Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния Дукян Софья Сергеевна

Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния
<
Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дукян Софья Сергеевна. Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Ростов-на-Дону, 2006.- 119 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/151

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние полтора десятилетия наша страна столкнулась с практически новым для себя феноменом. После падения "железного занавеса" началось широкое распространение новых религиозных движений (НРД). Одновременно мы столкнулись и с другим феноменом – активным противодействием новым религиозным движениям, или новым религиям, выразившимся в организационном оформлении так называемого антикультового движения (АКД). Широкое распространение НРД вызвало к жизни целый ряд социальных проблем, связанных со спецификой взаимоотношений между верующими, принадлежащими к НРД, и их близким окружением, прежде всего, членами их семей. Не секрет, что религиозное обращение одного из членов семьи, если другие не разделяют его взгляды, вполне может привести к напряжению. Эта возможность существенно выше, если обращение происходит в "экзотическую" религию, о которой мало что достоверно известно, но ходят тревожные слухи. Если такие обращения принимают массовый характер, то это уже становится заметной социальной проблемой. Но ситуация с новыми религиями именно такова. И проблема приобретает особенно острый, порой даже драматичный характер, если на непонимание по религиозным мотивам накладывается "конфликт поколений". Но важнейшей особенностью НРД является как раз та, что очень заметное их число являются, по крайней мере, в начале своей истории, преимущественно молодёжными по составу. Мы сталкиваемся здесь с феноменом молодёжной религиозности, противостоящей, иногда в достаточно острых формах, устоявшимся формам религиозности и представлений о религии. Противостояние НРД и их противников при этом закономерно приобретает характер "битвы за молодежь", в центре которой оказываются сами молодые новообращённые и члены их семей. В эту "битву" может быть вовлечена и общественность, и представители властных структур, обязанные заниматься проблемами молодёжи и религиозных организаций.

Фактически, эти процессы являются новыми для нашей страны, но они далеко не таковы для стран западного мира. Там и новые религии, и их противники действуют уже более сорока лет. Важно отметить при этом, что аргументация, используемая как сторонниками, так и противниками НРД в нашей стране, достаточно близко воспроизводит ту аргументацию, которой пользуются их западные единомышленники.

В связи с этим нам представляется актуальным и обоснованным проведение исследования, направленного на выявление истоков этого противостояния и призванного выявить динамику взаимодействий внутри триады "молодёжь – новые религиозные движения - антикультовое движение".

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является социокультурная ситуация, приведшая к появлению антикультового движения. Предметом исследования выступает взаимосвязь между молодёжным контркультурным движением в странах Запада, ставшим социальной почвой для появления и массового распространения НРД, и антикультовым движением.

Степень разработанности проблемы. Исследованию НРД, феномена "молодёжной религиозности", а также молодёжной контркультуры посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов. Среди зарубежных исследователей контркультуры самое видное место принадлежит Т. Роззаку, автору самого этого термина. Исследованием проблем молодёжи занимались также Д. Белл, Т. Парсонс, М. Мид, другие представители социальных наук. Среди зарубежных исследователей НРД выделяются А. Баркер, М. Интровиньо, Д. Хадден, Д. Ричардсон. Эти исследователи, являясь признанными авторитетами в своей области, сосредотачивали основное внимание на истории, вероучении, культе НРД. Взаимосвязь НРД и контркультуры часто выпадала из сферы их научных интересов. К числу авторов, специально исследовавших эти взаимосвязи, относится Т. Роззак.

Среди отечественных учёных, занимавшихся проблемами молодёжи и молодёжных движений, следует назвать Ю. Н. Давыдова, Т. Б. Щепанскую, С. И. Левикову, А. П. Герасименко, В. Ф. Левичеву, И. С. Кона. Изучению новых религиозных движений посвящены работы М. С. Штерина, С. Б. Филатова, Е. Г. Балагушкина, П. С. Гуревича, С. И. Иваненко, И. С. Гордиенко, А. И. Щипкова.

Как правило, зарубежные религиоведы, занимающиеся исследованием новых религий, уделяют внимание и антикультовому движению. Часто они ведут полемику с ним, как, например, Д. Ричардсон. Среди отечественных авторов интерес к АКД выражен значительно меньше. Тем не менее, можно отметить ряд публикаций М. С. Штерина, посвященных этим проблемам. В то же время такие проблемы, как причины возникновения АКД, его идеология и основные этапы развития, остаются недостаточно исследованными.

Методологические основы исследования. В работе в качестве основных методов исследования применяются общенаучные методы, метод сравнительно – исторического анализа, используемый для анализа и интерпретации фактического материала, и метод системного анализа, используемый для выявления и изучения взаимодействий между исследуемыми феноменами.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Продемонстрирован кризис ожиданий молодёжного контркультурного движения, выразившийся в несостоятельности надежд, возлагавшихся на психоделические препараты как средство достижения религиозного опыта.

2. Показано, что новые религиозные движения получили распространение благодаря тому, что они предлагали ответ на религиозные запросы значительной части контркультурной молодёжи.

3. Выявлено, что новые религиозные движения смогли предложить контркультурной молодёжи привлекательные для неё культовые и организационные формы.

4. Проанализированы причины возникновения, основные черты и методы антикультового движения.

5. Исследованы основные этапы развития антикультового движения.

6. Выявлено, что деятельность антикультового движения представляла собой экстраполяцию в религиозную сферу "конфликта поколений", порождённого контркультурным движением.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение взаимосвязей между молодёжным контркультурным движением, новыми религиозными движениями и антикультовым движением. Для этого решаются следующие задачи:

1. Рассматривается молодёжное контркультурное движение как социальный базис возникновения НРД.

2. Выявляются те основные черты НРД, которые послужили ответом на запрос религиозно ориентированной части контркультурного движения.

3. Рассматриваются основные этапы развития антикультового движения, трансформации используемых в них практик противодействия НРД.

4. Анализируются основные этапы развития и последующего кризиса антикультовых организаций, показываются причины этого кризиса.

Тезисы, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Молодежное контркультурное движение, сложившееся в пятидесятые – шестидесятые годы ХХ века, имело в качестве одной из составляющих поиск религиозного опыта.

2. Способом достижения этого опыта стало употребление психоделических препаратов.

3. Молодёжное контркультурное движение достаточно скоро оказалось в глубоком кризисе, одной из причин которого стала несостоятельность надежд, возлагавшихся на психоделические препараты как на средство получения религиозного опыта.

4. Важнейшей причиной массового распространения НРД стало то, что они смогли предложить ответ на религиозные запросы представителей молодёжного контркультурного движения.

5. Наиболее привлекательными для молодёжи чертами НРД, обусловившими их массовое распространение, было наличие практик получения интенсивного религиозного опыта и необходимых для этого организационных форм.

6. Интенсивные религиозные практики и соответствующие им жёсткие формы организации жизни, принятые в НРД, привели к возникновению антикультового движения.

7. Антикультовое движение прошло ряд этапов развития, основным содержанием которых стал отказ от насильственных методов депрограммирования в пользу ненасильственного консультирования.

8. Основной причиной кризиса антикультового движения на его родине стало злоупотребление методами насильственного депрограммирования.

9. Деятельность антикультового движения представляла собою экстраполяцию в сферу религии конфликта поколений, актуализированного контркультурным движением.

Практическая значимость и апробация исследования.

Материалы и выводы, представленные в данной работе, могут быть использованы для подготовки различных учебных курсов и спецкурсов религиоведческой, культурологической, социологической и философской тематики, в дальнейших научных исследованиях. Так как идеология отечественного антикультового движения является, в самых существенных чертах, воспроизведением идеологии западного антикультизма, то результаты исследования могут быть полезны для понимания сущности того противоборства АКД и новых религиозных движений, которое происходит сейчас в нашей стране. По теме данной работы опубликована одна статья.

Структура работы. Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа включает три главы, состоящие из семи параграфов, введения, заключения и списка литературы, включающего 136 названий.

Похожие диссертации на Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния