Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лицо человека (Опыт философско-культурологического анализа) Козлова Полина Юрьевна

Лицо человека (Опыт философско-культурологического анализа)
<
Лицо человека (Опыт философско-культурологического анализа) Лицо человека (Опыт философско-культурологического анализа) Лицо человека (Опыт философско-культурологического анализа) Лицо человека (Опыт философско-культурологического анализа) Лицо человека (Опыт философско-культурологического анализа) Лицо человека (Опыт философско-культурологического анализа) Лицо человека (Опыт философско-культурологического анализа) Лицо человека (Опыт философско-культурологического анализа) Лицо человека (Опыт философско-культурологического анализа)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Козлова Полина Юрьевна. Лицо человека (Опыт философско-культурологического анализа) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Ростов н/Д, 2003 158 c. РГБ ОД, 61:04-9/10-5

Содержание к диссертации

Введение

1 глава Физика и метафизика лица 9

1.1 Топонимика лица 9

1.2 Анатомирование и психологизирование лица 25

1.3 Лицо и лик 38

2 глава Лицо и лицедейство 51

2.1 Физиогномика и кинесика лица 51

2.2 Homo sociologicus: лица, маски, роли 71

2.3 Маски и грим лица как средства художественной выразительности 83

3 глава Лицо как символ эпохи и культуры 96

3.1 Лицо человека в современной эпохе 96

3.2 Возможности и проблемы портретирования человека 111

3.3 Кинематограф как портретная летопись современности 128

Заключение 142

Литература 144

Приложения 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изучением лица человека занимаются представители разных профессий - философы, культурологи, антропологи, социологи, художники, психологи, врачи и многие другие. Все они вносят свой вклад в науку о лице человека.

В целостном единстве средств невербальной коммуникации человеческое лицо обладает наибольшей полнотой информативности. Лицо - богатейшее поле экспрессивности. Оно предельно выразительно. Эти особенности лица заданы его наисложнейшими анатомо-физиологическими особенностями, универсальностью лицевого выражения эмоций, особенностями мимики, "языка глаз" и т. д. "Чтение по лицу" издревле и по сегодня незаменимо для медиков, психологов, этнологов, криминалистов, служителе культа и т. д.

Лицо человека с давних времен служило источником сигналов, и объем информации, заложенный в лице возрастал по мере развития человечества. Уже на ранних этапах эволюции лицу отводилась огромная роль в существовании человека: от уродования своего лица с целью отпугивания мифических врагов, до его украшения с целью привлечения внимания представителей противоположного пола. С развитием человечества изменялись и развивались пути изучения человеческого лица.

Знаковые функции лица с давних пор стали предметом их осмысления в процессе человеческого общения. "Физиогномика" как теория и практика оценки человека по лицу содержала в себе как зыбкие суждения, так и продуктивные находки. В наши дни она возрождается на основе новых концептуальных подходов. Универсальность мимического языка - это одно из главных глубинных выражений внутренней жизни личности. Визуальные контакты фиксируются как основа для более продуктивного общения. Отнюдь не

случайно в культуре в разных вариантах возникает феномен "маски" как сокрытия собственного лица или символа определенных социокультурных ролей.

Внимание художников и поэтов лицо привлекало как образ, вмещающий в себя все стороны человеческой сущности. Изобразительное искусство ставило перед собой разные задачи от чисто портретного сходства с портретируемым до передачи духовной сущности человека и создания формального или ассоциативного образа личности, использую при этом все имеющиеся в наличии средства художественной выразительности. Художники одни из первых уловили связь мимики лица с характером человека. Вслед за ними и психологи стали различать взаимосвязь между чертами лица и чувствами и мыслями человека. Психологи отводят исключительную роль нашему лицу в установлении контактов между людьми. Поэтому одним из аспектов нашего исследования стало рассмотрение лица человека как "мотиватора" личности и социального поведения человека.

Интерес к изучению лица человека в наши дни определяется многими обстоятельствами. Ведь люди уникальны именно своим лицом, своим стремлением смотреть в лицо друг другу. Лицо может служить символом эпохи, культурного и этнокультурного развития. В наши дни появилась мода на лица, возникли косметические и хирургические технологии в изменении лица, возникло криминологическое направление анализа лицевых особенностей (габитоскопия). Особенно резко возросла роль лица как кода культуры в связи с появлением кинематографа, телевидения, видеотехники, интернета. Появление в современной культуре такого явления как имидж свидетельствует о возрастании роли лица в личных контактах.

Степень разработанности проблемы. Человека принадлежит двум мирам - миру физическому и миру духовному, а лицо человека является воплощением именно духовного мира. Лицо, выраженное в художественных образах - это один из доминантных сюжетов искусства. Изобразительное искусство может стремиться к раскрытию божественной истины и при помощи видимых образов возводить нас в духовные сферы. Воплощение этой задачи мы видим в первую очередь в искусстве связанном с религиозным культом. Данной проблеме посвящены работы таких ученых и философов как М. В. Алпатов, В. Н. Лазарев, князь Е. Трубецкой, Н. Бердяев, Ю. У. Фохт-Бабушкин, И. Кант, М. Элиаде и др.

При анализе лица человека в сфере социологии и психологии общения были использованы труды С. Волконского, И. А. Сикорского, Л. М. Сухаребского, И. Кона, К. Г. Юнга, Г. Уэйнрайта, X. Рюкле, П. Экмана, Гоффмана, Э. Гидденса, Н. Смеллзера, Р. Дарендорфа и др.

Проблеме лица человека в искусстве театра и кино посвящены работы таких исследователей как Жорж Садуль, Бела Балаш, Клод Леви-Строс, и др., из наших ученых нам бы хотелось выделить работы А. Авдеева, В.В. Головни, В. Кузнецовой, М. М. Бахтина, А. Я. Гуревича, С. В. Образцова, М. Андрониковой, отдельные главы в работах В. Шаброва, Л. Трауберга др.

Объектом нашего анализа является лицо человека, предметом -анализ изучения и проявления лица как культурного феномена. Целью нашей работы является изучение лица человека как телесно-душевно-духовного единства в конкретном многообразии его культурных проявлений.

Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой ряд задач:

  1. Выявить соотношение и взаимообусловленность внешних, телесных признаков лица человека и внутренних, духовных характеристик.

  2. Сравнить характеристики лица в аспекте естественнонаучной и духовной сфер культуры.

  3. В контексте социального взаимодействия обозначить характерные черты лица как социальной маски.

  4. Рассмотреть роль и место лица человека как средства художественной выразительности.

  5. Выявить особенности развития портретного жанра в разных видах искусства и его основные цели и задачи в каждую конкретную эпоху.

6. Рассмотреть место роль лица человека в современной жизни.

7. Показать этнокультурную значимость лица человека и
раскрыть значение этих характеристик в современном мире.

Теоретической и методологической основой работы является эмпирическое, культурологическое описание и анализ человеческого лица, сравнительно-исторический и морфологический методы исследования. Работа выполнена в рамках гуманистического подхода к изучению феноменов культуры с опорой на данные антропологии, этнологии, этнографии, истории культуры и социологии культуры, культурпсихологии.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Выявлено соотношение природного и духовного начала в лице
человека.

2. Дана характеристика лица в аспекте естественно-научной и
духовной сферы.

3. В контексте социального взаимодействия обозначены функции
лица как маски, социальной роли человека.

4. Рассмотрены возможности и функции лица как средства
художественной выразительности.

  1. Выявлены изменения в изображении человеческого лица в зависимости от изменения идеалов и ценностей каждой эпохи.

  2. Дана характеристика лица, как символа эпохи и культурного развития и как сосредоточия высших ценностей каждой конкретной эпохи.

7. Показана этно-культурная обусловленность духовно-душевно-
телесной выразительности лица и необходимость изучения этно
культурных характеристик.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Лицо человека, являясь телесным, природным феноменом, как и сам человек, воплощает не только внешние, но и внутренние душевно-духовные характеристики. Изучение и восприятие человеческого лица всегда направлено на раскрытие внутреннего, психического его смысла.

  1. Генерализующие методы естественнонаучной сферы культуры (медицины, физиологии, анатомии, физиогномики) дают объектное знание о лице человека, индивидуализирующие методы духовной сферы культуры представляют субъектное отношение к лицу человека, однако даже объектное изучение лица всегда подразумевает связь с искомым целым.

  2. Лицо человека может становиться маской, что подразумевается в социальном пространстве при исполнении актором социальных ролей. В этом контексте, контексте социального взаимодействия, маска лица это одна из возможных, наиболее значимых для данной роли характерных черт индивида.

  1. Маска и грим лица как средства художественной выразительности призваны донести до зрителя наиболее сущностные личностные характеристики представляемого персонажа.

  2. Изображение лица человека является одной из наиболее важных и сложных задач искусства. Разные виды (литература, музыка, изобразительное искусство, кинематограф, фотография) имеют собственные специфические средства изображения. Художественно-образное постижение человеческого лица зависит от идеалов, вкусов и ценностей эпохи и может изменятся от полной бесплотности в иконописи до принципиальной безликости и преднамеренной деформации в некоторых течениях модернизма.

6. Лица историчны. Лицо всегда является символом определенной
эпохи и культуры. То есть оно указывает на те высшие цели и
ценности, которые являются смыслополагающими в каждую
конкретную эпоху.

7. Лицо человека несет этнокультурную информацию и в
современном мире массовых коммуникаций кросскультурное
изучение характеристик лица приобретает особую значимость.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и иллюстраций.

Топонимика лица

История исследования человеческого тела, т.е. история постепенного накопления знаний о строении человеческого организма, а также о деятельности и назначении отдельных частей тела возникла в древние времена, когда первобытный человек начал замечать то, что ему являла сама природа. Наряду с первыми сведениями об анатомии возникает и представление о назначении тех или иных частей человеческого тела. Но у народов, которые были разделены морями и океанами складывались весьма различные взгляды и знания.

Так, например, у древних индийцев были большие возможности в изучении человеческого тела, поскольку в Индии отсутствовал запрет вскрывать мертвых, как это было у других народов, но всё же сведения об анатомии у индийцев были весьма путаными, так как существовал ряд условий, которые было необходимо соблюдать. Как указывает Гуго Глязер в своей работе "Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова": "В Древней Индии труп можно было вскрыть лишь при определенных условиях - только труп человека не слишком старого, лишенного каких-либо уродств и увечий, не страдавшего никакой продолжительной болезнью и не погибшего от отравления"/ 34 с. 12/. Короче говоря, труп, который обещал дать нормальную анатомическую картину. "Он должен был вначале пролежать 7 дней в ручье, затем с него с помощью коры стиралась кожа до тех пор, пока не обнажались и становились удобными для обозрения находившиеся под ней органы УЗЗ/. Результатом таких исследований было, однако, не учение о строении человеческого тела, а лишь анатомическая статистика. Древние шадшцы полагали, что "человек состоит из 7 оболочек, 300 костей, 3-х жидкостей, 900 связок и 90 жил"/ 34 /. В Древнем Египте в течение многих столетии тела умерших бальзамировали, для чего вскрывали несчетное количество трупов для изъятия внутренностей головного мозга. Несмотря на это древние египтяне имели весьма смутное представление об анатомии. Египтяне делили тело человека на 4 части: к 1ой части относились - голова, затылок и шея, к другой - плечи и руки, к Зей - торс, к 4ой ноги.

Вавилонской медицине уже известно кое-что о строении человеческого тела. Однако эти сведения служили не медицине, а нужны были для прорицаний и предсказания судеб и событий. Особое внимание уделялось деформациям и врожденным уродствам.

Сведения о медицине древних евреев можно найти в Библии, Талмуде и др. писаниях. В них много наставлений, касающихся гигиены, но о строении тела и его органов там сказано немного.

Сегодня наука о лице располагает достаточно полной информацией, которой широко пользуются биологи, врачи, художники. Однако систематические исследования лица человека продолжаются по многим направлениям:

1. Анатомическое направление. Исследователи-анатомы изучают строение лица человека, форму, пропорции, контуры, композицию, соразмерности, рельеф. Они определяют половые, возрастные, конституциональные отличия в строении лица, создают фундамент для понимания законов его структурной организации.

В понимание законов строения лица большой вклад сделал Альбрехт Дюрер. В 1528 году он издал четыре книги о пропорциях человеческого тела, в которых большое внимание было уделено лицу. Дюрер предложил систему координат, в которой определялось точное положение каждой анатомической детали. Пропорции человеческого лица оказались не только строго индивидуальными, но и чрезвычайно стабильными, сохраняющимися на протяжении всей жизни индивида, несмотря на органические трансформации, которые происходят непрерывно. В силу того, что они захватывают все отделы лица, гармония отношений не изменяется.

Размеры туловища и конечностей увеличиваются после рождения быстрее, чем размер лица в высоту. У новорождённого высота лица составляет примерно 1/5 часть длины тела, а у взрослого человека - немного более 1/8. Но, как отмечают многие исследователи, эти пропорции довольно условны, а индивидуальные отклонения весьма значительны. Есть люди очень высокого роста с обычными для их возраста размерами головы и лица: высота лица у таких людей составляет не 8, а 9 частей и более от общей длины тела. У лиц небольшого роста голова может быть крупной - высота лица в этом случае может быть меньше длины тела всего в 7 раз или менее.

Совершенно очевидно, что по мере развития и роста человека лицо меняется. Имеются бесспорные различия лиц у мужчин и женщин. Форма лица и отдельных его составляющих является расовыми признаками, к которым относятся так же различия волосяного покрова на лице и цвет кожи. Изменения цвета кожи в медицинской практике рассматриваются в качестве диагностического признака, так как при многих заболеваниях обращает на себя внимание бледность лица, при желтухе - оттенок желтизны, при адиссоновой болезни - коричневый цвет.

Половые особенности лица обусловливаются рельефом черепа и относятся к наследуемым признакам. Голова женщины меньше головы мужчины на 1/5. Соответственно объем и масса женского черепа характеризуется редуцированными показателями. Лоб у женщины в 75% случаев отвесный, бугры и гребни не выступают так резко, как у мужчины, челюсти сравнительно тонкие. Маленькие ушные раковины и изящно очерченный подбородок завершают типичный облик женского лица.

При старении одним из главных факторов изменения пропорции лица является изменение зубочелюстного аппарата, связанные с атрофией альвеолярных отростков верхней и нижней челюстей после выпадения зубов. Центральная часть тела нижней челюсти и подбородочное возвышение выдвигаются кпереди и сближаются с носом. Лицо становится меньше по высоте, а скуловой диаметр не изменяется или уменьшается незначительно. /58/. 2. Антропологическое направление. Основной задачей антропологических исследований является расшифровка этнических особенностей строения лица и его выразительности, а также развития лица в антропогенезе. Крупным достижением ученых, работающих в этом направлении, является разработка методов восстановления лица человека по черепу (Герасимов М.М. 1949г.)

По утверждению краниологов ("краниоп" - по-гречески "череп", "логос" - учение), череп может "выдать" пол, возраст и болезни человека. К примеру, если лоб у мужчины чрезвычайно скошен к затылку, значит, у него, преждевременно - не в 2 года, а на первых месяцах жизни - зарос черепной шов, затронув лобные доли. А если череп меньше объема головного мозга, то возникают головные боли. Такую патологию обнаружил, исследуя фрагменты черепа Гитлера, Виктор Звягин, один из учеников Михаила Герасимова, первого реконструктора, воссоздавшего образы Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, героя "Слова о полку Игореве" - Буй Тура Всеволода, царей Ивана Грозного и Федора Иоанновича.

Анатомирование и психологизирование лица

В начале XIX века в своих френологических лекциях Франц Иозеф Галль утверждал, что "по выпуклости головы и выступающим ее частям можно делать выводы о характере данного лица... И не случайно, если у одного человека сильнее выражена височная область, у другого - лобный или затылочный бугор. И скаредность, и одаренность, и талант - все поддается определению при помощи моего метода" /62с. 20/. Галль сформулировал следующие основные принципы своей системы: 1.Нравственные качества и умственные способности врожденные; 2.Их проявления и их упражнения зависят от структуры мозга; З.Мозг - орган всех наклонностей, чувств и способностей; 4.Мозг состоит из стольких частных органов, сколько есть наклонностей, чувств и способностей, различающихся между собой.

Далее Франц Галль пришел к выводу, что "развитие какого-либо умственного или душевного качества отражается в увеличении соответствующего участка мозга, а поскольку мозг непосредственно соприкасается с черепом, то форма мозга, а соответственно и его выпуклости отражаются на форме черепа, образуя возвышения на его наружной поверхности. По ним и можно судить о преобладающих чертах характера"/ 62 /.

Но, несмотря на приводимые им доводы, данное учение было подвергнуто критике. Анатомы утверждали, что учение о френологии антинаучно и нет никаких доказательств того, что способности человека находят отражение в форме черепа. Однако исследования Франца Галля дали толчок к дальнейшему, более пристальному

изучению мозговой ткани под микроскопом. Были открыты неизвестные до того времени свойства мозга, центры речи, письма, слуха, зрения. Правда, они от чрезмерной деятельности отнюдь не гипертрофируются, не приподнимаются и тем более никак не давят изнутри на череп. И все-таки Галль одним из первых выдвинул проблему "строение тела и характер", к которой наука вернулась много лет спустя и которая не решена до конца и по сей день"/62 /.

В 70-х годах XIX века френологическое учение Франца Иозефа Галля получило неожиданное продолжение. Итальянский судебный врач Чезаре Ломброзо проведя наблюдение над 3839 людьми, совершившими разного рода преступления, и исследовав 383 черепа казненных преступников, выступил с утверждением о том, что в мозге человека есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим преступлениям. В своем труде "Человек преступный" Ломброзо писал, что внешний вид преступника отличается от внешнего вида обыкновенного человека, в его внешности присутствуют рудиментарные признаки, которые были свойственны первобытному человеку - скошенный лоб с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, переносимость боли, склонность к татуировке. "Убийцы большей частью брахицефалы, челюсти у них чрезмерно развиты, уши длинные, глаза стекловидные; воры -долихоцефалы, для них характерны маленькие глаза. Мошенники и совершающие поджоги отличаются кривым носом", - сделал вывод Ломброзо/62./. Всех преступников он поделил на три категории: "случайные преступники", "преступники по страсти" и "врожденные преступники". Для "врожденных ігоеступников" Ломброзо считал применение только смертной казни.

Если признать учение Ломброзо научным и достоверным, то можно прийти к выводу, что во избежания преступлений, целесообразным было бы изолировать от общества людей, подходящих под описание "врожденный преступник". И в каком возрасте следует проводить такую "сортировку", быть может еще в младенческом, дабы пресечь преступность на корню? Но данное учение было в дальнейшем отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов. Никаких особенностей в строении лица и головы преступников не было обнаружено. "Судить по мимике о врожденной жестокости, склонности к асоциальным поступкам нет оснований62 с. 22/.

Но все же, как объяснить тот факт, что в выражении лиц самых жестоких в истории человечества тиранов и диктаторов можно найти некоторые общие черты?

В настоящее время для розыска преступников используются характерные особенности лица человека. Лет 100-150 назад во многих странах сыщики были обязаны регулярно посещать тюрьмы с целью запоминания лиц преступников, чтобы узнавать их на воле. "Диккенсовский мистер Пиквик, попав в долговую тюрьму, был предупрежден, что с него "снимут портрет": тюремщики должны знать в лицо всех арестованных, поэтому изучают анфас и профиль новичка, пока твердо не запомнят"/ 95 /.

Способы узнавания лиц постепенно совершенствуются. Например, оригинальный метод распознавания лиц был разработан французским врачом Мишелем Рено. Он установил, что "оттиск губ может при идентификации личности сыграть гораздо более важную роль, чем отпечатки пальцев, поскольку структура поверхности губ абсолютно индивидуальна 762 С.26/. Доктор Рено обследовал несколько тысяч человека и не обнаружил даже двух идентичных оттисков, за исключением оттисков губ у близнецов. По мнению специалистов, данная методика может сыграть важную роль при опознавании личности человека в случае, если ладони деформированы.

Часто криминалистами применяется сочетание словесного портрета и фоторобота, что бывает очень полезным.

Существует особое криминалистическое учение о внешнем облике человека - габитоскопия, которое рассматривает закономерности и основанные на них средства и методы сбора, изучения и использования данных о внешнем облике человека в целях предупреждения, расследования и раскрытия преступлений. Одним из важных направлений этого учения является "систематизированное, научно обоснованное описание внешнего облика человека при помощи стандартизированной терминологии, названное "словесный портрет /95 с. II. Данный метод был разработан и систематизирован в конце XIX века во Франции Альфонсом Бертильоном. В России разработкой этого метода занимались Н. С. Бокариус, С. М. Потапов, 3. И. Кирсанов, В. А. Снетков и др.

Физиогномика и кинесика лица

Как мы уже сказали ранее, совокупность научных данных, относящихся к лицу разделяют на две группы. Ко второй группе относятся признаки выразительности лица, их иногда называют мимикой, отражающие психическое состояние человека через движения мимических мышц/ 58/.

Что же такое лицо и почему его изучение может дать нам огромную информацию? Эзотерическое знание утверждает, что на лице человека отражаются все его мысли, чувства и поступки. "Кроме мысли, узоры лица созданы посредством слова или действий либо в этой, либо в других жизнях"/ 27/. Именно поэтому лицо каждого человека индивидуально, поскольку, согласно эзотерике, оно отражает как добродетели, так и пороки. "Лицо есть зеркало кармы" и опытный физиогномист может, изучив его, узнать все об обратившемся к нему человеке.

Мы не случайно обратились к истокам китайской медициньї, т.к. впервые диагностика по лицу была изучена и применена в Китае. Искусство Сянь мин (чтение по лицу) практиковалось великими мастерами, которые держали его в глубокой тайне и лишь устно передавали свой опыт наиболее одаренным ученикам. Китайская натурфилософия и медицина обладают в этом плане огромной палитрой возможностей. В западных странах этот вид диагностики восходит к временам древних греков. Отличными "чтецами лица" были Сократ и Аристотель, Платон и Плутарх, блестящими диагностами по лицу был Отец Медицины - Гиппократ, а также Гален, Цельс и др. Аристотель и его сторонники считали, что черты лица и его общее выражение характеризуют определенный тип людей и что по ним можно определить характер человека, уровень его интеллекта и одаренности. Сохранились высказывания Аристотеля, вдохновлявшие физиогномистов на протяжении двух тысяч лет. "Культ лица для Аристотеля казался само собой разумеющимся. Достаточно отметить, что в своих описаниях человевеского лица и трактовке отдельных его частей Аристотель придавал носу поистине волшебное значение. Он, например, придерживался твёрдого мнения, что толстые носы в форме луковицы свойственны людям грубым, остроконечные - присущи вспыльчивым, с холерическим темпераментом, крючковатые обличают людей благородных и властных. Он проводил так же аналогшо носа человека с носами животных, выделяя орлиный нос, нос собаки, льва, оленя" /58/. Сократ и его современники, а так же Платон, последователем которого был Аристотель, так же умозрительно оценивали лица. В литературе имеется и ссылка на Пифагора, который, якобы, не позволял изучать математику в Академии студентам, на лицах которых он не видел способностей к этой науке.

В Средние века взгляды Аристотеля разделял Ибн Сина, хотя только ссылался на его труды, когда речь шла о мимике. Хотя в "Каноне врачебной науке " Ибн Сина не очень одобрительно пишет о том, что "чтецы по лицам так решительно утверждают, что такой-то человек сварлив, труслив, гневлив, нерешителен в делах", вместе с тем в своей практике он подробно анализировал выражение лица больных и результаты наблюдений приобщал к другим аргументам при постановке диагноза и при оценке состояния больного.

Эпоха Возрождения открыла пути новым течениям в искусстве и жизнеутверждающим тенденциям в науке. Появляются труды Леонардо да Винчи - великого магистра искусства и науки. Подвергаются научному анализу закономерности строения лица, его пропорции, возникает новое отношение к выразительности лица. Леонардо да Винчи благодаря знанию анатомии гениально угадывал связь эмоционального состояния человека с характером его мимики. Он считал такую зависимость непременной, но убедительно обосновать ее еще не мог. Для него была очевидной креаторная роль определённых мимических мышц в воспроизведении того или иного выражения лица. Закреплённость мимики за каждым типом человека он считал абсурдом. В мимике смеха и мимике плача участвуют те же мышцы" /58/. "Разница только в неодинаковом положении бровей: при смехе они наклонены к носу, при плаче в сторону уха" / 58 /.

Леонардо да Винчи наблюдал и зарисовывал лица многих людей как художник и как ученый. Он коллекционировал рисунки различных лиц, отмечал особенности строения лица у молодых и старых людей, здоровых и больных. Ему принадлежит идея математизации природных анатомических признаков. По его мнению, "как тело человека есть гармония частей", так и лицо представляет "регулярную нерегулярность".

Следуя за Леонардо многие художники, изображая человека, вкладывали в свои творения нечто большее, чем красоту или уродство. В лице они видели душу, психическое начало. Лишь в XVIII веке ученые стали делать то же, но без кисти и резца, а с помощью своего орудия - сказанного и напечатанного слова. Лафатер, Лихтенберг, Энгель и Белл открыли страницы истории изучения человека. Эти люди создали физиогномику - учение о физиономии, о языке лица, содержащее как верные, так и неверные мысли.

Профессор И. А. Сикорский писал, что "во всех сочинениях физиогномика определялась как наука, на основании которой происходит распознавание душевных качеств по чертам лица, по форме других частей тела, почему обыкновенно и описывалась: физиогномия лица, глаз, физиогномия рук и пр.; причем принималась во внимание не только форма этих частей, но й движение их (то есть мимика и жесты). Как части выделялись из физиогномики: metoposcopia (изучение лица), chiromantia (изучение рук) /88 с. 10/.

Первым следует назвать Иоганна Каспара Лафатера, ибо он первый сделал попытку издать научную физиогномику. Первый том его сочинения "Физиогномические фрагменты" вышел в свет в 1775 году и произвел огромное впечатление, хотя и не все отнеслись к нему доброжелательно. В своей книге Лафатер писал, что все лица людей различаются по своей индивидуальности и абсолютно невозможно найти два совершенно подобных лица, как и два характера. Он считал, что различие характеров у всех людей являются причиной различия всех человеческих лиц. "Сочетания быстрых молниеобразных движений глаз и проницательного ума с находчивой шуткой встречаются у человека сотни раз: разве можно не усматривать в этом связи? Разве случайностью, а не влиянием природы, не непосредственным взаимным воздействием является то обстоятельство, что именно в момент проницаемости ума, наибольшего остроумия весьма заметно изменяется блеск, движение или положение глаз? Разве случайно открытый, весёлый и приветливый взгляд и открытое, весёлое и приветливое сердце встречаются одновременно у тысячи людей без того, чтобы эти признаки были связанны"/ 88 /.

И согласно учению Лафатера, поскольку причина и следствие соответствуют друг другу, то и в облике человека "отражении божества", существует соотношение между внешним и внутренним, между видимым и невидимым, т.е. между телесным состоянием человека и духовным.

Лицо человека в современной эпохе

Наши представления о красоте человеческого лица не остаются неизменными. Разве существуют определенные, раз и навсегда установленные стандарты красоты? Конечно, нет. Абсолютную формулу красоты найти невозможно. Красота, как мы знаем страшная сила... Идет ли речь о египетской Нефертити, о Клеопатре, о загадочной Джоконде или о Саскии. Но как прихотливо меняется образ женской красоты.

В каждую новую эпоху возникали свои представления о красоте человеческого лица, рождались новые вкусы и критерии оценки красоты.

Античные художники искали определенное геометрическое соотношение частей и линий лица, пытаясь найти математическую, точную формулу красоты.

В XVIII - XIX веках идеалом женской красоты считалась матовая, почти болезненная бледность, миндалевидный разрез глаз и "соболиные" брови, крохотный ротик.

В середине прошлого века немецкий поэт Л. Эйхродт стал печатать в одном из мюнхенских изданий стихи, посвященные семье, дому, патриархальным традициям. Он помещал их под псевдонимом Готлиб Бидермейер. Поэт и не думал о том, что его вымышленное имя станет обозначением новых ценностей, ориентации целой эпохи, а также о том, что благодаря ему сложится эталон женской красоты и нравственности. Кроткая, благонравная, женственная - так выглядела воспетая им девушка.

Во все века существовала мода на лицо. Был в моде тот или иной тип лица, форма губ, бровей, глаз. В 70-е годы было модным носить тонкие брови-ниточки, в 80-е мода противоположно меняется и все начинают "отращивать" не так давно старательно выщипываемые брови. Одно время всех сводил с ума римский профиль, все хотели походить на римлян. Сейчас можно сказать, что античность изжита. Как выразился П. С. Гуревич: "...мода терзает нас. И многим приходится уныло донашивать то, чем наградила их природа" /33 /

Нельзя не вспомнить о самом древнем способе украшения лица -это косметике. Во все времена женщины пытались с помощью красок что-то улучшить в своей внешности. Интересно, что красная, желтая и оранжевая охра (оттенки, чаще других используемые в косметике) еще в древности являлись знаком возрождения и вечности жизни, витальности. Светлое и румяное лицо воспринимается как свет и тепло солнца. Согласно теории Я. Чеснова "косметика связана с представлением о внутреннем теле и переносит на внешнее тело ресурсы витальности из внешнего мира. "/105 с.213/. В стремлении к использованию косметических средств Чеснов видит также -"стремление дополнить естественный объем человеческого тела, которое мыслится незаконченным"/!05 /.

В наше время бизнес, цель которого создание красоты - дело прибыльное и выгодное. Поскольку в каждом новом сезоне с очередной модой появляется новый идеал красоты. "Угодить каждой женщине невозможно, намного легче внушить, что в этом году всем следует красить губы только светлой перламутровой помадой вместо того, что кому идет /С. Лорен, с. 14/. Женский образ в мире моды ежегодно меняется. И делается это в основном ради финансовой выгоды, и внешность, идеальная в нынешнем сезоне, в будущем году будет считаться уже немодной. А ведь душу не нарисуешь кисточкой...

Совершенные черты сами по себе еще не являются залогом красоты. "Безупречные линии наводят на мысль о холодных пропорциях греческой статуи, а не о теплой, желанной, красивой женщине" /Софи Лорен с. 17/. Почему же многие женщины так привлекательны, если их внешность далека от идеала? В книге Софи Лорен мы можем найти такой ответ на этот вопрос: "Зависть и восхищение вызывают те женщины, которые сами считают себя ослепительными. Они сумели открыть это в себе и излучают наслаждение от своего открытия, хотя их лица, фигура и косметика не всегда безупречны. Но вам бросается в глаза прежде всего их убежденность в своей неотразимости" / с. 17/. И далее следует вывод, что ничто так не украшает женщину, как ее вера в свои достоинства.

Считается, что недостатки лица надо скрывать. Но что такое недостатки? Очень часто необычные черты лучше подчеркивать, а не прятать. Одно из общепринятых правил гласит: для крупных черт лица необходима сложная прическа, чтобы избежать дисгармонии. Но на примере той же Софи Лорен, у которой крупные черты лица, можно сказать, что и с простой прической она выглядит великолепно.

Современная антропология свидетельствует, что типы человеческого лица обладают свойством возобновляться. "Его величество случай может заставить Нерона еще раз выглянуть из толпы совсем не в императорском облачении". Антропологи приводят таблицы, дают сравнительный анализ черепов, мимики.

В жизни редко встречаются люди с безупречно правильными чертами лица. "Если в лице не отражаются ум и воля, честность и сердечность, если нет природного обаяния, мы вряд ли почувствуем к такому человеку влечение и симпатию, как бы правильны ни были соотношения его носа, рта и глаз"/ 33 /.

У Николая Заболоцкого есть прекрасное стихотворение, посвященное красоте человеческих лиц:

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица - подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижину знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица - подобья ликующих песен.

Похожие диссертации на Лицо человека (Опыт философско-культурологического анализа)