, забота, жалость, верность. Историософема «Матушка-Русь», которая особенно популярна на Западе. Она фиксирует две идеи: первая - русские относятся к России как к матери; вторая - сама Россия обладает женственными качествами, в то время как противопоставляемый ей Запад - мужественными. «Если первая идея характеризует динамический компонент национальной идентичности русских (механизм идентификации с нацией), то вторая — статический (собственно образ нации). Главные атрибуты «матрифокальности» надежда на помощь и заступничество своей страны, обостренное чувство долга перед Родиной-матерью, если она нуждается в помощи, более сильная эмоциональная связь со своей страной и большая некритичность в оценке ее действий - «мать всегда права»44. Знаменательно, что в русской1 !, культуре с древних времен женский образ проявляется в различных формах сакрализации (особо почитаемое отношение к Богородице в русском православии, поклонение матери-сырой-земле, философско-религиозная трактовка Софии, премудрости Божьей, образ вечной женственности в русской поэзии и живописи и т.д.). Вот как рисовалась в аллегорическом плане Россия в XIX в.: «Империя Российская, Россия, Русь, Москва, Московское царство представляется в образе жены величественного вида, в златотканой мантии и в короне Императорской, со стоящим возле нее щитом, на коем изображен черный двуглавый орел с коронами, а в груди оного всадник на коне, поражающий поверженного змея .
Англичанин С. Грэхем в своей работе «Непознанная Россия» (1912 г.) называет Россию «страной-женщиной», «женой западного человека-мужчины». Женщина является своеобразным выражением «русскости». Так В. Шубарт пишет: «разные народы дали разные образцы человеческих идеалов. У китайцев это мудрец, у индусов - аскет, у римлянин — властитель, у англичан и испанцев - аристократ, у пруссаков -солдат, а Россия предстает идеалом своей женщины»46. Как отмечает Рябов, западные авторы, описывая русский национальный характер, обращаются к его феминным чертам (уступчивость, мягкость, миролюбие, уживчивость, покорность к власти, смирение, терпение, интуитивное познание, религиозность, непостоянство, бесформенность, стремление к крайности, открытость, преобладание эмоций над разумом, сострадание, и др.). Таким образом, в национальном образе России мы можем фиксировать тендерный аспект.
Россия и Запад: проблема взаимовосприятия и взаимопонимания культур
Образ себя в русской культуре и образ другого (другой страны и ее народа) выступает инструментом самопознания, способом формирования «образа себя», сопоставление «образов» с динамикой русского культурного процесса и эволюция представлений о других и о себе.
В русском историческом самосознании высшая точка осознания содеянного Петром Романовым цивилизационного переворота нашла свое отражение в споре между славянофилами и западниками в середине XIX века. Противоборство этих двух идейно-философских направлений имело огромное значение в процессе становления национального самосознания, способствовало оформлению национальной идеи. Противоречивое единство западничества и славянофильства А.И. Герцен сравнивал с мифологическим двуликим Янусом или двуглавым орлом, смотрящим в разные стороны, несмотря на то, что у него «сердце билось одно», была «одна любовь, но не одинокая». Понятия «Запад», «Восток», «Россия» были для русских мыслителей условными знаками «своего» и «иного», отображающими различные представления о смысле развития цивилизации. «Восток» и «Запад», как социально-философские термины, выражали определенные «культурно-исторические типы» развития восточных и западных народов. Славянофилы и западники рассматривали эти понятия во многом с позиций ценностного подхода, где ценностями западного (европейского) типа культуры выступали индивидуализация личности, ее свобода, частная собственность и договор, чисто правовая основа государственности, католицизм или протестантизм, рационалистическая философия, прагматизм, а для восточного (азиатского)- типа культуры свойственны были следующие ценности -община, соборность, православие, иррационализм, жертвенность, нравственность. Русские общественные мыслители по-разному трактовали проблему соотношения понятий «Россия», «Восток», «Запад»: отождествлялись или рассматривались как противоположные или рассматривались как синонимичные. Н.А. Бердяев выразил суть этой проблемы в следующих словах: «Россия не может определять себя, как Восток, и противополагать себя Западу. Россия должна осознавать себя и Западом, соединителем двух миров, а не разделителем»94. Все эти философские и богословские размышления по поводу культурной идентификации России представляли собой поиск ответа на вопрос о прошлом, настоящем и будущем России.
В истории отечественной философско-культурологической мысли А.Н. Ерыгин выделил следующие концептуальные идеи по поводу определения места и роли России в мировой культурном контексте: 1) идея исключительности России в мировой истории и культуре; 2) идея России как Востока; 3) идея России как Запада; 4) идея России как особой славянской цивилизации; 5) идея России как Евразии, отличной и от Востока, и от Запада; 6) идея русской специфики, выражающейся в сочетании восточных и западных характеристик или в колебании между Западом и Востоком; 7) идея русской самобытности в рамках христианского мира; 8) идея универсализма русского духа; 9) идея России как «третьей силе» и в этом качестве - как синтеза Востока и Запада; 10) идея России как необходимого элемента мирового синтеза95.
Со времен Петра I Запад выступает в качестве одного из важных факторов национально-государственной самоидентификации России. «Вглядываясь, как в зеркало, в Запад, сравнивая себя с ним; Россия пыталась постичь свою сущность, определить свое место в мире и предназначение в истории. Именно в результате сопоставления своей страны с западными соседями одни приходили к выводу, что ей предначертан свой путь и Россия не должна изменять ему. Другие, констатируя ее отсталость от Европы и Америки, предлагали соотечественникам пойти на выучку к «немцам» и постараться повторить пройденный ими путь» . Как отмечает политолог Э.Я. Баталов, для Запада Россия никогда не выступала в качестве фактора политической или цивилизационной самоидентификации. Запад всегда испытывал чувство превосходства по отношению к России. Это может быть объяснено влиянием европоцентристской мировоззренческой линии, свойственной западному сознанию. Интересно отметить, что во времена военных столкновений и конфликтов Запад опасался и боялся Россию. «Но при этом, - как пишет Баталов, - он никогда не видел в России авторитетного наставника, а тем более - образец для подражания. А потому без особых эмоций относился к ее мнению о себе. И это тоже обижало и раздражало Россию» .