Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения нетрадиционных религий 14
1.1 . Нетрадиционные религии: проблема определения и типологии 14
1.2. Историческая трансформация и истоки нетрадиционных религий в России 32
Глава 2. Природа и сущность нетрадиционных религий в современной России 73
2.1. Нетрадиционные религии: социокультурные и психологические аспекты распространения 73
2.2. Распространение псевдохристианских религий как отражение процесса секуляризаци 86
2.3. Нехристианские и антихристианские религии как следствие падения авторитета христианства в России 109
Заключение 139
Библиографический список использованной литературы 142
- Нетрадиционные религии: проблема определения и типологии
- Историческая трансформация и истоки нетрадиционных религий в России
- Нетрадиционные религии: социокультурные и психологические аспекты распространения
- Распространение псевдохристианских религий как отражение процесса секуляризаци
Введение к работе
диссертационного совета М.М.Шульман
Актуальность исследования. Характерной чертой современной российской культуры является существенная трансформация религиозной сферы, которая проявляется в широкой экспансии различных нетрадиционных религиозных организаций, концептуальные установки которых во многом оказываются далеко отстоящими или даже прямо противоположными традиционным христианским ценностям и идеалам. Поскольку с момента принятия христианства и до установления социалистического режима многие парадигмы духовной культуры народов России определялись православием, имеющим статус государственной религии, постольку исследование причин появления и распространения в нашей достаточно секуляризованной стране нетрадиционных религий является весьма актуальной проблемой.
В современной России, по мнению ряда исследователей, экспансия нетрадиционных религиозных объединений, теснящих традиционное для российской культуры православие, является следствием процессов глобализации и секуляризации. Широкое распространение на территории России в 20-ом столетии нетрадиционных религий невозможно объяснить лишь активной прозелитической деятельностью зарубежных проповедников и изменением правовой базы страны, создавшей закон, гарантирующий подлинную свободу совести. С нашей точки зрения, «расцвет» нетрадиционных религий во многом обусловлен тем, что политическая элита России взяла курс на реализацию в стране культурной модели стран Запада, что и привело к возникновению идентичных социокультурных основ, способствующих распространению нетрадиционных религий как зарубежного, так и отечественного происхождения.
Одним из серьёзных последствий односторонней европеизации и американизации российской культуры явилось то, что её ценности и идеалы стали противоречить ценностям православия, изначально позиционирующего примат духовного над материальным. В современном российском обществе материальная сфера жизни человека и идеалы рынка выходят на первый план, что обуславливает сосредоточенность человека зачастую исключительно на материальных потребностях и интересах. В отличие от православия, стремящегося акцентировать внимание человека на духовной стороне бытия и обещающему вознаграждение после смерти, большинство нетрадиционных религиозных движений «гарантируют» здоровье, удачу и богатство в настоящей, а не потусторонней жизни, чем и привлекают к себе многочисленных сторонников. В связи с вышеизложенным большой научный интерес представляет анализ механизмов проникновения в сознание россиян нетрадиционных религиозных идей и концепций, что, в свою очередь, позволит аргументировано ответить на вопрос о соответствии этих идей духовным запросам граждан страны. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена также необходимостью раскрытия взаимосвязи нетрадиционных религий с процессом секуляризации, ибо, последняя способствует существенному снижению авторитета православия и одновременному распространению псевдохристианских, нехристианских и антихристианских религиозных объединений.
Немаловажным обстоятельством в этом плане является и то, что в обществе, находящемся в ситуации духовного кризиса и нестабильности, наступивших на первом этапе перестроечных процессов в России, нетрадиционные религии сумели стать для многих верующих людей достаточно действенной формой нейтрализации стрессовых факторов, в отличие от не сумевшей сразу организовать активное противодействие экспансии нетрадиционных религиозных движений православной церкви. Данное обстоятельство делает проблему изучения нетрадиционных религий остроактуальной.
Для нахождения оптимального способа регулирования взаимодействия российского общества с нетрадиционными религиями весьма значимой представляется и задача показать, в каких формах и видах проявляется нетрадиционность новых религий по отношению к традиционному христианству. Актуальность проведённого исследования обусловлена также и тем, что изменения в религиозной сфере влекут за собой трансформацию духовной сферы российского общества, что, в свою очередь, отражается в отношении человека к государству, обществу, семье, труду, представлениям о добре и зле, о чести и долге и т.д.
Степень разработанности проблемы. Исследованию проблемы нетрадиционных религий в России в силу её актуальности посвящено достаточно большое количество исследований. Понятие «нетрадиционная религия» сегодня используется как светскими религиоведами, так и православными богословами.
У истоков определения понятия «нетрадиционная религия» стоят такие исследователи, как Е.Г.Балагушкин, Л.И.Григорьева, П.С.Гуревич, Л.И Л.Н.Митрохин, М.Мчедлов и др. В частности, Е.Г.Балагушкин указывает, что нетрадиционные религии характеризуются как типичная альтернатива господствующей религиозной традиции, выражающая в форме новой религиозной идеологии конфронтацию с существующем социальным строем. В свою очередь, исследователь Л.И.Григорьева рассматривает нетрадиционные религии как такие новообразования, которые демонстрируют полный разрыв с исторической религиозной традицией, создавая при этом качественно новые религиозные доктрины.
Кроме того, ряд интересных идей относительно природы и особенностей функционирования нетрадиционных религий содержится у православно ориентированных авторов, таких как А.Л. Дворкин и А.Кураев. Так, отечественный сектовед А.Л.Дворкин рассматривает нетрадиционные религии как зарубежного, так и отечественного происхождения как тоталитарные секты. При этом исследователь отмечает, что подобные секты имеют выраженный деструктивный характер и используют определённые техники манипулирования сознанием своих приверженцев с целью формирования у них состояния зависимости от религиозной группы. Большой вклад в решение вопроса о типологизации и классификации нетрадиционных религий были внесены отечественными исследователями Е.Г.Балагушкиным, О.А.Богдановой, Б.Фаликовым, а также зарубежным исследователем К.Боа.
Так, исследователь Е.Г.Балагушкин за основу типологии нетрадиционных религий берёт их отношение к социальной реальности, в соответствии с чем все религии можно определить как принадлежащие к одному из следующих типов: обновленческие, оппозиционные, альтернативные и адаптированные.
В свою очередь, Б.Фаликов указывает, что существует четыре типа нетрадиционных религий. К ним исследователь относит религиозные объединения, импортированные из других культурных ареалов; нетрадиционные религии, возникшие в результате традиции; движения, имеющие своей основой оккультную традицию; синкретические нетрадиционные религии.
Исследователь О.А.Богданова в основу классификации нетрадиционных религий кладёт их отношение к традиционному христианству. Исходя из этого исследователь выделяет псевдохристианские, нехристианские и антихристианские религии.
Проблеме секуляризации русской культуры, послужившей фактором формирования нетрадиционных религиозных представлений посвящены работы таких авторов, как Л.А.Андреева, В.Ю.Инговатов, М.О.Шахов.
Исследователь Л.А.Андреева отмечает, что в результате реформ Петра I произошла дискредитация Православной Церкви и десакрализация образа царя как наместника Христа на земле, что привело к углублению секуляризации общественной жизни.
В.Ю.Инговатов отмечает взаимосвязь Церковного раскола 17 века и начала секуляризации русского религиозного сознания.
М.О.Шахов указывает, что результатом реформ патриарха Никона стал подрыв незыблемости православных форм богопочитания, девальвация авторитета Православной Церкви, что послужило началом процесса секуляризации.
Для понимания феномена еретических учений и русского религиозного сектантства как носителей идей нетрадиционной религиозности мы обращались к работам известных русских философов Е.Е.Голубинского и Г.Флоровского. Весьма ощутимый вклад в исследование русского сектантства внесли современные исследователи А.И.Клибанов, Л.Н.Митрохин, Т.С.Оленич, В.В.Титов, идеи которых также были использованы в нашем исследовании.
Исследованию масонства, теософии и рерихианства как нетрадиционных религий в России посвящены работы таких авторов, как В.Аксючиц, В.В.Кучурин, В.И.Новиков и др.
Немалый вклад в рассмотрение идеологии коммунизма как наиболее «секуляризованной религиозной формы» внесён русскими философами Н.А.Бердяевым, Б.П.Вышеславцевым, А.Ф.Лосевым, Л.А.Тихомировым.
Н.А.Бердяев указывал, что коммунизм претендует занять место христианства, дать ответы на все религиозные вопросы человеческой души и предоставить человеку смысл жизни.
Б.П.Вышеславцев усматривал в коммунистической идеологии прямое сходство с христианством, которая также имеет своих пророков, своих отцов церкви, своё священное писание, догмы, ереси и т.д.
Л.А.Тихомиров отмечал, что в период становления социализма произошло отбрасывание религиозного мировоззрения при сохранении христианской психологии, что и обусловило сходство коммунистической идеологии и христианства.
Большое внимание исследованию проблемы коммунизма как «светской религии» уделено современными авторами Л.А.Андреевой, А.Игнатовым, Н.Карпицким и др.
В частности, исследователь Л.А.Андреева указывает на подражание коммунизма христианству и на то обстоятельство, что образ вождя революционного движения В.И.Ленина после смерти трансформировался в квазирелигиозный культ Нового Бога Отца.
По мнению А.Игнатова, коммунизм изначально задуманный как противопоставление христианству, на самом деле выступил как подражание христианству, причём подражание гораздо более авторитарное, чем само христианство.
Большое значение для осмысления современной религиозной ситуации в России имеют работы К.Каариайнена, С.Б.Филатова, Д.Фурмана, М.Эпштейна. Среди множества работ, посвящённых анализу социокультурных и психологических особенностей приверженцев нетрадиционных религиозных верований, следует выделить исследования таких западных авторов, как Э.Фромма, К.Хорни, И.Ялома. Проблемы нетрадиционных религий в аспекте их эффективного воздействия на верующих, способствующего избавлению человека от негативных переживаний, рассматриваются в работах отечественных исследователей Е.Г.Балагушкина и Д.Угриновича.
Особенности деятельности современных нетрадиционных религиозных организаций и течений нашли своё отражение в работах таких зарубежных авторов, как Р.Генон, Дж.Макдауэлл, У.Мартин, Г.Рормозер, Д.Стюарт и др. Среди российских учёных, работающих в этом же плане, следует отметить работы исследователей А.И.Осипова, А.В.Пименова, Д.Таевского, С.Б.Филатова и др.
Специфика функционирования нетрадиционных религий была рассмотрена на обширном материале, представленном в трудах лидеров современных религиозных организаций. Это, прежде всего произведения Д.Смита, Ошо Раджниша, И.Береславского, а также периодические издания общества «Свидетели Иеговы» и др. Благодаря наличию такого широкого спектра работ, посвящённых различным аспектам деятельности нетрадиционных объединений, возникает необходимость в обобщении и уточнении имеющегося знания, синтезе существующих подходов.
Целью настоящего исследования является исследование нетрадиционных религий в контексте секуляризации культуры России.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
-
уточнить определение понятия «нетрадиционная религия»;
-
раскрыть, как в процессе секуляризации российской культуры с неизбежностью возникают и распространяются нетрадиционные религии;
-
установить, что в русском религиозном сектантстве возникают качественно новые особенности, свидетельствующие о деконструкции христианской традиции и превращении теоцентрического христианства в антропоцентрическую религию;
-
показать, что эзотерическое течение, представленное в России масонством, теософией и рерихианством являло собой пример нетрадиционных религиозных систем;
-
установить, что в современных условиях модернизации и реформирования российского общества религиозность населения определяется такими «спутниками» секуляризации, как мировоззренческий плюрализм и религиозный эклектизм;
-
исследовать, каким образом нашёл своё отражение процесс секуляризации как деконструкция христианской традиции в псевдохристианских религиозных организациях;
-
определить, является ли появление и распространение нехристианских и антихристианских религиозных организаций следствием падения авторитета христианства в России.
Объектом исследования диссертации являются нетрадиционные религии в России.
Предмет исследования – раскрытие природы и сущности нетрадиционных религий и их связь с процессом секуляризации российской культуры.
Теоретико-методологическая основа исследования. Предмет исследования, определённый как выявление природы и сущности нетрадиционных религий в России в контексте с процессом секуляризации российской культуры и сформулированные выше задачи исследования, предполагают использование методологии, позволяющей раскрыть взаимосвязь нетрадиционных религий и процесса секуляризации в России. Диссертационное исследование базируется на принципах историзма, логического анализа и синтеза. В работе также использовались методы систематизации, классификации и теоретического обобщения. Исходными методологическими принципами исследования является также компаративный подход, позволяющий выявить общее и особенное в нетрадиционных религиях, распространившихся в России.
Научная новизна исследования выражается в следующих положениях:
-
на основе содержательного анализа взглядов и концепций на нетрадиционные религии дано определение последних как таких религиозных новообразований, которые представляют собой качественно новый тип религии по сравнению с исторически сложившимся. Эти новообразования основаны либо на модификации предыдущей религиозной традиции, либо на её синкретизации с элементами других религиозных традиций, либо базирующиеся на стирании границ между религией как таковой и светскими формами общественного сознания;
-
установлено, что процесс секуляризации российской культуры, понимаемый как единство падения авторитета традиционного для России православия и модификация христианства в целом во многом обусловил возникновение различных форм нетрадиционных религий в России;
-
выяснено, что уже в русском по генезису сектантстве явно обозначились качественно новые особенности, которые проявились, в частности, в проникновении рационализма в православие. Это выразилось в попытке замены богооткровенных истин частными мнениями отдельных харизматических лиц, в модификации ряда христианских догматов, и в заметном падении влияния Православной Церкви;
-
выявлено, что эзотерическая линия, представленная в России масонством, теософией и рерихианством, представляла собой образцы гетерогенных нетрадиционных религий. Последние являлись синкретизмом различных религиозных компонентов с элементами разнообразных философских учений, явно расходящихся с традиционным христианством;
-
установлено, что широкое распространение в постсоветской России гетерогенных религиозных объединений обусловлено глобальной трансформацией всех сфер жизни общества;
-
проанализировано, что вероучения современных псевдохристианских религиозных объединений представляют собой значительную деконструкцию традиционного христианства;
-
выяснено, что формирование и распространение доктринальных положений нехристианских и антихристианских религиозных объединений являют собой следствие падения влияния православия в России на определённые слои и группы общества
На защиту выносятся следующие положения:
-
Нетрадиционная религия – это религиозное новообразование, демонстрирующее качественно новый тип религии, основанный либо на модификации и деконструкции предшествующей религиозной традиции, либо на синкретизации традиционной религии с элементами иных религиозных систем. К нетрадиционной религии можно также отнести новообразование, сложившееся на основе стирания границ между религией как таковой и другими формами общественного сознания (наукой, философией).
-
В процессе исторической трансформации нетрадиционных религий на территории российского государства уже в русском религиозном сектантстве проявились особенности, свидетельствующие о существенном переосмыслении православной традиции: отрицание Православной Церкви и её иерархии, что свидетельствует об отказе от христианского догмата о спасительной силе святой соборной апостольской Церкви; отрицание посредников между Богом и человеком, кроме Иисуса Христа, что сближает мировоззрение русского сектантства с западным протестантизмом; активная ориентация на поиск живого Бога и вытекающее из этого поиска повышенное внимание к духовной практике личного богопознания, что никогда не поощрялось официальной Церковью. Общей чертой русского сектантства выступило возвеличивание человека и переход от теоцентрического христианства к антропоцентрическому.
-
Эзотерическая линия, представленная в России 18-начала 20 столетия масонством, теософией и рерихианством, представляет собой пример синкретизации различных религиозных и философских концепций, научных и паранаучных положений, с сохранённой ориентацией на сверхъестественное, что позволяет отнести российский эзотерические течения к нетрадиционным религиям. Эзотеризм формирует принципиально иную картину мира по сравнению с христианской, что выражается в следующих аспектах: представление о мире как результате эманации трансцендентного начала; представление о многократности воплощений человека на его пути к совершенствованию; отрицание богочеловечности Христа и постулирование его как одного из учителей человечества, что говорит об антропоцентризме эзотеризма; отрицание греховности человеческого рода и отождествление человека и Абсолюта.
-
Активное распространение нетрадиционных религий в постсоветской России стало возможным вследствие глубоких изменений во всех сферах жизни общества. Мировоззренческий и экономический кризис привёл население страны к нарастающей духовной неудовлетворённости. Религия в обстановке духовного кризиса и деформации привычного мировоззрения оказалась весьма действенным механизмом объяснения и психологической нейтрализации негативных переживаний. Возникший духовный вакуум не мог быть заполнен традиционным православным христианством в силу его консервативности, ригидности и жёсткого следования традициям прошлого. В результате определённая категория верующих людей обратилась к альтернативным православию формам религиозности.
-
Вероучения современных псевдохристианских религиозных организаций представляет собой модификацию и такую интерпретацию христианства, которая связана непосредственно с секуляризацией общественной жизни.
-
Распространение нехристианских и антихристианских религиозных объединений является следствием падения авторитета православного христианства в России. Вероучения этих объединений основаны на таких противоположных православию ценностях как отрицание института церкви, неприятие христианской аскезы, отсутствие идеи страха Божьего. Общей особенностью учений указанных объединений является принципиально признание ими тождества человека и Бога.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащееся в диссертации авторское определение нетрадиционной религии позволяет глубже осмыслить особенности религиозной ситуации в России. Проведённое исследование раскрывает суть связи секуляризационного процесса российской культуры с возникновением и развитием нетрадиционных религий в стране. Данный вывод может использоваться в разработке стратегической линии в формировании политики российского государства в области религии. Концептуальные выводы и материал диссертации могут использоваться в основных и специальных курсах по религиоведению, социальной философии, культурологи и других гуманитарных дисциплинах.
Апробация результатов исследования. Разные аспекты исследования нашли своё отражение в статьях, а также выступлениях на научно-практических конференциях. Диссертация обсуждалась на совместном заседании отдела социальных и гуманитарных наук Государственного Научного Учреждения «Северо-Кавказский научный центр высшей школы» и кафедры истории философии факультета философии и культурологи ЮФУ.
Структура диссертации определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и библиографии, содержащей 150 источников. Общий объём диссертации – 150 страниц.
Нетрадиционные религии: проблема определения и типологии
В настоящее время понятие «нетрадиционная религия» широко используется как в светском религиоведении и культурологии, так и представителями различных религиозных конфессий, что, в свою очередь, обуславливает разнообразие подходов к пониманию сущности указанного термина и делает определения понятие достаточно неопределенным. На сегодняшний день термин «нетрадиционная религия» имеет большое количество альтернативных наименований, передающих его различные смысловые оттенки. Среди них: «секта», «культ», «квазирелигия», «новая религия», «инновативное религиозное движение», «псевдорелигия» и т. д. Многовариантность подходов к определению «нетрадиционная религия» в некоторой степени обусловлена тем, что во многих попытках определения данного феномена неизбежно присутствует ценностный аспект, преломляясь через который становится заметным личное отношение авторов к указанному феномену. Также это связано с отношением исследователей вообще к религии, ее месту и роли в жизни человека и общества. Так, по словам П. С. Гуревича «феномен нетрадиционной религиозности - одно из характерных явлений современной духовной жизни. Суть его состоит в распространении вероучений, не связанных с привычными, традиционными религиями. Спектр этих увлечений довольно широк. Не случайно по-разному обозначаются они и в культурологии: «внеисповедная религиозность», «светский гуманизм», «эзотерическая (т. е. предназначенная для посвященных) культура», «бунтарские духовные искания», «внеконфессиональная (т. е. внеисповедная) религиозность». Эти термины не все точны и удачны».1 Сам П. С. Гуревич предлагает использовать термины «нетрадиционная религиозность», «неокультомания», «новые религии». В свою очередь, исследователь Л. Н. Митрохин в работе «Религиозные культы в США» указывает, что общепринятой терминологии не выработано. Используя понятие «культы» и «религии Нового века», автор указывает на их принципиальное отличие от сект: «Главное, пожалуй, в том, что секты отпочковываются от уже сложившихся течений и апеллируют обычно к признанным «священным текстам, лишь немногие из них образуют «коммуны» и практикуют столь жесткую изоляцию от общества».2 Поэтому, с точки зрения Л. Н. Митрохина, термин «религии Нового века» является наиболее предпочтительным, ибо «он содержит, по меньшей мере, некоторую временную характеристику, поскольку навеян двухтысячилетием основания христианства». Известный религиовед Е. Г. Балагушкин употребляет термин «нетрадиционные религии» и полагает, что «нетрадиционные религии характеризуются как типичная альтернатива господствующей религиозной традиции и представляющим ее официальным церковным институтам, выражающая в форме новой религиозной идеологии конфронтацию с существующим социальным строем».4 Однако в статье «Новые религии как социокультурный и идеологический феномен» Е. Г. Балагушкин отмечает, что серьезные религиоведы предпочитают употреблять понятие «новые религиозные движения», достоинство которого заключается в его мировоззренческой нейтральности. В то же самое время «... понятие «новые религиозные движения» не свободно от изъянов, правда, совсем иного рода. Они обусловлены неполнотой охвата всего разнообразия новых религиозных феноменов и недостаточной точностью их интерпретации».5 По мнению Балагушкина этот термин не вполне адекватен, так как он может быть употреблен только в отношении к религиозным выступлениям, не имеющим какой-либо сложившейся организации. Помимо этого указанный термин не объясняет, в каком смысле следует понимать «новизну» религий: либо с точки зрения времени их появления, либо с точки зрения их особенностей. При этом исследователь полагает, что целесообразно не противопоставлять «новые» и «нетрадиционные религии», «а рассматривать первые в качестве разновидности вторых».6 При этом Е.Г.Балагушкин и В.К.Шохин в статье «Религиозный плюрализм в современной России. Новые религиозные движения на постсоветском этапе» отмечают, что «при всём своём разнообразии НРД обладают определённым единством сущностных признаков, а также общих характеристик как их собственно религиозного содержания, так и их социальной апелляции, которые позволяют видеть их типологическое отличие от традиционных религий». К общим особенностям авторы относят следующие характеристики: 1) особенности вероучения - лидеры нетрадиционных религий нередко заявляют, что их учения вообще не являются религией, так как по-своему содержанию значительно превосходят любую религию. Тем не менее, авторы отмечают, что «новые религии не только сохраняют ориентацию на сверхъестественное начало, но и значительно его усиливают».8 При этом само сверхъестественное начало понимается нетрадиционно с точки зрения христианства, так как провозглашается верховенство безличного начала и возможность непосредственной связи с ним посредством особых экстатических состояний; 2) создание новых сакральных текстов — постулирование самостоятельности нетрадиционных религий приводит их руководителей к созданию новой канонической литературы или новому прочтению «старых» писаний; 3) особенности ритуальной обрядности - нетрадиционные религии большое значение придают непосредственно активности верующих в отправлении обрядов. Важную роль играет религиозное переживание «опыта», который, как правило, интерпретируется «как «просветление» и чудесное, сверхъестественное «путешествие» в потусторонний мир и приобщение к божественному началу»9; 4) организационные особенности - современные нетрадиционные религии в основном возникают по типу аморфных и не структурированных религиозно-философских течений и движений, которые со временем обретают организацию в виде психотерапевтических курсов, миссий, фондов, коммун и т.д.; 5) особая роль основателей НРД, которые в ряде случаев приписывают себе божественный статус. При этом основатели организаций зачастую «претендуют на безграничную власть в отношении рядовых сектантов и обычно решают все их жизненные проблемы: вступления в брак, выбора места жительства, профессии и работы»10; 6) особенности социальной активности НРД нетрадиционные религии разрабатывают различного рода концепции и программы с целью установления идеальных общественных отношений, что в немалой степени способствует приобщению к ним неофитов. В некоторых случаях большое внимание уделяется воспитательно-образовательной работе, как с детьми, так и с взрослыми людьми.
Историческая трансформация и истоки нетрадиционных религий в России
В современном мире особую актуальность приобрела проблема религиозного плюрализма, под которым следует понимать одновременное сосуществование различных религиозных традиций на едином историческом пространстве России. Степень воздействия религиозного плюрализма на российскую цивилизацию с конца 20 в. многократно возросла. Однако нетрадиционные формы религии появлялись на протяжении всей истории страны, что, не в последнюю очередь, было вызвано особенностями ее пограничного положения. Известно, что Россия соприкасалась со многими странами и, так или иначе, впитывала те или иные традиции, включая религиозные. Однако носители этих религиозных традиций, как правило, вели замкнутое существование, находясь под контролем государственной власти, которая использовала к тому же любую возможность для их обращения в православную веру. В целом для древнерусской культуры было характерно рассматривать представителей иных религиозных течений как еретиков, как воплощение греха и как находящихся на службе у Сатаны. Если учесть при этом огромные территории и весьма ограниченные средства связи, то становится понятно, каким образом древняя русская культура смогла в течение долгого времени сохранять религиозное единство и монолитность. Тем не менее, есть основания полагать, что уже с 15 в. на Руси начинает распространяться литература по астрологии и гадательной магии. По мнению некоторых исследователей (А. И. Соболевский, В. В. Титов), эта литература попала в Россию из Западной Европы, в которой в это время под влиянием культуры Возрождения наблюдался расцвет эзотерической традиции. В связи с этим православное духовенство под страхом отлучения запретило читать такие магические книги как «Вронов грай», «Альманах», «Аристотелевы врата» и ряд других. А в постановлении Стоглавого Собора можно было прочитать, чтобы «... православные христиане таких Богомерзких еретических книг у себя не держали и не чли их и иных прельщали и те бы о том каялись отцам своим духовным и впредь бы у себя таких еретических отреченных не держали и не чли, а которые учнут у себя впредь такие книги и чести или учнут иных прелыцати и учити и им быти от благочинного Царя в великой опале и наказании, а от святителей по священным правилам быти во отлучении и в проклятии».34 Тем не менее, запреты оказались напрасными, и запрещенная литература продолжала распространяться. Одной из причин этого процесса было отнюдь не желание «волховать» и ворожить, хотя и это тоже имело место, а религиозная малограмотность русского народа, в силу которой они были не в состоянии определить нехристианский характер этой литературы. Также достаточно сильны были на Руси языческие традиции. Победа христианской Церкви в 988 г. вовсе не означала полного и моментального отмирания языческих представлений. Общеизвестно, что язычество частично срослось с христианством и продолжало существовать в инверсионных формах, породив христианско-языческий синкрет, который благополучно дожил до наших дней. На этот факт обращает внимание А. Н. Паршин в своей статье «Русская религиозная мысль: возрождение или консервация?»: «Отнюдь не все идолы были утоплены в Днепре, еще в 20-е годы XX в. в лесу у вологодского села Чаронда стояли деревянные статуи «дяди Саши» и «тети Ани» - покровителей семьи, а последняя и ткачества, и из села приходили их покормить. Это лишь один из бесчисленных примеров того, что получило название русского двоеверия» . О том же писал русский богослов Г. Флоровский, отмечая, что язычество после крещения Руси «не умерло и не было обессилено сразу. В смутных глубинах народного подсознания, как в каком-то историческом подполье, продолжалась своя уже потаенная жизнь, теперь двусмысленная и двоеверная. И, в сущности, слагались две культуры: дневная и ночная. Носителей «дневной» культуры было, конечно, меньшинство... Заимствованная византийско-христианская культура не стала «общенародной» сразу, а долгое время была достоянием и стяжанием книжного, или культурного, меньшинства.... В подпочвенных слоях развивается «вторая культура», слагается новый и своеобразный синкретизм, в котором местные языческие «переживания» сплавляются с бродячими мотивами древней мифологии и христианского воображения». Христианско-языческий синкрет получил настолько широкое распространение в России, что сумел выйти за границы собственно религиозного мировоззрения и приобрёл выраженную социально-политическую направленность. По этому поводу известный русский философ B.C. Соловьёв отмечал, характеризуя личность царя Ивана IV глазами русского народа,: «с одной стороны - христианский идеал царя как земного олицетворения и орудия Божьей правды и милости - идеал, поддерживаемый памятью о лучших из великих князей киевской и монгольской эпохи, а с другой стороны - чисто языческий образ властелина, как олицетворения грозной, всесокрушающей, ничем нравственно не обусловленной силы, - идеал римского кесаря, оживлённый и усиленный воздействием ближайших ордынских впечатлений». С нашей точки зрения, феномен двоеверия образовал в русском религиозном сознании своеобразный «разрыв», через который в него могли проникать разного рода умонастроения и идеи, в том числе и те, которые имели явный нетрадиционный религиозный оттенок. На основании сказанного можно утверждать, что ещё в 15 в., несмотря на все усилия светской и духовной власти, на Руси наряду с православным ортодоксальным пространством постепенно формировалось и внеортодоксальное пространство. В это пространство входили и языческие элементы, и элементы нарождающегося эзотеризма, и личный внутренний опыт первых ересиархов, и сформировавшиеся на их основе ереси, и секты, находящиеся за пределами христианской традиции. Отторгаемые православием идеи и практики внеортодоксального пространства и породили фонд тех элементов, из которых впоследствии выстраивалось все многообразие форм нетрадиционной религиозности. Подтверждением этому может служить замечание исследователя И. Яковенко: «... по мере становления христианской ортодоксии пророчествование как род деятельности и сами пророки осмысливаются в качестве атрибута ветхозаветного прошлого. Пришествие Спасителя снимает как необходимость, так и саму возможность дальнейшего пророчествования. ... Однако люди с пророческим темпераментом появляются постоянно. Соответственно, пророчествование уходит в секты, лежащие за рамками христианской ортодоксии».
Нетрадиционные религии: социокультурные и психологические аспекты распространения
Факт широкого распространения нетрадиционных религий в период конца 80-х -начало 90-х годов 20 столетия на территории российского государства невозможно объяснить без анализа изменений произошедших в стране в указанный период. Представляется необходимым определить, какие именно факторы способствовали появлению и углублению гетерогенной религиозности в обществе. Известно, что в постсоциалистический период в стране произошла значительная трансформация всех сфер жизни общества. В частности, изменился государственный строй, произошла замена управленческой элиты и официальной идеологии страны. Стал иным образ жизни всего населения, что нашло свое выражение в демографической ситуации. В результате перехода к рыночной экономике были разрушены такие инвариантные компоненты русской культуры, как нестяжательство и солидарность. В обществе и, как следствие, в сознании людей произошел резкий поворот, ориентирующий на приоритет материальных ценностей и благ. Перед бывшим советским человеком стало новая и доселе неизвестная диллема: если ты преуспеваешь - ты ценен; если не преуспеваешь — ты лишен ценности. Результатом этой диллемы стала возрастающая неуверенность в своих возможностях и ощущение полной растерянности. По этому поводу Э. Фромм в работе «Человек для себя» отмечает: «Если человек вынужден неуклонно пробиваться к успеху, и любая неудача являет жестокую угрозу его самооценки, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности. Если превратности рынка выступают мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются».101 Важную роль в дестабилизации сознания постсоветского человека сыграло отключение исторической памяти и её символов, благодаря которым люди соединяются в устойчивое общество с единым миропониманием и миропредставлением. Тем не менее, элементы исторического единства оказывают, с нашей точки зрения, на русского человека гораздо более сильное воздействие, чем гуманистические идеи демократии, свободы и равенства. Разрыв с исторической памятью с неизбежностью отразился на всех человеческих отношениях, становящихся все более поверхностными, выступая уже не в своем подлинном выражении, а в форме взаимозаменяемых товаров и услуг. Известный политолог С. Кара-Мурза в своей работе обращает внимание, что в рассматриваемый период произошло выхолащивание действительного содержания категорий труда и безработицы и замена этого содержания на чисто экономическое и не затрагивающее никаких основ человеческого бытия. «В действительности труд и отлучение от труда (безработица) - проблема не экономическая и даже не социальная, а экзистенциальная. Иными словами, это — фундаментальная проблема бытия человека». Доказательством этому служит тот факт, что на протяжении всей истории человеческой цивилизации труд имел сакральное измерение, в то время как понятие экономической эффективности возникло лишь в Новое время. В силу этого утрата работы является для человека ударом, тяжесть которого не может быть измерена экономическими показателями. Массовая безработица в период перестройка заставила русского человека почувствовать себя отверженным обществом и отчужденным от своей человеческой сущности. С точки зрения С. Кара-Мурзы, «длительный эмоциональный стресс возник в результате резкого обеднения больших масс населения. ... Одним из результатов обеднения был разрыв множества человеческих связей. ... В общем, происходило частичная атомизация, хаотизация».103 Сложившаяся ситуация вела население страны к нарастающей неудовлетворенности и потребности искать более адекватный образ жизни и средства, которые могли бы привести к этой цели. Один из современных исследователей идеологии К. Манхейм подчеркивает, что в моменты глубоких кризисов происходит блокирование здравого смысла — способности человека разумно судить о положении дел и действовать исходя из этого суждения. Необходимость обдумывать и понимать происходящее превращается в это время в непосильную нагрузку и человек старается уйти от этой необходимости, спрятаться в сфере иррационального. Он начинает проявлять интерес к оккультизму, религиозным учениям, изучать гороскопы, ходить к гадалкам. Аналогичную точку зрения можно найти у немецкого философа Ф. Ницше, который подчеркивал: «Столкновение с неизвестным вызывает страх, замешательство и смятение, мгновенно возникает желание справиться с мучительным состоянием неопределенности. Основное правило: любое объяснение лучше его отсутствия. ... Итак, на поиск причин толкает страх. Вопрос «почему?» задается не из праздного любопытства, а ради получения определенного ответа, который успокаивает и приносит облегчение».10 Но кто или что в ситуации крушения прежних идеалов, символов и ценностей может дать ответ на вопрос «почему?», если все, чему верили и чем гордились миллионы граждан России, разбито вдребезги и погрузилось в небытие? Ответ, на наш взгляд, более чем однозначен — это религия. Именно религия в сложившейся обстановке оказалась одним из наиболее действенных механизмов объяснения и нейтрализации страхов и тревоги.
Как следствие, начиная с конца 80-х годов XX века в стране, происходит постепенное нарастание публичного интереса к религии. Традиционные российские религии постепенно возвращаются на свои исконные конфессиональные территории. Понятие «религиозный ренессанс» становится одним из самых популярных понятий религиозного дискурса. Безусловно, что этому в немалой степени способствовала обстановка вероисповедной свободы, ярким проявлением которой выступило принятие закона о свободе совести и вероисповеданий. Произошло освобождение общества от негативных представлений о религии, были ликвидированы административные и нравственные преследования священнослужителей и верующих.
К середине 90-х годов 20 века число крещеных в Православной Церкви составляло около 75% населения. Резко расширилась деятельность религий в сфере культуры, образования, благотворительности. Подобные явления побудили общественность заговорить о религиозном возрождении постсоветской России. Однако при более подробном рассмотрении становится видно, что чем глубже разворачивалась в стране так называемое «возрождение», тем в большей степени оно проявляло качественно новые особенности. Во-первых, в связи с тем, что первоначально произошла реабилитация религии, как «религии вообще» без всяких вероисповедных особенностей, то следствием этого явилось формирование «верующего вообще». С точки зрения М. Эпштейна именно такую веру «и можно назвать бедной религией. Это религия без дальнейших определений, столь же прямо и цельно предстоящая Богу, как целен и неделим сам Бог».105 Эта особенность явно указывает на деградацию формы веры, так как оказывается верой без принадлежности. Подобный тип верующего отказывается принадлежать к какой-либо конфессии, в силу чего является потенциальным приверженцем гетерогенной религиозности.
Распространение псевдохристианских религий как отражение процесса секуляризаци
Таким образом, рассмотрев социокультурные и психологические аспекты распространения нетрадиционных религий в России на рубеже 20-21 вв., мы можем заключить, что сложившаяся в указанный период в обществе обстановка не могла не оказать существенного влияния на возникновение в стране христианских направлений как западного, так и отечественного происхождения, которые во многом противоположны традиционному российскому православию.
Мы полагаем, что в этих религиозных организациях нашел свое выражение процесс секуляризации христианства, который мы понимаем не только «как простое уменьшение влияния авторитета христианства, но как гораздо более сложный процесс внутреннего качественного преобразования христианства, в ходе которого происходит размывание границ между христианством и тем, что христианством в собственном смысле слова не является».124 Мы рассматриваем данные религиозные организации как псевдохристианские, так как в них наряду с использованием христианской терминологии и внешней атрибутики имеет место наполнение их совершенно иным, нетрадиционным содержанием, которое, в ряде случаев, не просто искажает основные принципы христианства, но и приводит к его частичному или полному распаду.
Мы не имеем возможности в рамках данной работы проанализировать все без исключения псевдохристианские учения, поэтому мы остановимся на характеристике тех из них, чьи вероучения наиболее ярко воплотили в себе основные моменты процесса секуляризации как качественного преобразования христианства. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство нетрадиционных религиозных организаций западного происхождения имеют непосредственную связь с протестантизмом. На наш взгляд, это не случайно, поскольку, именно протестантизм с его ярко выраженной установкой на материальный успех, индивидуализм и земное процветание гораздо больше соответствует современной экономической и идеологической ситуации, чем православие с его претензиями на аскетизм. Как отмечает О. А. Богданова: «Наверное, нет смысла, чтобы обстоятельно доказывать несовместимость аскетической установки православия с реалиями современной российской действительности, когда вследствие развития рыночных отношений, резкой дифференциации доходов россиян большинство из них, особенно молодежь в значительной степени ценит материальный успех. ... Коренное расхождение между ценностями традиционного христианства и ценностной ориентацией, сформировавшейся на современном этапе развития российского общества, во многом объясняет то, что большое количество россиян предпочитает традиционной православной вере нетрадиционные религиозные движения, получившие большое распространение в наши дни в России». Аналогичной точки зрения придерживается Д.Таевскии, отмечая, что одной из причин падения интереса к Православной Церкви является общее улучшение экономической ситуации: «Для относительно процветающего общества необходима соответствующая религия - и по своему духу мрачная и в известной степени депрессивная Русская православная церковь вошла в резкий диссонанс с настроениями людей, ориентированными на потребление, улучшенное питание, современное образование и т.д.».
Наиболее ярко проявляется процесс деформации христианства в теологии протестантской организации «Свидетели Иеговы», происхождение которой связано с именем американца Чарлза Рассела. В 1879 г. в США он основал собственный журнал «Сионская Сторожевая башня и вестник присутствия Христа», а в 1884 г. выступил основателем организации «Общество Сторожевой башни». В 1931 г. общество получило название «Общество Свидетелей Иеговы». Члены этой организации претендовали на возрождение подлинного христианства. Однако, по словам исследователя А. И. Осипова: «И православные, и католические, и протестантские авторы единодушны в одном — доктрина свидетелей Иеговы ничего общего с христианством не имеет, хотя и маскируется с помощью использования отдельных христианских понятий».127 Впервые последователи общества появились в России еще в 1927 г., а в период 1939-1940 гг. количество их резко возросло в результате присоединения к России Западной Украины, Западной Белоруссии, стран Прибалтики, где находились последователи общества. Полная легализация организации произошла в 1991 г., когда был зарегистрирован «Управленческий Центр религиозных организаций «Свидетелей Иеговы». Одной из фундаментальных характеристик учения «Свидетелей Иеговы» является его тотальный рационализм. Во-первых, утверждая, что главный авторитет для них Библия и что они проповедуют Библию, на самом деле иеговисты проповедуют произвольное толкование текста Ч. Расселом и его последователями. Во-вторых, с точки зрения членов общества всё касающееся божественной сущности и плана спасения Богом человечества вполне может быть постигнуто человеческим разумом: «Давайте, исследуем характер того, что считается навеянным Богом, чтобы проверить, соответствует ли это учение тому, что мы разумно приписываем Богу».128 В-третьих, согласно мнению последователей, можно, опираясь на разум самостоятельно высчитать время Армагеддона, что неоднократно и наблюдалось в истории общества. Что касается непосредственно самой теологии общества, то она вся базируется на обломках ортодоксального христианства. В частности, последователи Иеговы считают ошибочным догмат о Троице, который сопоставляется ими с языческим многобожием: « Искренние люди, хотящие познать истинного Бога и служить Ему, находят трудным любить и служить сложенному, необычному по виду, трёхглавому Богу».129 Однако догмат о Троице является одним из центральных догматов, относительно которого выстраивается вся структура христианства. По всей видимости, догмат о Святой Троице отвергается иеговистами в силу опять же крайнего рационализма их учения, так как всё, что стоит выше разума, всё, что неподвластно разуму и законам логики отрицается в силу свой бессмысленности. Отсюда вытекает: если Бог един и не имеет никаких ипостасей, то Христос никак не может быть Богом, поэтому у последователей Иеговы Христос не Бог, а сын Бога, рожденный до начала творения мира. «Библия, - утверждают «свидетели», говорит, что Бог один... и он больше, чем Сын. Сын же, Первородный, Единородный, творение Божие, имеет начало. То, что Отец больше и старше Сына, разумно, понятно и подтверждается Библией».130